Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Системы показателей рентабельности торгового предприятия…5

           1.1 Понятие показателей рентабельности……………………………5         

           1.2 Показатели рентабельности и методика их расчета…………….7

           1.3 Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия….10

           1.4 Экономическая эффективность деятельности торгового

                 предприятия………………………………………………………13

            1.5 Методика планирования прибыльности и эффективности

                  торгового предприятия в условиях рынка……….…………….17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………….21

Введение

Экономическая наука изучает теоретические основы, практические формы функционирования рыночных структур и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества.

Торговые предприятия выполняют функции обслуживания населения, осуществляют продажу товаров населению за наличные деньги и частично организациям и предприятиям в порядке мелкого опта.

Происходящие в экономике изменения, связанные с переходом от административно-командной системы управления к регулируемой рыночной экономике, оказывают непосредственное влияние на формы и методы организации торговой деятельности.

Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

Эффективность выступает в двух аспектах: социальном и экономическом. Социальный аспект предполагает оценку степени влияния торговли на различные стороны уровня жизни, удовлетворение спроса, качество обслуживания потребителей.

Экономическая эффективность – целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любого предприятия критерием экономической эффективности служит увеличение всего того, что представляет для него ценность в настоящем или будущем, то есть увеличение богатства. Критерию увеличения богатства соответствует множество показателей, которые могут быть представлены соотношением результата (эффекта) и затрат (издержек) хозяйственной деятельности.

Показатели рентабельности – основные показатели экономической эффективности торгового предприятия.

В работе предполагается рассмотреть систему показателей рентабельности торгового предприятия.

Объект исследования – торговое предприятие.

Предмет исследования – система показателей рентабельности торгового предприятия.

Цель исследования – изучить систему показателей рентабельности торгового предприятия.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие показателей рентабельности;

- рассмотреть показатели рентабельности и методику их расчета;

- рассмотреть анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия;

- рассмотреть  экономический анализ эффективности деятельности торгового предприятия;

- рассмотреть методику планирования прибыльности и эффективности торгового предприятия в условиях рынка.

Глава 1 Системы показателей рентабельности торгового предприятия

1.1 Понятие показателей рентабельности

К экономическим методам регулирования рентабель­ности предприятия относится:

- рентабельность капитала;

- рентабель­ность продукции;

- рентабельность активов (фондоотдача).

На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:

1) рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отноше­ние прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируе­мых оборотных производственных фондов:

                                           

                                                             Пб

Робщ = ------------,

         Ос + Об

где Пб - балансовая прибыль;

Ос и Об - среднегодовая стои­мость основных и нормированных оборотных производствен­ных фондов;

2) фондоотдача:

                                                             С

Фот =  -------

                                                             Ос

3) фондоемкость:

                                                             Ос

Фемк = --------,

                                                             Q

где Q - выпуск продукции.

Фондоотдача — это выпуск продук­ции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость — это среднегодовая стоимость основных фон­дов, приходящаяся на 1 руб. продукции;

4) рентабельность продаж (оборота):

  

                                            Прибыль

Рп =  ---------------------- * 100%.

                                          Объем продаж 

Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;

5) рентабельность основного капитала:

Прибыль

Рок = ---------------------------  * 100%;

Основной капитал

6) рентабельность собственного капитала:

Прибыль

Рск = ---------------------------- * 100%.

Собственный капитал

Рентабельность собственного капитала характеризует эффек­тивность использования капитала, инвестированного в производ­ство за счет собственных источников финансирования [13].

1.2 Показатели рентабельности и методика их расчета

Рентабельность является основным показателем экономической эффективности торгового предприятия.

Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей:

1) объем товарооборота;

2) издержки обращения;

3) средняя стоимость основных и оборотных средств;

4) расходы на оплату труда и т. п.

Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности предприятия [10].

Показатели рентабельности:

1. Прибыль (П).

2. Рентабельность экономического потенциала.

3. Рентабельность затрат.

4. Рентабельность товарооборота.

5. Рентабельность расходов на оплату труда.

6. Рентабельность основных фондов.

7. Рентабельность оборотных средств.

8. Рентабельность функционирующего капитала.

9. Доля прибыли в чистой продукции.

10. Доля прибыли в чистой продукции.

11. Розничный товарооборот (Т).

12. Валовой доход (ВД).

13. Валовой доход, остающийся в распоряжении (ВДрасп).

14. Чистая продукция (ЧПр).

15. Стоимость экономического потенциала (ресурсов предприятия).

В том числе:

- среднегодовая стоимость основных фондов;

- среднегодовая стоимость оборотных средств;

- сумма средств на оплату труда (фонд заработной платы).

16. Среднегодовая стоимость функционирующего капитала.

17. Издержки обращения (ИО).

