Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Основные характеристики теневой экономики …………………………….5
1.1. Понятие «теневая экономика» …………………………………………….5
1.2. Причины возникновения теневой экономики ……………………………8
1.3. Механизм функционирования теневой экономики …………….............13
1.4. Структура теневой экономики в России ………………………………...16
2. Особенности проявления и пути выхода России
из теневой экономики………………………………………………………26
2.1. Особенности проявления теневой экономики
в современной России ………………………............................................26
2.2. Пути выхода России из теневой экономики ……………………………31
3. Расчет макроэкономических показателей………………………………….35
3.1. Расчет валового внутреннего продукта…………………………………..36
3.2. Расчет валового национального продукта……………………………….38
3.3. Определение реального ВВП……………………………………………..39
3.4.Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов……………………………………………40
3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей……………………42
Заключение …………………………………………………………………….43
Список использованной литературы …………………………………………45
Приложение…………………………………………………………………….48
Введение
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема «теневой» экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
«Теневая» экономика является очень трудным для исследования предметом: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
В последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто. И потому, наверное, что встречается он в ряду таких негативных явлений, как рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его «новообразованием» последних лет. У других остались смутные воспоминания о газетных публикациях, бичевавших теневую экономику социализма. Во всех странах и при всех режимах были и есть люди, стремящиеся делать деньги вне правого поля, вне законов.
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики. Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.
Объект исследования – теневая экономика.
Предмет исследования – особенности теневой экономики в России.
Цель исследования – особенности теневой экономики в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «теневая экономика»;
- выявить причины возникновения теневой экономики;
- рассмотреть механизм функционирования теневой экономики;
- изучить структура теневой экономики в России;
- выявить особенности проявления теневой экономики в современной России;
- обозначить пути выхода России из теневой экономики.
1. Основные характеристики теневой экономики
1.1. Понятие «теневая экономика»
Теневая экономика весьма многоликое явление. До сих пор не существует единого универсального определения неформальной экономики. Нет ясности в том, что конкретно она включает в себя. Эта неопределенность характерна не только для России, хотя за рубежом научные исследования начались значительно раньше. Стоит сказать, что термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа. Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 1930-х годах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследований, а с 1980-х годов – темой различных международных конференций.
Определений сферы экономики «вне государства» насчитывается несколько десятков – «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная», «фиктивная», «подпольная», «криминальная» и т.д. Существует даже классификация этих терминов. В. Исправников выделяет языковую специфику терминологии: для англоязычных авторов характерно использование терминов «неофициальная», «подпольная», «скрытая»; в работах французских специалистов – «подземная», «неформальная»; у итальянцев – «тайная», «подводная»; в немецких источниках – «теневая» (8, с.22).
Впервые термин «неформальный» использовал британский антрополог К. Харт в своих исследованиях занятости и безработицы в Гане в 1971 году. Он описал возможности городского населения, значительная часть которого считалась безработной, в использовании различных неформальных способов повышения своих доходов. Для разграничения формальной и неформальной деятельности Харт применял такой критерий, как «степень рационализации работы, т.е. нанимаются работники на постоянной и регулярной основе за фиксированное вознаграждение или нет». Выводом исследования было то, что безработные, попавшие в поле зрения автора, по сути, вовсе не являлись безработными. Наоборот, они активно трудились, иногда даже на нескольких работах, а их доходы, будучи менее регулярными и надежными, чем у постоянно и официально занятых, располагались выше и ниже ставки заработной платы неквалифицированных рабочих.
Исследования Харта дало толчок к изучению неформальной деятельности, ее социальной и экономической роли. Стало понятно, что неформальная экономическая деятельность – явление универсальное, которое можно обнаружить в странах самого разного уровня развития, включая развитые капиталистические страны и страны с плановой экономикой. При этом существуют особенности в компонентах экономик различного типа, которые обусловлены уровнем экономического развития, характером институциональной среды, ролью государства в регулировании экономики (26, с.17).
Хотя конкретное содержание неформальной экономики, оценки роли, возможности использования и искоренения весьма различны, но все ее концепции имеют общий стержень, состоящий в выделении некоего специфического отношения к государству и закону.
Так, конкретное содержание неформальной экономики может быть определено в рамках либо накопительного, суммарного метода, либо на основе метода исключения. Суть суммарного метода состоит в том, чтобы максимально полно очертить круг тех видов экономической деятельности, которые следует рассматривать в качестве неформальной. В ООН специалисты, занимающиеся национальными счетами, рассматривают теневую экономику в трех, отчасти пересекающихся сферах деятельности, но описывающих вполне определенный, отличный от других круг явлений:
1. «Скрытая» («теневая») деятельность – разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или преуменьшается в официальной отчетности с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.
2. «Неформальная» («неофициальная») деятельность - деятельность на законном основании, но направлена на производство товаров и услуг для удовлетворения собственных нужд домашних хозяйств (например, осуществление собственными силами индивидуального строительства).
3. «Нелегальная» деятельность связана с осуществлением реального трудового процесса на «нелегальном» предприятии, выпускаемые продукты и услуги которого имеют эффективный рыночный спрос (23, с.33).
