Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Роль финансов предприятий и финансового менеджера

              в современной рыночной экономике (теоретический аспект)……5

1.1. Сущность и функции финансов предприятия…………………...5

1.2. Принципы организации финансов предприятия……………….18

1.3. Структура системы управления финансами предприятия…….26

1.4. Функции, задачи и цели финансового менеджера…………….32

Глава 2 Практическая часть………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………….40

Список литературы…………………………………………………………41

Введение

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значитель­ной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке при­нятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, при­шел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Иными слова­ми, имевший место в системе {политика <=> экономика} очевидный перекос в сторону первого элемента, подразумевавший его неоспори­мую доминанту, постепенно нивелируется.

Происходит реструктуризация экономики, все большее число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые ре­зультаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих ре­шений в системах любого уровня. Этим обусловливается стремитель­ный рост значимости прикладных экономических наук - бухгалтер­ского учета, финансов предприятий, менеджмента, маркетинга и др. Одновременно происходит и определенная переоценка ценностей в фундаментальных экономических науках, проявляющаяся прежде всего в принятии и адаптации ключевых положений микро- и мак­роэкономики, неоклассической теории финансов, теории современно­го институционализма.

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.

ОБЪЕКТ исследования – финансовый менеджмент.

ПРЕДМЕТ исследования – роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике.

ЦЕЛЬ исследования – изучить и представить характеристику роли финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть сущность и функции финансов предприятия.

2. Проанализировать принципы организации финансов предприятия.

3. Рассмотреть структуру системы управления финансами предприятия.

4. Определить функции, задачи и цели финансового менеджера.

Глава 1 Роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике (теоретический аспект)

1.1. Сущность и функции финансов предприятия

Финансовая система страны может быть представлена в виде блочной структуры, а ее системообразующими элементами (блоками) являются: финансы субъектов хозяйствования (включая коммерческие банки), государственные финансы, финансы системы страхования, финансы в системе финансовых рынков и посредников и финансы домашних хозяйств. Роль этих элементов не равнозначна несмотря на то, что каждый из выделенных блоков играет собственную немаловажную роль в нор­мальном функционировании финансовой системы, в рыночной эко­номике финансы хозяйствующих субъектов все же имеют вполне очевидную доминанту. Логика здесь достаточно прозрачна [8; 9].

В организационном плане базовой ячейкой экономической систе­мы в любой стране является хозяйствующий субъект (юридическое лицо). Гражданским кодексом Российской Федерации [1] дается поня­тие юридического лица, приводятся его типы, классификация, отли­чительные особенности каждого типа. В зависимости от государст­венной политики и принципов организации экономики доминирую­щую роль в ее функционировании и развитии может играть тот или иной тип хозяйствующих субъектов. Как показывает мировой опыт, в реальной рыночной экономике особую роль играют коммерческие организации, т. е. организации, основной целью деятельности кото­рых является извлечение прибыли. Именно эти организации, образно говоря, создают «пирог», т. е. формируют добавочную стоимость, которая в дальнейшем делится между государством, физическими и юридическими лицами. Рассмотрим общие принципы построения организационно-правовых форм в сфере бизнеса.

Субъектами гражданских правоотношений выступают физические лица  (граждане)  и юридические лица.  Согласно  Гражданскому ко­дексу юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обяза­тельствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо перечисленных признаков юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной реги­страции и действует на основании учредительных документов, в ка­честве которых могут выступать устав (для унитарных предприятий и некоммерческих организаций), либо учредительный договор (для хозяйственных товариществ), либо устав и учредительный договор (для других типов юридических лиц) [1].

В зависимости от цели их создания и деятельности юридические лица подразделяются на две большие группы: коммерческие и не­коммерческие организации.  Основная цель коммерческой организа­ции — извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников.  Целью некоммерческой организации является, как пра­вило, решение социальных задач; при этом если организация все же ведет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а также используется для дости­жения социальных и иных общественно полезных целей. Поскольку в дальнейшем при изложении материалов мы будем в основном ори­ентироваться на потребности и особенности функционирования коммерческих  организаций,   причем,   как  правило,   крупных,   приведем краткую   характеристику   их   возможных   организационно-правовых форм     (Рис. 1) [10].