Порядок расчета:

1. Рентабельность экономического потенциала, %

П : (Ф + ОС + З) Ч * 100

2. Рентабельность затрат, %

П : ИО * 100

3. Рентабельность товарооборота, %

П : Т * 100

4. Рентабельность расходов на оплату, %

П : З * 100

5. Рентабельность основных фондов, %

П : Ф * 100

6. Рентабельность оборотных средств, %

П : ОС * 100

7. Рентабельность функционирующего капитала, %

П : (Ф + ОС) * 100

8. Доля прибыли в валовых доходах, %

П : ВД * 100

9. Доля прибыли в чистой продукции, %

П : ЧПр * 100

10. Стоимость экономического потенциала (ресурсов предприятия):

Ф + ОС + З

11. Среднегодовая стоимость функционирующего капитала:

Ф + ОС

Необходимо рассмотреть методику анализа выполнения плана и динамики прибыли и рентабельности, а также методику расчета факторов, на них влияющих [7].

1.3 Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия

Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:

1) систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;

2) определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

3) выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;

4) разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;

5) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются:

1) объем и структура товарооборота;

2) уровень валовых доходов и издержек обращения;

3) производительность труда;

4) эффективность использования основных и оборотных средств;

5) размер прочей прибыли;

6) уровень цен и др. [5].

Так, влияние изменения объема товарооборота на размер прибыли рассчитывается по следующей формуле:

ÑПт = (Тф – Тб) Рб : 100,

где ÑПт – изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Тф, Тб – объем розничного товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах;

Рб – рентабельность продаж за базисный период.

Влияние изменения уровня валового дохода на прибыль (ÑПвд) определяется следующим образом:

ÑПвд = (ВДф – ВДб) Тф : 100,

где ВДф, ВДб – уровень валового дохода соответственно в текущем и базисном периодах.

Оценка влияния уровня издержек обращения на прибыль (ÑПио) исчисляется по формуле:

ÑПио = (ИОф – ИОб) Тф : 100,

где ИОф, ИОб – уровень издержек обращения соответственно текущего и базисного периодов [6].

Влияние изменения прочих доходов и затрат на размер балансовой прибыли определяется методом прямого счета. Влияние изменения цен на размер прибыли затруднено и определяется в несколько этапов. Сумма валовых доходов корректируется на индекс цен на товары народного потребления. На сумму издержек оказывает влияние изменение тарифов на перевозку грузов, минимальной заработной платы, ставок налогов, тарифов на электроэнергию, топливо, воду и прочие коммунальные услуги и т.д.

Разница в скорректированной сумме валовых доходов, остающихся в распоряжении предприятия, и скорректированной сумме издержек обращения представляет собой скорректированную на уровень цен сумму прибыли от реализации товаров.

В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на валовой марже и отнесении текущих затрат на переменные и постоянные. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом ее формирования. Система direct-costing позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние отдельных факторов на объем прибыли.

Валовая маржа (ВМ) – это прибыль (П), включающая постоянные затраты предприятия (ИОпост).

Сумму прибыли можно рассчитать, если известна величина валовой маржи и постоянных затрат [6; 9].

1.4 Экономический анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Оценка эффективности хозяйственной деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику хозяйственного развития.

Экономическую эффективность необходимо изучать системно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, фондоотдачи, рентабельности и пр. [3].

Для комплексной (интегральной) оценки эффективности торговой деятельности   предприятия  используется следующая формула, предлагаемая Л. Кравченко:

Sторг = Т : (Сопл + Соб + Сосн),

где Sторг – комплексный показатель оценки эффективности торговой деятельности предприятия;

Т – розничный товарооборот;

Сопл – расходы на оплату труда;

Соб – среднегодовая стоимость оборотных активов;

Сосн – среднегодовая стоимость основных производственных фондов [6].

Для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Sфин) в числителе указанной выше формулы вместо товарооборота проставляют данные о сумме прибыли.

Для оценки эффективности трудовой деятельности необходимо определить уровень производительности труда на каждый рубль средней заработной платы (Sтр):

Sтр = Пр : СРопт,

где Пр  - производительность труда торговых работников;

СРопт – средняя заработная плата на одного торгового работника [1].

Для обобщающей оценки эффективности всей хозяйственной деятельности необходимо определить интегральный показатель эффективности хозяйствования (Sхоз) по следующей формуле:

Sхоз = 3Ö Sторг * Sфин * Sтр.

Первые три показателя эффективности хозяйствования рассчитывают как в абсолютных, так и относительных измерителях; интегральный показатель эффективности всей хозяйственной деятельности – только по данным темпов его изменения, используя формулу:

Тхоз = (Sхоз 1 : Sхоз 0) * 100,

где Тхоз – темп изменения интегрального показателя эффективности хозяйствования;

Sхоз 1, Sхоз 0 – отчетное и базисное значения интегрального показателя эффективного хозяйствования [4].

Далее рекомендуется построить модель стратегического регулирования розничного товарооборота, обеспечивающую эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия, используя следующие соотношения:

Iпр > Iт > Iф.о.т. > Iч.р. ,

где Iпр – индекс прибыли;

Iт – индекс товарооборота;

Iф.о.т. – индекс фонда оплаты труда;

Iч.р. – индекс численности работников.

