Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Прибыль и рентабельность предприятия:
теоретический аспект……………………………………………….5
1.1. Сущность прибыли, виды прибыли………………………………5
1.2. Источники формирования прибыли.
Методы исчисления прибыли…………………………………….8
1.3. Показатели рентабельности предприятия………………………14
Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности
ОАО «Шахта Березовская»………………………………………..17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Шахта Березовская»………….17
2.2. Анализ прибыли предприятия…………………………………..21
2.3. Анализ рентабельности предприятия…………………………..25
Глава 3 Мероприятия по увеличению рентабельности
ОАО «Шахта Березовская»…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….33
Приложения………………………………………………………………….34
Введение
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –«зарабатывание прибыли».
Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Показатели рентабельности предприятия, наряду с показателями прибыли, являются основными в деятельности любого предприятия, а потому рассматриваемая в работе актуальна.
Объект исследования – ОАО «Шахта Березовская».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность ОАО «Шахта Березовская».
Цель исследования – проанализировать показатели прибыли и рентабельности ОАО «Шахта Березовская».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и виды прибыли.
2. Выявить источники формирования прибыли и методы ее исчисления.
3. Изучить показатели рентабельности предприятия.
4. Дать краткую характеристику ОАО «Шахта Березовская».
5. Проанализировать прибыль предприятия.
6. Представить анализ показатели рентабельности ОАО «Шахта Березовская».
Глава 1. Прибыль и рентабельность предприятия: теоретический аспект
1.1. Сущность прибыли, виды прибыли
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли [6, с.88].
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала [7, с.213]. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.
Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.
Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.
В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.
В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива [7, с.214].
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами [15, с.112].
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней [8, с.105-106].
Различают следующие виды прибыли.
1) валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции;
2) прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает:
- себестоимость реализованной продукции;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
3) прибыль от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
4) прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции;
5) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным и местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль;
6) прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организации;
7) прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль;
8) нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации [11, с.85-87].
1.2. Источники формирования прибыли. Методы исчисления прибыли
Основными источниками прибыли предприятия являются:
1) выручка от реализации продукции (работ, услуг);
2) выручка от реализации основных и оборотных средств;
3) выручка от реализации нематериальных активов;
4) доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:
- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др. [9, с.55-56].
Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, масштабов и т.д.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.
Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерческую тайну предприятия.
Внешний анализ могут осуществлять аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуальные цели. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный анализ связан с изучением условий формирования прибыли, ее распределения или предстоящего использования.
Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сделкам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых предприятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Последующий (илиретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квартал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности [1, с.208-209].
По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер деятельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям использования и призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях [5, с.66].
По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операциям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование прибыли на предприятии без выделения отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др. [2, с.135].
Анализ прибыли предприятия включает:
- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
- изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
- исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ) [3, с.234].
В ходе анализа прибыли рассчитываются следующие показатели:
1) абсолютное отклонение:
DП = П1 – П0, (1.2.1)
где П0 – прибыль базисного периода;
П1 – прибыль отчетного периода;
DП – изменение прибыли.
2) темп роста (Пi / П0 ) * 100%;
3) уровень каждого показателя в % к выручке от реализации
Пi
--- * 100%, (1.2.2)
В
где В – выручка от реализации.
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.
4) изменение структуры
DП – УП1 – УП0, (1.2.3)
где УП1 – уровень отчетного периода;
УП0 – уровень базисного периода.
5) проводится факторный анализ.
На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, определяющие ее [10, с.188]:
Пб = В – С – КР – УР + %пол. - %упл. + ДрД + ПрД – ПрП + ВнД – ВнД
13
– ВнР + ЧД – ЧР = ΣХi
i=1
Это факторная модель аддитивного вида.
Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:
1. Расчет влияния фактора «Выручка от реализации».
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на К%.
100 + К
Тогда индекс цены Jц = ---------------. (1.2.4)
100
Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде сопоставимых ценах будет равна
B1
В’ = ---------- , (1.2.5)
Jц
где В’ – выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1 - выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
Jц - индекс цены.
