Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы аудита основных средств…………...5

1.1. Общие положения по учету основных средств

        предприятия в рыночных условиях………………………...5

1.2. Сущность, задачи, виды и правовое регулирование

        аудита основных средств…………………………………..12

Глава  2. Аудит учета основных средств на базе

               АО «Стройкомплект»………………………………………...17

2.1. Организация учета основных средств
        в АО «Стройкомплект»…………………………………….17

2.2. Документы для оформления движения

       основных средств…………………………………………...20

2.3. Недостатки организации учета основных средств

       в АО «Стройкомплект»……………………………………..33

Заключение……………………………………………………………..35

Список литературы…………………………………………………….36

Введение

Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.

Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Программу внутреннего контроля основных средств и соответствующих хозяйственных операций обычно не разрабатывают, потому что у большинства организаций таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются. Поэтому обзор внутреннего контроля и системы учета основных средств необходимо осуществлять при большом количестве операций. Перечень основных средств в проверяемой организации может быть небольшим, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. Когда же налицо небольшое количество основных операций и существенный аудит каждой уже проведен, то тест контроля обычно не используется. Однако в любом случае аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение системы учета, поскольку требуется определить, какая информация может быть получена.

Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность АО «Стройкомплект».

Предмет исследования – аудит основных средств                                     АО «Стройкомплект».

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита основных средств в АО «Стройкомплект».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях.

2. Изучить сущность, задачи, виды и правовое регулирование аудита основных средств.

3. Проанализировать особенности организации учета основных средств в АО «Стройкомплект».

4. Рассмотреть документы, необходимые для оформления движения основных средств.

5. Выявить недостатки организации учета основных средств в                   АО «Стройкомплект».

Глава 1. Теоретические основы аудита основных средств

 

1.1. Общие положения по учету основных средств предприятия

в рыночных условиях

  Международными стандартами бухгалтерского учета основные средства определяются как:

Долгосрочные активы – это основные средства и нематериальные активы [11; 14]:

1.                Имеющие срок полезной службы более одного года.

2.                Используемые для производственных, административных целей или для сдачи в аренду.

3.                Не предназначенные для перепродажи.

 Основные средства (материальные активы) – активы длительного пользования, имеющие физическую натуральную форму [8; 11]:

- земля;

- здания;

- сооружения;

- оборудование;

- транспортные средства;

- природные ресурсы и т. п.

Материальные активы разбиваются на 3 группы [8; 11; 14]:

1) подлежащие амортизации -  здания, сооружения, оборудование,  мебель, приспособления;

2) подлежащие истощению – залежи полезных ископаемых, лесные угодья;

3) земля, на подлежащая амортизации или истощению.

 

Основные средства  как материальные активы, действующие в течение длительного  периода  времени (более 1 года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Время, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете как срок полезного использования.

Этот срок организация устанавливает самостоятельно (если он не определен в централизованном порядке или не указан в технических документах на конкретный объект), принимая во внимание [12]:

- конкретные условия эксплуатации объекта с учетом планируемого количества смен работы, планово – предупредительных ремонтов, наличия агрессивной среды и других факторов;

- ожидаемую производительность объекта с учетом его технико-экономических показателей;

- действующие ограничения на эксплуатацию (например, срок аренды).

Единицей учета основных средств является инвентарный объект – законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно – обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением [15]. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект.

В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе, резерве.

Во внимание принимаются также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования: принадлежащие полностью предприятию, включая переданные в аренду, полученные в аренду или находящиеся в оперативном или хозяйственном управлении.

В организации учета основных средств важное значение имеют их классификация и оценка, оказывающее непосредственное влияние на размер амортизации (износа), включаемых в издержки производства.

Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам [14; 15]:

1. По функциональному назначению.

производственные – основные фонды от величины и технического уровня, которых зависит техническое оснащение предприятия.

Непроизводственные – средства потребительского назначения, предназначенные для обслуживания культурно-бытовых нужд коллектива.

- здания;

- сооружения;

- здравоохранение и т. д.

2. По принадлежности.

- собственные;

- арендованные.

3. По характеру использования.

Действующие – находящиеся в данный момент в эксплуатации.

Бездействующие – на данный момент законсервированные.

Находящиеся в запасе.

