Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Общая характеристика финансов предприятия……………………5

1.1. Сущность и функции финансов предприятий…………………...5

1.2. Финансовый механизм…………………………………………….9

1.3. Финансовые ресурсы предприятия……………………………...12

Глава 2 Прибыль предприятия и ее налогообложение……………………17

2.1. Затраты предприятия…………………………………………….17

2.2. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)…………….23

2.3. Прибыль предприятия……………………………………………28

2.4. Общая характеристика налогов, уплачиваемых

       предприятием……………………………………………………..34

Заключение…………………………………………………………………...44

Список использованной литературы……………………………………….46

Введение

Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъек­тов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, получения про­дукции, доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффектив­ное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвид­ность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эф­фективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Объект исследования – экономика предприятия.

Предмет исследования – особенности финансовой деятельности предприятия.

Цель исследования – изучить особенности финансовой деятельности предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и функции финансов предприятий.

2. Дать характеристику понятию «финансовый механизм».

3. Рассмотреть понятие «финансовые ресурсы предприятия».

4. Рассмотреть особенности формирования затрат предприятия.

5. Изучить основные элементы выручки от реализации продукции (работ, услуг) и прибыли предприятия.

6. Дать общую характеристику налогам, уплачиваемым предприятием.

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: О.А. Борзунова, В.Я. Горфинкель, В.П. Грузинов,                    Е.В. Негашев,  Н.А. Сафронов, Н.В. Сергеев, В.Я. Хрипач  и др.

Глава 1 Общая характеристика финансов предприятия

1.1. Сущность и функции финансов предприятий

Финансы - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

- государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования и другие внебюджетные фонды - пенсионный, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования и др.);

- региональные финансы (бюджета и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований);

- финансы предприятий1.

На уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность деятельности предприятий.

Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

_____________________

1 Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-с.86.

Финансы предприятия выполняют следующие функции:

- распределительную (стимулирующую);

- контрольную2.

Распределительная функция финансов на предприятии заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии.

Выполняя распределительную функцию, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение работы предприятия.

Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет осуществлять его контроль. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов, как в фондовой, так и в нефондовой формах.

Контрольная функция реализуется двояким образом:

- через финансовые показатели в бухгалтерском учете, показатели статистической и оперативной отчетности;

- посредством финансового воздействия3.

_______________________

2 Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. – с.25.

3 Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – с.47.

Однако, если в период централизованной системы управления экономикой предприятиям устанавливались строгие границы деятельности по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время воздействие осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы и т.д.).

В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

- самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;

- самофинансирование;

- заинтересованность в результатах работы;

- ответственность за эти результаты;

- образование финансовых резервов;

- разделение средств на собственные и заемные;

- первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- финансовый контроль за деятельностью предприятия4.

В составе финансовых отношений предприятий выделяют следующие группы отношений:

- с контрагентами - по поводу формирования первичных доходов, образования    и    использования     целевых    фондов      внутрихозяйственного

_____________________

4 Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.-с.176-177.

назначения (уставного капитала, фонда развития производства, поощрительных фондов и др.);

- с предприятиями - по поводу распределения финансов. При этом движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предприятий и государства, получение по ним дивидендов и др.);

- с потребителями продукции - вступая в контакты с ними, предприятия самостоятельно выбирают форму и вид договоров, определяют условия выполнения обязательств и порядок установления санкций, формируют цены на свою продукцию и услуги и оценивают обоснованность цен поставщиков. Перечисленные факторы существенно влияют на конечные финансовые результаты;

- со страховыми организациями - по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;

- с банковской системой - по поводу расчетно-кассового обслуживания в связи с получением и погашением ссуд, уплаты процентов, а также предоставления банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;

- с государством - по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа денежных отношений реализуется через внесение в бюджет и внебюджетные фонды различных налогов, сборов, взносов и др. С другой стороны, осуществляется бюджетное финансирование непроизводственной сферы, целевых программ и др.;

- с вышестоящими управленческими структурами - «вертикальные» и «горизонтальные» взаимосвязи по поводу внутриотраслевых перераспределений финансовых ресурсов5.

