Содержание

Вариант № 27

1. Вопрос. Металлическая теория денег…………………………………….3

2. Вопрос. Международные кредитные институты………………………...5

3. Вопрос. Трастовые операции: сущность, виды…………………………10

4. Вопрос. Рефинансирование………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………….14

1. Вопрос. Металлическая теория денег

Одной из наиболее ранних теорий денег является металлическая теория денег. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.) и французский меркантилист Монкретьен.

Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма. Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и настаивало на развитии торговли [3].

Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI и XVII вв., когда большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда главную цель торговли и служило важнейшей предпосылкой к развитию промышленности, торговли, накоплению средств в стране.

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства.  Меркантилисты связывали эту теория с учением о деньгах как богатстве нации.  Такое представление о роли денег отражало, в частности, взгляды купцов, занятых во внешней торговле. Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с товарами, непонимание того, что деньги – товар особого рода, который выполняет специфическую общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимания законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений [4].

Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег, как средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще считали чем-то противоестественным.

С завершением первоначального накопления внешняя торговля перестала служить основным источником обогащения. Все более стала выделяться роль капиталистических мануфактур и капиталистического земледелия в качестве сферы производства прибавочной стоимости. Идеологи нарождающейся промышленной буржуазии стали противопоставлять капитал в действии мертвым сокровищам в виде золота и серебра. Поскольку же развитие промышленности в капиталистических странах требовало развития внутреннего рынка, критики меркантилизма резко выступали против металлической теории денег, утверждая, что для внутреннего обращения вовсе не нужны полноценные металлические деньги, которые вызывают непроизводительные издержки нации. Против металлической теории денег выступили так называемые физиократы.

 В эпоху домонополистического капитализма с развитием бумажных денег приверженцы металлической теории денег немецкие экономисты Книс, Лексис, Лансбург уже не отвергали возможности обращения знаков денег, однако требовали их обязательного размена на металл. В этот период трактовка денег как чисто технического орудия обмена и представлением о золоте и серебре как деньгах по своей природе приобрела широчайшее распространение, излагалась в университетских учебниках и монографиях. Принципами металлической теории денег обосновывались денежные реформы, направленные против инфляции [3; 10].

В конце XIX в. в практику денежного обращения и международных расчетов внедрились некоторые специфические формы, связанные с валютным подчинением ведущими в экономическом смысле государствами более слабых стран. Это обусловило отход от тех традиционных форм размена и внешних расчетов, на которые опиралась металлическая теория денег. Так, например, в это время появилась золотодевизная система денежного обращения, которая вопреки традиционным представлениям металлической денежной теории предусматривала не непосредственный размен кредитных денег на золото, а размен их на девизы ведущих в экономическом отношении государств. Не укладывалась в представления металлической денежной теории также система блокированной чеканки, которая была введена в Австро-Венгрии в 1879 и в Индии в 1893. В этом случае стоимость обращающихся австрийского гульдена и индийской рупии были выше, чем стоимость содержащегося в них серебра. Отрыв стоимости, представляемый деньгами в обращении, от стоимости содержащегося в них металла послужил толчком для развития номиналистической теории денег [1].

Из вышеизложенного видно, что металлисты не пытались понять законы денежного обращения, а лишь пытались понять их сущность. В современном мире металлическая теория денег, по сути, не имеет распространения. Последний раз всплеск интереса к этой теории произошел в 1981 г., когда Рейган, став президентом, хотел ввести золотой стандарт денег. Однако созданная им специальная комиссия сочла это нецелесообразным.  Идея возврата к металлической валюте непопулярна в первую очередь потому, что это поставило бы денежные системы в зависимость от производства золота и тем самым ослабило бы возможность государственного вмешательства в денежно-кредитную и валютную сферы.

2. Вопрос. Международные кредитные институты

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти организации объеди­няет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации ложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и  Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) [6; 7].

Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений.

МВФ (International Monetary Fund. IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кра­тко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1- 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое исполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г. [6].

Целями создания МВФ были следующие:

- содействовать сбалансированному росту международной торговли;

- поддерживать устойчивость валютных курсов;

- способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

- предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

- служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов [6].

МВФ занимается экономическими проблемами и концентрирует усилия согласно Уставу на расширении и укреплении экономики стран, являющихся его членами. Идея создания МВФ понятна: стабильная мировая экономика невозможна без стабильности национальных валют (в Бреттон-Вудсе было решено впервые сделать мировую экономику открытой, рыночной и стабильной). А потому МВФ задумывался как своеобразное общество взаимного кредита, помогающее своим участникам преодолеть временные финансовые трудности [7].

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х – первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны [7].

Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5%) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США [6].

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающим­ся странам. В 2003 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассиг­новал этим странам рекордную сумму кредитов - около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами - около 26 млрд. долл.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

На сегодняшний день основными целями Банка являются:

- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

- поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка [9].