На каждом предприятии в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций материальные основные фонды представлены следующими группами [9; 11; 13]:

1. Земля  -  количество и стоимость земли, приобретенной субъектом на правах собственности или правах постоянного землепользования инвентарным объектом является каждый земельный участок, на который выдан акт.

2. Здания  -  архитектурно-строительные объекты назначение которых состоит в создании условий труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Инвентарным объектом считается каждое отдельно стоящее здание.

3. Сооружения  инженерно–строительные объекты предназначенных для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных функций, не связанных с изменением предметов труда. Инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение со всеми удобствами, составляющими с ним одно целое.

4. Передаточные устройства – устройства для передачи электрической, тепловой или механической энергии.

5. Машины и оборудование  инвентарным объектом является каждая машина, если она не часть другого инвентарного объекта, включая входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы ограждения, фундамент.

6. Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование - приборы и устройства для измерения, регулирования производственных процессов, а также приборы и аппаратура, используемые в лабораториях.

7. Вычислительная техника и оргтехника - машины, устройства, приборы, предназначенные для ускорения и автоматизации процессов.

8. Транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. Инвентарным объектом является отдельный объект со всеми  относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями.

9. Инструмент  -  механизированные  и немеханизированные орудия ручного труда или прикрепленные к машинам предметы для обработки металлов, дерева и т. п. инвентарным объектом являются только те предметы, которые не входят в состав другого инвентарного объекта.

10. Производственный и хозяйственный инвентарь – предметы производственного назначения, которые служат для выполнения или облегчения производственных операций; оборудование, способствующее охране труда; вместилища для хранения жидких, сыпучих и других материалов; предметы производственного назначения. Инвентарный объект- предмет, который не является частью какого-либо другого инвентарного объекта и имеет самостоятельное значение.

11. Рабочий, продуктивный и племенной скот. Рабочий скот-лошади, волы, верблюды и другие рабочие животные. Продуктивный скот - крупный рогатый скот, жеребцы-производители и племенные кобылы, верблюды производители и матки, олени, маралы-матки, самцы, хряки-производители и свиноматки, козы, овцематки  и бараны-производители. Инвентарным объектом является каждое взрослое животное.

12. Многолетние насаждения – искусственные многолетние насаждения независимо от их возраста. Молодые насаждения учитываются отдельно от достигших полного развития.

13. Хозяйственный инвентарь - предметы офисного и хозяйственного обзаведения (столы, ковры, шкафы). Инвентарный объектом является каждый объект, имеющий самостоятельное значение.

14. Прочие основные средства  - библиотечные фонды, спортивный инвентарь и т. д.

Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.

Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно – правовой формы собственности.

Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.

В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

Первоначальная  стоимость представляет  -  стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств включающую в себя [7]:

- договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу;

- сумму информационных и консультационных услуг, способствующих приобретению;

- таможенные и иные платежи;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи;

- стоимость услуг посреднических организаций;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств;

- другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств.

При взносе основных средств в счет вклада в уставный капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками), если другое не предусмотрено действующим законодательством.

При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.

В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.

Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев: достройки; дооборудования; реконструкции; частичной ликвидации.

Результат  [увеличение (+), уменьшение (-)] от изменения первоначальной стоимости объекта относится на резервный капитал организации.

Текущая стоимость  - стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату [7].

Балансовая стоимость – первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и финансовой отчетности [7].

Стоимость реализации -  стоимость, по которой возможен обмен основных  средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами [8].

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации [7].

Ликвидационная стоимость  -  предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по               выбытию [9].

1.2. Сущность, задачи, виды и правовое регулирование аудита основных средств

Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения [7; 15]:

- обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;

- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

- правильности оценки основных средств в учете;

- правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

- правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;

- правильности и эффективности использования основных средств;

- правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Учитывая эти задачи, необходимо проверить [10; 15]:

- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности);

- соответствуют  ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденному Госкомтруда 28.12.1977 г. № 447/24;

- созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охраняемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.;

- оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;

- организован ли порядок оформления документов в случае вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

- назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами;

- проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных средств (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ МФ РФ от 13.06.1995 № 49).

Аудит основных средств осуществляется на базе  следующих нормативных документов:

1. Гражданский кодекс РФ,  Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

2. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 9 декабря               1998 г.) [5].

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.) [6].

5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 33н от 20 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями).

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г.             №49) [1].

