Оглавление
Введение 3
1. Формы расчетов: аккредитивная, акцептная, платежными
поручениями, чеками, векселями, путем плановых платежей 5
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 10
3. Расчеты с покупателями и заказчиками 12
4. Учет расчетов с работниками и подотчетными лицами 13
5. Учет расчетов с бюджетом 16
6. Учет расчетов по внебюджетным платежам 18
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов проводятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
Банком являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом.
Банковская система в нашей стране состоит из центрального (банка РФ) и коммерческих банков. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для расчетного и кассового обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным).
Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Их цель - повышение эффективности использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (Приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
1. Формы расчетов: аккредитивная, акцептная, платежными поручениями, чеками, векселями, путем плановых платежей
В бухгалтерском учете известны несколько форм расчетов:
1. Аккредитивная форма расчётов, форма безналичных иногородних расчетов за товары и услуги посредством аккредитивов, при которой оплата расчетных документов поставщика производится в обслуживающем его банке за счёт средств, специально депонированных для этой цели в банке покупателя. Применяется постоянно при некоторых видах поставок и эпизодически - при нерегулярных, разовых поставках продукции или оказании услуг, а также в качестве санкции поставщика к покупателям, систематически задерживающим оплату продукции.
Аккредитив выставляется банком покупателя за счет собственных средств покупателя или за счет кредита на основании специального заявления, в котором покупатель обязан указать условия аккредитива: срок действия в банке, обслуживающем поставщика (обычно в пределах 25 календарных дней с момента сдачи заявления); наименование поставщика и общее наименование товаров или услуг, за которые должны производиться расчеты; сумму аккредитива и порядок оплаты счетов поставщика - с акцептом или без акцепта уполномоченного покупателя. Если оплата счетов предусматривается без акцепта уполномоченного, покупатель может указать дополнительные условия: отгрузку товаров на определенные пункты назначения, запрещение частичных выплат, предоставление документов, удостоверяющих качество продукции, и некоторые др. [1; 5].
Банк покупателя учитывает (депонирует) сумму аккредитива на специальном счете, с которого в последующем возмещаются выплаченные поставщику суммы. О выставлении покупателем аккредитива банк извещает почтой или телеграфом банк поставщика и самого поставщика. Получив извещение о выставленном аккредитиве, поставщик отгружает товары или оказывает услуги в соответствии с условиями аккредитива, выписывает счета на покупателя и предъявляет их банку. Банк поставщика, проверив счета, наличие транспортных и др. документов и их соответствие условиям аккредитива, оплачивает их, зачисляя причитающиеся поставщику средства на его счет. Выплата наличных денег за счёт аккредитива не допускается.
Оплаченные счета отсылаются банку покупателя для возмещения выплаченной поставщику суммы из депонированных средств. Покупатель может в установленный срок отказаться от возмещения, если при выплате средств поставщику были нарушены условия аккредитива. В течение срока действия аккредитива покупатель может изменить его условия и уменьшить сумму, однако при этом за поставщиком сохраняется право в определенный срок предъявить для оплаты на первоначальных условиях счета за товары, отгруженные до получения распоряжения об изменении условий аккредитива. По истечении срока действия аккредитив закрывается, его неиспользованная сумма возвращается на счет покупателя или направляется на погашение задолженности по ссуде, выданной на выставление этого аккредитива [1].
2. Акцептная форма расчетов - одна из основных форм безналичных расчетов между хозяйственными организациями за отгруженные или отпущенные товаро-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы.
