Оглавление
1. Государственное предприятие – основное звено единого
народно-хозяйственного комплекса …………………………………...3
2. Организация управления химической промышленностью.
Всесоюзные хозрасчетные объединения, их функции и права . …….5
Практическая часть ..……………………………………………………..13
Список литературы ………………………………………..……………..15
1. Государственное предприятие – основное звено единого народно-хозяйственного комплекса
Усиление экономической роли государства в XX в. характерно практически для всех стран мира. Об этом свидетельствует, в частности, тенденция роста величины государственных бюджетов в большинстве стран - как развитых, так и развивающихся [2].
Так, в развитых странах еще в начале ХХ века доля расходов центральных правительств (или, соответственно, их доходов) в ВВП составляла менее 10%, а в 1990-е гг. эта доля во многих из них выросла почти до 50%. Считается, что важнейшими историческими событиями, способствовавшими росту экономической роли государства, были Великая Октябрьская революция в России и Великая депрессия 1930-х гг. на Западе. Однако статистика свидетельствует о том, что рост величины государственных бюджетов продолжался и в последние десятилетия. Только за последние 35 лет доля государственных расходов в ВВП развитых стран почти удвоилась.
В развивающихся странах экономическая роль государства резко выросла уже во второй половине XX в., после распада колониальной системы и в связи со стремлением правительств бывших колониальных стран к преодолению экономического отставания. Во многих развивающихся странах правительства взяли на себя ответственность не только за создание условий для стабильного функционирования экономики, как в большинстве развитых стран, но и за мобилизацию ограниченных национальных ресурсов на цели ускоренного экономического роста и развития. Вплоть до 1980-х гг. в развивающемся мире большой популярностью пользовалась модель экономического развития под руководством государства, включавшая в себя государственное планирование и разнообразные формы государственного контроля. Несмотря на это, относительная величина государственных бюджетов (% от ВВП) в развивающихся странах до сих пор почти вдвое меньше, чем в развитых.
Сторонники сохранения большого государственного сектора в экономике приводят, например, такие аргументы:
- только правительство способно обеспечить достаточно крупные инвестиции, необходимые для технической модернизации ведущих отраслей хозяйства развивающихся стран;
- только прямой государственный контроль за соответствующими предприятиями может предотвратить неприемлемый рост цен на важнейшие для населения товары и услуги, такие как электроэнергия, жилье или транспорт;
- только сохранение государственной собственности на крупнейшие промышленные предприятия может позволить избежать возникновения массовой безработицы.
С другой стороны, из опыта многих стран мира известно, что государственные предприятия, как правило, оказываются менее эффективными, чем частные. Объясняется это прежде всего тем, что директора и другой управленческий персонал государственных предприятий недостаточно заинтересованы в обеспечении их прибыльности. Возможность получения государственных субсидий или льготных кредитов делает угрозу банкротства для них практически нереальной, а прибыльность предприятия если и желательной, то во всяком случае не обязательной. К тому же достижение прибыльности для государственных предприятий зачастую оказывается заведомо невозможным либо вследствие диктуемого правительством заниженного уровня цен на их продукцию, либо в связи с правительственными запретами на увольнение лишних работников [1; 2].
В странах с большим количеством государственных предприятий сравнительно низкая эффективность их производства непосредственно оказывает отрицательное влияние на экономический рост. К тому же правительствам в таких странах приходится покрывать убытки низкоэффективных государственных предприятий. В результате в бюджете остается меньше средств на различные социальные программы и возникает угроза дефицита государственного бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита правительства прибегают к эмиссии (выпуску в обращение) большего количества денег, вызывая тем самым инфляцию, или берут деньги в долг у своих и зарубежных кредиторов, увеличивая государственный долг.
В обоих случаях наносится серьезный ущерб экономической стабильности в стране и возможностям экономического роста. Большинство экономистов сегодня уверены, что, хотя модель социалистического развития экономики под прямым государственным контролем оказалась неэффективной, без активного участия государства прогресс общества оказался бы невозможным.
Таким образом, государственные предприятия заслужено являются важным звеном в системе единого народно-хозяйственного комплекса нашей страны.
2. Организация управления химической промышленностью. Всесоюзные хозрасчетные объединения, их функции и права
Ведущая отрасль химического комплекса России — промышленность полимерных материалов — включает в себя производство синтетических смол и пластических масс, химических волокон, синтетического каучука [4].