Влияние на сумму прибыли от реализации (Пр) изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитывать следующим образом:
[(В1 – В0) - DBц] * Rр0
ΔПР(В) = ----------------------------- (1.2.6)
100
где ΔПР(В) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;
В1 и В0 – выручка от реализации отчетного и базового периодов, определенная в соответствии с изменением цены;
Rр0 – рентабельность продаж в базисном периоде [4, с.89-90].
2. Расчет влияния фактора «Цена».
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчет:
В1
(В1 - ------) * Rр0
Jц
ΔПР(Ц) = ----------------------------. (1.2.7)
100
3. Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется следующим образом:
В1 (УС1 – УС0)
ΔПР(С) = --------------------------, (1.2.8)
100
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах [4, с.90].
4. Далее аналогично определяем влияние на изменение прибыли коммерческих и управленческих расходов, а также прочих, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов.
Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», - на такую же величину увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода (табл. 1.2.1) [12, с.255].
Таблица 1.2.1
Влияние факторов на прибыль
Показатели-факторы |
Характер влияния на сумму прибыли |
1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
Прямое действие |
2. Изменение цен на реализованную продукцию |
Прямое действие |
3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
Обратное действие |
4. Коммерческие расходы |
Обратное действие |
5. Управленческие расходы |
Обратное действие |
6. Проценты к получению |
Прямое действие |
7. Проценты к уплате |
Обратное действие |
8. Доходы от участия в других организациях |
Прямое действие |
9. Прочие операционные доходы |
Прямое действие |
10. Прочие операционные расходы |
Обратное действие |
11. Прочие внереализационные доходы |
Прямое действие |
12. Прочие внереализационные расходы |
Обратное действие |
13. Чрезвычайные доходы |
Прямое действие |
14. Чрезвычайные расходы |
Обратное действие |
Влияния на прибыль отчетного года |
Стр.1+2-3-4-5+6-7+ 8+9-10+11-12+13-14 |
1.3. Показатели рентабельности предприятия
Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [13, с.111]. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли.
Показатели рентабельности (табл. 1.3.1) используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [13, с.112-113; 14, с.90-92].
Таблица 1.3.1
Основные показатели рентабельности
Формула |
Пояснения |
Комментарий |
1. Рентабельность продаж (Рп) |
||
Рп = Пп / В |
В - выручка от продаж Пп - прибыль от продаж |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента - следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных ценах |
2. Рентабельность всего капитала предприятия (Рок) |
||
Рок = П / Бср |
Бср - средний за период итог баланса П - может выступать как валовая прибыль (ПБ), так и прибыль от продаж |
Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента - следствие падающего спроса на продукцию |
продолжение табл. 1.3.1
1 |
2 |
3 |
3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв) |
||
Рв = П / АВср |
АВср - средняя величина внеоборотных активов за период |
Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициента рентабельности всего капитала свидетельствует об преувеличении мобильных средств |
4. Рентабельность собственного капитала (Рек) |
||
Рек = П / Кс |
Кс - средняя величина источников собственных средств по балансу за период |
Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах |
5. Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри) |
||
Ри = П / Ки |
Ки - средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период |
Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок |
Таким образом, по результатам первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Прибыль является важнейшей экономической категорией. По К. Марксу, прибыль – это модифицированная прибавочная стоимость. В современной экономической мысли прибыль – это доход от использования факторов производства.
2. Основными видами прибыли являются: валовая прибыль, от внереализационных операций, прибыль до налогообложения, от обычной деятельности, нераспределенная прибыль.
3. Анализ прибыли предприятия подразумевает исследование: абсолютной величины прибыли; динамики показателей прибыли; структуры прибыли; влияние отдельных факторов на динамику прибыли.
4. Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Шахта Березовская»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Шахта Березовская»
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Шахта Березовская», которая расположена по адресу Кемеровская область город Березовский ул. Матросова 1.
