Вариант 16: защитила на 5.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..

1.1.    Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета………………………………………………………..

1.2.    Классификация  и показатели доходов государственного бюджета ……………………………………………………….

1.3.    Классификация и показатели расходов государственного бюджета………………………………………………………..

1.4.    Статистические методы анализа показателей государственного бюджета …………………………………..

1.5.    Изучение сезонных колебаний……………………………….

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………

Задание 1…………………………………………………………….

Задание 2 ……………………………………………………………

Задание 3 ……………………………………………………………

Задание 4 ……………………………………………………………

3. аналитическая часть…………………………………………

3.1. Постановка задачи……………………………………………..

3.2. Методика решения задачи…………………………………….

3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов………….

3.4. Анализ результатов статистических расчетов………………

заключение…………………………………………………………..

литература……………………………………………………………

3

6

6

9

14

17

21

23

24

30

37

39

45

45

45

46

48

49

50

ВВЕДЕНИЕ

Статистика финансов — отрасль науки, которую традиционно принято называть социально-экономической статистикой.

Развитие статистики как общественной науки тесным образом связано с развитием общества, его организацией и научно-техни­ческим прогрессом, которые определяют методологические осно­вы и технический инструментарий статистического исследования, что в полной мере относится и к статистике финансов.

Одним из важнейших направлений статистики финансов явля­ется изучение государственных финансов — бюджетов различных уровней. Однако было бы ошибкой, как это часто делается, отож­дествлять и ограничивать объект статистики финансов со статис­тикой бюджетов. В условиях рыночной экономики бюджеты раз­личных уровней и их использование не являются простыми запи­сями статей — это реальные деньги. Бюджеты как государственные финансы являются частью финансовой статистики государства и изучаются как раздел статистики финансов.

Статистика финансов разрабатывает показатели, которые мо­гут быть сведены в стройную систему, описывающую изучаемый предмет. Она вскрывает закономерности в развитии явлений, вы­являет соотношения между ними, позволяет анализировать тен­денции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями.  Проблемы совершенствования статистики государственных финансов связаны с тем, что в настоящее время отсутствует необ­ходимая устойчивая информация для построения статистических классификаций, например классификации, отражающей структу­ру сектора государственного управления экономикой, которая в полной мере соответствовала бы требованиям СНС. Единый на­бор стандартных понятий, определений и процедур позволил бы оценить состояние и эффективность деятельности государствен­ных органов на всех уровнях не только внутри страны, но и в срав­нении с другими странами. Этот аспект проблемы ждет специаль­ной научной и методической разработки.

Формулировка предмета любой науки, в том числе статисти­ки финансов, в значительной степени определяет направления ее дальнейшего плодотворного развития.

Предметом статистики финансов как отрасли социально-эко­номической статистики в наиболее широкой форме является ко­личественная сторона массовых явлений, которые представляют собой совокупность экономических отношений, выражаемых в денежной форме и опосредствующих производство товаров и ус­луг, их распределение, перераспределение, потребление и накоп­ление. Предмету статистики финансов наряду с изучением и осве­щением количественной стороны перечисленных массовых явле­ний, как любой другой отрасли социально-экономической статистики, на любом этапе исследования присущ неразрывно свя­занный с ним качественный экономический анализ.

Предмет статистики финансов исключительно широк. Его спе­цифика определяется тем, что он представляет наиболее важную и сложную сферу экономических отношений в рыночной эконо­мике, заключающуюся в деятельности финансово-кредитной сис­темы. Вместе с тем широта предмета статистики финансов опре­деляется и тем, что каждая отрасль экономической и социальной статистики органично связана с финансами, поскольку результа­ты деятельности предприятий и организаций количественно вы­ражаются в денежной форме и зависят от наличия и характера ис­пользования различного рода фондов денежных средств.

