ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Основные понятия и определения экономики региона…………..6

           1.1. Национальная экономика как сфера организации

            воспроизводственных процессов……………………………………6

            1.2. Понятие «регион», «экономический район»………………….10

Глава 2. Организационно-правовые формы хозяйствования,

               налогообложение и формирование финансового 

               результата организации (предприятия)…………………………..22

           2.1. Характеристика организационно-правовых форм

                  предприятия……………………………………………………   22

                  2.1.1. Система организационно-правовых форм

                  предприятий, установленная Гражданским кодексом

                  Российской Федерации………………………………………….22

                 2.1.2. Характеристика организационно-правовой формы

                 некоммерческих предприятий…………………………………..25

           2.2. Налогообложение предприятий………………………………   27

                  2.2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации…..27

                  2.2.2. Современные проблемы налогообложения

                  предприятий……………………………………………………   30

                  2.2.3. Порядок исчисления и уплаты налога на рекламу…….. 30 

           2.3. Порядок формирования прибыли предприятий……………….32

                  2.3.1. Прибыль предприятия как экономический результат

                  деятельности предприятия……………………………………   32

                  2.3.2. Формирование прибыли в бухгалтерском учете

                  предприятия (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»)…   33

                 

                  2.3.3. Формирование прибыли для целей налогообложения

                  (как объекта налогообложения)………………………………   34

                  2.3.4. Расчет прибыли до налогообложения…………………   36 

Заключение…………………………………………………………………..38

Список литературы………………………………………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил и об экономике регионов.

Региональная экономика – единственная экономическая дисциплина, предметом которой служат территория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, ее структурная перестройка, экономические связи и др.

В условиях суверенизации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, центр тяжести исследований региональной экономики перемещается с вопросов размещения производительных сил на проблемы социального и экономического развития субъектов Федерации.

Без знания территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями, грамотно оформлять бартерные сделки, экономические соглашения и т.д.

Цель изучения предмета «региональная экономика» - формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать социально-экономические процессы на конкретной территории.

В работе предполагается рассмотреть комплексную характеристику экономики региона – субъекта Российской Федерации.

Объект исследования – экономика региона.

Предмет исследования – особенности комплексной характеристики экономики региона.

Цель исследования – изучить особенности комплексной характеристики экономики региона.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия и определения экономики региона;

- рассмотреть национальную экономику как сферу организации воспроизводственных процессов;

- проанализировать понятие «регион», «экономический район»;

- рассмотреть организационно-правовые формы хозяйствования, налогообложение и формирование финансового результата организации (предприятия).

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов

Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель - Густав Шмоллер (1838-1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах: мистическом, призывающем к уходу от мира к пассивному созерцанию событий, общению с Богом, и аскетически активном самоограничении, направленном на преобразование мира в соответствии с заветами Его [6].

В мировых религиях присутствуют оба начала, однако, в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве - религии первых американских переселенцев европейских (британских) предпринимателей XVIII в. Он становится символом рационального поведения, формирует "дух капитализма". Согласно религиозному учению Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Предпринимательство получало тем самым нематериальный стимул активной деятельности.

Русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) в основу своего учения о путях национального ведения хозяйства заложил следующие начала:

- предпочтение соборности, общности личной свободе;

- отказ от корыстолюбия и предпринимательского отношения к природе;

- отчуждение от матери-земли.

С. Булгаков исследовал историческое значение церковного раскола, считая его аналогом протестантского движения, свойственного раннему капитализму в Европе. О национальном он говорил, что "... национализм есть форма человеческого единства, которая не только соединяет, но и разъединяет. И национальное мессианство слишком легко переходит в национальную исключительность". Российское православие несло в себе глубокое нравственное чувство, но мало способствовало воспитанию характера, активного отношения к жизни. "Благовест плыл над Нижним Новгородом!" (М. Горький). Немалую роль здесь сыграли и потеря церковью (еще со времен Бориса Годунова), независимости, ее подчинение властям, повлекшие за собой потерю доверия прихожан [7].