Эти группы денежных отношений и составляют в целом содержание финансов предприятий, которые представляют собой финансовые отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансовой и банковской системами, на финансирование текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству,  социальному обеспечению  и материальному  стимулированию работников.

1.2. Финансовый механизм

Финансовый механизм - это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов:

1) финансовые методы;

2) финансовые рычаги;

3) правовое обеспечение;

________________________

5 Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – с.68.

4) нормативное обеспечение;

5) информационное обеспечение6.

Рассмотрим каждый из этих пяти элементов подробнее.

Финансовые методы - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом - это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде - получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности обозначают термином «input-output». Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

_____________________

6 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. шк., 1997. – с.253.

Финансовые рычаги - это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма - это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках. Различная информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может быть одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия.

1.3. Финансовые ресурсы предприятия

Финансовые ресурсы - это источники средств предприятий, направляемые на формирование их активов. Эти источники бывают:

- собственные;

- заемные;

- привлеченные7.

Они отражаются они в соответствующих разделах пассива баланса.

Следовательно, можно сказать, что финансовые ресурсы предприятий - это собствен­ный, заемный и привлеченный денежный капитал, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления произ­водственно-финансовой деятельности в целях получения соответствую­щих доходов и прибыли.

Формирование финансовых ресурсов производится в процессе созда­ния предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществ­лении хозяйственно-финансовой деятельности.

При создании предприятий источники формирования финансовых ресурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансо­вые ресурсы    формируются    за     счет   бюджета,    средств вышестоящих органов

_____________________

7 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. – с.108-109.

управления, средств других аналогичных предприятий при их реорганиза­ции и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юри­дических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия.

Следовательно, уставный капитал - это зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, которые являются взноса­ми собственников в капитал предприятия8. Уставный капитал является основной частью собственного капитала и основным источником собствен­ных финансовых ресурсов предприятия. За счет его денежных средств формируются основные фонды и оборотные активы предприятий.

В процессе дальнейшей работы финансовые ресурсы предприятий могут пополняться за счет дополнительно создаваемых собственных ис­точников, привлеченных и заемных средств. При этом в состав дополни­тельно формируемых собственных финансовых ресурсов (собственного капитала) включают:

- резервный капитал;

- добавочный ка­питал;

- нераспределенную прибыль и др.

________________________

8 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. шк., 1997. – с.53.

Резервный капитал - это сумма резервов, созданных за счет нераспределенной прибыли предприятия в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами.

Добавочный вложенный капитал - сумма превышения стои­мости реализации выпущенных акционерным обществом акций над их номинальной стоимостью.

Нераспределенная прибыль - сумма прибыли, оставшаяся на пред­приятии и реинвестированная в его хозяйственную деятельность.

Целевое финансирование - сумма целевых поступлений, полученных из бюджета.

Таким образом, уставный капитал и дополнительно формируемые в процессе работы предприятия собственные источники финансирования (финансовых ресурсов) образуют его собственный капитал.

Кроме собственного капитала, финансовые ресурсы предприятий формируются за счет привлеченных и заемных источников.

В состав привлеченных финансовых ресурсов включают кредитор­скую задолженность за товары, работы, услуги, а также все виды текущих обязательств предприятия по расчетам:

- сумма авансов, полученных от юридических и физических лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ, предоставле­ния услуг;

- сумма задолженности предприятия по всем видам платежей в бюд­жет, включая налоги, удерживаемые из доходов работников;

- задолженность по взносам во внебюджетные фонды (в фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, Фонд по страхованию имущества предприятия и индивидуальному страхованию его работников);

- задолженность предприятия по выплате дивидендов его учредите­лям;

- сумма векселей, которые выдало предприятие поставщикам, подрядчикам в счет обеспечения поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг и т.д.9

В состав заемных финансовых ресурсов входят долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, а также другие долгосрочные финансовые обязательства, связанные с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, и др.

