Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность профессиональной ориентации и ее основные формы………4

2. Сущность и необходимость трудовой адаптации………………………11

3. Социальная адаптация в коллективе и ее задачи……………………….16

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………….24

Введение

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т.д.

Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации.

Целью данного исследования является изучение особенностей управления профессиональной ориентаций и трудовой адаптацией персонала.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и основные формы профессиональной ориентации;

- рассмотреть сущность трудовой адаптации и выявить ее необходимость;

- проанализировать сущность и задачи социальной адаптации.

1. Сущность профессиональной ориентации и ее основные формы

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. - к момен­ту открытия первого профконсультационного бюро в г.Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригод­ности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале канди­дат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уро­вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности вы­держать все тяготы длительного периода образования [4, с.46].

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус­пешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вер­нувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал  важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида­вал значение диагностике в первую очередь именно этих способ­ностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно от­носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспа­ривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко рас­пространенная должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь появились первые элементы проф­отбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора пре­тендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий счи­тается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж­дународной выставки медицинского оборудования и методов ох­раны здоровья (1884 г.). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возмож­ности организма и психические свойства - всего по 17 показате­лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег­ких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек­тов, различение цветов, острота зрения и др. По полной програм­ме было исследовано 9337 человек [4, с.48-49].

 В России профориентационная деятельность начала разверты­ваться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю­дей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопро­сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са­мому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются?  6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей [14, с.58].

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями:

1. Социальная функция профессиональной ориен­тации, которая предполагает процесс усвоения школьниками опре­деленной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную дея­тельность. Поэтому профессиональ­ную ориентацию учащихся необходимо рассматривать, прежде всего, с позиций социального заказа общества.

2. Экономическая функция, которая означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлет­воренности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной актив­ности и производительности труда, экономию рабочего времени

3. Медико-физиологическая функция - эта реализация требований к здоровью и отдельным физиоло­гическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

4. Психолого-педагогическая функция – это, прежде всего, выявление и формирование интересов, склон­ностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответство­вала бы индивидуальным особенностям личности, ее по­тенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопреде­лением школьников [7, с.88; 11, с.112-113].

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность – это гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом.

В основе первого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Под этим понимают такие индивидуально–психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений.

Профессиональная пригодность формирует качество и во многом находится в руках самого человека. Из литературных источников известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически нездоровый, слабый, малорослый А.В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканьем Цицерон – знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием (в него входят: самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения).

Изменчивость профпригодности обуславливается изменчивостью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим  прогрессом. Например, изменяются орудия труда (от обыкновенных счет к компьютеру), соответственно изменяются и требования профессии к человеку.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интересэто индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности [8, с.15].

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия.

Интересы могут переходить в склонности стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Определенной формой профессиональной ориентации  является профессиональный отбор. Профессиональный отбор - это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности че­ловека для выполнения той или иной работы [2, с.34]. Применительно к про­изводственному коллективу проблема профотбора состоит в определе­нии профессиональной пригодности как совокупности особенностей человека его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией.

Профотбор осуществляется в два этапа:

1. На первом этапе на основе материалов наблюдения, опросов, тестирования рабочих процессов, бесед с руководителями, ведущими специалистами составляется профессиограмма. Профессиограмма - это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. В нее входят и требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает: производственно-техническую, эконо­мическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогиче­скую и психофизиологическую характеристики.

2. На втором этапе изучают природные данные, наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления поступаю­щего на предприятие молодого человека. И на их основе составляют карту личности, которая характеризует человека в социальном аспек­те (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профес­сиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность произ­водственной деятельностью), психологическом (черты характера, осо­бенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление во­ли) и физиологическом (тип высшей нервной деятельности, особен­ности организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности используют обычно два основных методов: сис­тему тестов (набор задач, в процессе решения которых опре­деляются психофизиологические особенности и качества человека - внимание, темперамент и т.д.) и личную беседу с поступающим на работу,              анкетирование [2, с.37-39; 5, с.90-93].

Также на предприятиях и организациях должна осуществлять­ся система должностного и профессионального продвижения в зави­симости от учебы работника, стажа его работы, приобретаемых про­фессиональных навыков, инициативности и заинтересованности в результатах качественного труда и т.д.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия двух карьер: профессиональной и внутриорганизационной. Работник должен четко знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, ка­ких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продви­жение по службе. На разных этапах карьеры работник удовлетворяет различные потребности [2, с.40].

С целью, управления карьерой и наведения порядка на этом участке работы на предприятии (в трудовом коллективе) на каждо­го вновь поступающего работника заводится специальная карта адаптации и профессионального продвижения. Карта является своего рода регистрационным документом, отражающим ход трудовой адаптации новичков. В ней приводятся демографические характе­ристики работающего, данные о составе семьи, мотивы поступле­ния на предприятие, мотивы выбора профессии, его трудовой путь до поступления на предприятие, пожелания работника в отноше­нии дальнейшего повышения или изменения квалификации, профессии, пожелания в отношении увеличения заработка и т.д. При очередном переобучении, переподготовке, приобретении ус­тойчивых профессиональных навыков работники поощряются пе­ремещением по служебной лестнице, увеличением заработка и т.д. Таким образом, карта помогает прослеживать профессиональные и квалификационные изменения работника, в определенной степе­ни управлять этим процессом, а этапы карьеры могут быть своего рода ориентиром при ее планировании.

