Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Кадры предприятия и эффективность их использования

              (теоретический аспект)……………………………………………...5

1.1. Кадры предприятия: структура и управление…………………...5

1.2. Производительность труда: определение, показатели.

       Выработка и трудоемкость, их характеристика………………..10

1.3. Организация труда на предприятии…………………………….14

Глава 2 Эффективность использования трудовых ресурсов                           

              Ново-Кемеровской ТЭЦ…………………………………………...20

2.1. История возникновения предприятия, организационная

        структура управления…………………………………………...20

2.2. Анализ труда и заработной платы………………………………24

      2.2.1. Анализ динамики и структуры персонала………………..24

                2.2.2. Анализ движения персонала………………………………27

                2.2.3. Анализ заработной платы………………………………….29

2.3. Анализ производительности труда……………………………...30

Глава 3 Рекомендации по повышению эффективности

             использования кадров………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………..34

Список использованной литературы……………………………………….35

Приложения………………………………………………………………….37

Введение

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации про­изводства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

В то же время трудовые отношения — едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив предпри­ятия насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отно­шения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором опти­мальной системы заработной платы, созданием отношений социаль­ного партнерство на предприятии.

Из всех видов ресурсов, используемых предприятием, затраты тру­да являются наиболее динамичными, т.е. способными к изменению и сокращению. Их уменьшение одновременно приводит к снижению и других видов производственных ресурсов (топлива, электроэнергии, затрат на основные фонды и др.). В результате значительно снижается себестоимость производства даже при невысокой доле затрат на опла­ту труда. Одновременно предприятия, добившиеся сокращения затрат живого труда, могут получить дополнительный доход за счет увеличе­ния объема производства на основе той же технической базы. Таким образом, связь между эффективностью использования труда и общи­ми экономическими результатами деятельности предприятия очевид­на, что усиливает роль и значение анализа трудовых ресурсов.

ОБЪЕКТ исследования – Ново-Кемеровская ТЭЦ.

ПРЕДМЕТ исследования – оценка эффективности использования трудовых ресурсов Ново-Кемеровской ТЭЦ.

ЦЕЛЬ исследования – провести оценку эффективности использования трудовых ресурсов Ново-Кемеровской ТЭЦ.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть структуру и управления кадрами предприятия.

2. Рассмотреть понятие и основные показатели производительности труда.

3. Представить сущность понятия «организация труда на предприятии».

4. Рассмотреть историю возникновения и организационную структуру Ново-Кемеровской ТЭЦ.

5. Проанализировать показатели прибыли и рентабельности Ново-Кемеровской ТЭЦ.

6. Проанализировать показатели труда и заработной платы рассматриваемого предприятия.

7. Разработать рекомендации по повышению эффективности использования трудовых ресурсов Ново-Кемеровской ТЭЦ.

Глава 1 Кадры предприятия и эффективность их использования (теоретический аспект)

1.1. Кадры предприятия: структура и управление

Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав [3, c.174; 13, c.111]. В списочный со­став включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.

Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия».

Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицирован­ных и неквалифицированных работников. Под кадрами предприя­тия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия или органи­зации.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров [3, c.174].

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производ­ственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомо­гательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследова­тельских, конструкторских, технологических организаций и лабо­раторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капиталь­ным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Работники торговли и общественного питания, жилищного хо­зяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к не­промышленному персоналу предприятия.

Работники промышленно-производственного персонала подраз­деляются на две основные группы - рабочие и служащие. При этом в группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. От­несение работников предприятия к той или иной группе определя­ется общероссийским классификатором профессий рабочих, дол­жностей служащих и тарифных разрядов, имеющим по существу значение общероссийского государственного стандарта. Рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных.

К руководителям относятся лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполне­ние. Они подразделяются ни линейных, возглавляющих относитель­но обособленные хозяйственные системы, и функциональных, воз­главляющих функциональные отделы или службы.

На государственных предприятиях к руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, заместители директора, начальни­ка, управляющего, заведующего и т.д., а также главные специали­сты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, глав­ный технолог, главный экономист и др.) [6, c.88-89; 12, c.65-66].

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-тех­ническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.

К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, касси­ры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры пред­приятия подразделяются по профессиям, специальностям и уров­ням квалификации.

При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, тру­довиков и т.д. Профессия токаря подразделяется по специальнос­тям - токарь-карусельщик, токарь-расточник и т.д.

Работники каждой профессии и специальности различаются по уровню квалификации. Квалификация характеризует степень овла­дения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и катего­риях. Тарифные разряды и категории - это одновременно и пока­затели, характеризующие степень сложности работ [3, c.175].

Уровень квалификации рабочих определяется разрядами, кото­рые им присваиваются в зависимости от теоретической и практи­ческой подготовки.

Для предприятий и организаций бюджетной сферы в норматив­ном порядке устанавливаются тарифно-квалификационные харак­теристики (требования) по общеотраслевым должностям и про­фессиям, которые вполне могут применяться и на предприятиях негосударственного сектора экономики.

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой долж­ности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Дол­жен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функ­ции, которые могут быть поручены полностью или частично слу­жащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организа­циях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответствен­ность служащего.

