Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Спрос и предложение, их влияние на ценообразование
в рыночной экономике…………………………………………………6
1.1. Законы рынка…………………………………………………………6
1.2. Зависимость спроса от цены………………………………………...8
1.3. Зависимость предложения от цены………………………………..11
1.4. Влияние массового спроса на рыночную цену…………………...13
1.5. Влияние массового предложения на рыночную цену……………15
1.6. Кто и когда выигрывает от рыночной сделки…………………….18
Глава 2. Определение макроэкономических показателей…………………..20
2.1. Расчет валового внутреннего продукта (ВВП)…………………..20
2.1.1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости………………..21
2.1.2 Расчет ВВП по методу учета по расходам………………………21
2.1.3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или
распределительный метод……………………………………….22
2.2. Расчет валового национального продукта (ВНП)....……………..23
2.3. Определение реального ВВП……………………………………...24
2.4. Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов……………………………………25
2.4.1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП)………………….25
2.4.2. Расчет национального дохода (НД)…….……………………….26
2.4.3. Расчет располагаемого дохода (РД)…….………………………26
2.5. Сводная таблица макроэкономических показателей…………….27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………………….31
Введение
Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине, приобретает билет на самолет.
Из этого определения видно, что простейшей составляющей – своего рода клеточкой – рынка является сделка купли-продажи товара.
Между тем рынок не существует на одноклеточном уровне. На протяжении всей истории существования рынка ему присуща тенденция к территориальному расширению и увеличению сфер влияния. Эта тенденция является закономерным следствием роста производства товаров, углубления разделения труда, подъема благосостояния населения, а также совершенствования средств транспорта и связи.
Данная тенденция привела к образованию трех зон рыночного производства. Различают местный, национальный и мировой рынок.
Вряд ли требуется доказывать, что, с одной стороны, товарное производство, будучи открытым хозяйством, не может существовать без купли-продажи своих продуктов. С другой стороны, на рынке нечем будет торговать, если не налажено производство товаров. Стало быть, здесь имеет место единая система товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: товарного производства и рынка.
Сейчас в высокоразвитых странах существует единая совокупность множества рынков разнообразного назначения.
Вместе с тем рынок способен обеспечить выбор хозяйственных решений его участникам в их экономических интересах и согласно их воле.
Новый тип регулируемого рынка подчинен определенному порядку, который закреплен государством. Переход в ХХ в. к новому типу рынка обусловлен объективными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости рыночных связей.
Решающую роль здесь сыграли два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, как известно, в ХХ в. получили широкое развитие два типа общего присвоения (общее долевое и общее совместное), а частная собственность утратила главнейшее экономическое положение. Во-вторых, одновременно резко возрос уровень концентрации (укрупнения) и централизации товарного производства, расширились масштабы реального обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам.
В настоящее время регулируемый рынок достигает вершины, превращаясь в социальный институт.
Под социальным институтом здесь понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
В систему рыночных институтов включена правовая система, органы государственного контроля и регулирования, объединения потребителей и предпринимателей, а также включается особая рыночная инфраструктура – совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность.
В работе предполагается рассмотреть спрос и предложение, их влияние на ценообразование в рыночной экономике, а также произвести расчеты макроэкономических показателей системы национальных счетов.
Объект исследования – рыночная экономика.
Предмет исследования – спрос и предложение, их влияние на ценообразование в рыночной экономике.
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть законы рынка;
- изучить зависимость спроса от цены;
- изучить зависимость предложения от цены;
- определить влияние массового спроса на рыночную цену;
- определить влияние массового предложения на рыночную цену;
- проанализировать, кто и когда выигрывает от рыночной сделки;
- произвести расчет валового внутреннего продукта (ВВП);
- произвести расчет валового национального продукта (ВНП);
- определить реальный ВВП;
- произвести расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП);
- произвести расчет национального дохода (НД);
- произвести расчет располагаемого дохода (РД);
- составить сводную таблицу макроэкономических показателей.
