Оглавление

Вопрос 8. Особенности вторичного рынка ценных бумаг……..……...3

Вопрос 28. Разновидность обыкновенных акций………………………7

Вопрос 48. Специфика бухгалтерского учета операций с ценными

                    бумагами……………………………………………………10

Вопрос 68. Оценка имущества предприятия…………………………..13

Список литературы……………………………………………………...20

Вопрос 8. Особенности вторичного рынка ценных бумаг

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный.

Вторичный рынок (secondary market) – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

На первичном и вторичном рынках происходят разные процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают их бывшим владельцам.

Другими словами операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту все равно, в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для него является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними [4].

Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный и неорганизованный рынок.

Организованный рынок является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца  с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок.

Неорганизованный рынок это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля происходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать свои акции на бирже.

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок ценных бумаг, торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые отбираются среди всех других участников [5].

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы:

1) общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку;

2) специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Общерыночные функции:

1. Коммерческая функция – функция получения прибыли от операций на данном рынке.

2. Ценовая функция – рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение.

3. Информационная функция – рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участников.

4. Регулирующая функция – рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля и управления.

Специфические функции:

1. Перераспределительная функция:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

- финансирование государственного бюджета на неинфляционной основе.

2. Функции страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование) [4].

Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вообще, то состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, которую занимает участник на рынке по отношению к рынку. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения.

1. Инвесторы.

2. Эмитенты.

3. Саморегулируемые организации.

4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг (организации, обслуживающие рынок).

Инвестор – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. В качестве инвесторов на российском рынке ценных бумаг выступают практически все категории субъектов рынка от физических лиц до государства. Всех инвесторов обычно делят:

1) по стране происхождения (инвесторы – резиденты и иностранные инвесторы – нерезиденты);

2) по методам получения дохода (инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции и инвесторы, осуществляющие портфельные инвестиции).

Эмитент – это юридическое лицо, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

В настоящее время на российском рынке ценных бумаг действуют две крупные саморегулируемые организации – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРАД).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, в том числе кредитные организации (банки т небанковские организации), а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности на рынке ценных бумаг [5].

Вопрос 28. Разновидности обыкновенных акций

Акция – это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о внесении пая и дающая право ее владельцу получения части прибыли в виде дивиденда. Из данного определения можно вывести следующие свойства акций:

1) отсутствие конечного срока погашения (негасимая ценная бумага);

2) ограниченная ответственность (акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества);

3) неделимость акции;

4) держатель акции является совладельцем акционерного общества;

5) акции могут распределяться и консолидироваться.

В зависимости от порядка владения акции могут быть именными и на предъявителя.

Именные акции принадлежат определенному юридическому или физическому лицу, регистрируются в книге собственников и выпускаются в крупных купюрах.

Предъявительские акции – это акции без указания имени владельца. Выпускаются в мелких купюрах для привлечения средств широких масс населения [5].

В зависимости от типа Акционерного общества акции могут быть открытого акционерного общества и закрытого акционерного общества.

Акции открытого акционерного общества могут продаваться их владельцами без согласия других акционеров этого общества.

При реализации акций закрытого акционерного общества другие акционеры имеют право на их приобретение.

В зависимости от степени полноты предоставляемых своим владельцам прав акции делят на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенные акции являются самым распространенным видом акций. Держатели таких акций могут:

- голосовать на собрании акционеров;

- в любое время продавать свои акции другому;

- покупать дополнительные выпуски акций;

- получать дивиденд, размер которого зависит от прибыли акционерного общества;

- при ликвидации акционерного общества получить долю имущества, которое останется после удовлетворения претензий кредиторов и владельцев привилегированных акций.

Привилегированная акция не дает права голоса при участии на общем собрании акционеров, а привилегии владельца такой акции заключаются в том, что при ликвидации акционерного общества в первую очередь после удовлетворении претензий кредиторов будут удовлетворены претензии владельцев привилегированных акций, а дивиденды выплачиваются в первую очередь владельцам привилегированных акций. Выпуск привилегированных акций дает возможность акционерным обществам привлечь необходимые капиталы и в то же время позволяет владельцам обыкновенных акций сохранить контроль над компанией.

В зависимости от отражения в Уставе, акции подразделяются на размещенные и объявленные.

Размещенные – это акции, уже приобретенные акционерами.

Объявленные – это акции, которые акционерное общество может выпустить дополнительно к размещенным акциям [4; 6]..

В мировой практике известны различные виды привилегированных акций:

1) кумулятивные, подлежащие выкупу в предусмотренное время;

2) конвертируемые, с плавающей ставкой дивиденда.