Сущность акцептной формы расчетов с применением инкассо сводится к следующему. Поставщик (подрядчик), отгрузив продукцию или оказав услуги покупателю (заказчику), выписывает на него счет (товарно-транспортную накладную) и платежное требование, содержащее необходимые расчётные реквизиты, в том числе ссылку на договор и признаки, удостоверяющие товарное происхождение документа. Расчеты по авансам, рекламациям или претензиям платежными требованиями не производятся. Платежное требование сдается в банк, обслуживающий поставщика, на инкассо. Банк берет на себя организацию документооборота по получению платежа от покупателя: пересылает платёжные требования в банк, обслуживающий покупателя; перечисляет сумму инкассированного платежа на счет поставщика; извещает поставщика о причинах неполной и несвоевременной оплаты. До получения платежа от покупателя банк предоставляет поставщику кредит, возмещающий затраты по отгруженной продукции в пределах ее плановой себестоимости. Банк покупателя предъявляет полученное платежное требование к оплате со счета покупателя. Оплата производится с акцепта покупателя. На акцепт покупателю дается определенное время (обычно 3 рабочих дня), в течение которого он должен определить свое отношение к предъявленному требованию. По данным платежного требования и счетов поставщика покупатель проверяет соответствие поставки условиям договора, правильность цен, арифметических подсчетов и т.п. При нарушении условий договора или законодательства о поставках покупателю предоставляется право полностью или частично отказаться от акцепта и оплаты платежного требования. Банк проверяет мотивировку отказа от акцепта и соответственно уменьшает сумму платежа. Мотивы, по которым банк принимает отказ от акцепта, регламентируются действующим законодательством, инструкциями банка и условиями договора между сторонами.
При наступлении срока оплаты сумма платежного требования списывается со счета покупателя и перечисляется на счет поставщика. Если на счете покупателя нет средств и ему не может быть предоставлен кредит на оплату платежного требования, то последнее приобретает силу исполнительного документа, сумма которого взыскивается со счета покупателя в порядке установленной законом очередности платежей.
В зависимости от порядка оформления различают положительный и отрицательный акцепты. При положительном акцепте оплата платежного требования производится только при письменном согласии плательщика. При отрицательном акцепте платежное требование считается акцептованным, если в течение установленного срока от плательщика не поступит отказа от акцепта [1; 2].
3. Платежными поручениями. Платежное поручение - письменное распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перечислить с его расчетного счета соответствующую сумму на счет получателя средств. Применяется при расчетах за товары и услуги, при погашении кредиторской задолженности, а также для перечисления средств по нетоварным операциям и финансовым обязательствам (платежи в бюджет, социального страхования и др.). Платежное поручение может быть местным (для расчетов с одногородними получателями) и иногородним (для расчетов с предприятиями, находящимися в др. городах) [3].
4. Чеками. Чек (англ. check, cheque, от перс. чек - документ, договор), денежный документ установленной формы, содержащий приказ чекодателя плательщику о выплате чекодержателю указанной в чеке денежной суммы; вид ценной бумаги [5].
В чеках должны быть указаны дата и место выдачи, плательщик, счет, с которого производится оплата, и т.д. Чек может быть акцептован банком, что означает согласие банка оплатить данный чек, предъявленный в срок.
При расчетах чеками лимитированные чековые книжки приобретаются за счет собственных средств или ссуды банка. При приобретении чековой книжки необходимая сумма средств в размере лимита бронируется для оплаты. Сумма лимита определяется потребностями покупателя в средствах на приобретение товаров или на расчеты за услуги. Срок действия лимитированной чековой книжки шесть месяцев.
Чеки, полученные в качестве платежа должны сдаваться в банк поставщиком не позднее трех дней со дня выписки. Расчетные чеки сдаются в банк с реестром (списком) чеков, в котором указаны для каждого чека: назначение платежа, номера соответствующих счетов, накладных и т.д. [1; 2].
5. Векселями. Вексель (нем. Wechsel), вид ценной бумаги, представляет собой денежное обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и бесспорным долговым документом. В международной торговле, а также во внутреннем обороте капиталистических стран В. используется в качестве одного из важных средств оформления кредитно-расчетных отношений, выполняет различные по характеру функции и применяется, например, как платежный документ, передаваемый в установленном порядке одним лицом другому взамен денежного платежа, выступает в качестве орудия кредита, а также используется для инкассирования (получения) долга.
Различают два вида векселя: простой и переводный (тратта). Простой вексель - ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об уплате означенной суммы денег по требованию или в определенный срок поименованному в векселе лицу или его приказу (то есть другому, указанному им лицу). По переводному векселю плательщиком обычно является не векселедатель, а третье лицо - акцептант, который при помощи акцепта принимает на себя безусловное обязательство платежа. Таким образом, переводный вексель по своей форме представляет собой документ, содержащий ничем не обусловленный приказ векселедателя плательщику (акцептанту) произвести платеж определенной денежной суммы лицу, указанному в векселе, или его приказу - по предъявлении векселя или в определенный срок [1; 5].
