Оглавление

1. Государственное предприятие – основное звено единого

    народно-хозяйственного комплекса …………………………………...3

2. Организация управления химической промышленностью.

    Всесоюзные хозрасчетные объединения, их функции и права . …….5

Практическая часть ..……………………………………………………..13

Список литературы ………………………………………..……………..15

1. Государственное предприятие – основное звено единого народно-хозяйственного комплекса

Усиление экономической роли государства в XX в. характерно практически для всех стран мира. Об этом свидетельствует, в частности, тенденция роста величины государственных бюджетов в большинстве стран - как развитых, так и развиваю­щихся [2].

Так, в развитых странах еще в начале ХХ века доля расходов центральных правительств (или, соответственно, их доходов) в ВВП составля­ла менее 10%, а в 1990-е гг. эта доля во многих из них выросла почти до 50%. Считается, что важнейшими ис­торическими событиями, способствовавшими росту экономической роли государства, были Великая Октябрьская революция в России и Великая де­прессия 1930-х гг. на Западе. Однако статистика свидетельствует о том, что рост величины государ­ственных бюджетов продолжался и в последние де­сятилетия. Только за последние 35 лет доля госу­дарственных расходов в ВВП развитых стран почти удвоилась.

В развивающихся странах экономическая роль государства резко выросла уже во второй половине XX в., после распада колониальной системы и в связи со стремлением правительств бывших коло­ниальных стран к преодолению экономического от­ставания. Во многих развивающихся странах пра­вительства взяли на себя ответственность не только за создание условий для стабильного функциони­рования экономики, как в большинстве развитых стран, но и за мобилизацию ограниченных нацио­нальных ресурсов на цели ускоренного экономиче­ского роста и развития. Вплоть до 1980-х гг. в раз­вивающемся мире большой популярностью поль­зовалась модель экономического развития под руководством государства, включавшая в себя го­сударственное планирование и разнообразные фор­мы государственного контроля. Несмотря на это, относительная величина государственных бюдже­тов (% от ВВП) в развивающихся странах до сих пор почти вдвое меньше, чем в развитых.

Сторонники сохранения большого государст­венного сектора в экономике приводят, например, такие аргументы:

- только правительство способно обеспечить достаточно крупные инвестиции, необходимые для технической модернизации ведущих отраслей хо­зяйства развивающихся стран;

- только прямой государственный контроль за соответствующими предприятиями может предот­вратить неприемлемый рост цен на важнейшие для населения товары и услуги, такие как электроэнер­гия, жилье или транспорт;

- только сохранение государственной собст­венности на крупнейшие промышленные предпри­ятия может позволить  избежать возникновения массовой безработицы.

С другой стороны, из опыта многих стран мира известно, что государственные предприятия, как правило, оказываются менее эффективными, чем частные. Объясняется это прежде всего тем, что ди­ректора и другой управленческий персонал госу­дарственных предприятий недостаточно заинтере­сованы в обеспечении их прибыльности. Возмож­ность получения государственных субсидий или льготных кредитов делает угрозу банкротства для них практически нереальной, а прибыльность пред­приятия если и желательной, то во всяком случае не обязательной. К тому же достижение прибыльно­сти для государственных предприятий зачастую оказывается заведомо невозможным либо вследст­вие диктуемого правительством заниженного уров­ня цен на их продукцию, либо в связи с правитель­ственными запретами на увольнение лишних ра­ботников [1; 2].

В странах с большим количеством государст­венных предприятий сравнительно низкая эффективность их производства непосредственно оказы­вает отрицательное влияние на экономический рост. К тому же правительствам в таких странах приходится покрывать убытки низкоэффективных государственных предприятий. В результате в бюд­жете остается меньше средств на различные соци­альные программы и возникает угроза дефицита го­сударственного бюджета. Для покрытия бюджет­ного дефицита правительства прибегают к эмиссии (выпуску в обращение) большего количества денег, вызывая тем самым инфляцию, или берут деньги в долг у своих и зарубежных кредиторов, увеличивая государственный долг.

В обоих случаях наносится серьезный ущерб экономической стабильности в стране и возможностям экономического роста. Большинство экономистов сегодня уверены, что, хотя модель социалистического развития эконо­мики под прямым государственным контролем ока­залась неэффективной, без активного участия госу­дарства прогресс общества оказался бы невозмож­ным.

Таким образом, государственные предприятия заслужено являются  важным звеном в системе единого народно-хозяйственного комплекса нашей страны.