Кумулятивность начисления и выплаты дивидендов означает, что в случае, если прибыли текущего года недостаточно для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, невыплаченная сумма аккумулируется и подлежит выплате в последующие годы в первоочередном порядке по отношению к выплате дивидендов владельцам обыкновенных акций.

Плавающая ставка может означать, например, возможность повышения суммы процентов, выплачиваемых по привилегированным акциям до размера дивидендов по обыкновенным акциям, если величина последних установлена на более высоком уровне.

Различают привилегированные акции нескольких типов: тип А, тип Б, Золотая коллекция. Акции типа А и Б применяются в процессе приватизации государственных предприятий и реализуются по закрытой подписке. Акции типа Б выпускаются в счет доли уставного капитала, держателем которого выступает фонд имущества. В момент продажи фондом имущества таких акций в процессе приватизации они автоматически конвертируются в обыкновенные акции в соотношении один к одному.

Золотые акции выпускаются в процессе приватизации некоторых видов предприятий с целью недопущения их перепрофилирования и дают ее владельцу на срок до трех лет право «вето» при принятии собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества, его реорганизации и ликвидации, продаже и отчуждении иными способами его имущества, передаче в залог или аренду и др. При продаже и отчуждении Золотая акция конвертируется в обыкновенную акцию, а особые права, предоставленные ее владельцу, прекращаются.

В процессе приватизации могут выпускаться также акции трудового коллектива и акции предприятия: первые распространяются исключительно среди работников данного предприятия, вторые – среди других юридических лиц. Эти акции не дают держателям право на участие в управлении предприятием, не меняют правового положения и формы собственности предприятия, выпустившего их, и по существу являются лишь средством мобилизации дополнительных финансовых ресурсов [3].

Вопрос 48. Специфика бухгалтерского учета операций с ценными бумагами

Оценка положения на рынке ценных бумаг выполняется в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным финансовой отчетности – нужна дополнительная информация. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране еще окончательно не сложилась, приводимые названия показателей являются условными.

Доход на акцию. Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенное на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций. Основной его недостаток в аналитическом плане – пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимости акций различных компаний.

Ценность акции. Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент на один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими [1]

Этот показатель уже можно использовать в пространственных  (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя «ценность акции».

Дивидендная доходность акции. Выражается отношением дивиденда, выплачиваемого на акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении рыночной цены акций данной фирмы.

Дивидендный выход. Рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя – доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов [3].

Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.

Коэффициент котировки акции. Рассчитывается отношением рыночной цены акции к ее учетной (книжной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается из номинальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на бланке акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой акций в момент их продажи и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли.

Значение  коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на акцию на данный момент.

В процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг руководствуются Временным положением об учетных  регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. № 21, которое не предусматривает ведение Книги учета ценных бумаг, утвержденной Приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 2 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами».

Рассмотренный документ внес значительный вклад в дело совершенствования и развития системы бухгалтерского учета для профессиональных участников рынка ценных бумаг и окажет положительное влияние на выполнение одной из основных задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, - формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним пользователям – инвестора, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности [2; 3].

   

Вопрос 68. Оценки имущества предприятия

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансы организаций, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов в организациях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку организация является формой предпринимательской деятельности.

Финансы организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основного и оборотного капитала, на их основе в организациях функционируют различные денежные фонды [6].

Финансовые отношения организаций в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) возникающие между учредителями в момент создания организации по поводу формирования уставного (складочного) капитала. В свою очередь уставный (складочный) капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

2) между организациями, связанными с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т. п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с организациями связи, таможней, иностранными фирмами и т. п. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку от их эффективной организации во многом зависит финансовый результат коммерческой деятельности.

Финансовые отношения внутри организации включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями организации связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др.

Финансы организаций выполняют те же функции, что и государственные финансы:

1) распределительную;

 2) контрольную.

Однако круг деятельности финансов организации значительно шире круга деятельности государственных финансов.

Под распределительной функцией финансов организаций следует понимать осуществление ими своей деятельности в процессе распределения части стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и национального богатства.

Под контрольной функцией финансов организаций следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики хозяйствующего субъекта, отрасли, всего народного хозяйства и активно воздействовать на их деятельность.

Поскольку финансы организаций как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности организации [1; 6].

Основой организации финансов хозяйствующих субъектов всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления хозяйственной и коммерческой деятельности.

