Оглавление

          Введение……………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы формирования отношения

             учащихся к природе………………………………………………….5

             1.1. Методология проблемы…………………………………………5

             1.2. Психолого-педагогические основы…………………………….7

             1.3. Принципы формирования……………………………………  10

Глава II Формирование ответственного отношения

             учащихся к природе………………………………………………   13

             2.1. Роль учителя……………………………………………………13

             2.2. Деятельность учащихся………………………………………..15

             2.3. Отношение старшеклассников к природе…………………….19

Заключение…………………………………………………………………  21

Список литературы………………………………………………………….22

Приложение………………………………………………………………….23

Введение

В наши дни особо значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охраны природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете.

Возрастает роль школы в формировании ответственности молодежи за сохранение природы. У выпускников школы подчас преобладает потребительский подход к природе: еще низок уровень воспитания экологических проблем как лично значимых; поверхностны знания об объектах охраны – экосистемах разного уровня и степени организации, биосфере в целом; слабо развита потребность практического участия в реальной природоохранной работе.

В работе предполагается рассмотреть экологическое воспитание учащихся через внеклассную работу.

Объект исследования – экологическое воспитание.

Предмет исследования – особенности экологического воспитания учащихся через внеклассную работу.

Цель исследования – изучить особенности экологического воспитания учащихся через внеклассную работу.

Для реализации это цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы формирования отношения учащихся к природе;

- изучить методологию проблемы;

- рассмотреть психолого-педагогические основы;

- проанализировать принципы формирования;

- рассмотреть формирование ответственного отношения учащихся к природе;

- рассмотреть роль учителя;

- изучить деятельность учащихся;

- рассмотреть отношение старшеклассников к природе.

Глава I Теоретические основы формирования отношения учащихся к природе

1.1. Методология проблемы

Активное развитие экологии привело к пониманию принципа целостности природы как единой системы. В этой связи природа получила широкое толкование – как совокупность естественных условий существования человеческого общества. Поэтому внимание ученых привлечено к комплексной характеристике места и роли природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества.

Материальные и идеологические отношения затрагивают экономические, социальные, политические и другие стороны общественной жизни и деятельности людей, тесно связаны с правовыми и нравственными аспектами. Поэтому рядом с категорией общественные отношения вплотную стоит понятие ответственность.

Ответственное отношение к природе становится важнейшей потребностью развития общества, а потому понятие социальная ответственность расширяется, приобретает новые признаки. В наши дни во взаимоотношениях с природой необходима регуляция поведения и деятельности не только индивидов и небольших групп, но и классов, партий, наций, государств, общественных движений, систем и т. д.

Экологическая ответственность включает как проблемы совершенных действий по отношению к природе, так и осознание экологических интересов общества в целом, в конечном счете понимание законов поступательного развития истории [4].

При разработке системы экологического образования и воспитания педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта:

1. Отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

2. Отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий.

3. Отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Принципиальное значение  в педагогике имеет положение о том, что отношение к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего.

Таким образом, методологические основы формирования ответственного отношения человека к природе включают следующие принципиальные положения:

1) сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;

2) позиция личности по отношению к природе обусловлена классово-политической ситуацией, которая характерна для данного общества и государства;

3) ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности учащегося;

4) отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, идеологической, экономической, практической [7].

1.2. Психолого-педагогические основы

Всестороннее развитие личности есть процесс «вхождения» ее в мир отношений к обществу, к другому человеку и природе, процесс освоения культуры, которая опосредует эти отношения. Социальная ответственность является универсальной формой связи и взаимной зависимости личности и общества. Поэтому формирование личности непосредственно связано с воспитанием чувства индивидуальной ответственности за бережное отношение к природе.

Личная ответственность имеет два аспекта: как отношения личности и как ее качество. В личном плане ответственность представляет собой существенное социальное, нравственное и психологическое качество человека выступающего в виде важнейшей черты характера.

