Содержание

    стр.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Инвестиционная деятельность: основные составляющие………………….5

1.1. Основные понятия инвестиционной деятельности……………………….5

1.2. Классификация инвестиций………………………………………………..7

2. Рынок инвестиционного капитала в России: состояние

    и перспективы развития……………………………………………………..11

2.1. Формы и масштабы участия России в международном

       движении капиталов……………………………………………………….11

2.2. Экспорт капитала из России: причины, возможности

       борьбы с утечкой капитала………………………………………………..18

2.3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления,

        перспективы. Совместные предприятия как форма

        инвестиционного сотрудничества России

        с зарубежными странами…………………………………………………20

3. Расчет макроэкономических показателей………………………………….27

3.1. Расчет валового внутреннего продукта…………………………………..27

3.2. Расчет валового национального продукта……………………………….30

3.3. Определение реального ВВП……………………………………………..31

3.4.Определение макроэкономических показателей

      системы национальных счетов……………………………………………32

3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей……………………34

Заключение……………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………….36

Введение

Инвестиции играют важную роль в совершенствовании структуры макроэкономики. Эффективное перераспределение ресурсов способствует как процветанию экономики страны, так и стабилизации экономики всего мирового сообщества.

Сейчас опасения полностью потерять вложенные в российскую экономику деньги уходят, но инвесторы все еще выжидают, чтобы окончательно убедиться в устойчивости позитивных процессов в России. И если раньше главной помехой были чрезмерные политические риски, то сейчас на первый план выходят гарантии прав собственности, проблемы корпоративного управления, судебная реформа, система финансовой отчетности, таможенные тарифы, реализация соглашений по совместному разделу продукции, Земельный кодекс, состояние банковской системы. Инвесторы достаточно ясно дают понять, что пока Россия не проведет полный цикл необходимых изменений в законодательстве и административной практике по этим вопросам, серьезных инвестиций она не получит.

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

Объект исследования – экономическая теория.

Предмет исследования – инвестиции и совершенствование структуры макроэкономики

Цель исследования – изучить особенности инвестиционной деятельности Российской Федерации и совершенствование структуры макроэкономики.

Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить основные понятия инвестиционной деятельности;

- изучить классификацию инвестиций;

- определить формы и масштабы участия России в международном движении капиталов;

- выявить причины и возможности борьбы с утечкой капитала из России;

- определить объемы, направления, перспективы инвестирования капитала в Россию.

Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие

1.1. Основные понятия инвестиционной деятельности

В соответствии с Российским законодательством под инвестици­онной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуще­ствление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (12, с.13; 14; 19). При этом инвести­циями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство (в том числе имущественные права, иные права, имеющие де­нежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полез­ного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средст­во достижения экономической эффективности, на основе кото­рой могут быть решены многообразные экономические и социаль­ные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инве­стиций, социальную эффективность, т.е. финансовые последст­вия инвестиционных вложений для местного, регионального и фе­дерального бюджетов; сравнительную экономическую эффектив­ность, объективно характеризующую преимущества данного инве­стиционного проекта (13,               с.16; 20, с.34).

Процесс управления инвестиционной деятельностью представ­ляет собой сознательное целенаправленное регулирование движе­ния всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и дру­гих видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта (11, с.16).

Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности явля­ются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на террито­рии Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Инвесторами могут быть фи­зические и юридические лица, создаваемые на основе дого­вора о совместной деятельности и не имеющие статуса юри­дического лица объединения юридических лиц, государст­венные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физиче­ские и юридические лица, осуществляющие реализацию ин­вестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяет­ся правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установ­лены договором и (или) государственные контрактом в соот­ветствии с законом Российской федерации.

• Подрядчики - физические и юридические лица, которые вы­полняют работы по договору подряда и (или) государствен­ному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчи­ки обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех ви­дов деятельности, которые подлежат лицензированию в соот­ветствии с федеральным законом.

• Пользователи объектов инвестиционных вложений - физиче­ские и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и ор­ганизации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов инвестиций могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функ­ции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними (6; 18, с.20-31; 24, с.13-16).

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созда­ваемые и модернизированные основные фонды и оборотные сред­ства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бума­ги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом пра­вам и интересам физических и юридических лиц и государства, за­прещены.

1.2. Классификация инвестиций

Классификация инвестиций может быть представлена следую­щим образом.

