Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность прибыли, виды прибыли……………………………………….4

2. Источники прибыли и методы ее исчисления……………………………7

3. Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике………………………12

Заключение……………………………………………………..…………...15

Список литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –«зарабатывание прибыли».

Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя и т.д. Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

1. Сущность прибыли, виды прибыли

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной  стоимости  автор  «Капитала»  полагал  эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли [3].

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала [4]. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.

Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.

В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального    решения,  с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.

В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В  качестве  прибыли  в рыночной  экономике  понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства.  Предпринимательство  является  специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых,  прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней [9].

Различают следующие виды прибыли.

1) валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и се­бестоимостью реализованной продукции;

2) прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестои­мость реализованной продукции включает:

- себестоимость реализованной продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

3) прибыль от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях ин­фляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-матери­альных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

4) прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница    между    продажной    ценой   и   первоначальной  (или остаточ­ной)

стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов ро­ста инфляции;

5) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распре­деляется между предприятием и федеральным, региональным и мест­ным бюджетом путем уплаты налога на прибыль;

6) прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организа­ции;

7) прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообло­жения рассчитывается как разность между прибылью до налогообло­жения и суммой налога на прибыль;

8) нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспре­деленная прибыль является конечным финансовым результатом дея­тельности организации [1; 2; 6].

2. Источники прибыли и методы ее исчисления

Основными источниками прибыли предприятия являются:

1) выручка от реализации продукции (работ, услуг);

2) выручка от реализации основных и оборотных средств; 

3) выручка от реализации нематериальных активов;

4) доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др. [5].

Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, мас­штабов                     и т.д.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.

Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого уче­та). Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерчес­кую тайну предприятия.

Внешний анализ могут осуществлять аудитор­ские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуаль­ные цели. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный ана­лиз связан с изучением условий формирования прибыли, ее распреде­ления или предстоящего использования.

Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сдел­кам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых пред­приятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на фор­мирование или использование прибыли. Последующий (илиретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квар­тал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирова­ния и использования прибыли предприятия в сравнении с предвари­тельным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности1.

По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирова­ния прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер дея­тельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансо­вой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и ис­пользования прибыли проводится по основным направлениям исполь­зования и призван выявить уровень потребления прибыли собственни­ками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестици­онных целях [5].

По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операци­ям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование   прибыли   на    предприятии   без   выделе­ния   отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдель­ным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др.

Анализ прибыли предприятия включает:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

- изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

- исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ) [7; 8].

В ходе анализа прибыли рассчитываются следующие показатели:

1)    абсолютное отклонение:

DП = П1 – П0,

где П0 – прибыль базисного периода;

      П1 – прибыль отчетного периода;

      DП – изменение прибыли.

2) темп роста (Пi / П0 )  * 100%;

3) уровень каждого показателя в % к выручке от реализации

Пi

--- * 100%,

В

где В – выручка от реализации.

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.

4) изменение структуры

DП – УП1 – УП0,

где УП1 – уровень отчетного периода;

УП0 – уровень базисного периода.

5) проводится факторный анализ.

На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, определяющие ее [5]:

Пб = В – С – КР – УР + %пол. - %упл. + ДрД + ПрД – ПрП + ВнД – ВнД

                              13

– ВнР + ЧД – ЧР = ΣХi

                                                 i=1

Это факторная модель аддитивного вида.

Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от реализации».

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.

­Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на К%.

                                                    100 + К

Тогда индекс цены Jц = ---------------.

                                                         100

Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде сопоставимых ценах будет равна

           B1

В= ---------- ,

            Jц

где В – выручка от реализации в сопоставимых ценах;

      В1  - выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

      Jц  - индекс цены [5; 7].

Влияние на сумму прибыли от реализации (Пр) изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитывать следующим образом:

              [(В1 – В0) - DBц] * Rр0

ΔПР(В) = -----------------------------

                           100

где ΔПР(В) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;

В1 и В0 – выручка от реализации отчетного и базового периодов, определенная в соответствии с изменением цены;

Rр0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчет:

                            В1

                   (В1 - ------) * Rр0

                             Jц

ΔПР(Ц) = ----------------------------.

                            100

3. Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется следующим образом:

                В1 (УС1 – УС0)

ΔПР(С) = --------------------------,

                        100

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

4. Далее аналогично определяем влияние на изменение прибыли коммерческих и управленческих расходов, а также прочих, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов [5; 7].

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», - на такую же величину увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «об­ратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействую­щих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетно­го периода                 (табл. 1) [5].

Таблица 1

Влияние факторов на прибыль

Показатели-факторы

Характер влияния на сумму прибыли

1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

Прямое действие

2. Изменение цен на реализованную продукцию

Прямое действие

3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

Обратное действие

4. Коммерческие расходы

Обратное действие

5. Управленческие расходы

Обратное действие

6. Проценты к получению

Прямое действие

7. Проценты к уплате

Обратное действие

8. Доходы от участия в других организациях

Прямое действие

9. Прочие операционные доходы

Прямое действие

10. Прочие операционные расходы

Обратное действие

11. Прочие внереализационные доходы

Прямое действие

12. Прочие внереализационные расходы

Обратное действие

13. Чрезвычайные доходы

Прямое действие

14. Чрезвычайные расходы

Обратное действие

Влияния на прибыль отчетного года

Стр.1+2-3-4-5+6-7+ 8+9-10+11-12+13-14

3. Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда [9].

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств [8].

Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования [4].

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Выделяют экстенсивные и интенсивные факторы, оказывающие влияние на прибыль.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Заключение

Итак, показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди этих показателей являются показатели дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.

Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - 367с.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208с.

3. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.

4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

5. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

6. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 2000. - 446с.

7. Экономика предприятия / Под Н.В. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2003.-305с.

8. Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М, 2002.-354с.

9. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003.-896с.