Оглавление

1. «Русская правда» как памятник древнерусского

    законодательства…………………………………………………………   3

2. Проблемное задание: сравнить социальный и правовой

статус закупа по Краткой и Пространной редакциям

 «Русской Правды»……………………………………………………………9

3. Возникновение советской федерации. Первая

    советская Конституция…………………………………………………   10

Список литературы………………………………………………………….15

1. «Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства

До наших дней дошло более ста списков «Русской Правды». Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст.43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращенная редакция появилась в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм <В> обычного права <D> относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст.19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется и как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской Правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха) [3].

Определенное влияние на «Русскую Правду» оказало византийское каноническое право.

В «Русской Правде» содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. В ней находится лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в «Русской Правде» следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением [1].

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых «Русская Правда» упоминает как о зависимых людях. Существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю – только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником [4].

«Русскую Правду» можно определить как кодекс частного права – все субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных «Русской Правдой», нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. «Русская Правда» еще не знает абстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление». Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

Эти юридические особенности обусловлены источниковой базой «Русской Правды». Включенные в нее нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все могут быть только физическими лицами.

Другой источник – княжеская судебная практика – вносит субъективный элемент в определение круга и в оценку юридических действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые всего ближе стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц [5].

Нормы «Русской Правды» защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В «Русской Правде» упоминаются договоры:

- купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи);

- займа (денег, вещей);

- кредитования (под проценты или без);

- личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы);

- хранения, поручения (выполнять определенные действия) и пр.

Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по «Русской Правде» определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не ограничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление и окончательное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников. В «Русской Правде» уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим – корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления [1;4].

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе.

Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий. От них следует отличать оскорбление действием, которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

Имущественные преступления по «Русской Правде» включали: разбой, кражу, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство, злостную неуплату долга и пр.

Система наказаний по «Русской Правде» достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами. Законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремится устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.

Высшей мерой наказания по «Русской Правде» остается «поток и разграбление», назначаемое только в трех случаях:

- за убийство в разбое (ст.7 ПП);

- поджог (ст.83 ПП);

- конокрадство (ст.35 ПП).

Следующим по тяжести видом наказания была «вира» - штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство привилегированного человека – ст.19, 22 КП, ст.3 ПП).

Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом – «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок»- денежное возмещение за причиненный ему ущерб [5].

В «Русской Правде» еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального).

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий. Процесс делился на три этапа.

«Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении, производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

Вторая стадия процесса – «свод» (ст.35-39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

«Гонение следа» - третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы [4].

Система доказательств по «Русской Правде» состояла  из свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов» - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в «Русской Правде». В законе ничего не говорится также о собственном признании и письменных доказательствах.

     

 2. Проблемное задание: сравнить социальный и правовой статус закупа по Краткой и Пространной редакциям «Русской Правды»

Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция «Русской Правды» не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» - заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае  отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

3. Возникновение Советской Федерации. Первая Советская конституция

После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими советами существовала система советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным влиянием партии эсеров.

Окончательно объединение советов произошло в январе 1918 г. на Третьем Всероссийском съезде советов.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два-три раза в неделю [3].

Второй Всероссийский съезд советов избрал правительство – Совет народных комиссаров (СНК) «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов.

С октября 1917 г. до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов. Законодательная деятельность СНК часто подвергалась критике со стороны оппозиции: левые эсеры и представители других партий настаивали на ограничении этой функции СНК и усилении над ней контроля со стороны ВЦИК. Однако в начале ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Это положение было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР.

Сложность отношений между ВЦИК и СНК была обусловлена не только политической борьбой внутри их структур. Объективно сложился параллелизм в работе отделов ВЦИК и наркоматов, поэтому ВЦИК решил слить ряд своих отделов с соответствующими НК.

Партийный аппарат власти на местах, быстро укреплявшийся после октябрьской революции, оказывал заметное влияние на систему местных органов. В ноябре 1917 г. СНК принял декрет «О праве отзыва», на основании которого из советов стали отзываться меньшевики и эсеры, перевыборы проходили не реже одного раза в квартал.

В июне  1918 г. ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных советов представителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков. 

Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов по наиболее значимым вопросам [4].

Третий съезд советов стал объединительным для советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, не принятый Учредительным собранием – Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Декларация определяла Россию республикой советов и подчеркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.

Провозглашались социализация земли, отмена частной собственности на землю, закреплялся сформулированный Декретом о земле принцип уравнительного землепользования – распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и числу «едоков» в каждой семье.

Первым шагом к полной национализации промышленности и транспорта стал закон (ноябрь 1917 г.) о создании ВСНХ. Подтверждались положения декрета (декабрь 1917 г.) о национализации банков об аннулировании дореволюционных правительственных займов [5].

Третий съезд советов принял также постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась возможность образования областных республик, разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов осуществлялось по соглашению ВЦИК РСФСР и ЦИК этих республик.

Съезд законодательно закрепил систему советов как систему государственного устройства. Оба документа, принятых на съезде, вошли затем в Конституцию, решение о разработке которой также было принято съездом.

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г.).

Второй этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) – документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики. Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.

Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и отряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я. Свердлов [2].

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:

10 июля 1918 г. на Пятом съезде советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. После столкновений между большевиками и левыми эсерами, происшедшими в ряде мест России, делегаты последних стали отзываться из местных и центральных представительных органов, а руководство партии подверглось аресту накануне Пятого съезда советов.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конституция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах).

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата и ее политическая основа – система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму» [1].

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избрал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию

      

Список литературы

1. Государственное право Российской Федерации: Учебник для вузов/Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература,1996.-584с.

2. Зуев М.Н. История России.-М.;ПРИОР,2000.-688с.

3. Исаев И.А. История государства и права России.-М.:Юрист,1994.-448с.

4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник.-М.:Юристъ,1999.-400с.

5. Шмурло Е.Ф. История России (IХ-ХХ вв.).-М.:Мир книги,1997.-573с.