Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Роль и место управленческих решений

    во внешнеэкономической деятельности………………………………….4

2. Планирование управления со стороны менеджера…………………….12

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….17

Введение

В настоящее время в стране осуществляется структурная перестройка экономики. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса становиться реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Так, нужно подчеркнуть значимость работы компаний по определению и достижению стратегических целей в соответствии с финансовыми возможностями и приоритетами, используя методы и формы реструктуризации. Это  возможно сделать только при наличии грамотно разработанной финансовой стратегии, которая воплощается на практике посредством реструктуризации.

Подавляющее большинство российских компаний для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей.

  Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.

1. Роль и место управленческих решений во внешнеэкономической деятельности

Любая корпорация должна определять, где следует принимать решения по таким разнообразным вопросам, как ассортиментная политика, приобретение  фондов и размещение ликвидных активов. Чем выше уровень принятия решений в организации, тем в большей мере их можно считать централизованными; чем ниже этот уровень, тем ближе они к децентрализованным. Проблему централизации и децентрализации можно анализировать с позиций компании в целом или отдельной ее части, ограничиваясь, например, конкретным филиалом. На централизацию и децентрализацию действуют взаимоисключающие факторы, поэтому политику в отношении организации фирмы следует адаптировать к уникальным обстоятельствам ее функционирования.

Полную централизацию и децентрализацию можно считать крайностями. По существу, ни одна компания не принимает только централизованные или только децентрализованные решения; напротив, любая компания вменяет политику в соответствии с типом проблемы и конкретными обстоятельствами. Место, где принимаются решения, может зависеть от вида продукции, функции, страны. Кроме того, в жизни принятие peшений редко протекает так асимметрично, как это может показаться. Иначе говоря, менеджер может иметь полномочия для принятия решений, но он вправе проконсультироваться и достичь согласия с другими менеджерами, прежде чем воспользуется своими полномочиями [3; 6].

Рассмотрим основные показатели эффективности корпорации.

1. Издержки и целесообразность. Персонал на уровне корпорации в целом  может иметь больше опыта в консультировании или в действительном принятии решений, но время и расходы, сопряженные с централизацией решений, могут не оправдывать их высокое качество. Принятие многих решений нельзя отложить. Некоторые решения на уровне штаб-квартиры корпорации не могут быть эффективно приняты без установления личных контактов с управляющими филиалами или наблюдений на месте событий, но допуск персонала головной фирмы в отдельные страны не всегда гарантирован.

Необходимо также учитывать отдаленность заграничных филиалов от штаб-квартиры. Однако по мере развития средств связи и транспорта фактор расстояния теряет прежнее значение.

2. Перемещение ресурсов. Факторы производства и готовую продукцию можно перемещать с предприятия корпорации в одной стране на предприятие в другой. Перемещение может соответствовать целям корпорации, но при этом отдельные филиалы от такой передачи ресурсов могут ничего не выиграть. Решения о подобных перемещениях обычно принимаются  централизованно, поскольку они требуют притока информации из всех  операционных подразделений и ее обработки. С перемещением pecyрсов  могут быть связаны самые разные решения, но лишь в немногих случаях  необходимость их централизации нуждается в особой аргументации.

Прибыли корпорации зачастую можно повысить путем перемещения факторов производства - капитала, кадров или технологии - из одного филиала в другой. Без некоего центрального пункта контроля пришлось бы передавать отчетную документацию от одного подразделения другому, для того, чтобы выявить в каждом месте ресурсы, которые могут быть использованы где-либо еще. Аналогичным образом, если экспортные операции между подразделениями необходимы для поддержания непрерывного  производственного процесса (например, в случае, когда для получения  конечного продукта необходимы вертикальная интеграция или взаимозависимые комплектующие), централизованный контроль неизбежен. Другие централизованные решения могут относиться к экспорту в адрес  посторонних компаний, сопряженному с вопросом о том, у кого сосредоточенны полномочия по принятию такого решения. При централизованном ответе на данный вопрос можно избежать ценовой конкуренции между филиалами, приводящей к снижению доходов корпорации в целом. Кроме того, не следует забывать о ряде дополнительных факторов, в том числе издержках производства, транспортных расходах, налоговых ставках, валютном контроле и уровне использования производственных мощностей [3].

