ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Аудит и его сущность…………………………………………………...5

      1.1. Понятие аудита…………………………………………………….5

      1.2. Цели и задачи аудиторской деятельности,

             его классификация……………………………………………….10

      1.3. Организационно-правовые основы

             аудиторской деятельности………………………………………19

      1.4. История становления аудита……………………………………21

2. Аудиторская деятельность и порядок ее организации………………24

      2.1. Основные виды аудиторских услуг……………………………..24

      2.2. Организация аудиторской деятельности……………………….32

Заключение………………………………………………………………..34

Библиографический список литературы………………………………..36

Приложения……………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые                          уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем                       изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью.

В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные  платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которых могут пользоваться все                        заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало               необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.

Объект исследования – аудит и аудиторская деятельность.

Предмет исследования – сущность аудита и аудиторской   деятельности.

Цель исследования – изучить сущность аудита и аудиторской  деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие                 задачи:

1. Изучить историю становления аудита.

2. Рассмотреть сущность аудиторской деятельности, цели и задачи аудита.

3. Рассмотреть классификацию аудита.

4. Дать описание основных видов аудиторских услуг.

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: Ю.А. Данилевский, Ю.Ю. Кочинев, С.В. Панкова,               В.И. Подольский, Г.М. Пупков и т.д. А также Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

1. АУДИТ И ЕГО СУЩНОСТЬ

1.1. ПОНЯТИЕ АУДИТА

На современном этапе развития экономики аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Так как обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности1.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется временными правилами аудиторской деятельности в РФ.

Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе2.

Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита.

______________________

1 Данилевский Ю.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: — М.: ИДФБК–ПРЕСС, 2002. – 544 с.

2 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям»3.

«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах»4.

В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:

«Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения».

Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

- независимость;

- платность;

- конфиденциальность.

_______________________

3 Мизиновский Е.А. Справочник бухгалтера и аудитора. – М.: Юристъ, 2001. – 328с.

4 Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - Мн : Мисанта, 2002. – 429с.

Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы.

В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.

Джек Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов5.

Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

1. Свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами.

2. Договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов.

___________________

5 Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. – М.: Аудиторская фирма Контакт, 1993. – 322с.

3. Возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков.

4. Невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности.

5. Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ6. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления   баланса,   отчета  о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

- все ли активы и пассивы отражены в отчете;

- все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

_______________________

6 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

1. Общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней).

2. Обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм).

3. Законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании).

4. Оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны).

5. Классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана).

6. Разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены).

7. Аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге).

8. Раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг)7.

Смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо   собирать   ввиду    конкретных   обстоятельств,    при    которых

______________________

7 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств.

Целями аудита являются:

1. Степень общеприемлемости.

2. Правильное включение сумм.

3. Завершенность.

4. Право собственности (по включенным суммам).

5. Оценка.

6. Правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах.

7. Разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период).

8. Арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге).

9. Раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности)8.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

_____________________

8 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

- контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

- подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

- оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего аудита:

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению9.

Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели:

1.                Оценка эффективности управления.

2.                Выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

3.                Внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности или дальнейших действий10.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

Основные особенности внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении 1.

______________________

9 Суец В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. - М.: Анкил, 1997. – 344с.

10 Шеремет А.Д., Суец В.П. Аудит: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2003, - 410с.

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации – это аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности, и специальный аудит, обязательный и инициативный аудит, первоначальный и согласованный аудит.

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

Аудит на соответствие требованиям

Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита на соответствие:

- проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

- правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

- обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.

Специальный аудит – проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.11

Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный и согласованный аудит

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

_____________________

11 Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - Мн : Мисанта, 2002. – 429с.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Классификация с точки зрения аудитора

С точки зрения аудиторов, аудит делится на три вида:

1.    Подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности).

2.    Системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

3.    Аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском)12.

_____________________

12 Панкова С.В. Международные стандарты аудита. - М.: Экономист, 2003. – 503с.

Классификация с точки зрения направления

С точки зрения направления аудит подразделяется на общий (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов, аудит инвестиционных институтов и т.д. На Западе выделяют еще и операционный аудит, который представляет собой проверку методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности». По завершении этого аудита менеджеру выдаются рекомендации по совершенствованию операций. Из-за того, что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых различных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во всех странах с рыночной экономикой государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяя значимые для государства предприятия, фин. затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику.

Государство же определяет требования и к аудитору (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.д.). Как правило, регулирование аудиторской деятельности в развитых странах государство осуществляется посредством законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных организаций аудиторов13.

