Оглавление
1. Микроэкономика…………………………………………………………...3
2. Макроэкономика…………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………..13
1. Микроэкономика
1.1. Как нижеприведенные изменения будут влиять на равновесную цену и количество потребляемой минеральной воды «Боржоми»? Свое решение проиллюстрируйте графиками:
а) снижение цены на минеральную воду «Ессентуки»;
б) рост цены на сахар;
в) появились научные исследования, в которых указывается связь между потреблением кока-колы и заболеваниями органов пищеварения.
Ответ:
Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара [1; 5].
а) снижение цены на минеральную воду «Ессентуки» повлечет за собой уменьшение спроса на «Боржоми» и, следовательно, падение цены на него (рис. 1).
|
D1 S1
Е
РЕ S
E1 D
S1 D1
0 QE Объем товара Q
Рис. 1 Изменение рыночного равновесия цен спроса и предложения при снижении цены на минеральную воду «Ессентуки»
б) рост цены на сахар никак не отразит на равновесной цене и количестве потребляемой минеральной воды «Боржоми». Равновесная цена останется прежней (рис. 2).
|
Е
РЕ S
D
0 QE Объем товара Q
Рис. 2 Рыночное равновесие цен спроса и предложения при росте цен на сахар
в) при появлении научных исследований, в которых указывается связь между потреблением кока-колы и заболеваниями органов пищеварения, произойдет увеличение спроса на «Боржоми». Цена данной минеральной воды увеличится (рис. 3).
D1 S1
|
Е1
S1 Е D1
РЕ S
D
0 QE Объем товара Q
Рис. 3 Изменение рыночного равновесия цен спроса и предложения при появлении научных исследований, в которых указывается связь между потреблением кока-колы и заболеваниями органов пищеварения
1.2. Какое практическое значение для предпринимателя имеет информация об издержках производства и их структуре? Проанализируйте с точки зрения деления издержек на переменные и постоянные, средние издержки; а также с точки деления издержек на бухгалтерские и экономические.
Ответ:
Торговый бизнес осуществляется в соответствии с формулой:
Д – Т – Д`
где Д - денежные затраты на торговую деятельность;
Т - товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);
Д' - денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам [1].
По данной формуле мы можем составить первоначальное представление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль Пт - разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой:
Пт = Д' - Д
Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли П'т.
Пт
П'т = --- х 100.
Д
Норма прибыли торгового капитала - это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах.
Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти затраты складываются из двух основных элементов:
- расходов па закупку товаров по оптовым ценам Цо;
- торговых издержек Ит (затрат по организации торгового предприятия).
Следовательно, величина авансированного торгового капитала будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Т по их оптовым ценам Цо и, во-вторых, торговых издержек:
Д = Т х Цо + Ит.
В свою очередь, сумма продаж продукции по ее розничным ценам - это произведение количества реализованных товаров Т на их розничную цену Цр:
Д' = Т х Цр,
Теперь мы можем расшифровать формулу торговой прибыли следующим образом:
Пт = Т х Цр - (Т х Ц0 + Ит).
Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от: а) количества реализованных товаров; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговой деятельности. Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами [1; 4].
Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки.
Издержки по организации розничной торговли Ит подразделяются на два вида.
Первый вид издержек - прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам и б) транспортные расходы.
Второй вид расходов - косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т.п.).
Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, прямые (переменные) расходы в расчете на один товар не меняются, а косвенные (постоянные) издержки сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность торговых бизнесменов в увеличении объемов проданных товаров. Поскольку косвенные расходы в расчете на один товар сокращаются, то торговая прибыль увеличивается.
Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к торговым издержкам в расчете на один товар. Такая Цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка. Торговая надбавка Тн покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль [1]:
Тн = Ит + Пт.
Розничная цена, включающая торговую надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия торговых сделок. Когда определяются такие условия, важно учитывать два ограничителя при установлении розничных цен:
- цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);
- цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар.
Видимо, возможны четыре варианта соотношений данных видов цен:
1-й вариант: цены всех продавцов и покупателей равны. Тогда товары реализованы по равновесной цене;
2-й вариант: иены продавца и покупателя совсем не совпадают. Товары не будут реализованы;
3-й вариант: высокие цены продавцов лишь частично совпадают с ценами некоторых покупателей, имеющих большие доходы. В этом случае продукты будет покупать привилегированная часть населения;
4-й вариант: цены продавцов соответствуют ценам основной части покупателей. Тогда откроется массовая продажа товаров.
Пожалуй, ясно, что в 1-м и 4-м вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-м - частично, а во 2-м варианте никакой прибыли не будет.
После того как рассмотрены все основные условия образования торговой прибыли, выясним, в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и в торговле.
Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься сбытом своей продукции, то ей потребуются дополнительные денежные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного капитала предприятия норма прибыли будет, естественно, снижаться.
Организаторы промышленного бизнеса выбрали иной вариант. Они поступились частью прибыли, чтобы уменьшить оптовую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили возможность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и продавая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную продажу своих изделий. К тому же ускорился оборот капитальной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам, а такое ускорение, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.
