Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Состояние и перспективы развития связи в России………………..…5
2. Мероприятия по улучшению обслуживания населения услугами
связи…………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20
Введение
Телекоммуникации сегодня играют все большую роль как в процессах удовлетворения потребностей в информации, так и в развитии современного общества в целом. Углубление информатизации общества требует создания и совершенствования эффективной системы распространения информации. Эта задача является основной функцией отрасли телекоммуникаций, которая представляет собой совокупность предприятий связи, образующих взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс.
Анализ динамики развития отечественной отрасли телекоммуникаций в последнем десятилетии показывает, что, несмотря на общий глубокий спад российской экономики, отрасль в целом сохраняла достаточно устойчивые темпы роста. Последние пять лет отрасль связи и информатизации в России выступает лидером среди наиболее динамично развивающихся. По темпам роста отрасль связи опережает нефтедобывающую, газовую и пищевую промышленность.
Сегодня связь и информатизация по-прежнему остаются одними из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. И в этом качестве они не только поддерживают развитие общества, но и способствуют обеспечению безопасности страны и сохранению ее территориальной целостности. Вместе с тем телекоммуникационные и информационные сети и системы являются одним из важнейших источников, обеспечивающих функционирование и подъем экономики российского государства.
Сейчас ситуация в отрасли телекоммуникаций в мире определяется несколькими ключевыми факторами: быстрым ростом сегмента мобильных телекоммуникаций, взрывным развитием Интернета, практически остановившимся ростом доходов операторов традиционных услуг связи, снижением цен и усилением конкуренции, а также активным развитием процессов либерализации и приватизации.
Сохраняются и значительные региональные различия, почти полностью объясняющиеся различием экономического положения регионов, а также в некоторых случаях сопротивлением реформам, направленным на повышение уровня конкуренции. В Африке, большей части Азии и некоторых частях Латинской Америки на душу населения приходится менее 10 телефонов. В беднейших странах к Интернету подключено «менее одного человека» на 10 тыс. населения, в то время как в наиболее развитых гранах Интернетом охвачено уже более 20% населения.
Однако Китай, Индия, страны Восточной Европы и большинство латиноамериканских стран сейчас демонстрируют впечатляющие темпы роста. В результате принятия Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) об основных телекоммуникационных услугах (1997 г.) 69 стран, на которые приходится более 90% мирового рынка телекоммуникационных услуг, согласились уйти от жестких двусторонних соглашений и либерализовать свои рынки, что резко повысило уровень конкуренции между операторами, способствует улучшению качества услуг, снижению цен и росту масштабов рынков.
Существенное влияние на развитие мирового телекоммуникационного рынка оказало и открытие национальных рынков странами ЕС с 1 января 1998 г., а также либерализация крупнейшего в Азиатско-Тихоокеанском регионе рынка Японии.
Либерализация телекоммуникационных рынков крупнейших стран ожидалась уже давно. Усиление конкуренции приводит к падению цен на телекоммуникационные услуги, позволяя бизнесу все активнее использовать их в своей деятельности. В будущем эта тенденция еще более усилится.
1. Состояние и перспективы развития связи в России
Перспективы развития отечественной телекоммуникационной отрасли во многом определяются ее современным состоянием и структурой, а также особенностями рынка телекоммуникаций.
Телекоммуникационный рынок состоит из трех взаимосвязанных уровней. На нижнем уровне формируются отношения между конечными потребителями услуг электросвязи, физическими и юридическими лицами (спрос) и городскими или сельскими операторами телефонных сетей (предложение). В целях обеспечения связи с другими населенными пунктами, расположенными в рамках конкретной территориальной зоны, последние выходят на рынки среднего уровня, предъявляя там спрос на специфические услуги присоединения к сети зональной связи. Удовлетворение этого спроса в свою очередь осуществляется региональными операторами электросвязи.
Наконец, для налаживания дальней (межзональной) связи, а также связи с заграницей региональные операторы предъявляют на внешнем уровне спрос на услуги присоединения к магистральной сети, удовлетворяемые операторами соответствующей группы.
