Оглавление
II. Ценовая политика предприятия…………………………………………..5
2.1. Ассортимент товаров и оценка динамики цен за 2004 год…………5
2.2. Процесс ценообразования на предприятии………………………….7
2.3. Метод ценообразования на предприятии…………………………….8
III. Рекомендации по совершенствованию ценовой политики
предприятия ЗАО «Электрокомплектсервис»…………………………10
Список литературы………………………………………………………….12
Закрытое акционерное общество «Электрокомплектсервис» создано в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Учредителями являются граждане РФ: Рылов Владимир Сергеевич и Глазунов Владимир Викторович. В г.Кемерове предприятие располагается по адресу:
1. Торгово-выставочный зал – г.Кемерово, пр.Советский,31.
2. Магазин «Электрика» - г.Кемерово, ул.Клары Цеткин,118.
ЗАО «Электрокомплектсервис» является коммерческой организацией, свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства.
Целями деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Уставный капитал ЗАО «Электрокомплектсервис» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 50000 рублей. Все акции, размещаемые предприятием, являются обыкновенными именными. Общее количество акций - 100 штук номинальной стоимостью 500 рубля каждая.
Органами управления ЗАО «Электрокомплектсервис» являются:
1. Общее собрание акционеров.
2. Совет Директоров.
3. Генеральный Директор.
В течение 8 лет компания «Электрокомплектсервис» является официальным партнером фирмы Siemens. Результатом такого долговременного сотрудничества стала разработка проекта программы по реорганизации РАО ЕЭС совместно с фирмой Siemens, ИТЦ «Электрокомплектсервис», «Сибпроектэлектро».
Главным показателем уровня компании является уровень образования и профессионализма сотрудников. На сегодня в компании работают около 550 человек. 80% из них имеют высшее образование. Ежегодно компания обучает 50 человек в российских ВУЗах и английской школе бизнеса.
Компания «Электрокомплектсервис» является крупнейшей электротехнической компанией за Уралом.
По результатам заключения независимой экспертной комиссии Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири-ГЕММА» (в феврале 2004 года) сеть специализированных магазинов «Электрика» была награждена Золотой медалью, набрав 51 балл из 55 возможных.
На данный момент созданная компанией сеть магазинов «Электрика» охватывает 5 регионов:
- Новосибирск,
- Барнаул,
- Кемерово,
- Нижневартовск,
- Омск.
II. Ценовая политика предприятия ЗАО «Электрокомплектсервис»
2.1. Ассортимент товаров и оценка динамики цен за 2004 год
Ассортимент товаров и услуг, предлагаемых «Электрокомплектсервис» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Товары и услуги ЗАО «Электрокомплектсервис»
Кабель: кабель силовой, телефонный, контрольный, монтажный и т.д. |
Провод: провод установочный, осветительный, гибкий, эмалированный и т.д. |
Лампы: накаливания, люминесцентные, галогенные, ртутные, натриевые, металлогалогенные и т.д. |
Электротехничес-кая продукция: выключатели автоматические, пакетные, рубильники, пускатели, электромагнитные, шкафы, щитки, контакторы и т.д. |
Электроустановочные изделия: розетки, выключатели отечественные и импортные (Siemens, Летен) и т.д. |
Светильники: светильники настенно-потолочные, подвесные, встраиваемые, настольные, бытовые, садово-парковые, прожектора, стартеры, трансформаторы, Дюралайт и т.д. |
Электромонтажные изделия: предохранители, клеммы, втулки, коробки, наконечники, кабельные каналы, металлорукав, гофротруба, муфты, изоляционные материалы и т.д. |
Преобразователи частоты преобразователи Siemens, Mitsubishi, электродвигатели со встроенными преобразователями и т.д. |
Устройства автоматики: реле, таймеры, датчики движения, УЗО, трансформаторы тока, счетчики и т.д. |
Электродвигатели: трехфазные асинхронные, крановые, шахтные, газовые, нефтяные и т.д. |
Насосы: погружные, консольные, фекальные, вихревые, химические и т.д. |
Вентиляторы: |
Трансформаторы: тока, понижающие, сварочные, масляные и т.д. |
Теплотехника: калориферы, печи, радиаторы масляные, тэны, электроконфорки и т.д. |
Средства защиты: перчатки, респираторы, плакаты и т.д. |
Вся продукция компании «Электрокомплектсервис» подразделяется на три группы:
- А – товары массового потребления, имеющие невысокие цены;
- В – товары специализированного назначения, имеющие средние цены;
- С – товары исключительного назначения, спрос на которые минимален, имеют самые высокие цены.
Динамика цен на три группы товаров представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика цен на группы товаров компании «Электрокомплектсервис» в 2004 году (руб.)
Как показывают данные, представленные на рисунке 1, самые высокие цены имеют товары группы С, средняя цены за 2004 г. составила 13357,9 руб. Цены на товары группы В ниже, чем на товары группы С, приблизительно в 3 раза. Средняя цена на товары группы В за 2004 г. составила 3982 руб. Самую низкую цену имеют товары группы А. Их средняя цена в 2004 г. была равна 395,3 руб.
