Оглавление

1. Понятие ресурсы. Кривая производственных возможностей…………...3

2. Концепция безубыточности предприятия………………………………..8

3. Анализ безубыточности предприятия…………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………..20

1. Понятие ресурсы. Кривая производственных возможностей

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат.

Ресурсы подразделяются на:

 - экономические (функционирующие);

- потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот).

Экономические ресурсы включают:

- природные ресурсы;

- трудовые (население в трудоспособном возрасте);

- материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства);

- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);

- информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта) [4].

Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком [1]. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.

Природные ресурсы по характеру использования делятся на:

- реальные (вовлечённые в производственный процесс);

- потенциальные (в настоящее время не используются) [4].

Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые, неисчерпаемые,  заменимые, незаменимые.

Здесь можно подойти к ресурсам как относительно и абсолютно ограниченным.

Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.

Исчерпаемые ресурсы:

- не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством;

- относительно возобновляемые ресурсы;

- воспроизводимые.

Неисчерпаемые состоят из трёх групп:

- космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы);

- климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды);

- водные ресурсы [3].

Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.

Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека [3].

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти).

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины, двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов [8].

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он  отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.

Экономическая теория констатирует, что ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования.

Для иллюстрации воспользуемся цифровым примером американского экономиста П.Самуэльсона. Допустим, необходимо произвести два товара - пушки и масло. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернативности гражданского и военного производства. Например, абсолютно все ресурсы общества направлены на производство масла. Будем считать объем его в 5 млн. кг - это максимум, который возможно произвести при данном уровне ресурсно-технологического обеспечения. Альтернатива «масляному раю» - пушечный производство при том же ресурсно-технологическом значении, которое может составить максимально 15 тыс. шт.

Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет иметь и пушки. Причем объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимодополняемы при учете ограниченности ресурсов как единого целого. Значения альтернативных возможностей приведены в таблице 1 [8].

Таблица 1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности

Пушки, тыс. шт.

Масло, млн. кг

А

15

0

В

14

1

С

12

2

D

9

3

Е

5

4

F

0

5

Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределения ресурсов.

Обществу приходится выбирать - производить пушки или масло, или производить и пушки и масло в определенных пропорциях. При этом возникает проблема рационального ведения хозяйства. Эта проблема выбора всегда есть и будет.

Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем  производства.

Для углубленного понимания содержания производственных возможностей используем предыдущий пример и зададим ему графическое  изображение, отложив по вертикали данные о производстве продукта пушек, а по  горизонтали - масла (рис. 1) Получим кривую производственных возможностей,  каждая точка на которой - это максимальный объем производства двух продуктов.

 

Рис. 1 Кривая производственных возможностей

Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным количествам, которые могут быть получены в результате эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию. Если точка S расположена правее данной кривой, это означает, что такие параметры недостижимы при имеющейся технологии производства, если левее - наблюдается недоиспользование имеющихся ресурсов. На основе приведенных данных можно сказать, что большее количество масла можно произвести только в том случае, если уменьшить производство других продуктов, отказаться от них, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называемое вмененными издержками производства этого продукта. В нашем примере количество пушек, от которого придется отказаться, чтобы получить дополнительную единицу масла и есть вмененные, или альтернативные, издержки [8].

Здесь можно сказать о законе  возрастающих вмененных издержек (дополнительных затрат), который отражает свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей всевозрастающего количества других товаров, то есть благ. Из-за ограниченных производственных возможностей и ресурсов, блага тоже ограничены.

2. Концепция безубыточности предприятия

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данном параграфе рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах [6].

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход [2].

В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:

Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу [5].

Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу [5].

Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:

Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками [5; 7].

Различные варианты изобразим графически.

В данном случае равенство предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.

По варианту 1 легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции (), полный доход фирмы от реализации продукции (). Следовательно, площадь, заштрихованная только  - экономическая прибыль фирмы.

Вариант 1

Вариант 2

При такой структуре издержек и ценовой ситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объема производства.

Для рассмотрения следующих двух возможных ситуаций нам понадобятся средние переменные издержки - то есть доля переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Вариант 3

В данной ситуации совокупный доход, получаемых от реализации продукции фирмы в точке оптимального объема выпуска продукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. Однако, при таком соотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываются переменные издержки на ее производство. Таким образом, фирма функционирует с экономическим убытком, но она может существовать в краткосрочном интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки фирма несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерских убытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство [7].

Вариант 4

В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.

В качестве примера рассмотрим расчет точки безубыточности для фирмы «Х». Для расчета нам понадобятся следующие данные:

Цена одного электронного блока, выпускаемого фирмой         5000 руб.  

Переменные издержки (заработная плата рабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие 4000 руб.

Постоянные издержки 20000 руб.