Все виды указанных рынков образуют единую систему, позволяющую обслуживать процесс передачи информации во всем его многообразии, а номенклатура, возможности, экономический облик и характер взаимодействия операторов различных уровней определяют общую структуру телекоммуникационной отрасли [3].
Многочисленные компании на всех типах рынков формируют совокупное предложение, более 50 процентов которого принадлежит организациям, образованным в результате приватизации бывших государственных предприятий электросвязи (традиционные операторы).
Исторически сложилось, что каждая российская область, каждый крупный город имели одно местное предприятие электросвязи, а международная и междугородная связь осуществлялась по организационно-единой национальной телекоммуникационной сети. В результате развития рыночных отношений наряду с традиционными операторами появилось достаточно большое число компаний, которые заметно обострили конкуренцию на отдельных сегментах телекоммуникационного рынка (альтернативные операторы). По состоянию на конец 1999 года в России действовали 4644 предприятия электросвязи, в том числе 92 акционерных общества, образованных в результате приватизации на базе бывших госпредприятий, 4545 альтернативных операторов и 7 государственных компаний. В целом в телекоммуникационной отрасли численность работающих составляет 470 тысяч человек.
Специфика отечественной телекоммуникационной отрасли заключается в том, что, несмотря на либерализацию, рынок сетевых услуг и конечных услуг связи для населения является фактически монопольным.
Основными поставщиками услуг на телекоммуникационных рынках среднего уровня выступают 87 региональных предприятий электросвязи.
Однако, несмотря на достаточно большое число указанных предприятий, каждое из них в основном обслуживает свою зону, то есть действует на территориально обособленном региональном рынке. В то же время подавляющее большинство этих предприятий входит в состав созданной в 1995 году холдинговой компании «Связьинвест», имеющей возможность практически полностью контролировать их деятельность через владение контрольными или значительными пакетами акций.
Дочерним предприятием ОАО «Связьинвест» также является оператор междугородной, международной связи ОАО «Ростелеком», который был создан в 1993 году на базе существовавшей в советский период единой государственной системы телекоммуникаций. Его магистральная сеть, имеющая достаточно высокую степень цифровизации, охватывает практически все регионы, обеспечивая также доступ к междугородным и международным услугам связи со всех концов страны [5].
Однако, несмотря на, казалось бы, лидирующее положение, предприятия ОАО «Связьинвест» оказываются все более неконкурентоспособными по отношению к возрастающему числу альтернативных операторов, достаточно агрессивно вторгающихся на рынок.
При этом, естественно, альтернативные структуры внедряются в самые прибыльные сегменты рынка - такие, как услуги междугородной и международной связи для корпоративных клиентов, мобильной связи, передачи данных и Интернет. В результате к настоящему времени доля предприятий ОАО «Связьинвест» на рынке телекоммуникационных услуг в целом составляет не более 60 процентов, а на рынке междугородной и международной связи - не более 80 процентов. Уменьшение доли «Связьинвеста» в наиболее прибыльных секторах бизнеса порождает не только снижение доходов холдинга, но и, как следствие, его низкую для столь технически мощной структуры капитализацию [7].
До либерализации и приватизации обязательство по предоставлению основных услуг телефонной связи (универсальных услуг) лежало на национальном операторе - государственных предприятиях связи. После приватизации в российском законодательстве понятие универсальной услуги не нашло своего отражения. Однако сегодня только предприятия ОАО «Связьинвест» фактически несут нагрузку по предоставлению универсальной услуги, имея при этом только 60 процентов наименее рентабельного рынка. В настоящее время ОАО «Связьинвест» является единственной организацией, на которой лежит бремя развития общенациональной сети в России.
В других странах развитие общенациональной сети осуществляется за счет отрасли в целом. Нерентабельным потребителям, в убыточных регионах должны предоставлять услуги либо все участники рынка, либо же остальные участники рынка должны осуществлять в качестве компенсации выплаты в пользу компаний, осуществляющих развитие общенациональной сети. Отсутствие в отрасли механизма обязательных отчислений приводит к тому, что альтернативные операторы конкурируют в наиболее рентабельных регионах и предоставляют услуги наиболее рентабельным клиентам. А ОАО «Связьинвест» не может оставаться конкурентоспособным в рентабельных сегментах и удерживать рентабельных клиентов, поскольку направляет средства в нерентабельные сегменты и предоставляет услуги нерентабельным клиентам.
