Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Состояние и перспективы развития связи в России………………..…5

2. Мероприятия по улучшению обслуживания населения услугами

    связи…………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

Введение

Телекоммуникации сегодня играют все большую роль как в процессах удовлетворения потребностей в информации, так и в развитии современного общества в целом. Углубление информатизации общества требует создания и совершенствования эффективной системы распрост­ранения информации. Эта задача является основной функцией отрасли телекоммуникаций, которая представляет собой совокупность предпри­ятий связи, образующих взаимоувязанный производственно-хозяйст­венный комплекс.

Анализ динамики развития отечественной отрасли телекоммуникаций в последнем десятилетии показывает, что, несмотря на общий глубокий спад российской экономики, отрасль в целом сохраняла достаточно устой­чивые темпы роста. Последние пять лет отрасль связи и информатизации в России выступает лидером среди наиболее динамично развивающихся. По темпам роста отрасль связи опережает нефтедобывающую, газовую и пищевую промышленность.

Сегодня связь и инфор­матизация по-прежнему остаются одними из наибо­лее перспективных и дина­мично развивающихся ба­зовых инфраструктурных отраслей, обладающих по­тенциалом долгосрочного экономического роста. И в этом качестве они не толь­ко поддерживают развитие общества, но и способ­ствуют обеспечению безо­пасности страны и сохра­нению ее территориальной целостности. Вместе с тем телекоммуникационные и информационные сети и системы являются одним из важнейших источников, обеспечивающих функцио­нирование и подъем эко­номики российского госу­дарства.

Сейчас ситуация в отрасли телекоммуникаций в ми­ре определяется несколькими ключевыми факторами: быстрым ростом сегмента мобильных телекоммуника­ций, взрывным развитием Интернета, практически остановившимся ростом доходов операторов традицион­ных услуг связи, снижением цен и усилением конкурен­ции, а также активным развитием процессов либера­лизации и приватизации.

Сохраняются и значительные региональные различия, почти полностью объясняющиеся различием экономиче­ского положения регионов, а также в некоторых случаях сопротивлением реформам, направленным на повыше­ние уровня конкуренции. В Африке, большей части Азии и некоторых частях Латинской Америки на душу населе­ния приходится менее 10 телефонов. В беднейших стра­нах к Интернету подключено «менее одного человека» на 10 тыс. населения, в то время как в наиболее развитых гранах Интернетом охвачено уже более 20% населения.

Однако Китай, Индия, страны Восточной Европы и большинство латиноамериканских стран сейчас демонст­рируют впечатляющие темпы роста. В результате приня­тия Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) об основных телекоммуникационных услугах (1997 г.) 69 стран, на которые приходится более 90% мирового рынка телекоммуникационных услуг, согласились уйти от жестких двусторонних соглашений и либерализовать свои рынки, что резко повысило уровень конкуренции между операторами, способствует улучшению качества услуг, снижению цен и росту масштабов рынков.

Существенное влияние на развитие мирового теле­коммуникационного рынка оказало и открытие нацио­нальных рынков странами ЕС с 1 января 1998 г., а так­же либерализация крупнейшего в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе рынка Японии.

Либерализация телекоммуникационных рынков крупнейших стран ожидалась уже давно. Усиление кон­куренции приводит к падению цен на телекоммуника­ционные услуги, позволяя бизнесу все активнее ис­пользовать их в своей деятельности. В будущем эта тенденция еще более усилится.

1. Состояние и  перспективы развития связи в России

Перспективы развития отечественной телекоммуникационной отрасли во многом определяются ее современным состоянием и структу­рой, а также особенностями рынка телекоммуникаций.

Телекоммуникационный рынок состоит из трех взаимосвязанных уровней. На нижнем уровне формируются отношения между конечными потребителями услуг электросвязи, физическими и юридическими лица­ми (спрос) и городскими или сельскими операторами телефонных сетей (предложение). В целях обеспечения связи с другими населенными пунктами, расположенными в рамках конкретной территориальной зоны, последние выходят на рынки среднего уровня, предъявляя там спрос на специфические услуги присоединения к сети зональной связи. Удовлетворение этого спроса в свою очередь осуществляется региональными опера­торами электросвязи.

Наконец, для налаживания дальней (межзональной) связи, а также связи с заграницей региональные операторы предъявляют на внешнем уровне спрос на услуги присоединения к магистральной сети, удовлет­воряемые операторами соответствующей группы.