По назначению различают производственные инвестиции (производственная сфера), инвестиции социального назначения (со­циальная сфера), инвестиции природоохранного и экологическо­го назначения (экологическая сфера).

По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные (3, с.91; 6).

В зависимости от источников финансирования выделяют: госу­дарственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.

В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (ре­альные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции  науку, приобретение патентов и т.д.

Источниками финансирования инвестиций могут быть как внут­ренние, так и внешние. В соответствии с действующим законода­тельством в России основными источниками финансирования ин­вестиций хозяйствующих субъектов являются:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов - прибыль, амортизационные отчисле­ния и т.д.;

• заемные финансовые средства инвесторов - банковские кредиты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюд­жетные кредиты;

• привлеченные финансовые средства инвесторов - паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;

• средства внебюджетных фондов;

• средства государственных бюджетов, предоставляемых на безвозмездной основе;

• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;

• средства иностранных инвесторов (21, с.59-77).

Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источ­никами являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся ост­рым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйст­вующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.

Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направ­ляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, на­правленная на финансирование капитальных вложений производст­венного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а так­же на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капи­тальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются; суммы амортизации, начисленной по основным фондам, принадле­жащим предприятию, с начала года на отчетную дату.

Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборот­ами средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйству­ющих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержа­ние кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расшире­нии объемов и масштабов хозяйственной                деятельности (16).

Основ­ными источниками финансирования выступают прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мо­билизованные через эмиссию ценных бумаг и др. (4, с.278-310).

Своеобразной формой финансирования инвестиционной дея­тельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и не­движимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кре­дит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В догово­ре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества (15).

Лизинговые операции делятся на два вида:

Оперативный лизинг - срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора.

Финансовый лизинг - лизинг с полной окупаемостью. Аренд­ные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.

Использование лизинговой формы инвестирования дает воз­можность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизинго­получателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей (10, с.117-121; 20, с.123-127; 23, с.60-64).

Наряду с внутренними источниками инвестирования важней­шее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невоз­можно осуществление эффективной реконструкции и модерниза­ции производственных мощностей, резкого повышения техноло­гического уровня производства, преодоления затянувшегося кри­зиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:

- служат дополнительными источниками капитала для непосредственного финансирования производства конкретные товаров и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

- в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению:

- способствуют росту занятости населения, повышению ква­лификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;

- способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;        

- обеспечивают наиболее мягкому и эффективному включе­нию отечественной экономики в мировое хозяйство, благодаря производственной и научно-технической коопераций, причем, что особенно важно, именно производственному включению, а не идущим лишь через организацию связям в сфере обращения;

- способствуют формированию конкурентной рыночной сре­ды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;

- содействуют развитию экспортной базы страны и сокраще­нию национального экспорта и импорта (2, с.115-156; 11, с.5-18).

Однако становление иностранного предпринимательства в Рос­сии сталкивается с определенными экономическими и политиче­скими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций сле­дует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стра­тегии государства, необходимо создание благоприятного инвести­ционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инве­стиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения ка­питалов, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.

2. Рынок инвестиционного капитала в России: состояние и перспективы развития

2.1. Формы и масштабы участия России в международном движении капиталов

В современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций (1, с.32).

Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). В развитие следующих пяти отраслей - машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций.  Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.

Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.

Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал (5, с.16-19).

Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется пред­приятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы (7, с. 56).

Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:

- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денеж­ные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций (9, с. 29).

В системе управления финансами предприятий важнейшим на­правлением является управление инвестиционной деятельно­стью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ре­сурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за го­ды экономических реформ инвестиционная активность предпри­ятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижени­ем уровня рентабельности с соответствующим уменьшением на­правления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих креди­тов на осуществление проектов в связи с невозможностью их оку­паемости.

Одним из важнейших направлений корректировки экономиче­ских реформ в России следует считать развитие и повышение эф­фективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестрой­ки и экономических реформ не привел к стабилизации нацио­нальной экономики и повышению эффективности ее функцио­нирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой не­обходимости преодоления затянувшегося финансово-экономиче­ского кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномас­штабного инвестирования.

Потребность в коренном обновлении на базе применения науч­но-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестицион­ных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджет­ных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджет­ных средств.