3. Экономичность и взаимосвязи, обеспечиваемые стандартизацией. Единообразие выпускаемой продукции, закупок, методов ведения дела и политики корпораций в глобальном масштабе не всегда наилучшим образом влияют на отдельные операции, но общий выигрыш при этом может компенсировать потери филиалов. К примеру, стандартизация оборудования используемого в производственном процессе, может содействовать снижению закупочных цен для корпорации в целом благодаря скидкам,  зависящим от размера партии. Она же может способствовать снижению  расходов на обучение механиков, обеспечение персонала инструкциями, создание и хранение резерва запасных частей. Корпорация может  рассчитывать на экономию в любом виде деятельности, например при проведении рекламных кампаний, исследований и разработок, групповом страховании. Единообразие ассортимента способствует повышению гибкости при размещении заказов на поставки, когда возникают перебои в снабжении из-за забастовок, катастроф или внезапных скачков спроса. Для компенсации дефицита в одной стране можно просто нарастить объем производства в другой [6].

Еще один довод в пользу подобия политики на глобальном и страновом уровнях заключается в стремлении добиться того, чтобы заграничные  филиалы не отклонялись от общей линии или методов ведения дела настолько, что контроль будет полностью утрачен. Если страновые подразделения будут пусть постепенно, но разнонаправленно изменять выпускаемую продукцию, политику и методы, разнообразие в конечном счете может оказаться настолько значительным, что экономичность станет недостижимой и чрезвычайно затруднится взаимообмен кадрами, продукцией и идеями  внутри корпорации.

Люди, с которыми многонациональная компания имеет дело (государственные чиновники, работники, поставщики, потребители и широкая  публика), все чаще хорошо осведомлены о ее деятельности в других странах. Поэтому концессии, легко полученные в одной стране, порой не столь доступны в другой. В таких случаях для привлечения на свою сторону широкой общественности руководство иностранного филиала, например, может устанавливать льготные цены для местных государственных закупок и разрабатывать планы участия работников в прибылях. Но если государственные  чиновники и рабочие в другой стране потребуют принятия аналогичных мер результатом станет снижение прибылей вследствие выполнения этих требований или ухудшение отношений с общественностью из-за их невыполнения.

Даже внутрифирменные решения о ценах и выпускаемой продукции могут повлиять на спрос в других странах. С ростом подвижности потребителей, особенно товаров промышленного назначения, хорошие или плохие результаты деятельности корпорации в одной стране рано или поздно отражаются на сбыте продукции во всех других странах. Это в большой степени верно, когда потребители товаров промышленного назначения хотят поучить единообразную продукцию независимо от страны изготовления. Если цены значительно изменяются от страны к стране, потребители могут, в конце концов, прийти к выводу, что дешевле импортировать, чем покупать  конечную продукцию на месте [3; 8].

4. Стратегия глобальной конкурентной борьбы. Любая компания должна  определять, что именно для нее целесообразнее - усиление конкурентных  позиций в отдельных странах или же интегрально, на глобальном уровне. Помимо разрешения дилеммы «стандартизация или дифференциация продукции по странам», компании следует принимать во внимание ряд дополнительных факторов. Один из них: можно ли осуществлять крупномасштабный экспорт комплектующих изделий и готовой продукции таким образом, чтобы их стоимость для покупателей в любой стране снижалась. Кроме того, особенности производственного процесса, транспортные расходы, импортные ограничения сказываются на величине выгод от интеграции производства.

Наличие настоящих или потенциальных потребителей и конкурентов в глобальном масштабе также может обусловливать характер решения о целесообразности повышения эффективности глобальной деятельности за счет филиалов в отдельных странах. Например, ценовые уступки производителю автомобилей в Бразилии могут помочь расширению объема поставок из других стран, где покупатель имеет автомобильное производство. Компания может также воздействовать на конкурента, производя и сбывая продукцию там, где конкурент сосредоточил основные ресурсы, и тем самым улучшать конкурентные позиции на глобальном уровне.