Максимальный объем выпуска продукции, при котором достигается безубыточность деятельности фирмы:

хо = 20000 руб. / (5000 руб. – 4000 руб.) = 20 (изделий).

Период, за который должно быть произведено (и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Определим, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли. Так, для того чтобы фирма «Х». Получила прибыль в размере 10000 руб., необходимо произвести:

х = (10000 руб. + 20000 руб.) / (5000 руб. – 4000 руб.) = 30 (изделий).

3. Анализ точки безубыточности

Анализ точки безубыточности включает в себя две составляющие:                    1) определение себестоимости выпускаемой продукции; 2) ценовая политика фирмы.

Рассмотрим каждую из них.

 Определение себестоимости выпускаемой продукции.

Выделяют два метода калькуляции себестоимости: позаказная и попроцессная.

Позаказная калькуляция себестоимости применяется в том случае, когда производство ориентировано на выпуск достаточно дорогих уникальных изделий. Типичным примером отрасли, в которой целесообразно применение позаказной калькуляции, является строительство. У типичной фирмы этой отрасли в некоторый момент времени может находиться в работе несколько различных объектов. Причем, стройматериалы закупаются оптом для всех объектов. Таким образом, возникает проблема отнесения затрат на отдельные объекты.

Попроцессная калькуляция предполагает массовое производство однотипных изделий, при котором предполагается, что издержки на производство одного изделия равны средним затратам по данному процессу производства. Распределение затрат между отдельными процессами в чем-то аналогично позаказной калькуляции, хотя и носит постоянный характер. Однако, распределение затрат между этапами процесса представляет собой процедуру, резко отличающуюся от позаказной калькуляции. Основная проблема заключается в определении того, как издержки относятся на результат производственной деятельности по различным этапам              производства [5].

Система, которая  будет описана для нужд позаказной калькуляции, основывается на объединении счетов затрат и финансовых счетов в одном плане счетов. Такая система называется централизованным учетом затрат. Основное ее преимущество заключается в отсутствии двойного учета одних и тех же факторов хозяйственной деятельности.

Система записей основана на использовании так называемых контрольных счетов.

Контрольный счет - это итоговый счет, в котором записи сделаны по итоговым суммам операций периода.

Например, остаток по контрольному счету зарплаты должен быть равен общей сумме заработной платы, начисленной по ведомостям. Предположим, что 500 работников фирмы за квартал начислена заработная плата в размере 100000 руб. Тогда итоговое сальдо будет равно 100000 руб. и будет равно общей сумме 1500 записей в ведомостях по начислению заработной платы. Сводный том ведомостей называется вспомогательной книгой.

Ценовая политика фирмы.

Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, на самом деле, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако, возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию фирмы за названную ею цену. Таким образом, ценовая политика фирмы - суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж [4]. Попробуем рассмотреть различные варианты действия фирмы по установлению цен на реализуемую продукцию.

Первый, и самый простой случай, заключается в том, что наша фирма действует на рынке, близком к современно конкурентному. Предположим, что мы рассматриваем средних размеров оптовую фирму. В такой ситуации размер доходов фирмы (в нашем случае торговой надбавки и комиссионных за дополнительные услуги) с достаточно большой точностью определен рыночными условиями. То есть мы имеем дело с ценой, определенной внешними факторами, иначе говоря, фирма в данной ситуации выступает как Price Taken. Поэтому, еще при создании такой фирмы в расчете безубыточности необходимо учитывать фиксированную цену на продукцию фирмы. Как следствие, для повышения финансовой устойчивости и более надежных гарантий от убыточной деятельности необходим высокий уровень маржи безопасности. Единственное средство достичь этого - строгий контроль за уровнем издержек.

Для фирмы, которая не может удержать свои издержки в рамках безубыточности, можно рекомендовать два выхода:

- расширить диапазон выпускаемых товаров или оказываемых услуг, например, за счет выпуска новых марок товаров, что позволит ослабить ценовое давление на фирму в занимаемой ею рыночной ниш;

- диверсифицировать свою деятельность, то есть проникнуть на новые рынки [5].

Данные меры требуют дополнительных затрат, однако, чаще всего, бывает возможно осуществить требуемые инвестиции из имеющегося основного капитала фирмы, пока убытки от высоких издержек по основной деятельности не сведут капитал фирмы к нулю. Влияние дополнительных инвестиций на издержки мы рассмотрим чуть ниже.