Глава 1 Спрос и предложение, их влияние на ценообразование в рыночной экономике
1.1. Законы рынка
Под экономическим законом понимается существенная причинно-следственная зависимость между хозяйственными процессами. В этом случае причины и последствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися явлениями.
Важно отметить, что экономические процессы обладают количественной определенностью, поскольку они касаются, как правило, многих благ. Эти массы вещей изменяются во времени под влиянием каких-то причин. Поэтому, говоря математическим языком, экономика имеет дело со взаимосвязанными переменными величинами.
В изучаемых нами законах представлены два вида величин:
а) независимая переменная (причина данного процесса);
б) зависимая переменная (следствие, порожденное причиной).
Закон устанавливает, в какой мере независимая переменная количественно изменяет зависимую величину [1, с.188].
Что касается законов рынка, то они регулируют количественную сторону сделок продавцов и покупателей. В ее основе лежат денежные связи между участниками рынка. Что представляют собой эти связи?
Как известно, рыночная сделка отображается в формуле:
продавец - товар - рыночная цена - деньги – покупатель.
Этой формуле можно придать более краткий вид:
предложение (П) - цена (Ц) - спрос (С), или П - Ц -С.
В этом случае лучше всего выявляется денежная основа рыночных законов.
Здесь под спросом подразумевается сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.
Рыночная цена - это фактическая цена (количество денег за единицу продукции), которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.
Предложение - сумма благ, которую продавец готов продать при разном уровне цены (иначе говоря, этим определяется общая сумма денежной выручки продавца от сбыта разного количества благ) [7, с.345].
Теперь важно выяснить: сколько видов закономерной зависимости может быть при разных соотношениях между спросом, предложением и рыночной ценой?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, важно в первую очередь установить закономерное воздействие рыночной власти на торговую цену. Это воздействие в простом товарно-рыночном хозяйстве таково.
1. У отдельного продавца или покупателя нет рыночной власти, поэтому он не в состоянии изменить рыночную цену. В таком случае индивидуальный спрос и индивидуальное предложение целиком зависят от рыночной цены.
2. Очень большое число продавцов и покупателей могут обладать суммарной рыночной властью. Тогда их массовый спрос и массовое предложение способны изменить рыночную цену.
Нетрудно определить, что на рынке действуют четыре закона, которые выражают соотношения:
1) индивидуальный спрос зависит от рыночной цены;
2) индивидуальное предложение зависит от рыночной цены;
3) цена зависит от массового спроса;
4) цена зависит от массового предложения.
Чтобы графически представить эти количественные соотношения, необходимо четко условиться о следующих обозначениях. На вертикальной оси (ординат) графика во всех случаях будут отражены количественные данные, касающиеся независимой переменной (причины изменений). По горизонтальной оси (абсцисс) указываются данные относительно зависимой переменной (следствия изменений) [1, с.189].
Далее необходимо конкретно рассмотреть каждый из указанных законов.
1.2. Зависимость спроса от цены
Если допустить, что на каком-то местном рынке люди будут приобретать разное количество картофеля, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Шкала спроса
Цена картофеля (руб. за кг) |
Продано (т) |
15 |
3 |
13 |
4 |
11 |
6 |
9 |
8 |
7 |
12 |
5 |
20 |
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить количественную зависимость спроса от рыночной цены.
Закон спроса (по цене) выражает следующую количественную зависимость платежеспособной потребности покупателей от цены: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него [1, с. 190].
Например, в нашей стране повышение цен на газеты и журналы в 1992-2003 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 1.2.1).
Цена в руб. за 1 кг
картофеля С2
15
13
11
9
7 С1
5
3 4 6 8 12 20 Количество тонн в месяц
Рис. 1.2.1. График кривой спроса
Здесь взят тот же условный пример о продаже картофеля на местном рынке. На оси ординат отложены цены на картофель. На оси абсцисс указано количество картофеля, на который предъявлен спрос. Кривая C1 – C2 на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается. И наоборот: когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Важно учитывать и тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители). Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя (например, сливочное масло и маргарин). Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене) [5, с. 89].
