Оглавление

1. Управление и оптимизация товарных запасов на предприятиях

    розничной торговли………………………………………………………..3

2. Влияние инвестиций на развитие материальной технической базы

    торговых предприятий……………………………………………………..9

3. Современное состояние рынка товаров бытовой химии в России…….17

Список литературы………………………………………………………….23

1. Управление и оптимизация товарных запасов на предприятиях розничной торговли

Розничная торговля (ритейл) – это комплекс видов деятельности по реализации товаров и/или услуг конечным потребителям для их личного пользования или применения в домашнем хозяйстве. Их осуществление предполагает организацию крупномасштабного доступа к ним и относительно мелкие поставки их потребителям.

В основе товарного планирования – взаимосвязанные желаемый имидж розничного бизнеса и требования потребителей. Например, ритейлоры должны обеспечивать должный уровень удовлетворения потребителей, продавая им «правильные» товары. Однако еще до того, как удается привлечь потребителей, необходимо продемонстрировать привлекательный имидж ритейлора. Для того чтобы оценить границы товарного планирования, весьма полезным может быть анализ соответствия четырех групп, или категорий, товаров: импульсивного и повседневного спроса, специальных и магазинных [4].

Более функциональная сторона планирования – обеспечение регулярных поставок товаров от поставщиков. Данный процесс затрагивает принятие решений о выборе, товарообороте, пополнении запасов и взаимоотношениях с поставщиками.

Часть функции розничного торговца связана с сортировкой поддающихся управлению количеств товаров. Нередко от производителя или поставщика поступают оптовые партии различных, или гетерогенных, товаров. Прежде чем они будут представлены в торговом зале, они должны быть рассортированы, или подразделены, на однотипные категории. В розничной торговле модными товарами, например, существенно важно, чтобы дисплеи соседствовали с комплементарными продуктами, что позволяет максимизировать продажи [7].

Продовольственные супермаркеты расходуют значительное количество времени для того, чтобы, разбивая крупные оптовые партии на меньшие количества, своевременно пополнять запасы на полках. Это не только гарантирует непрерывность продаж, но и предохраняет ритейлора от связанного с устареванием товаров обеспечения запасов.

Ротация товарных запасов – одна из наиболее важных складских функций, во многом определяющая итоговые результаты бизнес-деятельности. Скорость доставки товаров от производителя на полки супермаркета может иметь решающее значение для соотношения прибыли и убытков [2].

Решения относительно отбора товаров определяются ожиданиями потребителей. Например, менеджмент гостиничной сети планирует заполняемость или количество номеров, которые она собирается предоставить клиентам. Подготовка номеров в соответствии с ожиданиями потребителей предполагает поиск источников мыла, бесплатного шампуня, услуг прачечной и других необходимых для обслуживания гостей товаров, так как они – один из важнейших элементов сервисного продукта гостиницы. Прибывающих гостей должны ожидать оформленные в корпоративном стиле номера или, в случае если речь идет о независимом отеле, знакомом клиентам, по возможности домашнем формате.

Для большинства покупателей магазины компаний-ритейлоров различаются представленными в торговых залах товарными запасами. Но достижение необходимого для удовлетворения целевого потребления правильного комплекса товаров и услуг, плановых объемов продаж, уровней прибыли – целая наука.

Основным инструментом решения данной задачи для большинства розничных торговцев является ассортиментный план. Последний используется для принятия решений относительно оптовых закупок и координации различных областей, что позволяет компании достичь комплексных коммерческих целей. Кроме того, ассортиментный план гарантирует адекватную финансовую поддержку мерчандайзинговых категорий. На его основе до размещения заказов разрабатывается сезонный финансовый план (мерчандайзинговый план) приобретения товаров различных стилей или моделей для каждой категории. Например, финансовый план ритейлора товаров для дома должен предусматривать аллокацию денежных ресурсов для закупок оборудования для ванной комнаты и кухни, а в ассортиментном плане детализируются его типы и объемы для обеспечения продаж в летний сезон [9].