Метод исключения основывается на том, чтобы из всей суммы экономической деятельности, осуществляемой в том или ином экономическом пространстве (как правило, в рамках отдельной страны и национальной экономики), исключить сферу формальной экономической деятельности, а в качестве неформальной рассматривать полученный остаток.
Понятие «теневая экономика» охватывает три относительно самостоятельных понятия, обозначающие три соответствующих сектора:
«Неофициальная экономика» включает легальные виды деятельности, связанные с производством товаров и услуг не фиксируемых официальной статистикой. Такая деятельность получила широкое распространение в сфере услуг (ремонт квартир, репетиторство и т. д.). Причем получатели доходов скрывают их от налогообложения.
«Фиктивная экономика» связана с получением необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе связей. Сюда относят: экономику приписок, взяточничества и спекулятивных сделок, а также мошеннические способы получения денег.
«Подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономической деятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта и услуг; производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов; деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом деятельности (адвокаты, врачи, практикующие без лицензии).
1.2. Причины возникновения теневой экономики
Ярким примером широкомасштабного развития неформальных отношений в экономической и других сферах жизни страны может служить Россия, которая на сегодняшний день стала одним из «лидеров» по масштабам и сфере их распространения.
В России развитие неформальных отношений имеет ряд особенностей. В первую очередь это преемственность системы неформальных связей с их высокой коррупционной составляющей, которая досталась России в «наследство» от советского прошлого (11, с.13).
Феноменом неформальных отношений в советской экономике, их ролью и результатами, ряд отечественных и западных исследователей заинтересовался еще в 1970-е годы. На время он стал предметом пристального научного внимания: проводились научные конференции, велась оживленная полемика в научной литературе. В оценках истоков теневой экономики в то время преобладало мнение, согласно которому она является результатом подавленной частной инициативы в сфере хозяйствования. Почти единодушно утверждалось, что достаточно устранить неоправданные ограничения, и соответствующая часть экономики заработает на благо обществу.
Однако некоторые исследователи еще тогда обращали внимание на односторонность подобного подхода, подчеркивали многофакторность происхождения и развития «теневого» хозяйствования. Это подтверждалось и практикой начавшейся перестройки. Так, принятие в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», фактически легализовавшего часть существовавших в то время видов «теневой» хозяйственной деятельности, отнюдь не привело к снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики в последующие годы (22, с.28).
С разрушением социалистической системы интерес к проблеме неформального в плановой экономике спал, и многие исследования в этой области были свергнуты. Ю. Латов подчеркивает, что «именно неадекватное понимание особенностей советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и безболезненность рыночных реформ». Поэтому сейчас многие исследователи вновь обращаются к вопросам о природе, роли и функциях неформальных отношений в советской социально-экономической системе.
Одним из первых серьезных обращений к вопросу о неформальной оставляющей социалистического хозяйства были работы американского советолога Г. Гроссмана, прежде всего его исследование «Вторая экономика в СССР». Гроссман выделял в качестве теневых экономических отношений те, которые нарушали советское законодательство и были направлены на получение частной выгоды. Тезисы автора о росте неформальных доходов от севера к югу, от городских центров к сельским поселениям, рассмотрение второй экономики как побочного продукта специфических дисфункций советской экономики придавали неформальной экономической деятельности черты некоторой исключительности.
Интересна классификация рыночных отношений в якобы тотально планируемом советском хозяйстве бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку, А. Каценелинбойгена. В рамках его подхода теневые отношения являются одним из компонентов системы рыночных связей. Он выделяет шесть разновидностей рынка, которые действовали в экономике СССР и различались и по субъектам, и по объектам, и по степени легальности. Половина из них – рынки теневые. Легальные рынки – красный, розовый, белый, открыто поддерживаемые правительством и людьми; полулегальный – серый – рынок, признаваемый народом, на который правительство «закрывает глаза»; нелегальные рынки – коричневый и черный – запрещенные правительством, но признаваемые хотя бы некоторой частью населения (Приложение 1). Таким образом, Каценелинбойген прелагал рассматривать советскую экономику как неразрывный синтез официально-плановых отношений с рыночными. По сути, это свидетельствовало о скрытой многоукладности советского хозяйственного строя (18, с.32).
В 80-е годы некоторые советологи стали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается экономическая система смешенного типа, где неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное.
Точных данных, характеризующих масштабы неформальной деятельности в советский период, нет, поэтому трудно сказать, какой вес имели отдельные ее виды. Но можно предположить, что наибольшее распространение имели сокрытие части легальной экономической деятельности, осуществляемой в рамках зарегистрированных производств, и фиктивная экономика, в первую очередь как экономика приписок, взяточничества и спекуляций. Широкое распространение получили также домашняя и межсемейная экономическая деятельность.
Есть несколько свидетельств, которые, характеризуя отдельные параметры неформальной деятельности в советский период, могут дать примерное представление о ее масштабах. Так, согласно работе американских исследователей Г. Офера и А. Винокура, основанной на информации о семейных бюджетах эмигрантов из СССР в Израиль, около 10-12% семейного дохода горожан в конце 1970-х годов давал частный сектор и, примерно 18% всех потребительских расходов совершались частным образом. На основе этих данных и официальной советской статистики западногерманский советолог П. Вилес оценил доход от «второй экономики» в 12-13% личного дохода на душу населения (16, с.22).
