Оглавление

1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология,

    гносеология, аксиология). Основные философские школы,

    течения и направления……………………………………………………..3

2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова и решение

    глобальных проблем человеческой цивилизации………………………..7 

Тест на размышление………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления

Многие исследователи считают философию наукой. Философия – это наука о всеобщем. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом.

Для философии характерны следующие функции:

1) теоретическая (философия как мировоззрение);

2) чувственно-эстетическая (философия как мироощущение);

3) герменевтическая.

Наряду с перечисленными довольно часто выделяют еще и другие функции:

1) онтологическую;

2) гносеологическую;

3) методологическую;

4) логи­ческую;

5) аксиологическую;

6) эвристическую;

7) гуманистическую [5].

Как онтология философия является учением о бытии (грече­ское слово "он" = сущее).

В качестве гносеологии (греческое "гносис" = знание,  познание) философия изучает источники, формы и методы познания.

Если философия изучает способы познания, то она выступает методологией (греческое "методос" = способ).

В качестве логики философия исследует взаимосвязь и взаимопереход идей.

Аксиология (греческое "аксиос" = цен­ный) - это учение о ценностях.

Эвристика (буквально в переводе с греческого означает нахождение) занимается поисками пу­тей творчества и их обоснования.

Гуманистическая (от латинско­го "гуманус" = человечный) функция философии реализуется в философском учении о человеке, которое часто называют антро­пологией (греческое "антропос" = человек) [1].

О каждой из перечис­ленных функций философии написаны сотни книг.

Итак, в чем же состоит назначение философии? Почему че­ловек философствует? Немецкий мыслитель М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поиске удела человека. По Хайдеггеру, философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в том причудливом мире, где нам суждено быть или не быть. Быть или не быть - вот в чем вопрос. А если быть, то каким?

Человек философствует потому, что он человек. Каждый че­ловек - философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать ина­че, ибо это самый универсальный и необходимый способ его су­ществования. На всем протяжении своего существования человек стремился возвысить этот способ существования. И, очевидно, пра­вильно делал [6].

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвыше­нии человека, в обеспечении универсальных условий для его со­вершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые мож­но сосчитать и представить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экзамена или зачета. Философия - это ди­намичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований.

Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. В этой связи в учебниках филосо­фии излагают сначала историю философии, а уже после этого философию как систематический курс. Такой, кажущийся в чем-то усложненный, путь изучения философии не всем по душе. Но он обладает многими достоинствами.

Всегда, когда осваивается исторический материал, сохраня­ется опасность повторения студентом тех исторических заблуж­дений, которые уже давно преодолены в силу развития челове­ческой культуры. Так обстоит дело и в математике, и в физике, и в философии. Впрочем формально-символический аппарат со­временных естественно-научных и технических дисциплин столь специфичен, что уже простое овладение им как бы предохраня­ет от соскальзывания в область устаревшего.

В философии такой аппарат отсутствует, здесь на протяжении многих веков пользу­ются вроде бы одними и теми же словами: истина, красота, бла­го, идея... Но смысл, вкладываемый в эти слова, меняется по ме­ре развития философии. В этих условиях подъем на вершину со­временных философских воззрений предполагает достаточно яс­ное понимание того, что уже было, прошлых достижений и не­удач. Как показывает практика изучения философии, тот, кто не знает истории развития философских идей, рискует повторить неудачи былого. Очевидно, что следует избегать этого [3].

С учетом изложенного нужно стремиться к достижению вер­шин современной философии. Но для этого необходимо преодо­леть определенный путь, пройти некоторую школу мысли и чув­ства. Даже в своих ошибках ученые умели быть великими, фактически стимулируя будущую мысль на новые открытия. Более того, удивительно, но выдаю­щиеся философы прошлого довольно часто оказываются на вы­соте современных философских проблем. Как вполне справедли­во отмечал наш отечественный выдающийся философ А.Ф. Лосев, история философии - это база духовной культуры вообще.

Для античной философии характерны милетская школа; школа Пифагора; учения Гераклита, Парменида и Зенона; атомисты (Левкипп и Демокрит); школа Сократа; софисты; учение Платона и Аристотеля; стоицизм (Цицерон, Сенека); эпикуреизм (Эпикур, Лукреций); скептицизм (Пиррон, Эмпирик); неоплатонизм (Плотин).

Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Аквинский, Ибн Сина, Аль-Фараби, Скот и другие.

Философия эпохи возрождения выработала новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству выдающихся философов, таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

Европейская философия XVII в. также открыла  великих философов: Бэкон, Декарт, Галилей, Ньютон, Гоббс, Локк, Лейбниц и др.