В России современный этап развития аудита начавшийся в 1987 характерен появлением первых аудиторских фирм и практически полным отсутствием регулирования аудита.

Развитие аудиторской деятельности потребовало работы над законом об аудите, первым результатом которой был Указ Президента от 22.12.93 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и последовавшее за ним Постановление Правительства от 6.05.94 №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ». Оба эти документа сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в России.

Регулирование аудиторской деятельности развивается по 3-м направлениям: 1) Государственное регулирование.  2) Государственно-общественное регулирование. 3) Регулирование на уровне аудиторских фирм.

_____________________

13 Панкова С.В. Международные стандарты аудита. - М.: Экономист, 2003. – 503с.

Первое направление включает в себя те  нормативные документы, через посредство которых государство влияет на формы и способы развития аудита, его роль в экономике. К таким документам относятся:

1. Временные правила аудиторской деятельности.

2. Порядок проведения аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

3. Основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Второе направление состоит из регулирования аудиторской деятельности с помощью единых национальных правил (стандартов). В настоящее время введены 11 стандартов аудиторской деятельности:

1. Планирование аудита. 2. Документирование аудита. 3. Аудиторские доказательства. 4. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета внутреннего контроля в ходе аудита. 5. Аудиторская выборка. 6. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности. 7. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. 8. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. 9. Использование работы эксперта. 10. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты составления бухгалтерской отчетности. 11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности14.

Третье направление – непосредственное внутрифирменное регулирование с помощью правил и методик, создаваемых на основе национальных стандартов. Сюда относится и договорная работа.

_____________________

14 Шеремет А.Д., Суец В.П. Аудит: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2003, - 410с.

1.4. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые незави­симые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (админи­страция, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятель­ность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры пред­приятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со сто­роны администрации существенно повышали риск финансовых вло­жений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманыва­ют, что отчетность, представленная администрацией, полностью от­ражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъ­являемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного зна­чения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка ауди­тора15.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

______________________

15 Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита / Сост. В.В. Калинин. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000. – 456с.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводи­теля, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяж­ными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потреб­ность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязатель­ности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке доку­ментации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.   

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность оши­бок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предуп­реждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области не­зависимого финансового контроля действуют две профессиональ­ные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются не­посредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчет­ности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комис­саров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достовер­ности финансовой отчетности осуществляет дипломированный об­щественный бухгалтер16.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести про­фессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и прак­тической деятельности, а также многочисленные экзамены. Пред­ставители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятель­ности17.

_______________________

16 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

17 Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.

2. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОРЯДОК ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Основными видами аудиторских услуг являются:

1. Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.

В этом случае целями аудита являются:

- оценка состояния учета;

- проверка достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности;

- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и на его основе подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, выбор процедур аудита18.

В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки: фактическая проверка; подтверждение; документационная проверка; формальная проверка; логическая проверка; арифметическая проверка; специальная проверка; опрос; наблюдение; аналитические тесты; сканирование.

Под фактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.


____________________

18 Подольский В.И. Аудит. – М.: Экономистъ, 2004. – 494с.

Подтверждение – получение письменного ответа от клиента или 3-х лиц для подтверждения точности информации. Полнота оприходования денег в кассу, полученных от физических и юридических лиц.

Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.

При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обязательных на первичных документах. Особое внимание при этом обращается на: дату заполнения документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц (все денежные документы не подлежат исправлению и подчистке).

Логическая проверка (проверка документов по существу). Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; законность и целесообразность хозяйственной операции; правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов и доходов. Логическая проверка позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости и т.д.

Арифметическая проверка заключается в проверке правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при суммировании ряда чисел в процессе составления аналитических и систематических регистров учета в показательной бухгалтерии (финансовой отчетности). Арифметическая и логическая проверка нередко дополняют друг друга.

Специальная проверка применяется, когда возникает необходимость привлечь к проверке специалиста с узкой специализацией, что дает возможность проверить правильность оценки интеллектуальной собственности, когда она выступает в качестве вклада учредителей в Уставный Капитал, или когда возникает необходимость в проверке полноты выполнения всех технологических операций в производстве конкретного вида продукции или изделия.

Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.

Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);

Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.

Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.

В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная, выборочная, комплексная, целевая, экспертная оценка)19.

При сплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.

При выборочной проверке документы проверяются по выбору проверяющего. При этом, если в ходе выборочной проверки отдельных вопросов будут установлены серьезные недостатки и нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета, приведение к исправленному исчислению затрат, финансовых результатов и к недочислению наличных платежей, то такие операции рекомендуется проверить сплошным методом. При проведении выборки важное место имеет правильный выбор тех документов, записей, которые будут подвергаться проверке. Выбор порядка проверки зависит от обстоятельств и решается на месте проведения проверки.

