Оглавление

Вопрос № 1…………………………………………………………………3

Вопрос № 2…………………………………………………………………3

Вопрос № 3…………………………………………………………………4

Вопрос № 9…………………………………………………………………5

Вопрос № 10………………………………………………………………..6

Вопрос № 11………………………………………………………………..8

Вопрос № 16………………………………………………………………..9

Вопрос № 17………………………………………………………………10

Вопрос № 20………………………………………………………………12

Вопрос № 21………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………….15

Вопрос № 1

Вы – президент России  вам нужно принять решение по способу преобразования ее экономики от директивной к основной на рыночных принципах, исходя из двух альтернативных подходов:

- управляемый переход к свободному рынку;

          - обеспечить свободную конкуренцию, и рынок сам все расставит по своим местам.

Используя сведения о принципах самоорганизации природы, которые она реализовала на этапе возникновения жизни и биосферы, обоснуйте вариант, которому вы отдаете предпочтение.

Ответ:

Необходимо обеспечить свободную конкуренцию.

Вопрос № 2

Согласно второму закону термодинамики в природе все стремится к состоянию равновесия. Поскольку этому закону подчиняются и экономические процессы, то дифференциация по доходам на душу населения между развитыми и развивающимися странами должна со временем уменьшаться, а она растет.

На основе анализа процессов: «перекачки мозгов», «кредитной иглы», неуправляемого роста народонаселения в развивающихся странах, рассмотрите принципы функционирования так называемого «дьявольского насоса», обеспечивающего перераспределение энтропии в обществе.

Ответ:

Специалисты из развивающихся стран уезжают работать в более развитые страны, тем самым они приносят пользу стране, которая и так хорошо развита. Развивающиеся страны должны постоянно брать кредиты, за которые нужно расплачиваться. Неуправляемый рост населения в развивающихся странах делает еще более бедными отдельные слои населения.

Вопрос № 3

В нашей стране в настоящее время «зелеными» развернута компания по борьбе с проектом разрешения ввоза отработанного ядерного топлива из других стран, имеющих ядерные реакторы, но не обладающих технологиями и мощностями для их переработки. Основное возражение: разрешив ввоз, мы превратим Россию в ядерную свалку, что приведет к резкому повышению радиационного загрязнения. Какую позицию займете вы, если знает что:

- сжигание угля приводит к неконтролируемому выбросу радиоактивных элементов, содержащихся в нем, с дымом и зольными отходами. При этом совокупное радиационное загрязнение от этих элементов за двадцать лет эквивалентно загрязнению от атомных электростанций при их работе в течение 500 лет;           

- при сжигании углей и нефти, обладающих сернистостью 2,5%, ежегодно образуется около 70 кг вредных веществ на каждого жителя планеты. В России ТЭК производит 48% выбросов загрязняющих веществ и 70% общего объема парниковых газов;

- от атомной электростанции нет выбросов углекислого газа, и она не потребляет кислород;

- планируемое к переработке отработанное топливо – это, в основном плутоний – основной компонент для ядерного оружия. Реакторы расположены в 35 странах, в большинстве из которых далеко не демократический строй;

- плутоний можно в будущем использовать в разрабатываемых в настоящее время реакторах на быстрых нейтронах, что приведет к сокращению добычи урана в нашей стране;

- за переработку нам заплатят 5 миллионов долларов в год, а переработанное топливо планируется вернуть назад;

- уголь, нефть и газ необходимо добывать и транспортировать из Сибири. Они не возобновляемы, а запасов нефти и газа в нашей стране максимум на 50 лет и их целесообразнее использовать в химии.

Ответ:

Даже зная все это, я категорически возражаю против ввоза ядерного топлива. Если бы все это было так выгодно, то почему же более развитые страны не хотят ввозить ядерное топливо.

Вопрос № 9

Используя первый закон Ньютона объясните, почему Луна, притягиваясь к Земле, не падает на нее, и ее траектория имеет эллиптический вид.