5. Компетентность

Поскольку основная предпосылка делегирования полномочий – это вера в то, что поставленные на руководящие должности люди будут действовать ответственно, постольку компетентность управляющих филиалами является, как правило, определяющим фактором. Хотя существуют рациональные факторы, влияющие на относительную оценку способностей, замечено, что слишком часто нереалистичные оценки обусловливают делегирование  чрезмерно широких полномочий менеджерам, как на уровне корпорации, так и в филиалах. К нереалистичным оценкам относится, скажем, уверенность, что только руководители на местах знают положение дел в такой мере, что могут принимать верные решения, или, например, твердое убеждение в том, что только управляющие корпорацией способны на решения, гарантирующие контроль [3; 6].

6. Достоинства управляющих и местные условия. Управляющие на местах, как правило, хорошо знают, что эффективно и неэффективно на местном уровне, поэтому им обычно предоставляют большую свободу действий, когда местные условия воспринимаются, как сильно отличающиеся от условий в стране базирования. Например, менеджеры штаб – квартиры американской корпорации чувствуют себя гораздо более компетентными в практическом руководстве работой канадского филиала, нежели мексиканского, так как считается, что для успеха первого нужно примерно то же самое, что и в США. Тем не менее, местные условия могут быть более важны при выполнении одних управленческих функций по сравнению с другими.

Представляется, что и другие факторы влияют на отношение к руководящим кадрам на местах. К факторам, способствующим децентрализации управления, относятся следующие: многочисленная команда руководителей на местах, длительность их работы в компании и хороший послужной  список. Все эти факторы в некоторой степени способствуют передаче полномочий по принятию решений на уровень тех или иных страновых филиалов.

7. Факторы, связанные с конечной продукцией.  Характер выпускаемой  продукции может определять соотношение уровней компетентности персонала штаб-квартиры и местных менеджеров. Если речь идет о технически сложных видах продукции, обычно ее не нужно адаптировать к местным условиям; поэтому, по крайней мере в области маркетинга, можно принимать решения, распространяющиеся на подавляющее большинство страновых филиалов.

Кроме того, многие виды продукции сначала продвигаются на самый крупный рынок, а только потом на меньшие рынки, когда цикл жизни продукции в стране, куда она попала впервые, уже близится к завершению. В подобных случаях корпоративное руководство берет функции контроля на себя для избежания повторения одних и тех же ошибок в более чем одной стране. Если происходит быстрое изменение технологии, то обычно возрастает необходимость участия в управлении штаб-квартиры по сравнению с ситуацией, когда технология в течение длительного времени стабильна [3].

8. Степень важности решения. При обсуждении проблемы выбора места принятия  решений следует учитывать степень важности конкретных решений. Иногда эту мысль выражают вопросом: «Каковы допустимые потери в результате принятия плохого решения?» Чем значительнее потенциальный ущерб, тем выше уровень, на котором в организации находите функция контроля. Если говорить, например, о решениях в области маркетинга, то самостоятельность филиалов в отношении выбора конструкции изделия нельзя сравнивать с автономией в отношении рекламы, ценообразования или распределения продукции. На конструирование обычно затрачивается гораздо больше средств, чем на реализацию других функций, поэтому потенциальный ущерб от неправильного решения будет выше. Кроме того, скорректировать или отменить неверные решения, касающиеся рекламы, ценообразования и распределения, обычно намного проще. Вместо непосредственного определения круга решений, которые можно принимать на уровне филиалов, целесообразнее установить пределы величины расходов и предоставить тем самым автономию филиалам в принятии решений, не требующих значительных капиталовложений, при этом настаивая на утверждении наверху более крупных операций.

