Оглавление

1. Новые эколого-экономические подходы

    в природоохранной деятельности…………………………………………3

2. Принципы экономического районирования России

     и современная схема экономических районов…………………………..9

Список литературы………………………………………………………….15

1. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности

Новые эколого-экономические подходы предпола­гают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятель­ности. Экономический механизм охраны окружаю­щей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х годов. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природ­ной среды.

Новая структура экономического механизма со­четает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспе­чение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природ­ными ресурсами, экологическое страхование                    и др.) [8].

Государственные учет ресурсов.

Такой учет осуществляется по единой системе орга­нами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государ­ственного уровня.

Кадастр (фр. cadastre) - это систематизирован­ный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологи­ческой, социальной оценкой; содержит характеристи­ку объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране [3].

Единого кадастра природных ресурсов не существу­ет. Кадастры представлены по видам природных ресур­сов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Различают земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых.

В земельный кадастр (характеристика дается в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года, ст. 110) включают следующие основные сведения: качествен­ный состав почв, распределение земель по категори­ям, собственники земли (владельцы, арендаторы, пользователи). Данные кадастровой оценки земель ис­пользуются при определении платежей за землю, для оценки использования земель [2].

Кадастр месторождений полезных ископаемых (характеристика дается в Законе РФ о недрах, ст. 30, 32). Его ведет Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра). Кадастр включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, эколо­гические условия их разработки.

Водный кадастр. В соответствии с Постановлени­ем Правительства РФ от 23.04.1994 года, задачи го­сударственного кадастра следующие: текущая и пер­спективная оценка состояния водных объектов с це­лью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восста­новления качества воды до нормативного уровня. Го­ловной организацией здесь является Росгидромет. Однако использование воды находится под контро­лем Роскомвод, а подземными водами занимаются Роскомнедра.

Лесной кадастр. Его ведут Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ и ее орга­ны на местах (Рослесхоз). В соответствии                  со ст. 77 Основ лесного законодательства лесной кадастр содер­жит сведения о правовом режиме лесного фонда, о ко­личественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищенности, дается экономическая оценка леса [1; 2].

Реестр охотничьих животных ведет управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Минсельхозприроды России. На основании этого реестра ведется количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются резкие ограничения охоты на те виды, которые прояв­ляют устойчивые тенденции к сокращению популяций.

Реестр рыбных запасов в количественных и каче­ственных показателях по внутрихозяйственным во­доемам составляет Комитет по рыболовству.

Финансирование природоохранной деятельности

В условиях рыночной экономики на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собствен­ных средств предприятия, за счет кредитов, за счет эко­логического страхования. Некоторые мероприятия фи­нансируются государством (Федерацией, ее субъекта­ми), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований.

Кредиты на экологические мероприятия могут пре­доставляться различными системами банков, но суще­ствуют и специализированные экологические банки (в Перми - Экопромбанк, в Саратове - Поволжский экобанк), дающие предприятиям возможность финан­сирования их экологической деятельности [8].

Экологическое страхование физических и юриди­ческих лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, ава­рии, катастрофы). Выплата возмещения производит­ся за счет денежных средств (фондов), которые созда­ются из уплачиваемых страховых взносов. На эколо­гическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выпла­ты страховых взносов и страхового возмещения. Стра­хование может быть обязательным и добровольным. Но некоторые предприятия могут быть лишены пра­ва на страховое возмещение, если они неоднократно предупреждались о возможности аварии, но не приня­ли никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликви­дацию последствий техногенных и экологических ава­рий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Экологические фонды функционируют на всей тер­ритории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муници­пальные) экологические фонды. Средства фондов фор­мируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязня­ющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и других захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охо­ты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью.

Экологические фонды расходуются на:

-  мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды;

-  проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды;

-  научные исследования;

-  внедрение экологически чистых технологий;

-  строительство очистных сооружений;

-  выплату компенсаций гражданам на возмеще­ние вреда, причиненного здоровью загрязнением ок­ружающей природной среды [4; 6].

Лимитирование природопользования - это систе­ма экологических ограничений по территориям, кото­рая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок предель­ные объемы использования (изъятия) природных ре­сурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям:

-  изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.п.);

- привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, раз­мещение бытовых и промышленных отходов и т.п.) [8].

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного потребления, нормы отвода зе­мель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д.

За сверхнормативное потребление природных ре­сурсов предусматривается дополнительная плата. Та­ким образом, лимиты как система экологических ог­раничений экономическим путем побуждает природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросов) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природоохранной де­ятельности.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое приро­допользователю специально уполномоченным госу­дарственным органом в области охраны окружающей природной среды. В ней указываются: цели пользования, срок действия, требования по рацио­нальному использованию и охране природных ре­сурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия [7].

Существует несколько видов лицензий:

-  на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

-  на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.);

-  на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

-  лицензия на комплексное природопользование [5].

Плата за природопользование. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной сре­ды» предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов.

Согласно ст. 20 закона плата за природопользование включает:

-  плату за право пользования природными ресур­сами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах уста­новленных лимитов;

-  плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

-  плату за загрязнение сверх установленных ли­митов [8].

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды

Экономическое стимулирование направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинте­ресован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются сле­дующие:

-  налоговые (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу) и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природо­охранную деятельность;

-  освобождение от налогообложения экологичес­ких фондов;

-  установление повышенных норм амортизации ос­новных производственных природоохранных фондов;

-  применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

-  введение специального налогообложения эколо­гически вредной продукции и технологий;

-  льготное кредитование природоохранной дея­тельности [8].

2. Принципы экономического районирования России и современная схема экономических районов

Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные принципы районирования:

-                    экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли,  в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района;

-                    национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта;

-                    административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России [7].

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов.

Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании.

Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора.

В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов.

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному [3; 7].

Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений - это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием.

Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

Причины изменения обусловлены:

-                    сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;

-                    совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;

-                    рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

-                    обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;

-                    обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон [5].

Современный методический подход к разработке схемы экономических районов должен основываться на качественном анализе:

-                    учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;

-                    анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях [3].

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного  освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования [8].

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Экологическое районирование, в свою очередь, опирается на районирование экономическое. Охрана окружающей среды конкретного региона зависит от промышленности, присутствующей в нем.

Список литературы

1. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001. -№136.

2. Сборник кодексов РФ. – Воронеж: Информэкспо, 2003.

3. Арустамов Э.А. Природопользование. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 345с.

4. Валова В.Д. Основы экологии. Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 432с.

5. Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов н/Д, 1996. – 322с.

6. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. – М.: Изд-во ВЕК, 1995. – 289с.

7. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М., 1995. – 344с.

8. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 384с.