Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1 Методика аудита материально-производственных запасов…….5

           1.1. Механизм проведения аудиторской проверки материально-

                  производственных запасов и нормативно-правовая база…….5

           1.2. План и программа аудиторской проверки…………………...15

Глава 2 Аудит материально-производственных запасов

              ООО «Финестра»…………………………………………………25

Заключение ………………………………………………………………..35

Список литературы………………………………………………………..38

Приложения………………………………………………………………..40

Введение

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с  материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Постановка проблемы является проведение аудиторской проверки материально-производственных запасов, как на теории, так и на практике.

Одним из самых перспективных и значительных направлений контроля за деятельностью субъектов хозяйствования является независимый контроль, осуществляемый аудиторами. Обязательная аудиторская проверка введена в России начиная с отчета за 1995 год, кроме тех предприятий, которые по своему усмотрению могут прибегать к услугам аудитора с целью получения объективной информации о состоянии бухгалтерского учета, налогообложения, финансово-экономического положения, а также целью подготовки организации к обязательной аудиторской проверке.

При проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности, положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и другие.

Наряду с актуальностью темы аудита материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике.

Объект исследования – деятельность ООО «Финестра».

Предмет исследования – аудит оценки материально-производственных запасов ООО «Финестра».

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов в ООО  «Финестра».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть методику аудита материально-производственных запасов.

2. Изучить план и программу аудиторской проверки.

3. Провести тестирования конкретного предприятия по аудиту материально-производственных запасов.

4. Проверить бухгалтерские записи по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций организации ООО «Финестра»

5. Составить аналитическую справку для включения в письменную информацию аудитора по результатам проверки организации ООО «Финестра».

Глава 1 Методика аудита материально-производственных запасов

1.1.   Механизм проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов и нормативно-правовая база

        

Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

К документам, регулирующим учет материально-производственных запасов, относятся следующие:

1.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28 июля 1998 г.)

2.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ № 5/01).

3.  Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 от 30 сентября 1985 г.).

4.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых вложена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ № 50 от 13 июня 1995 г.).

5.  План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94-н от 31 ноября 2000 г.)

6.  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.)

7.  Налоговый кодекс РФ (чч. 1 и 2).

8.  Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 г.) [14].

В методике проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на то:

–     как учитываются материальные ценности – по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

–     какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;

–     какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе [10; 12].

Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета товарно-материальных ценностей, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Элементы учетной политики предприятия

№ п/п

Элементы учетной политики предприятия

Вариант выбора

1

Форма бухгалтерского учета

Упрощенная

Мемориально-ордерная

Журнально-ордерная

Компьютеризованная

2

Способ оценки мате-риалов при отпуске в производство и ином выбытии

1.      По себестоимости каждой единицы запасов

2.      По средней себестоимости

3.      по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)

4.      По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)

3

Приобретение материаль-ных ценностей

1.      С использованием счетов 15, 16 и 10

2.      С использованием только счета 10

4

Оценка материалов в текущем учете

По фактической себестоимости

Уточнив выполнение положенной учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

–     учет поступления материальных ценностей;

–     аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;

–     учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;

–     сводный учет материальных ценностей;

–     анализ использования материальных ресурсов [7].

Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений рассматриваемого предприятия.

Приступая к проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности, положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и другие.

Основной целью аудиторской проверки является получение достоверности информации:

–   о наличии, движении и оценке имеющихся в наличии материальных ценностей;

–   об обеспечении сохранности ценностей и соблюдении установленных нормативов их производственного потребления;

–   о распределении стоимости израсходованных на производство материальных ценностей по объектам калькулирования [14].

Методика аудита материальных ценностей содержит ряд этапов. Рассмотрим каждый из них.

Этап 1.    Проверку операций с материальными ценностями рекомендуем начинать с анализа их оценки, так как в фактическую себестоимость приобретения материалов помимо их стоимости по ценам приобретения включаются также: транспортно-заготовительные расходы; уплачиваемые снабженческим организациям комиссионные вознаграждения; таможенные пошлины; оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта производства или расходы на командирование работников для оформления и согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав общехозяйственных расходов.

