Оглавление
стр.
Введение 3
Глава 1. Система современной формы организации закупок
и поставок продукции для государственных нужд 5
1.1. Цели организации закупок и поставок продукции
для государственных нужд 5
1.2. Основные методы определения потребностей народного
хозяйства в материальных ресурсах: нормативный, статис-
тический, прогнозный. Специфика их применения для
конкретных видов продукции, работ, услуг 11
Глава 2. Основные источники формирования объемов материальных
ресурсов 17
2.1. Порядок определения при государственном
прогнозировании объемов производства
продукции, ее остатков у поставщиков и потребителей,
прочих поступлений 17
2.2. Система организации импорта РФ 21
Глава 3. Переход от распределительной системы обеспечения
народного хозяйства материальными ресурсами к
современным формам организации закупок и
поставок продукции для удовлетворения
потребностей народного хозяйства 26
Глава 4. Структура федеральных государственных нужд и
источники их финансирования 29
4.1. Процедура и принципы конкурсного отбора
предприятий-поставщиков 29
4.2. Значение разработки прогнозных материальных
балансов средств производства и предметов
потребления для увязки потребностей народного
хозяйства в важнейшей продукции с ее ресурсами 31
Заключение 34
Список литературы 35
Введение
Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии предприятий транспорта и связи. Поэтому государственное планирование распределения ресурсов страны для обеспечения максимального удовлетворения потребностей сограждан важный элемент экономики нашей страны, знание которого помогает решать любые хозяйственные задачи.
Объект исследования - организация закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Предмет исследования – особенности современной формы организации закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Цель исследования – изучить особенности современной формы организации закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить систему современной формы организации закупок и поставок продукции для государственных нужд;
- проанализировать порядок определения выпуска необходимых объемов продукции, импорта и т.д.;
- проследить переход от распределительной системы обеспечения народного хозяйства материальными ресурсами к современным условиям закупок и поставок продукции;
- изучить структуру федеральных государственных нужд и источники их финансирования.
Глава 1. Система современной формы организации закупок и поставок продукции для государственных нужд
1.1. Цели организации закупок и поставок продукции для государственных нужд
Система закупок и поставок продукции для государственных нужд (товароснабжение) представляет собой сложный процесс распределения товаров народного потребления между торговыми предприятиями и организациями и доведение их от производителей до розничной торговой сети в сроки, количестве и ассортименте, необходимых для наиболее полного удовлетворения спроса населения страны. От правильной организации товароснабжения зависят своевременное и бесперебойное поступление товаров в торговую сеть, скорость обращения товаров, состояние товарных запасов, структура товарного ассортимента магазинов страны, а конечном итоге – степень удовлетворения спроса населения (10).
Товароснабжение включает проведение оптовых закупок товаров и доставку их в розничную сеть. Оптовые закупки закладывают основы товароснабжения. Только при закупках оговариваются такие условия снабжения, как ассортимент товаров, сроки поставки, качество, комплектность товаров, цены, способы доставки и др. При закупках устанавливаются хозяйственные связи розничной торговли с промышленностью, оптовыми предприятиями, происходит воздействие торговли на поставщиков.
Научная организация товароснабжения розничной сети предполагает (6, 8):
- Правильное сочетание централизованного планирования товароснаб-
жения с самостоятельностью предприятий;
- экономическое обоснование выбора источников поступления товаров и разработку рациональных схем поставок;
- определение ассортимента, оптимального (с точки зрения народнохозяйственных затрат) объема, комплектности и периодичности завоза партий товаров в магазины;
- совершенствование технологии доставки товаров в магазины на основе дальнейшего развития их централизованного завоза в таре-оборудовании;
- применение автоматизированного управления процессами товароснабжения.
К организации закупочного процесса предъявляют следующие требования. Закупки товаров должны соответствовать профилю торговой организации, обеспечивать полное удовлетворение покупательского спроса, установленный ассортиментный перечень товаров в магазинах, выполнение плана товарооборота, поддержание нормативного уровня товарных запасов, доходность (рентабельность) торговой деятельности (7).