2. Сущность и необходимость трудовой адаптации

Понятие адаптация происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспо­собление к окружающей среде. Трудовая адаптация - это социаль­ный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в кото­ром личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами [14, с.98].

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений кон­кретной трудовой организации, усваивает новые для него соци­альные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуаль­ную позицию с целями и задачами организации (трудового кол­лектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предпи­саниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определен­ные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с ко­торыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и пред­приятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в резуль­тате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и но­вой для нее социальной средой.

Процедуры адаптации призваны облегчить вхождение новых сотрудников в организацию.

Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и тре­бует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чув­ствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут от­реагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как прово­димая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности               ра­ботой [5, с.111].

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творче­ский потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, мо­жет многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [1, с.95].

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявля­ется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информа­ции и ее практической реализации; росте всех видов активности; удов­летворенности различными сторонами трудовой деятельности.

Трудо­вая адаптация может быть:

- первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду;

- вторичной - при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существен­ных изменениях среды [3, с.156; 5, с.114; 10, с.83].

Вторичная трудовая адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, об­щественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией:

1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формиро­вании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной рабо­той, приобретении навыков профессионального мастерства, сноров­ки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоот­ношений, позитивном взаимодействии с его членами. О данном виде трудовой адаптации подробнее пойдет речь в следующем параграфе.

3. Общественно-организационная адаптация означает освоение орга­низационной структуры предприятия (коллектива), системы управ­ления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д.

4. Культурно-бытовая адаптация - это освоение в трудовой органи­зации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производст­ва, общего развития членов организации, спецификой и особенно­стями использования свободного от работы времени. Быстро и безбо­лезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по ра­боте, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.

5. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном произ­водстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучше­ние санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, по­явление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Материа­лы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих во­просы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно [12, с.45].

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.              

2. Стадия приспособления, на этом этапе работник переориентирует­ся, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой.

4. Стадия идентификации, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и т.д. По харак­теру идентификации различают три категории работников: безраз­личные, частично идентифицированные и полностью идентифициро­ванные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. И конечные результаты такой тру­довой организации всегда высоки [13, с.147-148].

Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Факторы трудовой адаптации - это условия, влияющие на течение, сроки, темны и результаты этого процесса. Среди них можно выде­лить как объективные, так и субъективные.

Объективные (в трудовой организации - это факторы, связанные с производственным процес­сом) - факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производст­венных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер кол­лектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.).

К субъективным (личностным) факторам относятся:

- социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и  т.д.);

- социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производст­венной ситуации, способности самоконтроля и умения распреде­лять свои движения и Действия во времени, коммуникабельность и  т.д.);

- социологические (степень профессионального интереса, матери­альной и моральной заинтересованности в эффективности и ка­честве труда и  т.д.) [5, с.121].

Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника тру­дом, морально-психологическим климатом в коллективе. Как видим, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уве­ренность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт. Необходимо по-настоящему использовать свой опыт и делать выводы на будущее. В частности, по всем этим критериям можно су­дить и об уровне адаптации.

3. Социальная адаптация в коллективе и ее задачи

Социальная адаптация - это вклю­чение работника в систему взаимоотношений трудовой организа­ции с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями [9, с.65].

В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о соци­ально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информа­ция не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой органи­зацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией.

Социальная адаптация может быть связана с немалыми трудностями, к кото­рым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловлен­ные недооценкой трудностей, важности живого человеческого об­щения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Для достижения целей социальной адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалис­тов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен со­стоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессио­нальная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).

Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориента­ции и переориентации, а также выпускников подшефных школ, ко­торые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на но­вых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.

Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:

- изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведе­ние мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответству­ющей переструктуризации кадрового потенциала;

- наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и опи­саний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;

- расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим мес­там, закреплением ротаций и внутрипроизводственными перемеще­ниями кадров, формирование стабильного трудового коллектива;

- отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талан­том организатора;

- организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях [6, с.92-93].

В обязанности профконсультанта входят:

1. Профессиональная консультация для работников предприятия.

2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.

3. Участие в найме и отборе персонала.

4. Организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников.

5. Налаживание связей с ПТУ.

6. Организация оборудования кабинета профориентации на пред­приятии.

7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематичес­ких стендов профориентации.

8. Организация разработки профессиограмм.

9. Организация тематических вечеров для школьников.

10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением ра­бочих, руководителей, специалистов управления предприятия.

11. Организация в школах выставок литературы о выборе профес­сии.

12. Проведение группового обследования профессиональной на­правленности школьников.

13. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации.

14. Проведение в организации дня открытых дверей [5, с.182].

В обязанности менеджера по персоналу входят:

1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.

2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.