В теоретической части курсовой работе затрагива­ются  проблемы статистического анализа доходной и расход­ной частей государственного бюджета, рассматриваются основные методы изучения объема, состава и динамики доходной и расходной частей государственного бюджета.

В расчетной части курсовой работы будет выполнено задание согласно варианту с использованием персонального компьютера. Для решения задач будет использовано приложение MS Office – Excel.

В аналитической части работы на основе данных о динамике дефицита федерального бюджета определяется основная тенденция рассматриваемого показателя.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета

Государственные финансы — важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средства­ми, необходимыми ему для выполнения экономических, соци­альных и политических функций.

Предметом статистического изучения являются государствен­ные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняю­щие специфические функции: бюджеты разных уровней государ­ственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Важной задачей статистики государственных финансов явля­ется изучение количественных закономерностей массовых процес­сов, происходящих при формировании и расходовании государ­ственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предпо­лагает определение объема государственных финансов, их струк­туры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строе­нии государственных финансов под воздействием экономичес­ких изменений; выявление факторов, влияющих на формирова­ние и расходование государственных финансов и их составных частей.

Информационной базой статистики государственных финан­сов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет—основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы — бюджеты разных уровней государственного  управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономической социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими пер обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Необходимой основой устойчивости и сбалансированное бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета до осуществления международных сопоставлений в области стати тики государственных финансов.

Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются:

Ø дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международным стандартами;

Ø определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;

Ø изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;

Ø анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

Ø анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Ø определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

Ø изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учрежде­ний.

Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государ­ственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о финансовых резуль­татах»; форма № 3 «Отчет о движении капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма № 2-2 «О составлении квар­тальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюд­жетной организации»; форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы до­ходов и расходов бюджетной организации, переведенной на но­вые условия хозяйствования»; форма 2-2 «Отчет об использова­нии бюджетных ассигнований организацией, предприятием»; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; формы 4,4-сводная «Отчет об исполнении сме­ты по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».

1.2. Классификация и показатели доходов государственного бюджета

Классификация доходов государственного бюджета Российс­кой Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета — это обязательные невозвратные платежи, поступаю­щие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и ка­питальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые по­ступления.

Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невоз­вратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налого­вым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фис­кальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж ино­странной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение на­логового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характе­ре налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозврат­ные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожер­твования).

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременны­ми и добровольными. Источниками     официальных      трансфертов      могут быть отечественные и

зарубежные органы государственно­го управления, а также международные организации. Официаль­ные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с ре­комендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифици­руются по источнику их получения (внутренние и внешние), а так­же по назначению (текущие и капитальные).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж ка­питальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из него­сударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, не­возвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организа­ций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Действующая российская бюджетная классификация отлича­ется от международных стандартов (рис.1).

В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не со­ответствует международным стандартам и отнесение к неналого­вым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов госу­дарственного бюджета Российской Федерации категорий налого­вых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отече­ственной классификации с международной классификацией.

Согласно действующей классификации обобщающими показа­телями доходов государственного бюджета РФ являются показа­тели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.

Рис.1. Классификация доходов бюджета Российской Федерации

Показатель общего объема доходов государственного бюдже­та отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего рас­пределению по территориальному, отраслевому и целевому наз­начению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступ­ления.

Налоговые доходы — это совокупность обязательных плате­жей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются стати­стикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обяза­тельство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на соци­альное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добав­ленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.

Новыми составляющими показателя налоговых поступлений в бюджетной классификации Российской Федерации, принятой в 1995 г., являются такие, как отчисление на социальное страхова­ние, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на соб­ственность, налоги на международную торговлю и внешние опе­рации. Платежи за использование природных ресурсов включены в состав налоговых доходов, хотя они налоговыми поступления­ми не являются.