Проведение закупок товаров непосредственно связано с существующей системой планирования и распределения товарных ресурсов. Все товары, поступающие в каналы торговли, подразделяются на распределяемые в плановом порядке (или фондируемые) и не распределяемые (или регулируемые). Распределяемые товары включаются, как правило, в государственный заказ. Соответственно различают два вида закупок – централизованные и децентрализованные. Централизованные закупки ведут по товарам, фонды которых выделяются торговыми организациями страны. Закупки товаров осуществляются на оптовых ярмарках, базах, магазинах. Децентрализованные закупки ведут по товарам, фонды на которые не распределяются в плановом порядке. Основанием для закупок является соглашение сторон. Развитие децентрализованных закупок помогает изыскивать дополнительные товарные ресурсы за счет увеличения производства товаров на местах, и прежде всего на предприятиях тех отраслей промышленности, которые не заняты непосредственно выпуском товаров народного потребления (тяжелая промышленность, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная и др.).
При закупке товаров оптовые и розничные предприятия и организации вступают в экономические отношения с предприятиями промышленности, а также между собой. Эти отношения именуются хозяйственными связями (1).
Хозяйственные связи имеют правовую форму. Такой формой является договор поставки товаров народного потребления. Договор – это основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке всех видов товаров. Договор, как правило, заключается на продолжительный срок. В этой связи длительные хозяйственные связи являются наиболее эффективной формой взаимоотношений по поставкам товаров. Их преимущества состоят в том, что покупатели и поставщики строят свои взаимоотношения на основе долгосрочной программы. Это создает благоприятные условия для устойчивого снабжения розничной торговой сети.
Целью организации закупок и поставок продукции для государственных нужд является улучшение товароснабжения розничной сети, которое способствует расширению ассортиментов товаров и услуг, предлагаемых населению. Закупки и поставки продукции осуществляются всегда с целью обеспечения населения страны продовольственными и другими товарами. Поэтому далее рассмотрим на чем базируется закупка товаров, из каких параметров слагается заказ государству на выпуск той или иной продукции (8, 9).
Закупки товаров являются начальной стадией доведения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их осуществляют оптовые предприятия, а также розничные торговые организации, универмаги, фирменные магазины и т.д.
Закупочный процесс состоит из ряда операций. Предварительные операции включают выявление и изучение источников закупки товаров, определение необходимого количества товаров по общему объему и в ассортименте на основе изучения покупательского спроса, формирование заказов на товары.
Проведение закупок товаров возложено в розничных торговых организациях на торговый отдел. Задачами товароведов торгового отдела являются (7):
- организация изучения покупательского спроса;
- полное использование выделенных и изыскание дополнительных товарных ресурсов, особенно за счет местных источников, включая продукцию кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности;
- контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств и за поставкой в торговую сеть товаров согласованном ассортименте, в установленные сроки и надлежащего качества.
Для успешного выполнения закупочного процесса в торговых организациях составляют план закупок товаров на предстоящий период. Исходной базой для планирования служат объем розничного товарооборота в составе государственного заказа, рыночные фонды товаров народного потребления и нормативный размер товарных запасов, материалы изучения покупательского спроса, а также возможность достижения высоких результатов торговой деятельности. На основе этих данных рассчитывают объем закупок, определяют возможных поставщиков, группы и подгруппы товаров, которые требуется закупить, исполнителей и сроки выполнения.
Важным этапом закупочной деятельности торговых организаций является формирование ими заказов на товары.
Заказ торговли – это экономически обоснованное требование оптового покупателя к поставщику на производство и поставку товаров в развернутом ассортименте (по наименованиям, видам, артикулам и другим признакам) в пределах общего объема поставок и выделенных фондов. Заказы разрабатывают на основе тщательного анализа материалов изучения спроса населения и конъюнктуры рынка, объема продажи товаров в ассортименте, состояния товарных запасов. При этом принимают во внимание численность, социальный, половозрастной состав населения, уровень доходов семей, национальные, климатические, географические и другие особенности района деятельности торговых организаций, потребности рыночных и внерыночных потребителей (12).