Советологи рассматривали развитие теневой экономики как проявление ущербности советской модели, ее неспособности вырабатывать приемлемые для всех правила хозяйственной жизни. Однако зарубежные исследователи подчеркивали, что многие виды теневой экономической деятельности - уклонение от уплаты налогов, вторичная занятость, коррупция, искажение официальной отчетности – встречаются как при социализме, так и в обществах массового благосостояния. Они считали, что в целом люди мало различаются по своим основным недостаткам.
К выводу о неразрывности природы неформальной экономики с ее формальной «базой», сходности их очертаний, универсальности и о всеобъемлющем характере неформального пришло большинство исследователей, занимавшихся проблемами теневой экономики в советской России последних десятилетий. Некоторые считают, что теневая деятельность в СССР к началу 1980-х годов уже не носила случайный характер, а приобрела фактически статус экономического института советского общества. Ю. Латов отмечает, что если в 1970-1980-х годах советскую экономику рассматривали как «дуалистическую, где плановому государственному сектору противостоит сектор рыночный», то уже после гибели СССР стало очевидным, что она образует единую систему, в которой «легальная и теневая экономики определенным образом дополняют друг друга, образуют два неразрывно связанных компонента одной головоломки…».
Таким образом, история исследований неформальных отношений в советской России шла от выделения неформального компонента экономики, как феномена особого рода, к признанию универсальности неформальных отношений, их неразрывной и естественной связи с формальной экономикой. Специфической особенностью неформальной деятельности в советский период была система неформальных персонифицированных связей между людьми, статус и возможности (экономические, политические, социальные) которых определялись их формальным положением в существовавшей административной иерархии. Этот феномен был порожден самой советской системой. Фактически он компенсировал отсутствие института частной собственности и рыночных отношений путем создания специфических неформальных рынков, благодаря которым за счет коррупции всей системы обеспечивалось и поддерживалось благосостояние членов общества в соответствии с их административным статусом.
В российском варианте наиболее распространенный путь включения субъектов в неформальную деятельность – обретение ими определенного официального статуса, дающего право распоряжения благами и обеспечивающего вытекающие отсюда возможности неформальной деятельности. И правда, большинство имевших место неформальных действий – от бартерных обменов на промышленных предприятиях и взяток в аппарате государственной власти до выноса продукции с предприятия – связаны с приближенностью их субъекта к государственным ресурсам и зависят от его статуса в административной и номенклатурной иерархии. Конечно, коррупция существует в любом обществе вне зависимости от того плановые или рыночные принципы лежат в основе его жизнедеятельности. Российская специфика коррумпированности в том, что она не просто часть неформальных отношений, а их начальная и определяющая стадия (13, с.127).
С. Кордонский называет коррупцию «административным рынком». На нем можно было приобрести все, но не всем. Деньги сами по себе не играли в этой системе роли всеобщего эквивалента. Гораздо важнее было наличие «блата».
Большинство неформальных действий в советской системе фактически представляли собой прямое воровство у государства, причем не косвенного характера, как, например, уклонение от уплаты налогов, а путем непосредственного изъятия или использования в личных целях государственных ресурсов. За неимением своих собственных ресурсов субъекты, стремящиеся к улучшению своего благосостояния, прибегали к использованию тех государственных благ, которые были в их служебном распоряжении. При этом перемещение в служебной иерархии обуславливали соответственное изменение возможностей и реального участия в неформальных отношениях. Это было воровство «по чину», когда занимаемая должность несла с собой конкретные негласные привилегии, которые в конечном счете и определяли привлекательность той или иной работы. Связь неформальной деятельности с рабочим местом и должностью обуславливало предметную привязку (что работник производит, то он и крадет) и стратифицированный характер (вышестоящему дозволено больше, и если субъект неформальных отношений не имеет прямого доступа к ресурсам, но прямо или косвенно участвует в их распределении, то он получает свою долю в виде регулярных подношений).
Вывод о теснейшей взаимосвязи легальной и нелегальной экономик имеет большое значение не только для понимания развития теневых отношений в советской и постсоветской экономиках, но и для анализа проблемы в целом.
Налицо двойной дуализм советской экономики, сегменты которого образовывали не отдельные самостоятельные уклады, а единую систему (Табл.1.2.1)
Таблица 1.2.1
Двойной дуализм советской экономики
Командная экономика |
Рыночная экономика |
|
Легальная экономика |
1) Плановое хозяйство |
2) Колхозные рынки и др. |
Нелегальная экономика |
3) «Клановый социализм» |
4) Неформальный сектор |
Так, в системе институциональной коррупции противостояли друг другу и дополняли друг друга четыре сектора:
1) легальная командная экономика;
2) легальная рыночная экономика;
3) нелегальная рыночная экономика;
4) нелегальная командная экономика (7, с.176).
Таким образом, в советской хозяйственной системе существовали не одна, а две параллельные командные экономики – легальная (выполнение плановых заданий) и нелегальная (получение нелегальных личных благ привилегий благодаря личным связям). Общим правилом было совмещение ролей: каждый государственный служащий участвовал в формировании не только плановых заданий и их выполнении, но и в обеспечении «своих людей» дефицитными благами в обход официальных норм.