9. Эффективное использование филиалов. Углубление стандартизации в практике управления внутри фирмы отнюдь не означает, что штаб-квартира берет на себя обеспечение всей информацией, необходимой для принятия решений. По сути дела, если мнение филиалов игнорируется, компания может и не суметь разработать оптимальные межнациональные или стандартизированные программы. Более того, толковые местные менеджеры могут уйти в другие фирмы, где им будет отведена более значительная роль. Компания «Проктер энд Гэмбл», например, предоставила европейским филиалам почти полную автономию в адаптации технологии, выпускаемой  продукции и маркетинга к местным условиям. Но чтобы обеспечить эффект масштаба от европейских операций, она делегировала одному из своих бюро ответственность за разработку стратегии для Европы в целом без учета местных особенностей, сильных качеств отдельных европейских филиалов и интересов их руководителей. С тех пор «Проктер энд Гэмбл» добилась повышения уровня стандартизации применительно к управлению производством и сбытом продукции по целому ряду отдельных торговых марок, однако возглавила эту работу группа представителей европейских филиалов. В другом случае «ИЭмАй» (EMI) - компания, базирующаяся в Англии, - использовала принцип обратной связи только в отношении английского рынка, пытаясь установить, в какой мере ее центральная лаборатория должна усовершенствовать сканеры для компьютеризованных систем промышленных испытаний путем повышения четкости изображения. При этом фирма игнорировала более крупный американский рынок, на котором потребители предпочитали другие усовершенствования и менее длительный период сканирования. Как только «Дженерал Электрик» сократила длительность периода сканирования, она захватила американский рынок и обеспечила более значительную экономию, обусловленную ростом производства, чем «ИЭмАй», которая начала терять доходы и была вынуждена принять предложение о поглощении ее другой фирмой [7].

10. Национальная стратегия в сравнении с международной. Глобальная стратегия обладает множеством достоинств, но бывают обстоятельства при которых филиалы не могут быть встроены в схему такой стратегии. Это случается, когда, например, продукция, выпускаемая филиалами, тесно связана с уникальными национальными предпочтениями. В других случаях филиалы могут оказаться не в полной мере включенными в глобальную сеть, поскольку местный государственный протекционизм защищает их от конкурентов. Тогда стратегический контроль корпорации может оказаться менее уместным, чем контроль на уровне отдельной страны.

11. Учет эффективности работы филиалов.  Некоторые решения могут эффективно приниматься только на уровне корпорации, но в этом случае технико-экономические результаты следует сопоставлять с моральными издержками, порождаемыми тем, что руководство филиалов лишается ответственности за ведение бизнеса. Когда руководители на местах не могут больше действовать в интересах своего предприятия, они начинаю обычно рассуждать так: «Я мог бы работать лучше, но руководство корпорации не дает мне этой возможности». Такие управляющие могут потерять интерес к своей работе и перестать накапливать опыт, необходимый для перехода на должность, подразумевающую высокую ответственность. Отсутствие интереса может быть компенсировано системой материального стимулирования, исключающей наказание менеджеров за последствия решений, находящихся вне их контроля. Фактически система оплаты труда, при которой местные руководители отчасти премируются в зависимости от результатов работы корпорации в целом, может способствовать развитию глобального подхода на уровне каждого странового подразделения [7].

12. Зависимость.  Многие критики из слаборазвитых стран утверждают, что предпринимаемая Международной Национальной Корпорацией (МНК) централизация решений ведет к перемещению в страны базирования руководящих и технических функций во все возрастающих масштабах, а слаборазвитым странам остается только низкоквалифицированная работа. Они вспоминают колониальные времена, когда местным жителям запрещалось занимать ответственные посты, а участь каждого из них зависела от колониальных властей. Они особенно подчеркивают, что  МНК почти все исследования и разработки проводят в странах базирования или других промышленно развитых странах.

 Эта ситуация стала для МНК непростой дилеммой. Существуют весомые аргументы в пользу централизованного проведения исследований и разработок в странах базирования, например: наличие значительного числа людей, работающих непосредственно на компанию, близость частных исследовательских организаций и университетов, а также общие выгоды, обусловливаемые снижением уровня дублирования усилий при централизированном управлении исследованиями и разработками.

 

 

2. Планирование управления со стороны менеджера

Нужно подчеркнуть необходимость адаптации ресурсов и целей компаний к разнообразным и переменчивым условиям деятельности в других странах. По сути дела, в этом и состоит планирование. Ничего не планируя, компания только по чисто случайности может найти оптимальный путь проникновения на зарубежные  рынки и метод экспансии за пределы собственной страны. Без планирования лишь чисто случайно компания имеет шанс выбрать оптимальную с точки зрения результатов политику и практику ведения дел в конкретных странах [1; 4].