Сырьевую базу отрасли составляют попутные нефтяные и природные газы, углеводороды нефтепереработки, уголь.
Производство синтетических смол и пластических масс сосредоточено в районах, располагающих крупными запасами сырья (преимущественно нефти и газа), — Поволжском (Новокуйбышевск в Самарской области, Казань, Волгоград), Уральском (Екатеринбург; Уфа и Салават в Башкортостане; Нижний Тагил), Западно-Сибирском (Тюмень, Новосибирск, Томск), Северо-Кавказском (Буденновск) и в районах, использующих привозное сырье (нефть и газ) — Центральном (Москва, Владимир, Орехово-Зуево, Новомосковск), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Волго-Вятском (Дзержинск).
Промышленность химических волокон и нитей наиболее широко представлена в районах развитой текстильной промышленности — Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центральном (Тверь, Шуя, Клин, Серпухов, Рязань), Поволжском (Саратов, Балаково, Энгельс).
Более 2/3 общего производства химических волокон и нитей приходится на европейскую часть. Возрастает значение восточных районов: Западная Сибирь (Барнаул), Восточная Сибирь (Красноярск).
Производство синтетического каучука размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепереработки: Поволжском (Казань и Нижнекамск в Рее публике Татарстан, Тольятти в Самарской области, Волжский), Уральском (Уфа и Стерлитамак в Республике Башкортостан, Пермь и др.), Западно-Сибирском (Омск), Центральном (Москва, Ярославль, Ефремов в Тульской области), Северо-Западном (Санкт-Петербург).
В Восточной Сибири (Красноярск) синтетический каучук получают из синтетического спирта путем гидролиза древесины.
Промышленность полимерных материалов развита и в странах СНГ: Азербайджане (производство синтетического каучука - Баку, Сумгаит), Армении (производство химических волокон - Кировакан), Украине (производство синтетических смол и пластмасс - Лисичанск, Горловка, производство химических волокон - Киев, Чернигов, Житомир), Белоруссии (производство пластмасс — Гродно, Новополоцк, производство химических волокон - Могилев, Гродно), Узбекистане (производство химических волокон - Наманган и др.).
Промышленность минеральных удобрений, серно-кислотная, содовая и другие отрасли основной химии России располагают мощной сырьевой базой: ресурсы поваренной и калийной солей, апатитов в фосфоритов, серного колчедана и самородной серы, уголь, природный газ, газы черной и цветной металлургии, коксовые газы и пр.
Туковая промышленность России осуществляет производство всех видов минеральных удобрений - фосфорных, калийных, азотных Из общего количества выпускаемых удобрений около половины приходится на азотные.
Предприятия азотно-туковой промышленности в зависимости от используемого сырья (кокс, коксовый газ, природный газ) размещаются в местах разработки угля (Кемерово в Кузбассе, Березники, Губаха в Пермской области — на угле Кизеловского бассейна на Урале; Ангарск в Иркутской области Восточной Сибири), добычи природного газа (Невинномысск на Северном Кавказе), вдоль трасс газопроводов (Новгород; Новомосковск и Щекино в Тульской области; Тольятти и др.) или комбинируются с металлургическими заводами (Череповец, Липецк, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк).
Фосфатно-туковая промышленность в силу низкой материалоемкости производства (для производства 1 т простого суперфосфата требуется всего 0,5 апатитового концентрата) мало связана с источниками сырья и ориентирована в основном на потребителя. Почти все суперфосфатные заводы России работают на апатитах Хибинского месторождения. Однако ряд заводов использует и местное сырье (фосфориты Егорьевского, Полпинского, Щигровского и Вятско-Камского месторождений). Большую часть фосфорных удобрений в стране производят Центральный (Воскресенск), Северо-Западный (Санкт-Петербург, Волхов), Центрально-Черноземный (Щигры; Уварове в Тамбовской области), Поволжский (Тольятти; Балаково в Саратовской области) и Уральский (Пермь, Красноуральск) районы [4].
Калийная промышленность, отличающаяся высокой материалоемкостью производства (2 т исходного сырья на 1 т готовой продукции), сосредоточена в местах добычи сырья — на Урале в Пермской области (Соликамск, Березники).