В ассортиментных планах определяются число планируемых к поставке учетных единиц запасов (складских единиц) и соответствующие затраты магазина в определенный период. В плане ассортимента может быть представлена и информация о типе и количестве товаров определенного стиля или моделей (в случае с автомобилями) и способах доставки.

Наличия правильного типа изделий или товаров недостаточно; они должны появляться в продаже в правильном количестве и с правильной частотой. Проблема оборота товарных запасов имеет огромное значение для розничного торговца бакалеей. Характерная для данного сектора высокая норма товарных изменений означает, что от оперирующих в нем торговцев требуется быстрая реакция. Как только товары «покидают» полки, на их место немедленно должны прийти другие; в противном случае краткосрочные и долгосрочные продажи оказываются под угрозой. Любые сбои в поставках, например по вине производителя, могут причинить бизнесу значительный ущерб, так как потребители определенных товаров не отличаются постоянством и быстро переключаются на других розничных торговцев [11].

Сезонные товарные планы закупок у внешних поставщиков большинства ритейлоров охватывают период от одного до трех месяцев. В зависимости от длительности периода продаж план обычно распространяется на шестимесячный финансовый период. В планах определяются периоды продаж не только отдельных товаров, но и линий, которыми желает запастись розничный торговец (планирование линии).

Сложность «линейного» планирования варьируется в зависимости от розничного сектора, поскольку в некоторых из них необходимы более частые изменения товарных линий. Например, в видеопрокате практикуется непрерывное обновление запасов. Кроме того, конкуренция с другими подобными магазинами и обеспечение требуемого потребителям ассортимента могут потребовать оперативного пересмотра планов. Для розничной торговли модными товарами планирование имеет существенно более важное значение, чем для местных газетных киосков, так как ассортименты газет, конфет и сигарет изменяются не слишком часто [4].

Использование ассортиментного плана позволяет ритейлору разместить на полках привлекательный комплекс товаров в желаемых категориях. В магазине одежды, например, план ассортимента предусматривает координирование расцветок, тканей, размеров и форм доступных линий таким образом, чтобы из отдельных компонентов могли быть сформированы ансамбли. Кроме того, он гарантирует наличие в продаже различных комплектов модной одежды тех тканей и расцветок, которые, вероятно, будут востребованы потребителями.

Создание и пополнение каждым розничным торговцем товарных запасов должно осуществляться управляемым, эффективным по издержкам образом. В крупных торговых компаниях функционируют отделы или системы закупок, но независимые ритейлоры не в состоянии позволить себе подобную «роскошь». Роль специалиста по закупкам может взять на себя собственник. Многие малые  фирмы полагаются на оптовых торговцев или закупочные кооперативы. Специалисты по закупкам осуществляют определенные виды деятельности [1].

Процесс закупок включает несколько обязательных для ритейлоров шагов. Специалисты по закупкам оказывают существенное влияние на следующие ключевые факторы:

1) объем продаж (правильное количество товаров, правильное время, правильное место);

2) валовая маржа (издержки приобретения,  уровень наценки и цена, уплачиваемая потребителям);

3) уценка (специалисты по закупкам регулируют количество, цены, период закупок и тип заказываемых товаров);

4) уровни запасов (от специалистов по закупкам зависит объем продаж товаров и уровень материальных запасов).

Под физическим распределением понимается движение товара от производителя к потребителям в пределах одной или более стадий. Физическая дистрибуция может быть прямой (когда, например, производитель мебели получает заказ от розничной торговой точки или по почте и доставляет товары непосредственно конечному потребителю) или косвенной (от производителя через оптовую компанию и ритейлора).

Крупные розничные сети используют косвенный метод дистрибуции, создавая дополнительное организационное звено во внутреннем  распределении [6].

Способы транспортировки разделяются на первичные (воздушный, морской, речной, автомобильный, железнодорожный транспорт) и вторичные (использование определенных видов транспорта в пределах первичной формы). Автомобильный транспорт, например, предполагает широкий диапазон альтернативных транспортных форм, таких как автопоезда, грузовые автомобили без прицепа и легкие фургоны.

