Оглавление

Введение                                                                                                 3

Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие           4

          1.1. Ключевые понятия инвестиционной деятельности                 4

          1.2. Классификация инвестиций и источники их  

                 финансирования                                                                         7

Глава 2 Инвестиционная политика в России                                          15

          2.1.Общая характеристика и  проблемы инвестиционной

                политики                                                                                   15

          2.2. Создание благоприятных условий для

                 инвестиционной политики                                                      21

Заключение                                                                                               27

Список литературы                                                                                  28

Введение

Главным условием успешного проведения инвестиционной деятельности на каждом ее этапе является состояние отечественной экономики. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий пока не существует.

Сегодня вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала

Необходимым условием улучшения инвестиционного климата является дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата является обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке (включая личную безопасность  и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков).

Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие

           1.1. Основные понятия инвестиционной деятельности

В соответствии с Российским законодательством под инвестици­онной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуще­ствление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [12, 14, 19]. При этом инвести­циями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство (в том числе имущественные права, иные права, имеющие де­нежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полез­ного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средст­во достижения экономической эффективности, на основе кото­рой могут быть решены многообразные экономические и социаль­ные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инве­стиций, социальную эффективность, т.е. финансовые последст­вия инвестиционных вложений для местного, регионального и фе­дерального бюджетов; сравнительную экономическую эффектив­ность, объективно характеризующую преимущества данного инве­стиционного проекта [13, 20, C.34].

Процесс управления инвестиционной деятельностью представ­ляет собой сознательное целенаправленное регулирование движе­ния всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и дру­гих видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта [11, C.16].

Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности явля­ются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на террито­рии Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Инвесторами могут быть фи­зические и юридические лица, создаваемые на основе дого­вора о совместной деятельности и не имеющие статуса юри­дического лица объединения юридических лиц, государст­венные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физиче­ские и юридические лица, осуществляющие реализацию ин­вестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяет­ся правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установ­лены договором и (или) государственные контрактом в соот­ветствии с законом Российской федерации.

• Подрядчики — физические и юридические лица, которые вы­полняют работы по договору подряда и (или) государствен­ному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчи­ки обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех ви­дов деятельности, которые подлежат лицензированию в соот­ветствии с федеральным законом.

• Пользователи объектов инвестиционных вложений — физиче­ские и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и ор­ганизации, для которых создаются указанные объекты. Поль­зователями объектов инвестиций могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функ­ции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними [6, C.56-80; 18, C.119-155; 24, C.15-47].

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созда­ваемые и модернизированные основные фонды и оборотные сред­ства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бума­ги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом пра­вам и интересам физических и юридических лиц и государства, за­прещены.

1.2. Классификация инвестиций

Классификация инвестиций может быть представлена следую­щим образом.

По назначению различают производственные инвестиции (про­изводственная сфера), инвестиции социального назначения (со­циальная сфера), инвестиции природоохранного и экологическо­го назначения (экологическая сфера).

По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные [2, C.91; 5].

В зависимости от источников финансирования выделяют: госу­дарственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.

В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (ре­альные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; (структура реальных инвестиций представлена в таблице 1.1.); портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции  науку, приобретение патентов и т.д.

Исходя из таблицы 1.1. можно сказать, что в период с 1995 по 1997 год произошел заметный рост  инвестиций в нефинансовые активы (с 352 трлн. руб. в 1995 году до 553 трлн. руб.  в 1997 году). Соответственно приростом инвестиционного потока отмечен основной капитал, нематериальные активы и т.д. В общем можно констатировать, что за рассматриваемый период времени приток инвестиций возрос практически в два раза, что благоприятно должно было сказаться на развитие тех предприятий, организаций, в которые он был направлен.

Несколько изменяются показатели в 1998 г, в котором на развитие экономики и социальной сферы в целом по России использовано 402,4 млрд. руб. инвестиций, что на 6,7% меньше уровня 1997 г.

Рост инвестиций отмечен в 30 регионах, в том числе на 20% и более – в

Таблица 1.1.

Инвестиции в нефинансовые активы (реальные инвестиции)

в 1995—1997 гг. (в фактических ценах)

 

Виды инвестиций

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Трлн.

руб.

В % к итогу

Трлн.

руб.

В % к итогу

Трлн.

руб.