Налоги являются важным экономическим рычагом. Посред­ством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоя­щее время в России проводится комплекс мероприятий по совер­шенствованию системы налогообложения, что по сути равносиль­но налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение на­логовой системы; налоговое стимулирование производства; совер­шенствование принципов бюджетного федерализма; развитие в стране муниципальных налоговых систем. Реформирование нало­говой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокуп­ность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты нало­гов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из не­государственных источников (дарения, добровольные пожертво­вания от частного сектора и др.). В российской бюджетной клас­сификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступ­лением от международной классификации доходов государствен­ного бюджета.

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспече­ния государственных служащих, функционирующих в рамках сек­тора государственного управления, доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государ­ственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источ­ников.

Принципиальным отличием обновленной системы показателей доходов государственного бюджета от существовавшей ранее яв­ляется то, что займы государства, осуществляемые с целью фи­нансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, поскольку в конечном счете они увеличивают государственный долг. Государственные займы в соответствии с новой классификацией отражаются в расходной части государственного бюджета, что согласуется с существую­щими международными стандартами.

1.3. Классификация и показатели расходов государственного бюджета

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально но­вый подход применен в отечественной статистике при разработ­ке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования госу­дарственных средств министерствами и ведомствами, но и увя­зать эти расходы с выполнением программных задач государ­ства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход от­сутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозврат­ные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюд­жета, введенной в 1995 г.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус пога­шение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (пре­доставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выпла­ченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

Ø функциональному назначению;

Ø экономическому назначению;

Ø ведомственному назначению.

Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятель­ности, вытекающие из основных функций государства. Эту зада­чу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельно­сти государства и посредством бюджетного финансирования обес­печить достижение поставленных целей.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, свя­занных с осуществлением основных функций государства. В обоб­щенном виде основные функции государства неизменны и характер­ны для всех стран, в их числе:

Ø государственное управление;

Ø обеспечение внутренней и внешней безопасности;

Ø международная деятельность;

Ø содействие научно-техническому прогрессу;

Ø социальное развитие.

В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

Ø государственное управление;

Ø судебная власть;

Ø межгосударственная деятельность;

Ø национальная оборона;

Ø правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности:

Ø фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

Ø промышленность, энергетика и строительная индустрия;

Ø сельское хозяйство и рыболовство;

Ø охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометео­рология, картография, геодезия, стандартизация и метрология:

Ø транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Ø развитие рыночной инфраструктуры;

Ø жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

Ø предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Ø образование;

Ø культура и искусство;

Ø средства массовой информации;

Ø здравоохранение и физическая культура;

Ø социальная политика;

Ø обслуживание и погашение государственного долга;

Ø пополнение государственных запасов и резервов;

Ø региональное развитие;

Ø утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

Ø прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри кото­рых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от сто­ящих проблем развития той или иной области экономики. Неко­торые функциональные разделы имеют временный характер (на­пример, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

От построения функциональной классификации, обоснованно­сти объемов финансирования отдельных ее разделов и подразде­лов зависит эффективность государственного управления. В каче­стве главных в функциональной классификации государственно­го бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международ­ную деятельность, участие государства в развитии науки и техни­ки, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, кон­версии военного производства, развитию рыночной инфраструк­туры, местному и региональному развитию, ликвидации послед­ствий стихийных бедствий.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

1.4. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета

Анализ статистических показателей государственного бюдже­та предполагает изучение динамики доходов и расходов государ­ственного бюджета, степени исполнения государственного бюд­жета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономи­ческого значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих де­фицит государственного бюджета; анализ источников финансиро­вания государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиаль­ным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюд­жетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюд­жетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпе­вает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уров­ней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и рас­ходов государственного бюджета за предшествующие годы соглас­но действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, вклю­ченных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показате­лей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопостави­мость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каж­дого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюд­жета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о струк­турных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчис­ленных в рамках одной классификации (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2002 и 2003 гг.

(в % к общей сумме доходов)

Наименование доходов

В % к итогу

2002 г.

2003 г.

