Оглавление

Введение                                                                                                         3

1.     Сознание: сущностные характеристики и проблема

     происхождения в истории философской мысли                                   5

2.     Соотношение общественного и индивидуального

     сознания. Структура общественного сознания                                   10

Заключение                                                                                                  14

Список литературы                                                                                     15

Введение

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище в мире – мыслящий разум! Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума че­ловек «выходит» за пределы самого себя, за приделы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и гряду­щее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проник­нуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает вес и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее coдержание вещей. Управляя руками людей разум творит то, чего нет в природе, - мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых вопло­щена, опредмечена сила мысли.

Отразившись в «кристалле» человеческого «Я», объ­ективный мир преобразуется в субъективную реаль­ность и как бы светится в нем своими бесчисленными идеальными «красками». Как своего рода прожектор, сознание освещает нам вещи, их свойства и отношения.

Сознание возникает как отраженное я осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни че­ловека и общества. В силу этого ни одного явления сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни, человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отноше­ний. Все индивидуальные, социальные, классовые и об­щечеловеческие проблемы, которые ставит перед чело­веком жизнь, своим теоретическим основанием имеют понимание природы сознания личности как духовного явления, детерминированного общественно-историческими факторами.

Проблема сознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в много­численной философской, психологической, психиатриче­ской, кибернетической, физиологической и другой лите­ратуре, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.

1. Сознание: сущностные характеристики и проблема происхождения в истории философской мысли

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание».

Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».

Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека [4].

В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению сознания. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойствен­ную общественно развитому человеку, идеальную сто­рону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание, социальная психология).

В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое и знако­вой форме; связывание новой информации, получен­ной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружаю­щей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, то есть предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведе­нием личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания — отражение, отношение, целеполагание и управление [1; 3].

Рассмотрим историю взглядов на сознание. Трудности исследования явлений сознания, связаны с принципиальной непосредстнной ненаблюдаемостыо его механизмов, что является од­ной из предпосылок для всевозможных мистификаций его природы. Научное познание явлений сознания возникло сравнительно поздно, хотя его истоки восходят к древности. И первобытном обществе, когда предметы и явления природы, по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы, еще не было четкой дифферциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая пещь начинает мыслиться как обладающая душой, и той или иной мере отделенной от вещи. На ранних ступенях разви­тия философии не было строгого расчленения идеаль­ного и материального, так, например, логос в древнегреческой философии понимается одновременно и как огонь и как смысл вещей. По Гераклиту, логос правит всем через все. Ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему миропо­рядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассмат­ривалась то как воздух, то как огонь, то как движе­ние тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса «ум» (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, таким образом обладающей самосознанием. так и в каждой индивидуальной душе человека ум со­зерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение [5].

Характерная особенность античной трактовки сознания заключается в рассмотрении его как пассивного воспроизведения космоса. В тех случаях, когда разум мыслился в качестве материального процесса (движения атомов), как это имело место у атомистов, сознание толковалось как подчиненное законам физического движения; даже сама возможность выбора и волевом дейст­вии понималась как реализация общих законов кос­моса. При таком подходе не могла возникнуть проб­лема внутренней активности сознания.

Если в античности разум космичен и предстает как обобщение действительного мира, как синоним универсальной за­кономерности, то в средние века сознание трактуется как надмировое начало (бог), которое сущестует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь кро­хотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возни­кает чрезвычайно важная идея спонтанной активно­сти души, причем в понятие души включалось и сознание.  В учении Фомы Ливийского сознание, охватывает все специ­фически человеческие психические  процессы.

С возникновением капиталистической формации и разви­тием частной инициативы происходит осознание реаль­ной ценности человеческой личности. Если до нового вре­мени понятия «Я»  человеческое сознание в собственном смысле спе­циально разрабатывались в древне-индийских философско-религиозных школах (хотя интроспективное понимание сознания возникло уже у Платона и Августина), то теперь и в европейской фи­лософии осуществляется переход от понятия души к категории сознания. Однако при этом и ряде случаен происходит абсолютизация духовного начала, которое в идеалистическом мировоззрении мыслится как нечто более достоверное, чем физическая реальность.