7. Инструкция Госкомстата РФ от 24 сентября  1993 г. №  185 «О порядке составления статистической отчетности по капитально­му строительству» с изменениями и дополнениями.

8. Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении типовых форм учета основных средств» (в ред. постановления Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

9.                О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 1442 от 7 декабря 1996 г.) [4].

10. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) [3].

Аудит основных средств, также как и любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности [14].

Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия [14]. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам предприятия (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Исходя из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят независимую экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

Глава  2. Аудит учета основных средств на базе АО «Стройкомплект»

2.1. Организация учета основных средств в АО «Стройкомплект»

Предприятие, которое представлено для рассмотрения, содержит следующую информацию:

Официальное наименование предприятия:

Полное – Акционерное общество «Стройкомплект».

Сокращенное – АО «Стройкомплект».

Правовой статус предприятия

Предприятие является хозяйствующим субъектом,  обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федера­ции, имеет самостоятельный баланс» расчетный счет, печать со своим наименованием бланки, лицензию на право производства строительных работ.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имущест­вом предприятия, если иная ответственность не установлена зако­нодательством и договором о закреплении за предприятием имущест­ва на право полного хозяйственного ведения.

Предприятие не отвечает по обязательствам государства, его органов, государство и его органы не отвечают по обязательствам предприятия, если иное не предусмотрено законодательством Рос­сийской Федерации.

Цели и предметы деятельности

Предприятие выполняет строительно-монтажные работы, изготов­ляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает ус­луги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей;

- осуществляет на основе договоров взаимоотношения с юридическими лицами (включая иностранных);

- самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность;

- заключает и расторгает договоры на выполнение строительно-монтажных работ собственными силами и по генеральному подряду: на сдачу объектов под ключ или на выполнение отдельных видов ра­бот;

- самостоятельно совместно с заказчиками определяет объемы строительно-монтажных работ по объектам и сроки их выполнения;

- по своему усмотрению привлекает на договорной основе организации и физических лиц для совместного выполнения работ;

- осуществляет контроль за своевременным и качественным обеспечением необходимой  строительной документацией объектов;

- производит контроль за качеством строительно-монтажных работ, выполняемых, как собственными силами, так и субподрядны­ми организациями;

- производит взаиморасчеты с заказчиками, субподрядами ор­ганизациями и поставщиками по материалам, изделиям, механизмам и транспорту;

- ведет бухгалтерский, оперативный учет, составляет и пред­ставляет отчетность по всем видам деятельности, проверяет цены и предъявляемые к оплате документы других организаций.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- строительство и реконструкцию, в том числе строительство объектов производственного и непроизводственного назначения «под ключ» в установленные сроки;

- ремонтные работы;

- изготовление раствора, бетона, простейших железобетонных, металлических, арматурных и деревянных изделий.

Предприятие вправе осуществлять также любую деятельность, не запрещенную законодательными актами Российской Федерация.

Имущество предприятия

Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закреплен­ным за ним  имуществом в пределах, устанавливаемым Договором о закреплении имущества, на правах полного хозяйственного ведения.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются:

- амортизационные отчисления;

- прибыль, получаемая от реализации работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

- кредитов банков и других кредиторов;

- иные источники, допускаемые законодательством Российской Федерации.

Предприятие самостоятельно распоряжается прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уп­латы налогов и других обязательных платежей.

Предприятие образует в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующие фонды:

- Фонд накопления;

- Фонд потребления;

- Резервный фонд.

Фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Средства, полученные в виде прибили по сделкам с имуществом предприятия (кроме случаев, предусмотренных договором о закреплении имущества), а также амортизационные отчисления не могут быть направлены в фонд потребления (в том числе на оплату труда  работников предприятия, социальное развитие, выплату вознаграж­дения руководителю предприятия).

Порядок образования и расходования фондов определяется действующим законодательством, договором о закреплении имущества за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, конт­рактом с руководителем предприятия.

В состав рассматриваемого предприятия входят основные средства, о которых речь пойдет ниже.

2.2. Документы для оформления движения основных средств

Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов.

Поступление и выбытие основных средств

Способы поступления основных средств на АО «Стройкомплект» можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с условными цифровыми данными.