Многие поставщики и розничные торговцы используют для доставки товаров в магазины или непосредственно потребителями специализированные транспортные средства.

Транспортная стратегия розничного торговца разрабатывается исходя из основных положений его товарной политики. Выделяют две стадии транспортных операций:

1) осуществление поставок в магазин или на склад;

2) потребительскую доставку товаров или услуг.

Организация поставок в магазин в значительной степени зависит от отношений между поставщиком и розничным торговцем. Малые ритейлоры в меньшей степени контролируют время и частоту поставок, вследствие чего они склонны к пропорционально более высокому уровню запасов. Крупные розничные торговцы, имеющие собственные центры консолидации или дистрибуции, более жестко контролируют транспортную систему, ориентированную на потребности магазинов и более частую доставку [12].

Основной вопрос состоит в том, насколько необходимы ритейлору собственные транспортные средства и в организации управления операциями. Как правило, доставку товаров в распределительный центр или на склад розничного торговца осуществляет производитель, а ритейлор берет на себя обеспечение товарами магазинов.

Для некоторых розничных торговцев большое значение имеет вторичное распределение товаров из магазина (доставка на дом мебели, электротоваров, стройматериалов). Многие из них обращаются к услугам небольших транспортных компаний, что освобождает ритейлоров от необходимости содержать собственный автопарк, а также позволяет сосредоточиться на управлении магазинами [4].

 

2. Влияние инвестиций на развитие материальной технической базы торговых предприятий

Предоставление ритейлором услуг потребителям осуществляется посредством выполнения комплекса видов деятельности с использованием различных ресурсов. Некоторые из них приобретаются розничным торговцем (товары, которые он продает в розницу, дистрибутивные услуги и рабочая сила), другие принадлежат ему изначально или арендуются в течение длительного периода (земля, здания и оборудование). Последние являются активами или капиталом компании и обеспечивают ритейлору существенный поток услуг в течение определенного времени.

Активы бизнеса традиционно рассматриваются как физический капитал (магазины и транспортные средства) и финансовый капитал (денежные средства, ценные бумаги). К капитальным ресурсам относятся также управленческие и трудовые навыки. Во многих случаях опытные квалифицированные сотрудники приносят розничному торговцу гораздо более высокую, чем указывает их заработная плата, ценность, а значит, расставаться с ними следует только в крайних случаях. Не следует забывать и о необходимости инвестиций в обновление навыков по мере изменения потребностей компании [3].

После того как розничный торговец выбрал рынок и соответствующие товары, ему необходимо инвестировать требуемые для оказания запланированных услуг активы. Часть инвестиций предназначена для замены изнашивающегося капитала, другую составляют чистые вложения в новый или обновляемый капитал. Стратегическое направление ритейлора обычно ограничивает число альтернативных решений. Но принятие любого из них предполагает финансовую оценку проекта, с тем чтобы гарантировать получение адекватной отдачи. И в отношении крупного инвестиционного проекта (строительство нового магазина), и для небольшого проекта (выбор оборудования) применяется один и тот же подход.

Через какое-то время инвестиционный проект генерирует определенные издержки и выгоды, или поток доходов. Некоторые из них являются финансовыми, в то время как оценка других является более сложной задачей (повышение уровня удовлетворения потребителей). Там, где это возможно, розничный торговец должен оценивать издержки и выгоды в финансовых терминах. Во всех остальных случаях они рассматриваются как дополнительные факторы принятия окончательного решения [10].

Большое значение имеет временное расписание денежных потоков, так как стоимость сегодня и, например, через год может существенно различаться. Если розничный торговец использует для инвестиций заемные средства, ему придется возместить их кредитору с процентами. В том случае, когда ритейлор опирается на собственные инвестиционные ресурсы, он должен получить прибыль не меньшую, чем если бы он вложил деньги в альтернативный, относительно безопасный проект.