1.3. Механизм функционирования теневой экономики
Механизмы функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.
Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуатации», при этом в роли «дойной коровы» выступает государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы (17, с.45):
Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы «параллельному предприятию».
Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ срока, деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые «научные работники».
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на их содержание и эксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, из-за чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через «малые предприятия», действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм «проедания» основных доходов.
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную теневую деятельность, обычно включает:
- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции;
- банк;
- «службу безопасности»;
- связи (21, с.23).
Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
«Служба безопасности» имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
1.4. Структура теневой экономики в России
Теневая экономика – явление весьма разнородное. В связи с этим возможны различные критерии разграничения ее элементов (Рис. 1.4.1). На этом рисунке отражено их структурирование, исходящее из характера ухода «в тень».
Всю теневую экономику по характеру связи с производством можно подразделить на две части:
- первая – это та, которая участвует в производстве товаров услуг;
- вторая – это та, которая функционирует в сфере перераспределения товаров и услуг, созданных вне этой сферы (25, с.49).
Кроме того, различают субъекты теневой экономики, соответствующие типажи, используемые методы и формы теневой деятельности которых образуют своего рода пирамиду.
Рис. 1.4.1 Схема ухода в теневую экономику
На ее вершине – наиболее криминальные элементы теневой экономики: торговцы наркотиками и оружием, бандиты-грабители, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и другие носители пороков современного общества. Также сюда можно отнести коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. На долю этих элементов, обладающих значительными ресурсами, силой и влиянием, по различным экспертным оценкам приходится от 5 до 25% всей теневой экономики.
Среднюю часть пирамиды образуют теневики-хозяйственники. К их числу следует причислить предпринимателей, коммерсантов, промышленников, банкиров и аграриев, мелких и средних бизнесменов, включая челноков – организаторов собственного дела. Последних особенно много. По данным МВД РФ в 2003 году ими совершено 40 млн. рейсов в зарубежные страны. Все эти люди – мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной. В принципе, они могут выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Однако они вынуждены уходить в «тень» в основном потому, что издержки их деятельности при существующих законах правилах экономической игры превышают соответствующе выгоды и доходы. В этой ситуации деловому человеку остается три возможности:
- бросить свое дело, свернуть производство, перевести капитал за границу;
- попытаться получить льготы, прежде всего налогового характера. Но при этом приходится «оплачивать услуги» чиновников;
- уклониться от налогов, перейти на наличные расчеты, т. е. уйти в теневую экономику (25, с.51).
Третья группа субъектов представлена наемными работниками физического и умственного труда. К ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют взятки. У этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе обычно не является противоправным, но в силу различных обстоятельств эти занятия выводятся из-под действия закона.
Конечно, это деление субъектов довольно таки условно. Но это необходимо, потому что речь идет более чем о 30 млн. человек экономически активного населения страны, которые производят более 40% ВВП, а также потому, что у этих групп есть общий интерес и общие формы его реализации.
Общий интерес заключается в получении дополнительного дохода за пределами правового поля, а реализуется он, например, благодаря вывозу капитала за рубеж, который по разным оценкам составил за последние годы от 120 до 300 млрд. долл. Правда, если представители первых двух групп добиваются этого главным образом путем незаконных операций с сырьем, инвестициями и товарами, при помощи фиктивных документов, то субъекты третьей группы могут вывозить в основном лишь свой «человеческий капитал» - «рабочие руки» и «мозги».
Но существуют также принципиальные различия, которые сводятся к следующим позициям.
Во-первых, криминальные структуры, как правило, в отличие от теневиков-хозяйственников действуют в сфере обращения при распределении и перераспределении доходов. Основные способы «присвоения» ими части доходов связаны с внеэкономическими методами, связанные с насилием: шантаж, вымогательство, обеспечение «крыши» мелким и средним предпринимателям за определенную плату, различные методы угроз вплоть до заказных убийств. Что касается теневиков-собственников, то они изначально являются законными собственниками производимых доходов. Они лишь в дальнейшем уводят часть доходов из-под действия законов и правовых норм. Обычно такие шаги являются вынужденной мерой, обусловленной невыполнением принятых обязательств партнерами, откровенным обманом при совершении сделок, использованием силовых методов ведения дел и т.д. Часто им нельзя действовать по-иному, потому что выполнение существующих правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской активности. Нередко им приходится привлекать криминальных объектов в качестве «крыши» для своих сделок. Иначе нельзя: официальное обращение в правоохранительные органы в случае невыполнения договоренности исключается, поскольку сделки незарегистрированы.
Второе различие связано с тем, что криминальную группу теневиков объективно устраивают существующие условия. Чем выше неупорядоченность в экономике, чем слабее власть, тем для них лучше. Такие условия хозяйствования позволили криминальным структурам взять под свой контроль до 90% предприятий и организаций, которые выступают создателями основной массы криминальных доходов. Чтобы сохранить такую ситуацию активно используется подкуп должностных лиц, распространяется организованная преступность.
