Оглавление

1. Проведение контрольных мероприятий Счетной палатой Росси…..3

2. Ревизия расчетных операций………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………...17

1. Проведение контрольных мероприятий Счетной палатой России

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание [3].

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организаци [4].

Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

1) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования денежных средств;

2) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль [2].

Появились новые органы финансового контроля:

1) Федеральное казначейство;

2) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время Федеральная налоговая служба в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

3) Счетная палата;

4) Федеральная служба налоговой полиции и другие.

Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента РФ и органов представительной власти.

Такой контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении [4; 6].

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица:

- государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ;

- органы местного самоуправления;

- коммерческие банки;

- страховые фирмы;

- коммерческие фонды;

- негосударственные некоммерческие организации [1; 4].

Контроль осуществляется в части, связанной с получением,  перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

1) организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

3) оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

4) определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;

6) контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

8) контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям [1; 3].

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой – тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.

При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения.

В том случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты [4].

2. Ревизия расчетных операций

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Основными задачами ревизии являются:

1) выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства;

2) определение условий, способствующих установленным нарушениям;

3) определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению;

4) профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблений на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются:

1) установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;

2) выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;

3) соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов [5].

Источниками проверки являются:

1) приказы и распоряжения по предприятию;

2) авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм;

3) отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами,

4) Главная книга;

5) баланс предприятия;

6) данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплошным способом. При этом устанавливаются:

1) соблюдение правил выдачи авансов;

2) своевременность предоставления авансовых отчетов;

3) целесообразность и законность использования подотчетных сумм;

4) правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам;

5) порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;

6) своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.

При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги.

Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы для предприятия на основании договоров подряда [3].

По выданным в подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса. На командировочные расходы деньги выдаются в подотчет в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату проезда в оба конца, суточных и квартирных расходов на срок командировки.

При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить, не выдавались ли деньги под отчет лицам, которые имели задолженность по ранее полученным суммам.

Законность и целесообразность расходов по подотчетным суммам на хозяйственные и операционные нужды проверяются путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату наличными деньгами погрузочно-разгрузочных работ и других услуг, а также на оплату приобретенных материальных ценностей с показателями документов, подтверждающих фактическое поступление материальных ценностей на склад.

Для этого сличают счета, товарные чеки с накладными на оприходование материальных ценностей с книгами (карточками) складского учета, отчетами движения продуктов и материалов.

Важным этапом проверки является установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасходованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бесспорном порядке не позднее месяца со дня окончания срока из возвращения.

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по доставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства [5].

В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и туже дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Главной книге и бухгалтерскому балансу.

При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.

Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договора поставки.

При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают:

1) включены ли строящиеся объекты в титульный список;

2) обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;

3) имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;

4) заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов;

5) правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ;

6) достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах [2; 3].

При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы, причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Важным вопросом является  проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.

По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной.

В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.

Одной из важнейших задач контроля является проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств.

Претензии предъявляются после того, как предприятие узнало о нарушении своих имущественных прав и законных интересов другим предприятием. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), ненадлежащего ее качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, в течение двух месяцев [5].

При проверке расчетов по возмещению материального ущерба в первую очередь используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба», по данным которых можно проанализировать изменение расчетов по возмещению материального ущерба на протяжении всего ревизионного периода.

Контроль расчетов за товары, проданные в кредит, проводится с использованием методических приемов документального контроля и реализующих эти приемы контрольно-ревизионных процедур.

В процессе проверки руководствуются Основными положениями о порядке расчетов за проданные рабочим и служащим в кредит товары и кредитования промышленных предприятий по операциям, связанным с этими расчетами.

Состояние расчетов за товары, проданные в кредит, изучается по данным учета по субсчету 73-1 «Расчеты за товары, проданные в кредит» (если предприятие пользуется кредитами банка), а также субсчету 76-7 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» (если предприятие не пользуется кредитами банка).

Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка:

1) правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда на предприятиях и в организациях;

2) соблюдения действующего законодательства о труде;

3) правильности применения должностных окладов;

4) тарифных ставок, сдельных расценок;

5) правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 88 «Фонды специального назначения» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табели учета рабочего времени, наряды, маршрутные листы и др.), листки о временной нетрудоспособности, нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции.

Основной задачей контроля по налогам с бюджетом и внебюджетными платежами является установление по всем видам платежей правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.

Основными источниками аудита кредитных операций являются:

1) сведения и справки, предоставляемые в учреждения банка для получения ссуд;

2) выписки банков и приложения к ним по счетам 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», 93 «Кредиты банков для работников», 94 «Краткосрочные займы» и 95 «Долгосрочные займы»;

3) журналы-ордера по учету кредитных операций;

4) первичные документы и учетные регистры;

5) соответствующие машинограммы.

При аудите  экспортно-импортных операций необходимо проверить законность ввоза или вывоза тех или иных товаров. Для чего аудитор изучает учредительные документы субъекта хозяйствования, т. е. определяют, может ли данное предприятие производить экспортно-импортные операции, имеются ли у него лицензии на данный вид деятельности.

При аудиторской проверке лизинговых операций необходимо определить область наиболее эффективного использования капитала, определить условия максимальной отдачи лизинговых сделок [3].

Для лизингополучателя общая сумма лизингового платежа состоит из двух частей:

1) вознаграждения лизингодателю и оплата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (лизинговая ставка), процентов за кредит, страховых платежей и т. д.;

2) суммы, возмещающей полную или частичную стоимость лизингового имущества, в зависимости от условий договора, относится на издержки производства.

Аудитору следует проверить правильность начисления износа по лизинговым объектам. Если лизинговый объект находится   на балансе у лизингодателя, износ по такому объекту у лизингодателя начисляется на внереализационные расходы, т. е. он не относится на себестоимость продукции, так как эти основные средства используются не для собственных целей лизингодателя.

Основными источниками информации по расчетам с учредителями и акционерами являются:

1) учредительные документы предприятия;

2) протоколы собраний акционеров, учредителей;

3) первичные документы, отражающие взносы учредителей в уставной капитал, а также документы по начислению дивидендов и доходов акционерам;

4) данные аналитического учета по счету 75 «Расчеты с учредителями».

При проверке расчетов с учредителями, акционерами аудитор должен внимательно изучить учредительные документы предприятия, обращая особое внимание на размер и порядок формирования его уставного капитала.

Аудитор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета заявленного уставного капитала, для чего аудитор сопоставляет аналитические данные по счету 75 с данными счета 85 и с учредительными документами.

Аудитор проверяет также своевременность взносов в уставной капитал. Субъекты хозяйствования формируют уставной капитал в сроки, определенные учредительными документами [5].

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ.

2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1999.-512с.

3. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Феникс, 2004.-486с.

4. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-512с.

5. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб пособие. – М.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.-429с.

6. Щербина А.В. Финансы организации / А.В. Щербина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-506с.