Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
1. Планирование и нормирование товарных запасов торгового
предприятия, методы их нормирования……………………………….4
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14
Введение
Розничная торговля (ритейл) – это комплекс видов деятельности по реализации товаров и (или) услуг конечным потребителям для их личного пользования или применения в домашнем хозяйстве. Их осуществление предполагает организацию крупномасштабного доступа к ним и относительно мелкие поставки их потребителям.
В основе товарного планирования – взаимосвязанные желаемый имидж розничного бизнеса и требования потребителей. Например, ритейлоры должны обеспечивать должный уровень удовлетворения потребителей, продавая им «правильные» товары. Однако еще до того, как удается привлечь потребителей, необходимо продемонстрировать привлекательный имидж ритейлора. Для того чтобы оценить границы товарного планирования, весьма полезным может быть анализ соответствия четырех групп, или категорий, товаров: импульсивного и повседневного спроса, специальных и магазинных.
Более функциональная сторона планирования – обеспечение регулярных поставок товаров от поставщиков. Данный процесс затрагивает принятие решений о выборе, товарообороте, пополнении запасов и взаимоотношениях с поставщиками.
Часть функции розничного торговца связана с сортировкой поддающихся управлению количеств товаров. Нередко от производителя или поставщика поступают оптовые партии различных, или гетерогенных, товаров. Прежде чем они будут представлены в торговом зале, они должны быть рассортированы, или подразделены, на однотипные категории. В розничной торговле модными товарами, например, существенно важно, чтобы дисплеи соседствовали с комплементарными продуктами, что позволяет максимизировать продажи.
1. Планирование и нормирование товарных запасов торгового предприятия, методы их нормирования
Ротация товарных запасов – одна из наиболее важных складских функций, во многом определяющая итоговые результаты бизнес-деятельности. Скорость доставки товаров от производителя на полки супермаркета может иметь решающее значение для соотношения прибыли и убытков [2].
Продовольственные супермаркеты расходуют значительное количество времени для того, чтобы, разбивая крупные оптовые партии на меньшие количества, своевременно пополнять запасы на полках. Это не только гарантирует непрерывность продаж, но и предохраняет ритейлора от связанного с устареванием товаров обеспечения запасов.
Решения относительно отбора товаров определяются ожиданиями потребителей. Например, менеджмент гостиничной сети планирует заполняемость или количество номеров, которые она собирается предоставить клиентам. Подготовка номеров в соответствии с ожиданиями потребителей предполагает поиск источников мыла, бесплатного шампуня, услуг прачечной и других необходимых для обслуживания гостей товаров, так как они – один из важнейших элементов сервисного продукта гостиницы. Прибывающих гостей должны ожидать оформленные в корпоративном стиле номера или, в случае если речь идет о независимом отеле, знакомом клиентам, по возможности домашнем формате.
Для большинства покупателей магазины компаний-ритейлоров различаются представленными в торговых залах товарными запасами. Но достижение необходимого для удовлетворения целевого потребления правильного комплекса товаров и услуг, плановых объемов продаж, уровней прибыли – целая наука.
Основным инструментом решения данной задачи для большинства розничных торговцев является ассортиментный план, который используется для принятия решений относительно оптовых закупок и координации различных областей, что позволяет компании достичь комплексных коммерческих целей. Кроме того, ассортиментный план гарантирует адекватную финансовую поддержку мерчандайзинговых категорий. На его основе до размещения заказов разрабатывается сезонный финансовый план (мерчандайзинговый план) приобретения товаров различных стилей или моделей для каждой категории.
Например, финансовый план ритейлора товаров для дома должен предусматривать аллокацию денежных ресурсов для закупок оборудования для ванной комнаты и кухни, а в ассортиментном плане детализируются его типы и объемы для обеспечения продаж в летний сезон [9].
В ассортиментных планах определяются число планируемых к поставке учетных единиц запасов (складских единиц) и соответствующие затраты магазина в определенный период. В плане ассортимента может быть представлена и информация о типе и количестве товаров определенного стиля или моделей (в случае с автомобилями) и способах доставки.
Наличия правильного типа изделий или товаров недостаточно; они должны появляться в продаже в правильном количестве и с правильной частотой. Проблема оборота товарных запасов имеет огромное значение для розничного торговца бакалеей. Характерная для данного сектора высокая норма товарных изменений означает, что от оперирующих в нем торговцев требуется быстрая реакция. Как только товары «покидают» полки, на их место немедленно должны прийти другие; в противном случае краткосрочные и долгосрочные продажи оказываются под угрозой. Любые сбои в поставках, например по вине производителя, могут причинить бизнесу значительный ущерб, так как потребители определенных товаров не отличаются постоянством и быстро переключаются на других розничных торговцев [11].