Все виды указанных рынков образуют единую систему, позволяю­щую обслуживать процесс передачи информации во всем его многооб­разии, а номенклатура, возможности, экономический облик и харак­тер взаимодействия операторов различных уровней определяют общую структуру телекоммуникационной отрасли [3].

Многочисленные компании на всех типах рынков формируют совокупное предложение, более 50 процентов которого принадлежит органи­зациям, образованным в результате приватизации бывших государствен­ных предприятий электросвязи (традиционные операторы).

Исторически сложилось, что каждая российская область, каждый крупный город имели одно местное предприятие электросвязи, а международная и междугородная связь осуществлялась по организационно-еди­ной национальной телекоммуникационной сети. В результате развития рыночных отношений наряду с традиционными операторами появилось достаточно большое число компаний, которые заметно обострили конкуренцию на отдельных сегментах телекоммуникационного рынка (альтер­нативные операторы). По состоянию на конец 1999 года в России действо­вали 4644 предприятия электросвязи, в том числе 92 акционерных обще­ства, образованных в результате приватизации на базе бывших госпредприятий, 4545 альтернативных операторов и 7 государственных компаний. В целом в телекоммуникационной отрасли численность работающих со­ставляет 470 тысяч человек.

Специфика отечественной телекоммуникационной отрасли заключается в том, что, несмотря на либерализацию, рынок сетевых услуг и ко­нечных услуг связи для населения является фактически монопольным.

Основными поставщиками услуг на телекоммуникационных рынках среднего уровня выступают 87 региональных предприятий электросвязи.

Однако, несмотря на достаточно большое число указанных предприятий, каждое из них в основном обслуживает свою зону, то есть действу­ет на территориально обособленном региональном рынке. В то же время подавляющее большинство этих предприятий входит в состав созданной в 1995 году холдинговой компании «Связьинвест», имеющей возможность практически полностью контролировать их деятельность через владение контрольными или значительными пакетами акций.

Дочерним предприятием ОАО «Связьинвест» также является опера­тор междугородной, международной связи ОАО «Ростелеком», который был создан в 1993 году на базе существовавшей в советский период еди­ной государственной системы телекоммуникаций. Его магистральная сеть, имеющая достаточно высокую степень цифровизации, охватывает практически все регионы, обеспечивая также доступ к междугородным и меж­дународным услугам связи со всех концов страны [5].

Однако, несмотря на, казалось бы, лидирующее положение, предприятия ОАО «Связьинвест» оказываются все более неконкурентоспособ­ными по отношению к возрастающему числу альтернативных операторов, достаточно агрессивно вторгающихся на рынок.

При этом, естественно, альтернативные структуры внедряются в самые прибыльные сегменты рынка - такие, как услуги междугородной и международной связи для корпоративных клиентов, мобильной свя­зи, передачи данных и Интернет. В результате к настоящему времени доля предприятий ОАО «Связьинвест» на рынке телекоммуникационных услуг в целом составляет не более 60 процентов, а на рынке междугород­ной и международной связи - не более 80 процентов. Уменьшение доли «Связьинвеста» в наиболее прибыльных секторах бизнеса порождает не только снижение доходов холдинга, но и, как следствие, его низкую для столь технически мощной структуры капитализацию [7].

До либерализации и приватизации обязательство по предоставлению основных услуг телефонной связи (универсальных услуг) лежало на национальном операторе - государственных предприятиях связи. После приватизации в российском законодательстве понятие универсальной ус­луги не нашло своего отражения. Однако сегодня только предприятия ОАО «Связьинвест» фактически несут нагрузку по предоставлению уни­версальной услуги, имея при этом только 60 процентов наименее рента­бельного рынка. В настоящее время ОАО «Связьинвест» является един­ственной организацией, на которой лежит бремя развития общенациональ­ной сети в России.

В других странах развитие общенациональной сети осуществляется за счет отрасли в целом. Нерентабельным потребителям, в убыточных регионах должны предоставлять услуги либо все участники рынка, либо же остальные участники рынка должны осуществлять в ка­честве компенсации выплаты в пользу компаний, осуществляющих раз­витие общенациональной сети. Отсутствие в отрасли механизма обяза­тельных отчислений приводит к тому, что альтернативные операторы конкурируют в наиболее рентабельных регионах и предоставляют услуги наиболее рентабельным клиентам. А ОАО «Связьинвест» не может оста­ваться конкурентоспособным в рентабельных сегментах и удерживать рен­табельных клиентов, поскольку направляет средства в нерентабельные сегменты и предоставляет услуги нерентабельным клиентам.