Опираясь на изложенные выше подходы можно определить отношение к природе как сознательные, избирательные связи (учащегося) с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом являются природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек как природное существо. Помимо этого в систему экологических отношений включается отношение к деятельности, связанной с использованием и охраной природы. Названные отношения проявляются в виде потребности (основное отношение), а также эмоций, симпатии, привязанности, любви, равнодушия, антипатии, вражды [3].

Ответственным называется такое отношение учащегося к организму человека как природного существа, к природе как объекту и предмету труда, к деятельности по ее охране, которое соответствует правовым нормам общества.

Ответственное отношение к природе есть способность и возможность учащегося сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата. Целью поведения учащегося должны быть такие поступки, которые направлены на поддержание воспроизводительных сил природы, нанесение наименьшего ущерба ее эстетическим и материальным ценностям, на сохранение природы для будущих поколений.

Эффективность формирования экологической ответственности учащегося  зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности:

общественные отношения ® потребности ® интересы ® цели ® мотивы ® установки ® ценностные ориентации.

Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Задача экологического обучения и воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учащегося [5].

Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его ценностей. Социальные ценности, которыми человек руководствуется в своем поведении, приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать, поэтому так важно, чтобы в число этих ценностей были включены и экологические.

Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности: они охватывают свойства природы с точки зрения не только практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, нравственной, экономической. При этом субъективная оценка природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому экологическое образование направлено на восприятие природы как вечного источника познания, здоровья, человеческих радостей. Широкий взгляд на мир людей в мире природы, понимание многогранной ценности природы и перспектив развития человечества, своей страны и своей жизни – необходимое условие воспитания чувства экологической ответственности [4].

В литературу вошел термин экологическое сознание. Экологическое сознание определяют как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям.

Сознание есть единство знания и переживания. Усвоение экологических знаний, следовательно, должно сопровождаться эмоциональными переживаниями учащегося и способствовать становлению его экологических убеждений как стержневого компонента экологической ответственности.

Экологические убеждения есть субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности и эволюции природы [1].

Психологическая природа экологических взглядов и убеждений, влияющих на формирование ответственности, включает три основных компонента:

1) интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого характера);

2) личностный (мотивация, отношения и оценки, уверенность в необходимости охраны природы);

3) внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в поступки, деятельность по охране природной среды).

Процесс формирования экологической ответственности – экологическое образование и воспитание – должен начинаться как можно раньше.

1.3. Принципы формирования

Реформа средней общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Основная задача школы состоит в преодолении у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании ответственного отношения к ней в связи со всеми сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной и правовой, которые составляют основу научного мировоззрения. Ответственное отношение к природе должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений учащегося [7].

Для экологического образования и воспитания необходимо использовать следующие принципы:  

1. Единство познания, переживания, действия.

Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов.

Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение к окружающей среде.

2. Принцип прогностичности.

На практике этот принцип в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.

Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования.

3. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.

Реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у учащихся широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельности [6].

Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится.

4. Междисциплинарный подход.

Это один из руководящих принципов экологического образования. Школьное и внешкольное обучение в этой области ведется в рамках отдельных, отграниченных друг от друга дисциплин, в результате чего создается искаженное и неполное представление о сложной системе взаимодействий и взаимовлияний, характеризующих вопросы окружающей среды.

Междисциплинарный подход в экологическом образовании не только служит целям формирования ответственного отношения к окружающей среде, но и позволяет решать проблемы повышения качества обучения в целом.

5. Целенаправленность общения учащихся с окружающей средой.

Подлинно хозяйское отношение к природе связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовываться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимодействия учащихся как с природной средой, так и с людьми, осуществляющими различные виды природопользования. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, трудовой, пропагандистской и других видов деятельности [2].

Реализация реформы общеобразовательной школы связана не только с увеличением удельного веса прикладных знаний в структуре учебных предметов, но и с улучшением организации самостоятельной деятельности учащихся в реальных учебных и трудовых ситуациях (ученические производственные бригады, школьные лесничества, комплексные однодневные экскурсии, полевой экологический практикум, лагерь труда и отдыха и т. д.).