Финансовые ресурсы, как и любые другие, являются ограниченными, и финансовые рынки распределяют их по цене, равной ставке процента. Норма процента, которую розничный торговец должен заплатить для того, чтобы получить дополнительные инвестиционные фонды, является стоимостью капитала. Под последней понимается минимальная прибыль, генерируемая в процессе реализации инвестиционного проекта. На практике стоимость капитала должна учитывать различные источники фондов, включая инвестиции акционеров, возвращаемую им прибыль или норму процента и возможности дальнейших заимствований.

Исчисление стоимости капитала позволяет розничному торговцу использовать ее для сравнения издержек и прибыли проекта, т. е. установления остатка (положительные денежные потоки) или дефицита (отрицательные денежные потоки) для каждого рассматриваемого периода (например, года). Затем с помощью соответствующего коэффициента дисконтирования определяется приведенная стоимость для каждой товарной единицы.

Чистая приведенная стоимость проекта исчисляется как:

Чистая приведенная стоимость = сумма текущих стоимостей всех будущих сумм денег, которые необходимо будет заплатить или которые будут получены, минус начальные затраты.

В тех случаях когда приведенная стоимость проекта превышает нулевое значение, делается вывод о том, что инвестор имеет основания для получения прибыли в будущем. Поэтому правило принятия решения не отличается сложностью:

Проект принимается в случаях, если его приведенная стоимость больше нуля.

Если процентные ставки в экономике увеличиваются, это оказывает давление на приведенную стоимость в сторону понижения:

- повышается стоимость фондов, что означает сокращение приведенной стоимости будущей прибыли;

- снижение уровня спроса в экономике означает ограничение в будущем денежных потоков [8].

Можно использовать такой критерий, как значение приведенной стоимости, и для выбора одного или нескольких проектов из диапазона альтернатив. Но в этом случае предварительно необходимо установить доступные варианты выбора. Предпочтение отдается проекту с наивысшей чистой приведенной стоимостью.

Анализ альтернативных инвестиций сопряжен с рассмотрением нескольких аспектов проблемы, что предполагает применение систематического подхода:

1. Идентификация всех подходящих вариантов выбора. На данном этапе могут быть исключены не соответствующие стилю или этической политике организации альтернативы или капитальные затраты, не имеющие источников финансирования.

2. Определение горизонта прогнозирования, т. е. периода, в течение которого  рассматривается осуществление каких-либо инвестиций. Он должен отражать степень необходимой структурной работы в отношении зданий и сроки функционирования оборудования (с учетом замены). Для некоторых операций горизонт прогнозирования составляет пять лет, для других – десять и более лет. Его протяженность зависит от розничного жизненного цикла.

3. Оценка приведенной стоимости для каждой альтернативы. Все будущие денежные потоки должны быть приведены к настоящему периоду по ставке процента, отражающей стоимость заимствований фирмы.

4. Альтернатива с наивысшей приведенной стоимостью обеспечивает основание для принятия решения. Более низкую приведенную стоимость могли бы компенсировать существенные дополнительные долгосрочные выгоды. Но оценка последних сопряжена со значительными трудностями [12].

В случае отсутствия ограничений по доступности фондов фирма может принять решение в соответствии с описанной выше процедурой. Но большинство розничных торговцев не имеют достаточных для осуществления всех перспективных инвестиций денежных средств. В то же время существуют различные технические приемы, используя которые ритейлор может убедиться в том, что доступные ему фонды аллоцированы максимизирующим чистую приведенную стоимость по всем предпринятым проектам образом.

Очевидно, что бизнес должен сохранять необходимые для осуществления текущих и продолжающихся платежей (аренда, коммунальные услуги, заработная плата, налоговые платежи), а также осуществления закупок товаров достаточные ликвидные активы (денежные средства и банковские кредиты).

Для этого может использоваться прогноз денежных потоков. Будущее является в высокой степени неопределенным, что весьма затрудняет связанную с инвестиционной деятельностью оценку повышения доходов или снижения издержек [5].