Ответ:

Луна – ближайшее к нам небесное тело, природный спутник Земли. Как всякий спутник планеты, Луна описывает относительно тяготеющего центра (в данном случае Земли) эллипс. Земля находится в одном из фокусов этого эллипса.

Близость Луны к Земле, возможность путем исследования ее физических условий, рельефа, состава и свойств грунта расширить наши знания о Солнечной системе сделали Луну важнейшим объектом космических исследований.

2 января 1959 года в сторону Луны стартовала первая советская автоматическая станция «Луна-1». В последующие годы на Луну были запущены десятки космических аппаратов, и полет каждого из них приносил новые знания о Луне, позволял продвинуться в изучении ее природы.

В частности, было установлено, что Луна не имеет магнитного поля. Это позволяет утверждать, что именно поэтому она не падает на Землю [5].

Вопрос № 10

Объясните, почему бывают лето и зима. В каком полушарии лето теплее, а в каком длиннее?

Ответ:

Земля совершает один оборот вокруг оси своего вращения за 23 часа 56 мин. 4 с. Этот промежуток времени называется звездными сутками. Сутки, которыми мы ведем счет времени в повседневной жизни, называются средними. В них содержатся 24 часа и учитывается не только вращение Земли, но и ее движение (обращение) вокруг Солнца. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 час. 9 мин. 9 сек. Этот период обращения называется звездным годом.

Вследствие обращения Земли вокруг Солнца, наклона земной оси к плоскости эклиптики и сохранения ею своего направления в пространстве на нашей планете происходит смена времен года и существуют тепловые (климатические) пояса.

21 марта и 23 сентября в равной мере освещены оба географических полюса Земли, и Солнце там видно только на горизонте. Линия светораздела, отделяющая освещенное Солнцем (дневное)  полушарие Земли от неосвещенного (ночного), проходит через оба полюса. Все точки земной поверхности полсуток освещаются Солнцем, а полсуток лишены освещения, то есть в эти дни года продолжительность дня равна продолжительности ночи. День 21 марта называется днем весеннего равноденствия, а день 23 сентября – днем осеннего равноденствия. После 21 марта область вокруг Северного полюса обращена к Солнцу, и в ней Солнце не заходит. Это время определяет полярный день. Область вокруг Южного полюса в это время не освещается Солнцем, то есть в ней Солнце не восходит. Здесь наблюдается полярная ночь. В Северном полушарии Земли день постепенно становится продолжительнее ночи.

Солнце в полдень с каждым днем все выше поднимается над горизонтом, начинается весна. В Южном полушарии, наоборот, начинается осень. Границы полярного дня и полярной ночи постепенно отступают от полюсов и к 21 марта достигают в обоих полушариях географических параллелей 660 331. Эти параллели являются границами холодных климатических поясов и называются полярными кругами. В этот день полуденная высота Солнца в Северном полушарии наибольшая, а в Южном полушарии – наименьшая. Начинается соответственно астрономическое лето и астрономическая зима [5].

После 21 июня границы полярного дня и полярной ночи приближаются к географическим полюсам и 23 сентября доходят до них, а затем снова от них удаляются. Теперь уже область полярной ночи начинает распространяться вокруг Северного полюса. В Северном полушарии с каждым днем Солнце поднимается в полдень на меньшую высоту, день становится короче ночи. Наступает осень, а затем зима. В Южном полушарии картина обратная: там наступает весна, а затем лето.

  

Пояс земной поверхности, ограниченный по обе стороны от экватора географическими параллелями 230 271 (северным и южным тропиками), называется жарким, или тропическим.

Между полярными кругами и тропиками лежат умеренные пояса; в них никогда не бывает полярных дней и ночей, и Солнце никогда не проходит через зенит [2]

Лето теплее в Южном полушарии, а длиннее в Северном.

Вопрос № 11

Когда свет падает на предмет, то часть света отражается. Объясните, куда девается остальная часть и как свет взаимодействует с веществом.

Ответ:

Светом называют электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. Свет рассматривают иногда как волну, переносящую электромагнитные колебания, иногда – как поток фотонов. Это связано с тем, что в одних случаях проявляются главным образом волновые свойства света, в других – корпускулярные.

