Оглавление
1. Информативная и увещевательная реклама – значение, методы,
примеры на рынках вашего города ……………………………………....3
2. Изучение нужд и потребностей покупателей как функция маркетинга .5
3. Сегментирование рынка телефонных аппаратов………………………...7
Список литературы ………………………………………………………….12
1. Информативная и увещевательная реклама – значение, методы, примеры на рынках вашего города
Реклама является одним из важнейших видов деятельности, с помощью которого фирма передает информацию, убеждающую потребителя в целесообразности приобретения ее товара. Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести деля без рекламы в том или ином ее виде. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и обеспечена поддержка рекламного агентства, осуществляются масштабные рекламные программы. Рекламодатели ежегодно тратят большие средства ради выведения на рынок новых товаров и услуг [1].
Рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая необходима для перевода качества товаров и услуг на язык нужд и запросов потребителя. Рекламные объявления являются конечными продуктами целого ряда исследований, стратегических планов, тактических решений и конкретных действий, составляющих в своей совокупности процесс рекламы.
Рекламой (коммерческой) именуют публичное предоставление информации о товаре и услугах с помощью художественных, технических и психологических приемов с целью возникновения спроса и осуществления продажи.
В зависимости от конкретных задач реклама может быть информативной и увещевательной (Табл.1).
Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, например, производителям йогурта нужно сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта. Например, реклама йогурта «Актимель» от фирмы Данон. В рекламе использовались материалы исследований и убеждали, что через три недели употребления данного продукта восстанавливалось самочувствие человека, активизировалась защитная сила организма и происходило избавление от дизбактериоза.
Таблица 1
Возможные цели рекламы
Виды рекламы |
Методы рекламы |
Информативная |
1. Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара. 2. Информирование рынка об изменении цены. 3. Объяснение принципов действия товара. 4. Описание оказываемых услуг. 5. Исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя. 6. Формирование образа фирмы. |
Увещевательная |
1. Формирование предпочтения к марке. 2. Поощрение к переключению на вашу марку. 3. Изменение восприятия потребителем свойств товара. 4. Убеждение потребителя совершить покупку не откладывая. 5. Убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжера. |
Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Например, компания Кока-Кола пытается убедить аудиторию следящих за своим весом потребителей, что новый напиток «Пепси лайт» имеет тот же любимый вкус, что и все остальные напитки «Пепси», но обладает минимум калорий [3].
Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущества одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса. Сравнительной рекламой пользуются в таких товарных категориях, как дезодоранты, зубная паста, шины и автомобили.
2. Изучение нужд и потребностей покупателей
как функция маркетинга
Функция маркетинга – это определенный вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления обменом производственным предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене [2].
Маркетинг как одно из направлений управленческой деятельности непосредственно отвечает за процесс удовлетворения сбыта, организацию обмена производимой продукции.
Следовательно, маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем.
Изучение нужд и потребностей покупателя является одной из ключевых функций маркетинга.
Имеющиеся у покупателя потребности определяются и анализируются посредством маркетинговых исследований, с тем, чтобы предоставить первичную информацию, необходимую для планирования деятельности предприятия. Производитель выступает с определенным предложением в виде продукции, ее цены и соответствующего распределения, основанной на изучении потребностей покупателей и их предпочтений относительно предлагаемого товара.
В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или не заслуживают доверия. Все большее число фирм начинают отдавать себе отчет в недостатках информационного обеспечения и принимают меры по совершенствованию своих систем маркетинговой информации.
В состав хорошо спланированной системы маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы. Первая - система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Многие фирмы создали совершенные системы внутренней отчетности на основе ЭВМ, которые обеспечивают получение большего объема всесторонней информации в более короткие сроки. Вторая-система сбора внешней текущей маркетинговой информации, поставляющая руководителям маркетинга повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Хорошо обученный штат продавцов, специальные сотрудники, отвечающие за сбор информации, покупка сведений у централизованных поставщиков данных и учреждение специального подразделения по сбору информации - все это может способствовать повышению качества внешней текущей маркетинговой информации, поступающей в распоряжение руководства фирмы. Третья - система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы. Отделами маркетинговых исследований располагают три четверти всех крупных компаний. Четвертая - система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие деятелям рынка процесс принятия оптимальных маркетинговых решений. Постоянно растет число компаний, имеющих статистические банки и банки моделей [3].
Маркетинговое исследование-процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап-представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Например, компания BOSH решила выпустить новый пылесос, для этого компании необходимо выяснить нужно ли потребителям в совей повседневной деятельности пылесосы, есть ли у существующих ныне пылесосов недостатки, какими хотят видеть пылесосы потребители (набор функций, дизайн, цвет, мощность, универсальность, эргономичность и т.д.), а также выясняют приемлемую цену, которую потребитель готов заплатить за пылесос своей мечты. После проведения маркетингового исследования и обработки материалов компания принимает решение о разработке и выпуске такого товара или же отказывается от намеченной цели. Эта необходимо для изучения рынка, чтобы в дальнейшем товар ожидала прекрасное будущее, а не провал.
3. Сегментирование рынка телефонных аппаратов
Для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать потребителей и выявить тех, которые могут явиться в будущем потенциальными потребителями данного продукта. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним соответственно требуется применить разную маркетинговую стратегию [4].
На помощь приходит метод сегментации рынка, то есть разделение неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет, в свою очередь, выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами и потребностями.
Сегментация дает возможность:
- более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов;
- определить преимущества и слабости самой фирмы в борьбе за освоение данного рынка;
- более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы.
