Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
1. Оформление политологии в самостоятельную науку, ее предмет
и содержание …………………………………………………………4
2. Уровни исследования и функции политологии ……………………8
Заключение …………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………15
Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.
1. Оформление политологии в самостоятельную науку, ее предмет и содержание
Окончательное оформление политологии в самостоятельную науку произошло в середине XX в., т. е. уже в Новейшее время.
Особенностью этой эпохи явилось окончательное выделение политической сферы в самостоятельную подсистему общественной жизни. Сформировались и в большинстве индустриально развитых стран утвердились важнейшие политические институты, государственные органы власти, партии, общественно-политические движения, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее типах и формах.
Отличительной чертой Новейшего времени в политической сфере явилась демократизация политических систем в большинстве стран мира, а также углубление этого процесса в странах с развитой демократией, что прежде всего проявилось в утверждении и расширении там системы местного самоуправления. Одновременно с этим в странах с социально ориентированной экономикой не только расширились, но и видоизменились функции государства: одной из главных его задач стала защита населения в социальной области, возросла его регулирующая роль в экономической и экологической сферах [5; 8].
В подобных условиях политология оказалась по-настоящему востребованной наукой, поскольку способствовала совершенствованию форм и методов управления обществом. В то же время она содействовала повышению уровня политической культуры населения и, следовательно, росту его политической активности.
Вывод о том, что политология стала особой отраслью научного знания именно в этот период, можно сделать исходя из следующих обстоятельств.
Во-первых, к этому времени она обрела все атрибуты академической науки [1; 3]:
- завершилось ее обособление от философии, этики и права;
- достаточно четко определились ее предметная, методологическая и функциональная структуры;
- выявились области взаимодействия политологии со смежными науками - философией, этикой, социологией, правом, психологией;
- произошла дифференциация политического знания на ряд специализированных дисциплин (исследования внутренней и внешней политики, политических систем и политических элит, типологии власти и политических партий и др.).
Во-вторых, политологические исследования стали важным подспорьем при поиске политических решений, осуществлении реформ и других политических акций. Политологи повсеместно стали привлекаться к участию в практической политике, управлению обществом и государством.
В-третьих, в политологии уже сложилась система научных школ и направлений. Появились профессиональные научные и учебные заведения. Первой среди них была Школа политологических наук, созданная во Франции в 1878 г. Позднее в США при Колумбийском колледже была организована Школа политических наук, при Парижском университете - Институт политических наук, в Дании - Институт политических исследований.
фактом общественного признания политологии как самостоятельной научной дисциплины явилась организация в 1949 г. под эгидой ООН Международной ассоциации политической науки.
Современная политология («наука о политике», «политическая наука») представляет собой дифференцированную науку, состоящую как из сугубо политических, так и синтезированных дисциплин: собственно политологии (политической теории), политической философии, политической психологии, политической социологии, политической антропологии и др.
Каждая из этих локальных наук изучает ту или иную сторону (или часть) политической реальности, а политология в целом - политическую жизнь общества во всех ее проявлениях. Предметом ее исследований, таким образом, является весь многообразный мир политики, включая те его области, которые находятся на стыке с другими общественными сферами [8].
Основным, интегрирующим элементом науки о политике является политическая теория (теория политики), а в ней - учение о политических системах. Эта область политологии исследует сферу политической деятельности индивидов, социальных групп и институтов. Она обращается к анализу типов и форм политической власти, сущности и роли политических институтов, к принципам их организации и ресурсам влияния, основанию и законности функционирования. Политическая теория выявляет характер взаимодействия участников политической жизни - индивидов, групп, институтов, политических лидеров, а также формы подобных взаимодействий, их цели и социальную сущность.
Определенное представление о содержании современной политической теории может дать перечень тем, которые, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, должны изучать студенты российских вузов. В него входят следующие основные разделы науки о политике [4; 5; 7]:
- политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; гражданское общество, его происхождение и особенности; институциональные аспекты политики; политическая власть;
- политическая система; политические режимы; политические партии; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политические организации и движения;
- политическая элита; политическое лидерство; социальные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; методология познания политической реальности; политическая аналитика и прогностика.
2. Уровни исследования и функции политологии
Как и многие другие науки, политология делится на два относительно самостоятельных направления или, иначе говоря, два основных уровня исследований: теоретический и прикладной (практический).