Планирование должно включать выбор долгосрочных целей с учетом внутренних и внешних факторов. На первом этапе разрабатываются долгосрочные стратегические намерения или цели, которые на долгий срок сплачивают организацию, стремящуюся  повысить свои конкурентные возможности на глобальном уровне. Хотя немногие компании начинают, имея столь четкое представление о перспективе, все, как правило, вырабатывают его по ходу дела, если достигают успехов в международной деятельности. Такие компании, как, например «Хонда» и «Кэнон» (Canon), разработали стратегические нaмepeния задолго до выхода на международный рынок. На втором этапе проводятся анализ внутренних возможностей, при этом оцениваются ресурсы компании, ограничения, распространяющиеся на ее деятельность в целом, а также факторы внешней среды, различным образом воздействующие на отдельные подразделения. Только пройдя этот этап, компания может логически выстроить структуру международной деятельности. Например, если компания сталкивается с ростом издержек в стране базирования и усилением конкуренции со стороны импорта, она может с достаточной уверенностью выбрать одну из следующих целей: снижение издержек, приобретение ресурсов для ведения конкурентной борьбы, диверсификацию рынков сбыта или продукции. Анализ внутренних ресурсов помогает определить, какие из целей достижимы и наиболее важны в пределах обозримого периода планирования; помогает он также в отборе альтернативных путей ведения бизнеса [2].

Поскольку каждая страна, в  которой фирма проводит или намеревается проводить свои операции, уникальна, анализ местных условий следует выполнять до окончательного выбора альтернатив. Например, местные  факторы маркетинга позволяют выбрать стратегию в отношении ассортимента продукции. Можно установить приоритеты таким образом, что программы реализации тех или иных альтернатив легко будет дополнить или сократить, чтобы высвободить дополнительные средства для достижения намеченных целей, когда меняются доступность ресурсов или условия деятельности. Компания может, к примеру выбрать вариант перевода дивидендов из одного из своих филиалов в головную организацию, но это может оказаться неосуществимым. Руководителям  следует также предусмотреть, что делать с доходами, если будет введен валютный контроль. Есть и другие вопросы: какими альтернативами будет тогда располагать головная организация или что ей делать без фондов? Может возникнуть необходимость получения дополнительных  кредитов в стране базирования, перевода средств из других филиалов, задержки расширения бизнеса в стране базирования и выплаты дивидендов своим акционерам. Без выяснения приоритетов корпорация может принять поспешные решения для частичного достижения целей.

 Конкретные цели следует также установить для каждого операционного  подразделения наряду с выработкой способов измерения как отклонений от  плана, так и параметров, их обусловливающих. Благодаря своевременной оценке руководство может предпринять корректировку плана или, в крайнем случае, прибегнуть к чрезвычайным средствам для достижения своих целей. Отметим, что этапы от шестого до второго образуют замкнутый контур, фактически обеспечивающий компании принятие решений в соответствии с ситуацией [5].

 Кроме того, следует проводить разграничение между оперативными и стратегическими планами. Рассчитанные на более длительные сроки стратегические планы родственны выбору долгосрочных целей. Они связаны с крупными капиталовложениями, должны обеспечивать деятельность всех компаний в составе корпорации и подлежать переоценке в малой степени. Оперативные планы содержат более близкие цели и предусматривают конкретные средства для их достижения. Однако временные границы оперативных планов достаточно условны. Хотя средства для реализации стратегического плана могут поступать из всех подразделений компании, лишь на уровне корпорации можно распределять ресурсы таким образом, чтобы осуществить все запланированные изменения в политике, касающейся регионального и продуктового аспектов деятельности.  Кроме того, только сотрудники центральной штаб-квартиры, располагая информацией о глобальной деятельности корпорации, конкуренции и тенденциях, способны разрабатывать стратегические планы.