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на вклады участников складочным ка­питалом и может создаваться в форме полного товарищества и това­рищества на вере (коммандитного).

Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерче­ские организации, причем количество участников (полных товари­щей) должно быть не менее двух.     Главный   признак   этой   формы   ор­ганизации   предпринимательской

деятельности - неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарище­ства; иными словами, при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обра­щено на личное имущество полных товарищей.

Товарищество но вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или не­сколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предприни­мательской деятельности. Вкладчиками могут выступать как физиче­ские, так и любые юридические лица.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учреж­денное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными докумен­тами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательст­вам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники, сделавшие вклад не в полном объеме, несут солидарную ответственность по обязательствам общества также и в пределах стоимости неоплачен­ной части вклада каждого из участников. Число участников общест­ва не может превышать предела, установленного Законом об общест­вах с ограниченной ответственностью; в противном случае оно долж­но быть преобразовано в течение года в акционерное общество либо ликвидировано в судебном порядке. Размер уставного капитала не может быть меньше 100-кратного минимального размера оплаты тру­да (МРОТ) на дату регистрации [7].

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) по сути является разновидностью ООО. Различие между ними в том, что участники ОДО принимают на себя ответственность по обязательст­вам общества не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал,   но  и  другим  своим  имуществом   в   одинаковом  для  всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учреди­тельных документах. Очевидно, что в этом случае интересы кредито­ров защищены в большей степени.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, при этом акционеры не отве­чают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Участники общества, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционер­ное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым ак­ционерным обществом (ОАО); в том случае, если акции распределя­ются только среди участников общества или иного заранее опреде­ленного круга лиц, общество признается закрытым акционерным об­ществом (ЗАО). Если ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, то ЗАО такого права не имеет.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или со­стоять из одного лица в случае приобретения им всех акций общест­ва, однако в качестве такого единственного участника не может вы­ступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число учредителей ОАО не ограничено; число учредителей ЗАО со­гласно Закону «Об акционерных обществах» не может превышать пятидесяти; если этот лимит превышен, закрытое общество должно быть преобразовано в течение года в открытое [5; 7].

Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ, установ­ленной федеральным законодательством на дату регистрации обще­ства, а закрытого общества - не менее стократной суммы; эти норма­тивы имеют существенное значение не только при учреждении пред­приятия, но и при осуществлении дивидендной политики, а также при оценке возможности реструктурирования источников средств предприятия в случае неудовлетворительного финансового состоя­ния. Открытость ОАО также проявляется и в том, что оно обязано ежегодно публиковать свою бухгалтерскую отчетность; состав публи­куемой отчетности, а также порядок этой процедуры регулируются законодательством. В отличие от других видов коммерческих орга­низаций акционерное общество имеет более широкие возможности Привлечения средств; в частности, оно обладает правом на выпуск облигаций.

Производственный кооператив (артель) - это добровольное объе­динение граждан для совместной производственной пли иной хозяй­ственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от вышеописанных форм организации бизнеса членство в кооперативе предполагает личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отве­чает всем своим имуществом; при недостатке средств члены коопера­тива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая орга­низация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество, вы­деляемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйст­венного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; собствен­ник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательст­вам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано действиями собственника. Унитарное предприятие, основанное на праве опера­тивного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства России на базе федеральной собственно­сти. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательст­вам только находящимися в его распоряжении денежными средства­ми; при недостатке средств государство несет субсидиарную ответст­венность по обязательствам предприятия [7].

Все коммерческие организации могут быть обобщенно поимено­ваны термином «предприятие». Дело в том, что согласно ст. 132 Гра­жданского кодекса РФ предприятие трактуется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь, предпринимательской называется са­мостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном за­коном порядке (ст. 2 ГК РФ) [1].