Положение, при котором на 93 процентах национальной сети связи оказываются только 60 процентов услуг, а на оставшихся 7 процентах - 40, является недопустимым. Так, капитализация только одного оператора мобильной связи МТС сравнима с капитализацией всего ОАО «Связьинвест». Сохранение существующей структуры холдинга может привести либо к вытеснению традиционных операторов с рынка, либо к деградации общенациональной сети связи. Поэтому реструктуризация холдинга должна быть центральным звеном государственной политики в области структурной перестройки отрасли телекоммуникаций [3].
ОАО «Связьинвест» по своей организационно-экономической природе представляет собой горизонтально интегрированную структуру с большим количеством региональных предприятий. В таком образовании принципы мультидивизгюнального управления холдингами конгломератного типа (М-структуры) практически не работают вследствие:
- существенного превышения норм управляемости по числу предприятий;
- значительной удаленности предприятий от экономически управляющего центра по сравнению с близостью к региональным центрам политического « давления »;
- слабости корпоративной культуры и правовой инфраструктуры. Устранение указанных недостатков в принципе возможно двумя, по существу, противоположными способами. Первый - это введение жесткой административной системы управления единым предприятием «Связьинвест». Второй - это расширение конкурентной среды за счет реструктуризации предприятий отрасли, формирования конкурентоспособных, управляемых и восприимчивых к инновациям структур.
Эффективность любой модели управления производственной системой определяется степенью ее адекватности структуре отношений собственности. Именно поэтому жесткие централизованные системы управления оказывались действенными в условиях единой государственной собственности, подкрепленных еще более централизованной системой политической власти. В условиях рыночной экономики, базирующейся на разнообразии форм собственности и многообразии собственников, жесткие централизованные системы управления в принципе не эффективны. В настоящее время единственным способом повышения эффективности отрасли является ее реструктуризация.
Однако реструктуризация - не самоцель, а лишь средство повышения эффективности функционирования общенациональной сети связи. При всем многообразии возможных вариантов реструктуризации непременными условиями являются:
- соблюдение национальных государственных интересов;
- обеспечение доступности всего спектра современных телекоммуникационных услуг для населения и бизнеса;
- развитие современной инфраструктуры связи, сохранение ее целостности и управляемости для обеспечения устойчивого роста экономики;
- интеграция России в мировое телекоммуникационное пространство.
Выполнение этих требований обеспечивается рациональной государственной политикой реструктуризации как одной из форм регулирования отрасли [5].
Следует различать институциональную структуру отрасли связи (поставщика услуг), территориальную структуру отрасли рынка услуг связи (потребителя услуг) и физическую структуру сети связи (средства производства услуг). Поэтому можно выделить три важных момента:
1. Рациональность институциональной структуры отрасли связи как поставщика услуг определяется степенью ее соответствия административно-территориальной структуре рынков услуг связи (потребителей услуг).
2. Специфика предоставления услуг связи через сети связи, в свою очередь, предопределяет необходимость соответствия территориальной структуры рынка физической структуре сети связи.
3. Аналогичное соответствие должно иметь место между институциональной структурой отрасли и физической структурой ее сети.
Из трех перечисленных структур первичной является территориальная структура рынка. Она определяется географическими параметрами территории (включая климатические условия) и формируется под воздействием размещения производительных сил страны. Это наиболее консервативная, малоподвижная структура. Административное деление лишь задает определенную упорядоченность, являясь привнесенным, и поэтому более подвижно [2].
В сущности, административное деление - это некоторая группировка производительных сил - населения, бизнеса, природных ресурсов. Физическая сеть связи - это искусственно созданная, антропогенная система. Ее топология и структура определяется, с одной стороны, характером территории и размещением производительных сил, а с другой - величиной капитальных затрат на ее создание. Именно минимизация капитальных затрат при известном характере территории и научно-техническом уровне разработок формирует топологию сети. Для стран, «эллипса территории» которых имеет коэффициент сжатия меньше 0,5 (Россия, Финляндия, Норвегия), оптимальная топология магистральной сети фиксированной связи имеет линейный характер. Для стран с коэффициентом сжатия «эллипса территории» больше 0,5 (США, ФРГ, Франция) характерна топология магистральной сети связи радиального типа.