Это позволит обогатить жизненный опыт учащихся личным участием в изучении природы и практических делах по ее охране. В природных условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых бы развивались не только навыки и умения, но и волевые качества ученика, способность принимать ответственные решения при выборе тех или иных действий по отношению к природе. Тем самым взаимное дополнение знаний и деятельности в природной среде обеспечивает единство и взаимосвязь теоретических и практических подходов в экологическом образовании учащихся.

Глава II Формирование ответственного отношения учащихся к природе

2.1. Роль учителя

Для определения профессиональной компетентности и готовности учителей к работе по формированию экологической культуры учащихся было проведено социолого-педагогическое исследование, включающее в себя анкетирование более 500 учителей и выборочное наблюдение за ними в ходе опытного обучения и организации природоохранной деятельности. Анализ работы учителей с различным стажем работы позволяет говорить об объективном характере полученных данных.

Исследование показало, что ориентация на деятельность по формированию экологической культуры учащихся колеблется у учителей от 80 до 97%, что обусловлено как характером их профессиональной подготовки и переподготовки, так и особенностями самих учебных дисциплин, зафиксированными в программах и других учебно-методических документах.

Как показывает анализ полученных материалов, учителя подчеркивают воспитательный потенциал экологического образования, рассматривая его как подсистему воспитания молодого поколения. Подавляющее число преподавателей связывают задачи экологического образования с формированием личности учащихся. Примечательно, что доброта (88,7%) и ответственность (86%) рассматриваются  как качества личности, обязательные для экологически воспитанного человека [3].

В качестве первоочередной задачи учителя выделяют формирование отношения к природе, как правило, в единстве с ее эмоциональным восприятием (45%), необходимость воспитывать ответственное, экономное, эстетическое или просто ценностное отношение к природе и важность противостоять потребительскому отношению к ней.

Большинство учителей, считающих, что им удается эта работа и особенно деятельность по охране природы, раскрывают ее характер, включая не только внеклассные, но и внешкольные мероприятия. Преподаватели называют более 50 различных видов практической деятельности учащихся, которые им удалось организовать, причем наряду с традиционными (организация экскурсий, кружков, проведение тематических вечеров и праздников, вовлечение учащихся в «голубые» и «зеленые» патрули, работа в школьных лесничествах), учителя некоторых регионов называют новые формы и виды работы: экологические практикумы, создание экологических троп, проведение пресс-конференций, защиту рефератов по экологической тематике).

Основную причину затруднений в методике экологического воспитания учителя видят в ее недостаточной разработанности. Это проявляется как в программных требованиях, так и в отсутствии соответствующей методической литературы.

Второй по значимости является причина организационно-управленческого характера. Учителя ссылаются на отсутствие единого критерия в воспитательной работе, отмечают множество поставленных перед ними задач и недостаток времени для их решения.

Учителя указывают и на недочеты в постановке практической природоохранительной работы, в результате чего «дети не всегда могут быть творцами добрых дел в природе». При этом они отмечают как нехватку времени для непосредственного общения с природой, поскольку оно не практически не предусмотрено в школьных программах, так и реальные недостатки в деле охраны природы, с которыми учащиеся сталкиваются за порогом школы. Указывают они и на недостаточную помощь школе со стороны семьи и общественности, в том числе первичных организаций Общества охраны природы [4].

В итоге можно сделать вывод, что задачи экологического образования и воспитания, поставленные перед школой, осознаются учителями правильно, но недостаточно полно. Все сказанное свидетельствует о том, что качества личности современного выпускника школы, его экологическая культура еще не всегда соответствуют социальным запросам и характеристикам всесторонне развитой личности. Все это определяет актуальность совершенствования теории и практики экологического образования и воспитания в школе.

2.2. Деятельность учащихся

Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности учащихся является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы.