Основным условием формирования благоприятного инвестици­онного климата для иностранного капитала является либерализа­ция инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влия­ние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурент­ные позиции страны в борьбе за иностранные вложения (8, с. 9) . Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государствен­ная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том слу­чае, если иностранные инвесторы уверены в политической и эко­номической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала. Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации  пред­ставлены в табл. 2.1.1.

2.2. Экспорт капитала из России: причины, возможности борьбы

с утечкой капитала

До сих пор деньги из России продолжают «утекать» (Рис. 2.2.1).

                Рис. 2.2.1 Вывоз капитала из России за рубеж, млрд. долл.

   

В России создана экономическая модель, в которой приток валюты в страну порождает рисков не меньше, чем выгод.

Основные черты этой модели:

- денежный оборот и сбережения обслуживаются в подавляющей части иностранной валютой;

- кредитный рынок на треть формируется займами иностранных банков;        - эмиссия определяется покупкой валюты и, следовательно, постоянными изменениями в платежном балансе страны (17, с. 691).

Эта ситуация должна быть изменена. Необходимо, не ограничиваясь методами монетарного регулирования экономики, сочетать их с выработкой вполне четких контуров промышленной политики и созданием такой системы рефинансирования, в которой банки в сотрудничестве с бизнесом участвуют в экспертизе и отборе коммерческих проектов, а эмиссионная система строится в соответствии с потребностями внутреннего спроса производственного сектора на рубли. Такая экономика с растущим внутренним рынком - наиболее привлекательна и для иностранного капитала.

Поэтому сейчас особенно востребованы конкретные предложения экономистов по переводу экономики России на собственную инвестиционную модель роста.

Такая модель в мировой практике обычно характеризуется определенными количественными параметрами, в частности:

- объем инвестиций составляет 20-25% ВВП (уровень капитализации);

- доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - не менее 15-17% от объема внутренних;

- степень износа основных фондов не должна превышать 30-35% (12,  с.18).

По расчетам российских экспертов, удвоение ВВП России потребует устойчивого притока инвестиций в объеме не менее 1,11 трлн.долл., в том числе прямых инвестиций - не менее 170 млрд.долл. за 2004-2013 гг. Это означает, что общий объем инвестиций в основной капитал должен быть удвоен, и примерно в 4 раза возрасти среднегодовой приток иностранного капитала по сравнению с 1995-2002 гг.

Решение таких задач невозможно без целенаправленной инвестиционной политики, приоритетом которой должен стать комплекс конкретных мер по развитию общероссийского рынка, постепенному преодолению межрегиональной экономической дифференциации, перенаправлению части доходов экспортного производства топлива и сырья в другие отрасли приоритетного спектра экономики, стимулированию структурных преобразований импорта машинотехнической продукции за счет роста импорта инвестиционного оборудования и других мер, обеспечивающих создание устойчивой диверсифицированной экономики. Как результат будет выгоднее вкладывать деньги в собственную страну, а не в другие государства.

2.3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления, перспективы. Совместные предприятия как форма инвестиционного сотрудничества России с зарубежными странами

Использование иностранных инвестиций должно осуществлять­ся под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранно­го участия в капитале местных предприятий до различных требова­ний процедурного характера. Без регулирования иностранные ин­весторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономи­ки. Мировая экономика выработала «универсальный» набор эко­номических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:

а) экономические - освобождение вновь создаваемых совмест­ных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;

• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;

• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;

• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;

• специальные гарантии Правительства РФ в части сохране­ния налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;

• специальные меры по защите внутреннего рынка посредст­вом пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;

• сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­ных пошлин на оборудование и материалы, вводимые ино­странными инвесторами;

• освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­порта товаров, производимых на предприятиях с иностран­ными инвестициями или на территории свободных экономи­ческих зон (СЭЗ);

• предоставление права ускоренной амортизации;

• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические:

• улучшение условий (выделение земли, предоставление ин­формации и услуг по маркетингу, социально-экономическо­му маркетингу и др.);

• консультирование иностранных фирм относительно особен­ностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, от­раслях и т.п.;

• методическое обеспечение организации инвестиционной де­ятельности в стране;

• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­рованием;

• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­зи, транспорта, дорог и т.д.(20, с. 246)

Государство осуществляет регулирование инвестиционной дея­тельности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:

совершенствования системы налогов, механизма начисле­ния амортизации и использования амортизационных отчис­лений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, не носящих индивидуально­го характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природны­ми ресурсами, не противоречащих законодательству Россий­ской Федерации;

• расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строи­тельства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтин­гов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестици­онной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фон­дов.

Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:

• разработка, утверждение и финансирование инвестицион­ных проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, а также инвестици­онных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской фе­дерации;

• формирования перечня строек и объектов технического пе­ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­нансирования их за счет средств федерального бюджета. По­рядок формирования указанного перечня определяется Пра­вительством Российской Федерации;

• предоставления на конкурсной основе государственных га­рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­рального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции), а также за счет средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

• защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­рации);

• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­дящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным ин­весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельно­сти предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:

 - средства предоставляются на возвратной, платной и сроч­ной основе;

- финансирование предоставляется только под высокоэффективные  инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;                          

- предоставление гарантий со стороны государства;

- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета (22, с.19-22).

Финансовые инвестиции  предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя плани­рование, анализ и регулирование состава портфеля для достиже­ния поставленных перед портфелем целей при сохранении необхо­димого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связан­ных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвести­ций являются:

• сохранность и приращение капитала;

• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использо­ваны для расчетов;

• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, пра­вам, продукции;

• расширение сферы влияния.

Объектом портфельного инвестирования предприятий являют­ся как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционер­ных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги - векселя, депозитные серти­фикаты банков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансо­вых инвестициях:

• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;

• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значитель­ные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспе­чивающей объективную оценку текущего состояния финан­сового рынка и составление адекватных прогнозов его изме­нения.  

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следую­щих компонентов: поступления в форме дивидендов и процентных платежей; доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находя­щихся в портфеле; разница между курсами покупок и продаж при краткосроч­ных операциях на вторичном рынке (21, с. 92-98).

В ряду иностранных партнеров по совместным предприятиям, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. То есть в процессе создания совместных предприятий в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.

Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании совместных предприятий в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены совместные предприятия Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии (1, с.24-28).

Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

- на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;

- на потребительских товарах и услугах, где инвестиции  незначительны.

Именно поэтому большинство совместных предприятий на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех совместных предприятий. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.

Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта совместных предприятий отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт совместных предприятий будет принципиально иным.

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.

СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея (1, с.31).

Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

3. Расчет макроэкономических показателей

 

Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов представлены в табл. 3.1.1.

                                                                                      

                                                                                                          Таблица 3.1.1

Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов

Показатели

Значения показателей, 

млрд. руб.

Личные потребительские расходы

269,5

Трансфертные платежи

13,2

Арендная плата

15,4

Амортизация

29,7

Единый социальный налог

22

Ссудные проценты

14,3

Доход от собственности

34,1

Экспорт

9,9

Импорт

6,6

Дивиденты

17,6

Заработная плата наемных работников

243,1

Косвенные налоги на бизнес

19,8

Нераспределенные прибыли корпораций

23,1

Индивидуальные налоги

28,6

Подоходные налоги с корпораций

20,9

Прибыли корпораций

61,6

Государственная закупка товаров и услуг

79,2

Чистые частные внутренние инвестиции

36,3

Личные сбережения населения

17,6

Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики

432

Совокупная стоимость промежуточных продуктов

14

Доходы резидентов страны за границей

21,9

Доходы нерезидентов внутри страны

17,6

Дефлятор ВВП

1,7

3.1. Расчет валового внутреннего продукта

Расчет валового внутреннего продукта (ВВП) будем производить двумя методами:

1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости.

ВВР – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.

Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета.

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.

Добавленная стоимость – это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом стоимости промежуточных продуктов.

ВВП = 432 – 14 = 418 млрд. руб.

2. Расчет ВВП по методу учета по расходам.

При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (Х), который  представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:

                                       ВВП = С + I + G + Х,                       (3.1.1)

Расходы домашних хозяйств на личное потребление включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.

Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых частных инвестиций и амортизации в течение года.

Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи.

Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу. Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.

Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.

ВВП = 269,5 + 36,3 + 29,7 + 79,2 + (9,9 – 6,6) = 418 млрд. руб.

3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или распределительный метод.

ВВП можно представить как сумму факторных доходов:

1. Заработная плата.

2. Ссудный процент.

3. Прибыль (в том числе корпораций).

4. Рента и арендная плата.

5. Амортизация.

6. Доходы от собственности.

7. Косвенные налоги на бизнес.