Теневики-хозяйственники наоборот заинтересованы в ослаблении влияния криминальных элементов, ведь только плата за «крышу» приводит к удорожанию товара и услуг примерно на 30%, а это наносит удар по доходам теневиков. Их положение осложняется тем, что на них оказывается влияние с двух сторон. С одной стороны на доходы теневиков посягают криминальные структуры, вынуждая их идти на нарушения юридических норм хозяйствования для сохранения предельного уровня доходов; с другой – они находятся под надзором правовых органов.
В-третьих, разным является поведение отдельных групп теневой экономики. Теневики первой криминальной группы предпочитают незаконные (или полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, так как их легализация неизбежно приведет к вскрытию всей преступной деятельности. Представители второй группы заинтересованы в легализации своих доходов путем изменения действующих правовых норм и законов. Но при этом, «отмывание» криминальных денег и легализация теневиков-хозяйственников – это пересекающиеся понятия, но отнюдь не тождественные процессы. Если первые граничат с преступным миром, то вторые лишь отклоняются от законов.
Суммируя все вышеизложенное можно сформулировать общие выводы:
1. В Российском обществе есть социальные слои и группы населения, для которых теневая экономика является фактором социальной стабилизации и выполняет определенные регулятивные функции.
2. Теневая экономика подрывает основы социального благополучия больших групп населения.
3. «Выигрыши» и «проигрыши» у разных общественных слоев, непосредственно зависящих от теневого хозяйствования, разные.
4. Те слои общества, которые вовлечены в теневую деятельность, обладают много большими социальными ресурсами для отстаивания своих интересов, чем те, кто никак не связан с теневым сектором и кто считает, что уход «в тень» - это исключительно отрицательный фактор.
Приватизация стала одним из реформационных процессов, сопряженных с бумом теневой экономики в России. Начиналась она под лозунгом «народной приватизации». Было обещано сделать граждан России субъектами собственности (20, с.318).
Результаты же оказались прямо противоположными: произошел величайший в истории раздел богатства, созданного многими поколениями. Это богатство было захвачено получившей к нему доступ группой лиц.
Государство уступило не только свою собственность по почти символическим ценам, но и поспешило отказаться от наиболее прибыльных хозяйственных объектов. Это можно было бы понять, если государство предпочло текущей выручке от приватизации гарантированный поток частных инвестиций в приватизированные объекты. Однако на деле этого не наблюдалось. Хуже того, при фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретение имущества не для того, чтобы завести дело, а ради перепродажи по реальной цене.
Что касается акций, приобретенных работниками на льготных условиях, то они не подлежали продаже в течение трех лет с момента регистрации покупки, а приватизационный счет, под которым понималось государственное свидетельство о праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности, предполагалось сделать именным и вовлечение его в свободный оборот исключалось.
На практике приватизационные вклады были подменены приватизационными чеками («ваучерами») и их свободный оборот ничем не ограничивался.
Таким образом, сформировался такой механизм приватизации, который позволил передать основную часть собственности в руки избранных, а в результате образовалась элита крупнейших собственников при отделении от собственности основной массы граждан. Такая структура общества типична для страны с широким распространением теневой экономики, которая процветает там, где налицо элитный частный собственник, который получает и увеличивает собственность не с помощью повышения эффективности производства, а используя свое положение.
Теневые процессы в социальной сфере.
В последнее время круг субъектов теневого поведения стал заметно шире. Это далеко не только «субъекты экономики» (крупные и мелкие бизнесмены, директора предприятий и др.). Сегодня это также политики, включая чиновников «высшего эшелона»; ученые, врачи, преподаватели всех видов учебных заведений, работники культуры и т. д. В общем, в современной России теневые процессы захлестнули не только экономику, но и российское общество в целом.
Под «теневизацией общества» Р.В. Рывкина понимает постепенное расширение масштабов теневых процессов за рамки экономики, то есть «захват» ими все новых и новых сфер жизни страны, в результате чего открытая часть жизни все более сокращается. «Широта захвата» в основном и отличает теневые процессы в обществе от теневой экономики (24, с.3).
Если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они, конечно, вторичны по отношению к теневой экономике. То есть, являясь источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни. Естественно, что модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Из-за этого «теневое пространство» в стране постоянно расширяется, захватывает все новых социальных субъектов, новые социальные организации, новые социальные институты.
Второе существенное отличие теневых социальных отношений от теневой экономики состоит в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности являются не сами деньги сами по себе или какая-то конвертируемая в деньги продукция, а изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты, даже если в теневом процессе участвуют деньги. Можно привести несколько примеров.
Коррупция. Если бизнесмен дает взятку крупному чиновнику, чтобы он «протащил» во власть нужного человека, то в этой ситуации взятка не дает финансовой прибыли, а улучшает социальную среду данного бизнесмена, потому что «свой человек» будет защищать интересы той компании, которая его продвинула. Или же теневой институт репетиторства, который возник в рамках сферы образования и базируется на оплате труда педагогов. Здесь тоже главным являются не деньги, а социальные показатели – поступление обучавшихся в соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое ученики получили от репетиторов (28, с.49).
Теневые процессы могут реализовываться вообще без участия денег.
