Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

1. Оформление политологии в самостоятельную науку, ее предмет

    и содержание …………………………………………………………4

2. Уровни исследования и функции политологии ……………………8

Заключение …………………………………………………………….14

Список литературы ……………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

 

 

 

 

1. Оформление политологии в самостоятельную науку, ее предмет и содержание

Окончательное оформление политологии в самостоятельную науку произошло в середине XX в., т. е. уже в Новейшее время.

Особенностью этой эпохи явилось окончательное выде­ление политической сферы в самостоятельную подсисте­му общественной жизни. Сформировались и в большинстве индустриально развитых стран утвердились важнейшие полити­ческие институты, государственные органы власти, партии, обще­ственно-политические движения, которые в совокупности соста­вили современную политическую систему в различных ее типах и формах.

Отличительной чертой Новейшего времени в политической сфере явилась демократизация политических систем в большин­стве стран мира, а также углубление этого процесса в странах с развитой демократией, что прежде всего проявилось в утвержде­нии и расширении там системы местного самоуправления. Од­новременно с этим в странах с социально ориентированной эко­номикой не только расширились, но и видоизменились функции государства: одной из главных его задач стала защи­та населения в социальной области, возросла его регулирующая роль в экономической и экологической сферах [5; 8].

В подобных условиях политология оказалась по-настоящему востребованной наукой, поскольку способствовала совершенство­ванию форм и методов управления обществом. В то же время она содействовала повышению уровня политической культуры населения и, следовательно, росту его политической активности.

Вывод о том, что политология стала особой отраслью научно­го знания именно в этот период, можно сделать исходя из следу­ющих обстоятельств.

Во-первых, к этому времени она обрела все атрибуты ака­демической науки [1; 3]:

- завершилось ее обособление от философии, этики и права;

- достаточно четко определились ее предметная, методоло­гическая и функциональная структуры;

- выявились области взаимодействия политологии со смеж­ными науками - философией, этикой, социологией, правом, пси­хологией;

- произошла дифференциация политического знания на ряд специализированных дисциплин (исследования внутренней и внеш­ней политики, политических систем и политических элит, типоло­гии власти и политических партий и др.).

Во-вторых, политологические исследования стали важным подспорьем при поиске политических решений, осуществ­лении реформ и других политических акций. Политологи повсеместно стали привлекаться к участию в практической поли­тике, управлению обществом и государством.

В-третьих, в политологии уже сложилась система науч­ных школ и направлений. Появились профессиональные науч­ные и учебные заведения. Первой среди них была Школа поли­тологических наук, созданная во Франции в 1878 г. Позднее в США при Колумбийском колледже была организована Школа по­литических наук, при Парижском университете - Институт поли­тических наук, в Дании - Институт политических исследований.

фактом общественного признания политологии как самосто­ятельной научной дисциплины явилась организация в 1949 г. под эгидой ООН Международной ассоциации политической науки.

Современная политология («наука о политике», «политическая наука») представляет собой дифференцированную науку, состоя­щую как из сугубо политических, так и синтезированных дисциплин: собственно политологии (политической теории), по­литической философии, политической психологии, политической социологии, политической антропологии и др.

Каждая из этих локальных наук изучает ту или иную сторону (или часть) политической реальности, а политология в целом - политическую жизнь общества во всех ее проявлениях. Пред­метом ее исследований, таким образом, является весь много­образный мир политики, включая те его области, которые находятся на стыке с другими общественными сферами [8].

Основным, интегрирующим элементом науки о политике яв­ляется политическая теория (теория политики), а в ней - учение о политических системах. Эта область политологии исследует сферу политической деятельности индивидов, социальных групп и институтов. Она обращается к анализу типов и форм политичес­кой власти, сущности и роли политических институтов, к принци­пам их организации и ресурсам влияния, основанию и законнос­ти функционирования. Политическая теория выявляет характер взаимодействия участников политической жизни - индивидов, групп, институтов, политических лидеров, а также формы подобных взаи­модействий, их цели и социальную сущность.

Определенное представление о содержании современной политической теории может дать перечень тем, которые, в соот­ветствии с Государственным образовательным стандартом, дол­жны изучать студенты российских вузов.    В него входят следую­щие основные разделы науки о политике [4; 5;  7]:

- политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современ­ных обществ; социальные функции политики; история политичес­ких учений; гражданское общество, его происхождение и особен­ности; институциональные аспекты политики; политическая власть;

- политическая система; политические режимы; политические партии; политические отношения и процессы; политические кон­фликты и способы их разрешения; политические технологии; по­литический менеджмент; политические организации и движения;

- политическая элита; политическое лидерство; социальные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; осо­бенности мирового политического процесса; методология позна­ния политической реальности; политическая аналитика и прогно­стика.

2. Уровни исследования и функции политологии

Как и многие другие науки, политология делится на два относительно самостоятельных направления или, иначе говоря, два основных уровня исследований: теоретический и прикладной (практический).