________________________

19 Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 453с.

В современной практике применяются комплексные аудиторские проверки. Основными их задачами является всесторонняя документационная проверка предприятий и финансово-хозяйственной деятельности организаций, состояние их экономики, проведение углубленного анализа финансового состояния.

Целевые проверки проводятся по определенному кругу вопросов по просьбе руководителей предприятий или по поручению органов прокуратуры, следствия, налоговых и др. государственных органов.

Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде.

2. Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния

Проводя аудиторскую проверку, аудитор должен проверить не только состояние бухгалтерского учета, законность совершения финансово-хозяйственных операций в проверяемой организации, но и качественно провести анализ показателей ее финансовой деятельности. Целью анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния организации в анализируемом отчетном периоде и определение ее потенциала в предстоящей перспективе. Анализ проводится по показателям бухгалтерской отчетности и используются показатели бухгалтерского баланса и других форм отчетности, а также данные других учетных регистров: главной книги, журналов-ордеров, ведомостей и других форм. Финансовое состояние предприятия включает анализ доходности и рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности, использования капитала. Финансово устойчивым является такой экономический субъект, который за счет наличия собственных средств может обеспечить покрытие средств, вложенных в активы предприятий, не допуская неоправданных дебиторской и кредиторской задолженностей, и в установленные сроки расплачивается с партнерами по своим обязательствам20.

3. Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования.

Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских проверок, могут оказывать экономическим субъектам, предпринимателям и физическим лицам услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При проведении консультации в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение специалистов-универсалов и узких специалистов, их глубокие знания в отдельных областях. При этом аудитор, проводящий консультацию, должен обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования финансово-хозяйственной работы, общения с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в накоплении опыта.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте.

В экономической литературе можно найти множество различных путей осуществления процесса консультирования (от 3 до 10 фаз). Рассмотрим наиболее простую из них 5-ти фазную модель: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение и завершение (приложение 2)21.

______________________

20 Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.

21 Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 453с.

В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий. Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства, способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.

Наиболее часто применяемыми методами являются:

- обучение и повышение квалификации;

- обучение действиями;

- планирование повышения эффективности работы предприятия;

- проведение собраний;

- инструктирование и рекомендации22.

Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов.

В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход: компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента, беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение требований этического аспекта.

Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого   изучения   на    основе   действующих    нормативных  документов по

______________________

22 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

налогообложению, оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования.

4. Консультирование по правовым вопросам.

Оказывать такие услуги могут только аудиторские фирмы, в штате которых имеются юристы-консультанты или юридические структурные подразделения. Практика их работы показывает, что наибольшее количество консультаций связано с взаимоотношениями предприятий с налоговыми органами; с юридической защитой интересов предприятий на действия налоговых органов после проведения ими проверки.

Другими видами правовых консультаций является консультирование по вопросам правового применения отдельных положений ГК РФ, КЗОТ РФ и др. правовыми актами. Чтобы оказывать консультационные услуги по правовым юридическим документам, аудиторские фирмы должны располагать высококвалифицированными специалистами – юристами, в совершенстве владеющими и умело пользующимися на практике особенностями применения нормативных документов.

5. Консультирование правовой ответственности обработки данных.

Наиболее быстро растущей областью консультативных услуг является помощь в разработке пакетов программ в выборе и внедрении современных ПК. Консультанты помогут внедрять новые системы и разрабатывать программы обучения для служащих, вырабатывать и осуществлять политику поощрения новаторства, использовать технику для снижения трудоемкости работ.

Консультанты обычно указывают, какие марки ПК наиболее надежны и совместимы с поколением предыдущих моделей, могут рекомендовать недорогие и апробированные программы, могут осуществлять обучение персонала, для чего выбирают необходимые средства обучения и упражнения. Хотя аудиторские фирмы по действующему законодательству, практически не несут ответственность (за исключением, если таковая оговорена заключенным двусторонним договором), неправильное консультирование заказчика и возникновение у него какой-либо ответственности в результате допущения ошибки, отрицательно сказывается на имидже аудиторской фирмы

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными этапами организации аудиторской деятельности являются следующие.

1. Определение объема аудита. 

Объем аудита определяется в соответствии с действующим законодательством, документами системы нормативного регулирования аудиторской деятельности и условиями соглашения с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторо­нах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить дан­ные, достаточные для составления объективного ауд. за­ключения.

2. Планирование аудита.