Сезонные товарные планы закупок у внешних поставщиков большинства ритейлоров охватывают период от одного до трех месяцев. В зависимости от длительности периода продаж план обычно распространяется на шестимесячный финансовый период. В планах определяются периоды продаж не только отдельных товаров, но и линий, которыми желает запастись розничный торговец (планирование линии).
Сложность «линейного» планирования варьируется в зависимости от розничного сектора, поскольку в некоторых из них необходимы более частые изменения товарных линий. Например, в видеопрокате практикуется непрерывное обновление запасов. Кроме того, конкуренция с другими подобными магазинами и обеспечение требуемого потребителям ассортимента могут потребовать оперативного пересмотра планов. Для розничной торговли модными товарами планирование имеет существенно более важное значение, чем для местных газетных киосков, так как ассортименты газет, конфет и сигарет изменяются не слишком часто [4].
Использование ассортиментного плана позволяет ритейлору разместить на полках привлекательный комплекс товаров в желаемых категориях. В магазине одежды, например, план ассортимента предусматривает координирование расцветок, тканей, размеров и форм доступных линий таким образом, чтобы из отдельных компонентов могли быть сформированы ансамбли. Кроме того, он гарантирует наличие в продаже различных комплектов модной одежды тех тканей и расцветок, которые, вероятно, будут востребованы потребителями.
Создание и пополнение каждым розничным торговцем товарных запасов должно осуществляться управляемым, эффективным по издержкам образом. В крупных торговых компаниях функционируют отделы или системы закупок, но независимые ритейлоры не в состоянии позволить себе подобную «роскошь». Роль специалиста по закупкам может взять на себя собственник. Многие малые фирмы полагаются на оптовых торговцев или закупочные кооперативы. Специалисты по закупкам осуществляют определенные виды деятельности [1].
Процесс закупок включает несколько обязательных для ритейлоров шагов. Специалисты по закупкам оказывают существенное влияние на следующие ключевые факторы:
1) объем продаж (правильное количество товаров, правильное время, правильное место);
2) валовая маржа (издержки приобретения, уровень наценки и цена, уплачиваемая потребителям);
3) уценка (специалисты по закупкам регулируют количество, цены, период закупок и тип заказываемых товаров);
4) уровни запасов (от специалистов по закупкам зависит объем продаж товаров и уровень материальных запасов).
Под физическим распределением понимается движение товара от производителя к потребителям в пределах одной или более стадий. Физическая дистрибуция может быть прямой (когда, например, производитель мебели получает заказ от розничной торговой точки или по почте и доставляет товары непосредственно конечному потребителю) или косвенной (от производителя через оптовую компанию и ритейлора).
Крупные розничные сети используют косвенный метод дистрибуции, создавая дополнительное организационное звено во внутреннем распределении [6]. Способы транспортировки разделяются на: первичные (воздушный, морской, речной, автомобильный, железнодорожный транспорт) и вторичные (использование определенных видов транспорта в пределах первичной формы).
Автомобильный транспорт, например, предполагает широкий диапазон альтернативных транспортных форм, таких как автопоезда, грузовые автомобили без прицепа и легкие фургоны.
Многие поставщики и розничные торговцы используют для доставки товаров в магазины или непосредственно потребителями специализированные транспортные средства. Транспортная стратегия розничного торговца разрабатывается исходя из основных положений его товарной политики. Выделяют две стадии транспортных операций:
1) осуществление поставок в магазин или на склад;
2) потребительскую доставку товаров или услуг.
Организация поставок в магазин в значительной степени зависит от отношений между поставщиком и розничным торговцем. Малые ритейлоры в меньшей степени контролируют время и частоту поставок, вследствие чего они склонны к пропорционально более высокому уровню запасов. Крупные розничные торговцы, имеющие собственные центры консолидации или дистрибуции, более жестко контролируют транспортную систему, ориентированную на потребности магазинов и более частую доставку [13].
Основной вопрос состоит в том, насколько необходимы ритейлору собственные транспортные средства и в организации управления операциями. Как правило, доставку товаров в распределительный центр или на склад розничного торговца осуществляет производитель, а ритейлор берет на себя обеспечение товарами магазинов.