Как видно из приведенного краткого описания, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы предприятия могут соз­даваться различными способами, использовать различную минималь­ную величину уставного капитала, неодинаковые способы мобилиза­ции дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов. Все эти и другие основные аспекты правового характера следует знать управленческому персоналу, и в том числе финансовым менед­жерам; эти аспекты должны учитываться ими в отношении как своего предприятия, так и имеющихся и потенциальных контрагентов. Последнее представляется особенно важным, поскольку любая сделка с контрагентами содержит в себе потенциальный риск утери ресурсов; виды сделок и способы снижения такого риска могут варьировать в зависимости от организационно-правовой формы контрагента.

Среди различных видов предприятий все же наиболее значимую роль в рыночной экономике играют крупные акционерные общества (АО); удельный вес их в общем числе предприятий различных форм собственности может быть сравнительно небольшим, однако значи­мость с позиции вклада в создание национального богатства страны исключительно высока.

Иными словами, если не делается оговорки, то подразумевается, что речь идет об акционерных обществах, причем чаще всего открытого типа. Именно этим компаниям характерен наиболее широкий спектр функций и методов управления финанса­ми, для них могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финансового характера. Многие из рассмотренных методик носят стандартизованный характер, хотя бы с позиции логики их осуществления, и потому применимы к любым предприятиям. В то же время отдельные решения, например, в об­ласти дивидендной политики и привлечения капитала путем эмис­сии долговых ценных бумаг, с очевидностью ориентированы на ак­ционерные общества.

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия являются денежные отношения, сопутствую­щие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты (авансовой, не­медленной или отсроченной), продажа продукции - получением де­нег в обмен на поставленную продукцию, уплата налогов - платежа­ми в бюджет, получение (погашение) банковского кредита - движе­нием денежных средств по счетам предприятия и т.п. Все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий пред­ставляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования но поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множест­во функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предна­значений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность фи­нансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической сис­темы того или иного уровня. Применительно к предприятию основ­ными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондооб­разующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечи­вающая и контрольная [4].

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая   интерпретация   позволяет   сформировать  логику  плана действий, направленного на решение следующих основных вопросов:

-  куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?

-  как сформировать источники финансирования?

-  как удовлетворить требования собственников предприятия?

-  как обеспечить ритмичность текущей финансово-хозяйственной деятельности?

-  как обеспечить конгруэнтность целевых установок собственни­ков (принципалов) и управленческого персонала (агентов)?

-  насколько успешно выполняют свои функции все агенты и тех­нический персонал? [6; 9]

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределитель­ная функция финансов в большей степени свойственна государст­венным финансам, когда аккумулированные денежные средства рас­пределяются в основном на нужды потребления всех членов общест­ва и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в Приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распреде­лении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным об­разом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы - не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финан­сов и в системе финансов предприятий весьма различаются по мно­гим критериям, параметрам, способам реализации и др. В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет импе­ративный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в приложении к предприятию ее характер - рекомендательный, а мотивиров­ка и реализация принципиально иные - исходя из требований эко­номической целесообразности. В рамках системы управления пред­приятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: (а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности и (б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезирован­ном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда от­носительно большее или меньшее внимание уделяется тому или ино­му подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Ос­новным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций. Если некоторое струк­турное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные фи­нансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при плани­ровании и реализации инвестиционных программ необходимо следо­вать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется «складывать все яйца в одну корзину».)

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимиза­ции - решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные сред­ства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не ра­ботают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др. [3].

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов пред­приятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кре­диторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвова­ния, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгод­нее - масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цен­ных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы фи­нансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кре­дитов и др. - как раз и оценивается в терминах финансов и в извест­ном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функцио­нировании предприятия несут его собственники; они могут ликвиди­ровать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принад­лежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расшире­ние ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения диви­дендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет боль­шую отдачу в будущем, и т. п. Иными словами, собственники долж­ны   иметь   определенные   количественно   выражаемые   аргументы   в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымает­ся из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме) [8].