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъяв­ляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, кото­рые должны применяться при выполнении должностных обязанно­стей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» оп­ределяет уровень профессиональной подготовки служащего, необ­ходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы [3, c.175-176].

Профессионально-квалификационная структура служащих пред­приятия находит свое отражение в штатном расписании. Штатное расписание предприятий и организаций бюджетной сферы - это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада [9, c.55]. Пересмотр штатного расписания осу­ществляется в течение года путем внесения в него соответствую­щих изменений по приказу руководителя предприятия. Данный до­кумент может быть использован и предприятиями негосударствен­ного сектора экономики.

Управление кадрами (персоналом) представляет собой часть менеджмента, связанную с трудовыми ресурсами предприятия [1, c.89]. Его основными задачами являются: удовлетворение потребности пред­приятия в кадрах; обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалификационного и должностного продвижения кадров; эффективное использование трудового потенциала пред­приятия.

Управление кадрами связано с разработкой и реализацией кад­ровой политики, включающей планирование, наем и размещение рабочей силы; обучение, подготовку и переподготовку работни­ков; продвижение по службе и организацию карьеры; условия най­ма, труда и его оплату; обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в кол­лективе.

Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагает не только определение численности работников пред­приятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оцен­кой оборота, текучести кадров, определение дополнительной по­требности или избытка кадров.

На основе баланса движения кадров рассчитывается система пока­зателей, характеризующих интенсивность движения кадров. К ним от­носятся:

1) коэффициент оборота по приему (Кп) - отношение числа при­нятых за период работников (Чп) к среднесписочному их числу (Чсп):

                                          Кп = Чп / Чмп,                       (1.1.1.)

2) коэффициент оборота по выбытию (Kв) - отношение числа вы­бывших работников (Чв) к среднесписочному их числу:

                                           Кв = Чв / Чсп,                       (1.1.2.)

3) коэффициент общего оборота (Кобщ) - отношение суммы при­ема и выбытия к среднесписочному их составу:

                                    Кобщ = (Чп + Чв) / Чсп,                (1.1.3.)

4) коэффициент текучести (Ктек) - отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дис­циплины (Чжелдисц), к среднесписочному их составу:

                                   Ктек = (Чтек + Чдисц) / Чсп,            (1.1.4.)

5) коэффициент замещения (Кз) - отношение разности числа при­нятых и выбывших к среднесписочному числу работников:

     

                                       Кз = (Чп - Чв) / Чср,                  (1.1.5.)

6) коэффициент сменяемости (Кс) - совпадает с коэффициентом по приему или выбытию в зависимости от того, какой из них меньше;

7) коэффициент устойчивости (Куст) - отношение числа работни­ков, проработавших более года (Чстаж) к числу принятых:

 

                                         Куст = Чстаж / Чп.                      (1.1.6.)

Этот коэффициент показывает, какое количество работников со стажем остается на предприятии. Чем он больше, тем меньше издержки предприятия, так как вновь прибывших следует доучивать, предоставлять им время для адаптации к условиям работы, что снижает эффективность их использования. Поэтому этот коэффициент дополняет показатель уровня текучести и характеризует эффективность кадровой политики предприятия [3, c.177; 11, c.105-106].

1.2. Производительность труда: определение, показатели. Выработка и трудоемкость, их характеристика

 

Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ [2, c.112; 10, c.66].

Различают производительность живого и производительность общественного (совокупного) труда. Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в каждом отдель­ном производстве, а производительность общественного (совокуп­ного) труда — затратами живого и овеществленного (Прошлого) труда. Расчет производительности общественного (совокупного) Труда является очень сложным. Применительно ко всему народному хозяйству лог показатель рассчитывается как национальный доход на одного запитого в отраслях материального производства.

На предприятиях (фирмах) производительность труда опреде­ляется как эффективность затрат только живого труда и рассчиты­вается через показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) про­дукции, между которыми имеется обратно пропорциональная за­висимость [2, c.113-115].

Выработка - это количество продукции, произведенной в еди­ницу рабочего времени либо приходящейся на одного среднеспи­сочного работника или рабочего за определенный период (час, смену, месяц, квартал, год). Она рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (ОП) к затратам рабочего вре­мени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности работников либо рабочих (Ч):

                                               В = ОП/Т или В = ОП/Ч,                       (1.2.1.)

Аналогично определяется часовая (Вч) и дневная (Вдн) выра­ботка на одного рабочего:

где:     ОПм - объем продукции за месяц (квартал, год);

Тчас, Тдн - количество человеко-часов, человеко-дней (рабо­чего времени), отработанных всеми рабочими за месяц (квартал, год) [3, c.178].

При расчете часовой выработки в состав отработанных челове­ко-часов не включаются внутрисменпые простои, поэтому она наи­более точно характеризует уровень производительности живого труда.

При расчете дневной выработки в состав отработанных челове­ко-дней не включаются целодневные простои и невыходы.

Объем произведенной продукции (ОП) может быть выражен в натуральных, стоимостных и трудовых единицах измерения соот­ветственно. Различают три метода определения выработки: нату­ральный (условно-натуральный), стоимостный и по нормирован­ному рабочему времени.