2. Организация управления химической промышленностью. Всесоюзные хозрасчетные объединения, их функции и права

Ведущая отрасль химического комплекса России — промышленность полимерных материалов включа­ет в себя производство синтетических смол и пласти­ческих масс, химических волокон, синтетического ка­учука [4].

Сырьевую базу отрасли составляют попутные нефтя­ные и природные газы, углеводороды нефтепереработ­ки, уголь.

Производство синтетических смол и пластических масс сосредоточено в районах, располагающих крупны­ми запасами сырья (преимущественно нефти и газа), — Поволжском (Новокуйбышевск в Самарской области, Казань, Волгоград), Уральском (Екатеринбург; Уфа и Салават в Башкортостане; Нижний Тагил), Западно-Сибирском (Тюмень, Новосибирск, Томск), Северо-Кав­казском (Буденновск) и в районах, использующих при­возное сырье (нефть и газ) — Центральном (Москва, Владимир, Орехово-Зуево, Новомосковск), Северо-Запад­ном (Санкт-Петербург), Волго-Вятском (Дзержинск).

Промышленность химических волокон и нитей наи­более широко представлена в районах развитой текстиль­ной промышленности — Северо-Западном (Санкт-Петер­бург), Центральном (Тверь, Шуя, Клин, Серпухов, Ря­зань), Поволжском (Саратов, Балаково, Энгельс).

Более 2/3 общего производства химических волокон и нитей приходится на европейскую часть. Возрастает значение восточных районов: Западная Сибирь (Барна­ул), Восточная Сибирь (Красноярск).

Производство синтетического каучука размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепе­реработки: Поволжском (Казань и Нижнекамск в Рее публике Татарстан, Тольятти в Самарской области, Вол­жский), Уральском (Уфа и Стерлитамак в Республике Башкортостан, Пермь и др.), Западно-Сибирском (Омск), Центральном (Москва, Ярославль, Ефремов в Тульской области), Северо-Западном (Санкт-Петербург).

В Восточной Сибири (Красноярск) синтетический ка­учук получают из синтетического спирта путем гидроли­за древесины.

Промышленность полимерных материалов развита и в странах СНГ: Азербайджане (производство синтети­ческого каучука - Баку, Сумгаит), Армении (производ­ство химических волокон - Кировакан), Украине (про­изводство синтетических смол и пластмасс - Лисичанск, Горловка, производство химических волокон - Киев, Чернигов, Житомир), Белоруссии (производство пласт­масс — Гродно, Новополоцк, производство химических волокон - Могилев, Гродно), Узбекистане (производство химических волокон - Наманган и др.).

Промышленность минеральных удобрений, серно-кислотная, содовая и другие отрасли основной химии России располагают мощной сырьевой базой: ресурсы поварен­ной и калийной солей, апатитов в фосфоритов, серного колчедана и самородной серы, уголь, природный газ, газы черной и цветной металлургии, коксовые газы и пр.

Туковая промышленность России осуществляет про­изводство всех видов минеральных удобрений - фосфор­ных, калийных, азотных Из общего количества выпуска­емых удобрений около половины приходится на азотные.

Предприятия азотно-туковой промышленности в за­висимости от используемого сырья (кокс, коксовый газ, природный газ) размещаются в местах разработки угля (Кемерово в Кузбассе, Березники, Губаха в Пермской области — на угле Кизеловского бассейна на Урале; Ан­гарск в Иркутской области Восточной Сибири), добычи природного газа (Невинномысск на Северном Кавказе), вдоль трасс газопроводов (Новгород; Новомосковск и Щекино в Тульской области; Тольятти и др.) или ком­бинируются с металлургическими заводами (Череповец, Липецк, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк).

Фосфатно-туковая промышленность в силу низкой материалоемкости производства (для производства 1 т простого суперфосфата требуется всего 0,5 апатитового концентрата) мало связана с источниками сырья и ори­ентирована в основном на потребителя. Почти все су­перфосфатные заводы России работают на апатитах Хибинского месторождения. Однако ряд заводов исполь­зует и местное сырье (фосфориты Егорьевского, Полпинского, Щигровского и Вятско-Камского месторож­дений). Большую часть фосфорных удобрений в стране производят Центральный (Воскресенск), Северо-Запад­ный (Санкт-Петербург, Волхов), Центрально-Чернозем­ный (Щигры; Уварове в Тамбовской области), Поволж­ский (Тольятти; Балаково в Саратовской области) и Уральский (Пермь, Красноуральск) районы [4].