Еще одним энциклопедически образованным представителем исторической школы является немецкий экономист, социолог и философ Вернер Зомбарт (1863-1941). Он предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, основываясь на следующих постулатах:

- исходным является "жизнь духа", которая определяет национальный образ мыслей и активность тех интеллектуальных компонентов, которые отвечают за хозяйственную ориентацию;

- психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода и такое, свойственное в первую очередь американцам качество, как способность после провала начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на "завоевателей", "организаторов" и "торговцев". Каждому виду соответствуют характерные черты: уверенность в себе, настойчивость и воля заметны у первых; умение соединять людей в трудовом процессе - у вторых; способность завоевать доверие и расположить к себе, побуждая людей к покупкам, - у третьих. Ученый связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью.

Богатство фактического материала, поражающая интуиция и блестящее перо В. Зомбарта до сих пор привлекают внимание читателей. В то же время у него встречаются спорные идеи. Размышляя над будущим "социальным плюрализмом", т.е. естественной множественностью вариантов социального развития, он вместе с тем настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеал для Германии состоит, по его мнению, в системе государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта "Герои и торговцы", где торговцам - англосаксам противостояла героическая германская нация.

Институциональное направление в общественной науке, родиной которого являются США, разделяет по сути дела многофакторный подход исторической школы. Институционалисты считают экономику сердцевиной многообразных общественных процессов и институтов (государственных форм, законодательства, политических организаций, обычаев, образа мыслей и психологического склада). Но все же большая часть ученых-экономистов прошлого и настоящего пропагандирует рыночные начала в организации экономики и воспевает те или иные принципы, присущие различным типам рыночной экономики и придающие определенную специфику организации воспроизводственных процессов в разных странах.

Говоря о реальной экономике, мы прямо или косвенно подразумеваем организованный способ ведения процессов воспроизводства отношений, материальных благ (товаров, услуг) на территориях стран, регионов, корпораций и т.д. Характер организации воспроизводственных процессов зависит от ряда факторов и в первую очередь от специфики территорий, национальных особенностей, обеспеченности ресурсами, что предопределяет специфику ведения хозяйства и разнообразие типов рыночных экономик.

С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т. е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1.).

Рис. 1. Сфера национальной экономики

1.2. Понятия «регион», "экономический район"

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий. В связи с этим необходимы:

- учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

- опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

- страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.

Проблемы совершенствования управления социально-экономическим потенциалом в целях ускорения социально-экономического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентрализации - тема новая, мало изученная в отечественной науке и практике [9].

Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными - в практической деятельности. В их числе:

- эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

- соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

- формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

- инвестиционная политика;

- управление имуществом при различных формах собственности;

- повышение эффективности использования местных ресурсов;

- интенсификация использования ресурсов и другие проблемы [6].

Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной организации и развитости социально-экономического потенциала на финансово-экономическое состояние муниципальных образований и регионов, выработки инновационных подходов в управлении экономическим развитием учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они сегодня остаются на уровне дискуссий.

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, носится явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

Можно выделить две главные проблемы регионального развития:

1) формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона;

2) региональное управление (политическое, экономическое, социальное, экологическое) в новых условиях [8].

Изучение этих проблем предполагает региональный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей.

Рассматривая методологические аспекты, важно определиться с понятийным инструментарием, и в первую очередь с понятием "регион". Дело в том, что и в нашей, и в зарубежной научной литературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

Зарубежные ученые - регионоведы трактуют понятие "регион" по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий "регион" и "район", американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все возможные миры" пишут: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории" [6].

В работах американских ученых, впрочем, как и отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия "район". Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: "Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей".

На запрос подкомитета по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, были получены следующие ответы:

1. Чикагский университет, профессор В. Джонс: "Район - это территория, внутри которой имеется однородность в одно или нескольких отношениях".

