Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Современные тенденции развития организаций………………………5

2. Основные свойства и виды организаций будущего…………………...9

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение

Теория представляет знания в определенной сфере (отрасли) науки или жизнедеятельно­сти общества, объединяемые в систему и оформленные в виде законов, закономерностей взаи­мосвязей исследуемых параметров признаков и принципов построения научного знания.

Особенностью, определяющей место теории организации жизнедеятельности общества в струк­туре научного знания, является то, что жизнь отдельного человека и общества в целом может осуще­ствляться только в искусственно организованных формах. Поэтому все проблемы жизнедеятельности человека, обусловленные его индивидуальными психосоматическими особенностями во взаимо­связи с другими членами различных организационных образований, во взаимодействии с системами технических средств и искусственными материализованными условиями жизнедеятельности, в той или иной степени являются предметом теории организации. При этом рассмотрение искусствен­но-естественных организационных систем «человек-машина», безусловно, требует научных исследо­ваний не только человеческой составляющей в рамках организованной жизнедеятельности, но и принципиальных особенностей и сущности технических систем во взаимосвязи с организованной жизнью человека и общества.

Теория организации должна системно рассматривать вопросы наиболее эффектив­ного сочетания технических систем и человеческого «материала», объективно предопределенных на совместную «жизнь» в рамках различных социально-экономических и политических образований. Сле­довательно, теория организации должна в предмете своего исследования основываться как на ес­тественно-научных, инженерных знаниях о сущности, принципах и законах построения и функ­ционирования искусственных «технических систем», так и на социально-психологических, пси­хофизиологических знаниях о человеке и человеческих сообществах, а также комплексе других знаний (экономических, политических, исторических и т.п.), определяющих жизнедеятельность человечества в различных организованных формах.

Целесообразная и эффективная человеческая деятельность в рамках социально-экономических образований может быть организована только на основе системной обработки ретроспективной и прогностической информации о процессах организации жизнедеятельности во взаимосвязи с дина­микой окружающей среды: экосистемы и биосферы в целом. Поэтому методологические проблемы информационного обеспечения организованной жизнедеятельности общества также являются пред­метом теории организации. Более того, достижения научно-технического прогресса последних деся­тилетий XX в. существенным образом изменили не только материальные условия жизнедеятельности общества, но и структуру социальной среды.

1. Современные тенденции развития организаций

         Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют выполнение и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XXI веке. В табл. 1 и на рис.1, 2, 3 представлены основные характеристики этого процесса [4].

Таблица 1

Промышленные фазы

Классическая промышленная фаза (1900-1950 гг.)

Неоклассическая промышленная фаза (1950-1980 гг.)

Информационная фаза (с 1980 г.): автономные союзы; внутреннее предпринимательство, виртуальные структуры

Иерархическая структура

Матричная структура

Внутренний рынок

Рис. 1 Иерархическая структура

Рис. 2 Матричная структура

 

Рис. 3 Внутренний рынок

Эволюция организационной структуры представлена в табл. 2.

Таблица 2

Эволюция организационной структуры

Стабильность, простота

Внешняя среда

Турбулентность, комплексность

Эффективность, точность

Цели

Инновации, изменения

Иерархический контроль

Отчетность

Экономическая эффективность

Безопасность, справедливость

Мотивация

Вызов, вознаграждение

Упорядоченное рабочее отношение

Культура

Свобода предпринимательства

Бюрократия

Основная проблема

Неопределенность, риск

Важнейшим фактором эффективного управления является отношение к людям как ведущему ресурсу, капиталу, а не как к фактору издержек производства.

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должны стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления. Одними из наиболее заметных тенденций развития организаций на современном этапе являются:

1. Развитие интегрированных оперативных систем:

- гибкое производство;

- реинжиниринг;

- минимуму запасов;

- снижение размеров предприятия.

2. Развитие организационных структур:

- дивизиональные структуры;

- сетевые структуры;

- малые группы;

- внутренние рынки;

- стратегические центры прибыли.

3. Развитие систем управления качеством:

- бездефектная работа;

- активизация персонала;

- партнерство с поставщиками;

- самоконтроль.

4. Развитие систем стимулирования:

- участие в прибылях;

- развитие нематериального стимулирования.

5. Стабилизация состава работников:

- переквалификация;

- самостоятельность работников;

- улучшение состава работников.

6. Вовлечение работников в управление:

- рабочие группы и комитеты;

- демократизация управления [1; 3; 4].

2. Основные свойства и виды организаций будущего

Главным свойством организации будущего, как показывают исследования [1; 5], станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Образно говоря, организация будет напоминать хамелеона, меняющего свой цвет в связи с изменением света, эмоций, температуры. Как адаптирующийся механизм, организация будет меняться в соответствии с изменениями внешних условий и объективных требований к ней. Обобщение происходящих процессов и наметившихся тенденций показывает, что на первый план выйдут такие черты организаций, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации. Попытаемся дать характеристику этих свойств организаций (рис. 4) [4].

