Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1.     Разгосударствление и приватизация……………………………………. 4

2.     Специфика преобразования отношений собственности в России…… .9

Заключение ………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………….18

Введение

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, так как некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

1. Разгосударствление и приватизация

Развернувшийся в 80-х годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а последняя не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий [3].

Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – за частный.

Так, в Швеции консерваторы, победив на выборах в 1976 г., сделали шаги в сторону увеличения государственного сектора, а социал-демократы в 1982 г., взяв реванш, приступили к осуществлению приватизации. В Австрии процесс приватизации поддерживается социал-демократами, во Франции – социалистами.

Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение в его способах.

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления:

1. Либерализация рынков

В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).

Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.

3. Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования.

С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот.

4. Денационализация.

При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации [2].

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются:

1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

3) продажа акций работникам предприятия;

4) распространение акций предприятия среди населения.

Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени [5].

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих (как правило, 20-35% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов (65-80% покупной цены). Поэтому такие выкупы выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность этих выкупов состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые, становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшения управления и реализации собственных интересов.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Однако превращение рабочих в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, решившим продавать акции работникам, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты труда). В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательские и организаторские способности работников. Отсюда настороженность правительства к полному выкупу работниками государственных предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих [4].

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

В 80-е годы в мире приватизация достигла значительных масштабов. В Великобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в 1990 г. Доля рабочих на государственных предприятиях сократилось за этот период на 1,3 млн. человек, составив в 1990 г. 2,8% всех занятых. Всего за 1979 – 1985 гг. в частную собственность было передано 20 государственных компаний (из 51 на 1979 г.). Во Франции за 1986 – 1988 гг. было приватизировано 15 крупных предприятий [2].

Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства. Например, в Германии министрам запрещено непосредственное участие в административных советах государственных компаний. Министерство может быть представлено только двумя служащими, а общее число представителей государственной администрации не может превышать 40% общей численности руководства государственного предприятия.

Изменились правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг. Во Франции такие ценные бумаги называются привилегированными сертификатами или титулами участия. В Великобритании при приватизации государственных предприятий государство резервировало специальную, так называемую «золотую» акцию, которая давала ему возможность контролировать новую фирму [3].

В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной институциональной категории в другую. Например, французская компания «Рено» переведена из публично-правовой в частноправовую группу.

Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используются разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты, управляющие, персонал предприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.

2. Специфика преобразования отношений собственности в России

Для успешного осуществления приватизации в России необходимо создание определенных условий. Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало образование Российского фонда федерального имущества (субъект государственной собственности), выступающего продавцом приватизированных долей государственных предприятий. Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. Фонд выполняет следующие функции:

1) временно владеет принадлежащими Российской Федерации свидетельствами собственности на приватизированные предприятия;

2) осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях;

3) обменивает принадлежащие Российской Федерации акции на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

Исполнительные функции – разработка программы, организация процесса приватизации и контроля за ее ходом – возложены на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. Комитет принимает решения о приватизации предприятий [2].

Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер. Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

Особенность приватизации в России является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные методы ее осуществления. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов Государственная программа предусматривает бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола и т. д. приватизационного чека, дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель приватизационного чека может по своему усмотрению распорядиться им (купить акции приватизируемого предприятия, ценные бумаги инвестиционных фондов, просто продать), реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно, в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений [3].

Приватизационный процесс в нашей стране имеет две важнейшие черты:

1) «ваучерный» характер осуществления;

2) проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 г. был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений.

Приватизационный чек – государственная ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения [2].

На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

Поскольку приватизация в России связана с введением в оборот специфических ценных бумаг – ваучеров, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий.

В июле 1991 г. в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были поделены на три группы:

1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.);

2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.);

3) остальные предприятия; они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот:

1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые акции, составляющие 30% от номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет;

2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества;

3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций [1].

Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.

С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов, не типичных для мировой практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые акционерные общества. Чековый же инвестиционный фонд может быть только закрытого типа, т.е. он не имеет права выкупать свои акции у акционеров.

Функции чековых инвестиционных фондов состоят:

а) в мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций;

б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий;

в) в торговых операциях (спекуляции) с ваучерами.

Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входит аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.

Вторая особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно отличается от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся, как известно, в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне [2].

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию.

В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, так как умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена развивающаяся маркетинговая деятельность предприятия.

Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляется адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

Важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизируемому предприятию получить надежный источник финансирования денежных ресурсов и тем самым – условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде [5].

В условиях высокой дебиторской задолженности большинства российских предприятий затруднено их финансирование за счет прибыли предприятия. А из-за жесткости условий кредитования не решают в должной мере проблему финансирования и банковские кредиты. В результате более предпочтительным формированием денежных ресурсов предприятия в современных условиях становится продажа акций. Следовательно, эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием общей адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям.

Две важнейшие особенности приватизационного процесса в России определяют два этапа в его осуществлении. Первый этап закончился в июле 1994 г. Результатами этого периода приватизации в России оправданно считать следующее:

1) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан;

2) впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий;

3) центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытостью, позволяющей привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования; гарантиями на владение акциями. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности [2].

Однако результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно. Прежде всего, хотя приватизационные чеки позволили каждому гражданину получить реальную возможность (правда, небольшую) участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

В целом приватизация не повлияла пока на работу предприятий и их поведение на рынке. Наиболее заметное различие в поведении государственных и приватизированных предприятий состоит в том, что государственные предприятия меньше, чем акционерные общества, сокращают работников, меньше нацелены на увеличение объема производства и прибыльности. Акционерные предприятия имеют больше, чем государственные, разнообразных источников финансирования, меньше ждут помощи от государства.

Все это свидетельствует о том, что программа приватизации и механизм ее реализации нуждаются в корректировке.

С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ начался новый период в приватизационном процессе – постваучерный, или денежный.

В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации:

1) повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

2) формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников;

3) привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

4) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников [4].

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший  интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся на арене; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости.

Заключение

Опыт приватизации 80-х годов в странах Запада показывает, во-первых, что роль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственность сохраняется наряду с другими формами собственности. Государство выступает субъектом одной из форм собственности, гарантом определенных прав собственности многообразных субъектов, обеспечивающим самостоятельность предпринимательской деятельности и экономическую ответственность; регулирует деятельность всех видов собственности, создавая равные условия хозяйствования.

Во-вторых, осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация – это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур.

В-третьих, успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.

Результативность денежной приватизации во многом будет зависеть от уровня инвестиционного спроса в стране. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться.

Кроме того, предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи.

Приватизированным предприятиям в этот период предстоит также осваивать новые финансовые инструменты – банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь, государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции налогообложения.

Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализоваться производственная, экономическая и финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде.

Будущее приватизации в России во многом связаны с успешным проведением всесторонней политики экономических реформ.

 

Список литературы

1. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.-Киров: АСА,1995.-485с.

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.-456с.

3. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. -М.: Наука, 1998.-380 с.

4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1999.-816с

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина,                    А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,2000.-714с.