Натуральные показатели измерения производительности труда наиболеедостоверны и точны и в большей степени соответствуют ее сущности, однако область их применения ограниченна. Нату­ральные показатели при определении выработки применяются на предприятиях таких отраслей, как газовая, угольная, нефтяная, электроэнергетика, лесная и др., а условно-натуральные - в тек­стильной, цементной, металлургической промышленности, в про­изводстве минеральных удобрений и т.д. По сравнению с нату­ральным стоимостный метод определения выработки учитывает не только изменение затрат живого труда, но и в значительной степени влияние структурных сдвигов в производственной про­грамме, материалоемкость выпускаемой продукции, влияние цен и т.д. В денежном выражении выработку на предприятии в зависи­мости от области применения данного показателя можно опреде­лять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции. Трудовой метод измерения производительности труда предполагает использование показателя трудоемкости в качестве измерителя продукции. На практике он имеет ограниченную сфе­ру применения: на отдельных рабочих местах, в бригадах, участ­ках и цехах, производящих разнородную и незавершенную про­дукцию, которую невозможно измерить ни в натуральных, пи в стоимостных единицах. В качестве измерителя продукции в боль­шинстве случаев используется величина нормированной техноло­гической трудоемкости, достигнутая на начало года [3, c.178-179].

В зависимости от единицы измерения рабочего времени разли­чают показатели выработки на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного рабочего в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка) или на одного работающего за те же периоды времени.

Годовая производительность труда (годовая выработка на одно­го работающего) является основным плановым и учетным показа­телем для предприятий (фирм).

Трудоемкость продукции представляет собой затраты живого труда на производство единицы продукции. Показатель трудоемко­сти (Тр) имеет ряд преимуществ перед показателем выработки. Он устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами и определяется по формуле (1.2.2.):

                                                           Тр = Т/ОП,                                   (1.2.2.)

где:     Т - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-ч, человеко-ч;

ОП - объем произведенной продукции в натуральном выра­жении [8, c.56].

В зависимости от состава затрат труда, включаемых в трудоем­кость продукции, и их роли в процессе производства выделяют тех­нологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производ­ства, производственную трудоемкость, трудоемкость управления Производством и полную трудоемкость.

Технологическая трудоемкость техн) отражает затраты труда основных производственных рабочих-сдельщиков (Тсд) и рабочих-Повременщиков (Тповр):

                                                     Ттехн  = Тсд + Тповр.                                              (1.2.3.)

 

ъТрудоемкость обслуживания производства обсл) представляет собой совокупность затрат вспомогательных рабочих цехов основ­ного производства (Твспом) и всех рабочих вспомогательных цехов и Служб (ремонтного, энергетического и т.д.), занятых обслуживани­ем производства (Твсп):

                                                     Тобсл = Твспом + Твсп.                             (1.2.4.)

 

Производственная трудоемкость пр) включает затраты труда всех рабочих, как основных, так и вспомогательных:

                                                     Тпр = Ттех + Тобсл.                                  (1.2.5.)

 

Трудоемкость управления производством у) представляет со­бой затраты труда служащих (руководителей, специалистов и соб­ственно служащих), занятых как в основных и вспомогательных цехах (Тсл.пр), так и в общезаводских службах предприятия (Тсл.зав.):

                                                    Ту = Тсл.пр. + Тсл.зав.                                 (1.2.6.)

В составе полной трудоемкости полн) отражаются затраты тру­да всех категорий промышленно-производственного персонала пред­приятия:

                                                 Тполн = Ттехн + Тобсл + Ту.                          (1.2.7.)

В зависимости от характера и назначения затрат труда каждый из указанных показателей трудоемкости может быть проектным, перспективным, нормативным, плановым и фактическим [3, c.179-180].

1.3. Организация труда на предприятии

Организация труда - это методы наиболее рационального соеди­нения рабочей силы со средствами производства, обеспечивающие рост производительности труда и способствующие сохранению здо­ровья работников [4, c.48; 7, c.116].

Организация труда на предприятии призвана создавать нормаль­ные для человека условия труда и одновременно системы труда, по­вышающие доход предприятия.

Основными направлениями организации труда являются:

-  разработка и внедрение рациональных форм разделения и ко­операции труда;

-  организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;

-  организация и обслуживание рабочих мест;

-  нормирование труда;

-  организация оплаты труда;

-  улучшение условий труда [7, c.118; 14, c.225-226].

В основе формирования оптимальных условий применения труда лежит изучение трудового процесса, которое развивается на основе исследований динамики производительности труда и анализа затрат рабочего времени.

Организация труда включает в качестве необходимого составля­ющего элемента нормирование труда. Целью нормирования труда яв­ляется определение необходимых затрат и результатов труда, установ­ление соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. Необходимыми считают­ся затраты и результаты, соответствующие наиболее эффективным вариантам организации труда, производства и управления.

Нормирование труда на предприятии обеспечивает:

-  определение плановой трудоемкости изготовления отдельных деталей, узлов и изделия в целом;

- расчет необходимой численности работников как по професси­ям, так и по квалификации;

-  оценку результатов труда,  установление фондов заработной платы и материального поощрения;

-  оценку эффективности от внедрения новой техники;

-  обоснование плана повышения производительности труда;

-  расчет производственных программ цехов, участков, групп, от­дельных рабочих мест;

-  определение количества необходимого оборудования;

-  оценку организационного уровня рабочих мест при проведении аттестации и разработке оптимальных вариантов их организа­ции и обслуживания [15, c.150].