На разработку проблемы сознания в философии нового времени наибольшее влияние оказал Декарт. Он рас­сматривал сознание как непространственную субстанцию, откры­тую лишь для созерцающего ее субъекта. Все осозна­ваемые явления психики Декарт рассматривал как мышление, противополагая их эмоциям. Локк, отри­цая картезианский нативизм, разделял точку зрения Декарта, согласно которой сознание есть «...восприятие того. что проис­ходит v человека в его собственном уме».

 Таким образом, в понимании сознания на первый план был выдвинут момент самосознания. Концепция сознания в материалистической фило­софии и психологии обычно исходила из двух прин­ципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

Так, Спиноза, именовавший сознание терминами «дух», «душа», «ум», «мышление», рассматривал его как один из ат­рибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Поэтому индивидуальное сознание для него есть качество, присущее человеку от природы: а...не более в нашей власти иметь здоровый дух. чем здоровое тело». Подвергнув критике дуализм Декарта, Спиноза провозгласил единственной субстанцией природу и тем самым лишил сознание субстан­циального характера, подчеркнув, что порядок и связь идей совпадают с порядком и связью вещей.

 Французские материалисты XVIII в. трактовали сознание как функцию мозга и отражение действительности. Для них характерна антиномия человека и среды: человек — продукт сре­ды, среда — продукт «общественного мнения», разума. И поныне сохраняет актуальное значение спор между Дидро и Гельвецием о соотношении воспитательного воздействия общества на психику, сознание индивида и природ­ных «задатков»). Гельвеций исходил из того, что со­держание сознания определяется тем обществом, в котором живут люди, а разум формируется воспитанием. Только внешние обстоятельства способны лепить из ре­бенка гения или идиота [2; 5].

Представители немецкого классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности сознания, а Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании  созании. Гегель исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; правда, последние толковались им как вопло­щение объективного духа, а абсолютное самосознание мысли­лось как надличностное, всеобщее начало, движущееся по имманентным ему законам. Энгельс писал, чти фе­номенология духа у Гегеля является «...отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращен­ное воспроизведении ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием [5].

 

2. Соотношение общественного и индивидуального сознания. Структура общественного сознания

Идеализм исходит из того, что сознание развивается имма­нентно, спонтанно и может быть понято исключитель­но из самого себя. В противоположность этому, марк­сизм исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Со­знание с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди.

Мозг человека — это не «чистое полотно», на котором жизнь рисует свое изображение. Он заключает в себе выработанные всей мировой историей человеческой потен­ции, передающиеся по наследству «задатки», которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. «...Все, что мы имеем от природы, то мы первоначально полу­чаем лишь в виде возможностей и впоследствии пре­образуем их в действительность», - говорил Аристотель. Без учета биологических факторов на­следственности невозможно уяснить все индивидуаль­ные особенности психического склада личности. Однако абсолютизация наследственного фактора воздвигает непреодолимые трудности на пути раскрытия сущно­сти человека и его сознания.

Натуралистическая позиция, пытаю­щаяся свести сущность сознания к внутриорганическим отноше­ниям в пределах мозга, является несостоятельной в научном отношении н реакционной в политическом: она тесно связана с идеологией расизма. Сам по себе мозг, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания только тогда, когда человек вовлекается в обществ, жизнь, усваивает исторически выработан­ные формы культуры. Подчеркивая общественную сущность сознания индивида, которая остается таковой и вне непосредственного контакта, его общения с другими, Маркс писал: «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять и непосредственном общении с другими,— даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я дей­ствую как человек. Мне не только дан, и качестве общественного продукта, материал для моей деятель­ности — даже и сам язык, на котором работает мыс­литель,— но и моё собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я де­лаю из моей особы, я делаю из себя для общества, со­знавая себя как общественное существо» [4].

