Таблица 6
Разграничение функций по профессиональному обучению кадров между должностными лицами и подразделениями
Должность или подразделение |
Обязанности |
Директор |
1. Осуществлять управление и координацию системы профессионального обучения. 2. Определять политику станции в области организации обучения персонала. |
Главный инженер |
1. Осуществлять общее руководство процессом профессионального обучения. 2. Выполнять функции председателя станционной экзаменационной комиссии. 3. Утверждать программы обучения. |
Помощник директора по работе с персоналом |
1. Осуществлять организационно-методическое руководство процессом профессионального обучения персонала станции. 2. Разрабатывать инструктивные документы и проекты приказов касающихся профподготовки персонала. 3. Осуществлять информационно-консультативное обеспечение подразделений. 4. Анализировать потребность подразделений станции в профессиональном обучении. 5. Анализировать затраты на подготовку переподготовку и повышение квалификации кадров. 6. Осуществлять контроль за ходом профессионального обучения и оценивает его эффективность. 7. Осуществлять статистическую отчетность перед ОАО «Кузбассэнерго». |
Отдел надежности и охраны труда (ОниОТ) |
8. Разрабатывать программы обучения общестанционного значения. 9. Вести личные дела начальников цехов, отделов, других структурных подразделений и их резерва. 10. Осуществлять договорную работу с учебными заведениями, инструкторами индивидуального обучения, студентами ВУЗов и СУЗов, работниками станции, направленными на обучение с отрывом от производства. |
Руководители структурных подразделений |
1. Осуществлять контроль за своевременным и качественным проведением обучения по вопросам охраны труда. 2. Организовывать работу кабинета по ТБ и ПБ. 3. Осуществлять организационно-методическое руководство процессам работы с персоналом в вопросах ТБ и ОТ. 4. Осуществлять информационно-консультативное обеспечение персонала подразделений по вопросам охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, экологии. |
Отдел кадров |
1. Осуществлять планирование и организацию работы с персоналом подразделений. 2. Анализировать потребность в профобучении персонала подразделений. 3. Анализировать достаточность квалификационного уровня персонала. 4. Формировать и представлять помощнику директора заявки на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала. |
Таблица 7
Рекомендации по управлению повышением квалификации персонала на Ново-Кемеровской ТЭЦ
1.Программа обучения |
- определение того, какое обучение требуется; |
- оценка потребностей в обучении новых сотрудников; |
|
- определение потребностей обучения постоянных сотрудников; |
|
- постановка целей обучения. |
|
2. Основные методы обучения |
- обучение на рабочем месте; |
- производственный инструктаж; |
|
- лекции; |
|
- аудиовизуальные средства; |
|
- программируемое обучение; |
|
- тренажеры или моделируемое обучение. |
|
3. Управление развитием персонала |
- достичь приемлемого уровня выполнения работы; |
- мотивация и поручение сотрудникам заданий, которые позволяют использовать их способности. |
|
4.Карьерный рост |
- сформировать реалистичное представление о том, чего можно достигнуть в этой организации; |
- разъяснить это своему персоналу; |
|
- планировать мероприятия по развитию карьеры. |
|
5. Развитие творческих способностей |
- позволить работнику быть разнообразным в разумных пределах и предъявлять определенные требования к выполняемой им работе; |
- предоставлять возможности дальнейшего обучения по специальности; |
|
- требовать от сотрудников принятия определенных решений и умения полагаться на собственные силы; |
|
- позволять сотрудникам оказывать поддержку своим коллегам и принимать помощь от них; |
|
- гарантировать сотрудникам, что их усилия осознаются и отмечаются; |
|
- дать возможность сотрудникам увидеть, как их усилия вливаются в работу всей компании; |
|
- вовлекать сотрудников в работу, которая кажется им стоящей. |
|
6. Мотивация работников |
- денежное вознаграждение; |
- неденежное вознаграждение; |
|
- признание; |
|
- продвижение по службе; |
|
- статус и достижения. |
1. Учет в учебном процессе преобладающего у конкретного слушателя типа презентации – способа восприятия информации. |
2. Профессиональный опыт человека. |
3. Прошлый опыт и сложившийся при этом индивидуальный стиль овладения знаниями. |
4. Переход от процесса одностороннего взаимодействия - монолога (в режиме трансляции) к активному процессу двустороннего общения - диалогу (сначала в режиме общения, а затем и коммуникации). |
Рис. 2 Методика организации управления повышением квалификации персонала на Ново-Кемеровской ТЭЦ
Рис. 1 Процентное соотношение затрат на обучение персонала Ново-Кемровской ТЭЦ (за 2003 год)