1.  25 января 2004г. на предприятия АО «Стройкомплект» поступило оборудование (основное средство) безвозмездно от юридического лица рыночная стоимость которого составляла 70000 рублей. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

получен объект, требующий монтажа (первоначальная стоимость                 70 000 рублей, расходы по монтажу данного оборудования составили 25 000 рублей. сюда вошла заработная плата рабочих включая отчисления на социальное страхование). Для целей бухгалтерского учета организация применяет линейный метод начисления амортизации.

первоначальная стоимость

         Д 08     «Вложения во внеоборотные активы»                   70 000 руб.

         К98-2 «Доходы будущих периодов»

                     (субсчет – «Безвозмездно полученные ценности»)    70 000 руб.

сумма износа

         Д 20   «Основное производство»                                             874 руб.

         К 02-1 «Амортизация основных средств»                                        874 руб.

        

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»                         6 950 руб.

         К 69 «Расчеты по социальному страхованию»                        6 950 руб.

         Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»                       18 050 руб.

         К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»                     18 050 руб.

При принятии на баланс этого объекта после выполнения  соответствующих процедур  делается следующая проводка:

оборудование принято в эксплуатацию

Д 01  «Основные средства»                                                          95 000 руб.

К 08 «Вложения во внеоборотные активы»                       95 000 руб.

Стоимость основных средств  может увеличиваться при их переоценки на сумму дооценки.

Внутреннее перемещение  основных средств  отражается по дебету  и кредиту счета 01 «Основные средства» в разрезе соответствующих субсчетов. Основанием для такой записи является акт (накладная) приемки-передачи основных средств форма ОС-1, выписывается в 2-х экземплярах работником структурного подразделения организации сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя                                                   и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации сдатчика.

2. Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.

НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией.

Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются в учете капитальных вложений (Д 08 «Капитальные вложения», К 60, 68, 69, 70, 71, 76) а затем при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Д 01, К 08). Сумму уплаченных налогов в течение 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Д 68 «Расчеты с бюджетом», К 19-1 «НДС»).

АО «Стройкомплект» приобретает основные средства для производственных целей.

         1. Акцептовано платежное требование на офисную мебель.

         на покупную стоимость

         Д 08-4 «Приобретение отдельных объектов ОС»    10 000 000 руб.

         К 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  10 000 000 руб.

на сумму НДС

         Д 19-1 «НДС»                                                             2 000 000 руб.

         К 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  2 000 000 руб.

         2. Акцептовано платежное требование за доставку и сборку мебели.

на стоимость услуг

         Д 08-4 «Приобретение отдельных объектов ОС»    1 000 000 руб.

         К 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  1 000 000 руб.

на сумму НДС

         Д 19-1 «НДС»                                                                 200 000 руб.

         К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»       200 000 руб.

         3. Оприходован объект основных средств.

по первоначальной стоимости

         Д 01 «Основные средства»                                        11 000 000 руб.

         К 08-4 «Приобретение отдельных объектов ОС»         11 000 000 руб.

         4. Далее списывается сумма НДС ежемесячно равными долями в течение 6 месяцев.

         Д 68  «Расчеты с бюджетными организациями»               366 667 руб.

         К 19-1 «НДС»                                                                   366 667 руб.

Документально данная операция по приходованию офисной мебели  оформляется актом (накладной) приемки передачи объекта основных средств по форме ОС-1.

3. Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.

 Предприятие АО «Стройкомплект» получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.

остаточная стоимость

         Д 01 «Основные средства»                                        20 000 000 руб.

         К 75-1 «Расчеты по вкладам в уставной капитал»   20 000 000 руб.

износ

         Д 01  «Основные средства»                                        10 000 000 руб.

         К 02-1 «Амортизация основных средств»                           10 000 000 руб.

         Аналогично отражается в бухгалтерском учете, если цена соглашения,  превышает первоначальную стоимость.

         При   цене соглашения (15 000 000 руб.)   ниже   первоначальной       стоимости.

на цену соглашения

         Д 01 «Основные средства»                                         15 000 000 руб.

         К 75-1 «Расчеты по вкладам в уставной капитал»        15 000 000 руб.

разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью

         Д 01 «Основные средства»                                           5 000 000 руб.

         К 87-1 «Прирост ст-ти имущества при переоценке»     5 000 000 руб.

износ

         Д 01 «Основные средства»                                         10 000 000 руб.

         К 02 – 1 «Амортизация основных средств»              10 000 000 руб.

