Оглавление

1. Причины перехода к строительству экономики рыночного типа………3

2. Основные направления реформирования российской экономики

    в 90-е годы………………………………………………………………….6

3. Изменение стратегии реформ после кризиса 1998 г……………………13

4. Перспективы экономического возрождения России…………………...15

Список литературы………………………………………………………….17

1. Причины перехода к строительству экономики рыночного типа

В России сложилась весьма непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX – начале ХХ в. В это время прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918-1921 гг. народное хозяйство пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были фактически свернуты.

Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия.

Но с начала 1930-х гг. новая экономическая политика была прекращена, а рынок, как говорится, «вырубили до основания»: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. Затем на десятилетия установилось господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы.

Государственный монополизм нередко отличается прямым произволом в установлении цен. Так, в конце 40 – начале 50-х гг. ХХ в. советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные продукты у колхозов и совхозов. Тем самым, естественно, наносился ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

Централизованное ценообразование было не способно установить равновесное соотношение предложения и спроса всей товарной массы.

Так, со второй половины 50-х и до 90-х гг. ХХ в. государство систематически увеличивало размер денежной заработной платы главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. При этом цены на товары народного потребления оставались неизменными [3].

Вся система цен не учитывала действительные затраты на производство продукции. Например, очень низкими были цены на многие промышленные средства производства, они были значительно ниже уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра было не способно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары народного потребления. Этим было устранено воздействие покупательского спроса на развитие производства товаров потребительского назначения, которых очень не хватало.

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – конкурентным рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Это наглядно показывают данные табл. 1, в которой сопоставлены важнейшие черты стартовых и финишных позиций [1].

                                                                                                             Таблица 1

Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка

Абсолютная монархия

Конкурентный рынок

Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе

Централизованное установление неизменяемых цен

Цены основаны на договоре покупателей и продавцов

Распределение многих продуктов по установлению государством нормам

Свободный выбор покупателями всех видов товаров

Монополия государства во внешней торговле

Участие во внешнеэкономической деятельности предпринимателей

Конкуренция запрещена

Конкуренция всех товаровладельцев

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение равновесного соотношения предложения и спроса товаров и услуг в масштабе национальной экономики. Такое нарушение может предстать в двух прямо противоположных вариантах. При первом варианте, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь необходимо проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняет предложение. В этом случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 1990-х гг.

Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее на постоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления [4].

Другой причиной кризиса стало глубокое искажение структуры народного хозяйства.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли еще в 1970-х гг., когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что выразилось в снижении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970 гг. составили 7,8%, то в 1986-1990 гг. – 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства. В течение 70-80-х гг. ХХ в. урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне.

Замедленный  рост  количества  предметов  потребления  на протяжении 6 десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и оборонную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во второй половине 80-х и начале 90-х гг. ХХ в. (в период перестройки). Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат населению. Она полностью противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения не увеличивалось. В 1986-1990 гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Пришли в движение своеобразные ножницы, лезвия которых – производство, предложение товаров и покупательский спрос – все более удалялись друг от друга[1].

 

2. Основные направления реформирования российской экономики в 90-е годы

За 1990-е годы наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

При преобразовании российской экономики требуется правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до 1992 г. инициаторы создания новой экономики провозглашали идею создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: «Те, кто говорит… о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить».

Как это ни парадоксально, но наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль [1].

Жизнь доказала, что необходимо быстрее решать созидательные задачи: создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. Но это вовсе не означает возврат к государственному монополизму.

Одна из первостепенных задач – провести оптимальное сочетание допустимой монополизации и конкуренции в их цивилизованных и эффективных формах.

Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без существенных изменений эффективности российского рынка. Слабо выполняются законодательно закрепленные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, в 1992 г. введение «свободных» цен проводилось руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка [6].

Важно решить и другую задачу – полностью развить всю систему специализированных рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не были созданы аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли.