6. Путем плановых платежей. Плановые платежи – это платежи, применяемые при расчетах за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также при погашении краткосрочных банковских кредитов.
При проведении расчетов по плановым платежам предприятия (объединения) заключают между собой договор, в котором фиксируется объем плановой поставки товаров на определенный период и размер ежедневного платежа, перечисляемого предприятием-плательщиком через банк поставщику. Плановые платежи могут перечисляться один раз в 3-5 дней, в отдельных случаях - в 10-15 дней. Периодически, но не реже одного раза в месяц, сумма внесенных платежей сопоставляется с суммой фактически отпущенных товаров и выводится разница, которая должна быть возвращена плательщику или доплачена поставщику. Плановые платежи ускоряют расчеты в народном хозяйстве, сокращают разрыв во времени между отгрузкой товаров и поступлением средств от их реализации. Плановые платежи применяются при расчетах торговых организаций со своими поставщиками; между промышленными предприятиями, связанными производственной кооперацией; между промышленными предприятиями и автотранспортными организациями при централизованной доставке грузов. Плановые платежи как способ погашения кредитов используются при кредитовании хозяйственных организаций по специальным ссудным счетам [1; 5].
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам относят организации, поставляющие производственные ресурсы и товары, а к подрядчикам — организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы [7].
Расчеты с ними осуществляют, как правило, после отгрузки (отпуска) сырьевых и товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с совершением этих операций.
Массовые неплатежи организаций друг другу в настоящее время приводят к тому, что поставки (выполнение работ) производятся обычно на условиях предварительной оплаты.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачивают требования за отпущенные газ, воду энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги и т. п.
Операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
Счет 60 кредитуют на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производят в корреспонденции со счетами учета производственных запасов товаров, издержек обращения и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуют по расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, арифметические ошибки, то делают такую запись:
Дебет 63 «Расчеты по претензиям» Кредит 60
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.
За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуют на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.
Счет 60 дебетуют на суммы оплаты счетов (в корреспонденции со счетами учета денежных средств), на суммы зачетов по предварительно выданным авансам (в корреспонденции со счетом 61 «Расчеты по авансам выданным»). Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списывают со счета 60, а учитывают обособленно в аналитическом учете [4].
Аналитический учет по этому счету ведут по каждому предъявленному расчетному документу, а расчетов — в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по:
- акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;
- выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- просроченным оплатой векселям;
- полученному коммерческому кредиту [4].
3. Расчеты с покупателями и заказчиками
Учет расчетов с организациями ведут на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К нему могут быть открыты субсчета: 1 «Расчеты в порядке инкассо»; 2 «Расчеты плановыми платежами»; 3 «Векселя полученные» и др.
На субсчете 62-1 учитывают расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате платежным документам за отгруженную продукцию (товары), работы, услуги.
На субсчете 62-2 отражают состояние расчетов при длительных хозяйственных связях, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62-3 фиксируют расчеты, обеспеченные полученными векселями.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику. В этом случае (при отражении выручки по отгрузке) делается бухгалтерская запись:
Дебет 62 Кредит 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
При погашении покупателями и заказчиками задолженности ее списывают так:
Дебет 51, 52 Кредит 62
Если по полученному векселю предусмотрено взимание процентов от суммы векселя, на его величину делается запись:
Дебет 51, 52 Кредит 80
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателям или заказчикам счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной векселями:
- срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- дисконтированными (учтенными) в банках;
- денежные средства по которым не поступили в срок [6; 8].
4. Учет расчетов с работниками и подотчетными лицами
Учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на счете 70. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
- оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
- оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
- начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации [8].
Подотчетными лицами являются работник предприятия, получившие авансом наличные суммы на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы [7].
Расчеты с подотчетными лицами осуществляются по счету 71 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.
На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).
Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
Расчеты с персоналом по прочим операциям ведутся на счете 73, который предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами.
К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»могут быть открыты субсчета:
- 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;
- 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.