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителя­ми ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестици­онный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехос­ловакии и СФРЮ были распределены между возник­шими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. Акционерами ЕБРР являются 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г. [6; 7].

Глав­ная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кре­дитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и под­держиваемые им проекты могут охватывать несколько стран [7].

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования [6; 7]:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).

3. Вопрос. Трастовые операции: сущность, виды

В зарубежной практике под трастовыми операциями подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица.

В отечественной литературе траст характеризуется как особую форму распоряжения собственностью, определяющую права на имущество, передаваемое в трастовое управление, на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, и представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром.

Учредитель траста - физическое или юридическое лицо, основавшее траст и/или передавшее в него определенное имущество [2].

Распорядителем траста (трасти) является лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. В качестве имущества могут выступать не только движимое и недвижимое имущество, но и денежные средства, драгоценные металлы, акции и другие ценные бумаги, что позволяет сконцентрировать большое число мелких вкладов с целью их дальнейшего инвестирования в наиболее прибыльные проекты. Обязанности и права распорядителя траста определяются законодательством и договором траста [5].

Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель траста.  

Сущность доверительных операций заключается в передаче клиентами банкам своего имущества( без передачи права собственности) для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных рынках с целью получения прибыли, с которой банки взимают определенную плату в виде комиссии.

Большинство банков предлагает своим клиентам предварительно заключить договор, определяющий основные положения их будущего сотрудничества. Согласно этому договору деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет свои услуги клиенту по выполнению указаний последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. Все права  представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступит специальное письменное указание об их отмене или приостановлении.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими  банками своим клиентам, и их быстрое развитие вызвано целым рядом объективных причин:

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление  банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач - повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры (как юридических, так и физических лиц) в получении более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов и изобретение с этой целью все новых услуг.

В-четвертых, при трастовых операциях возникают большие возможности для привлечения средств, а следовательно расширяются источники доходов.

В-пятых, трастовые операции не имеют больших издержек.

В-шестых, трастовые операции обуславливают дополнительное расширение корреспондентских отношений банка, способствуют улучшению его положения на межбанковском рынке и повышению репутации и                  имиджа [9].

Кроме того развитие трастовых операций стало возможным в условиях накопления определенного богатства состояний как отдельными лицами, так и различными компаниями, корпорациями и фирмами. Вследствие этого возникает необходимость  правильно и выгодно распоряжаться такими видами богатства (денежные средства, акции, облигации, предметы искусства, драгоценные металлы и др.) и передавать их в руки тех учреждений, которые могут осуществлять управление ими. Это породило развитие трастовых услуг.

Вначале трастовыми операциями в ряде стран занимались отдельные лица, страховые компании, специальные трастовые компании. Однако затем приоритет отошел к банкам.            

Все трастовые операции имеют суть банковских, так как такие функции, как учет операций, хранение ценностей в сейфах, депозитные операции, финансовый анализ и другие выполняются коммерческими банками.

Между банками и трастовыми компаниями существуют некоторые различия в специализации на рынке трастовых услуг. К услугам траст-отдела банка обычно относится [5]:

1. Хранение ценных бумаг.

2. Ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента.

3. Получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи.

4. Покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями.

5. Консультационные услуги:

а) консультирование предприятий, включая:

- выбор оптимального портфеля ценных бумаг,

- налоговое планирование,

- приобретение недвижимости и других материальных ценностей.

б) персональное консультирование граждан:

- перевод денежных средств и других активов родственникам и наследникам в стране и за границей,

- планирование оптимального распределения семейных доходов.

6. Принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей.

7. Создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями фонда).по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентах на правах его доверенного лица [5].

Для трастовых компаний, как правило, не характерны чисто банковские услуги (целевые вклады).

Помимо перечисленных выше услуг, трастовые компании предлагают [8]:

- регистрацию частных фирм за границей,

- принятие в управление недвижимости и другого имущества в стране и за границей,

- инвестирование средств клиента в операции с высокой нормой прибыли при взаимном разделении риска неполучения прибыли.

4. Вопрос. Рефинансирование осуществляется путем:

а) проведения аукционов;

б) проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита;

в) проведение кредитных аукционов, предоставление ломбардного кредита и выписки векселей.

Список литературы

1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов./ Е.Ф. Жуков, Л.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 428 с.

2. Гусалова Е. Организация трастового подразделения банка: зарубежный опыт // Банковское дело, 1998. - №6.

3. Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина – М, 1999. - 342 с.

4. Долан Э. Дж, Кэмпбелл К. Дж., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: ЮНИТИ, 1995. – 221с.

5. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. - М.: Консалтбанкир, 1995. – 212 с.

6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 592 с.

7. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: Интел-Синтез, 1998. – 368 с.

8. О трастовых операциях коммерческого банка. Информационно- аналитический обзор // Банковские услуги, 1998. - №7-8.

9. Поляков В.П., Московина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М., 1997. – 354 с.

10. Экономическая теория  / Под ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 1999. - 560 с.