Этап 2.    Он включает три основных вопроса: инвентаризация товарно-материальных ценностей; проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания.

Проверка запасов рассматривается обычно как основная часть аудита на тех предприятиях, где их сумма является значительной величиной. Преднамеренное или непреднамеренное искажение количества или оценки данных по запасам мгновенно сказывается как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом.

Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке товарно-материальных ценностей негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во-первых, администрация предприятия не имеет возможности точно планировать деятельность предприятия, во-вторых, искажаются показатели финансового состояния предприятия, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия, в-третьих, происходит искажение сумм налогов [10; 14].

В функции аудитора при проверке товарно-материальных ценностей входят:

–     присутствие при инвентаризации, если запасы значительны и аудитор относится с доверием к ожидаемым результатам;

–     наблюдение за выполнением процедур инвентаризации и идентификации с целью определения степени соответствия их инструкциям, разработанным администрацией, или нормативным законодательным актам;

–     их способности решить тройную задачу: 1) обеспечить точность результатов инвентаризации и отражения последних; 2) устранить двойной счет и обеспечить полноту охвата запасов; 3) выявить устаревшие, медленно оборачивающиеся и поврежденные запасы;

–     проверка правильности подсчета на основе случайной выборки; 

–     проверка правильности отнесения операций к отчетному периоду на участках, где осуществляется движение запасов (это необходимо для подтверждения точности и полноты обхвата при инвентаризации);

–     получение удовлетворительных объяснений по поводу несоответствий учетным данным и корректировка последних;

–     проверка правильности оценки фактического объема запасов [2; 4].

Основным регулирующим документом являются методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 49. Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете регулируется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 170.

До проведения инвентаризации аудитору следует запросить документы о результатах инвентаризации за прошлые периоды, проанализировать изменения в количестве и структуре запасов, обсудить с администрацией вопросы организации и проведения контрольно-инвентаризационной работы; ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, а также получить информацию обо всех местах их хранения; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; проанализировать систему внутреннего контроля, хранения и документирования движения ценностей; договориться об участии в инвентаризации компетентных специалистов и проинструктировать их.

Сроки и частота проведения инвентаризаций предусмотрены Законом о бухгалтерском учете и отчетности. При смене материально-ответственных лиц, изменении формы собственности предприятия также требуется обязательное ежегодное проведение инвентаризации в конце года, но не ранее 1 октября отчетного года.

Особое внимание при проведении инвентаризации следует обращать на номера, марки, наименования товарно-материальных ценностей. Иногда при сличении номеров и марок, указанных в паспортах и данных приходных документов, обнаруживается замена нового автомобильного мотора бывшим в употреблении или дорогостоящего дешевым.

При аудите запасов и незавершенного производства их неправильное отражение непосредственно сказывается на финансовых показателях.

При проверке отражения аудитор концентрирует внимание на данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом конце отчетного периода, а также данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом начале нового отчетного периода, их отражении на счетах бухгалтерского учета (по дебету счетов запасов: 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 41 «Товары» и кредиту расчета счетов с кредиторами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 61 «Расчеты по авансам выданным») [3].

Затем проводится оценка поступления товарно-материальных ценностей имевшихся в отчетном периоде, на которые счета-фактуры пока не поступили. Аудитор должен убедиться, что они правильно отражены на счетах по ценам последнего поступления от данного поставщика.

Если по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхождения фактического и учетного количества, то необходимо выяснить:

а) насколько часто встречаются расхождения и какова их значимость;

б) влияние этих расхождений на план выборочной аудиторской проверки.

Если общая сумма превышает допустимую ошибку, то аудитор должен принять решение о том, как следует оценить сальдо отчетов товарно-материальных ценностей. Вероятнее всего аудитор увеличит объем выборки, однако, если очевидно что уровень ошибок слишком высок, то простейшим способом разрешения проблемы будет требование аудитора к клиенту сплошной инвентаризации запасов в ближайшие сроки и о совершенствовании системы внутреннего контроля.