Основной вид деятельности добычи угля.
Шахта Березовская сдана в эксплуатацию в 1958 г. с проектной мощностью 1 млн. т. угля в год.
С 1977 г. Проводилась реконструкция шахты с увеличением проектной мощности до 1,5 млн. т. угля в год. В результате реконструкции были построены новые скиповой и клетьевой стволы на горизонт - 100 м. Нарезан околоствольный двор и откаточный штрек, для вскрытия отрабатываемых шахтой пластов на горизонте -100 м. В связи с отвлечением подрядной организации на пусковые объекты других шахт, работы по вскрытию запасов на втором горизонте велись с большим отставанием. В 1991 г. значительно сократились средства выделенные государств на реконструкцию шахты, а с 1995 г. финансирование было прекращено. До 1997 г. шахта пыталась закончить реконструкцию за счет собственных средств. В 1997 г. в результате ухудшения финансово-материального положения шахты работы по реконструкции были прекращены.
В результате реконструкции были выполнены следующие работы:
- вскрытие запасов юго-западного крыла шахтного поля путем существующего клетьевого и скипового стволов до горизонта - 100м;
- для выдачи исходящей струи воздуха были пробурены три скважины и оснащены отсасывающими вентиляторными установками;
- сооружены водоотливы в нижних частях XII и XXVII пластов, рассчитанных на прием водопритоков с вышележащих пластов;
- построены на промплащадке шахты: очистительные учреждения шахтных вод, тракторный парк, склад ГСМ и инертной пыли;
- расширена станция погрузки до 6000 тонн угля в час с контролем количества отгруженного угля вагонными весами;
- внедрена система оперативно-диспетчерского управления.
В 2003 г. сменился собственник шахты. Возобновилась реконструкция шахты, что выразилось в проведении наклонного конвейерного ствола, предназначенного для транспортировки угля с горизонта +100м. на поверхность; приобретении трех новых проходческих комбайнов (марки КСП-33) и двух угледобывающих комбайнов (марок МБ-12 и КГС-345), двух механизированных комплексов КМ-138, компрессовых установок, двух дизелевозов, ленточных и скребковых конвейеров.
Поле «Шахты Березовская» расположено в северо-восточной части Кемеровского района Кузбасса.
По административному делению шахта находится на территории города Березовского Кемеровской области.
Шахта связана железнодорожной веткой с железнодорожной станцией «Бирюлинская» ПТУ Северокузбассуголь и автодорогой с городом. Ближайшими к шахте населенными пунктами являются поселки шахт Березовская и Южная. Соседним с шахтой предприятием является ООО «Ровер».
Размеры шахтного поля: по простиранию - 4,6 км., в крестпростирания - 8,4 км, площадь шахтного поля - 38,6 км2.
Поле шахты Березовская приурочено к северо-восточной половине Бирюлинской синклинали.
Бирюлинская синклиналь представляет собой широкую ассиметричную мульду, имеющую плоскую донную часть. Ее северо-восточное крыло, являющееся более пологим залегает под углом от 22 до 34 градусов, незначительно выполаживаясь к более низким горизонтам. Юго-восточное крыло вблизи оси складки залегает под углами от 15 до 23 градусов, выкручиваясь к нижним горизонтам до 35-40 градусов. Простирание оси Бирюлинской синклинали ориентировано с северо-востока на юго-восток по среднему азимуту 140-320 градусов.
Шахтное поле имеет простое строение, залегание угленосных отложений изменяется от 22 до 34 градусов, на выходах под наносы постепенно выполаживается при приближении к замку складки. Простирание угленосных отложений ориентировано с северо-востока на юго-запад по азимуту 120-300 градусов.
Произведенными геолого-разведочными работами дизъюнктивных нарушений в пределах шахтного поля не выявлено.
Вскрытая часть горного отвода мощностью 380 метров, в границах шахтного поля, содержит 8 пластов угля рабочей мощностью от XII до XXVII.
На балансе шахты стоят 4 пласта угля: XII, XXII, XXVII.