Для некоторых розничных торговцев большое значение имеет вторичное распределение товаров из магазина (доставка на дом мебели, электротоваров, стройматериалов). Многие из них обращаются к услугам небольших транспортных компаний, что освобождает ритейлоров от необходимости содержать собственный автопарк, а также позволяет сосредоточиться на управлении магазинами [4].
Предоставление ритейлором услуг потребителям осуществляется посредством выполнения комплекса видов деятельности с использованием различных ресурсов. Некоторые из них приобретаются розничным торговцем (товары, которые он продает в розницу, дистрибутивные услуги и рабочая сила), другие принадлежат ему изначально или арендуются в течение длительного периода (земля, здания и оборудование). Последние являются активами или капиталом компании и обеспечивают ритейлору существенный поток услуг в течение определенного времени.
Активы бизнеса традиционно рассматриваются как физический капитал (магазины и транспортные средства) и финансовый капитал (денежные средства, ценные бумаги). К капитальным ресурсам относятся также управленческие и трудовые навыки. Во многих случаях опытные квалифицированные сотрудники приносят розничному торговцу гораздо более высокую, чем указывает их заработная плата, ценность, а значит, расставаться с ними следует только в крайних случаях. Не следует забывать и о необходимости инвестиций в обновление навыков по мере изменения потребностей компании [3].
После того как розничный торговец выбрал рынок и соответствующие товары, ему необходимо инвестировать требуемые для оказания запланированных услуг активы. Часть инвестиций предназначена для замены изнашивающегося капитала, другую составляют чистые вложения в новый или обновляемый капитал. Стратегическое направление ритейлора обычно ограничивает число альтернативных решений. Но принятие любого из них предполагает финансовую оценку проекта, с тем, чтобы гарантировать получение адекватной отдачи. И в отношении крупного инвестиционного проекта (строительство нового магазина), и для небольшого проекта (выбор оборудования) применяется один и тот же подход.
Через какое-то время инвестиционный проект генерирует определенные издержки и выгоды, или поток доходов. Некоторые из них являются финансовыми, в то время как оценка других является более сложной задачей (повышение уровня удовлетворения потребителей). Там, где это возможно, розничный торговец должен оценивать издержки и выгоды в финансовых терминах. Во всех остальных случаях они рассматриваются как дополнительные факторы принятия окончательного решения [10].
Большое значение имеет временное расписание денежных потоков, так как стоимость сегодня и, например, через год может существенно различаться. Если розничный торговец использует для инвестиций заемные средства, ему придется возместить их кредитору с процентами. В том случае, когда ритейлор опирается на собственные инвестиционные ресурсы, он должен получить прибыль не меньшую, чем, если бы он вложил деньги в альтернативный, относительно безопасный проект.
Финансовые ресурсы, как и любые другие, являются ограниченными, и финансовые рынки распределяют их по цене, равной ставке процента. Норма процента, которую розничный торговец должен заплатить для того, чтобы получить дополнительные инвестиционные фонды, является стоимостью капитала. Под последней понимается минимальная прибыль, генерируемая в процессе реализации инвестиционного проекта. На практике стоимость капитала должна учитывать различные источники фондов, включая инвестиции акционеров, возвращаемую им прибыль или норму процента и возможности дальнейших заимствований.
Исчисление стоимости капитала позволяет розничному торговцу использовать ее для сравнения издержек и прибыли проекта, т. е. установления остатка (положительные денежные потоки) или дефицита (отрицательные денежные потоки) для каждого рассматриваемого периода (например, года). Затем с помощью соответствующего коэффициента дисконтирования определяется приведенная стоимость для каждой товарной единицы.
Чистая приведенная стоимость проекта исчисляется как:
Чистая приведенная стоимость = сумма текущих стоимостей всех будущих сумм денег, которые необходимо будет заплатить или которые будут получены, минус начальные затраты.
В тех случаях когда приведенная стоимость проекта превышает нулевое значение, делается вывод о том, что инвестор имеет основания для получения прибыли в будущем. Поэтому правило принятия решения не отличается сложностью:
Проект принимается в случаях, если его приведенная стоимость больше нуля.
Если процентные ставки в экономике увеличиваются, это оказывает давление на приведенную стоимость в сторону понижения:
- повышается стоимость фондов, что означает сокращение приведенной стоимости будущей прибыли;
- снижение уровня спроса в экономике означает ограничение в будущем денежных потоков [8].
