Оглавление
Введение 3
1. Сознание: сущностные характеристики и проблема
происхождения в истории философской мысли 5
2. Соотношение общественного и индивидуального
сознания. Структура общественного сознания 10
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище в мире – мыслящий разум! Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за приделы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает вес и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее coдержание вещей. Управляя руками людей разум творит то, чего нет в природе, - мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена, опредмечена сила мысли.
Отразившись в «кристалле» человеческого «Я», объективный мир преобразуется в субъективную реальность и как бы светится в нем своими бесчисленными идеальными «красками». Как своего рода прожектор, сознание освещает нам вещи, их свойства и отношения.
Сознание возникает как отраженное я осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни человека и общества. В силу этого ни одного явления сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни, человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений. Все индивидуальные, социальные, классовые и общечеловеческие проблемы, которые ставит перед человеком жизнь, своим теоретическим основанием имеют понимание природы сознания личности как духовного явления, детерминированного общественно-историческими факторами.
Проблема сознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.
1. Сознание: сущностные характеристики и проблема происхождения в истории философской мысли
Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание».
Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».
Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека [4].
В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению сознания. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание, социальная психология).
В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое и знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, то есть предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире.
Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания — отражение, отношение, целеполагание и управление [1; 3].
Рассмотрим историю взглядов на сознание. Трудности исследования явлений сознания, связаны с принципиальной непосредстнной ненаблюдаемостыо его механизмов, что является одной из предпосылок для всевозможных мистификаций его природы. Научное познание явлений сознания возникло сравнительно поздно, хотя его истоки восходят к древности. И первобытном обществе, когда предметы и явления природы, по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы, еще не было четкой дифферциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая пещь начинает мыслиться как обладающая душой, и той или иной мере отделенной от вещи. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального, так, например, логос в древнегреческой философии понимается одновременно и как огонь и как смысл вещей. По Гераклиту, логос правит всем через все. Ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса «ум» (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, таким образом обладающей самосознанием. так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение [5].
Характерная особенность античной трактовки сознания заключается в рассмотрении его как пассивного воспроизведения космоса. В тех случаях, когда разум мыслился в качестве материального процесса (движения атомов), как это имело место у атомистов, сознание толковалось как подчиненное законам физического движения; даже сама возможность выбора и волевом действии понималась как реализация общих законов космоса. При таком подходе не могла возникнуть проблема внутренней активности сознания.
Если в античности разум космичен и предстает как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века сознание трактуется как надмировое начало (бог), которое сущестует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем в понятие души включалось и сознание. В учении Фомы Ливийского сознание, охватывает все специфически человеческие психические процессы.
С возникновением капиталистической формации и развитием частной инициативы происходит осознание реальной ценности человеческой личности. Если до нового времени понятия «Я» человеческое сознание в собственном смысле специально разрабатывались в древне-индийских философско-религиозных школах (хотя интроспективное понимание сознания возникло уже у Платона и Августина), то теперь и в европейской философии осуществляется переход от понятия души к категории сознания. Однако при этом и ряде случаен происходит абсолютизация духовного начала, которое в идеалистическом мировоззрении мыслится как нечто более достоверное, чем физическая реальность.
На разработку проблемы сознания в философии нового времени наибольшее влияние оказал Декарт. Он рассматривал сознание как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта. Все осознаваемые явления психики Декарт рассматривал как мышление, противополагая их эмоциям. Локк, отрицая картезианский нативизм, разделял точку зрения Декарта, согласно которой сознание есть «...восприятие того. что происходит v человека в его собственном уме».
Таким образом, в понимании сознания на первый план был выдвинут момент самосознания. Концепция сознания в материалистической философии и психологии обычно исходила из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.
Так, Спиноза, именовавший сознание терминами «дух», «душа», «ум», «мышление», рассматривал его как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Поэтому индивидуальное сознание для него есть качество, присущее человеку от природы: а...не более в нашей власти иметь здоровый дух. чем здоровое тело». Подвергнув критике дуализм Декарта, Спиноза провозгласил единственной субстанцией природу и тем самым лишил сознание субстанциального характера, подчеркнув, что порядок и связь идей совпадают с порядком и связью вещей.
Французские материалисты XVIII в. трактовали сознание как функцию мозга и отражение действительности. Для них характерна антиномия человека и среды: человек — продукт среды, среда — продукт «общественного мнения», разума. И поныне сохраняет актуальное значение спор между Дидро и Гельвецием о соотношении воспитательного воздействия общества на психику, сознание индивида и природных «задатков»). Гельвеций исходил из того, что содержание сознания определяется тем обществом, в котором живут люди, а разум формируется воспитанием. Только внешние обстоятельства способны лепить из ребенка гения или идиота [2; 5].