Если по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия и учетных данных, должен быть выпущен приказ руководителя предприятия и в соответствии с его предписаниями расхождение должно быть исправлено. Учетные данные следует заменить фактическими или же, если материально-ответственное лицо не согласно в недостаче, его доводы должны быть проанализированы и проведена повторная инвентаризация. Кроме того, проверяется своевременность и эффективность взыскания с ответственных лиц задолженности по недостачам ценностей, выявленные за прошлые периоды.

Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто недостачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Особенно тщательно аудитор должен анализировать документы на списание материалов в производство и их нормирование. Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные (лимитные) карты.

Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки:

–   по себестоимости единицы запасов;

–   по средней себестоимости;

–   по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО);

–   по себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО) [14].

Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.

Второй метод (оценка по средней себестоимости) является наиболее распространенным. При его применении важно правильно установить средние цены.

Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы исполняются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.

Четвертый метод – метод ЛИФО – основан на противоположном методу ФИФО ДОПУЩЕНИИ. При этом методе ресурсы, которые поступают в производство, оцениваются и списываются по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. Материальные ресурсы, остающиеся на складе на конец отчетного периода, оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.

По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

приходный ордер (ф. № М-4) – используется  для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;

акт о приемке материалов (ф. № М-7) – для оформления приемке материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

требование-накладная (ф. № М-11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответсвенными лицами;

накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

карточка учета материалов (ф. № М-17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ [7].

Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела II «Оборотные активы» активы баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера №№ 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость №  10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги.

Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части из отражения в балансе.

При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.

1.2. План и программа аудиторской проверки

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на резуль­татах проведенных аналитических про­цедур.

С помощью проведения ана­литических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических про­цедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внут­реннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она сво­евременно предупреждает о возникно­вении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную инфор­мацию. Оценивая эффективность сис­темы внутреннего контроля, аудитор­ская организация должна собрать до­статочное количество аудиторских до­казательств. Если аудиторская органи­зация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бух­галтерского учета для получения достаточной степени уверенности в до­стоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего                   аудита [8; 9; 14].

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить прием­лемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие счи­тать бухгалтерскую отчетность досто­верной. Планируя аудиторский риск, аудиторская  организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтер­ской отчетности и риск контроля, ко­торые присущи этой отчетности неза­висимо от аудита экономического субъ­екта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходи­мые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельст­ва, влияющие на изменение аудитор­ского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и про­грамму аудита, аудиторской организа­ции следует учитывать степень авто­матизации обработки учетной инфор­мации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может со­гласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные по­ложения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская органи­зация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых ауди­торской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются осно­ванием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита [10; 11].

Общий план должен служить руководством в осуществлении програм­мы аудита.

В процессе аудита у аудитор­ской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сро­ки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руко­водству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в преды­дущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

в) уровень существенности;

г)  проведенные оценки рисков аудита [15].

В общем плане аудиторская организация определяет способ прове­дения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки на­дежности системы внутреннего контро­ля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выбор­ку в соответствии с правилом (стан­дартом) аудиторской деятельности «Ау­диторская выборка».

Составной частью общего пла­на являются положения по планирова­нию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию ауди­торов, привлекаемых к проведению ау­дита;

б) распределение аудиторов в со­ответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознаком­ление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за вы­полнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем ау­диторской группы методических вопро­сов, связанных с практической реали­зацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление осо­бого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении раз­ногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудитор­ской группы и ее рядовым членом [10].

Аудиторская организация оп­ределяет в общем плане роль внутрен­него аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе про­ведения аудита.