Пласт XII имеет в основном простое строение, но в некоторых местах в верхней части пласта прослеживается небольшой прослоек алевролита мощностью до 0,2 метра. Средняя мощность пласта равна 3,15 метра при крайних значениях от 2,94 до 3,32 метра. Кровля пласта представлена алевролитами, реже крупными, а почва представлена мелкозернистым песчаником. Часто присутствует ложная кровля, представленная очень слабыми аргиллитом мощностью 0,5-,95 метра.
Пласт XXII имеет мощность от 0,9 до 1,05 метра. В северо-восточной части западной прирезки шахтного поля пласт полностью выклинивается. Средняя мощность пласта 0,98 метра. Выклинивание пласта происходит довольно резко. За исключением небольшой части площади, пласт относительно выдержанный, простого строения. Почва и кровля пласта представлена мелкозернистыми песчаниками.
Пласт XXVI имеет мощность от 1,74 до 1,97 метра. Средняя мощность составляет 1,86 метра. Пласт преимущественно простого строения. Изредка содержит от одного до двух прослойков породы мощностью от 0,05 до 0,1 метра. Породами кровли пласта является алевролиты, а почвы песчаники.
Пласт XXVI залегает в 53 метрах ниже XXVI пласта. Его мощность колеблется от 1,88 до 2,11 метра. Средняя мощность составляет 1,96 метра. Пласт характеризуется сложным строением и содержит от 1 до 2 породных прослойков. Один из прослойков тонкий от 0,05 до 0,1 метра, а второй более мощный от 0,23 до 0,3 метра отделяет верхнюю почву угля мощностью до 0,3 метра. Этот прослоек предопределил высокую зольность пласта, невыходящую по пласту в целом за предел кондиций.
Вследствие указанных причин, пласт отнесен к относительно выдержанным угольным пластам. Породные прослойки, а также кровля пласта представлена алевролитами. Почва пласта - песчаники.
Угли пластов, заменяющих в технических границах поле «Шахты Березовская» относятся к коксующимся марки «Кр» и характеризуются выходом летучих веществ в 40,3-42,2%, толщиной пластического слоя 10-12 мм, зольность чистых угольных пачек составляет 6,8-9,9%, содержание серы 0,26-0,56%. Зольность добываемого угля 13,8%.
Организационная структура управления ОАО «Шахта Березовская» представлена в Приложении 1.
2.2. Анализ прибыли предприятия
На основе данных Приложений 2 и 3 составим табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Динамика прибыли ОАО «Шахта Березовская» (тыс. руб.)
Показатель |
2004 г. |
2003 г. |
Изменение |
|
абсолютное |
% |
|||
Выручка от продаж продукции(работ, услуг) за минусом НДС, акцизов |
7 050 462 |
5708174 |
1 342 288 |
123,5 |
Себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг |
6 223 332 |
4 781 850 |
1 441 482 |
130,1 |
Валовая прибыль |
827130 |
926324 |
-99194 |
89,2 |
Расходы периода (коммерческие и управленческие) |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
827130 |
926 324 |
-99 194 |
89,2 |
Сальдо операционных результатов |
-123653 |
-128109 |
4456 |
96,5 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
703 477 |
798215 |
-94 738 |
88,1 |
Сальдо внереализационных результатов |
1919 |
14116 |
-12197 |
13,5 |
Прибыль до налогообложения |
705 396 |
812331 |
-106935 |
86,8 |
Прибыль от обычной деятельности |
458 508 |
568 632 |
-110124 |
80,6 |
Нераспределенная прибыль |
458 508 |
568 632 |
-110124 |
80,6 |
Из данных табл. 2.2.1 видно, что в 2004 г. прибыль до налогообложения ОАО «Шахта Березовская» составила 705 396 тыс. руб., по отношению к предшествующему периоду она уменьшилась на 13,2%. Соответственно нераспределенная прибыль также уменьшилась на 19,4% и составила 458 508 тыс. руб.