Физическая структура сети связи весьма стабильна, так как ее изменения требуют значительных инвестиций. Субъектами инвестирования являются предприятия отрасли. Именно они в силу своих коммерческих интересов формируют рынок услуг связи, преобразуя его физическую структуру на базе современных технологий, расширяя объем и ассортимент услуг.
Состояние рынка услуг связи зависит от комплекса факторов. Во-первых, от того, насколько производители способны выявить потребности территориальных рынков. Во-вторых, от того, насколько они заинтересованы в удовлетворении потребностей рынков. И, в-третьих, от того, каковы их возможности в удовлетворении потребностей рынков.
Например, монополии на «местном уровне» способны выявить потребности, но не заинтересованы в их удовлетворении. Конкурентные предприятия заинтересованы в удовлетворении широкого спектра потребностей, но не имеют возможности, так как это обычно сопряжено со значительными инвестициями. И только достаточно крупные, конкурирующие на территориальном рынке предприятия и заинтересованы, и имеют возможность предоставлять потребителям весь спектр современных услуг связи. Таким образом, предприятия с достаточным инвестиционным потенциалом в условиях конкуренции заинтересованы и способны расширять спектр и увеличивать объем предоставляемых услуг.
Достаточность инвестиционного потенциала предприятия не означает необходимость больших размеров самого предприятия: чтобы иметь доступ к инвестициям, ему достаточно входить в крупную холдинговую М-структуру.
Но, с другой стороны, такой холдинг должен быть управляем. В данном контексте это означает, что предъявляемые инвестиционные потребности предприятий холдинга должны быть четко идентифицируемыми, то есть прозрачными по форме представления и проверяемыми по содержанию [1].
Иначе говоря, структура холдинга должна обеспечивать минимум асимметрии информации об инвестиционных потребностях его подразделений.
Поскольку в мультидивизиональных холдингах инвестиционные решения принимает головная компания, возникает классическая дилемма оптимизации структуры холдинга. Чем больше компаний объединены в холдинг, тем больше его инвестиционные возможности в целом, но ниже степень идентифицируемости реальных инвестиционных потребностей и, следовательно, больше риск потерь от нерациональных инвестиционных решений. К тому же резко возрастают трансакционные издержки.
Если считать, что инвестиционные возможности холдинга растут пропорционально числу предприятий, становится очевидной объективная ограниченность оптимальных размеров холдинга.
На практике рациональные размеры горизонтально интегрированного холдинга с мультидивизиональной структурой управления составляют порядка 8-12 предприятий. Это означает, что институциональная структура телекоммуникационной отрасли России на рынке услуг местной телефонной связи должна состоять из 6-8 региональных холдингов, содержащих в среднем порядка 10 региональных операторов, или 6-8 укрупненных компаний.
Фактическая структура - единый холдинг «Связьинвест» с 87 дочерними компаниями - совершенно не рациональна: «Связьинвест», обладая большим инвестиционным потенциалом, принципиально не в состоянии им эффективно распорядиться [6].
Итак, в отличие от понятия производственной структуры отрасли (по доле продаж на рынке) под институциональной структурой отрасли понимается распределение количества действующих на отраслевом рынке компаний по их вхождению в корпоративные структуры (холдинги, группы).
Аналогичным образом определяется понятие территориальной структуры рынка как распределение территорий по количеству действующих на них корпоративных структур (холдингов, групп).
Здесь важнейшим является понятие территории. Так, если территории - это административные регионы (субъекты Федерации) и на них конечные услуги связи обеспечивает один «Связьинвест», то все распределение будет сосредоточено в точке: 1 холдинг - 89 регионов.