2. Северная Каролина, профессор Вуфтер: "Район - территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической, социальной структуры".

3. Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: "Район - это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном культурном) ландшафте" [7].

Еще один ученый из Чикаго - Р. Платт сказал, что понятие "район" - это "территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования".

На основании полученных суждений, а также, исходя из собственных взглядов, Комитет по районированию дал такое толкование: "Под районом вообще следует понимать территорию, xaрактеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах)".

Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин, не раз подчеркивали, что при выделении районов США сами американцы обращали внимание на разнообразие физико-географических условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также на экономические и социальные различия. Региональное самосознание американцев — это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопоставление себя жителям других регионов, у которых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие экономические и социальные, а нередко и иные политико-национальные интересы.

С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время "рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран".

Кстати, Э. Куклински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. "Регионы, которые, благодаря своей более высокой конкурентоспособности,  могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети".

Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались "региональные идеи" в Европе. 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различными территориями, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран. Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к признанию регионализма не только в Европейском союзе, но и за его пределами [10].

В Декларации записано, что понятие "регион" "представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства".

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

1) географические (расположение, величина территории и количество населения);

2) производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

3) градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

4) социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют:

1) высокая размерность;

2)  большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

3) многоконтурность управления;

4) иерархичность структуры;

5) значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;

6) неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

1) системообразующая база;

2) системообслуживающий комплекс;

3) экология;

4) население;

5) инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность [9].

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

1) развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

2) регионы со средним экономическим потенциалом;

3) проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития [8].

В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть:

1)  процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе;

2) удельный вес продукции межотраслевого применения;

3) степень использования региональных ресурсов.

Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

- индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

- индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

- общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов) [7].

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей:  торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Можно выделить еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической литературе, посвященной региональным проблемам. Если рассмотреть такой термин, как "национально-территориальное устройство", то в нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности [6].

Непосредственно с регионом связано и другое понятие - "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся:

1) территориального разделения труда;

2) размещения производительных сил;

3) региональных различий в производственных отношениях;

4) расселения людей;

5) взаимоотношений общества и окружающей среды;

6) региональной социально-экономической политики;

7) места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах:

1. Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

2. Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:

- возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

- отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

- оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

- показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

3. Территориально-производственный комплекс (ТПК) - значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

4. Межотраслевой территориальный комплекс - интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

5. Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

6. Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.) [7].

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

2.1. Характеристика организационно-правовых форм предприятия

2.1.1. Система организационно-правовых форм предприятий, установленная Гражданским кодексом Российской Федерации

 

Предпринимательство (бизнес) может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.

В этом случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций.

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя.

Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

- государственными органами управления, которые уполномочены в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом;

- органами местного самоуправления.

Основными формами бизнеса (предпринимательства) сегодня являются:

1) индивидуальное предпринимательство;

2) хозяйственные товарищества;

3) хозяйственные общества;

4) производственные кооперативы;

5) государственные кооперативы;

6) государственные и муниципальные унитарные предприятия [12].

1. Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения.

2. Хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделением на доли уставным или складочным капиталом.

Товарищество может создаваться:

- индивидуальными лицами;

- индивидуальными лицами и коммерческими организациями;

- коммерческими организациями.

Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью) образуется на основе договора между его участниками о совместной предпринимательской деятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределение доходов при условии полной и солидарной ответственности.

Товарищество по вере (командное) – это такое товарищество, в котором хотя бы один компаньон отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а другой (другие) – ограничено, только своим вкладом.

3. Хозяйственные общества – это коммерческая организация, уставной фонд которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо).

Хозяйственные общества подразделяются на:

- общества с ограниченной ответственностью;

- общества с дополнительной ответственностью;

- акционерные общества (открытые и закрытые). 

Общество с ограниченной ответственностью – это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества.

Общество с дополнительной ответственностью – юридическое лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими физическими лицами).

