ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Институциональные основы развития экономики региона………5
1.1. Организационно-экономические факторы развития
экономики региона………………………………………………..5
1.2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных
факторов……………………………………………………………7
1.3. Новые тенденции в отношении отдельных факторов…………..9
Глава 2. Организационно-правовые формы хозяйствования,
налогообложение и формирование финансового
результата организации (предприятия)…………………………..15
2.1. Характеристика организационно-правовых форм
предприятия……………………………………………………...15
2.1.1. Система организационно-правовых форм
предприятий, установленная Гражданским
кодексом Российской Федерации……………………...15
2.1.2. Характеристика организационно-правовой формы
государственных и муниципальных унитарных
предприятий……………………………………………….24
2.2. Налогообложение предприятий………………………………...27
2.2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации…..27
2.2.2. Современные проблемы налогообложения
предприятий……………………………………….............31
2.2.3. Порядок исчисления и уплаты Единого
социального налога………………………………………34
2.3. Порядок формирования прибыли предприятий……………….36
2.3.1. Прибыль предприятия как экономический результат
деятельности предприятия………………………………..36
2.3.2. Формирование прибыли в бухгалтерском учете
предприятия (форма №2 «Отчет о прибылях
и убытках»)……………………………………………….39
2.3.3. Формирование прибыли для целей налогообложения
(как объекта налогообложения)…………………………44
2.3.4. Расчет прибыли до налогообложения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………..49
Список литературы………………………………………………………….50
Приложение….………………………………………………………………51
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале ХIXв. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки, хотя ряд ученых до сих пор не рассматривает ее как самостоятельную науку, отождествляя с экономической географией.
Региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.
В условиях суверенизации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, центр тяжести исследований региональной экономики перемещается с вопросов размещения производительных сил на проблемы социального и экономического развития субъектов Федерации.
Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющих совершенствование территориальной организации хозяйства страны. Рациональное размещение производительных сил рассматривается как главная составная часть региональной экономики.
Исключительная важность научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.
Объект исследования – региональная экономика.
Предмет исследования – институциональные основы развития экономики региона.
Цель исследования – изучить особенности институционального развития экономики региона.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть организационно-экономические факторы развития экономики региона.
2. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов развития экономики региона.
3. Рассмотреть новые тенденции в отношении отдельных факторов.
4. Дать характеристику существующим в РФ организационно-правовым формам предприятий.
5. Рассмотреть систему налогообложения предприятий.
6. Проанализировать особенности формирования прибыли предприятий.
ГЛАВА 1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
1.1. Организационно-экономические факторы развития экономики региона
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.
1. Рыночного - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентного - усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственного - постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности - соучастием индивида в производственном процессе [6].
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом - от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.
Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.
Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты, и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.
Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
- производственно-ресурсный потенциал региона;
- структуру регионального рынка;
- кадровый потенциал региона;
- региональный бюджет;
- стратегию развития региона [6; 7].
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
- внешними поставщиками товаров и услуг;
- внешними потребителями;
- регионами-конкурентами;
- финансовыми организациями;
- транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:
- общеэкономические;
- общеполитические;
- научно-технические;
- природно-экологические;
- демографические [6; 7].
1.2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические. Наиболее употребительные факторы названы в табл. 1 [13].
Таблица 1
Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов
Отечественные факторы |
Зарубежные факторы |
1 |
2 |
Сырьевой — наличие сырья и его экономическая оценка |
Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны |
Топливно-энергетический - обеспеченность ресурсами ТЭК |
Расходы на энергию |
Водный - обеспеченность водными ресурсами |
- |
Земельный - обеспеченность земельными ресурсами |
Цена земельных участков |
Трудовой - обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации |
Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудовых ресурсов |
продолжение табл. 1
1 |
2 |
Транспортный: наличие коммуникаций стоимость перевозок |
Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций |
НТП - уровень НТП, обеспечивающий эффективное применение ресурсов |
Наличие технологии и ноу-хау |
Потребительский - наличие основной массы потребителей товаров и услуг |
Покупательная способность населения |
Экономико-географическое положение |
Территориальное расположение, близость рынков |
Агломерационные эффекты |
Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии |
Характерно, что сами названия (не говоря уже об общеизвестной практике применения) несут отпечаток эпохи построения индустриального общества первой половины XX в. с присущим ей экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы:
а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);
б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);
в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки) [6].
Наиболее часто используют факторы, показанные табл. 1.
Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются, прежде всего, количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно так выразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают [7]:
- стабильность политической ситуации;
- стабильность общественного климата;
- квалификацию занятых по найму;
- региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
- качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;
- оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;
- наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);
- отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);
- качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).
1.3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов
Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.
Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха.
По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.). Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла представлено в табл. 2 [7].
Таблица 2
Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла (в порядке убывания значимости)
Факторы |
Производство |
Распреде-ление |
Управление (маркетинг) сбыт |
Исследо- вания и развитие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Надежность энергоснабжения |
1 |
|||
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
2 |
Стабильность политического положения |
3 |
5 |
2 |
1 |
Издержки на заработную плату |
4 |
4 |
3 |
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
5 |
4 |
продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Близость к сети магистральных автодорог |
2 |
|||
Транспортные издержки |
3 |
|||
Близость к аэропорту |
4 |
|||
Здоровая экономическая ситуация |
5 |
|||
Стабильность социального климата |
3 |
В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.
Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона.
Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.
В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.
В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (табл. 3) [7].
Таблица 3
Примеры пространственной дифференциации факторов размещения
Мобильность |
Локализация |
|
Концентрированные |
Дисперсные |
|
Немобильные |
Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия |
Немобильные |
Маломобильные |
Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау |
Маломобильные |
Высокомобильные |
Специализированная информация |
Высокомобильные |
Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия (табл. 4) [7].
Таблица 4
Ранжирование факторов размещения по отраслям специализации ВВЭР (в порядке убывания значимости)
Факторы размещения |
Машино-строение |
Автомо-биле-строение |
Электро-техника |
Химическая промыш-ленность |
Пищевая промыш-ленность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Издержки на заработную плату |
1 |
3 |
5 |
||
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
5 |
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
3 |
4 |
2 |
||
Стабильность политического положения |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Надежность энергоснабжения |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Низкие налоги с предприятий |
5 |
||||
Наличие сырья |
|
|
2 |
||
Близость рынков |
|
|
4 |
продолжение табл. 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Возможность посменной работы |
|
|
3 |
||
Близость к сети магистральных автодорог |
|
|
5 |
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? - дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона - маркетинг регионов. Более наглядно с организационной формой институциональных систем можно ознакомиться в приложении 1.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
2.1. Характеристика организационно-правовых форм предприятия
2.1.1. Система организационно-правовых форм предприятий, установленная Гражданским кодексом Российской Федерации
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации [1] к организационно-правовым формам предприятий относятся:
1. Хозяйственные товарищества и общества.
2. Производственные кооперативы.
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
4. Некоммерческие организации.
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях более подробно пойдет речь в следующем параграфе. На других организационно-правовых формах предприятий становимся сейчас.
Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо) [4]. В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Хозяйственные общества подразделяются на:
- хозяйственное товарищество;
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общество (открытые и закрытые) [1; 11; 14].
Хозяйственное товарищество - это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделением на доли уставным или складочным капиталом [11].
Товарищество может создаваться:
- индивидуальными лицами;
- индивидуальными лицами и коммерческими организациями;
- коммерческими организациями [14].
Существует полное товарищество и товарищество на вере.
Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью) образуется на основе договора между его участниками о совместной предпринимательской деятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределение доходов при условии полной и солидарной ответственности [1].
Полная (неограниченная) ответственность означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества.
Солидарная ответственность означает, что имущественные претензии могут быть предъявлены в полном размере к любому из участников товарищества по выбору кредитора.
Как правило, полные товарищества представляют из себя небольшие (по числу участников) фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность. Законодательство многих стран (в том числе, российское) предусматривает употребление в названии такого товарищества хотя бы одного из участников. Если таковых много, то в названии используются сокращения.
Товарищество на вере (коммандитное) - это такое товарищество, в котором хотя бы один компаньон отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а другой (другие) – ограничено, только своим вкладом
Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Именно в возможности внесения в складочный капитал вкладов или долей и проявляется отличие товарищества на вере от полного товарищества. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товарищами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками.
Преимущества хозяйственного товарищества:
1. Поскольку в товарищество объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии.
2. Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из товарищей может принять на себя ответственность за конкретный участок работы.
3. Приток свежих сил, новых идей (что балансируется опытом старых участников).
4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решений.
5. Закрытость, так как отсутствуют требования публикации финансовых отчетов.
6. Непрерывность, поскольку в случае убытия одного из партнеров его доля может быть выкуплена основными участниками.
Недостатки:
1. Когда несколько человек участвуют в управлении подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда товарищи расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление товариществом может быть неповоротливым и затруднительным.