Несколько другая ситуация складывается в том случае, когда фирма имеет возможность сама определять цену (в пределах более широких, чем на рынках с почти совершенной конкуренцией). Если издержки фирмы лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительным является ценообразование по методу «издержки плюс». Суть этого метода заключается в том, что цена на продукцию фирмы устанавливается равной издержкам на ее производство плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается в величине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности фирмы, этот процент есть ни что иное, как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, что чем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение фирмы (по крайней мере, в текущий момент). Этот процент должен быть снизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждение предпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. В краткосрочной же перспективе - надбавке на уровне гарантирующем максимальную доходность от продаж. Следует подчеркнуть, что мы максимизируем доход, так как наличие положительного (по определению) процента надбавки само по себе гарантирует, что максимум дохода совпадает с максимумом прибыли. Эту идеальную картину прибыльного производства могут нарушить (и нарушают) случайные влияния сторонних факторов. Дело в том, что при таком методе калькуляция цены ведется по плановым показателям, следовательно полученная цена не учитывает внешних факторов, действующих между моментом расчета цены и моментом оплаты. Таковыми факторами могут быть, например, инфляция, неожиданные изменения структуры покупательского спроса и т.д. Рекомендуется продавать такие товары с оговоркой о возможном изменении цены в оговоренных пределах (такой метод продаж необходимо применять в том случае, когда есть основания опасаться влияния вышеперечисленных факторов) [3; 4].

В некоторых ситуациях бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения товара на рынок. Сейчас рассмотрим соотношение демпинговой ценовой политики и вопросов безубыточности.

Пусть фирма, имея уровень постоянных затрат в 200000 руб., переменных затрат на единицу продукции – 10 руб., продает продукцию по цене 14 руб. за единицу, владеет 25% рынка. При снижении цен на 2 руб. доля рынка по маркетинговым исследованиям увеличится на 27%. Рассчитаем исходную точку безубыточности:

Постоянные расходы                                                     200000 руб.

Переменные расходы на единицу продукции               10 руб.

Доход от продажи единицы продукции                        14 руб.

Маржинальный доход на единицу продукции             4 руб.

Точка безубыточности                                    200000 руб. /4 руб. = 50000 ед.

Для измененной цены точка безубыточности:

Доход от продажи единицы продукции                        12 руб.

Маржинальный доход на единицу продукции             2 руб.

Точка безубыточности                                  200000 руб. /2 руб. = 100000 ед.

Таким образом, количество продукции фирмы, которое необходимо продать для достижения точки безубыточности возросло в 2 раза. Однако, на рынке число продаж увеличилось в

(27% + 25%) / 25% = 2,08 раза

то есть маржа безопасности увеличится в результате планируемого изменения цен на 8%.

Рассмотрим теперь ситуацию с достижением точки безубыточноти при снижении цены реализации ниже величины переменных затрат на одно изделие. Единственная ситуация при которой оправдано такое снижение это проникновение товара на новый рынок или же существенное расширение занятой рыночной цели. Пусть ожидаемый эффект от снижения цены реализации до 8 руб. за единицу заключается в увеличении доли рынка до 51% в течении трех ближайших лет, при продажных ценах в течении следующих двух лет в 15 руб.. Примем, что сегодняшняя доля продаж составляет в собственном выражении 60000 единиц. Тогда в течении будущих трех лет общее количество продаж составит 122400 единиц в год. Рассчитаем прибыли и убытки от такой акции:

1 год                  

Доход от реализации 122400 изделий по цене 8 руб. за штуку -        979 200 руб.

Постоянные издержки          - 200 000 руб.    

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10 руб. за шт. -  1224 000 руб.

Прибыль   0 руб.         .       

Убыток      444 800 руб.               

2 год                  

Финансовый результат прошлого года  - 444 800 руб.    

Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку        -  1836 000 руб.

Постоянные издержки - 200 000 руб.    

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10 руб. за штуку    -                 1 224 000 руб.      

Прибыль - 0 руб.                 

Убыток - 32 000 руб.  

3 год                   

Финансовый результат прошлого года - 32 000 руб.      

Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку -      1 836 000 руб.

Постоянные издержки - 200 000 руб.    

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10 руб. за штуку -        

1 224 000 руб.   

Прибыль - 380 000 руб.               

Убыток - 0 руб. 

Таким образом, в результате данной операции фирма достигает точки безубыточности на третий год существования такой маркетинговой стратегии. Аналогично снижению цены на реализуемый товар возможно увеличение доли средств инвестируемых в продвижении товара на рынок. Тогда эти расходы относятся на счет общефирменных накладных расходов как при попроцесной так и позаказной калькуляции расходов. Следовательно, увеличивая абсолютную величину постоянных расходов сданные издержки увеличивают минимальный объем производства для достижения точки безубыточности.

Список литературы

1. Березин И.С. Краткая история экономического развития. - М., 2001. – 456с.

2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 1994. – 564с.

3. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - 404с.

4. Ребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. - М., 2000. – 437с.

5. Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002. – 405с.

6. Экономика. Краткий словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 336 с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,                    А.К. Большакова. - М., 1998. – 534с.

8.Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 389с.