Свет характеризуется длиной волны, частотой колебаний, скоростью распространения волны.

Быстрее всего свет движется в пустом пространстве. Если же световой поток проходит через какое-либо прозрачное вещество (стекло, кварц, воду), то его электрическое поле не успевает раскачать атомные ядра и электроны внутренних атомных оболочек: оно вызывает колебания только внешних электронов атомов, удерживаемых ядрами сравнительно слабо. При этом внешние электроны атомов начинают повторять движение световой волны и испускать свет той же длины волны и того же направления, что и падающее излучение.

Первичная волна и волна, рожденная колебаниями электронов, складываются. Но скорость результирующей волны оказывается меньше скорости падающей первичной волны. Вследствие этого при прохождении света через какое-либо вещество наблюдается его замедление.

В частности, в воде скорость света в 1,33 раза меньше, чем в  воздухе. Это приводит к тому, что световые лучи на границе воздуха и воды преломляются. 

Если солнечный свет пропускать через призму, то световые волны с большей частотой колебаний отклонятся от своего первоначального направления сильнее, чем волны с меньшей частотой [6].

Вопрос № 16

Сформулируйте основные концепции современного естествознания и приведите собственные примеры проявления некоторых из них в любой из его областей.

Ответ:

Естествознание изучает Землю, на которой мы живем, Вселенную, простирающуюся вокруг нас, живую и неживую материю, которую мы познаем в своих ощущениях, и наконец самого человека.

Другими словами, Земля, Вселенная, материя, жизнь и человек составляют предмет естествознания. Современное естествознание образуется из таких областей научного знания, как:

- физика, химия, физическая химия, механика;

- география, геология, минералогия;

- метеорология, астрономия, астрофизика, астрохимия;

- биология, ботаника, зоология, генетика;

- анатомия и физиология человека, -

и многих других, изучающих нашу планету, ближний и дальний Космос, твердое вещество, жидкости и газы, жидкое вещество и человека как продукта природы [5].

Вопрос № 17

Объясните разницу между экологией и охраной окружающей среды. Может ли быть экология плохой, если это наука?

Ответ:

Экология – наука, изучающая соотношение организмов с условиями среды и формы их приспособления к условиям существования. К ее возникновению привел дарвинизм, а затем сама экология способствовала его развитию, давая конкретный материал для изучения борьбы за существование и естественного отбора [1].

Экология раскрывает структуру и закономерности эволюции биосферы в целом, изучая взаимосвязи по цепочке: особь – популяция – вид – биоценоз –биогеоценоз – биосфера.

Экологию разделяют на аутэкологию и синэкологию. Первая изучает взаимоотношения между видами и средой, вторая – между самими видами в составе биоценоза. Аутэкология изучает формы адаптации как результат естественного отбора, а синэкология раскрывает конкретные формы борьбы за существование. Конечно, обе ветви экологии взаимосвязаны и их разделение относительно. Особое значение для экологии имеет понятие популяции. Иногда экологию прямо определяют как биологическую дисциплину, исследующую «закономерности жизни популяций того или иного вида в конкретной среде их обитания» [4].

То пространство на земном шаре, в котором обитают живые организмы и функционируют экосистемы, называют биосферой. Это тонкая поверхностная оболочка, включающая в себя сушу, океаны и атмосферу. Именно в биосфере благодаря деятельности экосистем энергия солнечной радиации осуществляет коренные изменения физических и химических свойств инертного вещества Земли.

Экология – биологическая дисциплина, исследующая закономерности жизни популяций того или иного вида в конкретной среде их обитания.

Разного рода функциональные системы, включающие в себя сообщества живых существ и их среду обитания, называют экологическими системами. Экология выясняет, каким образом и в какой степени каждое живое существо зависит от абиотических и биотических факторов среды, в которой оно обитает. Между организмом и этими факторами появляются разнообразнейшие связи, в возникновении которых играют роль свет, температура, влажность, химические и другие компоненты окружающей среды.