Первоначальное формирование этих ресурсов происходит в период создания организации путем образования уставного фонда. Источниками образования уставного капитала могут быть:

1) акционерный капитал;

2) паевые взносы;

3) собственные средства предпринимателя;

4) долгосрочный кредит;

5) бюджетные средства и др.

В условиях перехода к рыночной экономике организации осуществляют свою деятельность на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, нацеленного на обязательное получение достаточной прибыли.

Формирование денежных фондов организации начинается с момента его учреждения.

При организации хозяйствующий субъект должен иметь уставный фонд, или уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им – одна из главных и важнейших задач финансовой службы организации [6].

Уставный капитал – основной источник собственных средств организации. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственной и муниципальной организации – величину уставного фонда.

В число денежных фондов организации входит добавочный капитал, к которому относятся:

1) результаты переоценки основных фондов, т. е. их дооценка;

2) эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости);

3) безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

4) ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

5) средства на пополнение оборотных средств.

Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи имущества другим организациям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы организации за отчетный год.

Резервный капитал – это денежный фонд организации, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.

Фонд накопления – это средства, отчисляемые из чистой прибыли организации и направляемые на развитие производства.

Фонд потребления – создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов (в акционерных обществах), единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и другие цели.

Валютный фонд – формируется в организациях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных операций [3].

При регистрации в качестве юридического лица организация обязана располагать уставным капиталом (в ряде случаев он именуется уставным фондом).

Уставный капитал (фонд)  - это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются организации в постоянное пользование владельцами этих ценностей.

Уставный капитал представляет собой совокупность средств (складов, взносов, долей) учредителей (участников) в имущество при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом для организации. Его величина определяется с учетом предлагаемой хозяйственной (производственной) деятельности и фиксируется в момент государственной регистрации.

Уставный капитал формируется и утверждается вместе с уставом организации при ее образовании и реформировании. Организации самостоятельно решают вопросы о структуре и размерах уставного капитала и его изменении. Увеличение капитала происходит в основном за счет:

1) прибыли организации, которая используется для капитальных вложений в основные средства и для пополнения оборотных средств;

2) выпуска акций;

3) субсидий, которые поступают от государственных органов или от головной компании (банка, фирмы), если организация является дочерней;

4) присоединения дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических или физических лиц, пожелавших вложить свои средства в организацию [2].

Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могут выступать:

1) государственные органы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства);

2) сторонние организации (включая банки, холдинги, концерны и т. п.);

3) общественные организации (различные фонды и объединения);

4) частные лица (в том числе иностранные).

В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы. К имущественным взносам относятся:

1) здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие материальные ценности;

2) имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т. п.);

3) интеллектуальная собственность;

4) ценные бумаги;

5) средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).

Выбытие уставного капитала происходит главным образом в результате:

1) физического износа или расходования имущества (без его восстановления);

2) аварий, поломок;

3) морального износа;

4) изъятия капитала вследствие падения спроса на продукцию организации, неблагоприятной конъюнктуры рынка;

5) «проедания» капитала, связанного с высокими, некомпенсируемыми издержками производства.

Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость организации. Помимо того, уставный капитал служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, т. е. он выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.

В действующей организации уставный капитал сосредоточен в:

1) основном капитале;

2) оборотном капитале;

3) резервах [4].

Если создается новая организация путем объединения капиталов учредителей, то важно оценить необходимый размер уставного капитала, который позволил бы акционерному обществу нормально функционировать и получать прибыль.

Расчет величины уставного капитала входит в проект бизнес-плана, осуществляется на основе необходимых технико-экономических и сметно-финансовых расчетов и предварительной оценки прибыльности проекта.

Размеры уставного капитала не являются неизменной (постоянной) величиной. Уставный капитал может изменяться по решению общего собрания акционеров в связи с изменением размеров имущества акционерного общества.

Акционерное общество обязано ежегодно проводить оценку своих чистых активов. Чистые активы – это величина, которая определяется путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость таких активов окажется меньше уставного капитала, то акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Изменение уставного капитала можно осуществить только по решению общего собрания акционеров следующим образом:

1) аннулировать или выкупить часть акций без изменения их номинала;

2) уменьшить номинал акций без изменения их числа;

3) выпустить дополнительные акции.

Изменение величины уставного капитала может быть связано с переоценкой имущества (основных фондов) организации в связи с инфляцией [6].

Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.-483с.

2. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организации (предприятий). – М.: Финансы и статистика, 2005.-523с.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000.-512с.

4. Маренков Н.Л. Ценные бумаги. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.-608с.

5. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 1995.-458с.

 6. Щербина А.В. Финансы организации / А.В. Щербина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-506с.