В % к итогу

Инвестиции в нефинан­совые активы

352,0

100

495,6

100

553,0

100

в том числе:

в основной капитал

267,0

75,9

376,0

75,9

408,8

73,9

в нематериальные активы

0,4

0,1

0,6

0,1

0,7

0,1

в пополнение запасов

материальных оборот­ных средств

35,3

10,0

46,5

9,4

65,3

11,8

Московской области (на 57,9%), Республике Татарстан (на 36,3%), Новгородской, белгородской и Ивановской областях (на 22-25%). Значительное сокращение объема инвестиций произошло в 1998 г. в Таймырском автономном округе (на 55,4%), Республике Дагестан (на51,8%), Агинском Бурятском автономном округе (на 48,5%), Еврейской автономной области (на 47,7%).

Общий объем иностранных инвестиций, направленных в нефинансовый сектор экономики России, за 1998 г. составил 11,8 млрд. долл. США, из которых на долю прямых иностранных вложений приходилось 29,86% всего объема вложений иностранных инвесторов.

Распределение объема иностранных инвестиций в 1998 г. в региональном аспекте, характеризующееся сохранением позиций Центрального района во главе с Москвой, сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов, расположенных в приграничных районах, приводится в таблице 1.2.

Данные таблицы 1.2. свидетельствуют о том, что основные иностранные вложения приходятся на Центральный район России (6959 млрд. долл. США). Менее всего иностранных инвестиций получает Дальневосточный район (554 млрд. долл., что почти в 11 раз меньше, чем в Центральном районе). Возможно такое распределение инвестиционного потока является одной из причин неблагоприятного экономического состояния самой восточной части нашей страны – Дальневосточного района. Примерно равная доля инвестиций приходится на Поволжский и Западно-Сибирский районы (1010 и 932 млрд. долл. соответственно). Таким образом, основные инвестиции сосредоточиваются в западной части России,  тем самым, содействуя благоприятному ее развитию [23, C.60-64].

Таблица 1.2.

Распределение объема иностранных инвестиций

(млн. долларов США)

Поступило

В том числе

Всего

В % к итогу

Прямые

Порт-

фельные

Прочие

Всего инвестиций

11773

100

3361

191

8221

Из них:

Центральный район

6959

59,1

1624

24

5311

Москва

5860

49,8

803

16

5041

Московская область

709

6,0

637

0,4

72

Западно-Сибирский район

932

7,9

268

0,7

663

Тюменская область

182

1,5

91

0,1

91

Северо-Западный район

652

5,5

360

7

285

Санкт-Петербург

413

3,5

260

6

147

Дальневосточный район

554

4,7

250

3

301

Республика Саха (Якутия)

197

1,7

0,9

-

196

Сахалинская область

136

1,2

132

-

4

Поволжский район

1010

8,6

278

-

732

Республика Татарстан

684

5,8

3

-

681

Самарская область

193

1,6

186

-

7

Источниками финансирования инвестиций могут быть как внут­ренние, так и внешние. В соответствии с действующим законода­тельством в России основными источниками финансирования ин­вестиций хозяйствующих субъектов являются:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов — прибыль, амортизационные отчисле­ния и т.д.;

• заемные финансовые средства инвесторов — банковские кредиты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюд­жетные кредиты;

• привлеченные финансовые средства инвесторов — паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;

• средства внебюджетных фондов;

• средства государственных бюджетов, предоставляемых на безвозмездной основе;

• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;

• средства иностранных инвесторов [21, C.59-77].

Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источ­никами являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся ост­рым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйст­вующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.

Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направ­ляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, на­правленная на финансирование капитальных вложений производст­венного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а так­же на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капи­тальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются; суммы амортизации, начисленной по основным фондам, принадле­жащим предприятию, с начала года на отчетную дату.

По абсолютным показателям реальные инвестиции в фактически действующих ценах за период с 1995 по 1997 гг. увеличились в 6 раза, в том числе в основный капитал — в 1,5 раза. Однако перерасчет с учетом индексов инфляции в сопоставимых ценах даст: ост всего лишь в 1,1 раза [15, C.691].

Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборот­ами средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйству­ющих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержа­ние кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расшире­нии объемов и масштабов хозяйственной деятельности.

Основ­ными источниками финансирования выступают прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мо­билизованные через эмиссию ценных бумаг и др. [3, C.278-310].

Своеобразной формой финансирования инвестиционной дея­тельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и не­движимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кре­дит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В догово­ре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Лизинговые операции делятся на два вида:

Оперативный лизинг — срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора.

Финансовый лизинг — лизинг с полной окупаемостью. Аренд­ные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.

Использование лизинговой формы инвестирования дает воз­можность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизинго­получателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей [9, C.117-121; 20, C. 123-127].