Теоретическая политология является фундаментальной, академической наукой, основная цель которой - приращение политического знания. Предметом ее исследований является изу­чение политики как специфической сферы общественной жизни. Она концентрирует свое внимание на присущих этой сфере закономерностях, тенденциях и противоречиях, стремится обобщить, проанализировать и объяснить глобальные процес­сы политического развития общества. Параллельно с этим в не­драх теоретической политологии идет разработка понятийного аппарата и методологии политических исследований.

Если теоретическая политология ориентирована прежде все­го на приращение фундаментальных знаний о политике, то пред­метом прикладной, практической политологии является теку­щая политика, анализ конкретных политических событий, выявление их причин и возможных последствий.

Прикладная политология акцентирует свое внимание на вы­работке механизмов разрешения общественных конфликтов, тех­нологии ведения политических переговоров, проведения избира­тельных кампаний, манипулирования массовым сознанием. В рамках практической политологии разрабатывается также тех­ника и технология организации власти, принятия решений, ра­боты аппаратов управления, информации, пропаганды и контр­пропаганды, деятельности политических учреждений и организаций, выяснение общественного мнения и т. п.

Соответственно основными действующими лицами в облас­ти прикладной политологии являются не теоретики, хотя это и не исключено, а эксперты и советники политических деятелей, ра­ботники государственного и партийного аппаратов, аналитичес­ких фирм и групп, руководители и политические обозреватели средств массовой информации.

Если теоретическая политология в силу своего основного предназначения (расширение общих, фундаментальных знаний о политике) до определенной степени идеологически и политичес­ки нейтральна, то практическая политология нередко ангажиро­вана, т. е. ориентирована на клиента, заказчика. Однако в тех слу­чаях, когда выводы практической политологни строятся на объективном анализе текущих политических событий, явлений и процессов, они (выводы) нередко ложатся в основу теоретичес­ких обобщений, дополняя или обновляя те или иные положения теоретической политологии.

Как научная дисциплина, ориентированная на решение тео­ретических и практических задач, связанных с политической жиз­нью общества, политология выполняет несколько общественных функций. Основными из них являются: познавательная, прогнос­тическая, управленческая (служебная) и воспитательная.

Суть познавательной функции состоит в наиболее полном познании политической сферы общества, раскрытии присущих ей объективных связей, отношений и противоречий. На основе изучения и обобщения значительного массива эмпирического материала, путем обнаружения и критического анализа до того не выявленных наукой фактов политической реальности, реже -экспериментов в сфере политики, выявляются закономерности и тенденции развития политических систем, разрабатываются оп­тимальные модели и структуры политического управления [2; 3].

Тем самым не только обогащается политическая теория, но и появляется научное обоснование для создания одних и ликвида­ции других политических институтов, стимулируется развитие по­литических процессов, уточнение или изменение существующего законодательства. Подобное явление наблюдалось еще в эпоху Просвещения. Ведь, например, теория разделения властей Локка и Монтескье явилась научным обобщением результатов английс­кой буржуазной революции XVII в., одним из следствий которой было создание в структуре власти системы «сдержек и противо­весов».

Логическим продолжением познавательной функции политоло­гии является прогностическая функция. Ее смысл заключается в разработке научно обоснованных прогнозов развития политических систем и их отдельных институтов, а также внутригосударственных, межгосударственных и международных политических процессов. История знает случаи, когда политическая наука предвосхищала те или иные общественные явления. В частности, теоретическое обоснование прав человека и гражданина было дано задолго до того, как оно было конституционально оформлено сначала в от­дельных странах, а затем и в большинстве государств мира. Точ­но так же появлению первых парламентов способствовали тео­ретические разработки в области проблем представительной демократии.

Выполняя свою прогностическую функцию, политология кон­струирует политическое будущее как на дальнюю, так и на ближ­нюю перспективу. В первом случае она строит прогноз полити­ческого развития тех или иных институтов или той или иной страны на достаточно длительном историческом этапе, чаще всего представляя при этом несколько сценариев развития полити­ческих процессов. Во втором, наиболее частом случае даются кратковременные прогнозы развития политических ситуаций в стране или регионе, перспектив и возможностей конкретных политических лидеров и организаций.

Наличие познавательной и прогностической функций политологии наглядно отражает ориентацию этой науки на решение не только теоретических, но и практических задач. Однако наибо­лее четко связь науки о политике с политической практикой от­ражает управленческая (служебная) функция политологии.

Сущность этой функции легко понять через выявление основ­ных направлений деятельности политологов-теоретиков и прак­тиков.