В процессе становления и развития ответственного отношения к окружающей среде на каждом из возрастных периодов выделяют три этапа:

1. Усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций, а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

2. Оперирование накопленными знаниями, навыками и умениями в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, ученических конференциях, в сюжетно-ролевых играх, во время экскурсий, в опытах на пришкольном участке и т. п. На этом этапе осуществляются преимущественно:

а) выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений;

б) выполнение интеллектуальных, практических операций в реальной деятельности.

3. Применение экологических знаний, навыков и умений, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационно-пропагандистской работе, в процессе отдыха в природном окружении и др.

Названные этапы в известной мере условны и могут осуществляться в иной последовательности [2].

Деятельность – естественная основа формирования и проявления потребностей, отношений, умений, убеждений личности. Через деятельность и сознание проявляется отношение личности к окружающей среде. Динамика и виды деятельности, ее направленность влияют на уровень сформированности экологического сознания и культуры поведения.

Предпосылкой достижения обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического воспитания является осознание всех основных сторон взаимодействия общества и природы в учебе, игре, общественно полезном труде. Становление и развитие ответственного отношения к природе как одной из черт личности возможно только в реальной природоохранительной деятельности учащихся.

Сочетание различных видов деятельности позволяет учащимся увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми общаться со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать экологическими знаниями.

Ведущей в экологическом образовании является учебная деятельность как специально направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Учебная деятельность в экологическом образовании выполняет свою главную функцию – включение школьников в систему общественных отношений, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности [5].

Отношение младших школьников к природе ярко проявляется в практической деятельности, доступной их возрасту. Они собирают ягоды и семена для подкормки птиц; делают скворечники; заботятся о деревьях; высаживают цветы; оберегают зеленые газоны; не разоряют гнезд.

В становлении экологической культуры учащихся особое место занимает игровая деятельность, формирующая опыт принятия экологически грамотных решений, усвоение моральных норм и правил поведения в природе. Игры выполняют важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к разрешению будущих жизненных ситуаций при взаимодействии человека с природой.

Детская игра является моделированием деятельности взрослых, их отношений, социальных функций, что позволило Л.С. Выготскому назвать ее арифметикой социальных отношений.

Решение задач экологического образования облегчается использованием игр, поскольку они способствуют образованию связи между обучением и применением знаний на практике. Подражание учащихся взрослым, их отношениям и деятельности в игре связано с творчеством, работой воображения, переживанием подлинных чувств и реальных ситуаций. Воображаемые условия способствуют усвоению экологических знаний.

Деятельность учащихся в природе – результат проявления отношений, критериев развивающегося сознания и чувств, выразительный показатель их социальной активности по отношению к природе.

Поэтому деятельность учащихся в природе становится важным проявлением социальной активности и гражданской сознательности личности: недопущение действий, приносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об ее охране [3].

Наблюдения за поведением и деятельностью учащихся в природе показывают, что их интересы чаще всего связаны с потреблением ее богатств. Основная причина – отсутствие надлежащего практического воздействия. Для совершенствования руководства практической деятельностью учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природных богатств педагогу важно представлять целостную систему практических умений экологического характера и взаимосвязь этих умений со знаниями.

Систему практических умений составляют: соблюдение культуры поведения в природе, оценка состояния окружающей природной среды, планирование деятельности по ее улучшению.

В нашей стране школа накопила богатый опыт организации трудовой деятельности учащихся по охране природы. Были распространены различные ее формы, например, отряды «голубых» и «зеленых» патрулей, школьные лесничества, ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, кружки юных друзей природы, экспедиции и походы, музеи и уголки природы в школе.

Чаще всего учащиеся озеленяют и приводят в порядок окрестности школы (парки, сады, газоны, пришкольные участки), оказывают помощь лесохозяйственным предприятиям и учреждениям в закладке парков, посадке лесов, уходу за ними; ухаживают за охраняемыми объектами природы: заготовляют корма для подкормки птиц и лесных животных, оказывают им помощь в зимнее и весеннее время; осуществляют надзор за выполнением природоохранительных предписаний; собирают металлолом и макулатуру; участвуют в экологической пропаганде [2].