Структура заказа должна отражать потребительские свойства товаров и учитывать такие их признаки, как модель, фасон, полнотно-размерная характеристика, колористическое исполнение и др. Каждая позиция заказа должна быть сформирована как в стоимостном, так и в натуральном (пары, метры, штуки, тонны и т.д.) исчислении с разбивкой на кварталы. Заказы должны обязывать промышленность расширять выпуск недорогих товаров. Практика последних лет свидетельствует о том, что из ассортимента «вымываются» дешевые изделия.
Вся полнота ответственности за обоснованность и правильность определения потребности в товарах, обеспечивающей гарантированную и бесперебойную их продажу в магазинах, возлагается на торговлю.
1.2. Основные методы определения потребностей народного хозяйства в материальных ресурсах: нормативный, статистический, прогнозный. Специфика их применения для конкретных видов продукции, работ, услуг
В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения в народном хозяйстве страны должны применяться методы определения потребностей народного хозяйства в материальных ресурсах. Эти методы помогут избежать излишнего выпуска не пользующейся спросом продукции и сориентировать в правильном направлении отрасли промышленности, в продукции которых страна нуждается в первую очередь.
При модели хозяйствования, основанной на административных методах управления, государственный план неизбежно принимал форму детальной разверстки плановых заданий. С переходом к экономическим методам управления качественно изменяются задачи и функции планирования. Оно утрачивает свое преимущественно административно-директивное содержание и становится важнейшим экономическим рычагом воздействия на процессы воспроизводства (2, 15).
Нормативный метод базируется на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу продукции или объема услуг. Такие нормативы характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Так, при планировании текущих затрат в торговле используют нормы расхода топлива, электроэнергии, нормы амортизации зданий, помещений, сооружений и оборудования, нормы обеспечения малоценными и быстроизнашивающимися предметами; при планировании развития торгово-складской сети – нормативы обеспеченности населения торговыми и складскими площадями. Планирование численности работников базируется на нормах выработки продавцов, кассиров, нормах времени обслуживания на предприятиях общественного питания.
При расчетах потребностей, к примеру, торговли в товарных ресурсах важно обосновать необходимые размеры товарных запасов, их прирост или уменьшение. С этой целью разрабатывают нормативы товарных запасов которые должны учитывать требования к торговому ассортименту, режимы завоза товаров и обеспеченность оборотными средствами для финансирования товарных запасов. Сами оборотные средства формируются в торговле в соответствии с нормативами, предусматривающими как их плановую величину, так и соотношение собственных и заемных источников финансирования (3).
Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются раз и навсегда данными. Часть из них должна пересматриваться по мере научно-технического прогресса, рационализации организации труда и торгово-технологического процесса. Другие нормативы зависят от изменения рыночных ситуаций, колебаний спроса населения и должны быть более подвижными, как, например, нормативы товарных запасов.
Роль нормативов при планировании затрат и финансов играют централизованно устанавливаемые тарифы и ставки (6):
- транспортные тарифы;
- ставки арендной платы;
- проценты за пользование банковским кредитом;
- оптово-сбытовые скидки и наценки.
По мере становления нового хозяйственного механизма и развития товарно-денежных отношений между предприятиями различных отраслей все большая часть цен, скидок, тарифов и ставок будет переходить в разряд договорных, определяемых соотношением спроса и предложения и задачами экономического регулирования интересов партнеров. В этих условиях возрастает значение технико-экономического обоснования договорных условий расчетов за товары и услуги. А, следовательно, возрастает роль нормативным методов определения потребностей народного хозяйства в материальных ресурсах.