Всего доходов

в том числе:

100,0

100,0

Налоговые доходы, всего в том числе

93,45

81,21

Налог на прибыль организаций

14,47

9,76

НДС

43,27

36,39

Акцизы

15,76

10,57

Таможенные пошлины

15,97

15,25

Платежи за природные ресурсы.

3,12

8,64

Прочие налоги и сборы

0,14

0,11

Финансы. 2004г., №3

Сравнение структуры доходов государственного бюджета в 2002 – 2003 гг. показало, что главной статьей доходов в эти годы стал налог на добавленную стоимость: 43,27% и 36,39% общей суммы доходов федерального бюджета соответственно.

Таблица 2

Структура расходов государственного бюджета в 2002 и 2003 гг.

(в % к общей сумме расходов)

Наименование расходов

В % к итогу

2002 г.

2003 г.

Всего расходов

Из них на :

100,0

100,0

Государственное управление

93,45

81,21

Международную деятельность

14,47

9,76

Национальную оборону

43,27

36,39

Правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

15,76

10,57

Промышленность, энергетику и строительство

15,97

15,25

Сельское хозяйство и рыболовство

3,12

8,64

Социально-культурные мероприятия

0,14

0,11

Финансы. 2004г. №3

Самое существенное изменение в структуре расходов государственного бюджета в 2003 г. по сравнению с 2002 г. наблюдалось по статьям расходов на социально-культурные мероприятия и международную деятельность. Расходы на социально-культурные мероприятия составили 14,1% общего объема доходов федерального бюджета в 2003 г., по сравнению с 7,7% в 2002 г. Расходы на международную деятельность в 2003 г. составили 0,5% общего объема доходов федерального бюджета по сравнению с 7,5% в 2002 г.

В целях характеристики масштабов перераспределительных про­цессов в стране посредством государственного вмешательства рассчи­тывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические данные о государственном бюджете позволя­ют анализировать величину задолженности по налоговым плате­жам, а также недоимки по отдельным видам налогов.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относитель­ных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интен­сивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчис­ляются темпы прироста показателей.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тен­денцию изменения отдельных показателей государственного бюд­жета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому вы­равниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики государственного бюджета явля­ются изучение и анализ закономерностей формирования и расхо­дования средств государственного бюджета на всех уровнях бюд­жетной системы.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономи­ческие показатели:

Ø объем валового внутреннего продукта;

Ø объем использованного национального дохода;

Ø объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д.

1.5. Изучение сезонных колебаний

При сравнении квартальных и месячных данных многих социаль­но-экономических явлений часто обнаруживаются периодические ко­лебания, возникающие под влиянием смены времен года. Они явля­ются результатом влияния природно-климатических условий, общих экономических факторов, а также многочисленных и разнообразных факторов, которые часто являются регулируемыми.

В широком понимании к сезонным относят все явления, кото­рые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную зако­номерность внутригодовых изменений, т. е. более или менее ус­тойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней.

В статистике периодические колебания, которые имеют опре­деленный и постоянный период, равный годовому промежутку, носят название «сезонные колебания» или «сезонные волны», а дина­мический ряд в этом случае называют сезонным рядом динамики.

В статистике существует ряд методов изучения и измерения се­зонных колебаний. Самый простой заключается в построении специ­альных показателей, которые называются индексами сезонности Is. Совокупность этих показателей отражает сезонную волну.

Индексами сезонности являются процентные отношения факти­ческих (эмпирических) внутригрупповых уровней к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Для того чтобы выявить устойчивую сезонную волну, на ко­торой не отражались бы случайные условия одного года, индек­сы сезонности вычисляют по данным за несколько лет (не менее трех), распределенным по месяцам.

Если ряд динамики не содержит ярко выраженной тенден­ции в развитии, то индексы сезонности вычисляются непосред­ственно по эмпирическим данным без их предварительного вы­равнивания.

