Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1. Леса как объект использования и охраны                                                             4

2. Государственное регулирование эколого-правового

режима лесопользования                                                                                            7

Заключение                                                                                                                 13

Список литературы                                                                                                    16

Введение

Первый экологический закон гласит: «Все взаимосвязано со всем». Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяю­щих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении. Следовательно, вопрос об охране лесных массивов нашей страны, о новых методах работы по их защите остается открытым.

1. ЛЕСА КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Лес во все времена являлся одним из самых легких, дешевых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров.

В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности [4].

Рассмотрим, что означает «лес» с точки зрения права? Лес, с точки зрения права, - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии [8].

 Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака:

1) биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности;

2) юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке;

3) экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

          Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции [1; 8].

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической  формы.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесо­сек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лист­венных лесов России.

За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к зна­чительному сокращению запасов хвойных лесов на 17-20%.

Леса - это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га. В этой связи становится особенно актуальным для нашей страны вопрос охраны лесов.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы:

1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.);

2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

3) экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды) [2].

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.

Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна [8]. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идет работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования - это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребно­стей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных при­родных свойств лесов [3].

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защи­ты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства и ее территориальные органы. К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лес­хозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиаци­онной охраны лесов.  Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответст­вии с утвержденным для него Положением. Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере.

Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государствен­ный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании [3; 4; 7].

1. Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.

Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, ор­ганизаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется госу­дарственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда.

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и иных количественных и качественных характери­стиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда.

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточне­ние количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес.

Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятель­ности отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку. На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса [6].

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и обязанности.

2. Лесной мониторинг.

В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохран­ных функций Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.

3. Планирование использования и охраны лесов.

Планирование использования лесов включает мероприятия в области рационального использования лесов, восстановления, лесоразведения, повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты.

Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесного хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по лесовосстановлению.

Разработка и составление годовых и перспективных планов использования и охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осущест­вляется федеральным органом управления лесным хозяйством.

4. Лесоустройство - территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

5. Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Распоряжение лесным фондом представляет собой совокупность распорядительных действий соответствующих государственных органов, вла­дельцев лесного фонда, в качестве которых определены лесхозы; сельскохозяйственные организации, образованные при реорганизации соответствующих колхозов и совхозов; национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством; государственные природные заповедники; военные лесхозы, военные лесничества и лесхозы государственных высших учебных заведений.

Основными видами распорядительных действий в отношении лесов являются следующим: закрепление лесов за лесхозами (производится Роскомлесом и его органами), за сельскохозяйственными предприятиями (в случае предоставления земель, покрытых лесом в бессрочное пользование), за ми­нистерствами, предприятиями и организациями (производится в основном Правительством РФ), перераспределение лесов (т. е. передача из одного лесхоза в другой, передача участков лесного фонда от одних владельцев с их согласия в ведение государственных органов лесного хозяйства изъятие закрепленных лесов), закрепление и изъятие лесосырьевых фаз [5; 8].

6. Организация восстановления лесов и лесоразведение.

На вырубках, гарях и иных бывших под лесом площадях осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания новых лесов, проводится лесоразведение

В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-ге­нетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение ухода за лесом и другие лесоводческие мероприятия.

В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости, и улучшения экологической обстановки проводится восстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенных для создания лесов, осуществляется лесоразведение.

Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями.

Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами, методами и за счет средств, указанных в разрешительных документах, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади Поль­зование участками лесного фонда без обеспечения восстановления лесов в нормативные сроки запрещается.

Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение ука­занных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов до устранения причин нарушения лесоводческих требований.

Заключение

Лес является несменным природным богатством нашей страны. В этой связи необходимость управления лесным фондом не подлежит сомнению. Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1.  Определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства.

2.  Разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения лесного законодательства Российской Федерации.

3.  Распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения лесным фондом Российской Федерации.

4.  Определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством.

5.  Установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защищенности, а так же перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую.

6.  Установление норм и правил пользования лесным фондом.

7.  Утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения ежегодной нормы заготовки древесины (расчетная лесосека).

8.  Установление системы платежей за пользование лесным фондом, а так же образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов.

9.  Определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду.

10.Утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

11.Организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства.

12.Разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения федеральных программ по рациональному использованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения.

13.Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установлении порядка его проведения.

14.Организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство.

15.Осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

16.Установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства.

17.Определение вместе с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения объемов заготовки и поставок древесины для государственных нужд.

18. Принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Список литературы

1.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: «Юристъ»,1999.-235с.

2. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий. - М.: «Спарк»,1998.-345с.

3.Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юрист, 1996.-368с.

4.Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. - М.: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1997.-287с.

5. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие. - М.: «Юриспруденция»,2000.-422с.

6. Полянская Т.Н. Актуальные вопросы лесного законодательства. - М., 1985.-245с.

7. Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей Среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года//Юридический вестник.-1994.-№10.

          8.Экологическое право России. Учебник/Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - М.: Институт международного права и экономики,1997.-365с.