Серно-кислотная промышленность, главным сырьем для производства продукции, которой служит самородная сера и серный колчедан (их удельные расходы на 1 т серной кислоты составляют соответственно 0,35 и 0,85 т), размещается в основном в местах наибольшего потребления серной кислоты (районы и центры производства фосфорных удобрений, синтетических волокон, пластмасс, тканей и др.). Основные районы ее производства — Урал (Березники, Пермь), Центральный (Воскресенск, Новомосковск, Щелково) и Волго-Вятский (Чернореченский завод в Дзержинске Нижегородской области).
Содовая промышленность размещается у источников сырья - в местах добычи поваренной соли: на Урале (Березники, Стерлитамак), в Алтайском крае (Михайловский содовый комбинат), в Прибайкалье (Усолье), в Поволжье (Волгоград).
Из стран СНГ производством продукции основной химии выделяются Белоруссия (производство калийных удобрений — Солигорск), Украина (производство калийных удобрений — Калуш, Стебники, производство соды — Артемовен, Славянск), Казахстан (производство фосфорных удобрений - Джамбул, Актюбинск).
В химической и нефтехимической промышленности в 2004 году рост производства составил 109,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года [3].
Рост производства обусловлен сохранением спроса внутреннего рынка на отдельные виды продукции, вводом новых мощностей, ростом экспортных поставок и обеспечен практически во всех подотраслях химической промышленности.
Ускорение динамики выпуска в отрасли обеспечено в результате опережающего роста производства продукции основного органического синтеза (метанол, стирол, фенол, этилен), синтетических смол и пластических масс (полиэтилен, полистирол и сополимеры стирола), промышленности пластмассовых изделий, технического углерода, ряда видов резиноасбестовых изделий.
В январе-июне 2004 года произведено 7,8 млн.тонн минеральных удобрений (111,5% к январю-июню 2003 года).
В июне 1973 г. Совет министров СССР принял Постановление "О строительстве в г. Москве Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами".
28 ноября 1979 г. распоряжением Совета министров СССР организовано Всесоюзное хозрасчетное объединение "Совинцентр". Официальное открытие состоялось в 1980 году, а в 1992г - Центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами, преобразован в открытое акционерное общество ОАО "Cовинцентр". Основным учредителем ЦМТ является Торгово-промышленная палата РФ и Мэрия Москвы. В 2000 году ОАО "Совинцентр" переименовано в ОАО "Центр международной торговли - World Trade Center" [5].
В состав акционеров ОАО "Центр Международной торговли" входит более 50 юридических лиц, среди которых:
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва
ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ г. Москва
ОАО "КОРПОРАЦИЯ ОБЛКЕМЕРОВОУГОЛЬ" г. Кемерово
ОАО "САРАТОВСТЕКЛО" г. Саратов
ОАО "СЭПО" г. Саратов
ООО "КОМПАНИЯ "БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ" г. Москва
ОАО "ПРИМОРЗОЛОТО" г. Хабаровск
ОАО "САЯНМРАМОР" г. Саяногорск
ООО "СОЮЗПАТЕНТ" г. Москва
ОАО "СПЕЦСТРОЙБЕТОН-ЖБИ № 17" г. Москва
СБЕРБАНК РОССИИ (АК СБ РФ) г. Москва
ОАО "ПОЗИТРОН" г. Санкт-Петербург
АООТ "ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ВИНШАМПАНКОМБИНАТ" г. Екатеринбург
ОАО "ВОЛЖСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД" г. Волжский.
Вступая в третье десятилетие своей деятельности, Центр Международной Торговли Москвы активно продолжает работу с представителями деловых, научных и общественных кругов всех стран, сохраняя верность своей миссии.
В своей деятельности ОАО «ЦМТ» руководствуется Программой комплексного обновления Общества, провозгласившую своим главным направлением всемерную заботу о клиенте.
В связи с этим:
- вводятся новые технологии гостеприимства, новые услуги;
- делается акцент на комплексное обслуживание клиентов;
- проводится переобучение персонала;
- выполняется техническое переоснащение систем жизнеобеспечения;
- внедряются новые информационные технологии, основанные на сетевых принципах;
- используются возможности сети INTERNET для эффективного взаимодействия с членами ЦМТ, арендаторами, прессой, деловыми сообществами в России и за рубежом. Создание комфортной среды для работы и проживания в Центре международной торговли, обеспечение безопасности и максимума удобств для клиентов, соблюдение Стандартов качества Ассоциации Центров Международной Торговли - такова основная задача подразделений ЦМТ, осуществляющих непосредственное оказание услуг.
