Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Инвестиционная деятельность: основные составляющие………………….5
1.1. Основные понятия инвестиционной деятельности……………………….5
1.2. Классификация инвестиций………………………………………………..7
2. Рынок инвестиционного капитала в России: состояние
и перспективы развития……………………………………………………..11
2.1. Формы и масштабы участия России в международном
движении капиталов……………………………………………………….11
2.2. Экспорт капитала из России: причины, возможности
борьбы с утечкой капитала………………………………………………..18
2.3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления,
перспективы. Совместные предприятия как форма
инвестиционного сотрудничества России
с зарубежными странами…………………………………………………20
3. Расчет макроэкономических показателей………………………………….27
3.1. Расчет валового внутреннего продукта…………………………………..27
3.2. Расчет валового национального продукта……………………………….30
3.3. Определение реального ВВП……………………………………………..31
3.4.Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов……………………………………………32
3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей……………………34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………….36
Введение
Инвестиции играют важную роль в совершенствовании структуры макроэкономики. Эффективное перераспределение ресурсов способствует как процветанию экономики страны, так и стабилизации экономики всего мирового сообщества.
Сейчас опасения полностью потерять вложенные в российскую экономику деньги уходят, но инвесторы все еще выжидают, чтобы окончательно убедиться в устойчивости позитивных процессов в России. И если раньше главной помехой были чрезмерные политические риски, то сейчас на первый план выходят гарантии прав собственности, проблемы корпоративного управления, судебная реформа, система финансовой отчетности, таможенные тарифы, реализация соглашений по совместному разделу продукции, Земельный кодекс, состояние банковской системы. Инвесторы достаточно ясно дают понять, что пока Россия не проведет полный цикл необходимых изменений в законодательстве и административной практике по этим вопросам, серьезных инвестиций она не получит.
Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.
Объект исследования – экономическая теория.
Предмет исследования – инвестиции и совершенствование структуры макроэкономики
Цель исследования – изучить особенности инвестиционной деятельности Российской Федерации и совершенствование структуры макроэкономики.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные понятия инвестиционной деятельности;
- изучить классификацию инвестиций;
- определить формы и масштабы участия России в международном движении капиталов;
- выявить причины и возможности борьбы с утечкой капитала из России;
- определить объемы, направления, перспективы инвестирования капитала в Россию.
Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие
1.1. Основные понятия инвестиционной деятельности
В соответствии с Российским законодательством под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (12, с.13; 14; 19). При этом инвестициями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средство достижения экономической эффективности, на основе которой могут быть решены многообразные экономические и социальные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инвестиций, социальную эффективность, т.е. финансовые последствия инвестиционных вложений для местного, регионального и федерального бюджетов; сравнительную экономическую эффективность, объективно характеризующую преимущества данного инвестиционного проекта (13, с.16; 20, с.34).
Процесс управления инвестиционной деятельностью представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта (11, с.16).
Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.
• Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).
• Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственные контрактом в соответствии с законом Российской федерации.
• Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
• Пользователи объектов инвестиционных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов инвестиций могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними (6; 18, с.20-31; 24, с.13-16).
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц и государства, запрещены.
1.2. Классификация инвестиций
Классификация инвестиций может быть представлена следующим образом.
По назначению различают производственные инвестиции (производственная сфера), инвестиции социального назначения (социальная сфера), инвестиции природоохранного и экологического назначения (экологическая сфера).
По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (3, с.91; 6).
В зависимости от источников финансирования выделяют: государственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.
В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (реальные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции науку, приобретение патентов и т.д.
Источниками финансирования инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние. В соответствии с действующим законодательством в России основными источниками финансирования инвестиций хозяйствующих субъектов являются:
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов - прибыль, амортизационные отчисления и т.д.;
• заемные финансовые средства инвесторов - банковские кредиты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюджетные кредиты;
• привлеченные финансовые средства инвесторов - паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;
• средства внебюджетных фондов;
• средства государственных бюджетов, предоставляемых на безвозмездной основе;
• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;
• средства иностранных инвесторов (21, с.59-77).
Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источниками являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.
Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся острым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйствующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.
Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капитальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются; суммы амортизации, начисленной по основным фондам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату.
Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборотами средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйствующих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержание кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объемов и масштабов хозяйственной деятельности (16).
Основными источниками финансирования выступают прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мобилизованные через эмиссию ценных бумаг и др. (4, с.278-310).
Своеобразной формой финансирования инвестиционной деятельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества (15).