Можно использовать такой критерий, как значение приведенной стоимости, и для выбора одного или нескольких проектов из диапазона альтернатив. Но в этом случае предварительно необходимо установить доступные варианты выбора. Предпочтение отдается проекту с наивысшей чистой приведенной стоимостью.
Анализ альтернативных инвестиций сопряжен с рассмотрением нескольких аспектов проблемы, что предполагает применение систематического подхода:
1. Идентификация всех подходящих вариантов выбора. На данном этапе могут быть исключены не соответствующие стилю или этической политике организации альтернативы или капитальные затраты, не имеющие источников финансирования.
2. Определение горизонта прогнозирования, т. е. периода, в течение которого рассматривается осуществление каких-либо инвестиций. Он должен отражать степень необходимой структурной работы в отношении зданий и сроки функционирования оборудования (с учетом замены). Для некоторых операций горизонт прогнозирования составляет пять лет, для других – десять и более лет. Его протяженность зависит от розничного жизненного цикла.
3. Оценка приведенной стоимости для каждой альтернативы. Все будущие денежные потоки должны быть приведены к настоящему периоду по ставке процента, отражающей стоимость заимствований фирмы.
4. Альтернатива с наивысшей приведенной стоимостью обеспечивает основание для принятия решения. Более низкую приведенную стоимость могли бы компенсировать существенные дополнительные долгосрочные выгоды. Но оценка последних сопряжена со значительными трудностями [12].
В случае отсутствия ограничений по доступности фондов фирма может принять решение в соответствии с описанной выше процедурой. Но большинство розничных торговцев не имеют достаточных для осуществления всех перспективных инвестиций денежных средств. В то же время существуют различные технические приемы, используя которые ритейлор может убедиться в том, что доступные ему фонды аллоцированы максимизирующим чистую приведенную стоимость по всем предпринятым проектам образом.
Очевидно, что бизнес должен сохранять необходимые для осуществления текущих и продолжающихся платежей (аренда, коммунальные услуги, заработная плата, налоговые платежи), а также осуществления закупок товаров достаточные ликвидные активы (денежные средства и банковские кредиты). Для этого может использоваться прогноз денежных потоков. Будущее является в высокой степени неопределенным, что весьма затрудняет связанную с инвестиционной деятельностью оценку повышения доходов или снижения издержек [5].
Заключение
Ротация товарных запасов – одна из наиболее важных складских функций, во многом определяющая итоговые результаты бизнес-деятельности. Скорость доставки товаров от производителя на полки супермаркета может иметь решающее значение для соотношения прибыли и убытков.
Основным инструментом решения данной задачи для большинства розничных торговцев является ассортиментный план. На его основе до размещения заказов разрабатывается сезонный финансовый план (мерчандайзинговый план) приобретения товаров различных стилей или моделей для каждой категории.
Сложность «линейного» планирования варьируется в зависимости от розничного сектора, поскольку в некоторых из них необходимы более частые изменения товарных линий.
Исходя из проблем с прогнозированием и потребностей современной розничной торговли в регулярном обновлении и реинвестировании этот метод может оказаться весьма полезным инструментом принятия окончательного решения.
Менеджмент компании обязан постоянно контролировать общие результаты ее бизнес-деятельности на уровнях отделов и бизнеса в целом. Результаты каждого отдела могут рассматриваться в рамках оценки общего мерчандайзинга. Анализ же результатов бизнеса в целом обычно осуществляется с помощью различных финансовых показателей, выражающихся в форме соотношений, выводимых из различных форм бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском балансе компании детализируются состав активов компании и методы их финансирования (обязательства).
Список литературы
1. Брагин Л.А. Торговое дело. - М.:ИНФРА-М,2000.-560с.
2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.:ИВЦ «Маркетинг»,1999.-448с.
3. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.-416с.
4. Манько А.В. Коммерция. - М.: Финансы и статистика,2002.-256с.
5. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2005.-416с.
6. Основы коммерческой деятельности / Под ред. В.П. Колосова.-М.:Знание,1999.-473с.
7. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Маркетинг, 1998. – 376 с.
8. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 292 с.
9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Маркетинг, 1998. – 387 с.
10. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В.А. Калашников. – М.: Маркетинг, 1998. – 395 с.
11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. - М.:Юрист,1998.-659с.
12. Торговое дело / Под ред.А.К.Шихова.-М.:ИНФРА-М,2001.-398с.
13. Яковлев В.А. Торговое дело. - М.:Наука,2001.-462с.