Философия французского Просвещения связана с именами Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха. Философия в Германии открыла имена Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса и других.

Русская философия связана с именами Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других [5].

     

2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации

Имеет смысл начать разговор о русской философии, том пе­риоде его развития, который получил название «серебряного века», с Н.Ф. Федорова (1828-1903). Правда, еще ранее в исто­рию русской общественно-политической и философской мысли вошел К.Н. Леонтьев (1831-1891), автор книги «Восток, Россия и славянство». В получившей большую, хотя и несколько скандаль­ную известность работе звучал призыв любой ценой уберечь страну от гниюще разлагающих идей Запада. Леонтьев, однако, не очень верит в то, что это удастся [2].

Что касается Федорова, его весьма оригинальные идеи мало известны, хотя в свое время они производили впечатление.

Получивший довольно скромное образование Н.Ф. Федоров начинал преподавателем гимназии, затем получил должность биб­лиотекаря Румянцевского музея в Москве и оставался на этой должности до конца жизни. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хра­нящихся в библиотеке музея, обладал огромной эрудицией во всех областях знаний.

Живя напряженной духовной жизнью, он был абсолютно рав­нодушен к мирским благам: занимал крошечную комнату, по сути каморку, спал не более 4-5 часов в сутки на сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое. Часто месяцами не употреблял горячей пищи. Значительную часть сво­его более чем скромного жалования раздавал нуждающимся.

У Федорова были так называемые стипендиаты, люди, которым он помогал постоянно. Он не любил почестей, избегал славы. То, что вышло из-под его пера и было напечатано, публиковалось под псевдонимами. Многое не печаталось вовсе. Наиболее известная его «Философия общего дела» издана друзьями после смерти автора [1].

Н.Ф. Федоров пользовался всеобщим уважением, а его идеи вызывали большой интерес.

Известен такой факт. Однажды библиотеку, в которой работал Фе­доров, посетил Л.Н. Толстой. В ответ на демонстрацию книжных сокровищ он высказался в том смысле, что люди пишут слишком много глупостей и что все книги следовало бы просто сжечь. Фе­доров не выдержал и вспылил: «Я видел, - сказал он, - много глупцов, но таких, как вы, еще не видел».

Как  и другие философы России рассматриваемого периода ее истории, Н.Ф. Федоров связывает свое учение с христианством. Но понимает он его весьма оригинально. Вера обычно и прямо, и косвенно противопоставляется научному знанию.

У Федорова нет такого противопоставления: при опоре на знания и благодаря мно­гообразной деятельности человек может и должен подчинить себе слепые и часто враждебные силы природы, установить господство над природой. Люди научатся управлять метеорологически­ми процессами, будут использовать солнечную энергию, заме­нив ею каменный уголь. Отодвинется, а потом и вовсе отпадет опасность перенаселения Земли [4].

Мыслитель верил: научившись управлять силами природы, человечество не только покончит с голодом, удовлетворит все свои другие потребности. Оно отодвинет в прошлое вражду меж­ду людьми. Объединив же усилия, человечество не останется на Земле. Его ждут просторы Вселенной. Федоров предсказывает за­селение землянами других планет.

Главной же целью, достижению которой надлежит подчинить все силы, должно стать, по мнению русского философа... воскре­шение наших предков. Даже неверующие материалисты не могут доказать, - писал он, - что это невозможно. Разложение тела и кажущееся полное исчезновение частиц, его составляющих, не является здесь абсолютным препятствием. Частицы тела не могут выйти за пределы пространства. Раз так, они могут быть воссоз­даны. «Объединимся и возвратим им, нашим предкам, жизнь», - призывает Н.Ф. Федоров. Философ не понимает и даже осуж­дает стремление к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле [1].

Перед нами - несомненно, оригинальный философ, внешне достаточно реалистичный, но подчинивший себя, свою мысль до­казательству, по сути, одной привлекательной, но неосуществи­мой идеи.

Тест на размышление

Альберт Эйнштейн утверждал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной».

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте?

Ответ:

Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы – языковые, культурные, техническое и другие.

Список литературы

1. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.-544с.

 2. Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред.И.Т.Фролова.-М.:Политиздат,1989.-485с.

3. Гуревич П.Я. Основы философии. - М.:Просвещение,1997.-528с.

4. История философии: Учебник/ Под ред. В.П. Кохановского.-Ростов-на-Дону,2001.-574с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 1996.-320с.

6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.-Ростов-на-Дону,1997.-486с.