Положение, при котором на 93 процентах национальной сети связи оказываются только 60 процентов услуг, а на оставшихся 7 процентах - 40, является недопустимым. Так, капитализация только одного операто­ра мобильной связи МТС сравнима с капитализацией всего ОАО «Связьинвест». Сохранение существующей структуры холдинга может привести либо к вытеснению традиционных операторов с рынка, либо к деграда­ции общенациональной сети связи. Поэтому реструктуризация холдинга должна быть центральным звеном государственной политики в области структурной перестройки отрасли телекоммуникаций [3].

ОАО «Связьинвест» по своей организационно-экономической при­роде представляет собой горизонтально интегрированную структуру с большим количеством региональных предприятий. В таком образовании принципы мультидивизгюнального управления холдингами конгломерат­ного типа (М-структуры) практически не работают вследствие:

-  существенного превышения норм управляемости по числу предприятий;

-  значительной удаленности предприятий от экономически управляющего центра по сравнению с близостью к региональным центрам по­литического « давления »;

- слабости корпоративной культуры и правовой инфраструктуры. Устранение указанных недостатков в принципе возможно двумя, по существу, противоположными способами. Первый - это введение жест­кой административной системы управления единым предприятием «Связьинвест». Второй - это расширение конкурентной среды за счет реструк­туризации предприятий отрасли, формирования конкурентоспособных, управляемых и восприимчивых к инновациям структур.

Эффективность любой модели управления производственной систе­мой определяется степенью ее адекватности структуре отношений собственности. Именно поэтому жесткие централизованные системы управления оказывались действенными в условиях единой государствен­ной собственности, подкрепленных еще более централизованной систе­мой политической власти. В условиях рыночной экономики, базирующей­ся на разнообразии форм собственности и многообразии собственников, жесткие централизованные системы управления в принципе не эффек­тивны. В настоящее время единственным способом повышения эффектив­ности отрасли является ее реструктуризация.

Однако реструктуризация - не самоцель, а лишь средство повы­шения эффективности функционирования общенациональной сети связи. При всем многообразии возможных вариантов реструктуризации непре­менными условиями являются:

- соблюдение национальных государственных интересов;

- обеспечение доступности всего спектра современных телекоммуникационных услуг для населения и бизнеса;

- развитие современной инфраструктуры связи, сохранение ее целостности и управляемости для обеспечения устойчивого роста эко­номики;

- интеграция России в мировое телекоммуникационное прост­ранство.

Выполнение этих требований обеспечивается рациональной государственной политикой реструктуризации как одной из форм регулирова­ния отрасли [5].

Следует различать институциональную структуру отрасли свя­зи (поставщика услуг), территориальную структуру отрасли рынка услуг связи (потребителя услуг) и физическую структуру сети связи (средства производства услуг). Поэтому можно выделить три важных момента:

1. Рациональность институциональной структуры отрасли связи как поставщика услуг определяется степенью ее соответствия административно-территориальной структуре рынков услуг связи (потребите­лей услуг).

2. Специфика предоставления услуг связи через сети связи, в свою очередь, предопределяет необходимость соответствия территориаль­ной структуры рынка физической структуре сети связи.

3. Аналогичное соответствие должно иметь место между институциональной структурой отрасли и физической структурой ее сети.

Из трех перечисленных структур первичной является территориаль­ная структура рынка. Она определяется географическими параметрами территории (включая климатические условия) и формируется под воздействием размещения производительных сил страны. Это наиболее консер­вативная, малоподвижная структура. Административное деление лишь задает определенную упорядоченность, являясь привнесенным, и поэто­му более подвижно [2].

В сущности, административное деление - это неко­торая группировка производительных сил - населения, бизнеса, природ­ных ресурсов. Физическая сеть связи - это искусственно созданная, антропогенная система. Ее топология и структура определяется, с одной стороны, характером территории и размещением производительных сил, а с другой - величиной капитальных затрат на ее создание. Именно ми­нимизация капитальных затрат при известном характере территории и научно-техническом уровне разработок формирует топологию сети. Для стран, «эллипса территории» которых имеет коэффициент сжатия мень­ше 0,5 (Россия, Финляндия, Норвегия), оптимальная топология маги­стральной сети фиксированной связи имеет линейный характер. Для стран с коэффициентом сжатия «эллипса территории» больше 0,5 (США, ФРГ, Франция) характерна топология магистральной сети связи ради­ального типа.