Для каждого месяца рассчитывается средняя величина уров­ня, например за три года (уi), затем вычисляется среднемесяч­ный уровень для всего ряда  . После чего определяется показа­тель сезонной волны — индекс сезонности Is как процентное от­ношение средних для каждого месяца к общему среднемесячно­му уровню ряда, %:

                                         (1)

где    - средний уровень для каждого месяца (минимум за три года);

- среднемесячный уровень для всего ряда.

Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности изображают графически.

Прогнозирование динамического ряда с сезонными компонентами при отсутствии в нем тенденции сводится к прогнозированию среднего уровня () с последующей корректировкой его на сезонную компоненту – умножением на коэффициент сезонности:

                                          (2)

         

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Исходные данные

Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн.руб.

Таблица 1

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1

4,2

5,4

2

3,8

5,2

3

6,4

8,7

4

2,1

3,2

5

2,4

4,6

6

2,0

3,5

7

0,7

2

8

3,9

5

9

8,0

7,4

10

4,2

6

11

2,5

4,6

12

3,9

4,9

13

7,6

8,6

14

4,1

5,8

15

0,5

1,8

16

1,2

3,1

17

3,6

4,5

18

2,2

3,8

19

0,9

1,9

20

2,3

3,1

21

3,5

4,6

22

4,4

6,2

23

4,8

7,2

24

7,5

8

25

0,8

1,7

26

3,5

4,7

27

4,1

6,5

28

6,3

8,6

29

5,3

6,8

30

5,2

7,1

Задание 1

По исходным данным:

1.     Построить статистический ряд распределения регионов по признаку – доходы бюджета, образовав пять групп с равными интервалами.

2.     Построить графики полученного ряда распределения. Графически определить значения моды и медианы.

3.     Рассчитать характеристики интервального ряда распределения: среднее арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4.     Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным, сравнить ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения задания.

Решение

1. Построим статистический ряд распределения регионов по признаку доходы бюджета, образовав пять групп с равными интервалами.

Отсюда путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим следующие группы регионов по уровню дохода бюджета, результаты занесем в таблицу 2.

Таблица 2

Распределение регионов по уровню дохода бюджета

Группы регионов по уровню дохода бюджета, млн.руб.

Число регионов

 

Накопленная частота

0,5 - 2,0

5

1,25

5

2,0 - 3,5

6

2,75

11

3,5 - 5,0

12

4,25

23

5,0 - 6,5

4

5,75

27

6,5 - 8,0

3

7,25

30

Итого

30

 

 

2. Построим графики полученного ряда распределения: гистограмму, полигон и кумуляту.

Полигон представляет собой ломаную, в которой концы отрезков прямой имеют координаты (хi, ni).

Гистограмма  представляет собой ступенчатую фигуру из прямоугольников с основаниями, равными интервалам значений признака и высотами, равными частотам интервалов.

 Кумулята – кривая накопленных частот.

Рис.1 Гистограмма и полигон

Рис.2. Кумулята

Определим графически значение моды и медианы.

На рис.2 проведем горизонтальную прямую у=0,5·30=15, соответствующей накопленной частоте  niнак=15, до пересечения с кумулятой. Абсцисса точки пересечения и будет медианой вариационного ряда. Ме = 3,4 млн.руб.

На гистограмме распределения (рис.1) находим прямоугольник с наибольшей частотой. Соединив прямыми вершинами этого прямоугольника с соответствующими вершинами двух соседних прямоугольников, получим точку пересечения этих отрезков (диагоналей) абсцисса которой и будет модой вариационного ряда. Мо = 3,7 млн.руб..