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возраста­ет, что при необходимости проявляется в получении ими дополни­тельных денежных средств по сравнению с исходными инвестиция­ми. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количествен­но выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение до­хода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй ас­пект - система расчетных отношений, поскольку в современной эко­номике любые отношения в системах «предприятие - предприятие», «предприятие - государство», «предприятие - работники», «предпри­ятие - собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денеж­ных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ре­сурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной дея­тельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисципли­на, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выпол­няет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важ­ных индикаторов успешности его работы.

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) инди­каторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наибо­лее действенный контроль за эффективным использованием ресурс­ного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контраген­тами и государственными органами. В частности, со стороны госу­дарства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предпри­ятия - организацией системы внутреннего аудита и т. п.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов  собственников и топ-менеджеров предприятия. Так, например, модель  взаимоотношений «принципал - агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий   персонал) действовать от его имени в интересах максимизации  благосостояния   принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта тео­рия объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интере­сов между принципалами и агентами, состоящий в том, что послед­ние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в  своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информацион­ная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конкурентности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной  и  структурированной  компании,  как  правило,  нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой ком­панией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финан­совых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании дан­ной проблемы и ее решении исключительно высока [2].

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функ­ция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить не­исполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность исполнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозмож­ными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможно­стями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов.

Большинство охарактеризованных функций финансов реализуют­ся на предприятии в рамках финансового менеджмента.

1.2. Принципы организации финансов предприятия

Предприятие как социально-экономическая система, имеющая ос­новной целью генерирование прибыли, целесообразность любых сво­их действий рассматривает в основном с позиции их экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако критерий экономической эффективности в приложении к бизнесу с очевидностью является доминирующим.

В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций [11]. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структу­ра призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспе­чить реализацию описанных выше основных функций финансов.

Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующую технологиче­ские и финансово-хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления - так называе­мая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделе­ний. Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управ­ления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может сущест­венно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предпри­ятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководите­ли предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

-  учредить  бухгалтерскую  службу  как  структурное  подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

-  ввести в штат должность бухгалтера;

-  передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной    бухгалтерии,    специализированной    организации или бухгалтеру-специалисту;

-  вести бухгалтерский учет лично [5].

Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в орга­низационном плане обязательно обособляется и, в наиболее общем виде, имеет схему, представленную на рис. 2.

В приведенной схеме структурно выделены два крупных подраз­деления финансовой службы предприятия: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности пред­приятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать - по крайней мере, их связывает общность ин­формационной базы, в основе которой лежат данные системы бух­галтерского учета, и общность главных целевых установок (в частно­сти, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее  формирования  и оптимизации протяжен во  времени. При этом пытаются соблюдать ряд прин­ципов. Приведем их краткую характеристику.

Принцип экономической эффективности. Его смысловая нагруз­ка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование  некоторой  системы  управления  финансами пред­приятия с

 

  . . .                                                                                                                       . . .                                                                                                                     

 

Рис. 2. Финансовая компонента в организационной структуре управление деятельностью предприятия

неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расхо­ды оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку дале­ко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргу­ментирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимиза­ция оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике - иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия в це­лом, его подразделений и отдельных работников должна периодиче­ски контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых уста­новок собственников компании и ее управленческого персонала яв­ляется проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомствен­ных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платеж­но-расчетной документации, налоговых деклараций и других финан­совых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, на­логовое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем орга­низации системы внутреннего аудита [11].

В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называе­мые институты внутренних аудиторов. В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), членами которого становятся его выпу­скники - сертифицированные внутренние аудиторы (certified internal auditors), являющиеся специалистами по внутрифирменному финан­совому анализу и контролю.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управле­ния финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется пу­тем организации так называемых центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установ­ленных плановых заданий. При этом:

-  вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плано­вые их значения;

-  суждение об эффективности работы центра ответственности де­лается на основании выполнения плановых заданий по системообра­зующим критериям;

-  руководство подразделения наделяется ресурсами в согласован­ных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

-  ограничения   по   ресурсам   носят   достаточно   общий   характер т. е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производст­венно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта и т. п. [3; 11].