Следует отметить, что по отношению к аналогичному периоду 2003 г. выручка от продаж выросла на 23,5% (1 342 288 тыс. руб.), однако себестоимость продаж продукции растет опережающими темпами (130,1%), что привело к снижению прибыли от реализации продукции в 2004 г. на 10,8%.
Прибыль от внереализационных операций в 2004 г. составила всего 1919 тыс. руб. (13,5% от аналогичного периода 2003 г.). Увеличение внереализационных расходов, таким образом, привело к снижению прибыли в 2004 г. на 2,4% (89,2% - 86,8).
Проанализируем структуру прибыли ОАО «Шахта Березовская» (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Структура прибыли ОАО «Шахта Березовская»
Показатель |
2004 г. |
2003 г. |
Отклонение, % |
||
Абсолютное значение (тыс. руб.) |
Уд. вес, % |
Абсолютное значение (тыс. руб.) |
Уд. вес, % |
||
прибыль отчетного периода – всего |
705 396 |
100 |
812 331 |
100 |
|
В том числе: прибыль от продаж |
827 130 |
117,2 |
926 324 |
114,0 |
3,2 |
прибыль от финансовых операций |
- |
- |
- |
- |
- |
прибыль от прочей реализации |
-123 653 |
17,5 |
-128 109 |
15,7 |
1,8 |
прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
703 477 |
99,7 |
798 215 |
98,2 |
1,5 |
прибыль от внереализационных операций |
1919 |
0,2 |
14 116 |
1,7 |
-1,5 |
чистая прибыль |
458 508 |
65,0 |
568 632 |
70,0 |
-5,0 |
Изменения в структуре прибыли ОАО «Шахта Березовская» характеризуется данными табл. 2.2.2, из которых следует, что в 2004 г. произошли положительные изменения в структуре прибыли данного предприятия. На 3,2% увеличился удельный вес прибыли от продаж продукции, на 1,8% возрос удельный вес прибыли от внереализационных операций (на 1,5%) и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой) – на 5% по сравнению с 2003 г.
В табл. 2.2.3 приведены исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж продукции ОАО «Шахта Березовская».
Таблица 2.2.3
Факторный анализ прибыли ОАО «Шахта Березовская»
Показатель |
По базису |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчету |
Фактические данные с корректировкой на изменение цен |
1. Выручка (нетто) от продажи продукции |
5 708 174 |
6 159 119 |
7 050 462 |
6 159 119 |
2. Полная себестоимость продаж продукции |
4 781 850 |
5 097 452 |
6 223 332 |
4 921 545 |
3. Прибыль (убыток) от продаж |
926 324 |
1 061 667 |
827 130 |
1 237 574 |
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
1) изменение (рост) отпускных цен на продукцию — определяется как разность между выручкой от продаж по отчету в фактически действующих ценах и ценах базисного периода. В нашем случае изменение составляет +891 343 тыс. руб. (7 050 462 - 6 159 119) и отражает рост цен в результате инфляции;
2) изменение (рост) цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и пр. — рассчитывается с использованием данных о себестоимости продукции. В нашем случае влияние данных факторов составляет 1 301 787 тыс. руб. (6 223 332 - 4 921 545);
3) изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины (5707,7 тыс. руб.) - устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушений стандартов, технических условий, невыполнения мероприятий по охране труда, технике безопасности;
4) изменение объема продаж продукции в оценке по базисной полной себестоимости - для расчета исчисляют коэффициент роста объема реализованной продукции в оценке по базисной себестоимости. Для данного предприятия К1 = 1,065 (5 097 452 / 4 781 850). Соответственно изменение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости рассчитывается следующим образом: 926 324 * 1,065 - 926 324 и составляет 60 211 тыс. руб.;
5) изменение объема продаж продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции - для расчета необходимо рассчитать коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам. Для ОАО «Шахта Березовская» К2 = 6 159 119 / 5 708 174 = 1,078. Соответственно изменение объема продаж продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции составляет 12 042 тыс. руб. (926 324 * (1,078 — 1,065));
6) уменьшение затрат на 1 руб. продукции, составляющее 175 907 тыс. руб. (5 097 452 - 4 921 545), - определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы;
7) изменение (уменьшение) себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции составило 57 382,3 тыс. руб. (4 781 850 * 1,078 - 5 097 452).