Уровень общеобразовательной подготовки, дополнительные занятия по интересу в факультативах, кружках, а также самообразование позволяют учащимся старших классов успешно вести экологическую пропаганду по следующим вопросам: охрана природы – важнейшее направление ускорения научно-технического прогресса; здоровье человека и охрана окружающей среды; ответственное отношение к природе и всестороннее развитие личности; природа и школа.

2.3. Отношение старшеклассников к природе

Экологические знания, которые старшеклассники усваивают в условиях традиционных методов и приемов обучения – на уроке и во время экскурсий, носят формальный характер, слабо затрагивая их эмоциональную сферу. Для преодоления этого недостатка учитель создавал в опытном обучении ситуации, в которых требовалось активно использовать свои знания или получить дополнительные сведения.

Наблюдения за одними и теми же учащимися V-Х классов на уроке и во внеклассной работе показывают, что если они прошли лишь первый этап – накопления экологических знаний, навыков и умений, то в своих практических поступках и действиях они, как правило, их не применяют.

Дальнейшее формирование отношения к природе и к деятельности по ее охране проходило в условиях включения учащихся в разнообразную работу по организации и пропаганде экологических идей. В своей содержательной основе они носят междисциплинарный характер и методически направлены на обобщение знаний и умений. Особенность такой организации учебной и практической деятельности старших школьников состоит в сочетании урочной, внеурочной и внеклассной работы с использованием таких обязательных в школе форм обучения и воспитания, как предметный урок, факультативные занятия, классный час, систематически планируемые виды общественно полезного труда [6].

Было бы ошибкой недооценивать роль игровых ситуаций в накоплении у старшеклассников опыта общения, оценок и принятия решений, развития широты взглядов в области экологических проблем. Участвуя в подготовке и проведении игры с экологическим содержанием, старшеклассники учились оперировать своими знаниями, перестраивать их в логике игровой ситуации.

В процессе этой деятельности находил применение целый ряд общеобразовательных и социальных умений и навыков: поиск источников информации, их анализ и обработка, подготовка контекста выступления, изготовление и применение наглядных средств, владение различными стилями речи, приемами общения. Все это сопровождалось психоэмоциональным напряжением, что в определенной мере формировало личное отношение старшеклассника к отстаиваемым взглядам или занимаемой нравственной позиции [4].

Результаты опытного обучения показали, что старшеклассникам в условиях нормальной учебной нагрузки доступны такие виды общественно полезного и производительного труда по охране природы, как пропаганда экологических идей в различных ее формах: на школьном празднике, посвященном Дню окружающей среды, на экскурсиях по экологической тропе, в стенной печати, а также разработка проектов с экологическим содержанием.

Наибольшие сложности в опытном обучении вызвало формирование мотивов заботы о будущем, однако более чем у половины сегодняшнего поколения удалось развить чувство заботы и ответственности за судьбу не только сегодняшнего, но и будущего.

Таким образом, развитие ответственного отношения к окружающей среде осуществлялось в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентаций, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков.

Заключение

Ответственное отношение к природе – одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач оптимизации природопользования. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе.

Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причиненного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретения опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий.

Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем, уход за природной средой, поддержание оптимального состояния природной среды (лесовосстановление, очистка территории и др.); пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде.

Практический вклад учащегося в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания.    

Список литературы

1. Захлебный А.И. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика,1988.-127с.

2. Захлебный А.И. Экологическое образование школьников. – М.: Педагогика,1983.-160с.

3. Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика,1984.-135с.

4. Израэль Ю.А. Берегите биосферу. – М.: Педагогика,1987.-125с.

5. Отношение школьников к природе/ Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1988.-128с.

6. Региональные проблемы экологического образования на рубеже XXI в. – Кемерово: Кузбассвузиздат,2000.-168с.

7. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия,2000.-160с.