В экологической проблематике большое место занимают вопросы загрязнения биосферы в результате деятельности человека. Загрязняются реки, истребляются леса, нарушается почвенный покров и т.д.

С этими вопросами связана проблематика долговременных и глобальных акций человечества по отношению к биосфере в целом, ибо долгосрочный прогноз эволюции биосферы под влиянием человеческой деятельности крайне важен для нормальной жизни на планете [3].

По мере усиления воздействия человека на природу все яснее обнаруживается противоречивый характер современного развития науки и техники, которые несут с собой не только избавление человечества от голода и нищеты, болезней, стихийных природных сил, рост материального и духовного богатства общества, но и определенные, отрицательные по отношению к природе, а в конечном счете и по отношению к самому человеку последствия. Перед современным обществом все настойчивее встает проблема сознательного регулирования своих отношений с природой, поддержания благоприятного для человека экологического баланса, обеспечивающего возможность существования будущих поколений.

В нашем столетии проблемы взаимоотношений человека с природой не могут ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабах всей планеты.

Сейчас определяются три основных аспекта в решении глобальных проблем:

1) технико-экономический, связанный с истощением природных ресурсов земного шара;

2) эколого-генетический, связанный с биологическим равновесием человека с живой природой при глобальном загрязнении окружающей среды;

3) социально-политический, поскольку вышеприведенные проблемы связаны с необходимостью их решения в масштабе всего человечества [2].

         

Вопрос № 20

Откуда взялся кислород, если он химически активен и не мог в свободном виде поступить из недр Земли?

Ответ:

В Мировом океане зародилась жизнь. В частности, растительность, возникшая в нем, обогатила атмосферу кислородом и сделала ее пригодной для жизни животных. Деятельность растительных организмов, произрастающих в океане и разлагающих воду на водород и кислород, и в настоящее время остается главным источником свободного кислорода для атмосферы.

Кислород, растворенный в океанской воде, берется из воздуха или является результатом фотосинтеза растений, произрастающих под водой. Он расходуется на дыхание живых организмов и окисление органических остатков.

В холодных (полярных) областях планеты океан извлекает кислород и углекислый газ из воздуха, газы растворяются в воде, и течения переносят их в глубинные слои и тропики. Кислород в глубинных слоях обеспечивает условия жизни животных и растений [5].

 

Вопрос № 21

Производит ли лес кислород, если при круговороте в биосфере количество веществ сохраняется? Какова главная функция леса?

Ответ:

В поддержании равновесия природных систем исключительно велика роль лесов. Они поглощают углекислый газ и восстанавливают кислород, препятствуя нарастанию жесткости климата, оберегают реки и почвы. Считается, что леса в тех регионах, где они могут расти, должны покрывать одну пятую или даже одну четвертую часть территории. Пока же во многих странах, и у нас в том числе, происходит активное уничтожение лесов. Кроме того, леса Европы  гибнут от загрязнения воздуха. Заметное угнетение крупных лесных массивов в последние десятилетия отмечается во многих европейских странах. Симптомами этого процесса являются потеря хвои, преждевременный спад листьев, сокращение роста деревьев, загнивание корней и сердцевины стволов.

Особое беспокойство должно вызывать уничтожение экваториальных и субэкваториальных лесов. Уничтожение влажных тропических лесов прямо ведет к нарастанию жесткости и сухости климата. Вместе с лесами гибнут и их обитатели, причем многие виды животных вымирают окончательно, то есть гибнет генофонд.

В стратегическом плане особое внимание обращается на создание лесополос. Они снижают непродуктивные потери почвенной влаги, сохраняют в подземных слоях дождевые и талые воды, препятствуют развитию оврагов, обогащают флору и фауну, служат убежищем для полезных насекомых. Полезащитные и противоэрозионные насаждения повышают урожайность озимых на 10-15%, многолетних трав – на 40-50% [5].

Список литературы

1. Биология и современность. Научное познание. – М.: Наука, 1980.-367с.

2. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2000.-448с.

3.  Дубинин Н.П. Общая биология. – М.: Просвещение, 1980.-336с.

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.-415с.

5. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.-532с.

6. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.-232с.