Физическая структура сети связи весьма стабильна, так как ее изменения требуют значительных инвестиций. Субъектами инвестирования являются предприятия отрасли. Именно они в силу своих коммерческих интересов формируют рынок услуг связи, преобразуя его физическую структуру на базе современных технологий, расширяя объем и ассорти­мент услуг.

Состояние рынка услуг связи зависит от комплекса факторов. Во-первых, от того, насколько производители способны выявить потребности территориальных рынков. Во-вторых, от того, насколько они заинтересо­ваны в удовлетворении потребностей рынков. И, в-третьих, от того, како­вы их возможности в удовлетворении потребностей рынков.

Например, монополии на «местном уровне» способны выявить потребности, но не заинтересованы в их удовлетворении. Конкурентные предприятия заинтересованы в удовлетворении широкого спектра потребностей, но не имеют возможности, так как это обычно сопряжено со зна­чительными инвестициями. И только достаточно крупные, конкурирующие на территориальном рынке предприятия и заинтересованы, и имеют возможность предоставлять потребителям весь спектр современных ус­луг связи. Таким образом, предприятия с достаточным инвестиционным потенциалом в условиях конкуренции заинтересованы и способны расши­рять спектр и увеличивать объем предоставляемых услуг.

Достаточность инвестиционного потенциала предприятия не означа­ет необходимость больших размеров самого предприятия: чтобы иметь доступ к инвестициям, ему достаточно входить в крупную холдинговую М-структуру.

Но, с другой стороны, такой холдинг должен быть управляем. В данном контексте это означает, что предъявляемые инвестиционные потребности предприятий холдинга должны быть четко идентифицируемыми, то есть прозрачными по форме представления и проверяемыми по со­держанию [1].

Иначе говоря, структура холдинга должна обеспечивать минимум асимметрии информации об инвестиционных потребностях его подраз­делений.

Поскольку в мультидивизиональных холдингах инвестиционные решения принимает головная компания, возникает классическая дилемма оптимизации структуры холдинга. Чем больше компаний объединены в холдинг, тем больше его инвестиционные возможности в целом, но ниже степень идентифицируемости реальных инвестиционных потребностей и, следовательно, больше риск потерь от нерациональных инвестиционных решений. К тому же резко возрастают трансакционные издержки.

Если считать, что инвестиционные возможности холдинга растут пропорционально числу предприятий, становится очевидной объективная ограниченность оптимальных размеров холдинга.

На практике рациональные размеры горизонтально интегрированно­го холдинга с мультидивизиональной структурой управления составляют порядка 8-12 предприятий. Это означает, что институциональная струк­тура телекоммуникационной отрасли России на рынке услуг местной телефонной связи должна состоять из 6-8 региональных холдингов, со­держащих в среднем порядка 10 региональных операторов, или 6-8 ук­рупненных компаний.

Фактическая структура - единый холдинг «Связьинвест» с 87 дочерними компаниями - совершенно не рациональна: «Связьинвест», обла­дая большим инвестиционным потенциалом, принципиально не в состоя­нии им эффективно распорядиться [6].

Итак, в отличие от понятия производственной структуры отрасли (по доле продаж на рынке) под институциональной структурой отрасли понимается распределение количества действующих на отраслевом рынке ком­паний по их вхождению в корпоративные структуры (холдинги, группы).

Аналогичным образом определяется понятие территориальной структуры рынка как распределение территорий по количеству действующих на них корпоративных структур (холдингов, групп).

Здесь важнейшим является понятие территории. Так, если террито­рии - это административные регионы (субъекты Федерации) и на них конечные услуги связи обеспечивает один «Связьинвест», то все распре­деление будет сосредоточено в точке: 1 холдинг - 89 регионов.

На рынке услуг магистральной связи потребителями являются региональные операторы, поставщиком услуг - ОАО «Ростелеком», а сама услуга заключается в пропуске трафика. Учитывая последовательный характер прохождения трафика и линейную топологию магистральной сети России, «территорией» этого рынка является единая сеть. Появление различных корпоративных операторов этой сети целесообразно лишь в качестве альтернативных в целях развития конкуренции.