2. Товарищество страдает от неограниченной ответственности за деятельность предприятия. Полное товарищество означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.
3. Можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.
Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому как юридическому лицу, не образуют объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью - юридическое лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими физическими лицами). Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух и более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.
Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда [14].
Акционерные общества обеспечивают три важные цели:
1. Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг.
2. Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в более эффективные отрасли.
3. Усиление мотивации труда.
Преимущества:
- возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
- возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
- право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;
- ограниченная ответственность акционеров;
- разделение функций владения и управления.
Недостатки у акционерных обществ практически отсутствуют.
Иногда общества с ограниченной ответственность или акционерные общества объединяются в корпорации.
Корпорация - это форма объединения предпринимателей (или собственников капитала) для совместного ведения хозяйственной деятельности путем объединения капитала с целью получения прибыли [11].
В корпорации собственность компании принадлежит самой компании, а ее не членам.
- долги компании – это ее собственные долги, но не ее членов;
- директора компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом;
- компания несет ответственность за любые нарушения, совершенные ее сотрудниками, наемными работниками или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей [14].
Преимущества:
1. Наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств.
2. Ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится.
3. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении - от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны.
Недостатки:
1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
2. Проблема двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды - первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть личного дохода владельца акций.
3. В связи с тем, что в крупных корпорациях акции широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.
Производственные кооперативы
Гражданский кодекс РФ определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов [13].
Кооперативные общества основываются на идее самопомощи. Членство в кооперативе достигается путем приобретения доли, одной или нескольких акций. Но, в отличие от акционерных компаний, голоса распределяются следующим образом: равное право голоса имеет каждый участник, а не один голос на одну акцию.
Члены кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Таким образом, кооператив - это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров или услуг, строительства или эксплуатации жилых домов и т. д.
Преимуществом кооператива заключается в том, что он является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
Недостаток кооперативной формы - неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам.
Наряду с производственным кооперативом существует потребительский кооператив.
Потребительскиим кооперативом - признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами [14].
Преимущества:
1. Стабильность торговых операций в связи с благонадежностью участников.
2. Деление прибыли между участниками кооператива.
3. Руководство избирается демократическим путем.
Недостатки:
1. Демократически избранное руководство может иметь недостаточный опыт предпринимательства.
2. Существует вероятность, что из-за пассивности рядового кооператора руководство кооператива не будет избранно в полном соответствии с мнением всех членов кооператива.
Некоммерческие организации
Согласно Гражданскому кодексу РФ, некоммерческие организации подразделяются на:
1. Потребительские кооперативы.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов [15].
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в п.2 ст.52 ГК РФ [1], условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
2. Общественные и религиозные организации (объединения).
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Фонды.
Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
4. Учреждения.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ [1], либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
2.1.2. Характеристика организационно-правовой формы государственных и муниципальных унитарных предприятий
В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятия.
Государственные и муниципальные предприятия – это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители [14].
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация.
Публичные корпорации не выпускают в обращение акции. Они принадлежат государству, при этом правительство действует подобно совету директоров, которому от имени граждан доверяется эффективное управление общественной собственностью [10].
Если основной задачей деятельности компаний с ограниченной ответственностью является получение прибыли, то цели публичных корпораций совсем другие. Предполагается, что работая в национализированных отраслях, они будут, по крайней мере, самоокупаемыми предприятиями, то есть не будут нести постоянных убытков. Их основная задача - работать для общего блага. Это означает, что управляющие должны вести дело так, чтобы оно было максимально эффективно в интересах всего общества, всей страны.
Публичные корпорации должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги.
Говоря о государственных и муниципальных предприятиях, следует дать определение понятию «унитарное предприятие».
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество [1]. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия.
Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.
Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия - хозяйственные предприятия, созданные по решению Правительства Российской Федерации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.
Таким образом, основные преимущества государственных и муниципальных предприятий заключаются в том, что за счет больших размеров производства они обеспечивают экономию текущих и единовременных затрат за счет масштабов производства (в некоторых отраслях большие затраты финансовых средств может обеспечить лишь государство), упрощается контроль над состоянием экономики оборонные отрасли требуют контроля и управления со стороны государства, более рационального использования активов за счет снижения затрат, связанных с конкуренцией.
К недостаткам государственных предприятий следует отнести [14]:
- отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
- монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
- меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам в потребителей, медленную перестройку своего производства;
- зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.
2.2. Налогообложение предприятий
2.2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.
Налоги в России разделяются на три уровня:
1) федеральные;
2) республиканские (областные);
3) местные.
К федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на операции с ценными бумагами; 4) таможенные пошлины; 5) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 6) платежи за использование природными ресурсами; 7) налог на прибыль (доход) предприятий; 8) подоходный налог с физических лиц; 9) налоги в дорожные фонды; 10) гербовый сбор; 11) государственные пошлины; 12) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Республиканские (областные) налоги включают: 1) налог на имущество предприятий; 2) лесной налог; 3) республиканские платежи за природные ресурсы; 4) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Местные налоги включают: 1) налог на рекламу; 2) земельный налог; 3) налог на имущество физических лиц; 4) целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство и др.; 5) сбор на нужды образовательных учреждений; 6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. [2; 8].
При всем многообразии трехуровневой налоговой системы Российской Федерации два налога – на добавленную стоимость и на прибыль обеспечивают основную массу доходов бюджета.
С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что составляет более 36% всех его доходов. К 2006 году планируют снизить ставку НДС до 16% [8].
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.
Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
- организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы и услуги);
- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ [1].
Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из:
- свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС;
- государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;
- государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.
В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) [8].
К налогооблагаемым оборотам относятся также:
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);
- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;
- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства.
Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
Рассмотрим, что представляет собой налог на прибыль.
Налог на прибыль занимает второе – после НДС место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (около 20%) и составляет около 16% всех его доходов [8].
В отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата и платит его тот, кто получил прибыль. Налог имеет регулирующее значение, так как система льгот по нему стимулирует предпринимательскую активность.
Вопрос о налогообложении предприятия следует начинать с ответа на вопрос о том, какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль.
Для этих целей предприятия делятся на две основные группы:
1. Осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода).
2. Не преследующие цели получения дохода.
К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.
Ко второй группе предприятий относят бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности, полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней. А также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых, согласно условиям, определенных в их уставах, финансируется главным образом учредителями.
В состав доходов предприятий, относящихся ко второй группе, не включаются средства, полученные как в денежной, так и в материально-вещественной форме в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих предприятий.
К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями, предоставляемые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании [6; 7].
Плательщики налога являются предприятия и организации, их филиалы и другие подобные подразделения, если они заняты хоть какой-то коммерческой деятельностью.
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая должна быть уменьшена (или увеличена) в соответствии с положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму доходов по этим операциям.
Формирование доходной части бюджета осуществляется за счет: НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий и организаций, ресурсные платежи, прочие налоги, сборы и поступления.
2.2.2. Современные проблемы налогообложения предприятий
Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов.
Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных [8].
Первым важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также налоговым администрированием. В частности, были введены важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы, четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентированы процесс исполнения обязанности по уплате налогов и правила налогового контроля, установлена ответственность за налоговые правонарушения [7].
С начала 2003 г. прошло уже несколько заседаний правительства, посвященных дальнейшим перспективам налогового реформирования. К сожалению, кардинальных решений в области определения дальнейшей стратегии реформирования и повышения в целом эффективности налоговой системы принято не было, хотя налоговая реформа является одной из ключевых экономических реформ. Тем не менее, серьезного продвижения в ней не наблюдается.
В течение 2002 г. по ключевым направлениям налогового реформирования правительством были приняты следующие решения, которые в последствии были введены в действие:
- с 01.01.2002 г. ставка налога на прибыль снизилась на 11% до 24% при отмене всех льгот;
- с 01.01.2003 г. вступили в силу главы части второй Налогового кодекса 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;
- принято решение об отмене налога с продаж с 1 января 2004 г.;
- рассматривается снижение ЕСН с 30,4% в 2004 году до 24,15% в 2005 году, а также снижения НДС с 20% до 13%. Правда, это предлагается сделать не раньше 2006 г.
В течение 2002 г. по ключевым направлениям налогового реформирования сдвигов не произошло, правительство явно решило приостановить налоговую реформу в среднесрочной перспективе (до 2005 г.). Осторожность правительства свидетельствует о неуверенности идеологов реформы перед проблемами 2004-2005 гг., а не о продуманной стратегии и тактике.