На рынке услуг магистральной связи потребителями являются региональные операторы, поставщиком услуг - ОАО «Ростелеком», а сама услуга заключается в пропуске трафика. Учитывая последовательный характер прохождения трафика и линейную топологию магистральной сети России, «территорией» этого рынка является единая сеть. Появление различных корпоративных операторов этой сети целесообразно лишь в качестве альтернативных в целях развития конкуренции.
Сама по себе реструктуризация отрасли может приводить как к уменьшению, так и к увеличению структурного разнообразия. Экономические последствия такой реструктуризации будут определяться степенью взаимного соответствия указанных структур: институциональной структуре отрасли, территориальной структуре рынка и физической структуре сети связи.
В течение последних нескольких лет в отрасли широко обсуждается вариант реорганизации ОАО «Связьинвест» в форме слияния ОАО «Связьинвест» с его дочерней компанией ОАО «Ростелеком». В данном случае указанные выше принципы соответствия структур не соблюдаются [3].
2. Мероприятия по улучшению обслуживания населения услугами связи
Политика, проводимая министерством через механизмы лицензирования, сертификации и выделения частотного ресурса, направлена на ускорение темпов роста отрасли. Достижение этого результата основывается на повышении инвестиционной привлекательности инфокоммуникационной сферы, либерализации рынков средств и услуг связи, рациональном развитии конкуренции, внедрении перспективных услуг и технологий, обеспечении равномерного развития регионов.
В свою очередь, решение этих задач может быть достигнуто следующими первоочередными мерами: во-первых, реорганизацией системообразующих предприятий отрасли - компаний, входящих в холдинг «Связьинвест»; во-вторых, реализацией механизма «универсальной услуги»; в-третьих, созданием законодательной и нормативно-правовой базы для внедрения в России общепринятых принципов взаимодействия операторов; в-четвертых, переходом на принятые в мире методы тарифного регулирования общедоступных услуг электрической связи и, наконец, разработкой и реализацией мер по поддержке отечественного производства в области инфокоммуникаций [1].
Для того чтобы обеспечить 1% экономического роста в сегодняшней России, необходимо иметь 3% роста в телекоммуникационной индустрии, а это значит - нужны крупные инвестиции.
Одним из непременных условий привлечения в отрасль отечественных и иностранных инвестиций является наличие целостной и стабильной правовой базы развития телекоммуникационного комплекса.
В соответствии с этим Минсвязи России активно участвует в создании и совершенствовании законодательной базы, обеспечивающей адаптацию отрасли к новому экономическому укладу, что позволит не только избежать кризисов, но и создаст условия для постоянного и эффективного развития связи и информационных технологий.
За годы реформ разработаны и приняты 11 федеральных законов: «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», «О ратификации Устава и Конвенции МСЭ», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О естественных монополиях» и др. Эти законы определили основные положения по регулированию, функционированию и развитию отрасли.
Следует отметить, что российское законодательство, в отличие от законодательств ряда стран мира, не устанавливает никаких ограничений на участие иностранного капитала на рынке инфотелекоммуникаций [4].
Растущие потребности пользователей, с одной стороны, стремительный технологический процесс - с другой и развитие конкуренции - с третьей требуют постоянной законотворческой работы.
Целью тарифного регулирования должно стать формирование хозяйственного механизма, под действием которого поведение операторов, занимающих существенное положение на рынке или являющихся «естественными» монополистами, будет аналогичным поведению участников на рынке совершенной конкуренции.
Как известно, в условиях совершенной конкуренции цены (тарифы), сложившиеся на рынке, позволяют покрыть необходимый уровень операционных и капитальных затрат, а также обеспечивают приемлемый уровень доходности на вложенный капитал. Последнее требование является важнейшим с точки зрения долгосрочного развития отрасли, ее расширенного воспроизводства.
Одной из основных проблем в настоящее время является то, что уровень действующих тарифов на регулируемые услуги связи не включает в себя «инвестиционную составляющую». В таких условиях отрасль нормально развиваться не может, и решить эту проблему необходимо в ближайшие 2—3 года.
На сегодняшний день выдано более 8,5 тыс. лицензий на оказание различных услуг связи, из них действуют более 8 тыс. лицензий: около 80% - в области электрической связи, 15% - в области телевидения и радиовещания, 5% - в области почтовой связи.