Пример общего плана аудиторской проверки учета материально-производственных запасов представлен в приложении 1.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень со­держания аудиторских процедур, необ­ходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит под­робной инструкцией ассистентам ауди­тора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документаль­но оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу сле­дует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств кон­троля представляет собой перечень со­вокупности действий, предназначенных для сбора информации о функциони­ровании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бух­галтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских проце­дур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бух­галтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каж­дому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и резуль­татов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. При­чины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, доку­ментально отраженные в рабочих до­кументах, являются фактическим ма­териалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руко­водству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объек­тивного мнения аудитора о бухгал­терской отчетности  экономического субъекта [1; 4].

По окончании процесса пла­нирования аудита общий план и про­грамма аудита должны быть оформлены документально и завизированы в уста­новленном порядке.

Пример программы проведения аудита производственных запасов представлен в приложении 2.

Для определения характера и объёма проводимых аудиторских процедур (для составления программы аудита материальных ценностей) и для получения критериев оценки результатов на стадии планирования аудита необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск. Этого требуют и российские стандарты аудита. Оценку существенности и рисков необходимо проводить для каждого проверяемого участка учёта и, в частности, для материального учёта.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При установлении уровня существенности аудитор исходит из основных показателей его деятельности. Так, в мировой практике уровень существенности определяется как усреднённое значение следующих показателей:

–   5-10% от прибыли до налогообложения;

–   5-10 % от чистой прибыли;

–   0,5-1% от объёма продаж;

–   5-10 % от собственного капитала;

–   0,5-1 % от общей стоимости активов.

В российском стандарте «Существенность и аудиторский риск» (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г.) рекомендуются другие соотношения:

–   5% от балансовой прибыли;

–   2% валюты баланса;

–   10% собственного капитала;

–   2% от валового объема реализации;

–   2% от общих затрат предприятия [13].

В третей главе для упрощения уровень существенности определяется как 2% от суммы балансовой статьи «Материалы» (если для каждой статьи баланса уровень существенности вычисляется как 2%, то в итоге единый показатель существенности составит как раз 2% валюты баланса).

Уровень существенности во многом определяет аудиторский риск. Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: а) чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск; б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск. Для оценки рисков используется следующая математическая модель:

                                                       AR=IR*CR*DR,                   (1)

где AR - приемлемый аудиторский риск (общий риск),

IR - внутрихозяйственный риск (присущий, чистый риск),

CR - риск средств контроля (контрольный риск),

DR - риск необнаружения (детекционный, процедурный риск) [14].

Данная модель, как правило, используется для определения уровня риска необнаружения, исходя из оценки аудитором AR, IR и DR на основе его профессионального суждения, как это будет показано ниже. Необходимо учитывать, что конкретные числовые значения рисков установить трудно, поэтому на практике чаще применяют словесные оценки - высокий, низкий, средний.

Рассмотрим оценку внутрихозяйственного риска.

Под внутрихозяйственным риском понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств. На уровень внутрихозяйственного риска влияют особенности отрасли клиента, специфика его деятельности, опыт и квалификация работников бухгалтерии и др. Для отдельных видов операций внутрихозяйственный риск может быть больше в связи с их сложностью, нетипичностью, противоречиями в законодательстве, возможностью злоупотреблений и др. Для операций с материальными ценностями внутрихозяйственный риск можно оценить как высокий, т.к. имеется большая вероятность злоупотреблений (хищений, завышения себестоимости израсходованных материальных ресурсов и т.п.), ошибок в бухгалтерском учёте, неправильного оформления операций и др.

Остановимся  на оценке контрольного риска.

Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

Таким образом, аудитор определяет контрольный риск на основе оценки системы внутреннего контроля. Такая оценка проводится в 3 этапа: а) общее знакомство с системой внутреннего контроля; б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля; в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля [12].

Для оценки системы внутреннего контроля удобно использовать вопросники (анкеты). Аудитор просит ответить на вопросы анкеты в первую очередь лиц, ответственных за организацию учёта материалов. Ответы на вопросы аудитор также может получить проводя наблюдения за работой бухгалтерии. Оценить систему внутреннего контроля в отношении материальных ценностей можно с помощью следующего вопросника представленного в приложении 3.