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):
Рост объема спроса (в процентах)
Кс = --------------------------------------------------- .
Снижение цен (в процентах)
Для разных товаров данный коэффициент не одинаков. Если, предположим, цены на хлеб и мясо снизятся вдвое, то спрос на мясо может возрасти даже в большей мере, а на хлеб скорее всего снизится (потребление людей переместится с хлеба на мясо).
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене - всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки [11, с. 312].
В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»):
- канцелярские принадлежности - 0,6;
- бензин - 1,5;
- жилье - 1,9;
- кино - 3,9 [8, с. 96].
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
Можно отметить, что при изменении цены определенного товара происходит соответствующее повышение или понижение покупательной способности потребителя, что принято именовать эффектом дохода. Под эффектом дохода подразумевается воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход - количество благ, приобретаемых на рынке. Если при этом реальный доход человека остается неизменным, то можно определить так называемый эффект замещения.
Под эффектом замещения имеется в виду влияние, которое изменение цены товара (его относительной дороговизны) оказывает на изменение покупательной способности потребителя [1, с.191].
Теперь необходимо рассмотреть влияние рыночной цены на предложение.
1.3. Зависимость предложения от цены
Опять необходимо предположить, что на том же местном рынке покупатели приобретают картофель, по мере увеличения цены количество предлагаемого для продажи картофеля будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (табл. 1.3.1).
Таблица 1.3.1
Шкала предложения
Цена картофеля (руб. за кг) |
Продавцы готовы продать (т) |
15 |
20 |
13 |
12 |
11 |
8 |
9 |
6 |
7 |
4 |
5 |
3 |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Закон предложения (по цене) характеризует следующую количественную зависимость предложения продавцов от цены: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов. И наоборот: чем ниже цена, тем меньше предложение.
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис. 1.3.1).
Цена в руб. за 1 кг
картофеля П2
15
13
11
9
7 П1
5
3 4 6 8 12 20 Количество тонн в месяц
Рис. 1.3.1. График кривой предложения
Ее иллюстрирует опять же пример с продажей картофеля. На оси ординат отложены цены на картофель, а на оси абсцисс - количество картофеля, которое продавцы готовы произвести и продать. Кривая П1 - П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):
Объем производства (в процентах)
Кп = --------------------------------------------------.
Рост цен (в процентах)
Коэффициент эластичности предложения особенно важно заранее прогнозировать производителям. От результатов прогноза зависит решение - увеличивать или сокращать выпуск определенной продукции [9, с.382].
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на мобильные телефоны повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности
10%
Кп = ---------- = +2 (1.3.1)
5%
Что же касается коэффициента эластичности предложения, то, как показывает опыт ряда западных стран, этот показатель - при условии равновесия цен и за предельный период - имеет тенденцию к возрастанию (т. е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде.
Например, низкая эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, свежую клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемой продукции [1, с.193].
Итак, было проанализировано два случая закономерного воздействия рыночной цены:
а) на спрос покупателей;
б) на предложение продавцов, производителей.
Настал черед рассмотрения двух прямо противоположных зависимости:
а) рыночной цены от массового спроса;
б) цены от массового предложения.
В связи с этим необходимо поменять местами причину и следствие уже рассмотренных рыночных сделок. В этом случае независимыми переменными (причинами) будут выступать спрос и предложение, а зависимой (следствием) – цена [10, с.239].