Нормы труда являются основой планирования и организации производства, оплаты труда, стимулирования роста его производи­тельности.

Для нормирования труда используются нормативы и единые (ти­повые) нормы. На предприятиях рассчитываются (определяются) и устанавливаются нормы времени, выработки, обслуживания, числен­ности, управляемости, а также нормированные задания.

Основное место в нормированных материалах по труду отводится нормам времени.

Норма времени - продолжительность рабочего времени, необхо­димого для изготовления единицы продукции или выполнения определенного объема работ, состоящая из двух частей:

- нормы подготовительно-заключительного времени, которая ус­танавливается на все заданное количество продукции и не за­висит от его величины;

-  нормы штучного времени, которая включает оперативное время (в том числе основное, которое затрачивается на изменение предмета труда, и вспомогательное время, когда производятся загрузка сырья, съем готовой продукции, управление оборудо­ванием и т.п.), время обслуживания рабочего места, время пере­рывов, предусмотренных технологией и организацией произ­водства.

Норму времени (Нвр) в целом можно представить как

                                      Нвр = tз + tв + tоб + tот л + tпт + tп-з,                      (1.3.1.)

а норму штучного времени в виде

                                           tш = tз + tв + tоб + tот л + tптз,                            (1.3.2.)

где tз - основное время; tB - вспомогательное время; to6 - время обслуживания рабочего места; tот л - время на отдых и личные на­добности работников; tпт - время перерывов по оргтехпричинам (регламентировано); tп-з - подготовительно-заключительное время. Время обслуживания рабочего места затрачивается рабочим на уход за оборудованием, поддержание рабочего места в нормальном состоянии и подразделяется:

-  на время технического обслуживания (уход за оборудованием при выполнении данной работы: замена изношенного инстру­мента, уборка стружки и т.п.);

-  время организационного обслуживания (уход за рабочим мес­том, связанный с выполнением работы в течение всей смены: раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка оборудования и т.п.) [15, c.150-152].

Норма выработки определяет количество единиц продукции, ко­торое должно быть изготовлено одним работником (бригадой) за определенное время:

                                                         Нвыр = Тд / Нв,                               (1.3.3.)

где: Нвыр - норма выработки, ед.; Тд - действительный фонд рабочего времени, ч; Нв - установленная норма времени на единицу про­дукции, ч.

Норма обслуживания - количество производственных объектов (рабочих мест, единиц оборудования), которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени. Этот показатель применяется как к работникам, об­служивающим автоматизированные производственные процессы, так и к вспомогательным рабочим. Норма обслуживания рассчитывается по формуле:

                                                          Ноб = Тд / tоб,                                    (1.3.4.)

где Ноб - норма обслуживания, ед.; Тд - действительный фонд ра­бочего времени, ч; to6 - установленная норма времени на обслу­живание единицы оборудования, ч [15, c.152].

Норма численности ч) определяет численность работников оп­ределенного профессионально-квалификационного состава, необхо­димых для выполнения данного объема работ.

Нормированное задание устанавливает необходимый ассортимент и объем работ, которые должны быть выполнены рабочими или бригадой за данный отрезок времени. В отличие от нормы выработ­ки нормированное задание может устанавливаться не только в нату­ральных единицах, но и в нормо-часах, нормо-рублях.

Норма управляемости определяет количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Таким образом, для рациональной организации производства используется система норм труда, отражающих различные стороны тру­дового процесса. Нормы времени и численности являются нормами затрат труда, нормы выработки и нормированные задания - нормами результатов труда. Нормы обслуживания и управляемости относятся к нормативным характеристикам организации трудового процесса и характеризуют размеры рабочих мест.

Основное требование к нормам состоит в том, что все они должны соответствовать наиболее эффективным для условий данного участка вариантам технологического процесса, организации труда, производ­ства и управления.

Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операци­онная норма) либо на взаимосвязанную группу операций, комплекса работ (укрупненная, комплексная норма).

Глава 2 Эффективность использования трудовых ресурсов                            Ново-Кемеровской ТЭЦ

2.1. История возникновения предприятия, организационная структура управления

История возникновения Ново-Кемеровской ТЭЦ ведет свое начало от разрешения Министерству химической промышленности проектировать строительство Ново-Кемеровского химком­бината («Азот»), данное Распоряжением Совета Министров СССР от 18 июля 1946 года. В состав Ново-Кемеровского химкомбината и входила Ново-Кемеровская ТЭЦ.

Проектное задание ТЭЦ было разра­ботано Ленинградским отделением «Теплоэлектропроект» в 1948 году.

Первоначально ТЭЦ предназначалась для теплоснабжения прилегающих промпредприятий Заводского района и Предзаводского поселка, а также электроснабжения генераторным напряже­нием химкомбината с подключением к энергосистеме Кузбасса.