При получении обществом от своего учредителя – юридического лица основного средства в качестве вклада в уставный капитал  налог на добавленную стоимость у учредителя не возникает, счет-фактура не выписывается. Следовательно, принимающая сторона (АО «Сройкомлект») у себя в учете получаемый объект основных средств без (входного) НДС. К вычету налог, поскольку его нет, в дальнейшем не принимается.

Основанием для принятия к учету объекта основных средств служат следующие первичные документы:

- решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в не денежной форме;

- акт независимого оценщика об оценки объекта основных средств;

- акт (накладная) приемки передачи объекта основных средств по форме ОС-1 после чего на основании информации содержащейся в акте и другой документации прилагаемой к основным средствам, в  бухгалтерии открывается инвентарная карточка.

4. Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08).

Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту 3).

5. Предприятие принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечение аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства (Д 20 «Основное производство», 23, 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Коммерческие расходы», К 76-3). Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором (Д 76-3, К 51).

На предприятии АО «Стройкомплект» существует способ поступления основных средств в качестве аренды по условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата в размере 800 000   руб.

1.      Д 20 «Основное производство»                                 800 000 руб.

         Д 19-5, 10                                                                    160 000 руб.

         К 76-3 «Расчеты с разными дебиторами

                      и кредиторами «(субсчет аренда)                      960 000 руб.

2.      Д 76-3 «Расчеты с разными дебиторами

         и кредиторами» (субсчет аренда)                                   960 000 руб.

         К 51 «Расчетный счет»                                                        960 000 руб.

3.      Д 68 «Расчеты с бюджетом»                                      160 000 руб.

         К 19-5, 10                                                                    160 000 руб.

6.  Рассмотрим  проведения ремонтных работ  хозяйственным способом  на примере нашего предприятия АО «Стройкомплект». В июле-августе 2005г. организация выполнила   работы по текущему ремонту  производственного здания (ремонт кровли и остекления) силами своих рабочих. Стоимость приобретенных  и использованных на производство ремонта материалов составила 24000 рублей., в том числе НДС 4000 рублей, зарплата с начислениями 25000 рублей.

Проведение ремонта в бухгалтерском учете отразится проводками:

Д 10 «Материалы»                                                               20 000 руб.

К  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»               20 000 руб.

Д 19 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»          4 000 руб.

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»             4 000 руб.

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»                      24 000 руб.

К 51 «Расчетный счет»                                                                 24 000 руб.

Д 68  «Расчеты с бюджетом»                                                        4000 руб.

К 19 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»     4000 руб.

Д 23  «Вспомогательное производство»                                    20 000 руб.

К 10  «Материалы»                                                           20 000 руб.

Д 23  «Вспомогательное производство»                                   25 000 руб.

К 70  «Расчеты с персоналом по оплате труда»                       25 000 руб.

 Документами, служащими основанием  для отражения в учете  рассматриваемых   операций, являются:

- калькуляция стоимости ремонтных работ;

- накладная на передачу материалов со склада на проведение ремонтных работ;

- бухгалтерская справка о сумме оплаты труда  и начислений на нее за выполненный объем  ремонтных работ;

- акт на выполнение ремонтных работ подтверждающий  сам факт проведения ремонта  его объем и стоимость.

Выбытие основных средств с АО «Стройкомплект» производится в различных формах:    

1. Безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через дебет счета 91 «Прочее доходы и расходы» (первоначальная стоимость объекта) и кредит 01, расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т.п.  (кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76). На кредите счета 91 списывают износ списываемого объекта (Д 02-1). Потери от безвозмездной передачи, получившиеся на счете 91 списываются на уменьшение добавочного капитала (Д 83, К 91), если его недостаточно -  на уменьшение фонда накопления (Д 99, К 91), чистую прибыль или нераспределенную прибыль прошлых лет. При этом предприятие начисляет и перечисляет (Д 91, К 68; Д 68, К 51) НДС в установленном размере.

2. Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 47, учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения: 1) цена соглашения ниже остаточной стоимости, 2) цена соглашения соответствует остаточной стоимости, 3) цена соглашения выше остаточной стоимости.

Рассмотрим один из примеров выбытия основных средств с  АО «Стройкомплект»:

 Первоначальная стоимость передаваемых основных средств                        800 000 руб., сумма амортизации на день передачи 680 000 руб. договорная стоимость определена в учредительном договоре 600 000 руб.