Теневые кадровые перестановки в высших эшелонах власти, например, осуществляются путем неофициальных и закрытых переговоров и договоренностей. В СМИ сообщаются только результаты.
От теневых сговоров представителей разных политических фракций Госдумы, отдельных губернаторов и других политиков при голосованиях в процессе решения тех или иных вопросов зависит само устройство государственной власти.
Не случайно «финансовое сопровождение» теневой политической или любой другой неэкономической активности тщательно скрывается и не только потому, что наказуемо. Просто у соответствующих субъектов всегда есть своя цель, разглашение которой совсем нежелательно.
Неучтенный наличный оборот.
С теневой активностью предприятий и уклонением от уплаты налогов тесно связан неучтенный наличный оборот или, проще говоря, «черный нал». Ниже я приведу две схемы уклонения от уплаты налогов с использованием неучтенных наличных средств (30, с.9).
«Традиционная» схема и ее основные характеристики.
Эта схема предполагает сокрытие налогоплательщиком части выручки от реализации и выглядит она так: предприниматель фиксирует в своей отчетности для последующей подачи декларации в налоговую инспекцию доход намного меньший реального уровня валового дохода. Можно выделить пять основных характеристик применения этой схемы:
1) ее применение возможно в том случае, когда налогоплательщик получает всю выручку (или хотя бы часть) в наличной форме;
2) она характерна для «независимых профессионалов» (нотариусы, врачи) и для мелкого некорпорированного бизнеса. Налогоплательщиком выступает обычно физическое лицо или индивидуальный владелец малого предприятия;
3) часть операций налогоплательщика является нелегальной (без выставления счетов);
4) эта схема связана с занижением уровня валового дохода;
5) все сделки налогоплательщика с поставщиками и покупателями остаются реальными (15, с.38).
«Базовая» схема («обналичивание»).
Эта схема типична для большинства предприятий. Общая идея заключается в фиктивном замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под налогообложение, такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам. Основанием этого «замещения» выступает договор между предприятием-налогоплательщиком и фирмой-«однодневкой» (далее – ФО). В соответствии с договором налогоплательщик переводит свои денежные средства в безналичной форме на банковский счет ФО в обмен на фиктивный счет о проделанной работе. Это только формальная сторона операции. В действительности, в обмен на банковский платеж в адрес ФО, предприятие-«клиент» получает назад свои средства в форме неучтенных наличных в сумме первоначального безналичного платежа за вычетом комиссии ФО (она обычно составляет 2-3% от первоначального банковского платежа). Удивительно, но эта схема не связана с коррупцией, здесь нет необходимости давать взятки. Неучтенные наличные средства используются для выплаты неофициальной заработной платы или в качестве предпринимательского дохода. Сточки зрения же налоговой инспекции получается, что данная фирма просто потратила некоторые средства в обмен на некоторые товары услуги. А что касается ФО, то она действует два-три месяца и в конце отчетного квартала просто «исчезает». Теперь можно выделить основные характеристики «базовой» схемы:
1) налогоплательщик получает свои доходы в безналичной форме на соответствующий банковский счет. Типичный субъект уклонения от уплаты налогов – предприятие;
2) схема включает фиктивные сделки;
3) налогоплательщик со своими поставщиками и покупателями совершает только легальные сделки. Его внешние нелегальные операции ограничиваются контактами с ФО;
4) происходит систематическое занижение уровня доходов работников и предпринимателя, но нет занижения валового дохода или общего объема продаж (1, с.75).
Существует и «обратная» схема («обезналичивание»). Она чаще всего применяется вновь созданными розничными торговыми фирмами. Эта схема является как бы комбинацией предыдущих двух. Можно выделить следующие ее характеристики:
1) она может применяться, только если налогоплательщик получает свою выручку в наличной форме (как и в «традиционной» схеме);
2) она включает определенные фиктивные операции (как в «базовой» схеме);
3) наблюдается как занижение индивидуальных доходов отдельных физических лиц, так и занижение общего объема продаж предприятия;
4) субъект уклонения от уплаты налогов – предприятие.
Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями могут использоваться для анализа динамики теневой экономики.
2. Особенности проявления и пути выхода России из теневой экономики
2.1. Особенности проявления теневой экономики в современной России
Хотя процесс формирования капиталистического общества в России находится в самом начале, некоторые черты российского капитализма уже определились. Можно сказать, что в стране возникает «теневой капитализм». Одной из его характерных черт является институциализация теневой экономике, превращение ее в устойчивый элемент экономической системы, тесное переплетение с легальной хозяйственной деятельностью, а так же огромные ее масштабы (12, с.134).
Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение, присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку» (теневая экономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% от официальной).
Если исходить из недавнего доклада известного американского «мозгового треста» Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю. Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен (которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е гг. создали в СССР предпосылки для широкомасштабных «спекуляций» и торговли «из-под прилавка». Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен «несунов»). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые «официальные» наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном планировании ошибки в распределении ресурсов.
Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать. Произошло же все наоборот.