Строительство I очереди Ново-Кеме­ровской ТЭЦ было начато 01.01.1950 года. Первое подключение станций к энергосистеме состоялось 6.09.1955 года, а 27 сентября строящаяся Ново-Кеме­ровская ТЭЦ по распоряжению Совета Министров СССР была передана в ведение «Кузбассэнерго» Минис­терства электростанций СССР. В сентябре 1959 года завершено строительство первой очереди ТЭЦ.

На первой очереди было установ­лено инофирменное оборудование на начальные параметры пара 110 ата и 500°С с суммарной электрической мощностью 104 Мвт. Оригинальная тепловая схема позволяла работать с высокой экономичностью при удельном расходе топлива на отпускаемую электроэнергию 180-200 г/квт. ч.

В 1957 году Томским отделением Томксэлектропроект (ТЭП) начато проектирование II очереди ТЭЦ с началом строительства в 1961 г.

За период 1961-1968 гг. были построены и введены в эксплуатацию               4 котлоагрегата мощностью по 420 т/ч и 4 теплофикационных турбоагрегата общей мощностью 210 Мвт на пара­метры пара 140 ата и 560° С отечественного производства.

С 1969 года ТЭЦ приступила к теплоснабжению сетевой водой коммунально-бытовых потребителей г. Кемерово. В период с 1970 по 1989 годы были введены в эксплуатацию 5 котло- и 4 турбоагрегата III очереди расширения ТЭЦ. В настоящее время ТЭЦ обеспечивает теплом 1/3 жилого фонда левобережной части г. Кемерово.

В период 1976-80 гг. снято с эксплуатации и демонтировано физи­чески изношенное и морально уста­ревшее инофирменное оборудование первой очереди ТЭЦ.

Организационная структура  НК ТЭЦ представлена на рис. 1, глядя на который можно заметить следующее. Главой Ново-Кемеровской ТЭЦ является директор, в непосредственном подчинении которого находятся четыре заместителя:

1. Главный инженер станции, имеющий двух заместителей, в подчинении которых находятся:

- оперативный персонал;

- ремонтный персонал;

- служба главного инженера.

2. Заместитель директора по финансам и экономике, который отвечает за работы четырех отделов:

- планово-экономический отдел;

- финансовый отдел;

- отдел информационно-вычислительного обеспечения;

- отдел по претензиционной и договорной работе.

3. Заместитель директора по общим вопросам, ведающий работой четырех подразделений:

- отдел снабжения и комплектации;

- административно-хозяйственный отдел;

- автоколонна;

- столовая.

4. Заместитель директора по капитальному строительству, который имеет в непосредственном подчинении отдел капитального строительства.

Рассмотрев историю создания и современное состояние Ново-Кемеровской ТЭЦ, хотелось бы отметить некоторые стратегические задачи, которые ставит перед собой руководство данного предприятия.

Энергетической концепцией развития Кузбасской энергосистемы до 2010 года» по Ново-Кемеровской ТЭЦ предусматривается:

По основному оборудованию:

- ввод в работу турбоагрегата ст.№ 15;

- замена турбоагрегатов ст. № 8, 9, 11;

- увеличение производительности узла подпитки теплосети до 2000т/ч.

- автоматизация технологических процессов и монтаж схемы повторного использования сбросных вод по химводоочистке;

- сооружение нового железно­дорожного ввода непосредственно от путей Министерства путей сообщения (МПС) по топливно-транспортному цеху (ТТЦ);

По оборудованию распредустройств считать основными направлениями:

- замену масляных выключателей на вакуумные и электрогазовые;

- установку разъеденителей сов­местного производства с зарубежными фирмами с дистанционным управле­нием и замена вводов с твердой изоляцией;

- поэтапное введение автоматизированной системы управления технологическим процессом (АС УТП ТЭЦ).

В области охраны окружающей среды, для достижения установленных нормативов предельно-допустимых выбросов и сбросов, намечается внед­рение комплекса природо-охранных мероприятий, в том числе:

- снижение выбросов золы в атмосферу за счет повышения кеоэффициента полезного действия (КПД) золоулавливания;

- снижение выбросов окислов азота за счет реконструкции котлоагрегатов;

-  сокращение загрязняющих сточных вод за счет их повторного использования.

2.2. Анализ труда и заработной платы

2.2.1. Анализ динамики и структуры персонала

Целью анализа трудовых ресурсов является выяснение эффективности использования трудовых ресурсов и степени рациональности организации труда.

В процессе анализа изучается обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами соответствующей квалификации и уровня образования, оценивается текучесть кадров и ее причины, уровень производительности труда, выясняется состав фонда оплаты труда, динамика заработной платы и ее соответствие выработке.

Основными источниками информации для анализа служат отчеты предприятия по труду: форма № 1-Т «Сведения о численности, заработной плате и движения работников», данные отдела кадров и статистического учета. Величина   трудовых   ресурсов   на   предприятии   определяется   потребностями производства и управления, поэтому в процессе анализа динамики численности определяется как абсолютное, так   и    относительное    изменение    численности. Также    в    процессе    анализа    важно    изучить    состав    и    структуру   кадров, сгруппированных по различным признакам: по категориям, уровню образования, стажу работы, возрастному составу. Данные анализа представлены в табл. 2.2.1.1 и табл. 2.2.1.2.