В учете мы сделаем следующие записи:

                                       остаточная стоимость

         Д 91 «Прочие доходы и расходы»                                        680 000 руб.

         К 01 «Основные средства»                                                                  680 000 руб.

износ

         Д 02  «Амортизация основных средств»                                  120 000 руб.

К 01-2 «Основные средства (субсчет выбытие)»                120 000 руб.  

остаточная стоимость

         Д 58 «Финансовые вложения»                                              600 000 руб.

         К 91 «Прочие доходы и расходы»                                        600 000 руб.

Согласованная оценка оказалась ниже остаточной стоимости, поэтому разницу мы должны списать за счет прибыли оставшейся в распоряжении организации после налогообложения или за счет соответствующих фондов.

При выбытии основных средств специальная комиссия составляет  акт на списание по форме № ОС-4.

3. Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 91: по дебету счета - первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3).

При превышении выручки от реализации над расходами, разницу списывают на прибыль предприятия (Д 91, К 99). В противном случае, потери списываются на убытки предприятия (К 99, Д 91).

4. Продажа основных средств может осуществляться  через посредническую организацию  путем оформления  договора комиссии.

Рассмотрим пример комиссионер по договору комиссии продал легковой автомобиль комитента по цене 60000 руб. в том числе НДС 10000 руб. Сумма комиссионного вознаграждения  определена  в размере 3500 руб. или 7% цены продажи  в том числе НДС 583 руб. Первоначальная стоимость  автомобиля  составляет 65000 руб. Сумма износа 24000 руб.

В учете комитента будут сделаны следующие проводки:

Д 01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)                       65 000 руб.

К 01 «Основные средства» суб. счет (собственные)       65 000 руб.

Д 91 «Прочие доходы и расходы» суб. счет (расходы)     17 750 руб.

К 01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)                       17 750 руб.

Д 02 «Амортизация основных средств»                                   47 250 руб.

К 01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)                       47 250 руб.

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»                       60 000 руб.

К  91 «Прочие доходы и расходы» суб. счет (доходы)      60 000 руб.

Д 91 «Прочие доходы и расходы» суб. счет (расходы)      10 000 руб.

К 68 «Расчеты по налогам и сборам»                                       10 000 руб.

Д 91 «Прочие доходы и расходы» суб. счет (расходы)    2 917 руб.

К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»        2 917 руб.

Д 19 «Налог на добавленную стоимость»                             583 руб.

К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»        583 руб.

Д 91 «Прочие доходы и расходы»                                              6 083  руб.  К 99 «Прибыли и убытки»                                                 6 083 руб.

Для документального отражения выбытия автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам  форма                     № ОС-4а.                         

5.   Рассмотрим еще один из способов выбытия объекта основных средств (трактор) на предприятии АО «Стройкомплект». В июне 2005г. организация принимает решение о ликвидации принадлежащего ей объекта основных средств  по причине его морального износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Объект был приобретен в марте 2004г. за 720 000руб., в том числе НДС 120 000 руб. Годовая норма амортизации в соответствии с требованиями Единых норм амортизационных отчислений – 12,5%. При ликвидации объекта приходуются материалы, рыночная стоимость которых установлена в  размере  8 000 руб.

        

1 Ликвидация объекта

первоначальная стоимость

         Д 01  01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)       600 000 руб.

         К 01 «Основные средства»                                             600 000 руб.

износ

         Д 02 «Амортизация основных средств»                         585 000 руб.

         К 01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)                       585 000 руб.

остаточная стоимость

Д 91 «Прочие доходы и расходы»                                            15 000 руб.

         К 01 «Основные средства» суб. счет (выбытие)                        15 000 руб.

2.Получены материалы при ликвидации

         Д 10 «Материалы»                                                              8 000 руб.

         К 91 «Прочие доходы и расходы»                                              8 000 руб.

3. Финансовый результат

         Д 99 «Прибыли и убытки»                                                  7 000 руб.

         К 91 «Прочие доходы и расходы»                                              7 000 руб.

Полученные от ликвидации объекта основных средств материалы для целей бухгалтерского учета приходуются по рыночной стоимости и в дальнейшем уже ни чем не отличаются от других материалов приобретенных или изготовленных собственными силами.

Для документального отражения выбытия автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам  форма                   № ОС-4а.                        