Сама по себе реструктуризация отрасли может приводить как к уменьшению, так и к увеличению структурного разнообразия. Экономические последствия такой реструктуризации будут определяться степе­нью взаимного соответствия указанных структур: институциональной структуре отрасли, территориальной структуре рынка и физической структуре сети связи.

В течение последних нескольких лет в отрасли широко обсуждается вариант реорганизации ОАО «Связьинвест» в форме слияния ОАО «Связьинвест» с его дочерней компанией ОАО «Ростелеком». В данном случае указанные выше принципы соответствия структур не                    соблюдаются [3].

2. Мероприятия по улучшению обслуживания населения услугами связи

 

Политика, проводимая министерством через ме­ханизмы лицензирования, сертификации и вы­деления частотного ресур­са, направлена на ускоре­ние темпов роста отрасли. Достижение этого резуль­тата основывается на по­вышении инвестиционной привлекательности инфокоммуникационной сфе­ры, либерализации рын­ков средств и услуг связи, рациональном развитии конкуренции, внедрении перспективных услуг и технологий, обеспечении равномерного развития регионов.

В свою очередь, реше­ние этих задач может быть достигнуто следующими первоочередными мера­ми: во-первых, реоргани­зацией системообразую­щих предприятий отрас­ли - компаний, входящих в холдинг «Связьинвест»; во-вторых, реализацией механизма «универсаль­ной услуги»; в-третьих, со­зданием законодательной и нормативно-правовой базы для внедрения в Рос­сии общепринятых прин­ципов взаимодействия операторов; в-четвертых, переходом на принятые в мире методы тарифного регулирования общедос­тупных услуг электричес­кой связи и, наконец, разработкой и реализацией мер по поддержке отечест­венного производства в области инфокоммуникаций [1].

Для того чтобы обеспе­чить 1% экономического роста в сегодняшней Рос­сии, необходимо иметь 3% роста в телекоммуни­кационной индустрии, а это значит - нужны круп­ные инвестиции.

Одним из непременных условий привлечения в отрасль отечественных и иностранных инвестиций является наличие целост­ной и стабильной правовой базы развития теле­коммуникационного ком­плекса.

В соответствии с этим Минсвязи России активно участвует в создании и со­вершенствовании зако­нодательной базы, обес­печивающей адаптацию отрасли к новому эконо­мическому укладу, что позволит не только избе­жать кризисов, но и со­здаст условия для посто­янного и эффективного развития связи и инфор­мационных технологий.

За годы реформ раз­работаны и приняты 11 федеральных законов: «О связи», «О федераль­ных органах правительст­венной связи и информации», «О внесении изме­нений и дополнений в Ко­декс РСФСР об административных правонаруше­ниях», «О ратификации Ус­тава и Конвенции МСЭ», «Об информации, инфор­матизации и защите ин­формации», «Об участии в международном ин­формационном обмене», «О естественных монопо­лиях» и др. Эти законы определили основные по­ложения по регулирова­нию, функционированию и развитию отрасли.

Следует отметить, что российское законода­тельство, в отличие от законодательств ряда стран мира, не устанавливает никаких ограничений на участие иностранного ка­питала на рынке инфотелекоммуникаций [4].

Растущие потребности пользователей, с одной сто­роны, стремительный тех­нологический процесс - с другой и развитие конкуренции - с третьей требу­ют постоянной законотвор­ческой работы.

Целью тарифного регулирования должно стать формирование хозяйственного механизма, под действием которого поведение операторов, занимающих существен­ное положение на рынке или являющихся «естественными» монополиста­ми, будет аналогичным поведению участников на рынке совершенной кон­куренции.

Как известно, в услови­ях совершенной конку­ренции цены (тарифы), сложившиеся на рынке, позволяют покрыть необ­ходимый уровень операционных и капитальных затрат, а также обеспечи­вают приемлемый уро­вень доходности на вло­женный капитал. Послед­нее требование является важнейшим с точки зре­ния долгосрочного разви­тия отрасли, ее расширенного воспроизводства.

Одной из основных про­блем в настоящее время является то, что уровень действующих тарифов на регулируемые услуги свя­зи не включает в себя «ин­вестиционную составляю­щую». В таких условиях от­расль нормально разви­ваться не может, и решить эту проблему необходимо в ближайшие 2—3 года.