Данные вопросы, а также анализ организационной структуры, схемы и графика документооборота, учет фактора размера организации позволяют сделать первичную оценку системы внутреннего контроля, т.е. оценить ее эффективность и надежность как высокую, среднюю или низкую. Оценивается также контрольный риск, который обратно пропорционален надежности системы внутреннего контроля (высокой надежности соответствует низкий риск; средней надежности соответствует средний риск; низкой надежности соответствует высокий риск).

Теперь, когда оценены внутрихозяйственный риск (IR) и риск контроля (CR), можно оценить допустимый уровень риска необнаружения (DR), исходя из формулы [14]:

               AR

DR = --------------                      (2)

           IR x CR

Оценку можно также производить по таблице 2 (приведена в  приложении 2 к российскому стандарту «Существенность и аудиторский риск»):

Таблица 2

Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

Риск средств контроля оценивается как:

 

Высокий

Средний

Низкий

При этом, допустимый уровень

риска необнаружения

Внутрихозяй-ственный риск оценивается как

Высокий

Наинизший

Ниже

Средний

Средний

Ниже

Средний

Выше

Низкий

Средний

Выше

Наивысший

Оценка рисков позволяет определить стратегию дальнейшей аудиторской проверки. Так, если аудитор оценивает контрольный риск как низкий, то он принимает решение о доверии системе внутреннего контроля и риск необнаружения устанавливается на сравнительно высоком уровне. В таком случае большое внимание будет уделено подтверждению достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля путём проведения тестов контрольных моментов. Одновременно это позволяет сократить число аудиторских процедур по существу, поскольку допустимый риск необнаружения устанавливается на относительно высоком уровне. Если же аудитор решает не полагаться на систему внутреннего контроля (оценивает контрольный риск как высокий), то тесты контрольных моментов проводиться не будут, и основное внимание будет сосредоточено на проведении аудиторских процедур по существу. Такой вариант, по всей видимости, сейчас можно считать наиболее распространенным.

Глава 2 Аудит материально-производственных запасов

ООО «Финестра»

Данные аудита материально-производственных запасов                           ООО «Финестра» представлены следующим образом:

1. Исправление ошибок в журнале регистрации хозяйственных операций (таблица 3).

2. Аудиторская проверка по списанию материально-производственных запасов (таблица 4).

3. Аудиторская справка по проверке поступлений МПЗ за счет кредитных средств (таблица 5).

По результатам проведения аудита руководству ООО «Финестра» была выдана письменная информация, представленная ниже.

ООО  «Финестра»

            Генеральному директору

           ____________

           Исходящий №  Х ,  12.04.2004 года

ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ  АУДИТОРА РУКОВОДСТВУ                     ООО «Завод «Стиль»  ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

                        Глубокоуважаемый  ____________!

В соответствии с договором № Х  от  01.04.04  нами с 02.04.04  по 12.04.04 был проведен аудит Вашей организации за период с   01.01.03   по 31.12.03.

Аудит проведен аудиторской организацией «Аудит плюс» регистрационное свидетельство № 354752 от 12.01.1999 года, на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности №  000098 от 07.02.1999 года. В проведении аудита непосредственно принимали участие следую­щие специалисты:

№ п/п

Ф. И. О. Специалиста

Данные квалификационного аттестата  аудитора (при наличии)

Обязанности в ходе проведения данного аудита

1

Анохина  Ю.А.

№ 147382

Аудитор

ООО  «Финестра»  находящегося по адресу:  650099, Кемеровская  область,  г.Кемерово

Лицо, ответственное   за    подготовку     бухгалтерской        отчетности:

____________главный бухгалтер ООО  «Финестра».  В ООО «Финестра»  проведен  общий   аудит  за  период   с  01.01.03 по 31.12.03 г.г.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

При   планировании   и   проведении   аудита    отчетности,    нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО «Финестра». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет испол­нительный орган ООО «Финестра».

Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о доверенности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения  полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля                              ООО «Финестра» целях выявления всех возможных недостатков.

Нами не обнаружены никакие серьез­ные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгал­терской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтер­ской отчетности.