1.4. Влияние массового спроса на рыночную цену
На графике кривой спроса (см. рис. 1.2.1) было установлено, как изменяется спрос покупателей под влиянием одного фактора - динамики цен. При этом не принимались в расчет другие факторы, которые могут менять величину спроса. В качестве таких факторов можно назвать следующие:
1) изменение дохода. Вполне очевидно, что если увеличиваются размеры доходов населения, выделяемых на приобретение товаров и услуг, то соответственно повышается покупательский спрос. Когда же такие доходы уменьшаются, то соответственно снижается спрос;
2) изменение вкусов и моды. Естественно, что систематическое обновление вкусов и моды, скажем, на одежду, обувь, развлечения, оказывает прямое влияние на спрос. С ростом благосостояния народа такое влияние усиливается;
3) реклама. Цель всякой рекламы - расширить сбыт определенных товаров;
4) покупка в кредит. Многие вещи длительного пользования (автомобили, мотоциклы, мебель, бытовые приборы и др.) приобретаются в рассрочку. Если кредит становится благоприятным (взносы уменьшаются, а сроки возврата ссуды увеличиваются), то размеры спроса, разумеется, возрастают. Они, наоборот, сокращаются в результате ухудшения условий покупки в рассрочку.
Если под влиянием указанных факторов возрастает величина покупательной способности, причем не отдельных лиц, а больших масс людей, то их расширившийся спрос превращается в действенную причину изменения рыночной цены [4, с. 278].
Теперь необходимо представить себе такие хозяйственные условия. В данный период времени предложение определенных благ со стороны продавцов останется неизменным. В то же время, допустим, происходят следующие события:
- в данном городе должен состояться интересный международный матч по футболу или хоккею между командой данной страны и зарубежной командой;
- организуется выступление очень популярных звезд эстрады;
- после удачной рекламы у многих людей пробудилось желание побыстрее приобрести какую-то полезную вещь.
Спрашивается: что же произойдет с рыночной ценой при огромном повышении спроса покупателей?
Совершенно очевидно, что неизбежным будет рост рыночной цены.
Стало быть, закон цены по массовому спросу выражает следующую количественную зависимость: чем больше объем массового спроса покупателей (по сравнению с предложением товаров), тем выше уровень рыночной цены. И наоборот: рыночная цена снизится в результате уменьшения спроса.
Данная закономерная зависимость представлена на графике (рис. 1.4.1).
Величина спроса
10 Цс2
9
8
7
6
5
4
3
2
1 Цс1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Цена в руб.
Рис. 1.4.1. Кривая цены по спросу
На вертикальной оси показано увеличение объема повышенного спроса на определенные товары. На горизонтальной оси указано увеличение уровня цены изделия. Кривая цены по спросу Цс1 – Цс2 выражает закономерную зависимость рыночной цены от массового спроса покупателей [1, с.195].
Из хозяйственной практики известно, что когда на рынке образуется нехватка каких-то благ при большом неудовлетворенном спросе, то происходит повышение цен на потребительские продукты. Опасаясь дальнейшего роста цен, население в массовом порядке закупает продукты в запас, что подталкивает инфляцию. Это явление получило название инфляция спроса.[12, с.57].
1.5. Влияние массового предложения на рыночную цену
На графике кривой предложения (см. рис. 1.3.1) видно, как изменяется предложение продавцов под воздействием лишь одного фактора - динамики цен. Между тем не учтено, что на величину предложения товаров на рынке влияют и другие обстоятельства, а именно:
1) изменение цен на факторы производства. Товары предлагаются на рынке по определенным ценам, которые отражают цены затраченного труда и средств производства. Если по каким-то причинам увеличиваются цены на эти факторы, то издержки производства продукции возрастают, расходы предприятия повышаются, а это уменьшает выпуск изделий. И наоборот: когда уменьшаются цены на факторы производства, то уменьшаются понесенные издержки, возрастает количество изготовленной продукции;
2) технический прогресс и производительность труда. Совершенствование техники, технологии и организации работы ведет к сокращению издержек на изготовление единицы продукции. Это позволяет увеличить выпуск товаров;
3) погодные условия. Этот фактор оказывает большое влияние на сельскохозяйственное производство. Колебание погодных условий может оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на издержки сельскохозяйственного труда и на сбор урожая в растениеводстве [2, с.119].