Таблица 2.2.1.1

Обеспеченность предприятия кадрами

Категории

трудящихся

2002 год

2003 год

2004 год

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

Всего персонала

1405

100

1332

100

1261

100

в      том      числе: работники      по основному     виду деятельности

1399

99,58

1326

99,55

1254

99,44

из них:

 -рабочие

1205

85,77

1137

85,36

1070

84,85

- руководители и служащие

194

13,81

189

14,19

184

14,59

Непромышленный персонал

6

0,42

6

0,45

7

0,56

Таблица 2.2.1.2

Динамика структуры персонала

Категория трудящихся

2003г. к 2002г.

2004г. к 2003г.

2004г. к 2002г.

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

измене­ние

доли,

%

абс. откл. + -

темп роста,

%

измене­ние

доли,

%

абс. откл.

+ -

темп роста,

%

измене­ние

доли,

%

Всего персонала

-73

+5,2

0

-71

+5,33

0

-144

+10,25

0

в том числе: работники по основному виду деятельности

-73

+5,22

-0,03

-72

+5,43

-0,11

-145

 

+10,36

-0,14

из них:

- рабочие

-68

+5,64

-0,37

-67

+5,89

-0,51

-135

+1l,2

-0,92

-руководители     и служащие

-5

+2,58

0,38

-5

+2,65

0,4

-10

4-5,15

0,78

Непромышленный персонал

0

0

0,03

1

116,67

0,09

1

116,67

0,14

На Ново-Кемеровской ТЭЦ в 2004 г. наблюдается уменьшение численности трудящихся с 1332 до 1261 человека, в 2002 г. этот показатель был на уровне 1405 человек. При этом численность работников по основному виду деятельности снизилась по сравнению с 2002 г. на 145 человек и по сравнению с 2003 г. на 72 человека и составила в 2004 г. 1254 человека. Снижение численности трудящихся в отчетном периоде произошло за счет снижения численности рабочих по сравнению с 2003 г. на 67 человек, за счет снижения численности руководителей и служащих на 5 человек.

Для оценки причин снижения численности определим относительное высвобождение работников [11, c.156]:

                                                 ССЧ = CCЧi - ССЧо х Jтп,               (2.2.1.1.)                              

где      ССЧ - относительное высвобождение работников;

            CCЧi, ССЧо - численность работников в отчетном и базовом периодах;

             Jтп -   темп роста объема произведенной продукции в сопоставимых ценах.

ССЧ = 1261 - 1332 х 0, 9955 = - 65 чел.

В связи со снижением объема произведенной продукции в 2004 г. по сравнению с 2002 г. теоретически оправдано относительное высвобождение работников 6 человек. В действительности наблюдается уменьшение численности на 71 человека.

Проследим динамику численности персонала. Доля работников по основному виду деятельности в общей численности персонала в 2004 г. снизилась по сравнению с 2003 г. на 0,11%, а по сравнению с 2002 г. снизилась на 0,14%.

Наблюдается снижение удельного веса рабочих в 2004 г. на 0,51% по сравнению с 2003 г., а в сравнении с 2002 г. снижение составило 0,92%. Доля руководителей и служащих увеличилась в 2004 г. на 0,4% по сравнению с 2003 г., а в сравнении с 2002 г. увеличилось на 0,78%.

Наблюдается увеличение непромышленного персонала с 0,03% в 2003 г. до 0,09% 2004 г., что больше на 0,14% уровня 2002 г.

Таким      образом,     динамику      структуры      персонала     можно      признать неудовлетворительной, так как:

1)  в 2004 г. по сравнению с 2003 г. структура персонала изменялась незначительно. При этом неблагоприятным фактором в этих изменениях является то, что численность руководителей и служащих  увеличилась  в  большей  степени,   чем  численность  рабочих  и наблюдается повышение удельного веса непромышленного персонала.

2)  В 2004 г. по сравнению с 2003 г. происходит снижение удельного веса в  общей  численности  трудящихся  при   одновременном  увеличении  доли руководителей и служащих;

3)  Основной причиной снижения численности персонала является увеличение производительности труда в 2002-2003 г., что произошло в результате замены устаревшего оборудования на более современное.

2.2.2. Анализ движения персонала

Важнейшим объектом анализа является движение кадров, которое характеризует динамику численности работающих.

Замена   персонала        может    быть      оправдана  только   при        условии необходимого (неустранимого) оборота рабочей силы. Излишний оборот (увольнение работников по неуважительным причинам) оказывает весьма неблагоприятное влияние на эффективность производства, приводит к увеличению затрат на прием и расстановку кадров, ухудшает психологический климат в коллективе, снижает производительность труда.

В процессе анализа определяют оборот работников, который равен общему числу принятых и уволенных за анализируемый период, а так же показатели оборота рабочей силы.

Если коэффициент текучести больше 7%, то текучесть кадров признается высокой, что свидетельствует о неудовлетворительной работе управленческого персонала [8, с.272-273]. Расчет показателей движения рабочей силы представлен в табл. 2.2.2.1.

Таблица 2.2.2.1

Показатели движения трудовых ресурсов

Наименование показателя

2002г.

2003г.

2004г.

Абсолютное отклонение

2003г. к 2002г.

2004г. к 2003г.

2004г. к 2002г.