С нормативным методом тесно связан прогнозный метод. При средне- и долгосрочном прогнозировании и перспективном планировании товарооборота применяют нормы рационального потребления и обеспеченности населения различными продовольственными и непродовольственными товарами. Здесь нормы играют роль ориентиров и в сочетании с экономически обоснованными сроками их достижения кладутся в основу определения будущей товарной структуры спроса и товарооборота. Использование вышеперечисленных норм и нормативов взаимосвязано и складывается в единый комплекс прогнозирования торгово-технологического процесса. Например, прогнозирование капиталовложений в строительство торговых складов представляет собой следующую цепочку расчетов: нормативы товарных запасов – нормативы складской площади на единицу товарных запасов – нормативы удельных капиталовложений на единицу складской площади (7, 11).
В основном, говоря о прогнозах, мы подразумеваем прогнозирование спроса. В этой связи надо заметить, что в практике прогнозирования спроса чаще всего применяются трендовые и регрессионные (факторные) модели.
Трендовые модели прогнозирования спроса представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным группам (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары и т. п.). Основной параметр трендовых моделей – время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый (краткосрочный) период тенденций и закономерностей базисного периода.
Регрессивные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другими или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса.
Математическую основу построения данных моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Для решения задач такого класса необходима электронно-вычислительная техника.
На основе статистических данных создается моделирование развития структуры спроса населения. Первым и важнейшим этапом моделирования выступает отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.
На втором этапе рассчитываются сила влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия (Пирсона, Фишера).
На третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости спроса от факторов; подбираются функции, наиболее точно описывающие процесс развития спроса.
Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.
Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчетов. Статистические и экономико-математические методы более эффективно используются при среднесрочном прогнозировании (лучше выявляются взаимосвязи, можно оценить развития самих факторов и т.п.).
Таким образом, статистические методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. С помощью их показателей появляется возможность спрогнозировать спрос на ту или иную продукцию.
Следует подчеркнуть, что прогнозирование структуры спроса – необходимое условие и обязательный этап обоснования планов развития товарооборота на всех уровнях управления. Без него невозможно увеличить степень удовлетворения спроса населения, использования имеющихся ресурсов и возможностей. Прогноз должен носить активный характер.
Глава 2. Основные источники формирования объемов материальных ресурсов
2.1. Порядок определения при государственном прогнозировании объемов производства продукции, ее остатков у поставщиков и потребителей, прочих поступлений
Важной экономической категорией и составным элементом рынка является товарное предложение или объем производства продукции. Его составными органически взаимосвязанными компонентами являются производство, производственные и товарные запасы, необходимые для обеспечения непрерывности и бесперебойности процесса производства и возобновления товарного предложения.
Размер товарного предложения за определенный период времени измеряется в натуральной, стоимостной и относительной (в днях оборота) формах величиной поступления товаров на рынок предметов потребления из всех источников, включая товарный запас.
Натурально-вещественный состав предложения зависит от товарной и реализованной продукции общественного производства, личных подсобных хозяйств, садоводческих и огороднических кооперативов, индивидуальной трудовой деятельности и т.п., предназначенной для продажи (1, 13).
Таким образом, производство в существенной мере определяет объем и структуру предложения и товарных запасов, направляемых на внутренний рынок. Размер и состав предложения, качество товаров зависят в основном от производственных факторов (15):
- размещения, специализации и концентрации производства;
- времени и периода производства;
- сложности и широты производственного ассортимента;
- использования в производстве достижений научно-технического прогресса и т.п.
Объектом товарного обращения является только товарная продукция – объем готовой продукции в денежном выражении, произведенной для реализации на сторону. Товарная продукция общественного, кооперативного и индивидуального производства образует вместе с импортными изделиями товарные ресурсы предметов народного потребления, предназначенные для реализации на внутренним рынке или для экспорта и определяющие предложение товаров. Они включают не все произведенные продовольственные и не продовольственные товары (так как часть их остается у производителей для внутренних нужд и натурального потребления), но могут превышать объем производства продукции за счет переходящих запасов и импорта.