Смысл выделения центров ответственности - в поощрении ини­циативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, при­быль,   инвестиции - определяется  как  системообразующий,   принято выделять четыре типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (cost center) - подразделение, работаю­щее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оцепить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую ка­федру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компь­ютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочно­го курса, направление сотрудников на научные конференции и т. и.). Еще один пример - бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (revenue center) - подразделение, руко­водство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры - отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель такого подразделения не не­сет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерче­ской службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача - организация торговли, работа с клиентами, варьирова­ние скидками в рамках установленной ценовой политики и т. п. Безусловно, в этом случае возникают затраты, но не они являются объ­ектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства. Прибылеобразующий центр (profit center) - подразделение, в кото­ром в качестве основного критерия выступает прибыль или рента­бельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятель­ные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компа­нии, дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляе­мые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п. В принципе, к прибылеобразующим могут относиться и внут­ренние подразделения компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на раз­личных стадиях обработки, не передается от одного подразделения другому, а «продается» по внутренним ценам [11].

Инвестиционно-развивающий центр (investment center) - подразде­ление, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; напри­мер, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной грани­цы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего вы­ступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложе­ний (имеется в виду, что решение по инвестиции, не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руково­дителя этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством). Центр ответственности данного типа - наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритери­ев - затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных инвестиций, по­казатели рентабельности и др.

В числе ключевых элементов системы организации управления на базе выделения прибылеобразующих и иивестициошю-развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен. Трансфертной называется цена, используемая для определения стои­мости продукции (товаров, услуг), передаваемой прибылеобразующим или инвестиционно-развивающим центром ответственности дру­гому центру ответственности внутри компании. Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам.

Трансфертное ценообразование осуществляется при участии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ-менедже­ры определяют основные параметры трансфертной политики, высту­пают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценооб­разования в случае, если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно.

Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратно-ориентированные и компромиссные.  В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарт-костинга. В третьем случае за основу берется либо рыноч­ная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руково­дством центров и при активном участии высшего руководства [4].

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельно­сти структурных единиц и отдельных работников. Составным эле­ментом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том. что отдельные лица, имеющие отноше­ние к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако ос­новные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что кон­кретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руково­дством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-ма­териальных ценностей, т. е. их выбытие, не сопровождающееся оп­равдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах ко­торых может иметь место отклонение учетных оценок от фактиче­ских; в этом случае материально-ответственное лицо должно возмес­тить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчи­вость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.

В случае коллективной материальной ответственности за возмож­ные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продол­жительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответствен­ности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.

1.3. Структура системы управления финансами предприятия

С позиции практического управления финансами субъекта хозяй­ствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:

-  удовлетворены   ли   стратегические   инвесторы   деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?

-   каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприяти­ем цели и задачи?

-    где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

-    как организовать текущее и перспективное управление финан­совой    деятельностью,    обеспечивающее    (а)    платежеспособность,                          (б)   финансовую  устойчивость   предприятия,   (в)   экономически  эффективную, рентабельную работу и  (г) ритмичность платежно-рас­четных операций? [6].

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью пред­приятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финан­сового менеджмента такова: он представляет собой систему отноше­ний, возникающих на предприятии по поводу привлечения и ис­пользования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка,   расширяющая   предмет  этого  научного   и  практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей сово­купностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что лю­бые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый ме­неджмент можно также трактовать как систему действий по оптими­зации ее баланса.

Логика функционирования системы управления финансами пред­приятия представлена на Рис. 3.

Рис.   3.   Структура   и   процесс   функционирования   системы   управления финансами хозяйствующего субъекта

Приведем краткую характеристи­ку основных элементов данной             системы.

Как известно из теории систем, любая система управления состо­ит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называе­мых общих функций управления (анализ, планирование, организа­ция, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом систе­мой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управле­ния финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

Организационная структура системы управления финансами хо­зяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть по­строены различными способами в зависимости от размеров предпри­ятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директо­ром) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финанса­ми. Все приемы   и   методы,   находящиеся   в   арсенале   финансового   ме­неджера,    с определенной долей условности можно разделить на три большие                      группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и                             специальные.