На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).
По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».
На сумму платежей, поступивших от работника-заемщика, счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» кредитуется в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (в зависимости от принятого порядка платежа).
На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.
В дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.
По кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» записи производятся в корреспонденции со счетами: учета денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из сумм по оплате труда; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.
Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации [4; 6].
5. Учет расчетов с бюджетом
При расчете с бюджетом дебетовый оборот счета реализации (продажи) отражает полную себестоимость реализованной продукции и налог с оборота (если предприятие - его плательщик), а кредитовый - отпускную стоимость той же продукции. Разность между этими оборотами даёт финансовый результат - прибыль или убыток, который по окончании месяца списывается на счет прибылей и убытков (прибыль - на кредит, убыток - на дебет). С помощью счета Реализации контролируется выполнение плана по важнейшему показателю хозяйственной деятельности - объёму реализованной продукции [5].
По расчетам с бюджетом у предприятия возникают обязательства, которые должны погашаться вовремя, иначе сумма штрафных санкций, пения может значительно повлиять на финансовое состояние предприятия.
Рассмотрим более подробно расчеты по НДС, как один из видов расчетов с бюджетом.
НДС - разновидность универсальных акцизов. Является частью вновь созданной стоимости, уплачиваемой в бюджет на каждом этапе производства и реализации товара.
НДС включается в цену товара по ставке 20 % к облагаемому обороту. От НДС освобождаются отдельные виды операций только в законодательном порядке исходя из государственной политики [3].
Расчеты по НДС производятся на основании счета 19. Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.
К счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» могут быть открыты субсчета:
19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;
19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и др.
На субсчете 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).
На субсчете 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.
На субсчете 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
По дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражаются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам и основным средствам в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм налога на добавленную стоимость отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции, как правило, со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» [6; 8].
6. Учет расчетов по внебюджетным платежам
В соответствии с законодательством такие платежи производятся в:
- федеральный и территориальные дорожные фонды;
- во внебюджетные фонды по производству минерально-сырьевой базы;
- в межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоение новых видов продукции, конверсии;
- на некоторые другие цели [4].
В дорожные фонды уплачивается четыре вида налогов:
1. На пользователей автодорог.
2. На реализацию горюче-смазочных материалов.
3. На приобретение автотранспортных средств.
4. С владельца транспортных средств.
Проверяя расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог, аудитор контролирует правильность отражения учета объема производственной продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в соответствии с данными счета 46 (реализация продукции), а по налогу на владельцев транспортных средств – мощность и количество транспортных средств сверяет с регистрами аналитического учета по счету 01 «Основные средства» и техническими паспортами единиц транспорта. При контроле правильности расчета налога на приобретение автотранспортных средств и продажи горюче-смазочных материалов, на основе документов изучается полнота отражения в учете объектов этого налогообложения и точность ставок налога [4; 6].
Заключение
При исследовании систем управления данные бухгалтерского учета играют существенную роль. Основной функцией бухгалтерского учета является информационная функция, которая заключается в предоставлении данных в ходе бухгалтерского анализа, необходимых для управления предприятием.
Роль бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики невозможно переоценить. Бухгалтерская наука и практика является основным каналом предоставления информации о ходе осуществления деятельности предприятия.
Выбранные предприятием способы и методы бухгалтерского учета составляют учетную политику предприятия. Учетная политика определяет порядок осуществления первичного наблюдения, оценки в стоимостном измерении, формировании полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности на основе бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет и учетная политика предприятия строятся в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые составляют их методологическую основу.
Технология учетной политики - сложный процесс, связанный как с решением управленческих и организационных функций, так и с ее методическими аспектами.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет на современных предприятиях / Под ред. С.М.Шанигузова.-М.: Финансы и статистика,1991.-234с.
2. Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов по спец. «Бух. учет и аудит» / Под ред. П.С.Безруких.-М.,1994.-527с.
3. Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Основы бухгалтерского учета. Учеб. пособие.-Спб.,1995.-116с.
4. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих). – М.,2001.-378с.
5. Кондапов Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,1998.-365с.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.,2001.-435с.
7. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М., 2000.-256с.
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2001.-112с.