Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Безработица и занятость в рыночной экономике……………………6
1.1. Понятие безработного……………………………………………….6
1.2. Причины и виды безработицы……………………………………...9
1.3. Политика занятости………………………………………………..12
Глава 2. Определение макроэкономических показателей…………………..15
2.1. Расчет валового внутреннего продукта (ВВП)…………………..15
2.1.1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости………………..16
2.1.2 Расчет ВВП по методу учета по расходам………………………16
2.1.3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или
распределительный метод……………………………………….17
2.2. Расчет валового национального продукта (ВНП)....……………..18
2.3. Определение реального ВВП……………………………………...19
2.4. Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов……………………………………20
2.4.1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП)………………….20
2.4.2. Расчет национального дохода (НД)…….……………………….21
2.4.3. Расчет располагаемого дохода (РД)…….………………………21
2.5. Сводная таблица макроэкономических показателей…………….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….26
Введение
Термин «экономика» (от греч. oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон) ввел в научный оборот в IV в. до н. э. величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. В книге «Политика» данным словом он обозначил свое учение о ведении домашнего хозяйства.
Название учения о домашнем хозяйстве сохранилось и в Средние века. Это было не случайно. Центрами экономической реальности тогда были помещичьи усадьбы, где крепостные крестьяне производили для феодалов необходимые жизненные средства.
С переходом в Новое время в ХVI в. в Европе стало формироваться национальное рыночное хозяйство, капиталистическое предпринимательство, быстро росла торговля между странами. В этот период начался теоретический поиск источника обогащения нации.
Такой поиск вела теоретическая школа – меркантилизм. (от итал. Мerkante – торговец, купец), которая возникла в Англии, Франции, Италии и других странах с развитой международной торговлей. Представители этой школы считали, что богатство нации должно возрастать не путем увеличения натуральных продуктов, а посредством накопления денег (золотых и серебряных монет).
Для меркантилистов было неприемлемым прежнее название теоретической экономики как учения о домашнем хозяйстве. Поэтому французский меркантилист Антуан де Монкретьен дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, политическая экономия (от греч. politike – искусство управлять государством).
В последней трети XIX в. возникло новое направление экономической теории, названное «экономикс». Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и других стран. Прежде всего, данное направление обладало основными чертами классического научного направления.
Представители «экономикс» выдвинули новое понимание предмета экономической теории. В противовес политической экономии они стали изучать второй тип экономических отношений – организационно-экономические связи между людьми.
Новое толкование предмета экономической теории привело к созданию целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства.
Анализ экономической политики государства позволяет сделать вывод, что в макроэкономике могут возникать два противоположных состояния процессов воспроизводства национального продукта, занятости работников и денежного обращения.
Первое из них – неустойчивость национального хозяйства, обусловленная стихийным развитием капиталистического товарного производства и рынка. Она порождает своеобразные заболевания макроэкономического организма, связанные с нарушениями нормального хода его развития.
Другое состояние – равновесие основных пропорций макроэкономики. Оно обеспечивает устойчивость развития всей экономической системы. При нормальном развитии товарного производства и рынка государство добивается положительного экономического и социального эффекта.
Безработица находится в определенной количественной зависимости от инфляции. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 1950-х гг. установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот.
И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательская способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается.
Между тем такое положение отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10 лет), то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться.
По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой «естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с возможной его величиной.
В работе предполагается рассмотреть занятость в рыночной экономике, а также произвести расчеты макроэкономических показателей системы национальных счетов.
Объект исследования – занятость в рыночной экономике.
Предмет исследования – проблему занятости в рыночной экономике.
Цель исследования – изучить проблему занятости в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть понятие безработного;
- определить причины и виды безработицы;
- изучить политику занятости;
- произвести расчет валового внутреннего продукта (ВВП);
- произвести расчет валового национального продукта (ВНП);
- определить реальный ВВП;
- произвести расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП);
- произвести расчет национального дохода (НД);
- произвести расчет располагаемого дохода (РД);
- составить сводную таблицу макроэкономических показателей.
Глава 1. Безработица и занятость в рыночной экономике
1.1. Понятие безработного
Согласно определению Международной организации труда безработный – это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места [1, с. 416].
Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого необходимо воспользоваться новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда) [12, с. 79].
Сначала все лица подразделяются на две группы.
1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы.
Сюда включаются:
а) учащиеся дневных учебных заведений;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);
в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);
г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
2. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения [7, с. 378]
Такой уровень подсчитывается по формуле:
Эа
Уа = ------ х 100, (1.1.1)
Н
где Уа - уровень экономически активного населения;
Н – численность населения;
Эа – численность экономически активного населения [1. с. 417].