Наряду с внутренними источниками инвестирования важней­шее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невоз­можно осуществление эффективной реконструкции и модерниза­ции производственных мощностей, резкого повышения техноло­гического уровня производства, преодоления затянувшегося кри­зиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:

- служат дополнительными источниками капитала для непо­средственного финансирования производства конкретные товаров и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

- в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению:

- способствуют росту занятости населения, повышению ква­лификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;

- способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;        

- обеспечивают наиболее мягкому и эффективному включе­нию отечественной экономики в мировое хозяйство, благодаря производственной и научно-технической коопераций, причем, что особенно важно, именно производственному включению, а не идущим лишь через организацию связям в сфере обращения;

- способствуют формированию конкурентной рыночной сре­ды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;

- содействуют развитию экспортной базы страны и сокраще­нию национального экспорта и импорта [1, C.115-156; 10, C.5-18].

Однако становление иностранного предпринимательства в Рос­сии сталкивается с определенными экономическими и политиче­скими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций сле­дует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стра­тегии государства, необходимо создание благоприятного инвести­ционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инве­стиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения ка­питалов, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.

Глава 2 Инвестиционная политика в России          

           2.1. Общая характеристика и проблемы инвестиционной

                  политики

В современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). В развитие следующих пяти отраслей- машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций.  Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.

Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.

Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал [8, C.29-38].

Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется пред­приятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы [7, C.3-16].

Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:

- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денеж­ные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций [2, C.119; 6, C,78-80; 14; 19].

В системе управления финансами предприятий важнейшим на­правлением является управление инвестиционной деятельно­стью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ре­сурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за го­ды экономических реформ инвестиционная активность предпри­ятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижени­ем уровня рентабельности с соответствующим уменьшением на­правления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих креди­тов на осуществление проектов в связи с невозможностью их оку­паемости [12, C.710].

Одним из важнейших направлений корректировки экономиче­ских реформ в России следует считать развитие и повышение эф­фективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестрой­ки и экономических реформ не привел к стабилизации нацио­нальной экономики и повышению эффективности ее функцио­нирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой не­обходимости преодоления затянувшегося финансово-экономиче­ского кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномас­штабного инвестирования.

Потребность в коренном обновлении на базе применения науч­но-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестицион­ных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджет­ных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджет­ных средств.

Основным условием формирования благоприятного инвестици­онного климата для иностранного капитала является либерализа­ция инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влия­ние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурент­ные позиции страны в борьбе за иностранные вложения [17, C.20-31]. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государствен­ная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том слу­чае, если иностранные инвесторы уверены в политической и эко­номической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала [25, C.13-16]. Динамика и структура иностранных инвестиций пред­ставлены в таблице 2.1. Следуя данным таблице можно заметить, что  за период с 1995 по 1997 гг. иностранные инвестиции возросли более чем в 4 раза и составили в 1997 году 12 295 млн. долл.     При    этом    прямые  инвестиции, т.е. взносы в уставный

Таблица 2.1.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

Виды инвестиций

1995 г.

1996 г.

1997 г.

В млн. долл. США

в%

к итогу

В млн. долл. США

в%

к итогу

В млн. долл. США

в%

к итогу

Всего инвестиций

2983

100

6970

100

12295

100

в том числе:

Прямые инвестиции

2020

67,7

2440

35,0

5333

43,4

Из них:

взносы в уставный капитал

1455

48,8

1780

25,5

2127

17,3

кредиты, полученные от зарубежных совла­дельцев предприятий

341

11,4

450

6,5

2632

21,4

прочие прямые инвестиции

224

7,5

210

3,0

574

4,7

Портфельные инвестиции

39

1,3

128

1,8

681

5,5

Из них:

Акции

11

0,4

42

0,6

572

4,6

долговые ценные бумаги

28

0,9

86

1,2

109

0,9

в том числе

Краткосрочные

21

0,7

83

1,2

85

0,7

Долгосрочные

7

0,2

3

0,0

24

0,2

прочие инвестиции

924

31,0

4402

63,2

6281

51,1

из них:

торговые кредиты

187

6,3

407

5,8

240

1,9

прочие кредиты банковские вклады

493 6

16,5 0,2

2719 942

39,0 13,6

4347 1 384

35.4

:l

11.?

Прочее

238

8,0

334

4,8

310

2.5

капитал, креди­ты, полученные от совладельцев предприятий, возросли сущест­венно меньше — в 2,6 раза, в то же время по прямым инвестици­ям в виде торговых кредитов и банковских вкладов рост составил 579,8%. В 1998 и 1999 годах в связи с дефолтом динамика иностранных инвестиций имела отрицательное значение.