Акционерное общество – добровольная организация юридических лиц и граждан (в т. ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

4. Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

5. Государственные и муниципальные предприятия – это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация.

Публичные корпорации не выпускают в обращение акции. Они принадлежат государству, при этом правительство действует подобно совету директоров, которому от имени граждан доверяется эффективное управление общественной собственностью.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия.

6. Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной [11].

2.1.2. Характеристика организационно-правовой формы некоммерческих организаций

Некоммерческим организациям присущи следующие признаки:

1) наличие юридического лица;

2) основной целью не является получение прибыли;

3) возможная прибыль не может быть распределена между участниками.

Статус юридического лица означает, что организация имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поскольку целью некоммерческой организации не является получение прибыли, то она создается и функционирует в рыночной экономике для создания общественных благ. В зависимости от вида экономической деятельности некоммерческие организации могут создаваться и действовать в следующих целях: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья населения, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, интересов частных лиц и организаций, оказания юридической помощи и др.

Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основной деятельности некоммерческой организации и не может быть распределена между ее участниками.

Существуют следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

1. Общественные и религиозные организации (объединения)

2. Фонд

3. Учреждение

4. Некоммерческое партнерство

5. Автономная некоммерческая организация

6. Потребительская кооперация

7. Объединение юридических лиц

8. Государственная корпорация

9. Товарищества собственников жилья

10. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие организации.

Учредительные документы некоммерческой организации:

1) устав, утвержденный учредителями;

2) учредительный договор;

3) решение собственников о создании учреждения и устав, утвержденный собственниками этого учреждения.

Государственная регистрация некоммерческой организации осуществляется в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации в органах юстиции.

При прекращении деятельности некоммерческой организации должны быть следующие основания:

1) решение учредителей;

          2) истечение срока, на который была создана организация;

3) достижение цели, для которой была создана организация;

4) признание судом недействительной регистрации в связи с допущенными при создании некоммерческой организации нарушениями.

Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлен порядок и сроки проведения ликвидации (комиссию назначают участники).

Процесс ликвидации состоит из следующих этапов:

1) помещение ликвидационной комиссией в органах печати сообщения о ликвидации некоммерческой организации;

2) принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации;

3) составление промежуточного ликвидационного баланса;

4) продажа имущества организации;

5) выплата денежных средств кредиторам;

6) составление ликвидационного баланса (его составляют участники некоммерческой организации) [2; 3].

 

2.2. Налогообложение предприятий

          2.2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные сроки.

Основополагающим документом законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты орга­нов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух час­тей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и поло­жения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается части второй НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в ста­дии разработки.

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавли­вает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, на­логовых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные поло­жения по определению объектов налогообложения, исполнению нало­говых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению уче­та поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплатель­щиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за пос­ледние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики.

НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Налоги в России разделяются на три уровня:

1) федеральные;

2) республиканские (областные);

3) местные.

1. Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на операции с ценными бумагами;

4) таможенные пошлины;

5) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

6) платежи за использование природными ресурсами;

7) налог на прибыль (доход) предприятий;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) налоги в дорожные фонды;

10) гербовый сбор;

11) государственные пошлины;

12) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

2. Республиканские (областные) налоги:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной налог;

3) республиканские платежи за природные ресурсы;

4) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

3. Местные налоги:

1) налог на рекламу;

2) земельный налог;

3) налог на имущество физических лиц;

4) целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство и др.;

5) сбор на нужды образовательных учреждений;

6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. [1; 11].