К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, систе­ма расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, за­логовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Об­щая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей при­роде [2].

Промежуточное положение между этими двумя группами по сте­пени централизованной регулируемости и обязательности примене­ния занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, про­цесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нор­мативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. Модели применя­ются для описания имущественного и финансового положения пред­приятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкрет­ными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно под­робную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.

Финансовые инструменты - относительно новое понятие в тео­рии финансов, однако значимость его стремительно возрастает [3]. Фи­нансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагента­ми, в результате которого одновременно возникают финансовый ак­тив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера - у другого. Финансовые инструменты под­разделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, креди­торская и дебиторская задолженность по текущим операциям, доле­вые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные сво­пы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капи­тала (в этом случае осуществляется эмиссия акций пли облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансо­вых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формирова­нии страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управле­ния финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информа­ционная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность,  сообщения  финансовых  органов,   информация  учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

Техническое средства управления финансами являются самостоя­тельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кре­дитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без при­менения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (напри­мер, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических рас­четов финансовый менеджер может воспользоваться также и стан­дартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel, Lotus и др.

Как показано на рис. 3, объект системы управления финанса­ми предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвя­занных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства - именно этими элементами и пытаются управлять ме­неджеры.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лица­ми), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов [8]. Эти отношения должны иметь доку­ментальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означа­ют, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом поло-женин в силу принятой системы их реализации (например, заключе­ние договора купли-продажи). Финансовые отношения многообраз­ны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, постав­щиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отно­шениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах фи­нансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны н могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материаль­ные, нематериальные и финансовые активы, производственные запа­сы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквивален­ты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их пред­ставлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менедж­мента - обосновать   и   поддерживать   оптимальный   состав   активов, т. с. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не до­пускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важней­ших задач финансового менеджера. Источники представлены в ба­лансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников - поставщику финансовых ресур­сов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финан­сирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обес­печения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, ли­цензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические ука­зания и др.

1.4. Функции, задачи и цели финансового менеджера

Как практическая сфера деятельности финансовый менеджмент имеет несколько крупных областей:

-  общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии, кон­кретизация приведенных в параграфе 1.3 вопросов, их формализация и оп­ределение  способов  решения  (ключевой  вопрос:   «Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его неухудшению?»;

-  управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в ши­роком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые активы (ключевой вопрос: «Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью?»);

-  управление источниками финансовых ресурсов как область дея­тельности  управленческого  аппарата,   имеющая   целью   обеспечение финансовой устойчивости предприятия  (ключевой вопрос:  «Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?»);

-  управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рента­бельную   работу   в   среднем   (ключевой   вопрос:   «Эффективно   ли функционирует предприятие?» );

-  текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организа­ция денежных потоков, имеющие целью обеспечение платежеспособ­ности предприятия и ритмичности текущих платежей (ключевой во­прос:   «Обеспечивают   ли   денежные   потоки-  ритмичность   платеж­но-расчетной дисциплины?») [2; 5].

Несложно заметить, что организация финансовой службы преду­сматривает осуществление мониторинга за ходом действий в рамках обозначенных пяти областей. Действительно, в каждом предприятии регулярно составляются финансовый план и годовой отчет; актив ба­ланса позволяет обосновывать решения инвестиционного характера; пассив баланса дает оценку состояния источников финансирования; отчет о прибылях и убытках, рассматриваемый в динамике, позволя­ет судить о прибыльности предприятия в среднем; бюджет денежных средств, данные учета и отчетности и отчет о движении денежных средств позволяют давать аналитическую оценку и осуществлять контроль за состоянием платежно-расчетной дисциплины.

Более детальное структурирование выполняемых финансовым менеджером функций несложно сделать, имея в виду следующие два обстоятельства:

1. Любое предприятие не является изолированным - оно вынуждено взаимодействовать с окружающей его эко­номической средой.