Представители немецкого классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности сознания, а Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании созании. Гегель исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; правда, последние толковались им как воплощение объективного духа, а абсолютное самосознание мыслилось как надличностное, всеобщее начало, движущееся по имманентным ему законам. Энгельс писал, чти феноменология духа у Гегеля является «...отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведении ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием [5].
2. Соотношение общественного и индивидуального сознания. Структура общественного сознания
Идеализм исходит из того, что сознание развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому, марксизм исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди.
Мозг человека — это не «чистое полотно», на котором жизнь рисует свое изображение. Он заключает в себе выработанные всей мировой историей человеческой потенции, передающиеся по наследству «задатки», которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. «...Все, что мы имеем от природы, то мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность», - говорил Аристотель. Без учета биологических факторов наследственности невозможно уяснить все индивидуальные особенности психического склада личности. Однако абсолютизация наследственного фактора воздвигает непреодолимые трудности на пути раскрытия сущности человека и его сознания.
Натуралистическая позиция, пытающаяся свести сущность сознания к внутриорганическим отношениям в пределах мозга, является несостоятельной в научном отношении н реакционной в политическом: она тесно связана с идеологией расизма. Сам по себе мозг, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания только тогда, когда человек вовлекается в обществ, жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Подчеркивая общественную сущность сознания индивида, которая остается таковой и вне непосредственного контакта, его общения с другими, Маркс писал: «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять и непосредственном общении с другими,— даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, и качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель,— но и моё собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» [4].
Сознание имеет не только внутриличностное бытие, оно объективируется и существует надличностно — в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания.
Общественное сознание развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе еще не заключают в себе мыслит, содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т. п. имеют смысл духовного богатства.
Общественное сознание — это отражение обществ, бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведения искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового сознания и кончая высшими формами теоретического мышления [5].
В состав общественного сознания входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая обществ, бытие, общественное сознание обладает относит, самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на обществ, бытие: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.
Общественное сознание составляет вместе с тем необходимое условие формирования и существования личного индивидуального сознания, которое выражает специфические черты индивидуального развития личности, особенности ее воспитания и т. п., при прочих равных условиях определяющие отличие ее духовного мира от духовного мира других личностей.
В главном отношение личного сознания к миру опосредовано его отношением к формам общественного сознания, которые в том виде, в каком они существуют в данном обществе, изo дня и день воздействуют на личность, делают из каждого отдельного человека представителя определенного образа жизни, уровня культуры и психологии.
Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Подобно тому как общество не есть «сумма» составляющих его людей, так и общественное сознание есть не «сумма» сознании отдельных личностей, а качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает влияние на каждого человека, заставляет его считаться с исторически сложившимися нормами общественного сознания как с чем-то реальным, хотя и нематериальным. Над индивидуальным сознанием существует всемирно-исторический массив духовной культуры, представляющий собой все усложняющуюся систему научных, художественных, нравственных, правовых, политических идей и представлений.
Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания становятся предметом личных убеждений индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят и состав общественного сознания, приобретают характер нормы поведения. Личное сознание представляет собой, таким образом, аккумулированный опыт общества, а общественного сознания не существует вне личного [3].
Структура сознания определяется прежде всего тем, что оно есть процесс познания действительности и результат этого процесса – знание. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления. Движение от чувственной ступени сознания к теоретическому мышлению осуществляется как бы по бесконечной спирали: каждое удаление отвлеченной мысли от ощущений, восприятий и представлений сопровождается постоянным возвратом к ним.
Заключение
Итак, рассмотрев чрезвычайно сложную проблему сознания, которая имеет не только теоретический, но и большой практический смысл, можно сказать следующее. Сознание представляет собой высшую функцию мозга человека, непосредственно связанную с речью, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Ученые многих поколений уделяли и уделяют до сих пор большое внимание проблемам сознания. Их исследования свидетельствуют о том, что пронизывая собой всю практически бесконечную цепь индивидуальных поступков людей, больших и малых социальных событий, осуществляя целеполагание, сознание управляет всей человеческой деятельностью, преобразующей мир и творящей историю.
Прогресс человека и его сознания является составной частью общего исторического прогресса человечества. Развитие общества, его расцвет неизбежно влекут за собой и развитие каждой конкретной личности, ее сознания и самосознания, углубление ее культурных запросов, увеличение интенсивности интеллектуальной и эмоциональной жизни.
Все успехи строительства общества так или иначе связаны с духовным ростом каждого человека, с овладением научным мировоззрением, с сознанием свободы и повышением социальной и личной ответственности за свои поступки.
Список литературы
1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии.-1997.-№7.-С.8-12.
2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.-1990.-№10.-С.28-35.
3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.-304с.
4. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1998.-564с.
5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева.-М.: «Советская энциклопедия», 1983.-С.238.