Нормальной экономики не может быть без высокоразвитого рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

Назревшие изменения в воспроизводственной структуре российской экономики необходимо было провести по таким направлениям:

1) серьезно изменить соотношение между оборонным и гражданским секторами хозяйства посредством проведения конверсии:

2) ускорить рост наиболее наукоемких производств;

3) повысить удельный вес обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей (выпускать больше не промежуточной, а готовой продукции);

4) быстрее развивать и качественно обновить производство предметов потребления и сферу услуг [3].

Что в действительности было сделано в российской экономике?

А. В результате распада СССР были разорваны экономические связи, которые объединяли союзные республики в единый народнохозяйственный комплекс. Многие предприятия, снабжавшие своей продукцией весь данный комплекс, остались за пределами России. Это сразу же привело к нарушению хода воспроизводства во многих регионах страны и к приостановке производства на большом количестве предприятий.

Б. Начало экономических преобразований было ознаменовано «обвальным» разрушением оборонно-промышленного комплекса. В 1992 г. расходы на государственную закупку вооружений были сокращены в 8 раз. Объем производства оборонной продукции уменьшился в 1992 г. на 42% и в 1993 г. – на 29%. Вице-президент США А. Гор в декабре 1993 г. сопоставил эти данные: Россия за год потеряла столько, сколько США за 5 лет.

Разрушение оборонного потенциала России началось задолго до разработки и принятия новой военной доктрины, которая была призвана определить достаточную обороноспособность страны (в частности, виды и размеры производства боевой техники и т. п.). Не была разработана и программа конверсии.

В. С самого начала хозяйственных перемен государство не разработало и не проводило созидательную политику, направленную на прогрессивную перестройку структуры национального хозяйства. Об этом свидетельствует следующий факт. Если торговое значение экономической безопасности по объему инвестиций, направленных на экономический рост, составляет 25% к валовому внутреннему продукту, то в 1998 г. объемы инвестиций в производство в нашей стране фактически составляли только 4% к ВВП.

При этом делалась ставка на то, что якобы рынок сам произведет необходимые структурные перемены в народном хозяйстве. Когда же в стране появился слабый, неразвитый рынок, то мелкие предприятия стали предъявлять спрос на давно устаревшее оборудование образца 1960-х гг. (универсальные станки с ручным управлением, бытовые настольные станки и т. п.). Из-за отсутствия рыночного спроса наша страна почти перестала производить вычислительные и управляющие комплексы, другую продукцию наукоемких производств.

Г. Сейчас в России продолжается ставший традиционным процесс «утяжеления» производства за счет более быстрого развития добывающих отраслей промышленности. Россия в еще большей мере стала поставщиком топлива и сырья на мировой рынок.

Д. С 1992 г. в нашей стране  усилился упадок II подразделения, выпускающего отечественные товары широкого потребления. Показательно, что в 2002 г. по сравнению с уровнем 1990 г. легкая промышленность уменьшила выпуск продукции в 6 раз, пищевая – в 1,5 раза. Таким образом, за 1990-е гг. состояние воспроизводственной структуры макроэкономики не только не нормализовалось, но еще более ухудшилось. Этот обострившийся структурный кризис явился частью общего экономического кризиса [1]. 

В современных условиях инфляционное обесценение денег в каждой стране определяется по отношению к двум величинам:

1) к установившемуся в предыдущем периоде уровню цен товаров;

2) к курсу иностранных валют.

В первом случае инфляция выражается в повышении цен товаров. Наглядное представление об этом дает табл. 2.

                                 

                                                                                                              Таблица 2

Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России (руб. за кг, на конец года)

Продовольственные товары

1990 г.

1992 г.

1997 г.

Говядина (кроме бескостного мяса)

2,3

222

15787

Колбаса вареная

2,8

271

26767

Молоко цельное, за литр

0,3

22

3627

Сахар-песок

0,9

136

4326

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

0,4

43

5686

Картофель

0,4

36

1871

Яблоки

1,6

106

6985

Во втором случае инфляция выражается в том, что обменный курс национальной валюты возрастает по отношению к более устойчивым валютам других стран [5].

В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий ее проведения. В чем заключались эти нарушения?

Во-первых, приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно-экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось.

Во-вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформ такие требования часто нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны.