Основная часть товарных ресурсов планируется государством и составляет товарные фонды. Оставшаяся часть не охватывается системой планирования и поступает в потребление через внутридеревенский и внедеревенский рынок, что хорошо прослеживается на рис.2.1.
Государство прогнозирует какой объем продукции необходимо выпустить, какую часть можно импортировать, а какую оставить у
Планируются Не планируются (регулируются)
|
|
|||||
Рис. 2.1. Система планирования товарных ресурсов государством
поставщиков и потребителей. Здесь мы сталкиваемся с понятиями внутреннего и внешнего рынка.
Сущность и границы внутреннего рынка определяются типом господствующих в обществе производственных отношений. Внутренний рынок товаров народного потребления складывается из товарных и региональных рынков, которые, являясь элементами единого внутреннего рынка, находятся во взаимосвязи (3).
На внутреннем рынке товаров народного потребления продавцами выступают государственные и негосударственные предприятия, а также отдельные граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, либо создающие товарную продукцию в сфере индивидуально-трудовой деятельности. Покупателями на рынке являются население, а также организации, предприятия и учреждения, приобретающие товары народного потребления для хозяйственных нужд. Посредниками между продавцами и покупателями выступают государственные и кооперативные торговые предприятия.
2.2. Система организации импорта РФ
Государство на основе статистических, нормативных и других методов, о которых шла речь выше, планирует какой объем продукции необходимо оставить на внутреннем рынке. Порой бывает, что государство прибегает к импорту товаров из других стран, с которыми оно поддерживает партнерские отношения. Это связано с тем, что товары, выпускаемые в нашей стране, либо производятся в недостаточном количестве, либо цены на них устанавливаются выше, чем на импортируемые товары. В этой связи импорт является выгодным экономическим средством.
Однако, используя импорт товаров, государство принимает защитные меры, дабы импортируемые товары не заполонили отечественный рынок, вытеснив тем самым отечественного производителя (5).
Рассмотрим защитные меры в отношении импорта товаров. Итак, в случае, если какой-либо товар (товары) импортируются в таких количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных либо непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права может принять защитные меры такого характера и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такого в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
Основанием для принятия решения о введение защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров (9).
Расследование производится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового. При этом под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства либо рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба – очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими возможностями причинения существенного ущерба.
По поручению Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти направляет уведомление соответствующим органам иностранных государств либо органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба либо угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной защитной меры и срока ее введения, а также о готовности консультаций по этим вопросам.
Сама процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпавших под ограничение.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена либо преодоление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливается Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ (5, 9, 14).
Каждый год в Россию импортируются различные товары. Динамику импорта РФ в 1991-2001 году, а также прогноз до 2005 года можно проследить на рис. 2.2.
Как следует из данных рис. 2.2. объем импорта снизился с 97,5 млрд. долл. в 1991 году до 49,3 млрд. долл. в 1998 году. Наиболее существенным стало падение импорта из стран СНГ: с 53 млрд. до 15 млрд. долл. Импорт стран дальнего зарубежья пострадал меньше и сократился за тот же период с 44,5 млрд. до 33,5 млрд. долл. Прогноз Министерств экономики РФ предусматривает при благоприятном развитии национальной экономики постепенный рост объема импорта в 2005 году составит 150 млрд. долл.
В импорте продолжает преобладать продукция машиностроения (35% от общего объема импорта в 1998 году). На втором месте – импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (26,3%), затем следуют продукция химической промышленности (14,5%), металлы и изделия из них (6,9%), минеральные продукты (5,5%), нефтепродукты (3,9%),
Рис.2.2. Импорт РФ по организованной торговле (в млрд. долларов)
текстиль, текстильные изделия и обувь (4%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,6%) по данным Государственного таможенного комитета РФ.