К ним относятся [6]:

- определение правовых норм функционирования политичес­ких учреждений и лиц (их права и функции, отношения негосудар­ственных институтов с государством, правила юридического офор­мления общественно-политических организаций, а также законодательство в области политических актов и процедур (вы­боры, референдумы, принятие новых законов и т. д.);

- планирование политических действий (от проведения пред­выборных кампаний и заседаний правительства до митингов и демонстраций, от поведения парламентариев в той или иной ситуации до разработки доктрины экономического развития страны);

- разработка рекомендаций политическому руководству в свя­зи с предстоящими общественными событиями, процедурами и процессами.

Нередко управленческую функцию политологии студенты по­нимают как прямое участие политологов в управлении страной или политической организацией. Между тем отношения полито­логов с институтами управления не столь прямолинейны. Вскры­вая тенденции развития определенных политических событий, яв­лений и процессов, политологи дают конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного политического руководства и управления. Одновременно они анализируют ту или иную ситуацию, определяют соотношение сил и уровень вли­яния участников политических событий, степень политического риска, формы и методы реализации политических решений и про­тиводействия оппозиции и выдают на этой основе рекомендации политическому руководству. Тем самым, политологи являются осо­бой, теневой группой политиков, которая опосредованно, через влияние на политическую элиту и ее лидеров, воздействует на политическую жизнь своих стран, участвуя подобным образом в управлении обществом.

Три перечисленные выше функции политологии более всего ориентированы на политические институты, в той или иной степе­ни влияя на их практическую деятельность.

В отличие от них, воспитательная функция, или, как ее не­редко определяют, функция политической социализации, на­правлена преимущественно на индивидуального субъекта поли­тики. Посредством выполнения этой функции политология призвана формировать политическую культуру населения, дать ин­дивиду хотя бы минимум знаний об основных понятиях полити­ческой науки, о политических реальностях, нормах политического поведения. В ее задачу входит также разъяснение народу смыс­ла происходящих в стране и мире политических событий. Нали­чие подобных знаний дает гражданину возможность сравнивать существующие в мире политические системы, анализировать фор­мы, способы и методы осуществления власти в своей и других странах, а также степень выполнения государством и другими политическими институтами своих функциональных обязаннос­тей. Все это, в свою очередь, должно помочь человеку правильно оценить конкретную политическую ситуацию, выработать точку зрения на те или иные политические события, явления и процес­сы, определить отношение к существующим партиям и движени­ям, т. е. осознанно участвовать в политической жизни общества и, в меру своих возможностей, влиять на политику своего региона или страны в целом.

Ситуация, однако, такова, что достаточно высоким уровнем политической культуры (и не только в России) обладает сравни­тельно небольшая часть населения. Большинство же находится под влиянием политологов и политических обозревателей. В иде­але каждый из них должен занимать объективную позицию, абст­рагироваться от своих политических симпатий и антипатий. Од­нако в реальной жизни над политологом чаще всего довлеют его пристрастия к тем или иным политическим силам. И потому в реальности воспитательная функция политологии нередко пре­образуется в не свойственную ей идеологическую функцию, це­лью которой, скрытой или явной, является пропаганда или контр­пропаганда идей какого-либо одного идеологического направления, политики конкретных социальных институтов, групп и их лидеров.

                                               Заключение

Заключая обзор современной политической мысли хотелось бы отметить, что простой человек не может прямо повлиять на политическую жизнь с целью ее изменения. Даже известная и авторитетная личность не в силах быстро что-либо изменить, поскольку существуют объективные условия и причины взаимозависимости социальных слоев и групп, ведь политика есть отношения между классами, нациями и государствами. Главными являются отношения к власти. Следовательно, политику можно определить как борьбу за власть, ее завоевание, удержание и использование. Нет смысла искать причины наших бед в таинственной «душе» русского народа, постоянно винить старых и новых политиков, власти предержащие. Было бы  непоправимой ошибкой отбросить курс на переустройство жизни в России, ее демократизацию, на духовное раскрепощение личности.

Советское государство оперировало массами и было отчуждено от конкретного человека, приносимого в жертву правящей номенклатуре. Ныне весь комплекс вопросов демократизации, многопартийности, разгосударствления и приватизации собственности не может оставить в сторона ни одного человека, проникнутого заботой о собственной судьбе и исторических судьбах России. На действительность уже влияют свободное предпринимательство, инициативные работники. Исключительно важна в наши дни именно сумма индивидуальных усилий и гражданских позиций личности. Она выступает силой, способной отказаться от коллективности в политической жизни, в осуществлении либеральных реформ. Свобода личности не может пониматься как страсть к разрушению, она осознается как личная ответственность, как способность не разрушать, а строить, созидать.

                                          Список литературы

1. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.-192с.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Наука,1995. – 344 с.

3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХв. // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С.3-25.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: «Логос», 2000. – 386 с.

5. Панарин А.С. Политология. - М.: Проспект, 2000. - 440с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи.. - М.: Аспект Пресс,1995. - 244с.

7. Рябов В.В. Политология на Российском фоне. - М.: «Луч»,1993. -425с.

8. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 212с.