При проведении аудита отчетности, нами рассмотрено соблюдение ООО «Финестра» применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого  законодательства  Российской  Федерации  при  совершении  финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган ООО «Финестра».

РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Выводы   рекомендации

Мы проверили соответствие ряда совершенных ООО «Финестра»  финансово-хозяйственных операций (операции по поступлению материально-производственных запасов; операции по списанию материально-производственных запасов в производство; операции по поступлению материально-производственных запасов за счет кредитных средств) применимому законодательству исключитель­но для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Организация и ведение бухгалтерского учета не в полном объеме отвечают современным требованиям, так как по всем исследуемым вопросам их значения на среднем уровне. Основной недостаток внутрихозяйственного контроля – это отсутствие  фактического контроля за движением материально-производственных запасов.  Однако цель проведенного нами аудита бухгалтер­ской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельно­сти ООО «Финестра»  законодательству. Поэтому такое мнение мы не вы­сказываем.

Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО «Финестра» во всех суще­ственных отношениях не в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет.

Аудитор                                                                                         (Анохина  Ю.А.)

Заключение

Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке, применение ЭВМ и т.п.

Оценка сырья, материалов, иных производственных запасов, израсходованных на производство и обращение, на анализируемом предприятии осуществляется по методу ФИФО. Этот метод основан на допущении, что материальные ресурсы исполняются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. Методы ФИФО и ЛИФО разрешены к применению в учетной практике только с 1995 года и имея специалистов,  возможно до момента реализации, на основании анализа возможной динамики изменения складских остатков, смоделировать финансовые итоги продаж в различных ситуациях и обеспечить тем самым руководителя предприятия данными для принятия обоснованных решений по ценовой политике.

Использовать или не использовать счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» для учета заготовительных операций и счет 16 «Отклонения в стоимости материалов» определяет само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год. Учетной политикой анализируемого предприятия предусмотрено использование счетов 15 и 16.

Данная работа посвящена аудиту материальных запасов. В курсовой работе была описана методика аудита материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами.

Рассмотрены основные этапы планирования и составления программы  аудиторской проверки.

Источниками информации о компании - возможном клиенте, ее руководстве, бизнесе, отрасли в целом и ее положении в отрасли, могут быть как юридические и физические лица, сотрудничающие с экономическим субъектом, так и руководство и персонал самой организации. При этом информация должна быть реальной, уместной, беспристрастной и доказательной.

На основании предварительных данных и результатах проведенных аналитических процедур разрабатывается общий план и программа аудита.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

Программа аудиторской проверки должна включать перечень всех аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточного количества достоверных свидетельств; подробные описание каждой процедуры.

На основании выводов аудитора  по каждому разделу аудиторской программы составляется аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также формируется объективное мнение аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в задачи которого входят:

– систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;

– своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая  организация  расчетов с покупателями;

– контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);

– своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт, расчет сумм прибыли.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения материальных ресурсов, необходимо проводить по следующим направлениям:

– во-первых, упростить оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.

– во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию организации бухгалтерского учета материальных ресурсов.

– в-третьих, необходимо тщательно и своевременно проводить инвентаризации контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материальных ценностей.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.

Список литературы

1. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263), п. 11-14, 18.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 г.)

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ № 5/01)

5. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол №6 от 25 декабря 1996 г.

6. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».

7. Алборов Р.А. Основы аудита. – М.:  ДИС, 2001. - 224с.

8. Ареис Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит: Пер. с англ. / гл. редактор проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 358с.

9. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. – Новосибирск: КНОРУС – ЭКОР, 1998. – 354с.

10. Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 318с.

11. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 344с.

12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2002. – 640с.

13. Мельник М.В., Пирожкова Н.А., Макальская М.Л. Основы аудита. – М.: ДИС, 2002. - 160с.

14. Подольский В.И. Аудит: Учебник. -  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 583с.

15. Шишин А.К., Микеюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие. – М.: Аудит, 1996. – 387с.