Собственный, заемный и привлеченный капитал, который формирует, с одной стороны, финансовые ресурсы предприятия и принимает участие в финансировании их активов, с другой стороны, он представляет собой обязательства (долгосрочные и краткосрочные) перед конкретными собственниками - государством, юридическими и физическими лицами.

Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объ­ем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффектив­ной работой предприятия.

______________________

9 Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. – с.340-341.

Чем больше объем производства и выше эффек­тивность работы предприятия, тем больше величина собственных финан­совых ресурсов, и наоборот.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффектив­ное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвид­ность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эф­фективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Глава 2 Затраты и прибыль предприятия

2.1. Затраты предприятия

Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

-         цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

-         производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

-         полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты)10.

Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

-   маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

 - определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

-  ценообразования;

- правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли11.

 Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимость      реализованной      продукции      относились    все   остальные

_______________________

10 Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-с.68.

11 Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М,1999.-с.34.

коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако после того, как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

1. По видам расходов.

Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

-         материальные затраты;

-         затраты на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         амортизация основных фондов;

-         прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям приведена в табл. 112.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен.

______________________

12 Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-с.128.

Таблица 1

Классификация затрат по экономическим элементам

и калькуляционным статьям

Группировка затрат на производство по экономическим элементам

Группировка затрат на производство

по калькуляционным статьям расходов

1. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов).

2. Покупные комплектующие изделия и материалы.

3. Вспомогательные материалы

4. Топливо со стороны

5. Электроэнергия со стороны

6. Заработная плата основная и дополнительная

7. Отчисления на социальное страхование

8. Амортизация основных фондов

9. Прочие денежные расходы.

1. Сырье и материалы

2.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.

3. Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо для технологических целей.

5. Энергия для технологических целей.

6. Основная заработная плата производственных рабочих.

7. Дополнительна заработная плата производственных рабочих.

8. Отчисления на социальное страхование.

9. Расходы на подготовку и освоение производства.

10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

11. Цеховые расходы.

12. Общезаводские расходы.

13. Потери от брака (только производства, где потери разрешены в пределах установленных норм)

14. Прочие производственные расходы.

15. Итого производственная себестоимость.

16. Внепроизводственные расходы.

17. Итого полная себестоимость. 

Как правило, по статьям расходов выделяются:

а) сырье и материалы;

б) топливо и энергия;

в) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

г) отчисления на социальное страхование;

д) расходы на подготовку и освоение производства;

е) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

ж) цеховые расходы;

з) общезаводские расходы;

и) прочие производственные расходы;

к) внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.

2. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака12.

_____________________

12 Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина,                   Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-с.114.

3. По изменяемости в зависимости от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4. По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

2.2. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.

Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых – смена субъектов собственности13.

______________________

13 Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-с.82.

После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты – покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.

К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, широко распространены бартерные операции (товарообмен), которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок следовало бы запретить, так как они наносят вред денежному обращению, искажают многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяют уходить от налогообложения.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

 Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:

ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к.,

где Ог.п.н., Ог.п.к.– остатки готовой продукции на начало и конец периода;

         ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации14.

На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия.

Непосредственно зависящими от предприятия являются:

- объем;

- ассортимент;

- качество и конкурентоспособность производимой продукции;

- уровень цен.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

Кроме того, сумма выручки зависит от:

- ритмичности работы предприятия;

- комплектности продукции;

- характера отгрузки;

- спроса на данную продукцию.

- форм расчета за продукцию15.

Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию.

_________________________

14 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-с.55-56.

15 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-с.136.

Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк - важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки,  поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту - непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.

К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:

- перебои в работе транспорта;

- несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей;

- задержки банковских расчетов и т.д.

Для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет предприятию необходимо осуществлять планирование выручки. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

1) путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);

2) исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

3) пофакторный метод;

4) метод суммарного расчета (экстраполяции)16.

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

2.3. Прибыль предприятия

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.

_____________________

16 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-с.57.

Источником прибавочной  стоимости  автор  «Капитала»  полагал  эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала2. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.

Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.

В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального    решения,  с тем или иным вариантом природно-климатических  условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.