В бизнесе существует естественная тенденция к чрезмерно оптимистическим оценкам продаж и расходов и скорее удобным, чем реалистичным предложениям. Весьма удобным инструментом оценок возможных изменений процентных ставок или воздействующих на спрос и предложение факторов является анализ чувствительности. Анализируя наихудший, наилучший и наиболее вероятные варианты развития событий, ритейлор получает более широкую картину развития событий в будущем.

Исходя из результатов анализа компания может выбрать проект и с более низкой ожидаемой прибылью, учитывая, что в случае, если события будут развиваться по наихудшему сценарию, она все равно получит относительно высокую норму возврата инвестиций [3].

В любом случае индивидуальные ритейлоры не должны слепо доверять прогнозам денежных потоков, так как они могут столкнуться со снижением цен, просрочкой платежей или более высокими затратами.

Максимизирование чистой приведенной стоимости обеспечивает наивысшую норму возврата для любой инвестиционной программы. Но практические стороны деловой жизни и неопределенность инвестиционного проекта приводит к тому, что многие фирмы отдают предпочтение традиционным методам бухгалтерского учета, включая метод окупаемости, предполагающий исчисление времени, необходимого для возврата первоначально инвестированных средств без учета стоимости капитала.

Исходя из проблем с прогнозированием и потребностей современной розничной торговли в регулярном обновлении и реинвестировании этот несколько наивный метод может оказаться весьма полезным инструментом принятия окончательного решения [7].

Менеджмент компании обязан постоянно контролировать общие результаты ее бизнес-деятельности на уровнях отделов и бизнеса в целом. Результаты каждого отдела могут рассматриваться в рамках оценки общего мерчандайзинга. Анализ же результатов бизнеса в целом обычно осуществляется с помощью. Различных финансовых показателей выражающихся в форме соотношений, выводимых из различных форм бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском балансе компании детализируются состав активов компании и методы их финансирования (обязательства). Активы подразделяются на:

1. Постоянные активы (основные средства) – физический капитал (земля, здания и транспортные средства) плюс финансовые инвестиции. Оценка постоянных активов сопряжена со значительными проблемами, поскольку цены на них во многом зависят от стадии экономического цикла.       

2. Текущие активы (оборотные средства) обычно регистрируются как сумма запасов и дебиторской задолженности минус кредиторская задолженность плюс денежные средства. При оценке текущих активов следует учитывать возможности того, что запасы могут утратить значительную часть своей стоимости и перспективы получения дебиторской задолженности.

Активы фирмы финансируются из нескольких источников, подразделяемых на две основные категории: долгосрочные капитальные фонды и работающий капитал.

 Долгосрочные капитальные фонды состоят из:

1. Собственного капитала, включая первоначальные инвестиции владельцев или акционеров плюс перераспределенная прибыль (резервы). В собственный капитал включается также:

- Привлеченный капитал. Как правило, компании заимствуют ссуды на определенный срок под проценты. Если фирма не способна осуществлять процентные платежи, она встает на путь к банкротству. Долговые обязательства могут быть обеспечены определенными активами компании (ипотечные долговые обязательства) или бизнесом в целом.

 2. Работающий (оборотный) капитал используется для финансирования ежедневных операций компании. Практические различия между оборотным капиталом и финансированием основного капитала представляется туманным. Повышение материальных затрат означает необходимость увеличения суммы денежных средств, требующихся для осуществления операций, и обязательное уменьшение финансирования инвестиций в постоянный капитал [4].

 Анализ прибыльности компании требует рассмотрения нескольких факторов. Например, в крупной группе возрастают административные и другие издержки, что негативно отражается на ее положении на ранних стадиях спада. Группа может оказаться на краю банкротства даже при условии того, что все ее магазины приносят прибыль. Повышению прибыльности фирмы способствуют:

1) правильное расписание инвестиций в зависимости от стадии макроэкономического цикла;

2) сокращение численности организации и фокусирование менеджмента на поставках товаров;

3) поддержание качества товаров и долгосрочных взаимоотношений с потребителями;

4) хороший финансовый менеджмент позволяет уменьшить процентные и налоговые платежи [6].