А сейчас теневая экономика присутствует почти повсюду – ее основа – это недекларирование части деятельности. Невозможно сказать, сколько работников сейчас занято теневой экономикой, потому что работник «серого» предприятия не знает, какая часть его труда декларируется предприятием, а какая нет. Если образ теневой экономики СССР – независимый черный рынок, то образ нынешней теневой экономики – ларек, в котором в каждый момент присутствуют необходимые накладные, но никто не знает, сколько раз эти накладные подменяются и переписываются.
По данным МВД РФ в 1990-91гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП, в 1993 эта доля составила 27%, в 1994г. - 39%, в 1995 - 45%, в 1996 - 46%. По тем же данным с теневой экономикой так или иначе связано примерно 58-60 млн. человек (4, с.18).
Заметно меньшую и, возможно, более реалистичную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла приблизительно 9-10%, в 1995 - 20%, в 1996 - 23%. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованной преступностью. По мнению авторов доклада «Теневая экономика в России», в этой области занято около 30 млн. человек.
По данным Московского института социоэкономических проблем, если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 гг. - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года - уже 46% (19, с.77).
Хотя приведенные данные заведомо неточны, ясно, что масштабы теневой экономики в России сейчас весьма велики, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.
На сегодняшний момент выделяются следующие виды теневого бизнеса:
1. Нарушения условий работы с денежной наличностью.
До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
- за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
- за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие (3, с.153).
2. Челноки.
Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых «челноков».
На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских «челноков». Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины (9, с. 43).
3. Реимпорт и реэкспорт в России.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые «толлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации (27, с. 55).
4. Производство и реализация спиртных напитков.
Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликеро-водочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды.
По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или «теневая» часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.
Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.
Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной продукции, создание специальных постов и другие подобные меры носят в большей степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий (26, с.43).
В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
В то же время на рынке получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет усилия по контролю за количеством выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге.
5. Страховое дело.
Правонарушения затронули и такую сравнительно новую для России сферу деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством (10, с.138).
Особое место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий год через страховые и брокерские фирмы из России в иностранные банки переведено более 300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.
2.2. Пути выхода России из теневой экономики
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. В.О. Исправников в своей статье «Как вывести капиталы из «тени»» предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой «правил экономической игры».
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. Вместе с тем только «челноками» в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста (5, с.28).
Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике (6, с.62).
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В целях создания и поддержания благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму (29, с.15).
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более (2, с.8).
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.
Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности) (14, с.139).
А главное, конечно же, создать благоприятное экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение в «теневом бизнесе» - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы. Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке. Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
3. Расчет макроэкономических показателей
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов представлены в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1
Исходные данные для расчета макроэкономических показателей системы национальных счетов
Показатели |
Значения показателей, млрд. руб. |
Личные потребительские расходы |
269,5 |
Трансфертные платежи |
13,2 |
Арендная плата |
15,4 |
Амортизация |
29,7 |
Единый социальный налог |
22 |
Ссудные проценты |
14,3 |
Доход от собственности |
34,1 |
Экспорт |
9,9 |
Импорт |
6,6 |
Дивиденты |
17,6 |
Заработная плата наемных работников |
243,1 |
Косвенные налоги на бизнес |
19,8 |
Нераспределенные прибыли корпораций |
23,1 |
Индивидуальные налоги |
28,6 |
Подоходные налоги с корпораций |
20,9 |
Прибыли корпораций |
61,6 |
Государственная закупка товаров и услуг |
79,2 |
Чистые частные внутренние инвестиции |
36,3 |
Личные сбережения населения |
17,6 |
Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики |
432 |
Совокупная стоимость промежуточных продуктов |
14 |
Доходы резидентов страны за границей |
21,9 |
Доходы нерезидентов внутри страны |
17,6 |
Дефлятор ВВП |
1,7 |
3.1. Расчет валового внутреннего продукта
Расчет валового внутреннего продукта (ВВП) будем производить двумя методами:
1. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости.
ВВР – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм.
Добавленная стоимость – это рыночная стоимость произведенных товаров и услуг отраслями экономики страны за вычетом стоимости промежуточных продуктов.
ВВП = 432 – 14 = 418 млрд. руб.
2. Расчет ВВП по методу учета по расходам.
При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируются следующие величины:
1. Потребительские расходы населения (С).
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I).
3. Государственные закупки товаров и услуг (G).
4. Чистый экспорт (Х), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:
ВВП = С + I + G + Х, (3.1.1)
Расходы домашних хозяйств на личное потребление включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.
Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых частных инвестиций и амортизации в течение года.
Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи.
Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу. Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.
Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.
ВВП = 269,5 + 36,3 + 29,7 + 79,2 + (9,9 – 6,6) = 418 млрд. руб.
3. Расчет ВВП по методу учета ВВП по доходам или распределительный метод.
ВВП можно представить как сумму факторных доходов:
1. Заработная плата.
2. Ссудный процент.
3. Прибыль (в том числе корпораций).
4. Рента и арендная плата.
5. Амортизация.
6. Доходы от собственности.
7. Косвенные налоги на бизнес.
Таким образом, ВВП по доходам можно определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.
Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее 1 года.