В нашей стране в 2002 г. уровень экономически активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн. человек).
В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:
1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;
2) безработные – лица 16 лет и старше, которые:
а) не имеют работы (доходного занятия);
б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
в) готовы приступить к работе;
г) обучаются по направлению государственной службы занятости [6, с.296].
На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы.
Уровень безработицы (Уб) – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения (Эа).
Этот уровень определяется по формуле:
Эа - З
Уб = ------------ х 100 (1.1.2)
Эа
В индустриально развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984-1994 гг. до 7,5% в 1996 г.
В 2001 г. уровень безработицы составил:
1) США – 4,8;
2) Япония – 5,0;
3) Швеция – 4,9;
4) Великобритания – 5,0;
5)Республика Корея – 3,9;
6) Канада – 7,2;
7) Германия – 7,7;
8) Италия – 9,4;
9) Франция – 8,6.
В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства [10, с. 274].
С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников.
Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.
Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг. В результате обострения экономического кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн. человек в 1992 г. до 6,1 млн. человек в 2002 г. (что составило 9,4% от экономически активного населения).
1.2. Причины и виды безработицы
Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.
Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как:
а) текучая (временная потеря работы, например в период кризисов);
б) скрытая (незанятая часть сельских работников);
в) застойная (случайная занятость) [1, с. 419].
Современный этап развития производства породил причины безработицы, которые имеют макроэкономические масштабы и непосредственно связаны с научно-технической революцией.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.
Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.
Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае теряют не только занятость, но и профессию [4, с. 285].
С 1970-х гг. западные экономисты говорят о неизбежности двух видов безработицы:
1) структурная;
2) фрикционная.
Под фрикционной (от лат. frictio – трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся:
1) те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое;
2) кто временно теряет сезонную работу;
3) молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать.
Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные (свободные) места, приобрести квалификацию или переехать в другое место [1, с. 420].
Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы – сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Так определяется доля естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменений состава трудящихся.
Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 1960-х гг. (4,5%). В начале 1970-х гг. уровень естественной безработицы возрос до 5,5%, а в 1980-х гг. – до 6% [8, с. 125].
С позиции «экономикс» возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполную занятость многие авторы оправдывают необходимостью обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов незанятых работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.
Неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Производственный потенциал – это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы) [9, с. 352].
Понятие «естественная безработица» подчас используется для утверждения о якобы полной занятости рабочей силы.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией.
Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.[3, с. 296].
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 1970-1980-е гг. в США они составили 1 трлн долл. К тому же потеря работы - это психологическое напряжение, уступающее только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму [11, с. 274].
Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы:
1) рост наркомании;
2) рост преступности;
3) увеличение количества самоубийств.
Предельно допустимым уровнем безработицы признано 7% всего экономически активного населения. Превышение этой границы чревато сильным возрастанием социальной напряженности в обществе. На кого, как не на государство ложится вся тяжесть ответственности за обеспечение занятости трудоспособного населения?
1.3. Политика занятости
В чем состоит сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны? Она заключается в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест.
Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В этих целях используются статистический учет потребности в трудовых резервах, метод «затраты - выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики [2, с. 176].
При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:
а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;
в) полная занятость предполагает осуществление права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией Российской Федерации) [5. с. 126].
В правовом государстве действует система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие меры:
1) сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
2) рекомендуют осуществлять на предприятиях разделение рабочих мест между тружениками (для увеличения занятости);
3) досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
4) создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
5) сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др. [1, 421].
Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в.
Биржи труда - это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.
Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых и прибыли фирм.
В высокоразвитых странах изыскиваются новые пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приоритетам здесь стало улучшение системы трудоустройства.
Показатели этого улучшения:
а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости;
б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы.
На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции [7, с. 395].
Глава 2 Определение макроэкономических показателей
2.1. Расчет валового внутреннего продукта (ВВП)
Для расчета валового внутреннего продукта (ВВП) необходимо использовать макроэкономические показатели таблицы 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов
Показатели |
Значения показателей в миллиардах рублей |
Личные потребительские расходы |
1225 |
Трансфертные платежи |
60 |
Арендная плата |
70 |
Амортизация |
135 |
Единый социальный налог |
100 |
Ссудные проценты |
65 |
Доход от собственности |
155 |
Экспорт |
30 |
Импорт |
15 |
Дивиденты |
80 |
Заработная плата наемных работников |
1105 |
Косвенные налоги на бизнес |
90 |
Нераспределенные прибыли корпораций |
105 |
Индивидуальные налоги |
130 |
Подоходные налоги с корпораций |
95 |
Прибыли корпораций |
280 |
Государственная закупка товаров и услуг |
360 |
Чистые частные внутренние инвестиции |
165 |
Личные сбережения населения |
80 |
Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики |
2105 |
Совокупная стоимость промежуточных продуктов |
205 |
Доходы резидентов страны за границей |
121 |
Доходы нерезидентов внутри страны |
135 |
Дефлятор ВВП |
5,2 |
2.1.1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости
ВВР – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.