Калийная промышленность, отличающаяся высо­кой материалоемкостью производства (2 т исходного сырья на 1 т готовой продукции), сосредоточена в мес­тах добычи сырья — на Урале в Пермской области (Со­ликамск, Березники).

Серно-кислотная промышленность, главным сырь­ем для производства продукции, которой служит само­родная сера и серный колчедан (их удельные расходы на 1 т серной кислоты составляют соответственно 0,35 и 0,85 т), размещается в основном в местах наиболь­шего потребления серной кислоты (районы и центры производства фосфорных удобрений, синтетических во­локон, пластмасс, тканей и др.). Основные районы ее производства — Урал (Березники, Пермь), Центральный (Воскресенск, Новомосковск, Щелково) и Волго-Вят­ский (Чернореченский завод в Дзержинске Нижегород­ской области).

Содовая промышленность размещается у источни­ков сырья - в местах добычи поваренной соли: на Ура­ле (Березники, Стерлитамак), в Алтайском крае (Ми­хайловский содовый комбинат), в Прибайкалье (Усолье), в Поволжье (Волгоград).

Из стран СНГ производством продукции основной хи­мии выделяются Белоруссия (производство калийных удобрений — Солигорск), Украина (производство калий­ных удобрений — Калуш, Стебники, производство соды — Артемовен, Славянск), Казахстан (производство фос­форных удобрений - Джамбул, Актюбинск).

В химической и нефтехимической промышленности в  2004 году рост производства составил 109,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года [3].

Рост производства обусловлен сохранением спроса внутреннего рынка на отдельные виды продукции, вводом новых мощностей, ростом экспортных поставок и обеспечен практически во всех подотраслях химической промышленности.

Ускорение динамики выпуска в отрасли обеспечено в результате опережающего роста производства продукции основного органического синтеза (метанол, стирол, фенол, этилен), синтетических смол и пластических масс (полиэтилен, полистирол и сополимеры стирола), промышленности пластмассовых изделий, технического углерода, ряда видов резиноасбестовых изделий.

В январе-июне 2004 года произведено 7,8 млн.тонн минеральных удобрений (111,5% к январю-июню 2003 года).

В июне 1973 г. Совет министров СССР принял Постановление "О строительстве в г. Москве Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами".

28 ноября 1979 г. распоряжением Совета министров СССР организовано Всесоюзное хозрасчетное объединение "Совинцентр". Официальное открытие состоялось в 1980 году, а в 1992г - Центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами, преобразован в открытое акционерное общество ОАО "Cовинцентр". Основным учредителем ЦМТ является Торгово-промышленная палата РФ и Мэрия Москвы. В 2000 году ОАО "Совинцентр" переименовано в ОАО "Центр международной торговли - World Trade Center" [5].

В состав акционеров ОАО "Центр Международной торговли" входит более 50 юридических лиц, среди которых:

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    г. Москва

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ    г. Москва

ОАО "КОРПОРАЦИЯ ОБЛКЕМЕРОВОУГОЛЬ"    г. Кемерово 

ОАО "САРАТОВСТЕКЛО"  г. Саратов

ОАО "СЭПО" г. Саратов

ООО "КОМПАНИЯ "БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ"  г. Москва

ОАО "ПРИМОРЗОЛОТО"    г. Хабаровск

ОАО "САЯНМРАМОР"    г. Саяногорск

ООО "СОЮЗПАТЕНТ"    г. Москва

ОАО "СПЕЦСТРОЙБЕТОН-ЖБИ № 17"    г. Москва

СБЕРБАНК РОССИИ (АК СБ РФ)    г. Москва

ОАО "ПОЗИТРОН"    г. Санкт-Петербург

АООТ "ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ВИНШАМПАНКОМБИНАТ"      г. Екатеринбург

ОАО "ВОЛЖСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД"    г. Волжский.

Вступая в третье десятилетие своей деятельности, Центр Международной Торговли Москвы активно продолжает работу с представителями деловых, научных и общественных кругов всех стран, сохраняя верность своей миссии.

В своей деятельности ОАО «ЦМТ» руководствуется Программой комплексного обновления Общества, провозгласившую своим главным направлением всемерную заботу о клиенте.

