Оглавление

Введение..…………………………………………………………………….3

1. Натуральная и товарная формы общественного производства..………4

2. Товар и его свойства..…………………………………………………….6

3. Деньги: происхождение, сущность и функции..………………………..8

4. Виды денег. Особенности безналичных денег, их сущность………...10

Заключение..………………………………………………………………..12

Упражнение..……………………………………………………………….13

Список использованной литературы..…………………………………….15

Введение

Натуральное хозяйство возникло 10 тыс. лет назад вместе с экономикой. В наиболее чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, когда они не знали общественного разделения труда и обмена продуктами между разными хозяйствами. Оно господствовало также в рабовладельческом и феодальном обществах.

Переход от натурального хозяйства к товарному произошел 5-7 тысячелетий назад благодаря общественному разделению труда, специализации производства, а также воздействию разных форм собственности.

Еще перед первобытными племенами, приступившими к товарному обмену, встала довольно непростая задача. Первоначально не было какого-то общепризнанного всеми эквивалента, с помощью которого можно измерять стоимость всех других товаров.

Когда же производство и обмен товаров стали постоянными, то в каждой стране появились на местных рынках наиболее ходовые продукты. Однако международная торговля не могла принимать в расчет подобные местные эквиваленты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги. Для выполнения роли денег более всего подходило золото – благородный металл, обладающий большей сохранностью.

Деньги – особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Поскольку золото стало общепризнанным воплощением стоимости, оно стало выступать измерителем стоимости всех товаров.

В процессе обращения деньги действуют не сами по себе, а используются людьми, вступающими в определенные экономические отношения.

1. Натуральная и товарная формы общественного производства

История экономики знает два основных типа организации производства:

1) натуральное;

2) товарное.

Эти два хозяйства прямо противоположны друг другу и различаются по следующим признакам:

а) развитости или неразвитости общественного разделения труда;

б) замкнутости или открытости хозяйства;

в) видам хозяйственных связей между производством и потреблением благ.

Натуральное хозяйство означает такую организационно-хозяйственную форму деятельности, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Для него характерны следующие основные черты: ручной универсальный труд, замкнутая совокупность организационно-экономических отношений, прямые экономические связи между производством и потреблением.

Совершенно иными признаками наделено товарное производство. Производство товаров основано на общественном разделении труда, открытая совокупность организационно-экономических отношений, косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением [1].

Натуральное хозяйство имеет ряд положительных черт:  

1) в нем наиболее просто налажены экономические отношения между производителями и потребителями;

2) участники хозяйства сами непосредственно решают все организационно-экономические вопросы;

3) замкнутое хозяйство не зависит от неблагоприятных внешних воздействий, в том числе от неустойчивого состояния национальной экономики.

Вместе с тем натуральное хозяйство имеет очень значительные отрицательные черты: 

1) в нем преобладает универсальный труд, что неблагоприятно сказывается на совершенствовании факторов производства;

2) применение простейшей технологии;

3) работники обладают низкой выработкой;

4) закономерно повторение производства продукции в прежних размерах;

5) производство  не сопровождается увеличением разнообразия видов создаваемых продуктов.

В противовес натуральному производству товарное хозяйство отличается гораздо более значительными положительными признаками:

1) непрестанное развитие всех видов общественного разделения труда;

2) развитие техники и технологии;

3) рост выработки работников;

4) расширенное воспроизводство;

5) увеличение количества новых благ и услуг, что ведет к возвышению потребностей.

Между тем товарное хозяйство наталкивается на ряд препятствий и ограничений:

1) большой разрыв во времени и в пространстве между производителями и потребителями;

2) товаропроизводителям приходится самим решать организационно-экономические вопросы;

3) товаропроизводители во многом зависят от внешних благоприятных и неблагоприятных условий хозяйственной деятельности[4].

2. Товар и его свойства

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях) обмена [3].

Например, на рынке можно приравнять друг к другу: 10 м хлопчатобумажной ткани, 1 стол, 40 кг мяса и пр. Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде:

                                       хА = уА – zС = …,                           (2.1)

 

где А, А, С – полезные вещи;

      х, у, z – количественные пропорции обмена.

Подобное равенство меновых соотношений повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понятным всем людям.

Если задуматься о меновом равенстве серьезно, то окажется, что здесь неясно главное: что в товарах, чему и почему равно?

Совершенно очевидно: в обмене представлены разнородные блага. Полезные вещи несопоставимы и в количественном отношении.  Выходит, что на рынке с товарами происходит нечто непонятное. Здесь в определенных количествах обмениваются продукты, которые совершенно несопоставимы и качественно, и количественно. Почему в таком случае в рыночном обмене устанавливается меновое равенство?

Экономическая теория дала ответ на этот вопрос в XVIII-XIX вв. Тогда было признано: общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Это положение можно записать в алгебраическом виде следующим образом:

                              хА = уВ = zТ = Ст,                   (2.2)

где Ст – стоимость товаров, делающих их равноценными.