Для оценки интенсивности торговли необходимо определить прирост товарооборота за счет интенсивных факторов по следующей формуле:

                             (Пр1 – Пр0) Ч1 + (ФО1 – ФО0) Сосн 1

Динт = ------------------------------------------------- * 100,

                                                    ÑТ * 2

                                                   

где Динт – доля прироста розничного товарооборота за счет интенсивных факторов, %;

Пр1, Пр0 – отчетное и базисное значение показателей производительности труда торговых работников;

Ч1 – фактическая среднесписочная численность торговых работников за отчетный период;

ФО1, ФО0 – отчетное и базисное значения показателей фондоотдачи;

Сосн1 – фактическая среднегодовая стоимость основных производственных фондов за отчетный год;

ÑТ – прирост товарооборота по сравнению с планом или в динамике.

Заключительным этапом анализа экономического состояния предприятия являются обобщение выявленных резервов повышения прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций по их реализации, выработка решений по оптимальному управлению экономикой.

Основная задача – составить прогноз финансово-хозяйственной деятельности предприятия и показать, каким образом можно предупредить неблагоприятные факторы и тенденции экономического и социального развития [8].

1.5 Методика планирования прибыльности и эффективности торгового предприятия в условиях рынка

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы различные методы. Так, метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения [15].

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и созданию соответствующих фондов (резервного, накопления, потребления, фонда для выплаты дивидендов и др.).

Метод экспертных оценок основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде [11].

Возможный размер прибыли (Пвозм) можно определить по формуле:

Пвозм = Ур0 * ПТ +- ÑПФ,

где Ур0 – уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %;

ПТ – плановый объем товарооборота;

ÑПФ – изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Следующая формула основана на применении метода прямого счета:

П = ВД – ИО – Н,

где ВД – прогнозируемая сумма валового дохода;

ИО – прогнозируемая сумма издержек обращения;

Н – прогнозируемая сумма платежей и отчислений из валового дохода.

Прогнозируемый объем прибыли можно определить по следующим формулам исходя из использования в расчетах значения валовой маржи:

П = ВМ – ИОпост

или

П = ВД * Му – Н,

где ВМ – сумма валовой маржи;

ИОпост – сумма постоянных расходов;

Му – удельный вес валовой маржи в валовом доходе.

Эту формулу можно использовать для определения прибыли от реализации, если известны общая сумма валовой маржи и постоянных расходов, или удельного веса валовой маржи в валовом доходе или в объеме товарооборота.

После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности.

В основу планирования многих показателей эффективности деятельности торгового предприятия входят прогнозируемые расчеты товарооборота, планы развития и использования материально-технической базы, капитальных вложений, прибыли, показателей по труду. Для обоснования прогнозов показателей эффективности составляют цепочки индексных взаимосвязей [7].

 

      

Заключение

Основными чертами хозяйственного механизма торговых предприятий в условиях формирования рынка являются:

1) ориентация всех звеньев хозяйственного механизма на удовлетворение потребностей населения и предприятий;

2) самостоятельность и самоокупаемость каждого хозяйственного звена и структурного подразделения торговли. Самоокупаемость означает, что торговое предприятие (организация) за счет своих доходов от реализации товаров полностью покрывает все свои расходы и при этом получает определенную сумму прибыли;

3) планирование деятельности каждого предприятия и подразделения торговли, в том числе разработка бизнес-планов. Бизнес-план – это программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности компании, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Он разрабатывается на основе маркетинговых исследований;

4) стремление к получению выгоды от торговой деятельности, к максимизации прибыли на основе экономии и оптимальных затрат (издержек). Прибыль определяется как разница между выручкой и затратами;

5) сочетание личных и общественных интересов в трудовых коллективах. Функционирование хозяйственного механизма заключается в том, что он экономически воздействует на участников торгового процесса, их экономические интересы.

Список литературы

1. Абдукаримов И.Т., Пардаев М.К. Анализ показателей по труду в кооперативной торговле. – М.: Экономика, 1978.-78с.

2. Аллен П. Учимся торговать. – Мн.: Амалфеяс, 1996.-214с.

3. Валевич Р.П., Дпвыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Высшэйш. шк., 1996.-367с.

4. Горячко В.И. Анализ и планирование показателей розничного товарооборота: Текст лекции для студентов всех специальностей и слушателей ИПК. ГКИ, 1997.

5. Гриднев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия. – М.: Экономика, 1997.-238с.

6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – Мн.: Вышэйш. Шк.,1995.-415с.

7. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/ С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. СН. Лебедевой. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002.-240с.

8. Лебедева С.Н., Мисникова Л.В. Совершенствование анализа производительности труда работников торговли потребительской кооперации: Текст лекции. – ГКИ, 1998.-36с.

9. Мильштейн С.З. Основы кооперативного строительства: Учеб. пособие. – Мн.: Ураджай, 1996. – 11с.

10. Платонов В.Н. Организация розничной торговли: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 1996.-127с.

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.-498с.

12. Соловьев Б.А. Экономика торговли. – М.: Экономика, 1990.

13. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юрист», 1998. -584с.

14. Экономика потребительской кооперации: Учеб. / Под общ. ред. И.Т. Петрука и др. – М.: Экономика, 1989.-415с.

15. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Куприянов, В.П. Прасолова и др. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996.-475с.