В-третьих, сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учетом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится, поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (она часто продавалась по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры [2].

Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача покончить с господством государственной собственности.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации:

1) повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

2) формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников;

3) привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

4) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников [4].

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший  интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся на арене; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости.

Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства.

Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. достигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали главным образом следующие условия:

1) либерализация цен (по существу ценовой беспредел) и высокая инфляция;

2) монополизация рынка;

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и т. д.) на мировом рынке по более высоким ценам;

4) закупка за границей многих видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродажа их в России по высоким ценам [1].

4. Изменение стратегии реформ после кризиса 1998 г.

В 1990-х гг. наше общество находилось в самом начале пути к новой системе регулирования национального хозяйства. В связи с этим приходится говорить о нерешенных задачах.

Исходной является задача выбора макроэкономического регулятора. Выбор был сделан в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к противоположной (свободной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистическом предпринимательстве).

Правительство России в 1993 г. признало, что в итоге преобразований государственные предприятия оказались неподконтрольны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Надо было искать выход из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономическим методам регулирования хозяйственной деятельности [3].

Но отсутствие научного прогнозирования не позволило разработать долгосрочную экономическую стратегию. Особенно в 1992-1995 гг. не удавалось обуздать инфляцию. В результате стали применяться такие методы регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:

1) для покрытия большого бюджетного дефицита государство ввело огромный инфляционный налог;

2) высокие налоги подорвали нормальную заинтересованность предпринимателей.

Необходимо также отметить следующее:

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. В 1999 г. объем промышленного производства составил  к уровню 1990 г. (100) 51% и объем продукции сельского хозяйства – 58%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения Россия опережает Индию и Китай, но отстает от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия.

По объему промышленного производства Россия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако по такому объему в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку. В то время как пороговое значение экономической безопасности нашей страны по объему валового внутреннего продукта в целом составляло 100% от среднемирового уровня, в 1998 г. фактически этот объем достигал лишь 25% среднемирового уровня.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1996 гг.) государство фактически самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал [1].

Российская экономика требует оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

Путь к новой системе регулирования российской экономики состоит из нескольких направлений:

1. Экономическая стабилизация:

- полностью преодолеть кризисное падение производства (первые шаги в этом направлении были сделаны начиная с 1999 г);

- накопить значительные валютные резервы (в 1998 г. резервные активы составили в России 7,8 млрд. долл.);

- снизить инфляцию (в 1998 г. индекс потребительских цен составил 1,8; в 1999 г. - 1,4; в 2000 г. – 1,2; в 2001 г. – 1,18; в 2002 г. – 1,15);

- преодолеть очень сильную зависимость бюджета страны от доходов, получаемых в результате продажи нефти и других сырьевых ресурсов на мировом рынке.

2. Созидательная деятельность.

3. Повышение роли государства и рынка.

4. Сбалансированные действия государства и рынка [4].

 

5. Перспективы экономического возрождения России

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государству необходимо осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

1) привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

2) изменить всю воспроизводственную структуру макроэкономики (поднять сельскохозяйственное производство, создать высокоразвитый индустриальный потребительский сектор, проводить конверсию оборонной промышленности, значительно развить сферу услуг);

3) оказать всемирную помощь отечественным товаропроизводителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

4) наладить устойчивый рост макроэкономики на основе всесторонней интенсификации, эффективного использования новейших достижений НТР.

Начальные шаги в этих направлениях были сделаны в 1999-2002 гг.[1].

С начала 2001 г. проводится новая бюджетная политика:

а) снижение налоговой нагрузки на экономику;

б) упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан;

в) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;

г) снижение зависимости бюджетных доходов от изменения мировых цен, поддержка предприятий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;

д) создание эффективной системы управления государственными финансами.

На основе новой бюджетной политики впервые достигнут бюджетный профицит. Это позволяет государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных задач [5].

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.

2. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.-Киров: АСА,1995.-485с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.-456с.

4. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. -М.: Наука, 1998.-380 с.

5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1999.-816с

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина,                    А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,2000.-714с.