Достаточные ликвидные активы (денежные средства или кредиты) позволяют фирме своевременно осуществлять различные платежи. Компания должна иметь подходящий профиль денежных потоков посредством соответствующего выбора времени осуществления инвестиций и их возврата. Уровень ликвидности компании повышается в тех случаях, когда:

1) увеличивается прибыль;

2) осуществляется продажа постоянных активов;

3) осуществляется выпуск акций и фирма получает дополнительные денежные средства;

4) возрастает число кредиторов (фирма более широко использует коммерческий кредит).

Уровень ликвидности фирмы снижается в случаях, когда:

1) увеличиваются выплаты по дивидендам;

2) осуществляются налоговые платежи;

3) приобретаются активы;

4) проходит реорганизация компании;

5) повышается уровень запасов;

6) возрастает число дебиторов.

Запасы и дебиторская задолженность являются частью финансовых активов компании, но в случаях, когда они чрезмерны или не могут быть конвертированы в реальные деньги, это негативно отражается на ликвидности. К наиболее распространенным показателям ликвидности относится коэффициент текущей ликвидности, который определяется как:

текущие активы

----------------------------------

текущие обязательства

или альтернативный коэффициент быстроты

текущие активы - запасы

------------------------------------

текущие обязательства

Значения данных коэффициентов должны быть существенно больше 1.

3. Современное состояние рынка товаров бытовой химии в России

Товары бытовой химии, насчитывающие более 500 видов различных наименований продукции, в зависимости от функционального назначения подразделяются на 16 ассортиментных групп.

Специфика использования товаров бытового назначения для индивидуального потребления определила их основную товарную форму выпуска в виде мелкой фасовки.

Выпуск товаров бытовой химии осуществляется примерно на 450 предприятиях, около 100 из которых специализированные, а остальные – относятся к категории «малых предприятий».

Общий объем реализованной через торгующие организации продукции бытовой химии в 2004 г. составил около 800 тыс. т и увеличился по сравнению с уровнем 2003 г. на 30,5%, а в 2005 г., по оперативным данным – на 22,4% против показателей 2004 г.

В производственной структуре средств бытовой химии значительные объемы приходятся на долю трех важнейших ассортиментных групп: синтетические моющие, отбеливающие и чистящие средства – более 65% от общего выпуска продукции.

Рынок средств бытовой химии в 2002-2005 гг. в отличие от предыдущих лет формировался преимущественно за счет продукции отечественного производства. Объем импортных закупок важнейших ассортиментных групп (СМС, отбеливающих и чистящих средств) в этот период сократился вдвое и составил 72,6 тыс. т против 153,6 тыс. т в 2003 г.

Наметившиеся в 2004 г. позитивные тенденции на рынке товаров бытовой химии получили развитие и в 2005 г. Емкость потребительского рынка основных ассортиментных групп (СМС, отбеливающих и чистящих средств) увеличилась в целом на 8%, а объем их производства – на 6% [13].

Общие импортные закупки СМС, отбеливающих и чистящих средств выросли в 2005 г. незначительно (на 5% по сравнению с 2004 г.), а их экспорт увеличился в 1,7 раза и составил в целом 45,2 тыс. т.

Синтетические моющие средства (СМС) занимают в структуре потребительского рынка товаров бытовой химии доминирующее место.

Наметившееся оживление потребительского спроса и значительное расширение экспортной деятельности предприятий в 2004 и 2005 гг. обусловили существенный рост производства СМС (152 и 113% соответственно по сравнению с предыдущим периодом), а СМС в мелкой фасовке - 156 и 117%.

В последние три года у 12 ведущих производителей СМС осуществляют более 90% суммарного выпуска препаратов.

Наибольший объем выпуска препаратов обеспечивают Поволжский, Уральский, Волго-Вятский и Центральный районы.

Потребление моющих средств в России в 2004 г. увеличилось на 68,6 тыс. т, или на 20% по сравнению с показателями 2003 г., а в 2005 г. превысило уровень прошлого года еще на 39,5 тыс. т, то есть на 9,6%.