В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В  качестве  прибыли  в рыночной  экономике  понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства.  Предпринимательство  является  специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых,  прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней17.

Различают следующие виды прибыли.

1) валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и се­бестоимостью реализованной продукции;

2) прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестои­мость реализованной продукции включает:

- себестоимость реализованной продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

3) прибыль от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях ин­фляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-матери­альных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

______________________

17 Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-с.99.

4) прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница    между    продажной    ценой   и   первоначальной  (или остаточ­ной)  стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов ро­ста инфляции;

5) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распре­деляется между предприятием и федеральным, региональным и мест­ным бюджетом путем уплаты налога на прибыль;

6) прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организа­ции;

7) прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообло­жения рассчитывается как разность между прибылью до налогообло­жения и суммой налога на прибыль;

8) нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспре­деленная прибыль является конечным финансовым результатом дея­тельности организации18.

_______________________

18 Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред.  Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998.-с.102.

Основными источниками прибыли предприятия являются:

1) выручка от реализации продукции (работ, услуг);

2) выручка от реализации основных и оборотных средств; 

3) выручка от реализации нематериальных активов;

4) доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др. 19

______________________

19 Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-с.596.

2.4. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием

Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные сроки20.

Основополагающим документом законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты орга­нов местного самоуправления.

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавли­вает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, на­логовых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные поло­жения по определению объектов налогообложения, исполнению нало­говых обязательств, обеспечению мер   по   их   выполнению, ведению уче­та поступающих финансовых ресурсов,

_______________________

20 Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. - М., Финансы и статистика, 1995.-с.82.

привлечению налогоплатель­щиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за пос­ледние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики.

НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Налоги в России разделяются на три уровня:

1) федеральные;

2) республиканские (областные);

3) местные.

1. Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на операции с ценными бумагами;

4) таможенные пошлины;

5) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

6) платежи за использование природными ресурсами;

7) налог на прибыль (доход) предприятий;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) налоги в дорожные фонды;

10) гербовый сбор;

11) государственные пошлины;

12) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

2. Республиканские (областные) налоги:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной налог;

3) республиканские платежи за природные ресурсы;

4) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

3. Местные налоги:

1) налог на рекламу;

2) земельный налог;

3) налог на имущество физических лиц;

4) целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство и др.;

5) сбор на нужды образовательных учреждений;

6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. 21

_______________________

21 Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 07.02.05г.). – М.: Омега-Л, 2005. – 550с.

Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

При  всем многообразии трехуровневой налоговой системы Российской Федерации два налога – на добавленную стоимость и на прибыль обеспечивают основную массу доходов бюджета.

С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что составляет более 36% всех его доходов. К 2006 году планируют снизить  ставку НДС до 16%.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части                      добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Он определяется следующим образом:

               Стоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг) –

НДС =    - стоимость материальных затрат, относимых на издержки

                                      производства и обращения

При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

-                    организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

-                    предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

-                    индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

-                    филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы и услуги);

- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие    производственную и иную коммерческую деятельность   на территории РФ22.

Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

        ____________________

22 Гребенникова В.А. Специальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее // Финансы. – 2003. - №2 (116).-С.14-18.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из:

-                    свободных  (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС;

-                    государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;

-                    государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков,  либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).

К налогооблагаемым оборотам относятся также:

-                    обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

-                    обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

-                    обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;

-                    обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства.

Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Рассмотрим, что представляет собой налог на прибыль.

Налог на прибыль занимает второе – после НДС место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (около 20%) и составляет около 16% всех его доходов23.

В отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма    целиком   и полностью зависит от конечного финансового результата и

платит его тот, кто получил прибыль. Налог имеет регулирующее значение, так как система льгот по нему стимулирует предпринимательскую активность.

Вопрос о налогообложении предприятия следует начинать с ответа на вопрос о том, какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе    осуществления    финансово-хозяйственной    деятельности,   как     в

________________________

23 Попова Е.Ю. Налог на прибыль всегда актуален // Консультант. – 2004. - №3. – С.21-26.

денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль.

Для этих целей предприятия делятся на две основные группы:

1.  Осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода).

2.  Не преследующие цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий относят бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности, полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней. А также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых, согласно условиям, определенных в их уставах, финансируется главным образом учредителями.

В состав доходов предприятий, относящихся ко второй группе, не включаются средства, полученные как в денежной, так и в материально-вещественной форме в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих предприятий.

К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями, предоставляемые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Плательщики налога являются предприятия и организации, их филиалы и другие подобные подразделения, если они заняты хоть какой-то коммерческой деятельностью.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая должна быть уменьшена (или увеличена) в соответствии с положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму доходов по этим операциям.

Формирование доходной части бюджета осуществляется за счет: НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий и организаций, ресурсные платежи, прочие налоги, сборы и поступления.

После расчета и уплаты налогов в распоряжении предприятия остается прибыль, которая используется на собственные нужды, ее сумма отражается в финансовом плане.

Основные направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:

- НИОКР;

- затраты капитального характера, связанные с развитием производства;

- техническое перевооружение и реконструкция;

- обновление действующего и приобретение нового оборудования;

- финансирование прироста потребности в оборотных средствах;

- уплата процентов по ссудам;

- расходы по выпуску ценных бумаг;

- инвестиционная деятельность при формировании уставных капиталов других предприятий, если не предполагается выпуск ценных бумаг;

- уплата налогов, установленных в законном порядке, источником уплаты которых является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

- содержание объектов социально-культурной сферы;

- собственное жилищное строительство и возведение других нежилых объектов.

Платежи по налогам за филиалы, не имеющие самостоятельного баланса, осуществляются  пропорционально численности занятых или фонду заработной платы в филиале по отношению ко всему предприятию.

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. Финансы предприятий являются составной частью финансовой системы страны и выполняют две функции: распределительную и контрольную.

2. Финансовый механизм представляет собой симбиоз пяти взаимосвязанных между собой элементов: финансовых методов; финансовых рычагов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения.

3. Под финансовыми ресурсами предприятия подразумевают источники средств предприятия (собственные, заемные, привлеченные), направляемые на формирование его активов.

4. Затраты предприятия, как правило, классифицируют по: а) видам расходов (по экономическим элементам и калькуляционным статьям); б) по характеру участия в создании продукта (основные и накладные); в) по изменяемости в зависимости от объемов производства (пропорционально изменяющиеся и неизменные); г) по способу отнесения на производство (прямые и косвенные).

5. Важнейшим финансовой категорией предприятия является выручка от реализации продукции, которая представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги.

6. Среди видов прибыли предприятия различают: валовую прибыль; прибыль от продаж; прибыль от прочей реализации; прибыль до налогообложения; нераспределенную прибыль и т.д.

7. Каждое предприятие, функционирующее на территории РФ, обязано уплачивать налоги. В России существует трехуровневая налоговая система, которая подразделяет налоги на: федеральные (НДС, акцизы и т.д.), республиканские (налог на имущество предприятий и т.д.) и местные (налог на рекламу, земельный налог  и др.).  

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 07.02.05г.). – М.: Омега-Л, 2005. – 550с.

2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

3. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

4. Гребенникова В.А. Специальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее // Финансы. – 2003. - №2 (116).-С.14-18.

5. Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.-276с.

6. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

7. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.

8. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

9. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. шк., 1997. – 453 с.

10. Попова Е.Ю. Налог на прибыль всегда актуален // Консультант. – 2004. - №3. – С.21-26.

11. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

12. Смирнов Е.Е. Корректировка Налогового кодекса // Аудитор. - 2004. - №8. - С.7-12.

13. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.

14. Шнайдерман Т.А. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. – М., 1998. – 345с.

15. Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-328с.

16. Экономика предприятия / Под Н.В. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.-305с.

17. Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М,1999.-354с.

18. Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред.                          Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998.-302с.

19. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина,                           А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.

20. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-896с.