1.     Рассчитаем характеристики интервального ряда

Таблица 3. Расположение на рабочем листе расчетных формул в формате Excel

Таблица 4. Результаты расчетов характеристик интервального ряда в Excel

Вывод: средний доход бюджета рассмотренных регионов изменяется от 0,5 млн.руб. до 8,0 млн.рублей. Среднее значение доходов бюджета составляет 3,95 млн.руб. Средняя арифметическая взвешенная и средняя арифметическая простая различаются, т.к. средняя арифметическая рассчитана для вариационного ряда, а средняя арифметическая простая для интервального ряда. Половина всех рассмотренных регионов имеют доходы бюджета в размере 3,4 млн. руб. Наиболее часто встречающийся уровень доходов бюджета в данной совокупности составляет 3,7 млн.руб. Коэффициент вариации рассматриваемого признака 44,3% свидетельствует о том, что данная совокупность средней однородности.

          Задание 2.

По исходным данным:

1.     Установить наличие и характер связи между доходами  и расходами бюджета, образовав пять групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

а) аналитической группировки,

б) корреляционной таблицы.

Измерить тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Сделать выводы.

Решение

1. Установим наличие и характер связи между доходами и расходами бюджета методом аналитической группировки.

          Вначале строим рабочую таблицу.

Интервалы возьмем такие же как в задании 1.

Таблица 5

Распределение регионов по уровню доходов бюджета

№ п/п

Группы регионов по уровню доходов бюджета

№ региона

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1

0,5 - 2,0

7

0,7

2,0

15

0,5

1,8

16

1,2

3,1

19

0,9

1,9

25

0,8

1,7

Итого

5

4,1

10,5

2

2,0 - 3,5

4

2,1

3,2

5

2,4

4,6

6

2,0

3,5

11

2,5

4,6

18

2,2

3,8

20

2,3

3,1

Итого

6

13,5

22,8

3

3,5 - 5,0

1

4,2

5,4

2

3,8

5,2

8

3,9

5,0

10

4,2

6,0

12

3,9

4,9

14

4,1

5,8

17

3,6

4,5

21

3,5

4,6

22

4,4

6,2

23

4,8

7,2

 

26

3,5

4,7

 

27

4,1

6,5

Итого

12

48,0

66,0

4

5,0 - 6,5

3

6,4

8,7

28

6,3

8,6

29

5,3

6,8

30

5,2

7,1

Итого

4

23,2

31,2

5

6,5 - 8,0

9

8,0

7,4

13

7,6

8,6

24

7,5

8,0

Итого

3

23,1

24,0

 

ВСЕГО

30

111,9

154,5

Для установления наличия и характера связи между доходами и расходами бюджета  по данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу (таблица 6).

Таблица 6

Зависимость расходов бюджета от доходов

Группы регионов по уровню доходов бюджета

Число регионов

Доходы бюджета, млн.руб

Расходы бюджета, млн.руб.

Всего

В среднем на 1 регион

Всего

В среднем на 1 регион

0,5 - 2,0

5

4,1

0,82

10,5

2,1

2,0 - 3,5

6

13,5

2,25

22,8

3,8

3,5 - 5,0

12

48,0

4,00

66

5,5

5,0 - 6,5

4

23,2

5,80

31,2

7,8

6,5 - 8,0

3

23,1

7,70

24

8,0

Итого:

30

111,9

3,73

154,5

5,2

Данные таблицы 6 показывают, что с ростом доходов бюджета расходы бюджета увеличиваются. Следовательно, между рассматриваемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.

2. Построим корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному и результативному признакам.

Факторный признак – доходы бюджета.

Величина интервала:

Результативный признак: расходы бюджета

Величина интервала:

Таблица 7

Распределение регионов по доходам и расходам бюджета

Доход бюджета, млн.руб.

Расход бюджета, млн.руб.

1,7 - 3,1

3,1 - 4,5

4,5 - 5,9

5,9 - 7,3

7,3 - 8,7

Итого:

0,5 - 2,0

4

1

 

 

 

5

2,0 - 3,5

 

4

2

 

 

6

3,5 - 5,0

 

 

8

4

 

12

5,0 - 6,5

 

 

 

2

2

4

6,5 - 8,0

 

 

 

 

3

3

Итого

4

5

10

6

5

30

Как видно из таблицы 7, распределение числа регионов произошло по диагонали, проведенной из левого верхнего в правый нижний угол таблицы, т.е. увеличение признака “доходы бюджета” сопровождалось увеличением признака “расходы бюджета”. Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.