В связи с этим:

-  вводятся новые технологии гостеприимства, новые услуги;

-  делается акцент на комплексное обслуживание клиентов;

-  проводится переобучение персонала;

-  выполняется техническое переоснащение систем жизнеобеспечения;

-  внедряются новые информационные технологии, основанные на сетевых принципах;

-  используются возможности сети INTERNET для эффективного взаимодействия с членами ЦМТ, арендаторами, прессой, деловыми сообществами в России и за рубежом. Создание комфортной среды для работы и проживания в Центре международной торговли, обеспечение безопасности и максимума удобств для клиентов, соблюдение Стандартов качества Ассоциации Центров Международной Торговли - такова основная задача подразделений ЦМТ, осуществляющих непосредственное оказание услуг.

Хозяйственный расчет – это система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует хозяйственный расчет, законодательно оформляя хозрасчетные отношения в правовых и административных актах. На практике хозяйственный расчет выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Хозяйственный расчет, базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчета, который служит частным интересам. Хозяйственный расчет осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося [1; 5].

Основные принципы хозяйственного расчета: хозяйственная самостоятельность предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальная ответственность за эти результаты, контроль рублем.

По мере роста эффективности общественного производства аппарат управления вышестоящих звеньев непосредственно вовлекается в производственно-экономический процесс. Хозяйственный расчет приобретает новые формы.

Так, с созданием всесоюзных (республиканских) государственных хозрасчетных промышленных объединений возникли хозрасчетные  отношения между отдельными самостоятельными единицами - производственными предприятиями (объединениями), входящими в промышленные объединения, и хозрасчетные отношения самого объединения как единого целого с государством. Эти отношения охватывают весь процесс производства - от разработки проектных решений до освоения и выпуска готовой продукции. Предприятия, входящие в промышленные объединения, обеспечивают самоокупаемость и окупаемость промышленного объединения как единого хозрасчетного комплекса за счет результатов своей деятельности. Хозрасчетные отношения комплекса реализуются путем создания и использования централизованных фондов промышленного объединения: развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилого строительства, научных исследований, освоения новой техники, экспортного производства, резервного фонда и др. Этим обеспечивается централизация средств, необходимая для проведения единой политики в решении задач расширенного воспроизводства, научно-технического прогресса в рамках целой отрасли. С расширением сферы хозрасчетных отношений элементы их проникают в деятельность министерств.

Современный этап развития экономики характеризуется переводом на хозяйственный расчет  не только промышленных, но и производственных предприятий других отраслей народного хозяйства: транспортных, строительных, снабженческих, издательств и др. На хозрасчетных началах в социалистической экономике функционирует также ряд организаций непроизводственной сферы (например, платные поликлиники). Хозрасчетные принципы хозяйствования являются общими для всех предприятий. Однако особенности отрасли влияют на характер организации деятельности на основе хозяйственного расчета.

Практическая часть

Задача 1

Определить полную первоначальную стоимость и сумму ежегодных амортизационных отчислений бензольного скуббера по нижеследующим данным.

1. Прескурантная стоимость агрегата (в тыс.руб.)

10,5

2. Затраты на его транспортировку, монтаж и установку (в % от прейскурантной цены)

30

3. Годовая норма амортизации (%)

14

Решение

1. Полная первоначальная стоимость БС = 10500 + 3150 = 13650 руб.

3150 руб = 10500 * 30%

2. Сумма ежнгодных амортизационных отчислений = 10500 * 14% = 1470 руб.

Задача 2

Определить сумму экономики от реконструкции цеха хлорбензола, если это привело к следующему

1. Увеличение выпуска продукции против плана в %

25

2. Выпуск продукции по плану (тыс.руб)

350

3. Себестоимость 1 тонны в руб.

34

4. Доля условно-постоянных затрат в себестоимости (в %)

14

5. Доля условно-переменных затрат (в %)

86

Решение

Выпуск продукции против плана = 350000 + 25% = 437500 руб

Количество продукции (по плану) = 350000 / 34 = 10294 тонн

Количество продукции (по факту) = 437500 / 34 = 12867 тонн

УПостЗ = 437500 * 14% = 61250 руб.

УПерЗ = 437500 * 86% = 376250 руб.

Таким образом сумма экономики составила 437500 руб.

Список литературы

1. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208.

2. Государственные и частные предприятия // Химическая промышленность, 2005. - №2

3. Химическая промышленность России за 2004 год / Сб. стат. данных. – М., 2005.

4. Экономическая география / Под ред. В.П. Желтикова. -  Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.

5. Экономика химической промышленности/ под ред. Клименко В.Л.- Л: 1990.- 288с.