2. Все основные объекты внимания фи­нансового менеджера в обобщенном представлении систематизирова­ны в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в особенности - в балансе, являющемся наилучшей финансовой моделью предприятия [7].

Первое из отмеченных обстоятельств предопределяет круг функ­ций, связанных с анализом и планированием финансового положе­ния предприятия, оценкой его текущего и перспективного положе­ний на рынках капитала и продукции, оценкой его взаимоотношений с государством, собственниками, контрагентами, работниками. Кроме того, поскольку предприятие не может оказывать решающего влия­ния на окружающую среду (напротив, оно находится под ее влияни­ем), а динамика этой среды может характеризоваться периодически­ми «всплесками», когда наступившее состояние среды существенно отличается от предыдущего в кратковременном или долгосрочном аспектах (изменение законодательства, инфляция, форс-мажорные обстоятельства и др.), очевидно, что круг задач и функций финансо­вого менеджера не ограничивается рутинными, регулярно выполняе­мыми действиями (управление дебиторами, инвестициями, денежны­ми средствами и др.), но расширяется за счет специфических дейст­вий, таких, как управление финансами в кризисный период, в условиях инфляции, существенной реорганизации или ликвидации бизнеса и т. и.

Второе обстоятельство объясняет конкретизацию задач финансо­вого   менеджера   по   вопросам   инвестирования   и   финансирования.

Действительно, рассмотрим статическое представление бухгалтерско­го баланса (Рис. 4).

БАЛАНС

Актив

Пассив

I. Внеоборотные активы

--------------------------------------------------

II. Оборотные активы

III. Капитал и резервы

  -------------------------------------------------

IV. Долгосрочные обязательства

    -------------------------------------------------

V. Краткосрочные обязательства

Рис.  4. Статическое представление баланса

Несложно заметить, что можно идентифицировать различные раз­резы в балансе, как раз и позволяющие обособить отдельные функ­ции и задачи финансового менеджера.

1.  Вертикальный разрез по активу. Условно обособляются разде­лы I и II, т. е. это задачи по управлению активами (ресурсным по­тенциалом); сюда относятся следующие задачи: определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление вложения­ми во внеоборотные активы (в том числе но видам: основные сред­ства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.), управление производственными запасами, управление дебитор­ской задолженностью, управление денежными средствами и др.

2.  Вертикальный разрез по пассиву. Условно обособляются раз­делы III, IV и V, т. е. это задачи по управлению источниками фи­нансирования; сюда относятся следующие задачи: управление собст­венным   капиталом,   управление   заемным   капиталом,   управление краткосрочными обязательствами,  оптимизация структуры источни­ков финансирования, выбор способов мобилизации капитала, диви­дендная политика и др.

3.  Финансовые решения долгосрочного характера. Условно обособляются разделы I, III и IV, т. е. это задачи по управлению инвестиционными    программами,    понимаемыми    в    широком    смысле: (а) каким образом развивать основной компонент ресурсного потен­циала предприятия - его материально-техническую базу; (б) из ка­ких источников (прибыль, дополнительные вложения собственников, привлечение долгосрочных заемных средств и т. п.) может быть про­финансировано это развитие. Таким образом, сюда относятся две ос­новные задачи: обоснование инвестиционных проектов и программ и управление капиталом (обеспечение финансовой устойчивости пред­приятия).

4. Финансовые решения краткосрочного характера. Условно обособляются разделы II и V, т. е. это задачи но управлению теку­щей финансовой деятельностью, включая управление ликвидностью и платежеспособностью. С позиции кругооборота и трансформации денежных средств текущая деятельность означает поступление про­изводственных запасов с одновременным возникновением (как пра­вило) кредиторской задолженности и последующую трансформацию запасов в незавершенное производство, готовую продукцию, дебитор­скую задолженность, денежные средства. Иными словами, сюда от­носятся задачи по управлению оборотными активами и источниками их финансирования [11].

Существует система экономических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами предприятия: избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров и т. п. Тем не менее общепризнанным является при­оритет целевой установки, предусматривающей максимизацию ры­ночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее вла­дельцев.

