Оглавление

Введение                                                                                                         3

1. Даосизм, как одно из ведущих течений философии Древнего Китая  4

2. Лао-цзы – основатель даосизма                                                               7

Заключение                                                                                                  11

Список литературы                                                                                     12

Введение

Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая картина мира, где на ссамом востоке нахотися удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен – море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. Э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.

Одним из самоназваний Китая – кроме Тянь-ся – стало «Срединные царства», то есть середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.

-         Даосизм, как одно из ведущих течений философии Древнего Китая

Даосизм — это одно из ведущих течений древнекитайской философии,  возникшее в VI-V вв. до н. Э. Термин «Даосизм» был введен в науку во II в. до н. Э. Китайским истори­ком Сыма Тань, который, указывая на                        6 направлений китайской философии, одно из них назвал школой «дао» и «дэ» («дао» — источник всех вещей, а «дэ» — доля «дао», приходящаяся на каждую вещь). Свое название школа «даозця» (даосизм) получила вследствии того, что размышления ее последователей сконцентрированы вокруг понятия «Дао» [4, 6].

Графически Дао изображается иероглифом, состоящим из двух элементов: «шоу» - головы и «цзоу» - идти. То есть первоначальный, мифологизированный смысл этого понятия – «путь, которым ходят люди». Действительно, поиск великого Пути, общего Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания.

В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути – дао – является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект» [1, 3].

До III в. до н. э. Даосизм представлен тремя школами: Ян Чжу, Лао-цзы и Чжан-цзы. Основойилосо­фии Ян Чжу (V-IV до н.э.) была формула — «все для себя». Согласно его учению, самым дорогим для человека является его жизнь, которую не могут заме­нить никакие богатства. По сохранившимся свиде­тельствам, Ян Чжу отрицал зависимость человеческой жизни от божьего веления. Деятельность Лао-цзы относится к (VI-V вв. до н.э.). Основным понятием его философии являлось «дао» - естественный путь вещей, который не зависит ни от бога, ни от людей и является всеобщим законом движения и изменения мира. О философии Лао-цзы подробнее будет рассказано во втором параграфе данной работы.

Учение Чжуан-цзы (IV-III вв. до н. Э.), являясь продолжением школы Лао-цзы, содержит в себе тенденцию к превращению «дао» в абстрактную и идеальную сущность. Диалектические идеи Лао-цзы превращались у Чжуан-цзы  в релятивизм. Поскольку все вещи  находятся в процессе изменения, постольку каждая данная вещь является одновременно другой, а вто­рая — одновременно становится первой, и, следова­тельно, между ними нет различий. Считая, что истина есть заблуждение, а заблуждение также есть истина, Чжуан-цзы отрицал  существование объективной истины. В области социально-этических идей школы Лао-Цзы и Чжуан-цзы проповедовали необходимость воз­врата к первобытной общине, где, как они полагали, желания людей были скромны, а жизнь проста и безыскусственна. Некоторые ученые считают, что эти идеи даосизма являются отражением чаяний разо­рившегося общинного крестьянства.

В I в. до н. Э. Появилась «Книга правителя Хуайнаньского» («Хуайнань-цзы»), написанная группой уче­ных и содержащая наряду с некоторыми мистическими идеями элементы материализма в понимании «дао». Эти элементы воспринял и развил Ван Чун, который исполь­зовал их в борьбе с мистицизмом и суевериями. С идеалистической трактовкой «дао» выступил китайский фило­соф III в. Ван Би в своем «Комментарии к Лао-цзы». Китайские философы IV в. Сяк Сю и Го Сян отрицали учение о сотворении мира богом, продолжали развивать мис­тицизм и релятивизм философии Чжуан-цзы [2, 6]. Одна­ко уже с конца IV в. даосизм как самостоятельное философское направ­ление не получил дальнейшего, развития.

2. Лао-цзы – основатель даосизма

Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (Старый учитель). По легенде Лао-цзы был рожден от падающей звезды.

Он жил в начале эпохи Чжань-го в VI-V вв. до н.э. довольно долгое время Лао-цзы находился  на государственной службе: был хранителем архивов династии Чжоу. В 1973 г. во время археологических раскопок в Мавандуе была вскрыта могила, в которой находились два экземпляра сочинений, приписываемых Лао-цзы – «Даоцзин» и «Дэцзин», которые переводятся как «нить Дао» и «Нить Дэ», то есть вечно длящаяся нить жизни. Эти два трактата известны под единым названием – «Дао дэ цзин». Сочинение состоит из 81 главы, написанных 5000 иероглифами [3].