         2.2.2. Современные проблемы налогообложения предприятий

Отмечая явные достоинства принятого закона, нельзя не обратить внима­ние и на некоторые спорные положения, содер­жащиеся в нем. Так, к примеру, члены Коми­тета Совета Федерации по промышленной по­литике, рассмотрев этот правовой документ, высказали следующие замечания. На их взгляд, стремление авторов закона урегулировать ши­рокий спектр финансовых и налоговых вопро­сов привело к не всегда удачному объединению в его рамках норм, регулирующих взимание различных по природе и назначению налогов и сборов. В частности, в законе не учтено, что отмена с 1 января 2004 г. ряда местных и реги­ональных налогов и сборов (курортный сбор, налог на строительство объектов производ­ственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу ав­томобилей, сбор с владельцев собак и др.) су­щественно уменьшит наполняемость бюдже­тов соответствующих субъектов и муници­пальных образований. Возможно, частично эта проблема будет снята благодаря перераспре­делению платежей по налогу на прибыль орга­низаций. Однако полностью результат отмены столь большого количества фискальных плате­жей будет виден только после вступления за­кона в действие [2; 9].      

2.2.3. Порядок исчисления и уплаты налога на рекламу. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний

Решения по налогу на рекламу принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. №2118-1.

Ставка, порядок исчисления и уплаты налога определяются представительными органами местного самоуправления. Ставка не может превышать 5% от стоимости услуг по рекламе.

Налог на рекламу – ставка налога 5%.

Получатель налога - местный бюджет.

Объект налогообложения – стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы (без НДС).

Сроки уплаты налога – при сдаче бухгалтерской отчетности.

Законом Российской Федерации № 4737-1 от 2 апреля 1993 года вменен "Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (далее — сбор). Плательщики этого сбора — организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и использующими эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях, как имя собственное.

Сбор за использование наименований “Россия”, “РФ” - ставка 0,5 или 0,05%.

Объект налогообложения – стоимость реализованной продукции (работ, услуг) без НДС.

Получатель сбора - федеральный бюджет.

Уплачивается до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом.

Сбор по ставке 0,5 процента от стоимости реализованной продукции (работ, услуг) уплачивают организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, кроме торгующих и заготовительных. В размере 0,05 процента от товарооборота – заготовительные, снабженческо-сбытовые и торгующие организации.

В размере стократного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда, действующего на момент уплаты сбора – другими организациями

Сумма сбора определяется налогоплательщиком самостоятельно и уплачивается в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала.

Что же касается слова "русский", используемого в наименованиях изделий, то по национальному признаку никаких налогов и сборов не начисляется.

Неоднократно уже предлагалось отме­нить сбор за использование наименований «Россия», «Российская Фе­дерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Сбор совершенно неэффективен в фискальном отношении и несправедлив в социальном плане, так как порой искусственно сдерживал естественное желание предпринимателей подчеркнуть государственную принадлеж­ность предприятия или фирмы. Ограничение прежде всего касалось малых предприятий с небольшими доходами [1; 4; 5].

          2.3. Порядок формирования прибыли предприятий

2.3.1. Прибыль предприятия как экономический результат деятельности предприятий

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т. е. себестоимость продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т. е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т. е. включающий в себя оплату труда и прибыль.

Конечный финансовый результат (валовая прибыль или валовой убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции [12].

2.3.2. Формирование прибыли в бухгалтерском учете предприятия (форма №2 «отчет о прибылях и убытках»)

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

а) выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

б) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

в) валовая прибыль;

г) коммерческие расходы;

д) управленческие расходы;

е) прибыль (убыток) от продаж.

2. Прочие доходы и расходы:

а) проценты к получению;

б) проценты к уплате;

в) доходы от участия в других организациях;

г) прочие операционные доходы;

д) прочие операционные расходы;

е) внереализационные доходы;

ж) внереализационные расходы.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения.

4. Отложенные налоговые активы.

5. Отложенные налоговые обязательства.

6. Текущий налог на прибыль.

7. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

2.3.3. Формирование прибыли для целей налогообложения (как объекта налогообложения)

Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, исчисляемый от налогооблогаемой (расчетной) прибыли по ставке 35%, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет, а до 22% - в местные бюджеты. В целях налогообложения из валовой прибыли исключаются: прибыль от других видов деятельности; различные доходы, по которым ставка налогообложения отличается от 35%; отчисления в резервные фонды; льготы и др. По налогу на прибыль предусматривается система льгот. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы:

1) направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (включая капитальные вложения в очистные сооружения), жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота действует и при долевом участии в финансировании указанных затрат;

2) затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы (учреждений здравоохранения, образования, детских садов и др.), а также затрат на эти цели при долевой участии (в пределах норм местных органов власти);

3) взносов на благотворительные цели, но не более 3% налогооблагаемой прибыли (а в случае взносов в чернобыльские фонды – до 5%);

4) направленные образовательными учреждениями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от налогооблагаемой прибыли, и др.

Ставка налога на прибыль предприятия понижается на 50%, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Не уплачивают налог на прибыль в первые 2 года работы малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, стройматериалов, медицинской техники, лекарств; предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Льгота действует, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки. В 3-й и 4-й годы работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от «льготных» видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Льготы для малых предприятий не распространяются на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Общая величина перечисленных и ряда других льгот не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50% [1; 11].

2.3.4. Расчет прибыли до налогообложения

Показатель

За отчетный период

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи товаров

314879442

Себестоимость проданных товаров

263035842

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

29726939

Управленческие расходы

Прибыль от продаж

22116661

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

17864

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

1383673

Внереализационные доходы

1499198

Внереализационные расходы

588252

Прибыль до налогообложения

5281127

1. Находим прибыль от продаж:

Ппр = Д – (С + Кр),

где Ппр – прибыль от продаж;  

      Д – доход (выручка от продажи товаров);

      С – себестоимость проданных товаров;

     Кр – коммерческие расходы.

 

Ппр = 314879442 – (263035842 + 29726939) = 22116661

2. Находим прибыль до налогообложения:

П = Ппр + Дорг – (Ропер + Рве) + Двн ,

 

где Дорг – доходы от участия в других организациях;

      Ропер – прочие операционные расходы;

      Рвн – внереализационные расходы;

      Двн – внереализационные доходы.

П = 22116661 + 17864 – (1383673 + 588252) + 1499198 = 21661798

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития регионов, факторы размещения и регионального развития.

При оценке состояния потребительского рынка выбор индивида является результатом сложного взаимодействия факторов культурного, социального, личного и психологического характера. Многие из этих факторов не поддаются влиянию со стороны деятеля рынка. Однако они оказываются полезными для выявления покупателей с повышенной заинтересованностью в товаре. Другие факторы поддаются воздействию со стороны деятеля рынка и подсказывают ему, как разработать и оценить товар, наладить его распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наиболее сильную ответную реакцию потребителей.     

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил и об экономике регионов.

Региональная экономика – единственная экономическая дисциплина, предметом которой служат территория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, ее структурная перестройка, экономические связи и др.

В условиях суверенизации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, центр тяжести исследований региональной экономики перемещается с вопросов размещения производительных сил на проблемы социального и экономического развития субъектов Федерации.

Без знания территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями, грамотно оформлять бартерные сделки, экономические соглашения и т.д.

Цель изучения предмета «региональная экономика» - формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать социально-экономические процессы на конкретной территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во,2003.-592с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.01.03 г. – М.: Юрайт,2003.-462с.

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ.

4. О рекламе: Федеральный закон от 18 июля 1995 года №Ю8-ФЗ.

5. О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний: Закон РФ от 2 апреля 1993 года №4737-1.

6. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., Ростов н/Д:2000.-448с.

7. Региональная экономика. Учебное пособие/Под ред. проф. М.В Степанова.-М.:ИНФРА-М.-2000.-464с.

8. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В.И. Ведяпина, М.Ф. Степанова.-М.:2002.-686с.

9. Рынок труда. Учебник/Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М.:Экзамен,2000.-386с.

10. Филип Котлер Основы маркетинга. М.:Ростинтэр,1996.-698с.

11. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М,1999.-520с.

12. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ»,1999-584с.