Изменилась структура насыщения рынка: доля отечественных препаратов в суммарном потреблении выросла с 72,8% в 2003 г. до 89,4 и 90% в 2004 и 2005 г. соответственно.

Показатели, характеризующие емкость отечественного внутреннего рынка, приведены в табл. 1 [13].

Таблица 1

Рынок синтетических моющих средств

Наименование

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

Объем производства, тыс. т

252,6

385,8

435,4

Экспорт, тыс. т

3,2

17,9

29,7

Импорт, тыс. т

93,4

43,5

45,2

продолжение табл. 1

1

2

3

4

Емкость внутреннего рынка, тыс. т

342,8

411,4

450,9

Доля экспорта в производстве, %

1,3

4,6

6,8

Доля импорта во внутреннем рынке, %

27,2

10,6

10,0

В условиях сдержанного развития внутреннего спроса на рынке СМС в 2004 г. заметно оживилась экспортная деятельность производителей. Объем экспорта СМС, традиционно составляющий незначительную величину в структуре производства (1,3% в 2003 г.), вырос в 2004 г. в 5,6 раза по сравнению с 1998 г. Доля экспорта в общем объеме производства увеличилась до 4,6%, а в 2005 г. – до 6,8%.

В ассортиментном разрезе на потребительском рынке преобладают преимущественно порошкообразные средства, доля которых в суммарном объеме потребления длительное время устойчиво сохранялась на уровне 93 – 95%.

В 2005 г. уровень потребления СМС на душу населения составил 3,1 кг в год.

Анализируя ценовую ситуацию на рынке СМС, следует отметить, что оптовые цены производителей в течение 2004 г. повысились в среднем на 16,6%, а по сравнению с 2003 г. рост составил 132,5%.

В 2005 г. оптовые цены увеличились в среднем на 10% и составили               14 669 руб./т или 520 долл./т.

Экспортные цены предприятий в течение 2005 г. колебались в пределах от 570-576 долл./т до 760-866 долл./т.

По средним ценам импортируемых СМС в рассматриваемый период наблюдалась устойчивая тенденция к их снижению с 344 до 311 долл./т. Эти цены они оставались заметно ниже уровня внутренних цен.

Вспомогательные средства для стирки белья (отбеливающие, подсинивающие, аппретирующие и пятновыводящие препараты) составляют другую представительную группу ТБХ.

Мощности по выпуску этой категории товаров размещены на                        60 предприятиях различных подотраслей.

Наибольший удельный вес в составе данной группы препаратов традиционно приходится на отбеливающие средства, производство которых имеется почти во всех экономических районах России.

По масштабу производства отбеливающих средств самым крупным регионом выступает Поволжский, который вырабатывает 45% всех российских препаратов (по результатам 2005 г.). В Центральном районе сосредоточено 15% суммарного объема выпуска отбеливающих средств, в Волго-Вятском и Уральском – 13%, а в Восточно-Сибирском – 10%.

По агрегатному состоянию средства подразделяются на порошковые, пастообразные и жидкие. Особенно значительна доля жидких отбеливателей, составляющая в суммарном производстве отбеливающих средств 93%, из них на основе гипохлорита натрия – 85,0% (по итогам 2005 г.).

Производство отбеливающих и вспомогательных средств для стирки ориентировано преимущественно на обеспечение внутреннего рынка, емкость которого в целом характеризуется данными, приведенными в табл. 2 [13].

Таблица 2

Рынок отбеливающих и вспомогательных средств для стирки

Наименование

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

Объем производства, тыс.т

89,1

118,1

120,3

Экспорт, тыс.т

1,3

5,5

9,8

Импорт , тыс.т

22,3

5,0

10,9

Емкость внутреннего рынка, тыс.т

110,1

117,6

121,4

продолжение табл. 2

1

2

3

4

Доля экспорта в производстве, %

1,5

4,7

8,1

Доля импорта во внутреннем рынке, %

20,3

4,3

9,0

В целом спрос на отбеливающие средства в 2005 г. вырос незначительно - на 3% по сравнению с 2004 г. Доля использования отечественных препаратов на внутреннем рынке составляла в 2003 г. 79,7%, в 2004 г. увеличилась до 95,7%, а в 2005 г. снизилась до 91%.