Ис­торики китайской философии вы­сказывают различные мнения относительно времени жиз­ни и взглядов Лао-цзы, поэтому оконча­тельно еще не решен вопрос о том, какое отношение име­ет трактат «дао дэ цзин» («Лао-цзы») к лич­ности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в IV-III вв. до н. Э. И является плодом труда последователей философа [7].

Синологи, имевшие непосредственное отношение к археологическим раскопкам 1973г. в Мавандуе также утверждают, что трактат был написан последователем Лао-цзы спустя 200 лет после его смерти [3]. Тем не менее, можно сказать, что Лао-цзы все равно имеет отношение к данному трактату, если не непосредственное,  то опосредованное (через своих учеников).

  В трактате обосновывается направление, получившее название даосизм, согласно которому первоосновой мира является дао.

У Лао-цзы Дао имеет два значения:

-                               Как первичное творческое начало мира; как источник и причина его возникновения; как корень всего сущего. «В Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего», - говорится в «Даодэцзине».

2. Как единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии [5, 8].

Несмотря на образность и чувственную конкретность языка, в «Даодэцзине» поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Для адекватности понимания следует сказать, что под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство.

«Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше в нем пустоты, тем дольше он действует…»

«Дао пусто, но в применении неисчерпаемо…»

Пустота – да, но пустота, как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Для обо­значения этой энергетически емкой пустоты, положившей начало сущему, используется иероглиф «Дао».

В даосизме мы находим исторически первые (в Китае) фи­лософские ответы на мифологические вопросы: «Откуда взя­лось сущее? Каков источник происхождения мироздания?» Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой, даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бы­тие рождается в небытии».

Об этом же говорится в средневековой даосской притче:

«Свет спросил у Небытия:

-         (Вы,) учитель, существуете или не существуете?

Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик:

темное, пустое. Целый день смотри на него – не увидишь, слушай его – не услышишь, трогай его – не дотронешься.

-         Совершенство! – воскликнул Свет.

Кто мог бы (еще) достичь такого совершенства! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Не­бытие, как (оно) этого достигло?» [3].

Учение  о дао в трактате «Лао-цзы» переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определенной степени развития, вещи переходят в свою противоположность: несчастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье. В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естественного закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистической теории «недеяния», лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесточенная борьба между различными общественными группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Лао-цзы, необходимо возвратиться к первобытному обществу, где нетклассового угнетения, воин, а каждый чело-дваходит удовлетворение в простой, естественной жизни.

 В современной науке существует две точки зрения по вопросу о том, является ли дао в учении Лао-цзы материальным или духовным началом. Некоторые полагают, что дао у Лао-цзы, с одной стороны, означает материальную первооснову, которую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощущать, а с другой — всеобщий естественный       закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъестественных. Сил. Согласно этой точки зрения, философские идеи Лао-цзи в своей основе являются материалистическими. Другие полагают, что дао — это сверхъестественная духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, философские идеи Лао-цзы идеалистичны в своей основе, хотя и содержат некоторые материалистические элементы [7].

Заключение

В ходе данной работы было выяснено, что даосизм является одним из ведущих течений в Древнем Китае в VI-V вв. до н.э. Главной философской идеей даосизма было рассмотреть «путь, которым ходят люди». Философия даосизма проникает глубоко в природу существования, чтобы понять и познать этот путь. Первоначально даосизм был представлен тремя известными школами – Ян Чжу, Лао-цзы и Чжан-цзы (III в. до н.э.). Потом в I в до н.э. к нему примкнули учения таких китайских философов как, например, Ван Чун, которые использовал элементы даосизма в борьбе с мистицизмом и суевериями.

Тем не менее центральной фигурой, основателем даосизма являлся Лао-цзы, мысли которого до нас дошли в известном трактате «Дао дэ цзин» (или «Лао-цзи»). Главной идеей Лао-цзи было показать, что первоосновой является дао: во-первых, как первичное творческое начало мира; во-вторых, как единый мировой Закон, который гарантирует существование мира и поддержание его в данном состоянии.

Современные философы до сих пор ведут споры о том, какой характер носило учение Лао-цзи – материалистический (подразумевающий материальную первооснову) или идеалистический (исходящий из сверхъестественной духовной первопричины вещей). Все они в конечном итоге приходят к выводу, что учение Лао-цзы могло носить идеалистичный характер с элементами материализма.

 

Список литературы

1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета).-М., 1989.-232с.

2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. П.Вошагликовой.-М.: Мысль, 1994.-591с.

3. История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова.-М.: «Издательство ПРИОР», 1997.-464с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева.-М.,1999.-С.15.

5. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия.-М., 1989.-364с.

6. Философская энциклопедия.-В 6 т.-Т.2.-М., 1976.-С.429.

7. Философская энциклопедия.-В 6 т.-Т.4.-М., 1976.-С.147.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.: Высшая школа, 1981.-374с.