В целом можно заметить, что динамика цен на все группы товаров невысока. Так за 2004 г. цены возросли следующим образом:
- товары группы А – на 71 руб. (+20,3%);
- товары группы В – на 210 руб. (+5,5%);
- товары группы С – на 1580 руб. (+12,8%).
Отсюда вывод: наибольшим изменениям цены подверглись товары группы А. Это связано с тем, что данная группа товаров наиболее ликвидна, по сравнению с другими группами, следовательно, с изменением цены спрос на нее меняется незначительно.
2.2. Процесс ценообразования на предприятии
В области ценообразования «Электрокомплектсервис» использует три вида цен:
1. Оптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию в большом объеме.
По оптовым ценам ЗАО «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию:
- крупным монтажным предприятиям;
- организациям, имеющим сеть своих магазинов электро-технического профиля.
2. Мелкооптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию мелким оптом. Клиентами здесь также могут выступать монтажные и другие предприятия.
3. Розничные цены, по которым «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию непосредственно конечному потребителю – населения.
Разница между тремя видами цен составляет:
Розничные и мелкооптовые цены - 5%.
Розничные и оптовые – 10-12% (в зависимости от группы товаров).
Если клиент делает покупки товаров более, чем на 500 тыс. руб., то ему предлагается специальная цена со скидкой до 15-18%. Однако, размер скидок зависит, прежде всего, от выдерживания 15% рентабельности.
2.3. Метод ценообразования на предприятии
Каждое предприятие решает проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен. Для предприятия с небольшими оборотами больше подходит метод ценообразования, основанный на расчете безубыточности. Для крупных компании – «средние издержки плюс прибыль».
Поскольку ЗАО «Электрокомплектсервис» относится к крупным предприятиям, в политике ценообразования им используется второй метод – «средние издержки плюс прибыль».
Например, на товар группы С – пускатель-5 – установлена самая высокая цена, которая оправдана высокими издержками, связанными с перевозкой данного товара. Этот товар является штучным, спрос на него составляет 1-2 шт. в месяц. В этой связи для его доставки покупают контейнер, затраты на который компенсируют за счет высокой цены на данный товар.
Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров. Наценки на товары «Электрокомплектсервис» колеблются в широких пределах. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и т.д.
При назначении цен не логично пользоваться стандартными наценками. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. На рынке существует множество фирм, которые твердо держатся за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливают цены со скидками.
Например, несколько компаний, в том числе и «Электрокомплектсервис», продают один и тот же товар – Лампа ЛБ-40. При этом цена на данный товар у «Электрокомплектсервиса» составляет 25 руб., а у конкурентов – 22 руб. Однако, «ЭКС» не стремится снизить цену, пытаясь завоевать покупателей наличием 100%-ной комплектации.
Методика расчета цен на основе издержек для «Электрокомплектсервис» остается выигрышной по следующим причинам:
1. Работники «ЭКС» больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.
2. Если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, то их цены не будут сильно отличаться от цен «Электрокомплектсервиса». Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
3. Методику расчета «средние издержки плюс прибыль» является более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.
III. Рекомендации по совершенствованию ценовой политики на предприятии ЗАО «Электрокомплектсервис»
Для решения проблем ценообразования целесообразно предложить следующие мероприятия:
1. Тщательный выбор источников информации с целью уменьшения количества ошибок при прогнозировании спроса. Достоверными источниками информации могут быть маркетинговые посредники, такие как статистические учреждения, консалтинговые фирмы.
2. Использование новейших технологий для снижения себестоимости продукции.
3. Расширения рынков сбыта с помощью открытия по региону дополнительных торговых точек. С этой целью необходимо приобрести одно помещение в г.Кемерове (для открытие специализированного магазина) и два помещения для открытия магазинов на юге Кузбасса (г.Новокузнецк) плюсом покупка новых складских помещений – это позволит экономить на доставке продукции, а следовательно приведет к снижению себестоимости товара.
4. ЗАО «Электрокомплектсервис» необходимо ввести в структуру предприятия штатную единицу – маркетолога.
Маркетолог должен будет продумать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков (в виду того, что деятельность «Электрокомплектсервиса» становится больше розничной, чем оптовой), которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы–покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента ответственность за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо создать и правильно организовать работу отдела маркетинга.
Маркетолог ЗАО «Электрокомплектсервис» должен курировать следующие вопросы:
1. Приобретение полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие.
2. Изучение и анализ потенциальных рынков.
3. Ежеквартально проводить опросы покупателей для выявления покупательских предпочтений.
4. С учетом спроса на каждый вид товара принимать план, опираясь на полученную статистику.
5. Существующую проблему затаривания складов можно было бы решить 1-2 недельной распродажей продукции по снижением цен, что позволило бы обналичить оборотные средства. Можно приурочить распродажу к какому–либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.
6. Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.
7. Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.
Список литературы
1. Багиев Т.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов. – М.:ОАО «Издательство экономика», 1999.-432с.
2. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс,2001.-438с.
3. МакДональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2000.-433с.