На сегодняшний день выдано более 8,5 тыс. ли­цензий на оказание различных услуг связи, из них действуют более 8 тыс. лицензий: около 80% - в области электрической связи, 15% - в области телевидения и радиовещания, 5% - в области почтовой связи.

В отрасли действуют 4662 предприятия, из них 95% работают в области электросвязи, 3% - в сфе­ре оказания почтовых ус­луг, 2% - в сфере инфор­матизации.

Количество выданных лицензий на оказание ус­луг связи и состав участни­ков инфокоммуникационного рынка свидетельству­ют о том, что механизмы и процедуры лицензирова­ния в России либерализо­ваны и носят недискрими­национный характер.

Естественным препят­ствием по доступу на рын­ки услуг радиотелефонной связи, телевидения и ра­диовещания является ограниченность частотного ресурса. При распределении ча­стотного ресурса Минсвя­зи России исходит из того, что вновь создаваемые системы должны строить­ся в русле мировых тен­денций, и при решении на­циональных вопросов не­обходимо как можно бо­лее полно учитывать меж­дународные соглашения, к которым Россия присоеди­нилась. Это крайне важно, поскольку глобальные се­тевые технологии ближай­шего будущего - это во многом мобильные радио­технологии [6].

В России создан рынок сертифицированных средств связи в объеме                6 тыс. наименований, ко­торый позволяет операто­рам выбирать и приме­нять оптимальное для российских сетей совре­менное оборудование.

Дальнейшая либерали­зация рынка услуг электро­связи неразрывно связа­на с реорганизацией реги­ональных компаний, вхо­дящих в холдинг «Связь­инвест». Важность и необ­ходимость ее проведения обусловлены тем, что на сегодняшний день опера­торы, которых принято на­зывать традиционными, оказывают свыше 80% ус­луг связи и владеют поряд­ка 93-95% национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

Альтернативная инфра­структура строится новы­ми операторами. Но на это требуется определен­ное время, поэтому на со­временном этапе эффективность инфокоммуникационной инфраструктуры России в решающей мере определятся эффективно­стью традиционных опе­раторов.

Итогами реорганиза­ции холдинга «Связьин­вест» должны стать создание условий для опти­мального развития отрас­ли в целом, существенное повышение инвестицион­ной привлекательности и капитализации входящих в холдинг компаний и зна­чительный рост доходов, получаемых от отрасли государством.                    

К числу новых отно­сят услуги сети пакетной переда­чи данных Frame relay и широко­полосной связи ISDN, дополнительные виды обслуживания (ДВО), предоставляемые абонентам цифровых АТС, а также услуги Интернета и пунктов «бюро факс».

Интеграционные процессы в подотраслях связи приводят к поэтапному объединению таксофонного уча­стка МТТС и таксофонного цеха городской сети, где должен будет установлен единый универсальный таксофон [4].

Повременная система оплаты услуг связи - это не только путь к очевидной справедливости, но и эконо­мически эффективное мероприятие.

Телемедицина - предмет особой гордо­сти компании, но коммерческая отдача от нее - дело дальней перспективы. Задача компании - организовать скорост­ные каналы связи между медицинскими учреждениями.

В области коммутируе­мой связи необходимо осуществить переход от аналоговой телефонной сети к цифро­вой. Произойдет полная замена декадно-шаговых станций и большей части координатных станций на электронное оборудование при использовании цифро­вых каналов и линий.

Должна осуществиться цифровизация первичной сети на всех ее уровнях с использованием цифро­вых систем SDH на воло­конно-оптических кабе­лях и радиорелейных ли­ниях и цифровых систем PDH на существующих ме­таллических кабелях.

Необходимо произвести мероприятия по улучшению обслуживания местной телефонной связи, где находятся в эксплуата­ции примерно 15 млн. но­меров координатных АТС и 4,4 млн. номеров АТС декадно-шаговой системы, необходимо провести их замену на цифровые стан­ции; расширение будет производиться в зависи­мости от реального спроса.

Необходимо произвести техническое перевооружение сущест­вующих первичных сетей электросвязи, их дальней­шее развитие (в зависи­мости от роста трафика), обеспечение взаимодей­ствия национальной сети связи с глобальной теле­коммуникационной сетью.

А также необходи­мо создание мультипрото­кольных сетей на основе современных технологий передачи и обработки ин­формации для удовлетворения растущих потребно­стей населения, бизнес-сектора, государственных структур [7].