Лизинговые операции делятся на два вида:
Оперативный лизинг - срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора.
Финансовый лизинг - лизинг с полной окупаемостью. Арендные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.
Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизингополучателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей (10, с.117-121; 20, с.123-127; 23, с.60-64).
Наряду с внутренними источниками инвестирования важнейшее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невозможно осуществление эффективной реконструкции и модернизации производственных мощностей, резкого повышения технологического уровня производства, преодоления затянувшегося кризиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:
- служат дополнительными источниками капитала для непосредственного финансирования производства конкретные товаров и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
- в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению:
- способствуют росту занятости населения, повышению квалификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;
- способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;
- обеспечивают наиболее мягкому и эффективному включению отечественной экономики в мировое хозяйство, благодаря производственной и научно-технической коопераций, причем, что особенно важно, именно производственному включению, а не идущим лишь через организацию связям в сфере обращения;
- способствуют формированию конкурентной рыночной среды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;
- содействуют развитию экспортной базы страны и сокращению национального экспорта и импорта (2, с.115-156; 11, с.5-18).
Однако становление иностранного предпринимательства в России сталкивается с определенными экономическими и политическими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций следует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стратегии государства, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инвестиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения капиталов, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.
2. Рынок инвестиционного капитала в России: состояние и перспективы развития
2.1. Формы и масштабы участия России в международном движении капиталов
В современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций (1, с.32).
Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). В развитие следующих пяти отраслей - машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций. Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.
Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.
Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал (5, с.16-19).
Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы (7, с. 56).
Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денежные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций (9, с. 29).
В системе управления финансами предприятий важнейшим направлением является управление инвестиционной деятельностью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ресурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за годы экономических реформ инвестиционная активность предприятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижением уровня рентабельности с соответствующим уменьшением направления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих кредитов на осуществление проектов в связи с невозможностью их окупаемости.
Одним из важнейших направлений корректировки экономических реформ в России следует считать развитие и повышение эффективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестройки и экономических реформ не привел к стабилизации национальной экономики и повышению эффективности ее функционирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой необходимости преодоления затянувшегося финансово-экономического кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномасштабного инвестирования.
Потребность в коренном обновлении на базе применения научно-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестиционных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджетных средств.
Основным условием формирования благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала является либерализация инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влияние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурентные позиции страны в борьбе за иностранные вложения (8, с. 9) . Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государственная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том случае, если иностранные инвесторы уверены в политической и экономической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала. Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации представлены в табл. 2.1.1.
2.2. Экспорт капитала из России: причины, возможности борьбы
с утечкой капитала
До сих пор деньги из России продолжают «утекать» (Рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1 Вывоз капитала из России за рубеж, млрд. долл.
В России создана экономическая модель, в которой приток валюты в страну порождает рисков не меньше, чем выгод.
Основные черты этой модели:
- денежный оборот и сбережения обслуживаются в подавляющей части иностранной валютой;
- кредитный рынок на треть формируется займами иностранных банков; - эмиссия определяется покупкой валюты и, следовательно, постоянными изменениями в платежном балансе страны (17, с. 691).
Эта ситуация должна быть изменена. Необходимо, не ограничиваясь методами монетарного регулирования экономики, сочетать их с выработкой вполне четких контуров промышленной политики и созданием такой системы рефинансирования, в которой банки в сотрудничестве с бизнесом участвуют в экспертизе и отборе коммерческих проектов, а эмиссионная система строится в соответствии с потребностями внутреннего спроса производственного сектора на рубли. Такая экономика с растущим внутренним рынком - наиболее привлекательна и для иностранного капитала.
Поэтому сейчас особенно востребованы конкретные предложения экономистов по переводу экономики России на собственную инвестиционную модель роста.
Такая модель в мировой практике обычно характеризуется определенными количественными параметрами, в частности:
- объем инвестиций составляет 20-25% ВВП (уровень капитализации);
- доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - не менее 15-17% от объема внутренних;
- степень износа основных фондов не должна превышать 30-35% (12, с.18).
По расчетам российских экспертов, удвоение ВВП России потребует устойчивого притока инвестиций в объеме не менее 1,11 трлн.долл., в том числе прямых инвестиций - не менее 170 млрд.долл. за 2004-2013 гг. Это означает, что общий объем инвестиций в основной капитал должен быть удвоен, и примерно в 4 раза возрасти среднегодовой приток иностранного капитала по сравнению с 1995-2002 гг.