В отрасли действуют 4662 предприятия, из них 95% работают в области электросвязи, 3% - в сфере оказания почтовых услуг, 2% - в сфере информатизации.
Количество выданных лицензий на оказание услуг связи и состав участников инфокоммуникационного рынка свидетельствуют о том, что механизмы и процедуры лицензирования в России либерализованы и носят недискриминационный характер.
Естественным препятствием по доступу на рынки услуг радиотелефонной связи, телевидения и радиовещания является ограниченность частотного ресурса. При распределении частотного ресурса Минсвязи России исходит из того, что вновь создаваемые системы должны строиться в русле мировых тенденций, и при решении национальных вопросов необходимо как можно более полно учитывать международные соглашения, к которым Россия присоединилась. Это крайне важно, поскольку глобальные сетевые технологии ближайшего будущего - это во многом мобильные радиотехнологии [6].
В России создан рынок сертифицированных средств связи в объеме 6 тыс. наименований, который позволяет операторам выбирать и применять оптимальное для российских сетей современное оборудование.
Дальнейшая либерализация рынка услуг электросвязи неразрывно связана с реорганизацией региональных компаний, входящих в холдинг «Связьинвест». Важность и необходимость ее проведения обусловлены тем, что на сегодняшний день операторы, которых принято называть традиционными, оказывают свыше 80% услуг связи и владеют порядка 93-95% национальной телекоммуникационной инфраструктуры.
Альтернативная инфраструктура строится новыми операторами. Но на это требуется определенное время, поэтому на современном этапе эффективность инфокоммуникационной инфраструктуры России в решающей мере определятся эффективностью традиционных операторов.
Итогами реорганизации холдинга «Связьинвест» должны стать создание условий для оптимального развития отрасли в целом, существенное повышение инвестиционной привлекательности и капитализации входящих в холдинг компаний и значительный рост доходов, получаемых от отрасли государством.
К числу новых относят услуги сети пакетной передачи данных Frame relay и широкополосной связи ISDN, дополнительные виды обслуживания (ДВО), предоставляемые абонентам цифровых АТС, а также услуги Интернета и пунктов «бюро факс».
Интеграционные процессы в подотраслях связи приводят к поэтапному объединению таксофонного участка МТТС и таксофонного цеха городской сети, где должен будет установлен единый универсальный таксофон [4].
Повременная система оплаты услуг связи - это не только путь к очевидной справедливости, но и экономически эффективное мероприятие.
Телемедицина - предмет особой гордости компании, но коммерческая отдача от нее - дело дальней перспективы. Задача компании - организовать скоростные каналы связи между медицинскими учреждениями.
В области коммутируемой связи необходимо осуществить переход от аналоговой телефонной сети к цифровой. Произойдет полная замена декадно-шаговых станций и большей части координатных станций на электронное оборудование при использовании цифровых каналов и линий.
Должна осуществиться цифровизация первичной сети на всех ее уровнях с использованием цифровых систем SDH на волоконно-оптических кабелях и радиорелейных линиях и цифровых систем PDH на существующих металлических кабелях.
Необходимо произвести мероприятия по улучшению обслуживания местной телефонной связи, где находятся в эксплуатации примерно 15 млн. номеров координатных АТС и 4,4 млн. номеров АТС декадно-шаговой системы, необходимо провести их замену на цифровые станции; расширение будет производиться в зависимости от реального спроса.
Необходимо произвести техническое перевооружение существующих первичных сетей электросвязи, их дальнейшее развитие (в зависимости от роста трафика), обеспечение взаимодействия национальной сети связи с глобальной телекоммуникационной сетью.
А также необходимо создание мультипротокольных сетей на основе современных технологий передачи и обработки информации для удовлетворения растущих потребностей населения, бизнес-сектора, государственных структур [7].
Верность выбранной маркетинговой стратегии подтвердили и сложившиеся индивидуальные предпочтения абонентов, которые готовы платить за немедленное и качественное соединение, мобильность с широкими возможностями роуминга, передачу данных с офисных и мобильных телефонов, высокоскоростную передачу данных, мультимедийные услуги, мобильный Интернет.