Глава 3. Переход от распределительной системы обеспечения народного хозяйства материальными ресурсами к современным формам организации закупок и поставок продукции для удовлетворения потребностей народного хозяйства
В условиях коренной перестройки управления экономикой, развития хозрасчета и самофинансирования в торговле организация товароснабжения приобретает качественно новое содержание. Отменено прикрепление покупателей к поставщикам. Торговые предприятия могут закупать товары у тех поставщиков, которые выпускают изделия, пользующиеся спросом. Повышены роль и ответственность торговли в формировании планов производства товаров. Народного потребления включается в состав государственного заказа, устанавливаемого предприятиям-изготовителям. Принят ряд новых документов (Положение о поставках товаров народного потребления и др.), значительно расширяющих права предприятий в решении многих вопросов хозяйственных взаимоотношений. Все эти меры создают объективные предпосылки для улучшения товароснабжения и более полного удовлетворения покупательского спроса (2, 14).
Сегодня ведущая роль в товароснабжении розничной торговой сети принадлежит оптовой торговле. Необходимость в оптовом звене обусловлена многими факторами, и прежде всего тем, что торговая сеть нуждается в товарном ассортименте, комплектуемом из продукции не одного, а многих предприятий. Кроме того, большая часть товаров реализуется не только в местах не только в местах их производства, но и доставляется в другие экономические районы страны; по многим товарам период реализации не совпадает со временем их производства, поэтому для поддержания устойчивого ассортимента требуются накопление и хранение товарных запасов.
Концентрируя на своих складах значительную часть товарных запасов, оптовые предприятия формируют ассортимент товаров в соответствии с заказами магазинов, осуществляют предварительную их подготовку к продаже и снабжении торговой сети по заранее согласованным графикам и маршрутам. Учитывая преимущества поставки товаров в магазины со складов оптовых предприятий, ставится задача дальнейшего увеличения складского товарооборота (8).
С переходом на рыночные условия хозяйствования к планированию товарных ресурсов и товарных фондов стали предусматриваться требования наиболее полного удовлетворения спроса населения и других потребителей, полная реализация товаров, закупаемых у производителей и поставщиков при наименьших затратах труда, материальных и денежных средств. Для этого сегодня необходимо выполнять следующие функции (12):
- определение платежеспособного спроса населения и других потребителей на товары;
- разработка плановых балансов валовых ресурсов сельскохозяйственной продукции и балансов товаров народного потребления;
- функция учета особенности, присущей конкретным товарам;
- определение планового объемы товарных фондов по рыночному и вне рыночному назначениям;
- разработка плана распределения рыночных фондов и плана поставок и т.д.
Сегодня товарные фонды по большинству товаров народного потребления планируют на основе материальных балансов разрабатываемых по отдельным товарам и группам товаров.
Глава 4. Структура федеральных государственных нужд и источники их
финансирования
4.1. Процедура и принципы конкурсного отбора предприятий-
поставщиков
Понятие предприятия-поставщики представляет собой обособленную специализированную единицу, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную продукцию и поставить ее заказчику.
Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики, выступающий в роли заказчика, имеет возможность налаживать деловые контакты с различными предприятиями-поставщиками. Однако, для того, чтобы не стать «жертвой» обмана, заказчик старается иметь дело только с надежными предприятиями-поставщиками.
Одним из методов выбора солидного предприятия-поставщика является конкурсный отбор, главным условием которого становится соблюдение для всех предприятий-конкурсантов общих правил и принципов участия в конкурсе (10).
Итак, процедура конкурсного отбора предприятий-поставщиков включает в себя:
1. Объявление о предстоящем конкурсном отборе предприятий-поставщиков, опубликованное в средствах массовой информации.
2. Регистрация участников конкурса.
3. Предоставление участниками конкурса отчета о своей деятельности за требуемый период времени.
4. Предоставление участниками конкурса проектов-предложений о совместном сотрудничестве с предприятием-заказчиком.
5. Отбор наиболее привлекательных проектов-предложений, представленных конкурсантов.