Более растянутые графики налоговой реформы и заявления о снижении налогового бремени в отношении к ВВП не убеждают. По нашему мнению, динамика данного показателя не является веским аргументом эффективного налогового реформирования государства:
- во-первых, небольшое снижение налогового бремени не может дать необходимый эффект повышения деловой активности. Подтверждением служит плохая динамика сальдированного финансового результата предприятий;
- во-вторых, помимо налогового бремени бизнес продолжает нести существенные затраты на преодоление административных барьеров;
- в-третьих, эффективность работы налоговых органов низка, в то время как резервы ее повышения огромны. В течение 2002 г. прогнозную собираемость налоговых поступлений в федеральный бюджет по основным налогам (без учета ЕСН) удалось обеспечить лишь в марте и октябре. По основным налогам недобор составил 55 млрд. руб. В целом же, с учетом ЕСН, налоговый недобор по итогам 2002 г. составил примерно 8 млрд. руб. Таким образом, фискальная ситуация ухудшается, что негативно отражается на доходной части бюджета.
- в-четвертых, до сих пор не проведена оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога, что позволило бы ответить на многие вопросы (в частности, в отношении налога на прибыль). Очевидно, что собирать надо только реально собираемые, а не теоретические налоги.
- в-пятых, тянуть с либерализацией налоговой политики нельзя. Дальнейшее снижение налогов означает сужение круга нарушителей, с которыми нужно бороться, что позволит повысить эффективность налоговых органов в целом [8].
В упрощенной системе обложения малого бизнеса осуществить в 2005 г. переход к налогообложению оборота, а не возвращаться к налогообложению прибыли. Кроме того, необходимо снижение ставки налога с оборота до 5%.
В целом же, в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти.
Резервы более эффективного сбора налогов колоссальны. Государство упускает миллиарды долларов в результате слабости налоговых органов и сложности налоговой системы. Без продолжения налогового реформирования и создания институциональной среды с равными условиями функционирования хозяйствующих субъектов невозможно дальнейшее устойчивое развитие экономики России. Останавливаться на полпути неразумно.
2.2.3. Порядок исчисления и уплаты Единого социального налога
Налогоплательщиками ЕСН являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Объект налогообложения выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ [1], начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п.2 ст.236 НК РФ [1], за налоговый период в пользу физических лиц. Сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговый период - календарный год отчетным периодом признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Как заявлено законодателем, изменения, внесенные в гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ, направлены главным образом на снижение налоговой нагрузки на плательщиков единого социального налога. Это проявилось в следующем:
Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:
- для «обычных» организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;
- для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1% до 20%;
- для индивидуальных предпринимателей - с 13,2% до 10%;
- для адвокатов - с 10,6% до 8%.
Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для «обычных» организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:
- при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26 %;
- при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + + 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;
- при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников [5].
2.3. Порядок формирования прибыли предприятий
2.3.1. Прибыль предприятия как экономический результат деятельности предприятий
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.
Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.
Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.
В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.
В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива [12].
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Различают следующие виды прибыли.
1) валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции;
2) прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает:
- себестоимость реализованной продукции;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
3) прибыль от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
4) прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции;
5) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным и местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль;
6) прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организации;
7) прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль;
8) нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации [10; 11].
2.3.2. Формирование прибыли в бухгалтерском учете предприятия (форма №2 «отчет о прибылях и убытках»)
Классификация доходов и расходов установлена в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [3; 4].
В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в целом, их видов, а также выручки. Положение определяет порядок признания доходов в бухгалтерском учете и порядок раскрытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Для целей Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
- суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- задатка;
- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику [9].
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
ПБУ 10/99 не признается расходами организаций выбытие активов:
- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредита, займа, полученного организацией [4].
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 показываются следующие доходы и расходы:
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
К доходам относятся: арендная плата; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д.
К расходам относятся: расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.
2. Операционные доходы и расходы.
Операционными доходами являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке [3; 4].
Операционными расходами являются:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- прочие операционные расходы.
3. Внереализационные доходы и расходы.
Согласно ПБУ 9/99 внереализационными доходами являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов;
- прочие внереализационные доходы [3].
Кроме того, по статье «Внереализационные доходы» отчета о прибылях и убытках отражается сумма дохода, связанная с получением безвозмездно активов (основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, ценных бумаг, денежных средств и пр.), в том числе по договорам дарения.
Внереализационными расходами по ПБУ 10/99 являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
- суммы уценки активов;
- прочие внереализационные расходы [9].
Перечисленные расходы отражаются по статье «Внереализационные расходы» отчета о прибылях и убытках. Суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам, полученным (выданным) займам, отражаются в составе внереализационных доходов или расходов.
Величина прибыли (убытка) до налогообложения определяется как сальдо по всем доходам и расходам по обычным видам деятельности, а также операционным и внереализационным доходам и расходам.
