План

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основная характеристика некоммерческих организаций……………….4

2. Роль некоммерческих организаций в переходной экономике…………..8

Заключение…………………………………………………………………...12

Список используемой литературы………………………………………….13

Введение

Становление рыночных отношений в России ознаменовано как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов.

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения.

Однако не следует пока говорить о каком-либо буме некоммерческих организаций в России. Если взять мировую практику по этому вопросу, то обнаружится, что сферы деятельности коммерческих и не коммерческих организаций в развитых странах примерно одинаковы. Разумеется, многое здесь зависит от особенностей законодательства той или иной страны: в Германии, например, некоммерческие организации имеют гораздо большую силу и влияние, нежели в США. Однако в целом некоммерческие организации любой развитой страны представляют собой обширную и влиятельную систему, способную отстаивать свои интересы на любом уровне.

В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и развились очень быстро. После завершения создания в России системы товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок. Вполне закономерно возникновение большого количества некоммерческих организаций научной направленности - посредников

Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

1. Основная характеристика некоммерческих организаций

Организации как юридические лица могут быть двух типов:

- преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются «коммерческими»;

- не преследующие в качестве основной цели извле­чение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются «некоммерческими». Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые граж­данами или юридическими лицами на основе добро­вольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и об­щественно-полезные цели [7].

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

- наличие юридического лица;

- основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

- возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации [2].

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

1. Возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств.

2. Некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица [7].

 Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики:

1. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

2. Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

4. Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

5. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

6. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

7. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

9. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

10. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

11. Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

12. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

13. По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования [2; 3; 7].

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

- по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

- по решению суда;

- в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам [3].

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер:

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т.д. [2].

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

2. Роль некоммерческих организаций в переходной экономике

 

В переходной экономике некоммерческие организации функционируют как особая форма институциональных отношений, связанных с адаптацией человека к рынку. Их развитие обусловлено трансформацией экономики и общества. В результате этой трансформации некоммерческие организации заняли нишу, в которой взаимодействуют экономические, социальные, культурные и правовые отношения [1].

В рассматриваемый блок институциональных отношений входят отношения человека, общества, государства и рынка. Некоммерческие организации формируются по инициативе граждан, фирм, государственных и муниципальных органов управления на добровольной основе. В их деятельности реализуются духовные, социальные, культурные потребности человека и общества (в образовании, информации, социальной защите, альтруизме, гуманизме, взаимопомощи, общении и т.д.).

Экономико-правовые основы деятельности некоммерческих организаций разграничивают функции государства и рынка в повышении уровня и качества жизни населения.

Некоммерческие организации получают все большее развитие с переходом к социально ориентированной рыночной экономике. Это обусловлено изменениями в мотивациях, возрастанием роли таких мотивов деятельности людей, как комфортность среды обитания и возможность формировать ее по своему усмотрению, духовные и нравственные ценности [4]. Некоммерческие организации вносят свой вклад в обеспечение этих условий, заполняя малодоступные для бизнеса и государства «экономические ниши». Деятельность некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности и др. [8].

Некоммерческие организации работают в особом секторе воспроизводства, что отражено в системе национальных счетов (СНС). В СНС институциональные единицы объединяются в пять секторов экономики: нефинансовые корпорации и квазикорпорации; финансовые корпорации и квазикорпорации; государственные учреждения; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), включает:

- общественные объединения (политические партии, профсоюзные, религиозные, благотворительные организации, творческие союзы и т.п.);

- подразделения предприятий, оказывающих социально- культурные услуги своим работникам (клубы, стадионы, дома отдыха, поликлиники и т.п.), которые рассматриваются как условные НКООДХ [9].

Институциональные единицы этого сектора финансируют свои издержки за счет членских взносов, доходов от собственности, пожертвований частных и юридических лиц. Главная их функция – оказание нерыночных услуг членам этих организаций. Все институциональные единицы являются резидентами данной страны.

Некоммерческие организации в СНС, наряду с другими секторами экономики, подвергаются тем же классификациям, имеют ту же систему показателей и ту же систему национальных счетов. Некоторые специфические отличия имеются в:

- валовом выпуске;

- структуре трансфертов;

- расходах на конечное потребление;

- определении фактического конечного потребления [6].

В СНС для некоммерческого сектора, как и для других секторов экономики, существует набор стандартных счетов, записи в которых отражают различные аспекты экономического процесса, взаимосвязи с другими секторами и с внешним миром. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Счета представляют собой таблицы, состоящие из двух частей – ресурсы и их использование.

Наряду с классификацией по секторам, в СНС используется и классификация по отраслям экономики. В СНС также существует классификация счетов, насчитывающая четыре группы. В частности, группа счетов для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, делится на текущие счета, счета накопления, балансы активов и пассивов.

Для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства валовой выпуск довольно специфический. Он представляет собой сумму затрат на производство, включающую:

- затраты на приобретение товаров и услуг для промежуточного потребления;

- оплату труда, отчисления на социальное страхование,  налоги на производство, потребление основных фондов (основного капитала) [2].

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, являются одним из трех элементов в общей сумме расходов на конечное потребление (наряду с домашними хозяйствами и государственным управлением).

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны стоимости нерыночных услуг, произведенных этими организациями. В СНС условно считается, что все расходы на конечное потребление частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны нулю, так как они являются расходами на индивидуальное конечное потребление домашних хозяйств [5].

Результаты деятельности некоммерческих организаций имеют характер смешанных благ. Они частично являются конкурентными и исключаемыми, Например, обучение по основной программе может быть бесплатным, а за дополнительные программы нужно платить, Но при этом, как правило, реально полученных средств недостаточно для того, чтобы регулярно получать прибыль и функционировать на коммерческой основе. Поэтому производство смешанных благ невыгодно для коммерческих структур. Государственным предприятиям сложно обеспечить производство смешанных благ, поскольку в каждом случае нужна  гибкая маркетинговая стратегия, ориентированная на многообразие потребностей и различную степень готовности потребителей заплатить за то или иное благо, иными словами, учитывать специфику потребительских предпочтений и уровень доходов.

Функции некоммерческих организаций как института рыночной экономики состоят также в воздействии на уровень потребительских цен в сторону его понижения. Тем самым они способствуют конкуренции и в условиях кризиса могут играть роль социального амортизатора.

Заключение

Сегодня некоммерческие организации в России – это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.

Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности  социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.

За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее однако не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.

Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Вторая проблема – это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовом просвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовой литературы.

Планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают – формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является опять-таки должная финансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.

Список используемой литературы

 

1. Бочков В.Е. Экономический рост информационного общества на основе формирования и развития информационно-образовательной среды системы открытого дистанционного образования как объекта отраслевой национальной экономики // РЭЖ. – 2003. - №5.

2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред.              В.И. Кушлина, Н.А. Волгин. – М.: Экономика, 2000. – 456с.

3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред.               Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 487с.

4. Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход // РЭЖ. – 2003. - №12.

5. Кудрявцева Г.А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Юридический мир. – 2002. - №3.

6. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 367с.

7. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.

8. Савченко П. Статус некоммерческих организаций // Экономист. – 1999. - №4.

9. Степанова С.И. Нормативы бюджетного финансирования культуры // РЭЖ. – 2004. - №11.