          Измерим тесноту корреляционной связи с помощью коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Таблица 8. Расположение на рабочем листе Excel расчетных формул

Продолжение таблицы 8

Таблица 9. Результаты расчетов

Коэффициент детерминации показывает, что расходы бюджета на 88,1% зависит от доходов бюджета. Полученное эмпирическое корреляционное отношение свидетельствует о существенном влиянии на дифференциацию расходов бюджета доходов бюджета.

          Вывод: Между доходами и расходами бюджета  существует тесная прямая зависимость.

          Задание 3.

          По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определить:

1.     Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

2.     Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение

Результаты задания 1:

                              

1. Найдем среднюю квадратическую ошибку бесповторной выборки по формуле:

Так как по условию выборка 25%-ная, то

Тогда предельная ошибка для средней будет равна:

  

Так как по условию ошибку надо гарантировать с вероятностью 0,683, то коэффициент доверия  t=1,0.

Тогда

Тогда границы, в которых будет находиться средний доход бюджета в генеральной совокупности:

;

;

          Таким образом, с надежностью 0,683 средний доход бюджета в генеральной совокупности заключен в границах от 3,673 млрд.руб. до 4,227 млрд.руб.

2. Для определения ошибки выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более определим долю таких регионов в общей совокупности выборки:

w = 7/30 = 0,233

Рассчитаем среднюю ошибку бесповторной выборки для доли:

Предельная ошибка выборки  для доли равна:

Δ = 1 · 0,06684 = 0,0668

Определим границы генеральной доли:

0,2333 – 0,0668 ≤ p ≤ 0,2333+ 0,0668

или                          0,1665 ≤ p ≤ 0,3001

Таким образом, с надежностью 0,683 генеральная доля  регионов  со средним доходом бюджета 5 млрд.руб. и более находится в границах от 0,1665 до 0,3001.

Задание 4.

Исполнение регионального бюлжета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:

Таблица 10

Месяц

Налоговые поступления в % к ВРП

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Январь

2,5

2,6

2,4

Февраль

2,6

2,7

2,3

Март

3

2,8

2,5

Апрель

2,9

2,8

2,1

Май

2,8

2,7

2,3

Июнь

2,7

2,8

2,2

Июль

2,9

2,7

2,6

Август

2,8

2,7

2,6

Сентябрь

2,9

2,8

2,7

Октябрь

3

2,9

2,8

Ноябрь

3,1

3

3

Декабрь

3,2

2,9

3,3

ВРП в 2002 г. составил 26 млрд.руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. и 32,2 млрд.руб.

Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:

1.     Определите индексы сезонности методом простой средней.

2.     Постройте график сезонной волны.

3.     Осуществите прогноз валовых поступлений в процентах в ВРП по месяцам 2005 г. при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.

Решение

Согласно формуле 1 теоретической части данной работы определяем индексы сезонности.         

Таблица 11. Расположение на рабочем листе исходных данных и расчетных формул в формате Excel

Таблица 12. Результаты расчета индексов сезонности

          Анализ данных таблицы 12 позволяет сделать следующие выводы:

Ø налоговые поступления характеризуются мало выраженной сезонностью;

Ø налоговые поступления по отдельным месяцам года отклоняются от среднемесячных на 0,2 – 14,4%;

Ø наименьшие налоговые поступления составляют 91,28% в январе, а наибольшие -  в декабре (114,4%)

Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности изобразим графически.

Рис. 3. Сезонная волна налоговых поступлений

(изменение индексов сезонности в течение года)

На основании формулы 2 теоретической части работы осуществим прогноз налоговых поступлений на 2005 г., при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.