Когда под воздействием указанных факторов значительно возрастает объем продаваемых на рынке товаров, то сильно возросшее илu сократившееся предложение становится важной причиной изменения рыночной цены [1, с.196].
Необходимо представить себе следующее положение на рынке:
1) после очень хорошего урожая зерна, фруктов или овощей у продавцов скопились значительные излишки товаров;
2) к концу сезона не распродана модная дорогостоящая одежда, которая не находит сбыта;
3) истекает срок хранения скоропортящихся продуктов, и перед продавцами возникает задача - быстрее распродать большие накопившиеся запасы продукции.
Что же в таком случае произойдет с рыночной ценой?
Вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что следствием сложившегося на рынке положения будет снижение рыночной цены.
Значит, закон цены по массовому предложению выражает следующую количественную зависимость: чем выше предложение товаров (по сравнению со спросом), тем меньше уровень рыночной цены. И наоборот: цена будет возрастать при уменьшении предложения [6, с.296].
Эта зависимость наглядно представлена на графике (рис. 1.5.1).
Величина спроса
10 Цп2
9
8
7
6
5
4
3
2
1 Цп1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Цена в руб.
Рис. 1.5.1. Кривая цены по предложению
На его вертикальной оси отражено увеличение объема предложения определенных благ. На горизонтальной оси показано увеличение уровня цены за единицу продукции. Кривая цены по предложению Цп1 – Цп2 характеризует закономерную зависимость рыночной цены от массового предложения товаров.
Действие закона цены по предложению проявляется на практике при таком повышении рыночной цены, которое называется инфляцией издержек. Причиной этого явления является повышение уровня заработной платы, вздорожание цен на сырье и другие ресурсы. При этом сокращается объем производства в натуральном выражении и занятость (увеличивается безработица). В итоге стоимость и рыночная цена товаров возрастают [1, с.197].
Итак, при рассмотрении закономерных зависимостей рыночной цены от спроса и от предложения можно было видеть практическое значение их изучения.
Сейчас необходимо подвести некоторые итоги анализа законов спроса и предложения (по цене) с точки зрения их воздействия на экономическое положение покупателей и продавцов.
1.6. Кто и когда выигрывает от рыночной сделки
Как уже было рассмотрено, что закон спроса (по цене) и закон предложения (по цене) оказывают определенное воздействие на покупательский спрос и предложение, а стало быть, на экономическое положение и деловую активность продавцов и покупателей. Было обнаружено два разных варианта такого воздействия, при которых один участник рыночной сделки выигрывает, а другой проигрывает.
Первый вариант: рыночная цена увеличивается, что ведет, с одной стороны, к снижению спроса, с другой - к росту предложения. В результате выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают производство и продажу товаров, получают больше доходов).
Второй вариант: цена на изделия снижается, что ведет, с одной стороны, к расширению спроса, а с другой - к сокращению предложения. В итоге выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше товаров) [3, 275].
Но остался невыясненным вопрос: возможен ли новый вариант, по которому экономические интересы двух противоположных по своему положению участников рыночной сделки совпадают!
Третий вариант можно обнаружить, если одновременно совместить кривую спроса (см. рис. 1.2.1) и кривую предложения (см. рис. 1.3.1), что и сделано на рис. 1.6.1.
Цена в руб. за 1 кг
картофеля С2 П2
15
13
Р
11
Цр
9
П1 С1
7
5 Кр
3 4 5 8 12 20 Количество тонн в месяц
Рис. 1.6.1. График спроса и предложения
Совмещение кривой спроса и кривой предложения ведет к их пересечению в точке Р, где образуется равновесие величин спроса и предложения. Эта точка равновесия Р свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Если из точки Р опустить перпендикуляр на горизонтальную ось (абсцисс), то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество картофеля), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.
