Оглавление

1. Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере

    труда……………………………………………………………………...3

2. Социальные процессы в трудовой организации………………………5

Список литературы………………………………………………………...8

1. Понятие социальной защиты и ее основные направления

 в сфере труда

 

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, а также формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет непросто. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей [2].

Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале ХХ в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого гражданина и вообще любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода (из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.) [1].

Сама система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

1) трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

2) социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В узком смысле социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для всех членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека (в частности, на работника в трудовой организации), обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни [4].

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

1) обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

2) создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

3) создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т. д.;

4) обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита от негативного воздействия индустриального производства;

5) обеспечение экологической безопасности членов общества;

6) защита граждан от преступных посягательств;

7) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

8) создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

9) защита от политического преследования и административного произвола;

10) обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

11) создание благоприятного психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

12) обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни [3].

2. Социальные процессы в трудовой организации

 

В трудовой организации, как целостной системе, происходит непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения.

Под социальным процессом в трудовой организации понимаются последовательные изменения социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в три основные группы:

I группа. Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Эти процессы включают в себя следующие моменты:

1) прогнозирование потребности в кадрах (Трудовая организация может функционировать эффективно лишь при количественном и качественном соответствии ее подсистем друг другу и целям организации.);

2) подбор и расстановка кадров (Подбор таких работников, которые могут обеспечить высокую эффективность труда.);

3) стабилизация коллектива, социальной организации (В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) и принимаются меры по устранению причин увольнений.).

II группа. Процессы изменения условий труда и жизни членов коллектива. Сюда входят следующие:

1) использование трудового потенциала;

2) удовлетворение первичных жизненных потребностей;

3) развитие социально-производственной инфраструктуры (создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В систему факторов, определяющих комфортность труда, входят следующие: социально-психологические условия; организационно-технические; психофизиологические; эстетические.);

4) развитие социально-бытовой инфраструктуры (Трудовым организациям необходимо принимать участие или самостоятельно решать проблему по развитию социально-бытовой инфраструктуры с учетом перспективных норм, комфорта и благоустроенности.);

5) удовлетворение духовных потребностей (Трудовой организации, ее руководителям должно быть небезразлично, как ее сотрудники проводят свободное от работы время. Отдых людей должен быть активным и способствовать восстановлению физических и духовных сил.);

6) удовлетворение трудовых и гражданских прав (По этому вопросу администрация трудовой организации должна контактировать с профсоюзной организацией.);

7) участие трудящихся в управлении делами коллектива (организации).

III группа.  Динамика  формирования  и развития  социальных  качеств людей. Данная группа включает следующие процессы:

1) изменение в системе потребностей и ценностных ориентациях работников (Рыночная система хозяйствования в наибольшей степени, чем командно-административная, ориентирована на учет потребностей и интересов людей. Ориентация на социальные интересы людей, их потребности – постоянный, возобновляемый источник экономического развития.);

2) динамика состояния дисциплины и правопорядка в  трудовой организации (В целях эффективного регулирования проблем трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации постоянно должны прорабатываться следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тенденции к ее изменению; состав нарушителей трудовой дисциплины и причины нарушений; влияние условий и организации труда, бытовых условий на состояние трудовой дисциплины; существующая практика морального и материального воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эффективность и т. д.);

3) изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности (Уровень и направленность всех видов активности необходимо периодически изучать и вносить коррективы в различные формы ее стимулирования.);

4) изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников (Необходимо постоянно следить за уровнем образования работников трудовой организации и принимать меры по его повышению.) ;

5) динамика формирования и готовности работников к инновационной деятельности (В условиях рынка, жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности при наименьших затратах труда, сырья, материалов и т. д.).

Процессы, представленные во всех трех группах, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Групповое деление является чисто условным, но такое абстрагирование предоставляет возможность операционализировать и измерить каждый процесс в отдельности [5].

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2000.- 432 с.

2. Казаринова Н.В. Социология. – М.: NOТА ВЕNЕ, 2000. – 271 с.

3. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – 640 с.

  4. Социология: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.  

  5. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999.-320с.