Износ основных средств

         Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). Как было уже упомянуто в главе I, при начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.

         Амортизацию в разрезе отдельных объектов  организация имеет право начислять по одному из следующих методов:

- линейному;

- уменьшаемого остатка;

- списание стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

- списание стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования.

Самым распространенным  способом начисления амортизации считается линейный метод организация АО «Стройкомплект» использует именно этот метод.

Инвентаризация основных средств

Итоги проверки (инвентаризации) заносят в инвентаризационные описи форма № ИНВ-1 ручным способом или средствами вычислительной техники по каждому наименованию объекта с  обязательным указанием  его инвентарного номера.

         Инвентаризация основных средств на предприятии производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП.

         Приведу пример второй, как мне кажется, более характерной ситуации.

         Пример: на предприятии в результате инвентаризации обнаружен объект, ошибочно числившийся в МБП. Стоимость 1 500 000 руб., износ по нормам - 12%, срок эксплуатации 10 месяцев, за этот срок начислен износ в размере 150 000.

1. Перевод в состав МБП

         Д 12 «МБП»                                                              1 500 000 руб.

         К 01 «Основные средства»                                        1 500 000 руб.

2. Начисления на сумму износа:

а) за время эксплуатации

         Д 02 «Амортизация основных средств»                   150 000 руб.

         К 13                                                                             150 000 руб.

         б) в соответствии с учетной политикой

         Д 20, 26                                                                       600 000 руб.

         К 13                                                                             600 000 руб.

 Переоценка основных средств

         Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения. Право переоценки принадлежит самой  организации, и осуществлять ее организация должна не чаще одного раза  в год  по состоянию на 1 января отчетного года

         В настоящее время независимо от назначения основных средств  результаты переоценки  в части дооценки (уценки) направляются на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 83).

Переоценка проводится и в части суммы амортизации (износа  также по одному из методов. На сумму прироста амортизации  по результатам переоценки  делается запись Д 83 , К 02.

        

2.3. Недостатки организации учета основных средств

в АО «Стройкомплект»

        

При определении недостатков учета основных средств в АО «Стройкомплект» хотелось бы сначала остановиться на общих моментах, а потом на некоторых практических недостатках.

Основным общим недостатком системы учета основных средств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью.

Теперь перейду к основным недостаткам конкретного характера.

При зачислении в состав основных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.

На предприятии не ведутся инвентарные карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.

Такая система, по моему мнению, не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств.

Заключение

Основные средства - это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Основные средства делятся на производственные и непроизводственные. К основным производственным средствам относят средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, а к непроизводственным - те основные средства, которые создают условия для жизни работников. Особое внимание уделяется делению основных средств на активную и пассивную часть. Увеличение доли активной части основных средств способствует повышению показателей выпуска продукции и экономической эффективности деятельности предприятия. В результате деятельности основные средства под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются.

Аудиторская проверка основных средств завершается анализом эффективности их использования. Эффективность использования основных средств характеризует показатель фондоотдачи (объем реализуемой продукции на один рубль стоимости основных средств – отдельно всех и активной части). Определяются коэффициенты: обновления, износа, годности основных средств. На заключительном этапе аудитор должен обобщить результаты проверки, сделать выводы и подготовить обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

Список литературы

1. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 33н от 20 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями).

2.    «Об аудиторской деятельности» Федеральный Закон от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.

3. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

4. О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 1442 от 7 декабря 1996 г.).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 9 декабря                 1998 г.).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.).

7. Алборов Р.А. Основы аудита. – М.:  ДИС, 2001. - 224с.

8.    Аудит      предприятия.       Методология      аудиторской       проверки хозяйственно-финансовой    деятельности     предприятия:     Учебное пособие./   Составитель   В.В.   Нитецкий,   Н.Н.   Кудрявцев,   -   М.: Дело, 1996. – 356с.

9.    Аудит:  Учебник для вузов /  В.И.  Подольский,  А.А.  Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 358с.

10. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. – Новосибирск: КНОРУС – ЭКОР, 1998. – 354с.

11. Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 318с.

12. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 344с.

13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2002. – 640с.

14. Мельник М.В., Пирожкова Н.А., Макальская М.Л. Основы аудита. – М.: ДИС, 2002. - 160с.

15. Подольский В.И. Аудит: Учебник. -  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 583с.