После разделения бизнеса на специализированные виды - промышленный и торговый - между ними развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равновеликий капитал. Однако еще на начальной фазе капитализма свободная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых предпринимателей. Когда, допустим, более высокой доходности достигал промышленный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конечном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли [1].
3. На основании анализа «провалов» рынка объясните свою позицию по следующим вопросам:
а) следует ли правительству субсидировать крупные предприятия, если они находятся на грани банкротства, что может породить серьезные проблемы, связанные с безработицей?
б) следует ли Думе ужесточить антимонопольное законодательство?
в) следует ли федеральному правительству субсидировать исследовательские программы в области гуманитарных (литература, история) и естественных наук (физика, химия и т.п.)?
г) следует ли правительству обеспечивать жильем бездомных?
Ответ:
а) правительству следует субсидировать крупные предприятия (например, вводить внешних управляющих; предоставлять налоговые льготы; предоставлять субсидии на покупку нового оборудования и т.д.), что позволит избежать безработицы на данному предприятии;
б) Думе следует ужесточить антимонопольное законодательство и повысить эффективность деятельности антимонопольного комитета, так как сговор монополистов на установление неоправданно завышенных цен дестабилизирует рыночную экономику страны. Это отрицательно сказывается на уровне жизни населения;
в) федеральному правительству следует субсидировать исследовательские программы в области гуманитарных и естественных наук, потому что это ведет к повышению уровня развития образования, науки, культуры страны;
г) правительству следует обеспечивать жильем бездомных в целях установления контроля над антисоциальными элементами (преступностью, наркоманией, заболеваниями и т.д.) [2; 3].
2. Макроэкономика
2.1. Что такое политика «дорогих» и «дешевых» денег? В каких случаях государство отдает предпочтение либо кредитной рестрикции либо кредитной экспансии?
Ответ:
Кредитная рестрикция (англ. credit restriction) - политика центрального банка по ограничению объема рефинансирования кредитных организаций с целью предотвращения утечки золотых запасов за границу, избежания краха банков и инфляционных процессов [3]. Довольно часто результатом проведения рестрикционной политики являются сокращение объема капитальных вложений, снижение уровня деловой активности, уменьшение банковских резервов и, соответственно, объемов кредитов, предоставляемых клиентам финансового учреждения. Кредитная рестрикция, как правило, влечет за собой уменьшение кредитного мультипликатора, что ограничивает возможности кредитных организаций в создании безналичной денежной массы, а следовательно, сокращает процесс неконтролируемого центральными банками прироста денежной массы.
Кредитная экспансия (англ. credit expansion) - распространение, интенсивное расширение кредитных сделок и операций банков с целью извлечения прибыли. Основная цель кредитной экспансии - борьба за наиболее выгодные рынки, источники сырья, сферы приложения капитала. Внешняя кредитная экспансия осуществляется при помощи инвестиций государственного и частного капитала за рубежом; финансовой помощи развивающимся странам; предоставления экспортных кредитов, вывозных премий; товарного или валютного демпинга, а также страхования экспортных операций частных институциональных единиц от странового, валютного, процентного, кредитного и портфельного рисков. Внутренняя кредитная экспансия направлена на регулирование экономики, ускорение темпов экономического роста. Включает снижение официальных ставок центрального банка и расширение лимитов по его учетным и ломбардным операциям, изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений или их отмену, покупку ценных бумаг на открытом рынке, расширение покупок у коммерческого банков иностранной валюты в рамках операций своп и снижение процентной ставки по ним, отмену количеств, ограничений на кредиты для стимулирования экономической активности. Кредитная экспансия - политика «дешевых денег» (easy money) - не всегда приводит к желаемым результатам: при неблагоприятной экономической конъюнктуре коммерческие банки часто не увеличивают предложение кредитов, а используют дополнит, свободные резервы для приобретения финансовых активов, например, государственных ценных бумаг [3].
2. В чем состоит специфика акциза? Какие товары обычно облагаются акцизом? Это товары жесткого или эластичного спроса?
Ответ:
К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на замещающие товары и «ухода» от уплаты этих налогов.
В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.п. [1].
3. Предполагая, что между Мексикой и США действует система плавающих валютных курсов, укажите, вызовет ли каждая из приведенных ниже ситуаций повышение или понижение курса мексиканского песо:
а) Мексика столкнулась с сильной инфляцией;
б) ухудшающиеся политические отношения сокращают поток туристов в Мексику;
в) Мексиканские товары становятся популярными среди американцев;
г) темпы роста производительности труда в США резко падают.
Ответ:
а) произойдет понижение курса мексиканского песо (обесценивание денег);
б) курс мексиканского песо понижается, так как политические конфликты ведут к дестабилизации экономической обстановки в стране;
в) курс мексиканского песо повышается, потому что увеличивается скорость оборота денежных средств, а это делает валюту более твердой;
г) курс мексиканского песо останется неизменным, а курс валюты США понижается [5].
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, 2005. – 544с.
2. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ: учеб. для студентов высш. учеб. завед., обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 455с.
3. Долан Э.Дж. Рынок: Микроэкономическая модель. – СПб.:, 1992. – 358с.
4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 1997. – 358с.
5. Экономика: учеб / Под ред. А.С. Булатова. – М., 2002. – 658с.