В 2005 г. наметилась тенденция роста объемов, как импортных закупок, так и экспортных поставок.

В целом импорт отбеливающих средств увеличился в 2005 г. в 2,1 раза по сравнению с уровнем предыдущего года.

Среднедушевое потребление в последние годы относительно стабильно и составляло в 2004 и 2005 г. на уровне 0,8-0,85 кг на человека.

Уровень средних отпускных цен производителей средств для отбеливания в течение 2004 г. увеличился с 3 286 до 4 007 руб./т, а в течение 2005 г. наблюдалось их снижение с 4 582 до 4 544 руб./т.

Среднегодовая цена внутреннего рынка, которая составила 4 752 руб./т или 169 долл./т, была гораздо ниже средних экспортных (238 долл./т) и импортных (284 долл./т) цен в 2005 г.

Чистящие препараты занимают заметное место среди средств бытовой химии по масштабу потребительского спроса.

Мощности по выпуску чистящих средств размещены на 80 предприятиях России с наибольшей их концентрацией в Северо-Западном районе (25%).

Структуру производства чистящих средств формируют такие крупные подгруппы, как средства для мытья посуды, чистящие средства на основе абразива и прочие.

Производство чистящих средств различного функционального назначения и всех агрегатных форм размещено во всех регионах России. В Северо-Западном и Центральном районах в течение трех последних лет сосредоточено почти 70% суммарного выпуска этой категории препаратов.

Ведущую позицию в суммарном производстве чистящих средств занимает Северо-Западный экономический район, на долю которого в 2004 и 2005 г. приходилось 45% общего производства чистящих средств.

Параметры потребительского рынка чистящих средств в период 2003-2005 гг. приведены в табл. 3 [13].

Таблица 3

Рынок чистящих средств

Наименование

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем производства, тыс.т

36,6

40,9

49,4

Экспорт, тыс.т

1,0

3,4

5,7

Импорт , тыс.т

37,9

24,1

21,7

Емкость внутреннего рынка, тыс.т

73,5

61,6

65,4

Доля экспорта в производстве, %

2,7

8,3

11,5

Доля импорта во внутреннем рынке, %

51,6

39,1

33,2

Внутренний рынок чистящих средств в рассматриваемый период характеризовался неустойчивым развитием. В 2004 г. наблюдалось заметное его сужение (на 19,3% по сравнению с уровнем 2003 г.), а в 2005 г. – небольшое оживление (на 6% против показателей предыдущего года).

Доля собственного производства в структуре спроса увеличилась с 48,4% в 2003 г. до 60,9 и 66,8% соответственно в 2004 и 2005 г.

В рассматриваемый период наблюдался устойчивый рост экспортных поставок – в 3 раза в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и 1,7 в 2005 г. по отношению к предыдущему году.

Среднедушевое потребление чистящих средств в 2004 и 2005 г. составило 0,4-0,45 кг в год на человека [13].

Список литературы

1. Брагин Л.А. Торговое дело. - М.:ИНФРА-М,2000.-560с.

2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.:ИВЦ «Маркетинг»,1999.-448с.

3. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.-416с.

4.  Манько А.В. Коммерция. - М.: Финансы и статистика,2002.-256с.

5. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2005.-416с.

6. Основы коммерческой деятельности / Под ред. В.П. Колосова.-М.:Знание,1999.-473с.

7. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Маркетинг, 1998. – 376 с.

8. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 292 с.

9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Маркетинг, 1998. – 387 с.

10. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В.А. Калашников. – М.: Маркетинг, 1998. – 395 с.

11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. - М.:Юрист,1998.-659с.

12. Торговое дело / Под ред.А.К.Шихова.-М.:ИНФРА-М,2001.-398с.

13. http://rcc.ru/Rus/Chemicals/ // Состояние рынка и производства товаров бытовой химии