Как показывают современные исследования наиболее перспективными организациями будущего станут сетевые, виртуальные, интеллектуальные, самообучающиеся организации.

Сетевые организации

Развитие сетевых организаций началось в 1980-х гг., когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях.

 

Рис. 4 Основные свойства организаций будущего

В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Вместо того чтобы использовать оперативные календарные планы и передачу информации о ценах координации деятельности внутренних подразделений, они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур. В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать следующие:

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти фирмы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти фирмы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном  масштабе [2].

Виртуальные организации

В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуги) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время. В любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт - это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика [4]. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителями мгновенно.

Виртуальный продукт (как физический продукт, так и услуги) существует даже до того, как он произведен. Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в памяти работников, программах компьютеров и гибких производственных линий, другая отличительная особенность виртуальной продукции - возрастание роли потребителя как сопроизводителя продукции - может быть прослежена на примерах многих отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать прочные и длительные связи с поставщиками. Всего лишь за два десятилетия создание интегральных схем прошло путь от новых проектов, которые разрабатывались месяцами группами специалистов, а затем выполнялись в дорогостоящих лабораториях, до виртуальной продукции, создаваемой в течение нескольких часов и «строящейся» за несколько минут инженером, которому нет необходимости покидать свой кабинет, используя настольную «фабрику».

Интеллектуальные организации

Исследование широкого круга научно-технических, интеллектуальных, трудовых и иных факторов, оказывающих воздействие на изменение организационных систем, позволяет в определенной мере предвидеть их основные черты, свойства и характер функционирования в предстоящее десятилетие. Одной из таких разновидностей является интеллектуальная организация.

В исследованиях специалистов по управлению [1; 2] отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу скорее «свободного общества», чем «тоталитарного государства». По своей природе такие организации должны быть полностью плюралистическими, т.е. допускающими столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций, широко практикующих административный контроль. Рассматривая права работников такой организации, ученые в области управления, прежде всего, называют свободу слова, право свободной коммуникации с другими работниками независимо от их ранга и границ структурных                    подразделений [5]. Считается, что право принимать важные решения, такие, как «что делать» и «кто будет выполнять работу» в начальный период, будет удерживаться традиционной иерархической структурой. Однако постепенно произойдет передача этих прав более мелким и гибким самоуправляющимся рабочим группам, которые будут сами отвечать за весь рабочий процесс и его результаты. Опыт наделения каждого работника полномочиями и получения отдачи от возможности выбора и широкого партнерства превратит рабочие группы в информационные ученые лаборатории.

В будущем свобода и коллективизм будут иметь такое же основополагающее значение, какое имели бюрократия и иерархия в организациях ХХ века.

Обучающиеся организации

В теории организации и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компаний, как их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и соответственно не изменяются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения. Имеются даже попытки дать символическую интерпретацию организационного обучения. Этот процесс представляется, в частности, в таком виде:

Обучение = P + Q

где Р - программное обучение (чтение книг, лекций и др.);

      Q - обучение путем постановки вопросов, получения доказательств.

Обсуждение выводов, основанных на обобщении практического опыта. Обучение в действии, т.е. организационное обучение, базируется главным образом на Q. Его основной идеей является организация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна - решить проблему или выполнить проект; другая - обучиться в процессе выполнения задач. Сделать получение задания достоянием всех участников, представлять полученный материал руководству для последующего использования [4].

Современным организациям требуется гораздо более высокий уровень технического управления, действенные и полезные знания, повышение степени согласования совместных действий с долгосрочными обязательствами и понимание необходимости решения сложных проблем. Для этого необходимы, в свою очередь, подготовленные работники, которые открыто высказывают свое мнение, ценят знания и наилучшие решения, стремятся объединить усилия для общей творческой работы.

Заключение

Окружающий нас мир многогранен. Это не может не создавать серьезных проблем с его описанием. Выявление основных причинно-следственных связей, существующих в нем, требует значительных материальных и интеллектуальных усилий. Науке здесь принадлежит роль пионера, первопроходца. Практический опыт не дает возможности заглянуть глубоко в процессы, которые происходят вокруг нас в физической, химической, биологической, общественной и многих других формах. Только наука с ее аппаратом научных абстракций, гипотез, теорем в состоянии описать причинно-следственные связи, которые не видны «невооруженному глазу».

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

На современном этапе ученых все больше и больше интересует вопрос перспективных направлений развития организаций, среди которых они выделяют:

- развитие интегрированных оперативных систем;

- развитие организационных структур;

- развитие систем управления качеством;

- развитие систем стимулирования;

- стабилизацию состава работников;

- вовлечение работников в управление.

Движущей силой развития организации, как предполагают ученые, станет приспособление к быстроменяющейся внешней среде. При этом наиболее перспективными станут: сетевые, виртуальные, интеллектуальные, самообучающиеся организации.

Список литературы

1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 205с.

2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2003. – 416с.

3. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375с.

4. Соловьев В.С. Теория организации: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168с.

5. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч, 1999. – 416с.