Планировать проведение аудита следует на основе предвари­тельного анализа проверяемого предприятия, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необхо­димо определить процедуры, которые следует использовать в про­цессе проверки, а также целесообразность привлечения к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательного персонала и спла­нировать их деятельность, получив согласие клиента. Использование работы других специалистов не снимает с ауди­тора ответственность за аудиторское заключение.

3. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля. 

Аудитор должен дать оценку системам бухгалтерского и внутреннего контроля, используемым на проверяемом предприятии, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки оп­ределяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

4. Аудиторские доказательства (данные аудита).

В ходе проверки аудитор собирает доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

5. Аудиторская документация.

Важнейшие аудиторские доказательства долж­ны быть документированы. При необходимости аудитор может со­ставлять рабочие документы, необходимые для аудиторских проце­дур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и разглаше­нию без согласия клиента.

6. Аудиторское заключение и аудиторский отчет.

Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении, обязательно определяя достоверность финансовых отчетов, их соответствие действующему законодательству и норма­тивным документам, касающимся учета и бухгалтерской отчетности. Составление заключения с ограничениями, отрицательного заключения или отказ аудитора от заключения должны быть обоснованы23.

______________________

23 Подольский В.И. Аудит. – М.: Экономистъ, 2004. – 494с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы было выявлено, что аудиторская деятельность представляет собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Главная цель аудита -  определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности, а также контроль за соблюдением компанией законов и норм хозяйственного права. В ходе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, соблюдение законодательства. Важно, что проверку осуществляет независимый аудитор. Аудитор сам может выбирать клиента, а предприятие само выбирать аудитора. Аудитор может оказать клиенту в выдаче заключения до устранения недостатков, невозможность аудиторской проверки при родственных отношениях.

Основными видами аудита являются:

- внутренний и внешний аудит;

- аудит на соответствие требованиям;

- аудит финансовой отчетности;

- обязательный и инициативный аудит;

- первоначальный и согласованны аудит и т.д.

Между тем в аудиторской деятельности значительное место занимают и другие виды работ. Прежде всего консультационные услуги, также аудиторские фирмы принимают на себя бухгалтерские функции

Возникновение аудита как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Действительные собственники были заинтересованы в получении достоверной информации о финансово-экономическом положении «родных» предприятий, обоснованных заключений по их ближайшей и долговременной перспективе.

Аудиторская деятельность как таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития.

Заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах свыше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран, оказали иностранные инвесторы. Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развитие аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.

2. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита / Сост. В.В. Калинин. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000. – 456с.

3. Данилевский Ю.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: — М.: ИДФБК–ПРЕСС, 2002. – 544 с.

4. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 453с.

5. Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

6. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.

7. Мизиновский Е.А. Справочник бухгалтера и аудитора. – М.: Юристъ, 2001. – 328с.

8. Панкова С.В. Международные стандарты аудита. - М.: Экономист, 2003. – 503с.

9. Подольский В.И. Аудит. – М.: Экономистъ, 2004. – 494с.

10. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - Мн : Мисанта, 2002. – 429с.

11. Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. – М.: Аудиторская фирма Контакт, 1993. – 322с.

12. Суец В.П., Ахметбекова А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 556с.

13. Шеремет А.Д., Суец В.П. Аудит: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2003, - 410с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

1.    Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом

Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой

2.    Объект

Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом, система учета и отчетности предприятия

3.    Цели

Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов

Определяются законодательными или судебными инстанциями

4.    Средства

Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

5.    Вид деятельности

Исполнительная деятельность

Предпринимательская деятельность

6.    Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки

7.    Взаимоотно-шения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

8.    Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию

9.    Квалифика-ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

10.              Оплата

Начисляется по штатному расписанию

Оплата предоставляемых услуг по договору

11.              Ответст-венность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами

12.              Методы

Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности

13.              Отчет-ность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФАЗЫ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Фазы

Этапы в фазе

Подготовка

1.      Первый контакт с клиентом.

2.      Предварительный диагноз проблемы.

3.      Планирование задания.

4.      Предложения клиенту относительно задания.

5.      Контракт на консультирование.

Диагноз

1.      Обнаружение фактов.

2.      Анализ и синтез фактов.

3.      Детальное изучение проблемы.

Планирование действий

1.      Выработка решений.

2.      Оценка альтернативных вариантов.

3.      Предложение клиенту.

4.      Планирование осуществления решений.

Внедрение

1.      Помощь в осуществлении.

2.      Корректирование предложений.

3.      Обучение.

Завершение

1.      Оценка.

2.      Конечный отчет.

3.      Расчет по обязательствам.

4.      Планы на будущее.

5.      Заключительный контакт.