Результаты расчетов представлены в таблице 14, а порядок расчетов в таблице 13.

Таблица 13

Порядок расчета прогнозных значений налоговых поступлений по

месяцам 2005 г.

Таблица 14

Результаты расчета прогнозных значений налоговых поступлений по

месяцам 2005 г.

Месяц

Налоговые поступления в % к ВРП

Январь

5,32

Февраль

5,40

Март

5,89

Апрель

5,54

Май

5,54

Июнь

5,47

Июль

5,82

Август

5,75

Сентябрь

5,96

Октябрь

6,18

Ноябрь

6,46

Декабрь

6,67

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Постановка задачи

На основе данных о динамике дефицита федерального бюджета необходимо определить тенденцию рассматриваемого показателя.

Таблица 14

Дата

1.01

1.02

1.03

1.04

1.05

1.06

1.07

1.08

1.09

Дефицит федерального бюджета (в % к общей сумме расходов)

19,0

18,0

16,5

19,8

17,0

12,4

11,3

15,0

16,0

Источник: Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2005. №11

3.2. Методика решения задачи

Исходя из внутригодовой фактической динамики показателя в качестве функции выравнивания выберем уравнение прямой:

          Для нахождения параметров уравнения выравнивания решим систему:

Получим:

Определив выровненные значения функции  можно посчитать показатель относительной колеблемости уровней ряда около тренда:

          Коэффициент вариации:

3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов

Статистические расчеты параметров уравнения прямой и коэффициента вариации выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных данных представлены в таблице 15 и 16.

Таблица 15

Исходные данные и расчетные формулы в формате Excel

Таблица 16

Результаты расчетов

На рис. 4 представлено графическое  изображение динамики дефицита федерального бюджета.

3.4. Анализ результатов статистических расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.

Функция выравнивания имеет вид: y = 19,344 – 0,647 · t.

Величина относительной колеблемости уровней ряда около тренда, значение коэффициента вариации, а также графическое изображение фактической динамики дефицита государственного бюджета и тренда показывают, что выравнивания достаточно точно воспроизводит фактические данные. Таким образом, дефицит государственного бюджета в 2005г. имел тенденцию к понижению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших направлений статистики финансов явля­ется изучение государственных финансов — бюджетов различных уровней.

          Государственный бюджет—основной элемент государственных финансов.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономической социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда.

Анализ статистических показателей государственного бюдже­та предполагает изучение динамики доходов и расходов государ­ственного бюджета, степени исполнения государственного бюд­жета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономи­ческого значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих де­фицит государственного бюджета; анализ источников финансиро­вания государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Воронин В.Ф. Статистика. – М.: Экономистъ, 2004г.

2.     Годин А.М. Статистика: Учебник. –М.: “Дашков и К”, 2003

3.     Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА. 2003.

4.     Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебн.пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. –М.: Финансы и статистика, 2003.

5.     Курс социально – экономической статистики: Учебник для вузов/под ред. Проф. М.Г.Назарова. – М.: Финсатинформ, 2003.

6.     Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов./под ред. В.М. Симчеры. – М.: Финстатинформ, 1999.

7.     Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. –М., 2003.

8.     Российский статистический ежегодник. 2003.: Стат.сб. /Госкомстат России. –М., 2003.

9.     Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: учебник. – М.: Юристъ, 2001.

10.                        Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. –М., 2003.

11.                        Статистика: учебник / под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005.

12.                        Статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Витрэм, 2002.

13.                        Статистика финансов : Учебник / Под ред. В.Н.Салина. –М.: Финансы и статистика, 2002.

14.                        Экономико-статистический анализ: учеб. пособие для вузов/С.Д.Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.А.Орехов и др.; под ред. Проф. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15.                        Экономическая статистика. / под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М, 2001.

16.                        Российская экономика: прогнозы и тенденции. №11, 2005.