Сознание имеет не только внутриличностное бытие, оно объективируется и существует надличностно — в систе­ме материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания.

Общественное сознание развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе еще не заключают в себе мыслит, содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства биб­лиотек мира, памятники искусства и т. п. имеют смысл духовного богатства.

Общественное сознание — это отра­жение обществ, бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведения искусства, в политической, пра­вовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уров­нями, начиная от обыденного, массового сознания и кончая высшими формами теоретического мышления [5].

В состав общественного сознания входят различные его формы: наука, фило­софия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая обществ, бытие, общественное сознание облада­ет относит, самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на обществ, бытие: идеи, когда они овла­девают массами, становятся материальной силой.

Общественное сознание составляет вместе с тем необходимое условие формирования и  существования личного индивидуального сознания, которое выражает специфические чер­ты индивидуального развития личности, особенности ее воспитания и т. п., при прочих равных условиях определяющие отличие ее духовного мира от духов­ного мира других личностей.

В главном отношение лич­ного сознания к миру опосредовано его отношением к фор­мам общественного сознания, которые в том виде, в каком они существуют в данном обществе, изo дня и день воздей­ствуют на личность, делают из каждого отдельного человека представителя определенного образа жизни, уровня куль­туры и психологии.

Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Подобно тому как общество не есть «сумма» составляющих его людей, так и общественное сознание есть не «сумма» сознании отдельных лич­ностей, а качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает влияние на каждого человека, заставляет его считаться с исторически сложившимися нормами общественного сознания как с чем-то реальным, хотя и немате­риальным. Над индивидуальным сознанием существует всемирно-исторический массив духовной культуры, представ­ляющий собой все усложняющуюся систему научных, художественных, нравственных, правовых, политических идей и пред­ставлений.

Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимо­действие. Исторически выработанные обществом нор­мы сознания становятся предметом личных убеждений ин­дивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они вхо­дят и состав общественного сознания, приобретают характер нор­мы поведения. Личное сознание представляет собой, таким образом, аккумулированный опыт общества, а общественного сознания не существует вне личного [3].

Структура сознания определяется прежде всего тем, что оно есть процесс познания действительности и результат этого процесса – знание. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления. Движение от чувственной ступени сознания к теоретическому мышлению осуществляется как бы по бесконечной спирали: каждое удаление отвлеченной мысли от ощущений, восприятий и представлений сопровождается постоянным возвратом к ним.

Заключение

Итак, рассмотрев чрезвычайно сложную проблему сознания, которая имеет не только теоретический, но и большой практический смысл, можно сказать следующее. Сознание представляет собой высшую функцию мозга человека, непосредственно связанную с речью, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Ученые многих поколений уделяли и уделяют до сих пор большое внимание проблемам сознания. Их исследования свидетельствуют о том, что пронизывая собой всю практически бесконечную цепь индивидуальных поступков людей, больших и малых социальных событий, осуществляя целеполагание, сознание управляет всей человеческой деятельностью, преобразующей мир и творящей историю.

Прогресс человека и его сознания является составной частью общего исторического прогресса человечества. Развитие общества, его расцвет неизбежно влекут за собой и развитие каждой конкретной личности, ее сознания и самосознания, углубление ее культурных запросов, увеличение интенсивности интеллектуальной и эмоциональной жизни.

Все успехи строительства общества так или иначе связаны с духовным ростом каждого человека, с овладением научным мировоззрением, с сознанием свободы и повышением социальной и личной ответственности за свои поступки.

Список литературы

1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии.-1997.-№7.-С.8-12.

2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.-1990.-№10.-С.28-35.

3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.-304с.

4. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1998.-564с.

5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева.-М.: «Советская энциклопедия», 1983.-С.238.