Далее представлены результаты анализа влияния факторов на прибыль от продаж ОАО «Шахта Березовская»:
Отклонение прибыли - всего 99 194 тыс. руб.
В том числе за счет:
изменения отпускных цен на продукцию 891 343 тыс. руб.
изменения цен на материалы и тарифов 1 301 787 тыс. руб.
нарушений хозяйственной дисциплины 5707,7 тыс. руб.
изменения объема реализации продукции 60 211 тыс. руб.
изменения структуры продукции 12 042 тыс. руб.
снижения уровня затрат (режима экономии) 175 907 тыс. руб.
изменения структуры затрат 57 882 тыс. руб.
Как уже отмечалось, общее отклонение по прибыли составляет 99 194 тыс. руб., что балансируется по сумме факторных влияний:
99 194 - 891 343 - 1 301 787 + 5707,7 + 60 211 + 12 042 + 175 907 + + 57 382,3.
Как видно из приведенных данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы.
2.3. Анализ рентабельности предприятия
Проанализируем показатели рентабельности для ОАО «Шахта Березовская».
1. Рентабельность продукции:
Pпp = (Пп / Сп) * 100%, (2.3.1)
Р1пр = 827 130/6 223 332*100% = 13,2%;
Р0пр= 926 324/4 781 850*100% =19,3%.
За анализируемый период рентабельность продукции снизилась на 6,1%, далее будут выявлены причины этого.
2. Рентабельность продаж (оборота):
Рп = Пп / В * 100% (2.3.2)
Р1п = 827 130/7 050 462*100% = 11,7%;
Р0п = 926 324/5 708174*100% =16,2%.
Рентабельность продаж за рассматриваемый период также уменьшилась на 4,5%.
3. Рентабельность собственного капитала:
Рск = (Пч / Кс)*100% (2.3.3)
Р1ск= 458 508/16 345 121*100% =2,8%;
Р0ск= 568 632/16 556 086*100% =3,4%.
Показатель рентабельности собственного капитала снизился с 3,4 до 2,8% за отчетный период.
4. Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала:
Ри = Пч / Кик * 100% (2.3.4)
Р1и =458 508 / (16 556 086+10 200 000)*100% =1,7%;
Р0и =568 632 / (16 345 121+10 200 000)*100% =2,1%.
За это же время показатель рентабельности инвестиционного капитала снизился на 0,4% с 2,1% до 1,7%.
5. Рентабельность всего капитала предприятия:
Рок = Пп / Бср (2.3.5)
Р1ок = 827 130/0,5 (31 720 096+32 822 661) * 100% = 2,5%.
6. Рентабельность оборотных активов:
Роб = (Пп / Аоср) *100% (2.3.6)
Р1об= 827 130/0,5 (9 943 406+10 816 435). 100% =7,9%.
7. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:
Рв = Пп /АВср (2.3.7)
Р1в =827 130/0,5 (21 776 690+22 006 226)*100% =3,7%.
Выполним факторный анализ динамики рентабельности продукции для ОАО «Шахта Березовская» по данным Приложения 2.
1. Полная себестоимость реализованной продукции:
С1рп = 6 223 332;
С0рп = 4 781 850.
2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельность продукции:
ΔрсС = 7 050 462 / 6 223 332 – 7 050 462 / 4 781 850 = 1,132 – 1,474 = = -0,342.
3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:
ΔррпС = 7 050 462 / 4 781 850 – 5 708 174 / 4 781 850 = 1,474 – 1,193 = = 0,281.
