Оглавление
1. В чем состоит цель функционирования предприятия
в условиях рыночной экономики?...............................................................3
2. Каковы основные направления экономии
материальных ресурсов?.............................................................................6
Практические задания………………………………………………………...9
Тест…………………………………………………………………………….9
Задача…………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………….11
1. В чем состоит цель функционирования предприятия в условиях рыночной экономики?
Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На мой взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигались:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации [2].
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции [1; 3].
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль [4].
В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.
2. Каковы основные направления экономии
материальных ресурсов?
Государству необходимо проводить целенаправленную политику по ресурсосбережению, как это делается во многих развитых странах мира. Сущность этой политики заключается в том, что государство разрабатывает национальную программу по ресурсосбережению и механизм ее реализации. Для претворения ее в жизнь государство через целенаправленную научно-техническую, структурную, налоговую, финансово-кредитную и другую политику воздействует на все субъекты экономики, заинтересовывая их решать проблему снижения материалоемкости продукции. К сожалению, пока такой политики у нашего государства нет.
Снижение материалоемкости продукции на народно-хозяйственном уровне позволяет:
- снизить материалоемкость национального дохода;
- перевести экономику с экстенсивного на интенсивный путь развития;
- существенно сократить капитальные вложения на развитие добывающих отраслей промышленности;
- расширить экспорт сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, если в этом будет необходимость и целесообразность;
- существенно сократить затраты на выпуск продукции;
- уменьшить нагрузку на окружающую среду, а также получать другие выгоды экологического и социального плана [3].
Рациональное и экономное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов имеет очень большое значение и для каждого конкретного предприятия. К сожалению, эту актуальную истину забывают на многих предприятиях. Некоторые из них оказались в тяжелом финансовом состоянии только из-за того, что управленческий персонал работает по старинке и не научен эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы, в том числе и материальные. Положение усугубляется тем, что он порой даже не понимает этого, а причины своего бедственного положения ищет совершенно в другом направлении.
Снижение материалоемкости продукции позволит предприятию:
- существенно улучшить свое финансовое положение за счет снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, остающейся в его распоряжении;
- увеличить выпуск продукции из одного и того же количества сырья и материалов;
- более успешно конкурировать с другими фирмами на рынке продаж, особенно за счет снижения продажной цены на свою продукцию;
- уменьшить нормативную величину оборотных средств, необходимых предприятию для нормального функционирования;
- накопить достаточные собственные финансовые средства для внедрения новой техники и технологии и расширенного воспроизводства;
- существенно снизить риск своего банкротства [4].
Решение проблемы снижения материалоемкости продукции имеет и многие другие позитивные моменты, в том числе и морального аспекта. Рациональное использование материальных ресурсов - это по сути воспитание коллектива в духе бережного и рачительного отношения ко всем ресурсам предприятия.
Возможны следующие пути улучшения использования материальных ресурсов на предприятии:
- внедрение малоотходной и безотходной технологии производства;
- комплексное использование сырья на предприятии;
- широкое применение искусственных и синтетических материалов;
- улучшение качества продукции;
- более качественная подготовка сырья и материалов к производству;
- создание совершенной нормативной базы на предприятии;
- управление оборотными средствами на предприятии с целью их минимизации;
- воспитание работников предприятия в духе рационального использования материальных ресурсов;
- поддержание техники и технологии в хорошем рабочем состоянии и строгое соблюдение технологических процессов и др. [1; 3].
Конкретные пути снижения материалоемкости должны определяться исходя из тщательного анализа и выявления истинных причин неудовлетворительного использования материальных ресурсов на предприятии. Наиболее ощутимые результаты в решении проблемы снижения материалоемкости продукции можно получить на основе разработки и реализации долговременной программы по ресурсосбережению на предприятии.
Практические задания
Тест
В состав оборотных производственных фондов предприятия входят материально-вещественные элементы:
а) производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топлива, незавершенное производство, расходы будущих периодов;
б) станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи;
в) готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия;
г) прибыль предприятия, задолженность поставщикам?
Задача
В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков. Режим работы цеха двухсменный. В первую смену работают все станки, во вторую - 50% станочного парка.
Продолжительность смены - 8 ч. Количество рабочих дней в году - 260, время фактической работы одного станка за год - 4000 ч. Годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха - 310 тыс. изделий. Определите коэффициент сменности работы станков, коэффициенты экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки станков.
Решение
Общее кол-во отработанных оборудованием в
течении дня станко-смен
Ксмен =-------------------------------------------------------------------------------
Кол-во станков, работавших в наибольшую смену
2
Ксмен = ------------ = 0,002
100
Тобор.ф.
Кэкс = -------------- ,
Тобор.пл.
где Т обор.ф. – фактическое время работы оборудования, ч;
Т обор. пл. – время работы оборудования по норме.
16
Кэкс = ------------ = 0,004
4000
Вф
Кинт = --------- ,
Вн
где Вф – фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;
Вн – технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени.
280000
Кинт = ------------ = 0,9
310000
Кинт.гр. = Кэкс х Кинт
Кинт.гр. = 0,004 х 0,9 = 0,0036
Список литературы
1. Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 2002. - 328с.
2. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М., 2001. - 426с.
3. Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М, 2002. -354с.
4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2001. - 302с.