Решение таких задач невозможно без целенаправленной инвестиционной политики, приоритетом которой должен стать комплекс конкретных мер по развитию общероссийского рынка, постепенному преодолению межрегиональной экономической дифференциации, перенаправлению части доходов экспортного производства топлива и сырья в другие отрасли приоритетного спектра экономики, стимулированию структурных преобразований импорта машинотехнической продукции за счет роста импорта инвестиционного оборудования и других мер, обеспечивающих создание устойчивой диверсифицированной экономики. Как результат будет выгоднее вкладывать деньги в собственную страну, а не в другие государства.
2.3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления, перспективы. Совместные предприятия как форма инвестиционного сотрудничества России с зарубежными странами
Использование иностранных инвестиций должно осуществляться под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранного участия в капитале местных предприятий до различных требований процедурного характера. Без регулирования иностранные инвесторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономики. Мировая экономика выработала «универсальный» набор экономических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:
а) экономические - освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;
• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;
• специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
• специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
• сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
• освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ);
• предоставление права ускоренной амортизации;
• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
б) неэкономические:
• улучшение условий (выделение земли, предоставление информации и услуг по маркетингу, социально-экономическому маркетингу и др.);
• консультирование иностранных фирм относительно особенностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;
• методическое обеспечение организации инвестиционной деятельности в стране;
• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвестированием;
• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог и т.д.(20, с. 246)
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, которое предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:
• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развития финансового лизинга в Российской Федерации;
• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской федерации;
• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:
- средства предоставляются на возвратной, платной и срочной основе;
- финансирование предоставляется только под высокоэффективные инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;
- предоставление гарантий со стороны государства;
- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета (22, с.19-22).
Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются:
• сохранность и приращение капитала;
• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы для расчетов;
• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам, продукции;
• расширение сферы влияния.
Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги - векселя, депозитные сертификаты банков.
Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:
• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;
• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего состояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его изменения.
Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов: поступления в форме дивидендов и процентных платежей; доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находящихся в портфеле; разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных операциях на вторичном рынке (21, с. 92-98).
В ряду иностранных партнеров по совместным предприятиям, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. То есть в процессе создания совместных предприятий в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.
Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании совместных предприятий в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены совместные предприятия Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии (1, с.24-28).
Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:
- на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;
- на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны.
Именно поэтому большинство совместных предприятий на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех совместных предприятий. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.
Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта совместных предприятий отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт совместных предприятий будет принципиально иным.
Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.
СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея (1, с.31).
Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.
3. Расчет макроэкономических показателей
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов представлены в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов
Показатели |
Значения показателей, млрд. руб. |
Личные потребительские расходы |
269,5 |
Трансфертные платежи |
13,2 |
Арендная плата |
15,4 |
Амортизация |
29,7 |
Единый социальный налог |
22 |
Ссудные проценты |
14,3 |
Доход от собственности |
34,1 |
Экспорт |
9,9 |
Импорт |
6,6 |
Дивиденты |
17,6 |
Заработная плата наемных работников |
243,1 |
Косвенные налоги на бизнес |
19,8 |
Нераспределенные прибыли корпораций |
23,1 |
Индивидуальные налоги |
28,6 |
Подоходные налоги с корпораций |
20,9 |
Прибыли корпораций |
61,6 |
Государственная закупка товаров и услуг |
79,2 |
Чистые частные внутренние инвестиции |
36,3 |
Личные сбережения населения |
17,6 |
Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики |
432 |
Совокупная стоимость промежуточных продуктов |
14 |
Доходы резидентов страны за границей |
21,9 |
Доходы нерезидентов внутри страны |
17,6 |
Дефлятор ВВП |
1,7 |
3.1. Расчет валового внутреннего продукта
Расчет валового внутреннего продукта (ВВП) будем производить двумя методами:
1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости.
ВВР – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.
Добавленная стоимость – это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом стоимости промежуточных продуктов.
ВВП = 432 – 14 = 418 млрд. руб.
2. Расчет ВВП по методу учета по расходам.
При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины:
1. Потребительские расходы населения (С).
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I).
3. Государственные закупки товаров и услуг (G).
4. Чистый экспорт (Х), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:
ВВП = С + I + G + Х, (3.1.1)
Расходы домашних хозяйств на личное потребление включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.
Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых частных инвестиций и амортизации в течение года.
Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи.
Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу. Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.
Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.
ВВП = 269,5 + 36,3 + 29,7 + 79,2 + (9,9 – 6,6) = 418 млрд. руб.
3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или распределительный метод.
ВВП можно представить как сумму факторных доходов:
1. Заработная плата.