По статье «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» отражается сумма налога на прибыль (доход), исчисленная организацией в соответствии с налоговым законодательством как задолженность перед бюджетом, а также задолженность перед государственными внебюджетными фондами.
Результат от обычной деятельности организации определяется исходя из данных, отраженных по разделам I-III отчета о прибылях и убытках, и отражается по статье «Прибыль (убыток) от обычной деятельности».
4. Чрезвычайные доходы и расходы
По статье «Чрезвычайные доходы» отражаются суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению (полученные) организацией; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.
Строка «Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)» формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), в случае их возникновения.
Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах (прибыли), приходящихся на одну акцию.
Любая существенная для пользователей бухгалтерской отчетности информация в отношении показателей прибыли (убытка) на акцию подлежит раскрытию в пояснительной записке.
Отдельные виды прибылей и убытков, полученных (выявленных) организацией в течение отчетного периода, показываются в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета.
2.3.3. Формирование прибыли для целей налогообложения (как объекта налогообложения)
Согласно статье 247 НК РФ [1] объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признается:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам согласно ст.248 НК РФ [1] относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
2) внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с:
- производством и реализацией;
- внереализационные расходы [2].
Расходы, связанные с производством и реализацией
Согласно ст.253 к расходам, связанным с производством и реализацией, относится:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно - конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией [4].
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 процентов (абз.1 п.1 ст.284 НК РФ) (табл. 5).
Таблица 5
Общая налоговая ставка
Ставка налога |
Бюджет |
6 процентов |
федеральный бюджет |
16 процентов |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
2 процента |
местные бюджеты |
Законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 12% (абз.2 п.1 ст.284 НК РФ) [1].
Ставка налога на прибыль предприятия понижается на 50%, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
Не уплачивают налог на прибыль в первые 2 года работы малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, стройматериалов, медицинской техники, лекарств; предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Льгота действует, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки. В 3-й и 4-й годы работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от «льготных» видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Льготы для малых предприятий не распространяются на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Общая величина перечисленных и ряда других льгот не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
2.3.4. Расчет прибыли до налогообложения
В соответствии с российским налоговым законодательством валовая прибыль уменьшается на суммы:
- рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке из прибыли;
- доходов (дивидендов, процентов), полученных по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходов от долевого участия в деятельности другого предприятия, кроме доходов, полученных за пределами РФ;
- доходов от игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых как разница между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг;
- прибыли от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджет субъектов РФ, отличается от ставки налога по другим видам деятельности;
- прибыль от осуществления отдельных банковских операций и сделок, если ставка налога по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, отличается от ставки налога по другим видам деятельности; положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в отчетном периоде в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на последнюю дату предыдущего отчетного периода (в отношении остатков валютных средств), на день поступления (расходования) валютных средств, и курса рубля по отношению к котируемым ЦБ иностранным валютам на день определения предприятием сумм налогооблагаемой прибыли, т.е. на последний день отчетного периода [1; 14].
После определения валовой прибыли юридические лица рассчитывают налогооблагаемую прибыль, составляющую разницу между суммами валовой прибыли, уменьшенной на указанные вычеты, и налоговыми льготами, установленными законодательством РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил и об экономике регионов.
Региональная экономика – единственная экономическая дисциплина, предметом которой служат территория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, ее структурная перестройка, экономические связи и др.
Без знания территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями, грамотно оформлять бартерные сделки, экономические соглашения и т.д.
Тесную связь с региональной экономикой имеют организационно-правовые формы хозяйствования, налогообложение и формирование финансового результата предприятия.
Хочется надеяться, что принятый новый Налоговый кодекс позволит поднять нашу страну на более высокий уровень жизни. Хотя, несмотря на свою важность, налоги не являются единственным фактором, определяющим состояние и перспективы экономики. Они не могут одни сыграть роль волшебной палочки, которая способна сделать банкротов процветающими предприятиями. Для этого нужна четко отлаженная экономическая политика государства в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.01.03г. – М.: Юрайт,2003.-462с.
2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н.
5. Борзунова О.А. Новое в налогообложении в 2003 году // Финансы. – 2003. - №6 (120). – С.8-10.
6. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгин. – М.: Экономика, 2000. – 456с.
7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 487с.
8. Гребенникова В.А. Специальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее // Финансы. – 2003. - №2 (116).-С.14-18.
9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 336с.
10. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.
11. Кудрявцева Г.А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Юридический мир. – 2002. - №3.
12. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.
13. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 367с.
14. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.
15. Савченко П. Статус некоммерческих организаций // Экономист. – 1999. - №4.
Приложение 1