Таким образом, ВВП по доходам можно определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.

Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее 1 года.

Показатель заработной платы включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работникам. Ренту составляют доходы собственников недвижимости. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм, включая дивиденды, и чистые доходы товариществ (партнерств) и предприятий в единоличной собственности, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий.

ВВП = 243,1 + 14,3 + 61,6 + 15,4 + 29,7 + 34,1 + 19,8 = 418 млрд. руб.

3.2. Расчет валового национального продукта

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.

Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах (+, -) 1% от ВВП. Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.

Во-первых, не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.

Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.

В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).

В-четвертых, государственные трансферты, о которых речь шла ранее.

ВНП = 418 + (17,6 – 21,9) = 413,7 млрд. руб.

3.3. Определение реального ВВП

Номинальный ВВП – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах.

Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.

Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать дефлятор ВВП (или индекс цен). Расчет реального ВВП производится по формуле:

Реальный ВВП = Номинальный ВВП : Дефлятор ВВП

Реальный ВВП = 418 : 1,7 = 245,9 млрд. руб.

3.4.Определение макроэкономических показателей

системы национальных счетов

В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.

Рассчитаем макроэкономические показатели системы национальных счетов:

1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП).

ЧВП представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:

ЧВП = ВВП – амортизация

Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.

ЧВП = 418 – 29,7 = 388,3 млрд. руб.

2.Расчет национального дохода (НД).

Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получается показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

НД = 388,3 – 19,8 = 368,5 млрд. руб.

 

3. Расчет располагаемого дохода (РД).

 РД представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятия – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода.

Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы полученных трансфертов.

РД = 368,5 – (22 + 20,9 + 23,1 + 28,6) + 13,2 = 287,1 млрд. руб.

 

3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей

Результаты произведенных расчетов макроэкономических показателей представлены в табл. 3.5.1.

                                                      

                                                                                                           Таблица 3.5.1

Макроэкономические показатели СНС

Показатель СПС

Значение,

млрд. руб.

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости

418

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам

418

3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам

418

4. Валовой национальный продукт (ВНП)

413,7

5. Реальный валовой внутренний продукт

245,9

6. Чистый внутренний продукт (ЧВП)

388,3

7. Национальный доход (НД)

368,5

8. Располагаемый доход (РД)

287,1

В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. 

Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.

Заключение

Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.

В странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области изучения инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Однако продолжающийся в России процесс освоения рыночной экономики был сопряжен с немалыми трудностями, отчасти в связи с возникновением проблемы привлечения инвестиций, как в экономику страны, региона, так и в конкретное предприятие.

Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.

В период перехода экономики страны на рыночный путь развития, когда этапным стал дефицит денежных средств, наряду с вопросами, касающимися подготовки инвестиционных проектов и поиска источников финансирования, возникают проблемы, связанные с обеспечением возврата заемных средств. Однако, Правительство РФ понимает что дальнейшее укрепление экономики страны немыслимо без привлечения иностранных инвестиций.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л. Качественное изменение структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. – 2004. - №2.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.115-189.

3. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 2003.-С.88-119.

4. Бочаров В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие.-СПб.: СПРбУЭФ, 2001.-С.278-310.

5. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России.-2003.-№11-12.-С.16-19.

6. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 10 февраля 1999 года) от 4.07.91 №1545-1.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.56-80.

8. Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России // Маркетинг.-2004.-№4.-С.3-16.

9. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал.-2004.-№3.-С.29-38.

10. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2001.-С.117-178.

11. Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.5-18.

12. От утечки капитала к его привлечению // Вопросы экономики. – 2003. - №2.

13. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.-М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2004.-С.16-35.

14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.

15. Постановление Правительства Российской Федерации «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года) от 29.06.95 №633.

16. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.98 №374.

17. Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстата России, 2004.-С.691, 710.

18. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО.-2005.-№1.-С.20-31.

19. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.2.99 №39-Ф3.

20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского,                  О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива», 2005.-520с.

21. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.-С.59-147.

22. Чебанов С. Иностранные инвестиции 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№3.-С.19-33.

23. Шадрина  Т.Б. Регионы и их место в экономике России // Вопросы статистики.-1999.-№9.-С.60-64.

24. Щетинин В. Проблематика иностранных инвестиций в современном мире // Общество и экономика.-2000.-№1.-С.13-16.