Добавленная стоимость – это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом стоимости промежуточных продуктов.
ВВП = 2105 - 205 = 1900 млрд. руб.
2.1.2 Расчет ВВП по методу учета по расходам
При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины:
1. Потребительские расходы населения (С);
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I);
3. Государственные закупки товаров и услуг (G);
4. Чистый экспорт (Х), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:
ВВП = С + I + G + Х (2.1.2.1)
Расходы домашних хозяйств на личное потребление включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.
Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых частных инвестиций и амортизации в течение года.
Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи.
Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу. Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.
Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.
ВВП = 1225 + 165 + 135 + 360 + (30 – 15) = 1900 млрд. руб.
2.1.3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или распределительный метод
ВВП можно представить как сумму факторных доходов:
1. Заработная плата;
2. Ссудный процент;
3. Прибыль (в том числе корпораций);
4. Рента и арендная плата;
5. Амортизация;
6. Доходы от собственности;
7. Косвенные налоги на бизнес.
Таким образом, ВВП по доходам можно определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.
Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее 1 года.
Показатель заработной платы включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работникам. Ренту составляют доходы собственников недвижимости. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм, включая дивиденды, и чистые доходы товариществ (партнерств) и предприятий в единоличной собственности, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий.
ВВП = 1105 + 65 + 280 + 70 + 135 + 155 + 90 = 1900 млрд. руб.
2.2. Расчет валового национального продукта
Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.
Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах (+, -) 1% от ВВП. Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.
Во-первых, не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.
В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).
В-четвертых, государственные трансферты, о которых речь шла ранее.
ВНП = 1900 + (135 – 121) = 1924 млрд. руб.
2.3. Определение реального ВВП
Номинальный ВВП – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах.
Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.
Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать дефлятор ВВП (или индекс цен). Расчет реального ВВП производится по формуле:
Реальный ВВП = Номинальный ВВП : Дефлятор ВВП
Реальный ВВП = 1900 : 5,2 = 365 млрд. руб.
2.4. Определение макроэкономических показателей системы национальных счетов
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.
СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
2.4.1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП)
ЧВП представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП – амортизация
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.
ЧВП = 1900 – 135 = 1765 млрд. руб.
2.4.2. Расчет национального дохода (НД)
Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получается показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
НД = 1765 – 90 = 1675 млрд. руб.
2.4.3. Расчет располагаемого дохода (РД)
РД представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятия – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода.
Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы полученных трансфертов.
РД = 1675 – (100 + 95 + 105 + 130) + 60 = 1405 млрд. руб.
2.5. Сводная таблица макроэкономических показателей
Результаты произведенных расчетов макроэкономических показателей представлены в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Макроэкономические показатели СНС
Показатель СПС |
Значение, млрд. руб. |
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости |
1900 |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам |
1900 |
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам |
1900 |
4. Валовой национальный продукт (ВНП) |
1924 |
5. Реальный валовой внутренний продукт |
365 |
6. Чистый внутренний продукт (ЧВП) |
1765 |
7. Национальный доход (НД) |
1675 |
8. Располагаемый доход (РД) |
1405 |
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.
Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
Заключение
Безработный – это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
В состав населения страны входят:
1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы.
2. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:
1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов);
2) безработные – лица 16 лет и старше.
Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила следующие формы безработицы:
а) текучая (временная потеря работы, например в период кризисов);
б) скрытая (незанятая часть сельских работников);
в) застойная (случайная занятость).
На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы.
Уровень безработицы – это удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относятся следующие виды безработицы:
1) технологическая;
2) структурная;
3) фрикционная.
Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны заключается в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест.
В целях достижения более полной занятости государство проводит меры по регулированию занятости, организует биржи труда, создает фонды страхования по безработице.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.
2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.
3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.
4. Горфинкель В. Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.
6. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.-428с.
7. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. 14-е изд. VI,2002.-586с.
8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1997.- 176с.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с англ. . – М.: ИНИТИ,1999.-462с.
10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.
11. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.
12. Шеремет А.Д, Негашев Е.В, Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.