Проекция точки Р на вертикальную ось (ординат) - точка ЦР определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки [1, с.197].
Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами:
1) товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Следовательно, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации;
2) в точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезных вещей;
3) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количество, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита благ.
В заключение необходимо задать вопрос: имеется ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать его неравновесное состояние (превышение спроса над предложением или наоборот) и порождать тенденцию к продаже благ по равновесной цене?
Глава 2 Определение макроэкономических показателей
2.1. Расчет валового внутреннего продукта (ВВП)
Для расчета валового внутреннего продукта (ВВП) необходимо использовать макроэкономические показатели таблицы 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов
Показатели |
Значения показателей в миллиардах рублей |
Личные потребительские расходы |
539 |
Трансфертные платежи |
26,4 |
Арендная плата |
30,8 |
Амортизация |
59,4 |
Единый социальный налог |
44 |
Ссудные проценты |
28,6 |
Доход от собственности |
68,2 |
Экспорт |
19 |
Импорт |
12,4 |
Дивиденты |
35,2 |
Заработная плата наемных работников |
486,2 |
Косвенные налоги на бизнес |
39,6 |
Нераспределенные прибыли корпораций |
46,2 |
Индивидуальные налоги |
57,2 |
Подоходные налоги с корпораций |
41,8 |
Прибыли корпораций |
123,2 |
Государственная закупка товаров и услуг |
158,4 |
Чистые частные внутренние инвестиции |
72,6 |
Личные сбережения населения |
35,2 |
Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики |
864 |
Совокупная стоимость промежуточных продуктов |
28 |
Доходы резидентов страны за границей |
75,8 |
Доходы нерезидентов внутри страны |
81,3 |
Дефлятор ВВП |
2,3 |
2.1.1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости
ВВР – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.
Добавленная стоимость – это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом стоимости промежуточных продуктов.
ВВП = 864 – 28 = 836 млрд. руб.
2.1.2. Расчет ВВП по методу учета по расходам
При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины:
1. Потребительские расходы населения (С);
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I);
3. Государственные закупки товаров и услуг (G);
4. Чистый экспорт (Х), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:
ВВП = С + I + G + Х (2.1.2.1)
Расходы домашних хозяйств на личное потребление включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.
Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых частных инвестиций и амортизации в течение года.
Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи.
Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу. Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.
Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.
ВВП = 539 + 72,6 + 59,4 + 158,4 + (19 – 12,4) = 836 млрд. руб.
2.1.3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или распределительный метод
ВВП можно представить как сумму факторных доходов:
1. Заработная плата;
2. Ссудный процент;
3. Прибыль (в том числе корпораций);
4. Рента и арендная плата;
5. Амортизация;
6. Доходы от собственности;
7. Косвенные налоги на бизнес.
Таким образом, ВВП по доходам можно определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.
Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее 1 года.
Показатель заработной платы включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работникам. Ренту составляют доходы собственников недвижимости. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм, включая дивиденды, и чистые доходы товариществ (партнерств) и предприятий в единоличной собственности, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий.
ВВП = 486,2 + 28,6 + 123,2 + 30,8 + 59,4 + 68,2 + 39,6 = 836 млрд. руб.
2.2. Расчет валового национального продукта
Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.
Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах (+, -) 1% от ВВП. Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.
Во-первых, не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.
В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).
В-четвертых, государственные трансферты, о которых речь шла ранее.
ВНП = 836 + (81,3 – 75,8) = 841,5 млрд. руб.
2.3. Определение реального ВВП
Номинальный ВВП – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах.
Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.
Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать дефлятор ВВП (или индекс цен). Расчет реального ВВП производится по формуле:
Реальный ВВП = Номинальный ВВП : Дефлятор ВВП
Реальный ВВП = 836 : 2,3 = 362 млрд. руб.