Однако наличия только спроса и технологий оказалось недостаточно. Компания должна была научиться продавать услуги массовому потребителю как ликвидный товар. Ей предстояло приобрести новое качество не только как производителя, но и как продавца собственного продукта, современных услуг связи, чтобы не проиграть рынок альтернативным операторам и закрепить за собой его новые сегменты.
Переход на интеллектуальную эксплуатацию сетей, пакетное предоставление услуг, выгодные ценовые и тарифные планы, скидки, возможность понижения цен в зависимости от внедрения новых технологий - все это составило преимущество ОАО «Электросвязь» на формирующемся рынке услуг связи.
Из эпохи господства мощных государственных монополий отрасль телекоммуникаций идет к тому, чтобы стать самым крупным, самым высококонкурентным и динамичным рынком в мире, распространяясь на все бизнес-процессы организаций. Отрасль стремительно меняется и, сливаясь с другими отраслями, идет к созданию глобального информационно-телекоммуникационого сектора.
Три движущие силы этого процесса:
1. Технологии. Цифровое телекоммуникационное оборудование развивается на основе стремительно прогрессирующих компьютерных технологий, при этом происходит снижение стоимости спутниковых каналов связи, улучшаются кабельные технологии.
2. Конкуренция. Правительства большинства крупнейших государств создают условия для либерализации рынков и усиления конкуренции. Ответом телекоммуникационных компаний могут быть лишь инновации, снижение цен и повышение качества услуг.
3. Потребность в изменениях.
Бизнес-обзоры показывают что клиенты телекоммуникационных компаний ждут от них большей конкуренции и снижения цен. Существенно и политическое давление направленное на дерегулирование рынка телекоммуникационных услуг [6].
Заключение
В современных условиях эффективная работа бизнеса все больше и больше зависит от информации и развития телекоммуникационных технологий.
Отметим основные факторы, определяющие эту зависимость:
1. Увеличение скорости изменения внешней среды. Бизнес должен быстрее принимать решения о том, какие товары и услуги необходимы рынку, и предлагать их потребителям.
2. Глобализация. Только один пример: в результате постепенного устранения внешнеторговых барьеров за последние 10 лет рост объемов мировой торговли примерно в два раза превысил рост мирового ВВП. Уже не только крупному бизнесу нужна возможность оперировать по всему миру; потребность в инструментах, позволяющих устранить временные и пространственные барьеры, нарастает.
3. Развитие электронной торговли. Возможность проверять уровень запасов, их состояние, подтверждать доставку и расплачиваться за товары и услуги в режиме реального времени становится нормой.
4. Обострение конкуренции. «Неожиданные конкуренты» угрожают бизнесу традиционных организаций. Например, по мере того как банки начинают предоставлять страховые и другие виды небанковских финансовых услуг, их основной бизнес атакуется другими организациями, ориентированными на розничных клиентов.
Из эпохи господства мощных государственных монополий отрасль телекоммуникаций идет к тому, чтобы стать самым крупным, самым высококонкурентным и динамичным рынком в мире, распространяясь на все бизнес-процессы организаций. Отрасль стремительно меняется и, сливаясь с другими отраслями, идет к созданию глобального информационно-телекоммуникационого сектора.
Список литературы
1. Иншутин А. Российские телекоммуникации отрасль нуждается в реструктуризации // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.10-17.
2. Рейман Л. Перспективы развития связи в России // Свободная мысль.-2000.-№11.-С.51-57.
3. Рейман Л. Связь и информатизация как фактор экономического прогресса // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.3-4.
4. Солоненков В. Новые услуги – ворота в век информационных технологий // Рынок ценных бумаг.-2000.-№9.-С.134.
5. Стреха А. От новой техники – к новой идеологии бизнеса // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-с.134.
6. Яшин В. Мы стараемся не повторять чужих ошибок // Рынок ценных бумаг.-2000.-№8.-С.5-6.
7. Яшин В. Связьинвест: взгляд в будущее // Рынок ценных бумаг.-2000.-№4.-С.53-55.