1. Списочная численность на начало года (без внешних совместителей)

1451

1405

1332

-46

-73

-119

2. Принято на работу

260

187

276

-82

89

7

3. Уволились

315

260

347

-55

87

32

из них: по неуважительным причинам

170

137

217

-33

80

47

4. Списочная численность на конец года (без внешних совместителей)

1405

1332

1261

-73

-71

-144

Коэффициент по приему, %

19,15

14,04

21,89

-5,11

7,85

2,7

Коэффициент по выбытию, %

21,71

18,51

26,05

-3,2

7,54

4,34

Коэффициент текучести, %

11,72

9,75

16,29

-1,97

6,54

4,57

В 2003 г. движение кадров на Ново-Кемеровской ТЭЦ  было менее интенсивным по сравнению с 2002 г. и 2004 г. Коэффициенты по приему и выбытию в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросли на 7,85% и 7,54% соответственно, а по сравнению с 2002 г. на 2,7% и 4,34% соответственно. В отчетном периоде коэффициент по приему составил 21,89%, а по выбытию - 26,05%. Коэффициент по выбытию на 4,16% превышает коэффициент по приему, что привело к уменьшению списочной численности (без внешних совместителей) на 71 человека 2003 году, которая на конец года составила 1261 человека.

Неблагоприятным  моментом в деятельности предприятия является значительный (62,54%) удельный вес работников, уволенных по неуважительной причине, в общей численности трудящихся.  И данная величина возросла по сравнению с 2002 и 2003 гг. соответственно на 8,57% и 9,85%.

Несмотря на снижение коэффициента текучести в 2003 г. на 1,97%, в 2004 г. он возрос на 4,57% и составил 16,29%. Большая доля работников уволен по   неуважительной   причине   (по   собственному   желанию   и   по   решению администрации) является следствием невысокой зарплаты у рабочих I, II и III разрядов.

Таким образом, текучесть кадров в анализируемой организации является высокой, что приводит к увеличению затрат на прием и расстановку кадров и свидетельствует о неудовлетворительной работе управленческого персонала. А большая величина оборота работников оказывает неблагоприятное влияние на эффективность производства в целом.

2.2.3. Анализ заработной платы

Количественным выражением затрат, связанных с использованием рабочей силы является заработная плата. Она же является основным средством материальной; стимулирования персонала. Данные оценки динамики фонда оплаты труда и заработной платы представлены в табл. 2.2.3.1.

Таблица 2.2.3.1

Динамика фонды оплаты труда и заработной платы

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

2003г. к 2002г.

2004г. к 2003г.

2004г. к 2002г.

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

1. Фонд оплаты труда, тыс.руб.

90912,6

98073,6

102655

7161

107,9

4581,4

104,7

11742,4

112,9

2. Среднесписоч­ная численность работников, чел.

1406

1332

1261

-73

+5,2

-71

+5,3

-144

+10,2

3. Среднеме-сячная зара-ботная плата работников, руб.

5392,2

6135,7

6784

743,5

113,8

648,3

110,6

1391,8

125,8

Данные табл. 2.2.3.1 свидетельствует об увеличении затрат на оплату труда, так среднемесячная зарплата работников выросла в 2004 г. по сравнению с  2002 г. на 25,8% или на 1391,8 рубля и составила 6784 рубля. Фонд оплаты труда в 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. на 4,7%, а в сравнении с  2002 г. на 12,9%. Темп роста среднемесячной заработной платы выше темпа роста фонда оплаты труда - это происходит за счет снижения среднесписочное численности работников и повышения производительности труда.

2.3. Анализ производительности труда

Производительность труда является обобщающим показателем эффективности использования живого труда. Она может определяться либо количеством продукции, которую рабочий производит в единицу времени (показателем выработки), либо количеством времени, затрачиваемым на изготовление единицы продукции (показателем трудоемкости).

Динамика изменения показателей производительности труда представлена в табл. 2.3.1.

Таблица 2.3.1

Динамика изменения показателей производительности труда

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

2003г. к 2002г.

2004г. к 2003г.

2004г. к 2002г.

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

абс. откл.,

+ -

темп роста, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выпуск производства, тыс. руб.

407397

441852

420220

34455

8,46

-21632

- 4,9

12823

3,15

Численность работающих, чел.

1405

1332

1261

-73

- 5,2

-71

- 5,33

-144

-10,25

В том числе рабочих, чел.

1205

1137

1070

-68

-5,64

-67

-5,89

-135

-11,2

продолжение табл. 2.3.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удельный вес рабочих в численности работающих, %

85,77

85,36

84,85

-0,37

-0,43

-0,51

-0,59

-0,92

-1,7

Среднегодовая выработка работающего, руб.

289,9

331,7

333,2

+41,8

+14,4

+1,5

+0,4

+43,3

+14,9

Среднегодовая выработка рабочего, руб.

338,1

388,6

392,7

+50,5

+14,9

+4,1

+1,0

+54,6

+16,1

Таким образом, данные табл. 2.3.1. свидетельствуют о положительной динамике производительности труда за 2002-2004 гг. Наиболее высокий темп прироста среднегодовой выработки работающих и, в том числе, рабочих пришелся на 2004 г. Среднегодовая выработка работающих в 2004 г. возросла на 14,9% по сравнению с 2002 г. Среднегодовая выработка рабочих в 2004 г., по сравнению с 2002 г., увеличилась на 16,1%.