Верность выбранной маркетинго­вой стратегии подтвердили и сложившиеся индивидуальные предпо­чтения абонентов, которые готовы платить за немедленное и качест­венное соединение, мобильность с широкими возможностями роуминга, передачу данных с офисных и мобильных телефонов, высокоскорост­ную передачу данных, мультимедий­ные услуги, мобильный Интернет.

Однако наличия только спроса и технологий оказалось недостаточно. Компания должна была научиться продавать услуги массовому потре­бителю как ликвидный товар. Ей предстояло приобрести новое каче­ство не только как производителя, но и как продавца собственного продукта, современных услуг связи, чтобы не проиграть рынок альтерна­тивным операторам и закрепить за собой его новые сегменты.

Переход на интеллектуальную эксплуатацию сетей, пакетное предоставление услуг, выгодные ценовые и тарифные планы, скидки, возможность понижения цен в зависимости от внедрения новых технологий - все это составило преимущество ОАО «Электросвязь» на формирующемся рынке услуг связи.

Из эпохи господства мощных государственных моно­полий отрасль телекоммуникаций идет к тому, чтобы стать самым крупным, самым высококонкурентным и динамичным рынком в мире, распространяясь на все бизнес-процессы организаций. Отрасль стремительно меняется и, сливаясь с другими отраслями, идет к со­зданию глобального информационно-телекоммуникационого сектора.

Три движущие силы этого процесса:

1. Технологии. Цифровое телекоммуникационное обо­рудование развивается на основе стремительно про­грессирующих компьютерных технологий,  при этом происходит снижение стоимости спутниковых каналов связи, улучшаются кабельные технологии.

2. Конкуренция.  Правительства большинства  круп­нейших государств создают условия для либерализа­ции рынков и усиления конкуренции. Ответом телеком­муникационных компаний могут быть лишь инновации, снижение цен и повышение качества услуг.

3. Потребность в изменениях.

Бизнес-обзоры показывают что клиенты телекоммуникационных компаний ждут от них большей конкуренции и снижения цен. Существенно и политическое давление направленное на дерегулирование рынка телекоммуникационных услуг [6].

Заключение

В современных условиях эффективная работа бизне­са все больше и больше зависит от информации и раз­вития телекоммуникационных технологий.

Отметим основные факторы, определяющие эту за­висимость:

1. Увеличение скорости изменения внешней сре­ды. Бизнес должен быстрее принимать решения о том, какие товары и услуги необходимы рынку, и предлагать их потребителям.

2. Глобализация. Только один пример: в результате постепенного устранения внешнеторговых барьеров за последние 10 лет рост объемов мировой торговли примерно в два раза превысил рост мирового ВВП. Уже не только крупному бизнесу нужна возможность оперировать по всему миру; потребность в инструмен­тах, позволяющих устранить временные и пространст­венные барьеры, нарастает.

3.  Развитие электронной торговли.  Возможность проверять уровень запасов, их состояние, подтверж­дать доставку и расплачиваться за товары и услуги в режиме реального времени становится нормой.

4. Обострение конкуренции. «Неожиданные конкурен­ты» угрожают бизнесу традиционных организаций. Например, по мере того как банки начинают предостав­лять страховые и другие виды небанковских финансо­вых услуг, их основной бизнес атакуется другими органи­зациями, ориентированными на розничных клиентов.

Из эпохи господства мощных государственных моно­полий отрасль телекоммуникаций идет к тому, чтобы стать самым крупным, самым высококонкурентным и динамичным рынком в мире, распространяясь на все бизнес-процессы организаций. Отрасль стремительно меняется и, сливаясь с другими отраслями, идет к со­зданию глобального информационно-телекоммуникационого сектора.

Список литературы

1. Иншутин А. Российские телекоммуникации отрасль нуждается в реструктуризации // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.10-17.

2. Рейман Л. Перспективы развития связи в России // Свободная мысль.-2000.-№11.-С.51-57.

3. Рейман Л. Связь и информатизация как фактор экономического прогресса // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.3-4.

4. Солоненков В. Новые услуги – ворота в век информационных технологий // Рынок ценных бумаг.-2000.-№9.-С.134.

5. Стреха А. От новой техники – к новой идеологии бизнеса // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-с.134.

6. Яшин В. Мы стараемся не повторять чужих ошибок // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.5-6.

7. Яшин В. Связьинвест: взгляд в будущее // Рынок ценных бумаг.-2000.-№4.-С.53-55.