2. Ссудный процент.
3. Прибыль (в том числе корпораций).
4. Рента и арендная плата.
5. Амортизация.
6. Доходы от собственности.
7. Косвенные налоги на бизнес.
Таким образом, ВВП по доходам можно определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.
Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее 1 года.
Показатель заработной платы включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работникам. Ренту составляют доходы собственников недвижимости. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм, включая дивиденды, и чистые доходы товариществ (партнерств) и предприятий в единоличной собственности, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий.
ВВП = 243,1 + 14,3 + 61,6 + 15,4 + 29,7 + 34,1 + 19,8 = 418 млрд. руб.
3.2. Расчет валового национального продукта
Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.
Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах (+, -) 1% от ВВП. Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.
Во-первых, не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.
В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).
В-четвертых, государственные трансферты, о которых речь шла ранее.
ВНП = 418 + (17,6 – 21,9) = 413,7 млрд. руб.
3.3. Определение реального ВВП
Номинальный ВВП – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах.
Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.
Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать дефлятор ВВП (или индекс цен). Расчет реального ВВП производится по формуле:
Реальный ВВП = Номинальный ВВП : Дефлятор ВВП
Реальный ВВП = 418 : 1,7 = 245,9 млрд. руб.
3.4.Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.
СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
Рассчитаем макроэкономические показатели системы национальных счетов:
1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП).
ЧВП представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП – амортизация
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.
ЧВП = 418 – 29,7 = 388,3 млрд. руб.
2.Расчет национального дохода (НД).
Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получается показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
НД = 388,3 – 19,8 = 368,5 млрд. руб.
3. Расчет располагаемого дохода (РД).
РД представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятия – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода.
Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы полученных трансфертов.
РД = 368,5 – (22 + 20,9 + 23,1 + 28,6) + 13,2 = 287,1 млрд. руб.
3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей
Результаты произведенных расчетов макроэкономических показателей представлены в табл. 3.5.1.
Таблица 3.5.1
Макроэкономические показатели СНС
Показатель СПС |
Значение, млрд. руб. |
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости |
418 |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам |
418 |
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам |
418 |
4. Валовой национальный продукт (ВНП) |
413,7 |
5. Реальный валовой внутренний продукт |
245,9 |
6. Чистый внутренний продукт (ЧВП) |
388,3 |
7. Национальный доход (НД) |
368,5 |
8. Располагаемый доход (РД) |
287,1 |
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.
Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
Заключение
Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.
В странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области изучения инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Однако продолжающийся в России процесс освоения рыночной экономики был сопряжен с немалыми трудностями, отчасти в связи с возникновением проблемы привлечения инвестиций, как в экономику страны, региона, так и в конкретное предприятие.
Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.
В период перехода экономики страны на рыночный путь развития, когда этапным стал дефицит денежных средств, наряду с вопросами, касающимися подготовки инвестиционных проектов и поиска источников финансирования, возникают проблемы, связанные с обеспечением возврата заемных средств. Однако, Правительство РФ понимает что дальнейшее укрепление экономики страны немыслимо без привлечения иностранных инвестиций.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. Качественное изменение структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. – 2004. - №2.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.115-189.
3. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 2003.-С.88-119.
4. Бочаров В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие.-СПб.: СПРбУЭФ, 2001.-С.278-310.
5. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России.-2003.-№11-12.-С.16-19.
6. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 10 февраля 1999 года) от 4.07.91 №1545-1.
7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.56-80.
8. Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России // Маркетинг.-2004.-№4.-С.3-16.
9. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал.-2004.-№3.-С.29-38.
10. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2001.-С.117-178.
11. Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства.-М.: Финансы и статистика, 2002.-С.5-18.
12. От утечки капитала к его привлечению // Вопросы экономики. – 2003. - №2.
13. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.-М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2004.-С.16-35.
14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.
15. Постановление Правительства Российской Федерации «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года) от 29.06.95 №633.
16. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.98 №374.
17. Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстата России, 2004.-С.691, 710.
18. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО.-2005.-№1.-С.20-31.
19. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.2.99 №39-Ф3.
20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива», 2005.-520с.
21. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.-С.59-147.
22. Чебанов С. Иностранные инвестиции 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№3.-С.19-33.
23. Шадрина Т.Б. Регионы и их место в экономике России // Вопросы статистики.-1999.-№9.-С.60-64.
24. Щетинин В. Проблематика иностранных инвестиций в современном мире // Общество и экономика.-2000.-№1.-С.13-16.