Значит, всякий товар имеет два свойства:

1) видимый признак – полезность;

2) внутренне присущий ему – стоимость [1].

3. Деньги: происхождение, сущность и функции

Деньги являются одним из гениальнейших изобретений человечества. Поверить в то, что их когда-то не было, трудно, но если окунуться в историю возникновения денег, то придется.

Самой ранней формой торговли, а точнее, товарообмена был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую, одной услуги на другую. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги, приводит, помимо всего прочего, к снижению издержек обращения, что стимулирует развитие специализации и торговли [2].

Происхождение денег связано с 7-8 тыс. до новой эры, когда у первобытных племен появились излищки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.

Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения это и есть деньги. Действительно, деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность. Четкого, признаваемого всеми экономистами определения сущности денег, в общем-то, нет. В марксистской теории можно найти следующее определение: деньги – это особый, общественно признанный товар – всеобщий эквивалент.

Сущность денег и их значимость для жизнедеятельности человека на различных этапах формирования можно выразить следующими понятиями:

1) всеобщая непосредственная обмениваемость;

2) самостоятельная меновая стоимость;

3) внешняя вещная мера труда.

Среди современных экономистов существует несколько мнений по поводу числа и толкования функций денег, но единодушно признаются                 три:

1) средство обращения;

2) средство сохранения богатства (накопления);

3) мера стоимости (масштаб цен, счетные деньги) [5].

4. Виды денег. Особенности безналичных денег, их сущность

Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные.

Наличные деньги:

- реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки);

- кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты);

- разменная монета.

Новое историческое движение к деньгам информационной экономики подобно восхождению в гору по ступеням преобразования современных денежных средств.

Первая ступень: все более широкий переход от наличного к безналичному денежному обороту.

Безналичные деньги – это такие денежные средства, которые выступают в форме записей на банковских счетах. В этом случае хранение и движение денег происходит без участия бумажных денежных знаков, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет получателя, а также зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты замещают движение бумажных денег банковскими кредитными операциями.

Вторая ступень развития безналичных расчетов – пластиковые деньги. Так именуются платежные карточки всех видов:

1) дебетовая карточка;

2) дисконтная карточка;

3) заправочная (или бензиновая) карточка;

4) кредитная карта.  

Третья ступень перехода к денежным средствам – это электронные деньги.

Безналичные деньги:

- могут существовать  в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты;

- могут существовать в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов [1].

Заключение

1. Натуральное производство основано на универсальном труде работников, самообеспечивает себя необходимыми благами и устанавливает хозяйственные связи между производством и потреблением продуктов.

2. Товарное производство базируется на общественном разделении труда, создает полезные вещи для других людей и устанавливает косвенные хозяйственные связи производителей с потребителями продуктов посредством рынка.

3. Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Товар обладает меновой стоимостью – способностью обмениваться на другой товар.

4. Еще в первобытном обществе развитие товарного обмена потребовало нахождения общепризнанного товарного эквивалента, способного измерять стоимость всех других экономических благ. Таким эквивалентом стало золото.

5. При золотом стандарте деньги выполняли функции меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа и мировых денег.

6. Современные денежные средства выполняют функции меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

7. Исторически последовательное изменение видов современных денежных средств характеризуется следующими тенденциями: повысился удельный вес безналичных расчетов, расширяется применение пластиковых денег, начался переход к электронным деньгам.

Упражнение

При выборе среднестатистический покупатель руководствуется (неценовые факторы):

№ п/п

Мотив выбора

    Предельная норма мотивации % (условно)

1

Форма   собственности торгового предприятия

10

2

Внешний вид товара

10

3

Мода

10

4

Объем

10

5

Фасон

10

6

Марка

10

7

Наличие гарантии

10

8

Реклама

10

9

Советы родителей

10

10

Советы друзей

10

Определить собственный выбор (потребительскую стоимость) при покупке:

а) костюма;

б) обуви;

в) компьютера.

Выбор определить по общей норме мотивации:

0% - 25% - к товару безразличен;

26% - 50% - есть желание купить товар;

51% - 70% - большое желание купить товар;

71% - 95% - очень большое желание купить товар;

96% - 100% - товар – предел моих мечтаний.

1. Определим собственный выбор:

     № п/п

Мотив выбора

    Предельная норма мотивации % (условно)

     костюм

       обувь

   компьютер

1

Форма собственности торгового предприятия

2.

Внешний вид товара

50

40

30

3.

Мода

20

20

4.

Объем

5.

Фасон

20

20

6.

Марка

10

20

50

7.

Наличие гарантии

20

20

8.

Реклама

9.

Советы родителей

10.

Советы друзей

2. костюм – 26%;

    обувь – 51%;

    компьютер – 23%.

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.

2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.

4. Горфинкель В. Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.