Принципами отбора предприятий-поставщиков являются следующие:
- устойчивое положение на рынке (надежность);
- высокое качество выпускаемой продукции (конкурентоспособность);
- приемлемые потребительские цены;
- способность поставлять необходимую продукцию в короткие сроки и т.д. (11, 13, 14).
4.2. Значение разработки прогнозных материальных балансов
средств производства и предметов потребления для увязки потребностей народного хозяйства в важнейшей продукции с ее ресурсами
Материальный баланс – это система взаимоувязанных показателей, характеризующих ресурсы товара по источникам его образования и их распределения по отдельным назначениям в соответствии с социальными, экономическими и политическими задачами государственного планирования.
При планировании товарных фондов разрабатываются более 500 балансов и балансовых расчетов (80 - по продовольственным товарам и более 420 – по непродовольственным товарам), охватывающих более 90% товарных ресурсов (6).
Учитывая остроту проблемы сбалансирования растущих денежных доходов населения с объемами товарных ресурсов и платных услуг, необходимо устанавливать такой объем производства продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления и оказания платных услуг, который бы соответствовал платежеспособному спросу населения страны.
Для этого необходимо на основе статистических и других методах разрабатывать прогнозные материальные балансы средств производства и предметов потребления для увязки потребностей народного хозяйства важнейшей продукции с ее ресурсами (рис.4.1.).
|
|
|
|
Рис. 4.1. Формирование товарных ресурсов предметов народного потребления
В связи с тем, что потребности населения безграничны, а ресурсы – ограничены, встает вопрос об оптимальном соотношении выпуска средств производства и предметов потребления.
Для наглядности и была представлена совокупность товарных ресурсов в целом по стране, краю и области на рис.4.1.
Для исчисления товарных ресурсов в целом по стране, краю и области наряду с разработкой балансов государственных ресурсов составляются также балансы и балансовые расчеты валовых ресурсов, охватывающие всю производимую продукцию.
Заключение
Переход к рыночной экономике невозможен без изменений в структуре государственного планирования. Игнорирование нового современного подхода к государственному планированию может привести к краху всей хозяйственной деятельности страны. Решения, принимаемые центральной властью непосредственно зависят от состояния экономики страны и в ее обязанности сегодня входит внимательно следить за состоянием всех процессов происходящих в стране, т.е. осуществлять мониторинг окружающей среды.
Главными задачами государственного планирования в современных условиях является:
- полное обеспечение страны сырьевыми и материальными ресурсами за счет диверсификации своего производства или экономически выгодных поставок по импорту;
- укрепление экономических связей между регионами России;
- рациональное использование научного и производственного потенциала страны для выхода из кризиса и структурной перестройки хозяйства страны;
- повышение уровня жизни населения всех регионов страны и т.д.
Список литературы
1.Баканов М.И. Экономический анализ в торговле.-М.: Экономика,1979.
2. Белявский И.К. Статистика торговли.-М.,1990.
3. Виноградский Н.Д., Шканова Е.Н. Управление торговлей.-М.: «Экономика»,1989.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.:Издательство «Финпресс»,1998.
5. Григорьев Ю.А. Бухгалтерский учет операций по импорту.-М.,1999.
6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.-М.,1999.
7. Казарская Н.И. Экономика и планирование советской торговли.-М.,1973.
8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика.-М.:Издательство «Дело и Сервис»,1998.
9. Наговицин А.Г. Внешняя торговля. Учебное пособие.-М.,1999.
10. Новиков М.Л. Организация торговли непродовольственными товарами.-М.,1989.
11. Сребник Б.В. Экономика торговля.- М.,1989
12. Торговое дело: Экономика и организация / Под ред. Л.А.Брагина.-М.,1997.
13. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И.Волкова.-М.:ИНФРА-М,1999.
14. Экономика торговли. Государственная торговля/ Под ред. Б.А.Соловьева.-М.,1990.
15. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. В.И.Видяпина.-М.:ИНФРА-М,1999.