3. Организация экскурсии по рабочим местам.

4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (со­вместно с руководителем).

5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).

6. Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем) [5, с.183].

Особые потребности в социальной адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои осо­бенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов [6, с.96].

Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной [9, с.68].

Успешность адаптации зависит от целого рада условий, главными из которых являются [3, с.175]:

–      качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

–      объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

–      отработанность организационного механизма управления процес­сом адаптации;

–      престиж и привлекательность профессии, работы по определен­ной специальности именно в данной организации;

–      особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

–      наличие отработанной системы внедрения новшеств;

–      гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

–      особенности социально-психологического климата, сложивше­гося в коллективе;

–      личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить, что профориентация, являясь самостоятельной областью знания, формируется на стыке различных наук, среди которых педагогика, психология, социология, экономика, философия, медицина, право. При этом профессиональная ориентация  призвана выполнять социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую функции.

Каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. В свою очередь, профпригодность характеризуется такими показателями, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом.

Профессиональная ориентация и профессиональная пригодность тесно связаны с понятием «трудовая адаптация». Трудовая адаптация есть социальный процесс освоения личностью но­вой трудовой ситуации, когда личность и трудовая среда активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство разных видов адаптации профессио­нальной, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.

С адаптацией тесно связан личностный потенциал работника как совокупность определенных черт и качеств работника. Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энер­гию человека, его деятельную позицию. Психофизиологический, тру­довой потенциал работника, его образование, опыт активно влияют на уровень и степень адаптации.

Однако адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Профотбор осуществляется в два этапа. На пер­вом на основе результатов наблюдения, опросов, тестирования и т.д. составляется профессиограмма. На втором этапе изучаются природ­ные данные, наклонности, социальные, психологические и физиоло­гические проявления молодого человека. Для управления процессом адаптации и карьерой на предприятии на вновь поступившего моло­дого работника составляется специальная карта адаптации и профес­сионального продвижения. Она помогает прослеживать профессио­нальные и квалификационные изменения работника и управлять этим процессом.

Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую оче­редь трех организационных элементов:

–      структурное закрепление функции управления адаптацией;

–      технология процесса управления адаптацией;

–      информационное обеспечение этого процесса.

В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть пред­ложены следующие:

1)               выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функ­ции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала;

2)               распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам под­разделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. Следует заметить, что спе­циалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник од­ного из подразделений системы управления персоналом, так и под­готовленный к этой роли сотрудник другого функционального подразделения;

3)               развитие наставничества, которое в последние годы незаслу­женно забыто в отечественных организациях. Зарубежные фирмы ак­тивно применяет наставничество, рассматривая его как форму до­верия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддержи­вается материальными стимулами. В качестве наставников могут вы­ступать как опытные работники со стажем, руководители, так и мо­лодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя;

4)               развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предме­том функциональных взаимосвязей между подразделениями управ­ления адаптацией и организации управления являются главным об­разом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п.

Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становит­ся фактором успешной адаптации работников к новым условиям.

В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:

–      организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;

–      проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

–      интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

–      проведение организационно-подготовительной работы при вве­дении новшеств;

–      специальные курсы подготовки наставников;

–      использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении зада­ний. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного по­ощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;

–      выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

–      выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);

–      подготовка замены кадров при их ротации;

–      проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

Кроме того, следует обратить внимание на реализацию принци­пов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким прин­ципам организации труда можно отнести:

–      создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;

–      определение рациональной степени свободы режима труда, ши­рокое использование аккордного принципа работы;

–      оптимальное дублирование задач подразделений, введение эле­ментов конкурсности и соревновательности подразделений, проек­тов и т.п.;

–      гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуаль­ных);

–      участие работников в управлении (использование методов груп­повой выработки решений, коллективного участия в разработке стра­тегических программ, делегирование полномочий и ответственно­сти и т.п.);

–      проведение совещаний с рациональной периодичностью и дли­тельностью;

–      рациональное использование возникающих референтных групп;

–      использование творческих методов выработки решений;

–      обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки.

Список использованной литературы

1. Волгин А.П., Матирко В.И. и др. Управление персоналом в условиях ры­ночной экономики (опыт ФРГ). - М.: Дело, 1992. – 238с.

2. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные кор­порации. - М.: Дело, 1993. – 344с.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1997. – 387с.

4. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления пер­соналом па предприятии. - М.: ГАУ, 1995. – 402с.

5. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 455с.

6. Моргунов Е.Б. Управление персоналом. Исследование,  оценка,  обучение. Учебное пособие. – М., 2001. – 455с.

7. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.: Финстатинформ, 1997. – 385с.

8. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 1996. – 382с.

9. Самыгин С.И. и др. Основы управления персоналом – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 428с.

10. Сотников С.И. Управление карьерой. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 365с.

11. Управление организацией. Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Ру­мянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА - М, 1998. – 376с.

12. Управление персоналом   / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 348с.

13. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес - школа «Интел - Синтез», 2000. – 359с.

14. Экономика труда и социально - трудовые отношения / Под ред.              Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. – 376с.