2.2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной

       политики

Использование иностранных инвестиций должно осуществлять­ся под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранно­го участия в капитале местных предприятий до различных требова­ний процедурного характера. Без регулирования иностранные ин­весторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономи­ки. Мировая экономика выработала «универсальный» набор эко­номических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:

а) экономические освобождение вновь создаваемых совмест­ных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;

• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;

• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;

• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;

• специальные гарантии Правительства РФ в части сохране­ния налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;

• специальные меры по защите внутреннего рынка посредст­вом пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;

• сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­ных пошлин на оборудование и материалы, вводимые ино­странными инвесторами;

• освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­порта товаров, производимых на предприятиях с иностран­ными инвестициями или на территории свободных экономи­ческих зон (СЭЗ);

• предоставление права ускоренной амортизации;

• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические:

• улучшение условий (выделение земли, предоставление ин­формации и услуг по маркетингу, социально-экономическо­му маркетингу и др.);

• консультирование иностранных фирм относительно особен­ностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, от­раслях и т.п.;

• методическое обеспечение организации инвестиционной де­ятельности в стране;

• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­рованием;

• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­зи, транспорта, дорог и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной дея­тельности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:

совершенствования системы налогов, механизма начисле­ния амортизации и использования амортизационных отчис­лений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, не носящих индивидуально­го характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природны­ми ресурсами, не противоречащих законодательству Россий­ской Федерации;

• расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строи­тельства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтин­гов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестици­онной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фон­дов.

Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:

• разработка, утверждение и финансирование инвестицион­ных проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, а также инвестици­онных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской фе­дерации;

• формирования перечня строек и объектов технического пе­ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­нансирования их за счет средств федерального бюджета. По­рядок формирования указанного перечня определяется Пра­вительством Российской Федерации;

• предоставления на конкурсной основе государственных га­рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­рального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции), а также за счет средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

• защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­рации);

• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­дящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным ин­весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельно­сти предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:

 - средства предоставляются на возвратной, платной и сроч­ной основе;

- финансирование предоставляется только под высокоэффективные  инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;                          

- предоставление гарантий со стороны государства;

- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета [4, C.16-19; 16, C.43].

Финансовые инвестиции  предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя плани­рование, анализ и регулирование состава портфеля для достиже­ния поставленных перед портфелем целей при сохранении необхо­димого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связан­ных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвести­ций являются:

• сохранность и приращение капитала;

• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использо­ваны для расчетов;

• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, пра­вам, продукции;

• расширение сферы влияния [22, C.19-33; 21, C.132-154].

Объектом портфельного инвестирования предприятий являют­ся как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционер­ных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги — векселя, депозитные серти­фикаты банков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансо­вых инвестициях:

• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;

• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значитель­ные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспе­чивающей объективную оценку текущего состояния финан­сового рынка и составление адекватных прогнозов его изме­нения [1, C.115-189].  

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следую­щих компонентов:

• поступления в форме дивидендов и процентных платежей;

• доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находя­щихся в портфеле;

• разница между курсами покупок и продаж при краткосроч­ных операциях на вторичном рынке.

Заключение

                                Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1997.-С.115-189.

2. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 1998.-С.88-119.

3. Бочаров В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие.-СПб.: СПРбУЭФ, 1996.-С.278-310.

4. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России.-1997.-№11-12.-С.16-19.

5. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 10 февраля 1999 года) от 4.07.91 №1545-1.

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1999.-С.56-80.

7. Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России // Маркетинг.-1997.-№4.-С.3-16.

8. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал.-1998.-№3.-С.29-38.

9. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-С.117-178.

10. Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства.-М.: финансы и статистика, 1996.-С.5-18.

11. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.-М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.-С.16-35.

12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года) от 29.06.95 №633.

14. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.98 №374.

15. Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстата России, 1998.-С.691, 710.

16. Справочник финансиста предприятия.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.43.

17. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО.-1998.-№1.-С.20-31.

18. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.119-155.

19. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.2.99 №39-Ф3.

20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти.-М.: Издательство «Перспектива», 2000.-520с.

21. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой.-М.: Финансы и статистика, 2000.-С.59-147.

22. Чебанов С. Иностранные инвестиции 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№3.-С.19-33.

23. Шадрина  Т.Б. Регионы и их место в экономике России // Вопросы статистики.-1999.-№9.-С.60-64.

24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 1997.-С.15-47.

25. Щетинин В. Проблематика иностранных инвестиций в современном мире // Общество и экономика.-1998.-№1.-С.13-16.