Для проведения программы необходимы следующие условия:
- сегмент должен быть достаточно крупным, чтобы оправдать расходы на проведение кампании по продвижению новых продуктов на рынке;
- реакция на действия фирмы группы людей или компаний, выбранных в качестве целевого рынка, должна существенно отличаться от реакции других сегментов.
Сегментация может быть проведена различно. Например, можно разделить весь рынок на отдельные участки (регионы, города, районы и т.д.) в зависимости от их расположения. Это сегментация по географическому признаку. В основу другого популярного метода положены демографические и экономические факторы — возраст потребителей, их доход, образование и т.д. Возрастное деление потребителей связано с понятием «жизненного цикла» (life-cycle concept). Согласно этому понятию, индивидуум от рождения до смерти проходит ряд последовательных стадий, на каждой из которых у него появляются определенные потребности. Это позволяет при сегментации объединять клиентов, находящихся на определенных этапах жизненного цикла, и основывать на этом свою стратегию маркетинга.
Таким образом, основными принципами (признаками) сегментации являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.
В нашем случае мы проводим сегментацию на основе социально-экономического признака, так как фигурируют лица:
- с высокими доходами;
- со средними и низкими доходами;
- юридические лица (предприятия).
Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев, например, демографических. Заслуживает внимания объединение выделенных групп по доходу с группами по возрасту, в том числе главы семьи.
Данный критерий представляет собой общие объективные критерий сегментации рынка. Однако зачастую однородные по общим объективным критериям сегменты оказываются значительно дифференцированными с точки зрения их поведения на рынке. В этих случаях используют субъективные специфические критерии, связанные со спецификой рассматриваемого рынка и конкретной ситуацией на нем, с субъективной оценкой покупателем того или иного продукта. Один и тот же человек может купить недорогой телевизор, но курить самые дорогие сигареты. Владелец дорогого автомобиля может носить недорогую одежду [5].
Переменные, характеризующие поведение индивидуума, это такие факторы, как стиль жизни (интересы, организация досуга), психологические, личностные качества (к какому типу людей относится потребитель), мотивы покупательского поведения гораздо точнее характеризуют реакцию покупателей на тот или иной товар, чем точные количественные оценки сегментов рынка по географическим или демографическим признакам. Так, по мотивам совершения покупки выделяют группы потребителей с ориентацией на низкую цену, на длительный срок службы изделия, высокое качество, приверженность к определенной марке товара.
В отличие от сегментации рынка товаров народного потребления, где большое внимание уделяется психографическим критериям, характеризующим поведение покупателей, для сегментации рынка товаров производственного назначения первостепенное значение имеют экономические и технологические критерии, к которым относятся:
- отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, наука, здравоохранение, торговля);
- формы собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная);
- сфера деятельности (НИОКР, основное производство, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура);
- размер предприятия (малое, среднее, крупное); географическое положение (тропики, Крайний Север).
Важными признаками сегментации являются также периодичность заказов на данные товары, специфика организации закупки (сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. Как и для рынка товаров народного потребления, сегментация потребителей товаров производственного назначения осуществляется на основе комбинации нескольких критериев.
Критерии, лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям:
- поддаваться измерению в нормальных условиях исследования рынка;
- отражать дифференциацию потребителей (покупателей);
- выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка.
Итак, проведем сегментирование рынка телефонных аппаратов и результаты представим в Табл. 2
Таблица 2
Сегментирование рынка телефонных аппаратов
Сегменты Факторы |
Семьи и лица с высоким доходом |
Семьи и отдельные лица с низким и средним доходом |
Юридические лица (организации, предприятия). |
Потребительские характеристики товара |
Шикарные, уникальные модели в стиле хайтек или ретро. |
Красивые, немаркие, простые в эксплуатации и «без наворотов» то есть с минимальным набором функции, но надежные. |
Стандартные, все в одном месте. Многофункциональные, специализированные (наличие факсов, коммутируемой линии, АОН, миниАТС и т.д.). |
Продвижение товара (формирование спроса) |
Реклама в модных журналах, в специализи-рованных передачах для модниц или индивидуальных каталогах. |
Уличная реклама , бесплатные газеты (Все про все), телевизионная реклама. |
Офисные каталоги, рассылка специальных предложений, контракты со специализированными оптовыми компаниями занимающиеся не только телефонами, но и другой офисной техникой. |
Форма сбыта |
Розничные, специализирован-ные магазины. |
Коммивоя-жеры, розничные магазины и специа-лизированные |
Оптовые компании, дилеры, выставки-презентации. |
Стимулирование сбыта |
Доставка, установка, сервисное обслуживание, дисконтные карты, услуги по модернизации и обучению пользоваться. |
Бесплатные услуги и возможность установки, продажа в кредит, отсрочка выплаты, скидки, подарки. |
Безналичный расчет, доставка, установка, сервисное обслуживание, корпоративные скидки. |
Из приведенной табл. 2 следует, что хотя все сегменты рынка нуждаются в телефонах в повседневной деятельности, однако каждый из сегментов предъявляет специфические требования как потребительским характеристикам товара, так и к продвижению, форме и стимулированию сбыта. Это означает что производителям необходимо использовать индивидуальный подход (разработка индивидуальной программы) к каждому сегменту рынка.
Список литературы
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Финпресс, 1998. – 416 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Росинтэр, 1996. – 704 с.
3. Маркетинг / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС, 1998. – 320 с.
4. Маркетинг: Учебник /А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 1996.-457с.
5. Уткин Э.А., Бутова Т.В. Маркетинг. – М.: ЭКМОС, 2002. – 256 с.