2.4.Определение макроэкономических показателей системы национальных счетов
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.
СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
2.4.1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП)
ЧВП представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП – амортизация
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.
ЧВП = 836 – 59,4 = 776,6 млрд. руб.
2.4.2. Расчет национального дохода (НД)
Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получается показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
НД = 776,6 – 39,6 = 737 млрд. руб.
2.4.3. Расчет располагаемого дохода (РД)
РД представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятия – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода.
Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы полученных трансфертов.
РД = 737 – (44 + 41,8 + 46,2 + 57,2) + 26,4 = 574,2 млрд. руб.
2.5. Сводная таблица макроэкономических показателей
Результаты произведенных расчетов макроэкономических показателей представлены в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Макроэкономические показатели СНС
Показатель СПС |
Значение, млрд. руб. |
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости |
836 |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам |
836 |
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам |
836 |
4. Валовой национальный продукт (ВНП) |
841,5 |
5. Реальный валовой внутренний продукт |
362 |
6. Чистый внутренний продукт (ЧВП) |
776,6 |
7. Национальный доход (НД) |
737 |
8. Располагаемый доход (РД) |
574,2 |
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.
Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
Заключение
1. Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.. Различают местный, национальный и мировой рынки.
2. Рынок находится в прямой и обратной связи с товарным производством. В условиях индустриального и постиндустриального производства в товарном производстве ускоренно развилось многозвенное разделение труда, что привело к образованию большой совокупности видов рыночной деятельности. Специализированными стали рынки потребительских продуктов, средств производства, услуг, рабочей силы, научных и опытно-конструкторских разработок, ссудных капиталов, ценных бумаг, валют и духовных благ.
3. Первоначально рынок возник на базе простого товарного хозяйства, которое вели единоличные частные собственники - крестьяне и ремесленники. С XV-XVI вв. сформировалось развитое товарное хозяйство, основанное на капиталистической частной собственности и труде свободных наемных работников. Цены на рынке стали не только возмещать производственные затраты на создание товаров, но и доставлять прибыль - источник обогащения капиталистов.
4. Рынок предполагает определенную свободу деятельности продавцов и покупателей. Первоначально возникший рынок развивался стихийно и был свободен от вмешательства государства и правового регулирования.
5. В XX в. возник новый тип регулируемого рынка, действие которого определяется правовыми нормами и направляющей ролью государства. Это объясняется резко возросшим уровнем укрупнения и централизации товарного производства, ведущей экономической ролью общей долевой и государственной собственности. Регулируемый рынок превращается в социальный институт, в который входят правовая система, органы государственного контроля и регулирования, ассоциации и союзы участников рынка и рыночная инфраструктура.
6. На рынке с преобладанием мелких товаровладельцев действует закон спроса (по цене), который выражает зависимость платежеспособной потребности покупателей от рыночной иены. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.
7. На таком же рынке действует закон предложения (по цене), который характеризует количественную зависимость предложения продавцов от цены. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена.
8. В условиях, когда на рынке складывается массовый спрос и недостаточное предложение, действует закон цены по спросу: рыночная цена возрастает по мере увеличения объема массового спроса (по сравнению с предложением товаров).
9. Когда же при недостаточном спросе покупателей предложение товаров сильно увеличивается, то действует закон цены по массовому предложению: чем выше предложение товаров (по сравнению со спросом покупателей), тем ниже уровень рыночной цены.
10. При неравенстве объемов спроса и предложения цена на рынке колеблется, а вследствие этого в выигрыше оказываются то покупатели, то продавцы. Только при установлении равновесной цены достигается Наибольший экономический и социальный эффект и для покупателей, и для продавцов.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.
2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.
3. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.
4. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.
6. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.-428с.
7. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. 14-е изд. VI,2002.-586с.
8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1997.- 176с.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с англ. . – М.: ИНИТИ,1999.-462с.
10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.
11. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.
12. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.