Показатель заработной платы включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работникам. Ренту составляют доходы собственников недвижимости. Прибыль распадается на валовую прибыль корпораций или фирм, включая дивиденды, и чистые доходы товариществ (партнерств) и предприятий в единоличной собственности, а также доходы фермеров и лиц свободных профессий.
ВВП = 243,1 + 14,3 + 61,6 + 15,4 + 29,7 + 34,1 + 19,8 = 418 млрд. руб.
3.2. Расчет валового национального продукта
Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.
Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах (+, -) 1% от ВВП. Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.
Во-первых, не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.
В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).
В-четвертых, государственные трансферты, о которых речь шла ранее.
ВНП = 418 + (17,6 – 21,9) = 413,7 млрд. руб.
3.3. Определение реального ВВП
Номинальный ВВП – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах.
Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.
Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать дефлятор ВВП (или индекс цен). Расчет реального ВВП производится по формуле:
Реальный ВВП = Номинальный ВВП : Дефлятор ВВП
Реальный ВВП = 418 : 1,7 = 245,9 млрд. руб.
3.4.Определение макроэкономических показателей
системы национальных счетов
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.
СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
Рассчитаем макроэкономические показатели системы национальных счетов:
1. Расчет чистого внутреннего продукта (ЧВП).
ЧВП представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП – амортизация
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.
ЧВП = 418 – 29,7 = 388,3 млрд. руб.
2.Расчет национального дохода (НД).
Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получается показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
НД = 388,3 – 19,8 = 368,5 млрд. руб.
3. Расчет располагаемого дохода (РД).
РД представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятия – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода.
Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы полученных трансфертов.
РД = 368,5 – (22 + 20,9 + 23,1 + 28,6) + 13,2 = 287,1 млрд. руб.
3.5. Сводная таблица макроэкономических показателей
Результаты произведенных расчетов макроэкономических показателей представлены в табл. 3.5.1.
Таблица 3.5.1
Макроэкономические показатели СНС
Показатель СПС |
Значение, млрд. руб. |
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости |
418 |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам |
418 |
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам |
418 |
4. Валовой национальный продукт (ВНП) |
413,7 |
5. Реальный валовой внутренний продукт |
245,9 |
6. Чистый внутренний продукт (ЧВП) |
388,3 |
7. Национальный доход (НД) |
368,5 |
8. Располагаемый доход (РД) |
287,1 |
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.
Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
Заключение
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров «теневой» экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.
В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно.
Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Список использованной литературы
1. Багданов И. Экономическая безопасность России: теория и практика. – М., 2001.- 120 с.
2. Барсукова С. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей // СОЦИС. – 2002. - №4. – С.3-13.
3. Бухарин Н. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше // ЭКО. - 2001. - №3. - С.153.
4. Величенков А., Куликов В. Теневые параметры реформированной экономики // РЭЖ. - 1999 - №8.- С. 12-21.
5. Глисин Ф.Ф., Лукашина Ж.Е. Оценка состояния и тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных исследований // Вопросы статистики. - 1999. - №12. – С. 27-32.
6. Гукасьян Г. Экономическая теория: проблемы новой экономики. - М., 2002. – 82 с.
7. Делягин М. Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма. – М., 2000. – 211с.
8. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь третья сила. – М.: РЭЖ, 1999. – 192с.
9. Исправников В.О. Теневая экономика и перспективы образования среднего класса // Общественные науки и современность. - 2001. - №6 – С. 40-50.
10. Капелюшников Р. Где начало того конца? // Вопросы экономики. - 2001. - №1. – С.138-156.
11. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // СОЦИС. – 2002. - №4 – С.13-21.
12. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. – М., 2004. – 595с.
13. Кузнецова Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России // Вопросы экономики. - 2001. - №9. – С. 127-134.
14. Латов Ю. Длинные «тени» общества «светлого будущего»: два опыта интерпретации // Вопросы экономики. - 2000. - №8. – С.131-145.
15. Макаров Д. Экономические правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. – 2000. - №3. – С. 38-54.
16. Масакова И.Д. Определение параметров теневой экономки // Вопросы статистики. - 2002. - №12 – С. 22-27.
17. Мухин А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. – М., 2003. - 108с.
18. Оболонский А. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. – М., 2002. - 54с.
19. Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика // РЭЖ. - 1999. - №4. – С.77-83.
20. Попов А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
21. Пономаренко Л. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. - 2003.- № 1.- С. 23-24.
22. Радаев В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика.- М., 2002.- 135с.
23. Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков // Новое время. - 1999. - №3.- С.33.
24. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия // СОЦИС. – 2005. - №12. – С. 3-13.
25. Седова Н.Н. Неформальная экономика в теории и российской практике // ОНС. - 2004. - №3.– С. 49-59.
26. Теневая экономика / Сост. Дружинин Б.А. – М.: Экономика, 1999. - 160с.
27. Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социальное исследование. – М., 2003.- 87с.
28. Хинштейн А.Е. Какого цвета страх. – М., 2002.-88с.
29. Шебуков Р. Планета «красных фонарей» // Аргументы и факты. – 2005. - №4. – С.15.
30. Яковлев А.А. Экономика «черного нала» в России: специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь // Вопросы статистики. - 2005. - №8 – С. 3-15.