Теоретическая политология является фундаментальной, академической наукой, основная цель которой - приращение политического знания. Предметом ее исследований является изучение политики как специфической сферы общественной жизни. Она концентрирует свое внимание на присущих этой сфере закономерностях, тенденциях и противоречиях, стремится обобщить, проанализировать и объяснить глобальные процессы политического развития общества. Параллельно с этим в недрах теоретической политологии идет разработка понятийного аппарата и методологии политических исследований.
Если теоретическая политология ориентирована прежде всего на приращение фундаментальных знаний о политике, то предметом прикладной, практической политологии является текущая политика, анализ конкретных политических событий, выявление их причин и возможных последствий.
Прикладная политология акцентирует свое внимание на выработке механизмов разрешения общественных конфликтов, технологии ведения политических переговоров, проведения избирательных кампаний, манипулирования массовым сознанием. В рамках практической политологии разрабатывается также техника и технология организации власти, принятия решений, работы аппаратов управления, информации, пропаганды и контрпропаганды, деятельности политических учреждений и организаций, выяснение общественного мнения и т. п.
Соответственно основными действующими лицами в области прикладной политологии являются не теоретики, хотя это и не исключено, а эксперты и советники политических деятелей, работники государственного и партийного аппаратов, аналитических фирм и групп, руководители и политические обозреватели средств массовой информации.
Если теоретическая политология в силу своего основного предназначения (расширение общих, фундаментальных знаний о политике) до определенной степени идеологически и политически нейтральна, то практическая политология нередко ангажирована, т. е. ориентирована на клиента, заказчика. Однако в тех случаях, когда выводы практической политологни строятся на объективном анализе текущих политических событий, явлений и процессов, они (выводы) нередко ложатся в основу теоретических обобщений, дополняя или обновляя те или иные положения теоретической политологии.
Как научная дисциплина, ориентированная на решение теоретических и практических задач, связанных с политической жизнью общества, политология выполняет несколько общественных функций. Основными из них являются: познавательная, прогностическая, управленческая (служебная) и воспитательная.
Суть познавательной функции состоит в наиболее полном познании политической сферы общества, раскрытии присущих ей объективных связей, отношений и противоречий. На основе изучения и обобщения значительного массива эмпирического материала, путем обнаружения и критического анализа до того не выявленных наукой фактов политической реальности, реже -экспериментов в сфере политики, выявляются закономерности и тенденции развития политических систем, разрабатываются оптимальные модели и структуры политического управления [2; 3].
Тем самым не только обогащается политическая теория, но и появляется научное обоснование для создания одних и ликвидации других политических институтов, стимулируется развитие политических процессов, уточнение или изменение существующего законодательства. Подобное явление наблюдалось еще в эпоху Просвещения. Ведь, например, теория разделения властей Локка и Монтескье явилась научным обобщением результатов английской буржуазной революции XVII в., одним из следствий которой было создание в структуре власти системы «сдержек и противовесов».
Логическим продолжением познавательной функции политологии является прогностическая функция. Ее смысл заключается в разработке научно обоснованных прогнозов развития политических систем и их отдельных институтов, а также внутригосударственных, межгосударственных и международных политических процессов. История знает случаи, когда политическая наука предвосхищала те или иные общественные явления. В частности, теоретическое обоснование прав человека и гражданина было дано задолго до того, как оно было конституционально оформлено сначала в отдельных странах, а затем и в большинстве государств мира. Точно так же появлению первых парламентов способствовали теоретические разработки в области проблем представительной демократии.
Выполняя свою прогностическую функцию, политология конструирует политическое будущее как на дальнюю, так и на ближнюю перспективу. В первом случае она строит прогноз политического развития тех или иных институтов или той или иной страны на достаточно длительном историческом этапе, чаще всего представляя при этом несколько сценариев развития политических процессов. Во втором, наиболее частом случае даются кратковременные прогнозы развития политических ситуаций в стране или регионе, перспектив и возможностей конкретных политических лидеров и организаций.
Наличие познавательной и прогностической функций политологии наглядно отражает ориентацию этой науки на решение не только теоретических, но и практических задач. Однако наиболее четко связь науки о политике с политической практикой отражает управленческая (служебная) функция политологии.
Сущность этой функции легко понять через выявление основных направлений деятельности политологов-теоретиков и практиков.
К ним относятся [6]:
- определение правовых норм функционирования политических учреждений и лиц (их права и функции, отношения негосударственных институтов с государством, правила юридического оформления общественно-политических организаций, а также законодательство в области политических актов и процедур (выборы, референдумы, принятие новых законов и т. д.);
- планирование политических действий (от проведения предвыборных кампаний и заседаний правительства до митингов и демонстраций, от поведения парламентариев в той или иной ситуации до разработки доктрины экономического развития страны);
- разработка рекомендаций политическому руководству в связи с предстоящими общественными событиями, процедурами и процессами.