Хозяйственный расчет – это система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует хозяйственный расчет, законодательно оформляя хозрасчетные отношения в правовых и административных актах. На практике хозяйственный расчет выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Хозяйственный расчет, базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчета, который служит частным интересам. Хозяйственный расчет осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося [1; 5].
Основные принципы хозяйственного расчета: хозяйственная самостоятельность предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальная ответственность за эти результаты, контроль рублем.
По мере роста эффективности общественного производства аппарат управления вышестоящих звеньев непосредственно вовлекается в производственно-экономический процесс. Хозяйственный расчет приобретает новые формы.
Так, с созданием всесоюзных (республиканских) государственных хозрасчетных промышленных объединений возникли хозрасчетные отношения между отдельными самостоятельными единицами - производственными предприятиями (объединениями), входящими в промышленные объединения, и хозрасчетные отношения самого объединения как единого целого с государством. Эти отношения охватывают весь процесс производства - от разработки проектных решений до освоения и выпуска готовой продукции. Предприятия, входящие в промышленные объединения, обеспечивают самоокупаемость и окупаемость промышленного объединения как единого хозрасчетного комплекса за счет результатов своей деятельности. Хозрасчетные отношения комплекса реализуются путем создания и использования централизованных фондов промышленного объединения: развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилого строительства, научных исследований, освоения новой техники, экспортного производства, резервного фонда и др. Этим обеспечивается централизация средств, необходимая для проведения единой политики в решении задач расширенного воспроизводства, научно-технического прогресса в рамках целой отрасли. С расширением сферы хозрасчетных отношений элементы их проникают в деятельность министерств.
Современный этап развития экономики характеризуется переводом на хозяйственный расчет не только промышленных, но и производственных предприятий других отраслей народного хозяйства: транспортных, строительных, снабженческих, издательств и др. На хозрасчетных началах в социалистической экономике функционирует также ряд организаций непроизводственной сферы (например, платные поликлиники). Хозрасчетные принципы хозяйствования являются общими для всех предприятий. Однако особенности отрасли влияют на характер организации деятельности на основе хозяйственного расчета.
Практическая часть
Задача 1
Определить полную первоначальную стоимость и сумму ежегодных амортизационных отчислений бензольного скуббера по нижеследующим данным.
1. Прескурантная стоимость агрегата (в тыс.руб.) |
10,5 |
2. Затраты на его транспортировку, монтаж и установку (в % от прейскурантной цены) |
30 |
3. Годовая норма амортизации (%) |
14 |
Решение
1. Полная первоначальная стоимость БС = 10500 + 3150 = 13650 руб.
3150 руб = 10500 * 30%
2. Сумма ежнгодных амортизационных отчислений = 10500 * 14% = 1470 руб.
Задача 2
Определить сумму экономики от реконструкции цеха хлорбензола, если это привело к следующему
1. Увеличение выпуска продукции против плана в % |
25 |
2. Выпуск продукции по плану (тыс.руб) |
350 |
3. Себестоимость 1 тонны в руб. |
34 |
4. Доля условно-постоянных затрат в себестоимости (в %) |
14 |
5. Доля условно-переменных затрат (в %) |
86 |
Решение
Выпуск продукции против плана = 350000 + 25% = 437500 руб
Количество продукции (по плану) = 350000 / 34 = 10294 тонн
Количество продукции (по факту) = 437500 / 34 = 12867 тонн
УПостЗ = 437500 * 14% = 61250 руб.
УПерЗ = 437500 * 86% = 376250 руб.
Таким образом сумма экономики составила 437500 руб.
Список литературы
1. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208.
2. Государственные и частные предприятия // Химическая промышленность, 2005. - №2
3. Химическая промышленность России за 2004 год / Сб. стат. данных. – М., 2005.
4. Экономическая география / Под ред. В.П. Желтикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
5. Экономика химической промышленности/ под ред. Клименко В.Л.- Л: 1990.- 288с.