Оглавление

1. Особенности русской философии………………………………………...3

2. Философские идеи русских революционных демократов………………4

3. Русская религиозная философия………………………………………….7

Список литературы………………………………………………………….11

1. Особенности русской философии

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны всякого рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф [2].

Русские философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; гуманизм и его кризис; смысл человеческой истории; ряд важных социальных вопросов [3].

2. Философские идеи русских революционных демократов

На рубеже  XIX – XX века очень остро обсуждалась проблема развития России, так называемая проблема Востока – Запада.

Славянофилы развивали идею о самобытном развитии России, она должна идти своим путем, отличным от пути избранного Западной Европой.    Западники считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на Западную Европу. Из среды западников вышли русские революционные демократы, такие как: А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский. Они ориентировались на революционные преобразования общества на «русский социализм». Один из наиболее ярких представителей русской революционной демократии - Александр Иванович Герцен (1812-1870). Важная часть его творчества - социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию «русского социализма», Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. Весь русский вопрос, по его мнению, заключается в вопросе о крепостном праве, и его решение возможно только через крестьянскую общину [6].

Так же как и Герцен, на «русский социализм» и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный демократ он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории. Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества, хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные поля, по его выражению, а не через тротуар  Невского проспекта. Эта вера в творческие  силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

Идеи Чернышевского были им сформированы и положены  в основу такого идеологического  течения как народничество. Народничество пропагандировало и отстаивало «российский» (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно-духовной основой русского, или крестьянского, социализма (в отличие от социализма западного - машинно-индустриального)  признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм. Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. ХIХ в. Основными  выразителями этого мировоззрения были  А. Герцен,                                   Н. Чернышевский, М. Михайловский, П. Лавров, П. Ткачев, М. Бакунин. В вопросах  политической программы  общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг – «земля и воля», стремление к социалистической революции в России и общественному  строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм  (Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев) [5].

Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В «Исторических письмах» Лавров говорит, что личность должна развивать в себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в общественные формы. Индивидуализм по мнению Лаврова может быть оправдан, когда он становится  осуществлением общего блага. Революционное дело требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.

Н. Михайловский (1842-1904) лидер либерального народничества. Он является главным создателем субъективного метода в социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества, в котором, должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. А таковым у Михайловского выступает идеал социализма, как общинного коллективизма.

Таким образом, в центре социально-философской концепции Михайловского (как  Лаврова и Герцена) находится идея личности, развитие которой является целью и идеалом исторического прогресса. Поэтому отчуждение личности, превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью и обществом должны быть преодолены. Это может быть достигнуто в кооперации с другими, при социализме, при котором осуществляется «тождество личного начала при посредстве начала общинного» [4].

Главным теоретиком революционного народничества 70-х годов XIX века был М.А. Бакунин (1814-1876). Главным в его теории было учение о государстве, которое он понимал как «исторически необходимое зло, так как в 60-е годы ХIХ в. являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, «на Западе - фабричным и городским рабочим, в России и в других  славянских землях - крестьянам. Народам, полагал Бакунин, присущ инстинкт  свободы, который толкает их на борьбу. Сущность революции он понимал упрощенно: считая основной целью революции уничтожение неравенства между людьми.

Бакунинская программа социальной революции была утопичная, но она нашла отклик в кругах демократической молодежи [5].

Таким образом, русская философия ХIХ - ХХ вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, ее религиозность.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и  самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм  исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений.  Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

3. Русская религиозная философия

Одна из особенностей русской философской мысли - это ее религиозная направленность идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная с процессом христианизации. В дальнейшем, в теории «Москва - Третий Рим». Эта религиозная направленность отчетливо проявилась в идеи русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа  - идея «Святой Руси».  В ХIХ начале ХХ веков религиозные мотивы в русской философии были выражены в уже установившейся «Русской идее». А так же религиозный мотив проходит через всю  философию  славянофилов, которые брали на вооружение взгляды Чаадаева, его философии истории зиждется   на присущих  на принципе  провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является по Чаадаеву «Божественное проведение» [7].

Славянофилы, выступившие за самобытность России, за ее принципиальные отличия в своем развитии  от Западной Европы, видели Россию в лоне христианства, православия в первую очередь. Хомяков А.С. - глава и идейный вдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечного начала, выступая за возврат идеологии «Святой Руси». Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. ХIХ века явились почвенники. Главная идея их философских исканий – «национальная почва» как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно «национальной почвой» для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления -                   А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.Н. Достоевский [3].

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников был Ф.М. Достоевский (1821-1881) его философия - это философия переживаний поступков, мыслей созданных им литературных героев. По Достоевскому  «истинный путь» свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования  Богу. Бог для него является основой всего гарантией нравственности. В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развития религиозной философии [4].

Русская религиозная философия  конца Х1Х первой половины ХХ веков связана с возникновением философских систем. Мыслителям этого времени следует отнести М. Федорова, Б. Чичерина, М. Лосского. Характерными особенностями философии этого периода являются  ее гуманизм и религиозный характер. Еще одна особенность этого периода - связь с развитием естествознания и заключается в возникновении русского коализма. Коализм можно разделить на два направления: мистическое (Н. Федоров, В. Соловьев, П. Флоренский) и научные - (К. Циалковский, В. Вернандский).

Философия В. Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик религиозной философской традиции.   Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева,  должно стать христианство. Центральная идея философии Соловьева - идея  всеединства.

   Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса.

Соловьев внес значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии  с божественной) социальной Троицы - органического единства  церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить «Вселенской церкви». В таком образе «русской идеи» Соловьев хорошо соединил  то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея «Святой Руси» (концепция Москва – Третий Рим), идея «Великой Руси» связанная с реформами Петра Великого) и идея «Свободной Руси» (начало которой положили декабристы) [1].

  Николай Федорович Федоров (1828-1903) является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма. Основное его учение изложено в труде «Философия общего дела», в котором проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с верой в силу науки. Для Федорова, чтобы победить смерть, всё несовершенство  и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический и утопический характер философии Федорова в истории русской философии он является мыслителем, который поднял планку индивидуального идеала на небывалую высоту, обнаружив жажду «полного всеобщего       спасения» [6].

Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается бурный рост философских кружков, происходит  сближение философии с русской культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, И. Ильина,   П. Флоренского, Л. Шестакова, Л. Лосева.

Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», то есть человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление  человека.

Для социального переустройства  общества, по Бердяеву нужно, прежде всего, не техническое переустройство, а духовное возрождение [6].

Соловьев и ряд его последователей выражали в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились поставить  разум на службу вере. Однако, интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла антигентеллектуалалисткая тенденция. Антигентелектуалисты  культивировали такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы.  В русской  религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866-1938) Определяющим моментом его учение является  тезис о коренной противоположности и даже несовместимости и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая,  наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры Шестов договорился до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством [1].

Таким образом, на рубеже ХIХ-ХХ вв.  имела место религиозная философская мысль, обосновывающая как развитие России в ключе христианизации поступать так и развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы мирового развития.    

Список литературы

1. История философия : Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Н. Волковой, В.С. Горнева. – М.: Приор, 1997. – 455с.

2. Лосев А.Ф. Русская Философия. -  М.,1991. – 432с.

3. Полторацкий Н.Т. Русская религиозная философия // Вопросы философии. - 1992. - №2. – С.15-21.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 1995. – 344с.

          5. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко,                  В.П. Ратникова – М.: Культура, 1998. – 387с.

6. Философия: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/д.: Феникс, 1997. – 432с.

7. Хоружий С.С. Философский процесс в России, как встреча философии и православия // Вопросы философии. - 1991. - №5. – С.12-16.