Чем выше уровень неопределенности, тем труднее планировать. Все обычно согласны с тем, что сфера международной деятельности сопряжена с более высоким уровнем неопределенности из-за повышенной сложности зарубежных операций. Одним из усложняющих факторов является множественность внешних сред, в которых приходится работать филиалам (поэтому следует раздельно оценивать условия функционирования каждого филиала); другой фактор заключается в несовпадении потребностей различных рынков с точки зрения задач, возникающих перед филиалами, поскольку каждый из них производит конкретную продукцию, используя свои методы [2; 5] .

Обычно чем выше сложность и неопределенность, тем значительнее            потребность в информации. Однако важно помнить, что одновременно, чем выше неопределенность, тем больше объем сканирования внешней среды для сбора необходимой информации. Это может быть обусловлено и относительной труднодоступностью точной информации на международном уровне.

Заключение

Многим из российских предприятий, если они собираются работать по правилам рынка и стремиться к успеху в новых условиях, необходимо выработать новые навыки. В компаниях, где одни и те же люди вынуждены одновременно заниматься работой по различным направлениям, делать это очень трудно. Руководству компаний рано или поздно придется принять решение о реструктурировании компании, разделении ее на более мелкие единицы, которые будут иметь возможность сосредоточить усилия на одном виде или одной группе продукции и формировании умений и навыков, необходимых для достижения успеха именно в этой области.

Прежде чем компания приступит к процессу реструктурирования, ее руководство должно иметь четкий план предстоящего процесса, понять, чего он потребует и какими будут затраты, и представить, каким должен быть результат.

Процесс реструктурирования начинается с четкого формулирования общей стратегической цели и разработки реалистической стратегии для каждого вида ее деятельности и соответствующего подразделения. Учитывая условия на будущих рынках и специфику будущих конкурентов, что необходимо для того, чтобы каждое предприятие оказалось прибыльным? Выполнимы ли эти требования? Какие ключевые изменения необходимо произвести? К организационной разработке можно приступить тогда, когда есть ответы на эти вопросы.

В основе разработки организационной структуры должна лежать стратегия, разработанная отдельно для каждого вида деятельности. Поддерживать стратегию и обеспечивать ее осуществление должна соответствующая структура. Чтобы подразделения могли успешно работать, своевременное поступление информации должно обеспечиваться логичными и ясными системами. Подбор сотрудников должен осуществляться на основе как их умений и навыков,  так и готовности брать на себя ответственность и решать незнакомы задачи. Успешно работающие предприятия набирают таких сотрудников, которые могут обеспечить эффективную поддержку выбранной стратегии. Предприятию, строящему стратегические планы, полагаясь на традиционно слабое руководство, выжить не суждено.

Процесс реструктурирования нацелен не на решение отдельных простых хозяйственных задач, а на решение сложных, комплексных проблем, осуществление укрупненных операций. Цель реструктуризации – в том, чтобы устранить, в частности, те административно – бюрократические операции и звенья, ликвидация которых не отразится негативно на уровне управления. Но для этого, естественно, нужно очень взвешенно, по- иному перепланировать, перестроить всю управленческую надстройку.

Много неэффективных, не приносящих реальной пользы операций имеется и в производстве, и в снабжении, и в научно – конструкторских, проектных работах, и во всех остальных составляющих бизнеса. Курс на такое его реформирование, когда создаются условия для производительной, созидательной работы для каждого сотрудника, каждого подразделения за счет устранения работ и звеньев, ничего не дающих в общую копилку, является на сегодня наиболее эффективным. Очень важно, чтобы процесс реструктурирования был, в конечном итоге,  направлен на то, чтобы не только каждое звено бизнеса действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система была нацелена на получение максимального эффекта мультипликации, т. е. того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.

Список литературы

1. Гордеев Г.Д. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 823 с.

2. Дегтярева О.И. и др. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, 2004. – 424 с.

3. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Особенности менеджмента и маркетинга. – М.: Ось-89, 2001. – 367 с.

4. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К, 2005. – 423 с.

5. Речмен Д. Дж. Мексон М.Х. Боуви К.Л. Хилл Дж.В. Современный бизнес. – М., 1995.- 603 с.

6. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2005. - 574 с.

7. Русинов Ф.М., Попова Е.В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. - М.: Рос. экон. акад. ,1999. - 312 с.

8. Стровский Л.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 224 с.