Повышение рыночной стоимости компании достигается путем: (а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточ­ном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддер­жания заданных объемов производства или их наращивания; (б) ми­нимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверси­фикации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств; (в) привлечения опытного управленческого персонала.

Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляется с помощью построения дерева целей. При этом могут выделяться: (а) рыночные, (б) финансово-экономи­ческие, (в) производственно-технологические и (г) социальные цели. К первым относятся обеспечение благоприятной динамики клю­чевых рыночных индикаторов: рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым - занятие ниши па рынке продукции, завоевание опреде­ленной доли на этом рынке, обеспечение заданного темпа роста иму­щественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим - обеспе­чение рентабельности отдельных производств и подразделений, сни­жение себестоимости продукции, обеспечение достаточного уровня диверсификации производственной деятельности и др.; к четвер­тым - обеспечение требований экологического и природоохранного характера, вовлечение работников в процесс управления, разработка мероприятий по снижению текучести кадров и повышению привле­кательности фирмы для новых сотрудников и др.

Глава 2 Практическая часть

Условие задачи:

Есть три объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода (в тыс. руб.) в каждом случае неопределенна и приведена в виде распределения вероятностей.

Проект 1.

Проект 2.

Проект 3.

ДОХОД

вероятность

доход

вероятность

доход

вероятность

6000

7000

8000

9000

10000

0,20

0,40

0,80

0,40

0,20

5000

6500

8000

9500

13000

0,20

0,35

0,70

0,55

0,20

4000

6000

8000

10000

16000

0,20

0,30

0,60

0,70

0,20

Задание:

1. Определить математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов;

2. Определить: какой из проектов будет предпочтительнее в данном случае;

3. Определить: какой проект будет относительно более рисковым и почему?

4. Определить размах вариации дохода для каждого из предлагаемых проектов;

5. Что будет являться основным критерием отбора варианта в данном случае?

Решение:

Проект 1

Е (R1) = 6000 * 0,2 + 7000 * 0,4 + 8000 * 0,8 + 9000 * 0,4 + 10000 * 0,2 =             = 16000 т. руб.

Е (R2) = 5000 * 0,2 + 6500 * 0,35 + 8000 * 0,7 + 9500 * 0,55 + 13000 * 0,2 = = 16700 т. руб.

Е (R3) = 4000 * 0,2 + 6000 * 0,3 + 8000 * 0,6 + 10000 * 0,7 + 16000 * 0,2 =    = 17600 т. руб.

Таким образом, проект №3 наиболее предпочтителен.

Следует отметить, что этот проект является и относительно более рисковым, поскольку имеет большую вариацию дохода по сравнению с проектом №1 и №2.

П1 = 10000 – 6000 = 4000 т. руб.

П2 = 13000 – 5000 = 8000 т. руб.

П3 = 16000 – 4000 = 12000 т. руб.

В данном случае основным критерием отбора была максимизация математического ожидаемого дохода.

Заключение

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Финансовая система может быть представлена различными формами организации предприятий: хозяйственное товарищество; хозяйственное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие,                     которые, в свою очередь, имеют еще более развернутую                         классификацию.

2. Финансы предприятия выполняют следующие функции: инвестиционно-распределительную; фондообразующую; доходо-распределительную; обеспечивающую и контрольную.

3. К основным принципам организации финансов предприятий, как правило, относят: принцип экономической эффективности; принцип финансового контроля; принцип финансового стимулирования; принцип материальной ответственности.

4. Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, можно разделить на три группы:

- общеэкономические (кредитование, ссудозаемные операции, система страхования, трансфертные операции и др.);

- прогнозно-аналитические (финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и                                      др.);

- специальные (дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.д.)

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 23.12.2003 № 182-ФЗ. – М.: Юрайт, 2004.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 233с.

3. Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 160с.

4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2001. – 345с.

5. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 639с.

6. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518с.

7. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 2000. - 520с.

8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 482с.

9. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 382с.

10. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 386с.

11. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент. – М.: Филинъ, 1998. – 248с.