Нередко управленческую функцию политологии студенты понимают как прямое участие политологов в управлении страной или политической организацией. Между тем отношения политологов с институтами управления не столь прямолинейны. Вскрывая тенденции развития определенных политических событий, явлений и процессов, политологи дают конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного политического руководства и управления. Одновременно они анализируют ту или иную ситуацию, определяют соотношение сил и уровень влияния участников политических событий, степень политического риска, формы и методы реализации политических решений и противодействия оппозиции и выдают на этой основе рекомендации политическому руководству. Тем самым, политологи являются особой, теневой группой политиков, которая опосредованно, через влияние на политическую элиту и ее лидеров, воздействует на политическую жизнь своих стран, участвуя подобным образом в управлении обществом.
Три перечисленные выше функции политологии более всего ориентированы на политические институты, в той или иной степени влияя на их практическую деятельность.
В отличие от них, воспитательная функция, или, как ее нередко определяют, функция политической социализации, направлена преимущественно на индивидуального субъекта политики. Посредством выполнения этой функции политология призвана формировать политическую культуру населения, дать индивиду хотя бы минимум знаний об основных понятиях политической науки, о политических реальностях, нормах политического поведения. В ее задачу входит также разъяснение народу смысла происходящих в стране и мире политических событий. Наличие подобных знаний дает гражданину возможность сравнивать существующие в мире политические системы, анализировать формы, способы и методы осуществления власти в своей и других странах, а также степень выполнения государством и другими политическими институтами своих функциональных обязанностей. Все это, в свою очередь, должно помочь человеку правильно оценить конкретную политическую ситуацию, выработать точку зрения на те или иные политические события, явления и процессы, определить отношение к существующим партиям и движениям, т. е. осознанно участвовать в политической жизни общества и, в меру своих возможностей, влиять на политику своего региона или страны в целом.
Ситуация, однако, такова, что достаточно высоким уровнем политической культуры (и не только в России) обладает сравнительно небольшая часть населения. Большинство же находится под влиянием политологов и политических обозревателей. В идеале каждый из них должен занимать объективную позицию, абстрагироваться от своих политических симпатий и антипатий. Однако в реальной жизни над политологом чаще всего довлеют его пристрастия к тем или иным политическим силам. И потому в реальности воспитательная функция политологии нередко преобразуется в не свойственную ей идеологическую функцию, целью которой, скрытой или явной, является пропаганда или контрпропаганда идей какого-либо одного идеологического направления, политики конкретных социальных институтов, групп и их лидеров.
Заключение
Заключая обзор современной политической мысли хотелось бы отметить, что простой человек не может прямо повлиять на политическую жизнь с целью ее изменения. Даже известная и авторитетная личность не в силах быстро что-либо изменить, поскольку существуют объективные условия и причины взаимозависимости социальных слоев и групп, ведь политика есть отношения между классами, нациями и государствами. Главными являются отношения к власти. Следовательно, политику можно определить как борьбу за власть, ее завоевание, удержание и использование. Нет смысла искать причины наших бед в таинственной «душе» русского народа, постоянно винить старых и новых политиков, власти предержащие. Было бы непоправимой ошибкой отбросить курс на переустройство жизни в России, ее демократизацию, на духовное раскрепощение личности.
Советское государство оперировало массами и было отчуждено от конкретного человека, приносимого в жертву правящей номенклатуре. Ныне весь комплекс вопросов демократизации, многопартийности, разгосударствления и приватизации собственности не может оставить в сторона ни одного человека, проникнутого заботой о собственной судьбе и исторических судьбах России. На действительность уже влияют свободное предпринимательство, инициативные работники. Исключительно важна в наши дни именно сумма индивидуальных усилий и гражданских позиций личности. Она выступает силой, способной отказаться от коллективности в политической жизни, в осуществлении либеральных реформ. Свобода личности не может пониматься как страсть к разрушению, она осознается как личная ответственность, как способность не разрушать, а строить, созидать.
Список литературы
1. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.-192с.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Наука,1995. – 344 с.
3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХв. // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С.3-25.
4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: «Логос», 2000. – 386 с.
5. Панарин А.С. Политология. - М.: Проспект, 2000. - 440с.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи.. - М.: Аспект Пресс,1995. - 244с.
7. Рябов В.В. Политология на Российском фоне. - М.: «Луч»,1993. -425с.
8. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 212с.