4. Общее изменение рентабельности продукции:
Δрс = -0,342 + 0,281 = -0,061
Таким образом, по результатам второй главы можно сделать следующие выводы:
1. В 2004 г. выручка от продаж составила 7050462 тыс. руб., что на 23,5% больше аналогичного показателя 2003 г. При этом себестоимость продукции также увеличилась (на 30,1%).
2. Прибыль до налогообложения сократилась на 13,2%. В свою очередь, нераспределенная прибыль уменьшилась на 19,4%. Факторный анализ прибыли показал, что наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы.
3. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. рентабельность продукции снизилась на 0,061 (6,1%) под влиянием следующих факторов:
а) за счет изменения себестоимости реализованной продукции уменьшилась на 0,342 (34,2%),
б) за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах возросла на 0,281 (28,1%).
Глава 3 Мероприятия по увеличению рентабельности
ОАО «Шахта Березовская»
Прежде чем обозначить мероприятия по увеличению рентабельности ОАО «Шахта Березовская», рассмотрим связь показателей рентабельности оборотных активов (Роб) и продаж. Эта взаимосвязь может быть проиллюстрирована следующей формулой:
Роб = Пп / АО = (Пп / В) (В / АО), (3.1)
т.е. Роб = Рп Коб,
где АО – величина оборотных активов, руб.;
Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов.
Используя метод цепных подстановок, можно определить степень влияния таких факторов, как рентабельность продаж и оборачиваемость оборотных средств, на изменение рентабельности оборотных активов предприятия.
Оценим влияние указанных факторов на изменение рентабельности предприятия для ОАО «Шахта Березовская» на основе данных табл. 3.1.
Таблица 3.1
Показатели для факторного анализа
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
Рентабельность оборотных активов предприятия (роб), % |
9,3 |
7,6 |
Рентабельность продаж (Рп), % |
16,2 |
11,7 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Коб), количество оборотов |
0,574 |
0,651 |
Снижение рентабельности активов предприятия относительно 2003 г. объясняется снижением уровня рентабельности продаж с 16,2 до 11,7%, что привело к снижению рентабельности активов предприятия на 2,6%. Повышение оборачиваемости оборотных активов предприятия с 0,574 до 0,651 оборота увеличило уровень рентабельности активов предприятия на 0,9%. Поэтому общее снижение рентабельности активов предприятия составило 1,7%.
Таким образом, причина ухудшения рентабельности активов ОАО «Шахта Березовская» - снижение рентабельности продаж. В свою очередь, причиной ухудшения рентабельности продаж является рост себестоимости продукции предприятия за отчетный период (в предыдущей главе было выявлено, что себестоимость продукции растет опережающими темпами по сравнению с ростом выручки предприятия). Для решения этой проблемы необходимо проработать механизмы управления затратами, т.е.:
- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;
- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции, изучить необходимость и возможность номенклатуры выпускаемой продукции.
Заключение
Итак, показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди этих показателей являются показатели дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.
Анализ прибыли предприятия показал ее уменьшение в 2004 г. по сравнения с 2003 г. Чистая прибыль сократилась на 19,4%. Наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы.
Рентабельность продукции предприятия снизилась на 6,1% за счет изменения себестоимости реализованной продукции на 34,2% и за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах на 28,1%.
Таким образом, причина ухудшения рентабельности активов ОАО «Шахта Березовская» - снижение рентабельности продаж. В свою очередь, причиной ухудшения рентабельности продаж является рост себестоимости продукции предприятия за 2004 г. Для решения этой проблемы необходимо проработать механизмы управления затратами, т.е.:
- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;
- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции, изучить необходимость и возможность номенклатуры выпускаемой продукции.
Список использованной литературы
1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366с.
2. Волков В.П., Ильина А. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2004. – 672с.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 286с.
4. Дикань В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – Харьков: ОЛАНТ, 2002. – 224с.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 336с.
6. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.
7. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 287с.
9. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304с.
10. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.
11. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208с.
12. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 384с.
13. Экономика предприятия / Под Н.В. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.-305с.
14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.
15. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-896с.