По результатам второй главы можно сделать следующие выводы:

1. Ново-Кемеровская ТЭЦ довльно давно существует на рынке топливно-энергетических компаний г.Кемерова. Анализ прибыли и рентабельности предприятия показал, что за 2002-2004 гг. произошло значительное увеличение этих показателей. Однако, чистая прибыль осталась со знаком минус. Это связано с тем, что выручка от реализации равнялась себестоимости продукции.

2. За рассматриваемый период численность персонала Ново-Кемеровской ТЭЦ сократилась за счет снижения численности рабочих (на 67 человек) и руководителей и служащих (на 5 человек). Текучесть кадров высока, что являетс яположительным моментом Сокращение численности персонала, в большинстве своем, является следствием невысокой зарплаты у рабочих I, II и III разрядов, а также вызвано внедрением в производство нового более современного оборудования. Тем менее, производительность труда работающих имеет положительную динамику.

Глава 3 Рекомендации по повышению эффективности

использования кадров

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов заключается, прежде всего, в повышении производительности труда.

Повышение производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в изготовляемой продукции уменьшается, а доля про­шлого труда увеличивается, при этом абсолютная величина затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции сокраща­ется.

Уровень производительности труда на предприятии и возмож­ности его повышения определяются рядом факторов и резервов роста. Под факторами роста производительности труда понимают­ся причины, обусловливающие изменения ее уровня. Под резерва­ми роста производительности труда на предприятии подразумева­ются неиспользуемые еще реальные возможности экономии трудо­вых ресурсов. Факторы роста производительности труда зависят от отраслевой принадлежности предприятия и ряда других причин.

Для Ново-Кемеровской ТЭЦ мы порекомендуем следующее:

1. Повысить технический уровень производства.

Это можно сделать за счет приобретения новейшего оборудования, либо за счет модернизации имеющегося.

2. Улучшить организацию производства и труда.       

Сюда следует отнести профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Использование мотивации и стимулирования персонала (повышение заработной платы, выплата премий, проведение конкурсов «Лучший работник» и т.д.).

3. Использовать концепцию предельной производительности труда.

В рыночных условиях хозяйствования данная концепция получает все более широкое распространение. Согласно концепции предельной полезности дополнительное увеличение численности работников приводит ко все меньшему росту предельного продукта. При этом под предельным продуктом труда понимается количе­ство дополнительной продукции, которое получит предприятие, нанимая одного дополнительного работника.

Умножив предельный продукт на его цену, получим денежное выражение предельного продукта, или предельный (либо добавоч­ный) доход от приема на работу последнего работника.

В случае когда предельный продукт труда больше предельных издержек на оплату труда, необходимо увеличивать число занятых, при этом общая прибыль Ново-Кемеровской ТЭЦ  с ростом числа занятых должна возрасти.

Если предельный продукт труда меньше предельных издержек на оплату труда, то прибыль начинает уменьшаться с последним принятым работником. Следовательно, можно увеличивать прибыль, лишь уменьшая число занятых.

Таким образом, максимизация прибыли возможна лишь при таком уровне занятости на предприятии, когда предельный доход, получаемый в результате работы последнего принятого работника, равен предельным издержкам на оплату его труда.

Заключение

В ходе исследования было выявлено следующее:

1. Кадры предприятия представляют собой основной состав квалифицированных работников предприятия. При этом кадры предприятия делятся на: промышленно-производственный и непромышленный персонал.

2. Основной характеристикой эффективности использования кадров предприятия является производительность труда, которая рассчитывается по показателям выработки и трудоемкости продукции.

3. К основным направлениям организации труда относят: разработку и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда; организацию и обслуживание рабочих мест; нормирование труда; организация оплаты                   труда и т.д.

4. Анализ деятельности Ново-Кемеровской ТЭЦ показал, что на сегодняшний день на предприятии работают 1261 чел. Текучесть кадров высока. В 2004 г. коэффициент текучести был равен 16,29%, что выше аналогичного показателя 2002 г. на 11,72%. Основной причиной увольнения работников является недостаточный уровень оплаты труда и замена устаревшего оборудования на более современное.

6. За 2002-2004 гг. на Ново-Кемеровской ТЭЦ наблюдалось повышение доли непромышленного персонала на 0,14%. При этом среднегодовая выработка рабочих за тот же период увеличилась на 16,1%.

7. В качестве рекомендаций по повышению эффективности использования кадров предложено: повышать технический уровень производства; улучшать организацию производства и труда; использовать концепцию предельной производительности труда.

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366с.

2. Волков В.П., Ильина А. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2004. – 672с.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 286с.

4. Дикань В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – Харьков: ОЛАНТ, 2002. – 224с.

5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 336с.

6. Ерохина Р.И., Самраилова Е.К. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии: Учеб. пособие. – М.: МИК, 2000. – 160с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 224с.

8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2003. – 424 с.

9. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 287с.

10. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304с.

11. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296с.

12. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208с.

13. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 384с.

14. Щиборщ К.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2003. – 320с.

15. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2004. – 614с.